Яри-Матти Латвала
![]() Яри-Матти Латвала, Ралли Германии 2017 | |
Персональная информация | |
---|---|
Национальность | ![]() |
Рожденный | Тёйся , Финляндия | 3 апреля 1985 г.
чемпионата мира по ралли Рекорд | |
Активные годы | 2002 – 2020 |
штурман | ![]() ![]() ![]() |
Команды | Стобарт Форд , Форд , Фольксваген , Тойота |
Митинги | 211 |
Чемпионаты | 0 |
Победы в ралли | 18 |
Подиумы | 67 |
Победы на этапах | 539 |
Всего баллов | 1668 |
Первый митинг | 2002 Ралли Великобритании |
Первая победа | 2008 Шведское ралли |
Последняя победа | Ралли Австралии 2018 |
Последний митинг | Ралли Финляндии 2024 |
Яри-Матти Латвала (англ. Финское произношение: [ˈjɑriˌmɑtːi ˈlɑt.ʋɑ.lɑ] ; родился 3 апреля 1985 года) — финский раллийный гонщик , участник чемпионата мира по ралли (WRC). Его штурманом на протяжении большей части карьеры был Миикка Анттила , который выступал за Латвалу между 2003 года Ралли Германии и Ралли Каталонии 2019 года . Он хорошо известен своим агрессивным стилем вождения, за что ему много аплодисментов и сравнения с покойным Колином Макреем . Одержав 18 побед на этапах WRC, он является одним из самых успешных гонщиков, не выигравших чемпионат. Латвала также является гонщиком, имеющим наибольшее количество стартов в мировом ралли в этом виде спорта, чего он достиг в 2019 году, через 17 лет после своего дебюта.
Начиная с 2021 года он занимал должность руководителя команды Toyota Gazoo Racing WRT , заменив Томми Мякинена . [1]
Карьера
[ редактировать ]Латвала начал водить машину, когда ему было восемь лет, после того как его отец Яри Латвала получил Ford Escort , также раллийный гонщик и чемпион страны 1994 года в N. классе [2] В десять лет Латвала начал тренироваться на Opel Ascona на замерзшем озере. [3]
2000-е
[ редактировать ]
Первым мировым ралли Латвалы стало в 2002 году, Ралли Великобритании когда ему было 17 лет. Он финишировал на 17-м месте на Mitsubishi Lancer Evolution VI . В 2003 году Латвала участвовал в четырех этапах WRC на Ford Focus WRC , заняв десятое место на ралли Акрополь , 17-е место на ралли Германии , 14-е место на ралли Neste Oil Rally Finland и десятое место на ралли Великобритании. [4]
В 2004 году Латвала в основном выступал на автомобиле юниорского чемпионата мира по ралли класса S1600 . группы N Его лучшим общим результатом на чемпионате мира по ралли было 21-е место на Subaru Impreza WRX STI на Тур де Корс . В сезоне 2005 года Латвала участвовал в девяти мировых ралли; шесть с Impreza Группы N и три с World Rally Car . Его лучшим результатом в общем зачете было 16-е место, что ему удалось трижды; на Ралли Швеции на Toyota Corolla WRC , а также на Тур де Корс и Ралли Италии Сардинии на Impreza. [4]
2006–2007: Стобарт Форд
[ редактировать ]
В 2006 году Латвала участвовал в 11 мировых ралли. На своем домашнем этапе Neste Oil Rally Finland он управлял Subaru Impreza WRX STI за шесть, Ford Focus WRC за четыре и Toyota Corolla WRC. Его лучшие результаты были достигнуты в последних трёх розыгрышах. На ралли Telstra Australia он выиграл класс чемпионата мира по ралли серийных автомобилей (PCWRC) и занял шестое место в общем зачете. На ралли Propecia New Zealand он финишировал восьмым в общем зачете, а также выиграл PCWRC. На Focus WRC он записал свой лучший результат в карьере, заняв четвертое место на последнем этапе сезона – Ралли Великобритании. По очкам на этих ралли Латвала занял 13-е место в общем зачете чемпионата пилотов. [4]
В 2007 году Латвала участвовал в полной программе из 16 соревнований за Stobart M-Sport Ford с Мэтью Уилсоном и Хеннингом Сольбергом в качестве товарищей по команде. Он начал сезон со схода в Монте-Карло и Швеции . [5] [6] На ралли Норвегии Латвала боролся за свое первое место на подиуме, но был вынужден довольствоваться пятым после 90-секундного штрафа. Тем не менее, свою первую победу на этапе СУ5 он одержал. [7] Позже Латвала занял свой первый подиум на Ралли Ирландии 2007 года . На последнем ралли сезона, Rally GB , он потерял 10 минут на последнем этапе первого дня из-за отказа дворников, но выиграл десять из оставшихся 11 этапов по правилам SuperRally, заняв 10-е место в общем зачете.
