Jump to content

Берлие

Автомобили М. Берлие
Автомобили М. Берлье SA (1917-1942)
Берлие и Си (1942–1944)
Автомобили М. Берлие (1949-1974 гг.)
Основан 1899  ( 1899 ) [1]
Основатель Мариус Берлие
Несуществующий 1978  ( 1978 )
Судьба произошло слияние с Saviem в Renault Véhicules Industriels . В 1978 году
Преемник Рено Грузовики
Штаб-квартира
Венисье , Франция
Ключевые люди
Поль Берлие (сын основателя)
Продукты Автомобили, автобусы, военная техника, грузовики
Родитель Ситроен (1968-1974)
Рено (1974-1978)

Berliet — французский производитель автомобилей , автобусов , грузовиков и военной техники, а также других транспортных средств, базирующийся в Венисье , недалеко от Лиона, Франция. Основанная в 1899 году, за исключением пятилетнего периода с 1944 по 1949 год, когда компания была подвергнута «административному секвестру», она находилась в частной собственности до 1967 года, когда затем стала частью Citroën , а затем была приобретена Renault в 1974 году и слилась с Савием в новую компанию Renault Trucks в 1978 году. Марка Berliet была прекращена к 1980 году.

Ранняя история

[ редактировать ]
Гоночная модель Berliet, управляемая Жаном Порпорато в Targa Florio 1908 года. гонке
Berliet 20HP Закрытый тонно с поворотным сиденьем, 1903 г.
Берлие 40HP Tourer 1904 г.

Мариус Берлие начал свои эксперименты с автомобилями в 1894 году. За некоторыми одноцилиндровыми автомобилями в 1900 году последовала двухцилиндровая модель. В 1902 году Берлье взял на себя управление заводом Audibert & Lavirotte в Лионе . Берлие начал производить четырехцилиндровые автомобили с сотовым радиатором и стальной рамой шасси вместо деревянной. В следующем году была выпущена модель, похожая на современный Mercedes . В 1906 году Берлие продал лицензию на производство своей модели компании American Locomotive Company .

До Первой мировой войны Berliet предлагала ряд моделей от 8 до 60 л.с. Основные модели имели четырехцилиндровые двигатели (2412 куб.см и 4398 куб.см соответственно), а также была шестицилиндровая модель объемом 9500 куб.см. Модель объемом 1539 куб.см (12 CV) производилась в период с 1910 по 1912 год. С 1912 года шестицилиндровые модели производились только по индивидуальным заказам.

Первая мировая война

[ редактировать ]

Первая мировая война привела к массовому увеличению спроса. [2] Berliet, как Renault и Latil , производил грузовики для французской армии . Военные заказы предъявляли серьезные требования к мощности завода, что требовало крупных инвестиций в производственные мощности и заводские помещения. [2]

Berliet CBA в Мемориальном музее Вердена . CBA стал культовым грузовиком на Voie Sacrée , снабжавшим фронт битвы под Верденом в 1916 году. Его производство продолжалось до 1932 года. [3]

был куплен участок площадью 400 гектаров (990 акров) В 1915 году между Венисье и Сен-Пристом для строительства нового главного завода. [4]

Berliet CBA стал культовым грузовиком на Священном пути , снабжавшим фронт битвы под Верденом в 1916 году. [4] 25 000 этих 4/5-тонных грузовиков Berliet, выпущенных в 1914 году, были заказаны французской армией. В течение 1916 года завод ежедневно покидало 40 человек. По лицензии Renault также производила снаряды и боевые танки компания Berliet в это время . Число занятых увеличилось до 3150 человек.

К 1917 году стоимость годового оборота увеличилась в четыре раза с начала войны. [2] и новая правовая структура была сочтена целесообразным. Компания стала Société anonyme des Automobiles Marius Berliet . [4]

Между двумя войнами

[ редактировать ]

После войны производитель переориентировал часть своего производства обратно на легковые автомобили, но Berliet, тем не менее, оказался с избыточными мощностями, поскольку армия больше не покупала все грузовики, которые завод мог производить, и общий объем производства сократился вдвое. [2]

Сокращение диапазона

[ редактировать ]

Мариус Берлье отреагировал на наступление мира, решив производить только один тип грузовиков и один тип легковых автомобилей, что представляло собой отход от его довоенной рыночной стратегии. [5] Единственным грузовиком, на котором сосредоточил свое внимание Берлие, был 5-тонный CBA , который так хорошо послужил нации во время войны. [5]

Необдуманный короткий путь

[ редактировать ]

