Берлие
![]() | |
Автомобили М. Берлье SA (1917-1942) Берлие и Си (1942–1944) Автомобили М. Берлие (1949-1974 гг.) | |
Основан | 1899 [1] |
Основатель | Мариус Берлие |
Несуществующий | 1978 |
Судьба | произошло слияние с Saviem в Renault Véhicules Industriels . В 1978 году |
Преемник | Рено Грузовики |
Штаб-квартира | Венисье , Франция |
Ключевые люди | Поль Берлие (сын основателя) |
Продукты | Автомобили, автобусы, военная техника, грузовики |
Родитель | Ситроен (1968-1974) Рено (1974-1978) |
Berliet — французский производитель автомобилей , автобусов , грузовиков и военной техники, а также других транспортных средств, базирующийся в Венисье , недалеко от Лиона, Франция. Основанная в 1899 году, за исключением пятилетнего периода с 1944 по 1949 год, когда компания была подвергнута «административному секвестру», она находилась в частной собственности до 1967 года, когда затем стала частью Citroën , а затем была приобретена Renault в 1974 году и слилась с Савием в новую компанию Renault Trucks в 1978 году. Марка Berliet была прекращена к 1980 году.
Ранняя история
[ редактировать ]


Мариус Берлие начал свои эксперименты с автомобилями в 1894 году. За некоторыми одноцилиндровыми автомобилями в 1900 году последовала двухцилиндровая модель. В 1902 году Берлье взял на себя управление заводом Audibert & Lavirotte в Лионе . Берлие начал производить четырехцилиндровые автомобили с сотовым радиатором и стальной рамой шасси вместо деревянной. В следующем году была выпущена модель, похожая на современный Mercedes . В 1906 году Берлие продал лицензию на производство своей модели компании American Locomotive Company .
До Первой мировой войны Berliet предлагала ряд моделей от 8 до 60 л.с. Основные модели имели четырехцилиндровые двигатели (2412 куб.см и 4398 куб.см соответственно), а также была шестицилиндровая модель объемом 9500 куб.см. Модель объемом 1539 куб.см (12 CV) производилась в период с 1910 по 1912 год. С 1912 года шестицилиндровые модели производились только по индивидуальным заказам.
Первая мировая война
[ редактировать ]Первая мировая война привела к массовому увеличению спроса. [2] Berliet, как Renault и Latil , производил грузовики для французской армии . Военные заказы предъявляли серьезные требования к мощности завода, что требовало крупных инвестиций в производственные мощности и заводские помещения. [2]

был куплен участок площадью 400 гектаров (990 акров) В 1915 году между Венисье и Сен-Пристом для строительства нового главного завода. [4]
Berliet CBA стал культовым грузовиком на Священном пути , снабжавшим фронт битвы под Верденом в 1916 году. [4] 25 000 этих 4/5-тонных грузовиков Berliet, выпущенных в 1914 году, были заказаны французской армией. В течение 1916 года завод ежедневно покидало 40 человек. По лицензии Renault также производила снаряды и боевые танки компания Berliet в это время . Число занятых увеличилось до 3150 человек.
К 1917 году стоимость годового оборота увеличилась в четыре раза с начала войны. [2] и новая правовая структура была сочтена целесообразным. Компания стала Société anonyme des Automobiles Marius Berliet . [4]
Между двумя войнами
[ редактировать ]После войны производитель переориентировал часть своего производства обратно на легковые автомобили, но Berliet, тем не менее, оказался с избыточными мощностями, поскольку армия больше не покупала все грузовики, которые завод мог производить, и общий объем производства сократился вдвое. [2]
Сокращение диапазона
[ редактировать ]Мариус Берлье отреагировал на наступление мира, решив производить только один тип грузовиков и один тип легковых автомобилей, что представляло собой отход от его довоенной рыночной стратегии. [5] Единственным грузовиком, на котором сосредоточил свое внимание Берлие, был 5-тонный CBA , который так хорошо послужил нации во время войны. [5]
