Двигатель PSA-Renault X-Type
X-двигатель | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Французская механика |
Производство | 1974–1982 |
Макет | |
Конфигурация | Безнаддувный Инлайн-4 |
Смещение | 1,0–1,4 л (954–1440 куб.см) |
Диаметр цилиндра |
|
Ход поршня | 62 мм (2,44 дюйма) 69 мм (2,72 дюйма) 77 мм (3,03 дюйма) |
блока цилиндров Материал | Алюминиевый сплав |
головки блока цилиндров Материал | Алюминиевый сплав |
Клапанный механизм | SOHC 2 клапана x цил. |
Горение | |
Топливная система | Карбюратор |
Тип топлива | Бензин |
Система охлаждения | С водяным охлаждением |
Выход | |
Выходная мощность | 33–110 кВт (45–150 л.с., 44–148 л.с.) |
Хронология | |
Преемник | Двигатель ПСА ТУ |
Двигатель PSA X — семейство двигателей внутреннего сгорания, используемых в автомобилях Citroën , Peugeot , Talbot и Renault . Семейство X в основном использовалось в супермини и моделях автомобилей среднего размера начального уровня . Он был спроектирован и изготовлен компанией «Française de Mécanique», совместным предприятием, созданным Peugeot (предшественником Groupe PSA) и Renault в 1969 году, и построен в Дуврене на севере Франции . Его обычно называют двигателем «Чемодан», а прозвище «Дуврен» обычно используется для более крупного двигателя J-Type объемом 2,0–2,2 литра , который также производился в Дуврене.
Дизайн X был представлен в 1972 году на Peugeot 104 . полностью изготовленный из алюминиевого сплава двигатель SOHC, Это был рядный четырехцилиндровый , с двумя клапанами на цилиндр, приводимый в движение цепью и использующий в качестве топлива бензин . Он применялся поперечно только на переднеприводных автомобилях с почти горизонтальным наклоном на 72 градуса. Встроенная трансмиссия установлена на задней стороне картера ( таким образом, кажется, что она находится под силовым агрегатом, когда он установлен на автомобиле) и приводится в движение раздаточными шестернями, которые издают характерный «визг» — черта, общая с BMC. Двигатель A-серии , в котором используется аналогичная конструкция. Рабочий объем колебался от 1,0 до 1,4 л (от 954 до 1360 куб.см). Боковое крепление трансмиссии на картере привело к прозвищу «двигатель-чемодан», поскольку узлы трансмиссии и двигателя напоминают две половины чемодана, когда они разделены для разборки.
X использовался до 1990 года в автомобилях PSA - Renault прекратила выпуск этого агрегата в 1982 году, когда вернулась к своим собственным силовым установкам с двигателем Cléon-Fonte , когда R14 был заменен на R9/R11 . В автомобилях PSA он был заменен более современным с ременным приводом распределительным валом TU , который был представлен в 1986 году на Citroën AX . На двигателе ТУ устанавливался ставший традиционным редуктор с раздельной смазкой. Двигатель TU является развитием двигателя X.
Типы двигателей (французская механика) | 108 | 109 - 121 | 129 - 145 | 150 | |
---|---|---|---|---|---|
Обозначение PSA | XV | XW | ХЗ | XL | XY |
Обозначение Рено | X5G (*) - X6G (*) | X5J - X6J (*) | |||
Смещение | 954 куб.см | 1124 куб.см | 1218 куб.см | 1288 куб.см | 1360 куб.см |
Отверстие (мм) | 70 | 72 | 75 | 76 | 75 |
Ход (мм) | 62 | 69 | 69 | 71 | 77 |
(*) Эти названия никогда не использовались, это экстраполяция этих двигателей на новую систему обозначения двигателей Renault.
Вначале Renault и Peugeot использовали одни и те же типы двигателей (обозначения Française de Mécanique), в 1980-х годах каждая использовала свои обозначения.
«Двигатель X» типа X5J (1360 куб.см) Renault 14 GTL (с 1982 года) - единственный, на котором используются новые обозначения Renault. Обозначение двигателей организовано 3-мя символами: буква, цифра, буква (Пример: C1J, X5J, F2N...).
- Первая буква обозначает блок двигателя: Х («двигатель Х») или С («двигатель Клеона-Фонте»)…;
- Число соответствует типу двигателя: 5 для бензинового полусферического ГБЦ, однокорпусного карбюратора; 6 для бензинового полусферического головки, двухкорпусный карбюратор; ...
- Последняя буква соответствует кубатуре:
- G с 1150 по 1249 куб.см.
- J с 1350 по 1449 куб.см.
XV
[ редактировать ]XV имел рабочий объем 1,0 л (954 куб.см), диаметр цилиндра и ход поршня 70 мм × 62 мм (2,76 дюйма × 2,44 дюйма). В нем использовался одноцилиндровый карбюратор мощностью 33 кВт (45 л.с., 44 л.с.).
XV устанавливался в Citroën LNA , Citroën Visa , Peugeot 104 , Peugeot 205 и Talbot Samba .
