Рено 5 Турбо
Рено 5 Турбо | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Рено |
Производство | 1980–1984 |
Сборка | Дьепп , Франция ( Альпийский ) |
Дизайнер | Марк Дешам Марчелло Гандини в Bertone (интерьеры) [1] |
Кузов и шасси | |
Сорт | Спортивный компактный |
Тип кузова | 3-дверный хэтчбек |
Макет | Схема РМР |
Связанный | Рено 5 |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции | 5-ступенчатая тип 369 МКПП |
Размеры | |
Колесная база | 2430 мм (95,7 дюйма) |
Длина | 3660 мм (144,1 дюйма) |
Ширина | 1750 мм (68,9 дюйма) |
Высота | 1320 мм (52,0 дюйма) |
Снаряженная масса | 970 кг (2138 фунтов) |
Хронология | |
Преемник | Рено Клио V6 Рено Спорт |
Renault 5 Turbo или R5 Turbo — спортивный -хэтчбек автомобиль , представленный французским производителем Renault на автосалоне в Брюсселе в январе 1980 года. Автомобиль в первую очередь создавался для ралли , но продавался и в уличной версии.
Всего за шестилетний период производства было произведено 4987 (1820 Turbo 1 и 3167 Turbo 2) R5 Turbo. [2]
Дизайн
[ редактировать ]В ответ на Lancia успех раллийный со среднемоторным Stratos , вице-президенту по производству Renault Жану Терраморси пришла в голову идея создать новую спортивную версию супермини Renault 5 Alpine . [3] Отличительный новый дизайн задней части кузова был разработан Марком Дешамом из Bertone под руководством главного дизайнера Марчелло Гандини . [4] Renault 5 Alpine был отправлен в Бертоне в октябре 1977 года для использования в качестве «манекена». [3] Кодовое название машины было Projet 822 . [5]
Хотя стандартный Renault 5 имеет двигатель, расположенный спереди, 5 Turbo оснащен среднерасположенным объемом 1397 куб. См (1,4 л; 85,3 куб. Дюймов) двигателем Cléon-Fonte с топливом, подаваемым системой Bosch K-Jetronic впрыска топлива , и Garrett AiResearch T3 турбонагнетателем OHV. с 2 клапанами на цилиндр Рядный четырехцилиндровый двигатель расположен позади водителя в средней части кузова на модифицированном Renault 5 шасси . В стандартном исполнении двигатель развивал мощность 160 л.с. (158 л.с., 118 кВт) при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент 221 Нм (163 фунт-фут) при 3250 об/мин. [6]
Хотя он использовал модифицированный кузов стандартного Renault 5 и имел марку Renault 5, механика радикально отличалась. Самым очевидным отличием был задний привод и задний средний двигатель вместо переднего привода и переднего расположения двигателя в обычной версии. Инженеры, создавшие Turbo, использовали детали от других моделей Renault: задняя подвеска была заимствована у заднемоторного Renault Alpine A310 V6, а пятиступенчатая механическая коробка передач была от Renault 30 TX и поворачивалась на 180 градусов. На момент запуска это был самый мощный автомобиль французского производства. [7]
Первые 400 серийных автомобилей 5 Turbo были изготовлены в соответствии с омологацией Группы 4 , позволяющей автомобилю участвовать в международных ралли, и были изготовлены на заводе Alpine в Дьеппе . Многие детали позже были перенесены на Alpine A310, например, подвеска или комплект легкосплавных дисков.
Рено 5 Турбо 2
[ редактировать ]После того, как были произведены омологационные модели, была представлена вторая версия под названием Turbo 2, в которой использовалось больше стандартных деталей Renault 5, заменив многие легкосплавные компоненты в исходной версии 5 Turbo, а также отказавшись от специальных сидений и приборной панели Bertone для интерьера R5. Альпийский. Многие детали также стали темно-серыми, а не культовыми красными или синими. [2] Turbo 2 был дешевле, но имел почти такой же уровень производительности: максимальная скорость 200 км/ч (120 миль в час) и 0–100 км/ч (62 мили в час) за 6,9 секунды. [8] Чтобы отличить его от Turbo 2, оригинальный 5 Turbo часто называют «Turbo 1».
Хотя Turbo 2 не известен как специальный автомобиль для омологации, для омологации автомобиля для нового класса группы B было выпущено 200 автомобилей. Известные под номером «8221» в VIN шасси, они отличались крышей из сплава, более крупным двигателем объемом 1437 куб.см, а также рядом дополнительных аэродинамических и геометрических изменений, которые позволили им омологировать автомобиль, который будет конкурировать с Lancia Stratos и Audi Quattro в раллийном классе группы B.
Концепция маленького Renault со средним расположением двигателя вернулась с анонсом Renault Clio V6 в 1998 году . [9]
Северная Америка
[ редактировать ]
Первоначальный план предусматривал производство 1000 автомобилей Renault 5 Turbo, отвечающих требованиям Группы 3 омологации , с прицелом на производство еще 3000 заводских американских моделей для продажи в Соединенных Штатах. [10] На самом деле этого не произошло.
Вместо этого автомобиль был доступен американцам через растущий серый рынок (1976-1988), на котором европейские уличные автомобили были переоборудованы в соответствии со спецификациями США . [11]
Награды
[ редактировать ]В 2004 году издание Sports Car International назвало R5 Turbo девятым номером в списке лучших спортивных автомобилей 1980-х годов .