Необдуманный короткий путь
[ редактировать ]Легковой автомобиль, представленный на стенде Berliet на 15-м Парижском автосалоне в октябре 1919 года, представлял собой 3296-кубовый (15 л.с./CV) «Торпедо» в кузове «Berliet Type VB» современного внешнего вида. [5] Мариус Берлье был не из тех, кто упустил уловку: вместо того, чтобы посвятить время и инженерный талант разработке нового автомобиля для нового десятилетия, он приобрел и скопировал американский Dodge . [5] Dodge был известен своей надежностью, а экземпляр Berliet был хорошо принят в марте 1919 года, когда он впервые был представлен публике на Лионской торговой ярмарке . [5] Фары были установлены необычно высоко, а простые дисковые колеса были большими, что придавало автомобилю приятный «серьезный» вид. [5] Особенно привлекательной была цена всего в 11 800 франков в октябре 1919 года. [5] Однако, к сожалению, инженеры Berliet не смогли гарантировать, что сталь, используемая в конструкции автомобиля, была того же качества, что и североамериканская сталь, используемая для Dodge, и это привело к серьезным проблемам для первых клиентов Berliet Type VB. и серьезный репутационный ущерб компании. [5]
Банкротство и взыскание
[ редактировать ]Завод был настроен на производство «Berliet Type VB» со скоростью 100 автомобилей в день, что было бы амбициозной целью при любых обстоятельствах. [2] Быстрое падение спроса на единственную на тот момент модель легкового автомобиля производителя, последовавшее за проблемами с качеством, повергло бизнес в финансовые трудности: за год были зафиксированы убытки в размере 55 миллионов франков. [2] Выживание было под вопросом, и в 1921 году Берлие был передан под судебную администрацию. [2] Сам Мариус Берлие владел 88% акционерного капитала, но не смог расплатиться со всеми кредиторами компании, и поэтому фирма попала в руки банков. [2] Тем не менее Берлие смог сохранить оперативный контроль. [2] В течение десятилетия обеспечения, поддерживаемого устойчивым восстановлением спроса, что, в свою очередь, отражало эффективную модельную стратегию после 1922 года, Берлие смог расплатиться со своими должниками, а в 1929 году восстановить финансовый контроль над бизнесом со стороны банков. [2]
Полный ассортимент на 1925 год.
[ редактировать ]К середине десятилетия производитель снова представил полный спектр моделей автомобилей на Октябрьском автосалоне 1924 года , хотя на этом этапе все они имели четырехцилиндровые двигатели, включая даже «4-литровый» объемом 3958 куб.см с его впечатляющими размерами цилиндров 95 куб.см. х 140 мм. [6] Диапазон на 1925 год был следующим: [6]
- «Тип VI»: выпущен в 1924 году с двигателем объемом 1160 куб.см (7 л.с./CV). Колесная база 2800 мм (110,2 дюйма)
Прейскурантные цены на октябрь 1924 г.: 16 260 франков (голое шасси), 21 500 франков (Торпедо), 25 500 франков (берлин/седан/седан). - «Тип VRC» с двигателем с боковыми клапанами объемом 2603 куб.см (12 л.с./CV). Колесная база 3060 мм (120,5 дюйма)
Цены на октябрь 1924 г.: 20 600 франков (голое шасси), 26 500 франков (Торпедо), 34 000 франков (берлин/седан/седан). - «Тип ВМ» с двигателем с боковыми клапанами объемом 3296 куб.см (16 л.с./CV). Колесная база 3150 мм (124,0 дюйма)
Прейскурантные цены на октябрь 1924 г.: 24 800 франков (голое шасси), 33 000 франков (Торпедо), 41 650 франков (берлин/седан/седан). - «Тип VRK / 2½ литра» с верхнеклапанным двигателем объемом 2480 куб.см (16 л.с./CV). Колесная база 3350 мм (131,9 дюйма)
Прейскурантные цены на октябрь 1924 г.: 30 000 франков (голое шасси), 46 500 франков (Торпедо), 48 500 франков (берлин/седан/седан). - «Тип ВК» с верхнеклапанным двигателем объемом 3958 куб.см (18 л.с.). Колесная база 3585 мм (141,1 дюйма)
Прейскурантные цены на октябрь 1924 г.: 48 500 франков (только голое шасси).