Легковой автомобиль, представленный на стенде Berliet на 15-м Парижском автосалоне в октябре 1919 года, представлял собой 3296-кубовый (15 л.с./CV) «Торпедо» в кузове «Berliet Type VB» современного внешнего вида. [5] Мариус Берлье был не из тех, кто упустил уловку: вместо того, чтобы посвятить время и инженерный талант разработке нового автомобиля для нового десятилетия, он приобрел и скопировал американский Dodge . [5] Dodge был известен своей надежностью, а экземпляр Berliet был хорошо принят в марте 1919 года, когда он впервые был представлен публике на Лионской торговой ярмарке . [5] Фары были установлены необычно высоко, а простые дисковые колеса были большими, что придавало автомобилю приятный «серьезный» вид. [5] Особенно привлекательной была цена всего в 11 800 франков в октябре 1919 года. [5] Однако, к сожалению, инженеры Berliet не смогли гарантировать, что сталь, используемая в конструкции автомобиля, была того же качества, что и североамериканская сталь, используемая для Dodge, и это привело к серьезным проблемам для первых клиентов Berliet Type VB. и серьезный репутационный ущерб компании. [5]

Банкротство и взыскание

[ редактировать ]

Завод был настроен на производство «Berliet Type VB» со скоростью 100 автомобилей в день, что было бы амбициозной целью при любых обстоятельствах. [2] Быстрое падение спроса на единственную на тот момент модель легкового автомобиля производителя, последовавшее за проблемами с качеством, повергло бизнес в финансовые трудности: за год были зафиксированы убытки в размере 55 миллионов франков. [2] Выживание было под вопросом, и в 1921 году Берлие был передан под судебную администрацию. [2] Сам Мариус Берлие владел 88% акционерного капитала, но не смог расплатиться со всеми кредиторами компании, и поэтому фирма попала в руки банков. [2] Тем не менее Берлие смог сохранить оперативный контроль. [2] В течение десятилетия обеспечения, поддерживаемого устойчивым восстановлением спроса, что, в свою очередь, отражало эффективную модельную стратегию после 1922 года, Берлие смог расплатиться со своими должниками, а в 1929 году восстановить финансовый контроль над бизнесом со стороны банков. [2]

Полный ассортимент на 1925 год.

[ редактировать ]

К середине десятилетия производитель снова представил полный спектр моделей автомобилей на Октябрьском автосалоне 1924 года , хотя на этом этапе все они имели четырехцилиндровые двигатели, включая даже «4-литровый» объемом 3958 куб.см с его впечатляющими размерами цилиндров 95 куб.см. х 140 мм. [6] Диапазон на 1925 год был следующим: [6]

  • «Тип VI»: выпущен в 1924 году с двигателем объемом 1160 куб.см (7 л.с./CV). Колесная база 2800 мм (110,2 дюйма)
    Прейскурантные цены на октябрь 1924 г.: 16 260 франков (голое шасси), 21 500 франков (Торпедо), 25 500 франков (берлин/седан/седан).
  • «Тип VRC» с двигателем с боковыми клапанами объемом 2603 куб.см (12 л.с./CV). Колесная база 3060 мм (120,5 дюйма)
    Цены на октябрь 1924 г.: 20 600 франков (голое шасси), 26 500 франков (Торпедо), 34 000 франков (берлин/седан/седан).
  • «Тип ВМ» с двигателем с боковыми клапанами объемом 3296 куб.см (16 л.с./CV). Колесная база 3150 мм (124,0 дюйма)
    Прейскурантные цены на октябрь 1924 г.: 24 800 франков (голое шасси), 33 000 франков (Торпедо), 41 650 франков (берлин/седан/седан).
  • «Тип VRK / 2½ литра» с верхнеклапанным двигателем объемом 2480 куб.см (16 л.с./CV). Колесная база 3350 мм (131,9 дюйма)
    Прейскурантные цены на октябрь 1924 г.: 30 000 франков (голое шасси), 46 500 франков (Торпедо), 48 500 франков (берлин/седан/седан).
  • «Тип ВК» с верхнеклапанным двигателем объемом 3958 куб.см (18 л.с.). Колесная база 3585 мм (141,1 дюйма)
    Прейскурантные цены на октябрь 1924 г.: 48 500 франков (только голое шасси).