2008: заводская команда Ford
[ редактировать ]
В 2008 году Латвала присоединился к заводской команде Ford в качестве пилота номер два, став партнером Микко Хирвонена и заменив Маркуса Грёнхольма , который объявил о своем уходе из WRC в конце 2007 года . [8] Первый этап сезона не сложился для юного финна – он получил прокол из-за слишком глубокого срезания угла на первом же этапе и потерял еще больше времени из-за не до конца исправного пневматического ключа. [9] Латвала продолжал бороться и перед СУ12 был девятым в общем зачете, но допустил там еще одну ошибку и сильно повредил переднюю левую подвеску своего Focus, вынудив себя окончательно сойти с дистанции. [10] На втором ралли сезона, «Ралли Швеции 2008» он с самого начала демонстрировал хороший темп – он выиграл все регулярные спецучастки в первый день, медленно, но стабильно отрываясь от второго места. Позже у него были проблемы [11] и не был самым быстрым ни на одном из оставшихся этапов, но сумел сохранить свою позицию на протяжении всего ралли. Таким образом, 22-летний гонщик одержал свою первую победу в WRC и стал самым молодым победителем в истории чемпионата мира по ралли. Предыдущий рекорд принадлежал Анри Тойвонену, которому было 24 года и 86 дней, когда он выиграл ралли RAC 1980 года . [12] За свое выступление на шведском ралли Латвала был удостоен награды Abu Dhabi Spirit Of The Rally . [13] На первом гравийном соревновании сезона, Ралли Мексики 2008 года , несмотря на официальное заявление об отсутствии намерений выиграть это соревнование, [14] он был самым быстрым гонщиком на первых двух этапах и лидировал в ралли весь первый день, оторвавшись от действующего чемпиона мира по ралли Себастьяна Леба . К несчастью для молодого финна, турбина в его Ford Focus на второй день вышла из строя, что сделало его машину неконкурентоспособной. Это, а также необходимость быть первым гонщиком на этапах 9–16 и подметать трассу по рыхлому гравию, стоило ему значительного количества времени, и Латвала финишировал третьим в ралли. [15]
сезон 2009 года
[ редактировать ]
В 2009 году ожидалось, что Латвала будет прогрессировать в своих выступлениях в качестве пилота номер два в заводской команде Ford. Однако начало сезона стало для команды большим разочарованием: Латвала вылетел с трассы в трех из первых четырех ралли года. В Португалии ему и его штурману Миикке Анттиле удалось избежать травм в самой серьезной аварии в карьере Латвалы. Они съехали с дороги на левом повороте и 17 раз скатились по крутому склону на 150 метров и, наконец, уперлись в дерево. Латвала специально сосредоточился на борьбе со своими недостатками пилота перед этим ралли, поэтому авария оказала на него дополнительное давление в будущем, хотя он также признал, что полностью понял бы, если бы команде не потребовались его услуги из-за его нестабильной репутации. . Однако после последовательной и уверенной езды в Аргентине Латвала одержал свою вторую в карьере победу в WRC на Ралли Сардинии , опередив своего товарища по команде Микко Хирвонена. Он лидировал от начала до конца, следовательно, ехал первым на дороге как на второй, так и на третий день. [16] [17]
сезон 2010 года
[ редактировать ]
Латвала остался в заводской команде Ford на 2010 год. После многочисленных аварий в 2009 году он теперь имел официальную позицию гонщика номер два, тогда как в предыдущем году между ним и его товарищем по команде Микко Хирвоненом не было официального различия . После первого тура в Швеции Латвала заняла третье место. В Мексике Яри-Матти занял 5-е место, а в третьем туре Ралли Иордании - 2-е. Он разбился на 10-м этапе в Турции и одержал впечатляющую победу в Новой Зеландии. В 6-м туре Ралли Португалии он вылетел из строя, а в Болгарии был 6-м. В этом году на 8-м этапе Ралли Финляндии он одержал вторую победу в сезоне, а его товарищ по команде Микко Хирвонен вылетел из строя. Латвала теперь опережал своего товарища по команде на 19 очков и занял 4-е место.После своего четвертого места в Германии, третьего места в Японии и двух четвертых мест во Франции и Испании Латвала сумел завершить сезон на подиуме в Уэльсе. Третье место принесло ему второе место в общем зачете после рекордсмена Леба.