- «Тип VI»: выпущен в 1924 году с двигателем объемом 1160 куб.см (7 л.с./CV). Колесная база 2800 мм (110,2 дюйма)
С 1925 года завод начал производить кузова собственных автомобилей. [7]
Подъем рынка
[ редактировать ]В 1927 году последовали новые шестицилиндровые модели. К октябрю 1928 года, всего за двенадцать месяцев до того, как крах на Уолл-стрит вылился в жестокий спад в экономике западных стран, три из четырех автомобилей, предложенных в 1929 году на стенде Berliet на Парижском автосалоне , были оснащены двигателями. шестицилиндровыми двигателями. [8] Диапазон на 1929 год был следующим: [8]
- «9CV»: 1,5-литровый 4-цилиндровый двигатель. Колесная база 2800 мм (110,2 дюйма)
- «10CV»: 1,8-литровый 6-цилиндровый двигатель. Колесная база 2900 мм (114,2 дюйма)
- «11CV»: 2,0-литровый 6-цилиндровый двигатель. Колесная база 2900 мм (114,2 дюйма)
- «20CV»: 4,0-литровый 6-цилиндровый двигатель. Колесная база 3600 мм (141,7 дюйма)
Самый большой из них с четырехлитровым двигателем все еще числился производителем в марте 1929 года, но был доступен только «по специальному заказу». [8] Однако к этому времени производитель также разработал для 1930 года модель «16CV» с 2,8-литровым шестицилиндровым двигателем. [8]
1930-е годы
[ редактировать ]В 1930 году компания Berliet экспериментально установила дизельный двигатель на один из своих старых грузовиков CBA , а в 1931 году была выпущена партия дизельных двигателей Berliet GD2.
С 1933 года предлагались только четырехцилиндровые модели (1600 куб.см и 2000 куб.см). Последний новый седан Berliet впервые был представлен на Парижском автосалоне в октябре 1933 года, но представлен только летом 1934 года. [9] Новый автомобиль получил имя собственное, а Berliet Dauphine 11CV оснащался двигателем объемом 1990 куб.см (11CV). В 1939 году компания Berliet прекратила производство кузовов автомобилей, и последние несколько сотен моделей Berliet Dauphines, выпущенных в первой половине 1939 года, использовали кузов Peugeot 402 с изготовленным на заказ капотом/капотом Berliet и решеткой радиатора. [10]
Вторая мировая война и последствия
[ редактировать ]
Регулярное производство легковых автомобилей прекратилось в 1939 году, а после Второй мировой войны компания производила только грузовики, а позже к ассортименту добавились автобусы. Однако, когда немцы реквизировали его в июне 1940 года, на заводе находилось более 20 совершенно новых седанов, и они были немедленно приняты на вооружение. После освобождения, с конца 1944 по начало 1945 года, из имеющихся деталей было собрано около 50 седанов, а в 1946 году последние 15 седанов были достроены женевскими агентами. Компания была возвращена семье в 1949 году, но после смерти основателя ранее в том же году сыну Мариуса Берлие Полю. Грузовик Berliet GLR стал первой послевоенной новинкой.
В своей книге 1975 года « Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок: 1940-1944 » Роберт Пакстон противопоставил судьбу завода по производству грузовых автомобилей Berliet в Лионе, который оставался во владении семьи Мариуса Берлие, несмотря на то, что он произвел 2330 грузовиков для немцев. [11] — и судьба заводов Луи Рено , которые также были конфискованы, — предполагая, что завод Рено мог бы быть возвращен Луи Рено и его семье, если бы он прожил дольше. Однако Мариус Берлие, умерший в 1949 году, «упрямо отказывался признать судебные иски против него после войны». [11] Так получилось, что заводы Renault были единственными заводами, навсегда захваченными французским правительством. [11]
После небольшого запуска дизельных двигателей в 1931 году Berliet (и их клиенты) постепенно отказались от бензиновых двигателей. В 1963 году только 234 из 15 325 построенных автомобилей Berliet все еще имели бензиновые двигатели. [12]
Berliet изготовила самый большой грузовик в мире [13] в 1957 году появился T100 6X6 с двигателем Cummins V12 мощностью 600 л.с. (441 кВт; 592 л.с.) и 700 л.с. (515 кВт; 690 л.с.). Доступный как самосвал с полным приводом или дорожный трактор 6X6 для Европы и Северной Африки, он был спроектирован за 10 месяцев на заводе в Курбевуа, недалеко от Парижа, второй экземпляр был построен в 1958 году, а еще два T100 построены в 1959 году.
Позже отдельная компания под названием MOL Trucks из Хугледа , Бельгия, купила права на проектирование некоторых оригинальных моделей Berliet 1970-х годов и начала производство собственного оригинального модельного ряда MOL, состоящего из средних и больших грузовиков 4X4, 6X6 и 8X8, а также дорожных тягачей. Их конструкция и конструкция были полностью основаны на избранных бывших моделях Berliet.
Ситроен, Рено и упадок
[ редактировать ]В августе 1967 года сообщалось, что Berliet перешла во владение Citroën , а держатели акций Berliet получили акции Citroën в обмен на свои акции Berliet. [14] В 1966 году, в последний год существования Berliet как независимого предприятия, они произвели около 17 000 единиц. [14] После поглощения объединенная компания заявила, что Citroën-Berliet будет контролировать 58% французского рынка коммерческих автомобилей массой более 6 тонн. [14] Сам Citroën принадлежал Michelin с 1934 года после финансового кризиса.