С 1925 года завод начал производить кузова собственных автомобилей. [7]

Подъем рынка

[ редактировать ]

В 1927 году последовали новые шестицилиндровые модели. К октябрю 1928 года, всего за двенадцать месяцев до того, как крах на Уолл-стрит вылился в жестокий спад в экономике западных стран, три из четырех автомобилей, предложенных в 1929 году на стенде Berliet на Парижском автосалоне , были оснащены двигателями. шестицилиндровыми двигателями. [8] Диапазон на 1929 год был следующим: [8]

  • «9CV»: 1,5-литровый 4-цилиндровый двигатель. Колесная база 2800 мм (110,2 дюйма)
  • «10CV»: 1,8-литровый 6-цилиндровый двигатель. Колесная база 2900 мм (114,2 дюйма)
  • «11CV»: 2,0-литровый 6-цилиндровый двигатель. Колесная база 2900 мм (114,2 дюйма)
  • «20CV»: 4,0-литровый 6-цилиндровый двигатель. Колесная база 3600 мм (141,7 дюйма)

Самый большой из них с четырехлитровым двигателем все еще числился производителем в марте 1929 года, но был доступен только «по специальному заказу». [8] Однако к этому времени производитель также разработал для 1930 года модель «16CV» с 2,8-литровым шестицилиндровым двигателем. [8]

1930-е годы

[ редактировать ]
Berliet Dauphine 11CV (ок. 1936 г.).

В 1930 году компания Berliet экспериментально установила дизельный двигатель на один из своих старых грузовиков CBA , а в 1931 году была выпущена партия дизельных двигателей Berliet GD2.

С 1933 года предлагались только четырехцилиндровые модели (1600 куб.см и 2000 куб.см). Последний новый седан Berliet впервые был представлен на Парижском автосалоне в октябре 1933 года, но представлен только летом 1934 года. [9] Новый автомобиль получил имя собственное, а Berliet Dauphine 11CV оснащался двигателем объемом 1990 куб.см (11CV). В 1939 году компания Berliet прекратила производство кузовов автомобилей, и последние несколько сотен моделей Berliet Dauphines, выпущенных в первой половине 1939 года, использовали кузов Peugeot 402 с изготовленным на заказ капотом/капотом Berliet и решеткой радиатора. [10]

Вторая мировая война и последствия

[ редактировать ]
Берлие GLR

Регулярное производство легковых автомобилей прекратилось в 1939 году, а после Второй мировой войны компания производила только грузовики, а позже к ассортименту добавились автобусы. Однако, когда немцы реквизировали его в июне 1940 года, на заводе находилось более 20 совершенно новых седанов, и они были немедленно приняты на вооружение. После освобождения, с конца 1944 по начало 1945 года, из имеющихся деталей было собрано около 50 седанов, а в 1946 году последние 15 седанов были достроены женевскими агентами. Компания была возвращена семье в 1949 году, но после смерти основателя ранее в том же году сыну Мариуса Берлие Полю. Грузовик Berliet GLR стал первой послевоенной новинкой.

В своей книге 1975 года « Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок: 1940-1944 » Роберт Пакстон противопоставил судьбу завода по производству грузовых автомобилей Berliet в Лионе, который оставался во владении семьи Мариуса Берлие, несмотря на то, что он произвел 2330 грузовиков для немцев. [11] — и судьба заводов Луи Рено , которые также были конфискованы, — предполагая, что завод Рено мог бы быть возвращен Луи Рено и его семье, если бы он прожил дольше. Однако Мариус Берлие, умерший в 1949 году, «упрямо отказывался признать судебные иски против него после войны». [11] Так получилось, что заводы Renault были единственными заводами, навсегда захваченными французским правительством. [11]

После небольшого запуска дизельных двигателей в 1931 году Berliet (и их клиенты) постепенно отказались от бензиновых двигателей. В 1963 году только 234 из 15 325 построенных автомобилей Berliet все еще имели бензиновые двигатели. [12]

Berliet изготовила самый большой грузовик в мире [13] в 1957 году появился T100 6X6 с двигателем Cummins V12 мощностью 600 л.с. (441 кВт; 592 л.с.) и 700 л.с. (515 кВт; 690 л.с.). Доступный как самосвал с полным приводом или дорожный трактор 6X6 для Европы и Северной Африки, он был спроектирован за 10 месяцев на заводе в Курбевуа, недалеко от Парижа, второй экземпляр был построен в 1958 году, а еще два T100 построены в 1959 году.

Позже отдельная компания под названием MOL Trucks из Хугледа , Бельгия, купила права на проектирование некоторых оригинальных моделей Berliet 1970-х годов и начала производство собственного оригинального модельного ряда MOL, состоящего из средних и больших грузовиков 4X4, 6X6 и 8X8, а также дорожных тягачей. Их конструкция и конструкция были полностью основаны на избранных бывших моделях Berliet.