сезон 2012 года
[ редактировать ]В 2012 году Латвала стал номером один в компании Ford после ухода Хирвонена в Citroen Total соперника. В первом этапе в Монте-Карло Яри-Мати-Латвала одержал победы на первых этапах, прежде чем сошел с трассы на последнем этапе первого дня, не имея правил ралли 2 в случае (известных как правила суперралли) он сошел с дистанции. Во втором раунде в Швеции и Латвале Форд одержал свою первую победу в сезоне и первую победу как номер один. В Мексике снова сошёл Латвала, и он продолжил четвертую гонку на ралли Vodafone в Португалии. Недавно Латвала получил травму во время тестов 5-го этапа в Аргентине. Его должен заменить Дани Сордо из Prodrive, но он сможет выступить к следующему этапу в Греции.
2013-2016
[ редактировать ]
На 2013 год Латвала подписал контракт с новой командой Volkswagen WRC, о котором было объявлено 17 октября. Он назвал решение Ford завершить программу работ ключевым фактором, повлиявшим на его решение сменить команду. [18] Финн одержал победу в Греции и завоевал семь подиумов в 13 гонках, заняв третье место по очкам среди своего товарища по команде Ожье и пилота Ford Невилля.
В 2014 году Латвала выиграл четыре гонки в Швеции, Аргентине, Финляндии и Эльзасе, завоевав при этом восемь подиумов в 13 гонках. Таким образом, он занял второе место в общем зачете после Ожье, одержавшего восемь побед. В 2015 году гонщик одержал три победы в Португалии, Финляндии и Корсике, а также четыре раза занял второе место. Он снова занял второе место по очкам, уступив товарищу по команде Volkswagen Ожье, выигравшему восемь гонок. В 2016 году Латвала выиграла в Мексике, финишировала второй в Италии и Финляндии, но в общем зачёте заняла шестое место.
2017-2020
[ редактировать ]
После ухода Volkswagen из WRC Латвала и штурман Миикка Анттила присоединились к заводской команде Toyota Gazoo на сезон 2017 года. Он одержал победу в Швеции, занял второе место в Монте-Карло и Италии и четвертое место на Корсике. Он финишировал четвертым по очкам, уступив гонщикам Ford Ожье и Отту Танаку и гонщику Hyundai Невиллю.
Сезон 2018 года начался хорошо с третьего места в Монако и завершился 4 подиумами в последних шести соревнованиях, а также победой в последнем этапе года Kennards Hire Rally Australia . [19] Это была его первая победа за 21 месяц, когда он максимально эффективно использовал сложные условия соревнований. [20] Он занял четвертое место в чемпионате пилотов 2018 года.
В 2019 году Яри-Матти остался в команде Toyota Gazoo Racing. Он поднялся на подиум в двух соревнованиях; третье место на своем домашнем ралли в Финляндии после столкновения с камнем во время гонки. [21] Затем снова третье место на следующем туре в Германии. Латвала завершил сезон на 7-м месте, что является его самым низким показателем с 2007 года.