Модель | Выход | Примечания |
---|---|---|
XV8 | 33 кВт (45 л.с., 44 л.с.) | 1-барр. карбюратор |
XW
[ редактировать ]XW имел рабочий объем 1,1 л (1124 куб.см), диаметр цилиндра и ход поршня 72 мм × 69 мм (2,83 дюйма × 2,72 дюйма). Первоначально он был оснащен однокамерным карбюратором мощностью 42 кВт (57 л.с., 56 л.с.). Версия с двухкамерным карбюратором (XW 3S) увеличила мощность до 48,5 кВт (66 л.с., 65 л.с.). Расстроенная версия мощностью 37 кВт (50 л.с., 50 л.с.) использовалась на некоторых рынках вместо XV.
XW применялся к Citroën LNA, Citroën Visa, Citroën C15, Citroën BX, Peugeot 104, Peugeot 205 и Talbot Samba. Версию мощностью 66 л.с. (49 кВт; 65 л.с.) можно было найти в спортивных Visa X и Peugeot 104 ZS 1975 года.
Модель | Выход | Примечания |
---|---|---|
XW3 | 42 кВт (57 л.с., 56 л.с.) | карбюратор объемом 1 баррель |
XW7 | 37 кВт (50 л.с., 50 л.с.) | карбюратор объемом 1 баррель |
XW3S | 48,5 кВт (66 л.с., 65 л.с.) | карбюратор на 2 барреля |
ХЗ
[ редактировать ]XZ имел рабочий объем 1,2 л (1219 куб.см), диаметр цилиндра и ход поршня 75 мм × 69 мм (2,95 дюйма × 2,72 дюйма). Он был оснащен однокамерным карбюратором, мощность которого при запуске достигала 42 кВт (57 л.с., 56 л.с.), а позже - 47 кВт (64 л.с., 63 л.с.) для Visa Super X. В варианте XZ7R использовались два двухкамерных карбюратора, которые увеличивали мощность до 66 кВт (90 л.с., 89 л.с.).
У XZ была короткая карьера, и он применялся к Citroën Visa, Peugeot 104, Talbot Samba и Renault 14 . Двигатель мощностью 90 л.с. (66 кВт; 89 л.с.) можно было найти в Peugeot 104 ZS Coupé и Talbot Samba Rallye, а также в их гоночных версиях.
Модель | Выход | Примечания |
---|---|---|
XZ5 | 42 кВт (57 л.с., 56 л.с.) | карбюратор объемом 1 баррель |
XZ5X | 47 кВт (64 л.с., 63 л.с.) | карбюратор на 2 барреля |
XZ7R | 66 кВт (90 л.с., 89 л.с.) | двойной карбюратор объемом 2 барреля |
XY
[ редактировать ]XY был введен вместо XZ. Он имел рабочий объем 1,4 л (1360 куб.см), диаметр цилиндра и ход поршня 75 мм × 77 мм (2,95 дюйма × 3,03 дюйма). Первоначально он был доступен только с двухцилиндровым карбюратором мощностью 53 кВт (72 л.с., 71 л.с.), но позже стал доступен с однокамерными, двойными однокамерными и двойными двухкамерными карбюраторами. Мощность этого двигателя могла достигать 68,5 или 82 кВт (93 или 111 л.с., 92 или 110 л.с.), в зависимости от модели, для которой он предназначался, и уровня настройки.
XY мощностью 44 кВт (60 л.с., 59 л.с.) применялся на Citroën Visa, Peugeot 104 и Peugeot 205, Talbot Samba и Renault 14 GTL. Вариант мощностью 72 л.с. (53 кВт; 71 л.с.) можно было увидеть в роскошных версиях этих моделей, таких как Samba Cabrio и 205 XT, Citroën BX и Renault 14 TS. Версия мощностью 80 л.с. (59 кВт; 79 л.с.) была зарезервирована для промежуточных спортивных уровней Visa GT, 205 XS/GT, Samba S и 104ZS. Два самых мощных варианта использовались исключительно в Visa Chrono и Chrono II, сделавших успешную карьеру в ралли , особенно во Франции. Двигатель объемом 1,4 л (1440 куб.см) мощностью более 110 кВт (150 л.с., 148 л.с.) использовался в гоночной модели группы B, используемой заводской командой.
Модель | Выход | Примечания |
---|---|---|
XY6B | 53 кВт (72 л.с., 71 л.с.) | карбюратор на 2 барреля |
XY? | 82 кВт (111 л.с., 110 л.с.) | двойной карбюратор объемом 2 барреля |
XY7 | 44 кВт (60 л.с., 59 л.с.) | карбюратор объемом 1 баррель |
XY8 | 58 кВт (79 л.с., 78 л.с.) | двойной карбюратор объемом 1 баррель |
XYZ | 68 кВт (92 л.с., 91 л.с.) | двойной карбюратор объемом 2 барреля |
Источники
[ редактировать ]- Руководство по двигателям Peugeot Citroën (на французском языке)