Ситроен, Рено и упадок

[ редактировать ]

В августе 1967 года сообщалось, что Berliet перешла во владение Citroën , а держатели акций Berliet получили акции Citroën в обмен на свои акции Berliet. [14] В 1966 году, в последний год существования Berliet как независимого предприятия, они произвели около 17 000 единиц. [14] После поглощения объединенная компания заявила, что Citroën-Berliet будет контролировать 58% французского рынка коммерческих автомобилей массой более 6 тонн. [14] Сам Citroën принадлежал Michelin с 1934 года после финансового кризиса.

К этому времени Michelin владела Citroën и Berliet. Однако после нефтяного кризиса 1973 года Мишлен решила продать эти две компании, чтобы сконцентрироваться на своем шинном бизнесе. Таким образом, в 1974 году Berliet был продан Renault , а Citroën – Peugeot . Затем в 1978 году Renault приступила к слиянию Berliet и Saviem и образовала Renault Véhicules Industriels .

После слияния название Berliet было прекращено, и к концу 1970-х годов прекратилось существование еще одной французской марки, и последний производившийся автобус Berliet, PR100 1971 года , продолжал продаваться как Renault до 1993 года. слияние включает VXB-170 бронетранспортер 4x4 1973 года для французской армии и другие. Еще одним из последних проектов Берлие был шестицилиндровый легкий дизельный двигатель, который поступил в производство в 1977 году и к 1982 году стал двигателем Renault VI 06.20 («120 цилиндров»). [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Берлие (Автомобили)» . Покровители Франции . Проверено 15 октября 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Berliet — век французских грузовиков», статья Жана-Мари Васлена, Le Monde , приложение Eco & business, вторник, 12 марта 2013 г., стр. 11.
  3. ^ Журнал столетия Renault , октябрь 1998 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Служба внешних связей — Автомобили М. Берлие — гид для посетителей, Открытие огромного мира , 1974 год.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Автомобиль». Все французские автомобили 1920 г. (Салон [октябрь] 1919 г.) . 31 . Париж: История и коллекции: 62–63. 2004.
  6. ^ Jump up to: а б «Автомобиль». Все французские автомобили 1925 г. (Салон [октябрь] 1924 г.) . 72 с . Париж: История и коллекции: 61. 2005.
  7. ^ Моник Шапель, Берлие , Éditions Le Télégramme, 2005. ISBN   2-84833-139-9
  8. ^ Jump up to: а б с д «Автомобиль». Все французские автомобили 1929 г. (Салон [Париж, октябрь] 1928 г.) . 84с . Париж: История и коллекции: 61. 2006.
  9. ^ Беллу, Рене, изд. (2002). «Все французские автомобили 1934 года (Салон 1933 года)». Автомобили (на французском языке). 22 . Париж: История и коллекции: 13, 16.
  10. ^ Беллу, Рене, изд. (2003). «Все французские автомобили 1940-46 (Годы без выставки)». Автомобили (на французском языке). 26 . Париж: История и коллекции: 16.
  11. ^ Jump up to: а б с Пакстон, Роберт О. (2001) [1972]. Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок: 1940-1944 гг . Морнингсайдское издание. п. 343. ИСБН  9780231124690 . Компания «Рено» была единственным производителем, чьи заводы были навсегда конфискованы государством, и действительно, завод «Рено», как и завод по производству грузовых автомобилей «Берлие» в Лионе, мог бы быть возвращен в частные руки, если бы г-н Рено жил так же долго, как г-н Мариус Берлье, который построил 2330 грузовиков для немцев, но которые после войны упорно отказывались признавать судебные иски против него. Он умер в 1949 году, и его фирма осталась в руках семьи.
  12. ^ Ленуар, Пьер (октябрь 1964 г.). «Развитие и состояние промышленных транспортных средств во Франции». Тяжеловес: Salon Special (на французском языке). 49 (592): 99.
  13. ^ «Самый большой грузовик едет в США» . Британский Пате . Проверено 21 ноября 2023 г.
  14. ^ Jump up to: а б с «Новости и мнения: Citroën-Berliet». Автокар . Том. 127, нет. 3729. 3 августа 1967. с. 54.
  15. ^ Кеннетт, Пэт, изд. (сентябрь 1982 г.). «Что нового: раскрыта информация о Renault». ГРУЗОВИК . Лондон, Великобритания: FF Publishing Ltd: 13, 15.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de2c32e4787f94bf675a877a5483bc52__1716595200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/52/de2c32e4787f94bf675a877a5483bc52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Berliet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)