Объявления пилотов на 2020 год означали, что Яри-Матти изо всех сил пытался найти место в Toyota. Неспособность заключить сделку с M-Sport Ford заставила его рассмотреть другие варианты. Латвала утвержден на участие в двух соревнованиях, в Швеции и Финляндии, на частном автомобиле Toyota Yaris WRC, а также рассчитывает профинансировать еще три этапа ралли высшего уровня. [22] Он зарегистрирован под флагом Latvala Motorsport, а штурманом утвержден Юхо Ханнинен.
2021 – настоящее время
[ редактировать ]18 декабря 2020 года было объявлено, что Яри-Матти Латвала станет руководителем команды Toyota Gazoo Racing в 2021 году, заменив Томми Мякинена . [23]
В 2023 году Латвала объявил о разовом возвращении на соревнования WRC на Ралли Финляндии за рулем Toyota GR Yaris Rally1 . [24]
Другие предприятия
[ редактировать ]Латвала Моторспорт
[ редактировать ]Яри-Матти Латвала вместе со своей женой и семьей также управляет частным предприятием Latvala Motorsport, управление которым осуществляется из специально построенного помещения в Туури. Здесь находится музей раллийных автомобилей из его личной коллекции, памятные вещи и официальные товары, арендуемый бизнес-аудитория и симулятор ралли . Объект открыт для посещения в летние месяцы. [25]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 2008 году Латвала переехал из Финляндии в Монако. В 2020 году он переехал в Туури , Финляндия. [26]
Латвала был помолвлен с финской знаменитостью Майсой Торппой . С 2017 по 2019 год [27]
Победы в WRC
[ редактировать ]# Событие Сезон штурман Машина 1 57-е ралли Швеции в Уддехольме
2008 Миикка Анттила
Форд Фокус РС ВКР 07 2 6° Ралли Италии Сардиния
2009 Миикка Анттила
Форд Фокус РС ВКР 09 3 40-е ралли Новой Зеландии
2010 Миикка Анттила
Форд Фокус РС ВКР 09 4 Ралли 60º Финляндия
2010 Миикка Анттила
Форд Фокус РС ВКР 09 5 67-е ралли Уэльса, Великобритания
2011 Миикка Анттила
Форд Фиеста РС ВКР 6 60-е Ралли Швеции
2012 Миикка Анттила
Форд Фиеста РС ВКР 7 68-е ралли Уэльса, Великобритания
2012 Миикка Анттила
Форд Фиеста РС ВКР 8 59-е ралли Акрополя
2013 Миикка Анттила
Фольксваген Поло Р ВКР 9 62-е Ралли Швеции
2014 Миикка Анттила
Фольксваген Поло Р ВКР 10 34-е Ралли Аргентины
2014 Миикка Анттила
Фольксваген Поло Р ВКР 11 64-е Ралли Финляндии
2014 Миикка Анттила
Фольксваген Поло Р ВКР 12 Ралли Франция-Эльзас
2014 Миикка Анттила
Фольксваген Поло Р ВКР 13 49° Ралли Vodafone в Португалии
2015 Миикка Анттила
Фольксваген Поло Р ВКР 14 65-е Ралли Финляндии
2015 Миикка Анттила
Фольксваген Поло Р ВКР 15 58-й Тур де Корс – Ралли Франции
2015 Миикка Анттила
Фольксваген Поло Р ВКР 16 30-е ралли Гуанахуато, Мексика
2016 Миикка Анттила
Фольксваген Поло Р ВКР 17 65-е Ралли Швеции
2017 Миикка Анттила
Тойота Ярис ВКР 18 27-е ралли Австралии
2018 Миикка Анттила
Тойота Ярис ВКР
Результаты
[ редактировать ]Результаты WRC
[ редактировать ]Результаты JWRC
[ редактировать ]Год | Абитуриент | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Поз. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2004 | Яри-Матти Латвала | Форд Пума S1600 | МОЙ Верно | 13-е место | 5 | ||||||
Форд Фиеста S1600 | ИДТИ Верно | ДОЛЖЕН Верно | |||||||||
Сузуки Игнис S1600 | КОНЕЦ Верно | Великобритания 4 | ОНА Верно | ESP 9 |
Результаты PWRC
[ редактировать ]Год | Абитуриент | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Поз. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2006 | Яри-Матти Латвала | Субару Импреза WRX STI | МОЙ 5 | МЕКСИКА 9 | АРГ | ИДТИ 6 | Япония 9 | Кипр | ИЗ 1 | Новая Зеландия 1 | 4-й | 27 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кобб, Гайдн (18 декабря 2020 г.). «После ухода Макинена Латвала назначен руководителем команды Toyota WRC» . autosport.com . Проверено 19 декабря 2020 г.