Автоспорт
[ редактировать ]
R5 Turbo был задуман с двойной целью: способствовать продажам обычного R5 и быть омологированным в категориях группы FIA 3 и 4 чемпионата по ралли (сегодня WRC). Все модификации для автоспорта были основаны на Turbo 1. [ нужна ссылка ]
Завод увеличил мощность двигателя до 180 л.с. (132 кВт; 178 л.с.) для Critérium des Cévennes, до 210 л.с. (154 кВт; 207 л.с.) для Tour de Corse , а к 1984 году — до 350 л.с. (257 кВт; 345 л.с.) в R5 Maxi Turbo. Последний Renault 5 Maxi Turbo Superproduction достиг мощности 385 л.с. (283 кВт; 380 л.с.) и в том же году выиграл чемпионат Франции по супертуризму 1987 года . [12]
Renault 5 Turbo соревновался в категории объемом менее 2000 куб.см благодаря повышающему коэффициенту 1,4, который применялся к двигателям с турбонаддувом. FISA ограничила размеры шин и колес в зависимости от объема двигателя, поэтому для Maxi Turbo Renault увеличила объем двигателя до 1527 куб.см, что увеличило его объем до 2138 куб.см в глазах регулирующих органов, что поместило его в категорию 2000–2500 куб.см и позволило для установки более широких колес за счет более высокого минимального веса. [12]
Управляемый Жаном Рагнотти в 1981 году, 5 Turbo выиграл ралли Монте-Карло , впервые приняв участие в чемпионате мира по ралли . Вскоре 2WD R5 Turbo столкнулся с конкуренцией новых автомобилей группы B полноприводных , которые оказались быстрее на грунте. [ нужна ссылка ] [13] [14]
Победы в WRC
[ редактировать ]В начале 1980-х годов было одержано несколько побед на национальных чемпионатах во Франции, Португалии , Швейцарии , Венгрии и Испании , а также победы на международных ралли по всей Европе , включая победы в таких знаковых ралли, как Монте-Карло .
После того, как завод прекратил поддержку, многие команды и энтузиасты разрабатывали его для участия в региональных чемпионатах и местных гонках, где он был повсеместным и успешным в течение почти 20 лет. [15]
Позже вновь созданные исторические категории позволили этим знаменитым автомобилям вернуться на международные мероприятия и соревнования. [16] [17]
Нет. | Событие | Сезон | Водитель | штурман | Машина |
---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() |
1981 | ![]() |
![]() |
Рено 5 Турбо |
2 | ![]() |
1982 | ![]() |
![]() |
Рено 5 Турбо |
3 | ![]() |
1985 | ![]() |
![]() |
Рено Р5 Макси Турбо |
4 | ![]() |
1986 | ![]() |
![]() |
Рено 5 Турбо |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Давайте дадим Марку Дешаму то, чего нет у Марчелло Гандини» . lignesauto.fr . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Характеристики классического автомобиля Octane» . Classicand Performancecar.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2011 г. Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Марк Дешам проектирует, Бертоне Реалицца» [Марк Дешам проектирует, Бертоне строит]. Renault5Turbo.it (на итальянском языке). МР Электроникс. Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 г.
- ^ Эвли, Ян (12 июня 2008 г.). «Renault 5 Turbo: Рождение иконы: 1980» . Эво . ООО "Автовиа" . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Паскаль (1983) , с. 8
- ^ «Технические характеристики Renault 5 Turbo 2 1983 года» . carfolio.com . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Кейвен, Джеймс (7 декабря 1979 г.). «Французский летчик» . Вечерние Таймс . Глазго, Шотландия. п. 42.
- ^ Международный каталог автомобилей 1983 , стр. 79.
- ^ «Независимый 17 октября 1998 года» . Independent.co.uk . 17 октября 1998 г. Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Паскаль (1983) , с. 13
- ^ Руш, Джо (декабрь 1978 г.). «Ламборгини Каунтах С». Дорога и трек . Ньюпорт-Бич, Калифорния, США: CBS Inc. - Публикации CBS: 38–41.
- ^ Перейти обратно: а б «La 5 Turbo da corsa» [5 моделей соревнований Turbo]. Renault5Turbo.it (на итальянском языке). МР Электроникс. Архивировано из оригинала 29 января 2013 г.
- ^ «Рагнотти ездит на Renault 5 Turbo 1 (боком)» . Автоклассика.com . Сеть автоспорта. 20.11.2017. Архивировано из оригинала 12 января 2021 г.
- ^ Ингрэм, Энтони (29 июля 2019 г.). «Renault 5 Turbo – обзор, история, цены и характеристики» . Эво . ООО "Автовиа" . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ «Рено 5 Макси Турбо» .
- ^ «Renault R5 Turbo 1980 года — завод группы IV в Калберсоне» .
- ^ «Интервью: Восстановление Renault 5 Turbo с Олли Меллиардом / Помощь и советы» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Паскаль, Доминик (декабрь 1983 г.). Рено 5 Турбо (на французском языке). ЭРА ISBN 2-85120-189-1 .
- Паскаль, Доминик (5 марта 2003 г.). Renault 5 Turbo: L’école du Groupe B [ Renault 5 Turbo: Школа группы B ] (на французском языке). ПРОП. ISBN 978-2-7268-8462-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Renault 5 Turbo в базе данных Internet Movie Cars
- Renault 5 Turbo 2 (на французском, английском и испанском языках) , получено 1 августа 2008 г.