К этому времени Michelin владела Citroën и Berliet. Однако после нефтяного кризиса 1973 года Мишлен решила продать эти две компании, чтобы сконцентрироваться на своем шинном бизнесе. Таким образом, в 1974 году Berliet был продан Renault , а Citroën – Peugeot . Затем в 1978 году Renault приступила к слиянию Berliet и Saviem и образовала Renault Véhicules Industriels .
После слияния название Berliet было прекращено, и к концу 1970-х годов прекратилось существование еще одной французской марки, и последний производившийся автобус Berliet, PR100 1971 года , продолжал продаваться как Renault до 1993 года. слияние включает VXB-170 бронетранспортер 4x4 1973 года для французской армии и другие. Еще одним из последних проектов Берлие был шестицилиндровый легкий дизельный двигатель, который поступил в производство в 1977 году и к 1982 году стал двигателем Renault VI 06.20 («120 цилиндров»). [15]
См. также
[ редактировать ]- Миссии Берлие-Тенере
- SNVI , алжирский производитель грузовиков, использующий бывшие активы Berliet в Алжире.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Берлие (Автомобили)» . Покровители Франции . Проверено 15 октября 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Berliet — век французских грузовиков», статья Жана-Мари Васлена, Le Monde , приложение Eco & business, вторник, 12 марта 2013 г., стр. 11.
- ^ Журнал столетия Renault , октябрь 1998 г.
- ^ Jump up to: а б с Служба внешних связей — Автомобили М. Берлие — гид для посетителей, Открытие огромного мира , 1974 год.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Автомобиль». Все французские автомобили 1920 г. (Салон [октябрь] 1919 г.) . 31 . Париж: История и коллекции: 62–63. 2004.
- ^ Jump up to: а б «Автомобиль». Все французские автомобили 1925 г. (Салон [октябрь] 1924 г.) . 72 с . Париж: История и коллекции: 61. 2005.
- ^ Моник Шапель, Берлие , Éditions Le Télégramme, 2005. ISBN 2-84833-139-9
- ^ Jump up to: а б с д «Автомобиль». Все французские автомобили 1929 г. (Салон [Париж, октябрь] 1928 г.) . 84с . Париж: История и коллекции: 61. 2006.
- ^ Беллу, Рене, изд. (2002). «Все французские автомобили 1934 года (Салон 1933 года)». Автомобили (на французском языке). 22 . Париж: История и коллекции: 13, 16.
- ^ Беллу, Рене, изд. (2003). «Все французские автомобили 1940-46 (Годы без выставки)». Автомобили (на французском языке). 26 . Париж: История и коллекции: 16.
- ^ Jump up to: а б с Пакстон, Роберт О. (2001) [1972]. Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок: 1940-1944 гг . Морнингсайдское издание. п. 343. ИСБН 9780231124690 .
Компания «Рено» была единственным производителем, чьи заводы были навсегда конфискованы государством, и действительно, завод «Рено», как и завод по производству грузовых автомобилей «Берлие» в Лионе, мог бы быть возвращен в частные руки, если бы г-н Рено жил так же долго, как г-н Мариус Берлье, который построил 2330 грузовиков для немцев, но которые после войны упорно отказывались признавать судебные иски против него. Он умер в 1949 году, и его фирма осталась в руках семьи.
- ^ Ленуар, Пьер (октябрь 1964 г.). «Развитие и состояние промышленных транспортных средств во Франции». Тяжеловес: Salon Special (на французском языке). 49 (592): 99.
- ^ «Самый большой грузовик едет в США» . Британский Пате . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Новости и мнения: Citroën-Berliet». Автокар . Том. 127, нет. 3729. 3 августа 1967. с. 54.
- ^ Кеннетт, Пэт, изд. (сентябрь 1982 г.). «Что нового: раскрыта информация о Renault». ГРУЗОВИК . Лондон, Великобритания: FF Publishing Ltd: 13, 15.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.fondationberliet.org/ (большая часть на французском и английском языках)
- Берлие
- Производители грузовых автомобилей Франции
- Автопроизводители Франции
- Французские бренды
- Винтажные автомобили
- 1899 заведений во Франции
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1899 году.
- Производственные компании в Лионе
- Компании по производству автомобилей прекратили свое существование в 1967 году.
- Закрытие 1967 года во Франции
- Слияния и поглощения 1967 года