- ^ «Яри Латвала» . РаллиБейс . Проверено 18 февраля 2007 г.
- ^ «Яри-Матти Латвала, Суоми» . MTV3 (на финском языке). Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 18 февраля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Яри-Матти Латвала» . РаллиБейс . Проверено 18 февраля 2007 г.
- ^ «Латвала «очень разочарован» уходом на пенсию» . Краш.нет. Архивировано из оригинала 6 февраля 2007 г. Проверено 18 февраля 2007 г.
- ^ «Леденящий душу конец как для Латвалы, так и для Вильсона» . Краш.нет. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 18 февраля 2007 г.
- ^ «Латвала одержал первую победу на этапе WRC» . Суперколеса. Архивировано из оригинала 7 октября 2007 г. Проверено 18 февраля 2007 г.
- ^ «Форд подтверждает состав» . Краш.нет. 17 декабря 2007 г. Проверено 18 декабря 2007 г.
- ^ «Пункция стоит Латвала» . Краш.нет. 24 января 2008 г. Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ «СТОП-ПРЕСС: Латвала уходит в отставку» . Краш.нет. 26 января 2008 г. Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ «Латвала: Это были долгие и трудные выходные, но…» Crash.net. 28 января 2008 г. Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ «Латвала заявляет об исторической победе Швеции» . Автоспорт . 10 февраля 2008 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ «Яри-Матти Латвала награжден наградой «Дух ралли Абу-Даби» » . WRC.com. 12 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2009 г. Проверено 16 февраля 2008 г.
- ^ «Латвала: Еще одна победа – нереалистичная цель для R3» . Краш.нет. 24 февраля 2008 г. Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ «Латвала пытается «спасти» свой подиум» . Краш.нет. 2 марта 2008 г. Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ "Чемпионат мира по ралли - Новости - SS17: Латвала выигрывает Ралли Италии - Сардиния!" . wrc.com . Архивировано из оригинала 16 января 2010 г.
- ^ «Латвала выигрывает Ралли Сардинии на Форде 1–2» . США сегодня . 24 мая 2009 г. Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ «Ключ к переходу Лавалы на VW от Ford» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . 18 октября 2012 года . Проверено 19 октября 2012 г.
- ^ «Яри-Матти Латвала: «Первые полгода мы не будем думать о чемпионате» » . Клетчатый флаг . 18 января 2019 г.
- ^ «Воскресенье в Австралии: Шесть лучших для Ожье» . WRC.com . 18 ноября 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Воскресенье в Финляндии: Двойное удовольствие для Тянака» . WRC.com . 4 августа 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Бывший пилот WRC Ханнинен будет штурманом Латвалы на Ралли Швеции 2020 года» . www.autosport.com . 14 января 2020 г.
- ^ «Латвала назначен руководителем команды Toyota - wrc.com» . www.wrc.com . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ «Латвала будет управлять автомобилем Rally1 на Ралли Финляндии» . www.dirtfish.com . ДиртФиш, ООО. 2 июля 2023 г. Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ «Latvala Motorsport Oy Страсть к ралли» . Latvalamotorsport.com . 14 января 2020 г. . Проверено 7 февраля 2020 г.
- ^ Канерва, Юха (12 декабря 2020 г.). «Яри-Матти Латвала переезжает обратно в Туури – опустошил свою квартиру в Монако: «Все-таки это был грустный момент» » . Ильта-Саномат (на финском языке) . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ^ Кирси, Элина (14 октября 2019 г.). «Яри-Матти Латвала и Майса Торппа расстались навсегда: «Поскольку мы любим друг друга бесконечно, мы отпускаем друг друга» » . Общество (на финском языке) . Проверено 12 декабря 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт. Архивировано 23 мая 2019 г. на Wayback Machine.
- Латвала Моторспорт
- Профиль на WRC.com