Луи Рено (промышленник)
Луи Рено | |
---|---|
Рожденный | Париж , Франция | 12 февраля 1877 г.
Умер | 24 октября 1944 г. | ( 67 лет
Национальность | Французский |
Занятие | Бизнес |
Известный | соучредитель Рено |
Родственники | Марсель Рено и Фернан Рено |
Награды | Почетный легион |
Луи Рено (англ. Французское произношение: [lwi ʁəno] ; 12 февраля 1877 — 24 октября 1944) — французский промышленник , один из основателей компании Renault и пионер автомобильной промышленности.
Рено построил один из крупнейших во Франции автомобилестроительных концернов, который до сих пор носит его имя. Во время Первой мировой войны его заводы внесли огромный вклад в военные усилия, в частности, благодаря созданию и производству первого танка современной конфигурации — танка Renault FT .
Обвиненный в сотрудничестве с немцами во время Второй мировой войны , он умер в ожидании суда в освобожденной Франции в конце 1944 года при невыясненных обстоятельствах. Его компания была конфискована и национализирована временным правительством Франции, хотя он умер до того, как его успели предстать перед судом. Его фабрики были единственными, которые были навсегда экспроприированы французским правительством. [1]
В 1956 году журнал Time описал Renault как «богатого, могущественного и знаменитого, сварливого, блестящего, часто жестокого, маленького Наполеона автомобилестроительной империи — вульгарного, громкого, властного, нетерпеливого, он был ужасом для окружающих, другом практически ни для кого». », добавив, что среди французских рабочих Рено стал известен как «людоед из Бийанкура ». [2]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Четвертый из шести детей, рожденных в буржуазной парижской семье Альфреда и Берты Рено, Луи Рено посещал лицей Кондорсе . Он был очарован инженерией и механикой с раннего возраста и часами проводил в Серполле мастерской паровых автомобилей или возился со старыми двигателями Панара в сарае для инструментов второго дома семьи в Бийанкуре .
Свой первый автомобиль он построил в 1898 году, наняв пару рабочих для модификации подержанной машины. 3 ⁄ л.с. (560 Вт) [3] Де Дион-Бутона Цикл с революционным карданным валом с универсальным шарниром. [4] и трехступенчатая коробка передач с реверсом, с третьей передачей на прямой передаче (которую он запатентовал годом позже). Рено назвал свою машину Voiturette . 24 декабря 1898 года он выиграл пари со своими друзьями, что его изобретение с инновационным коленчатым валом сможет превзойти автомобиль с цепной передачей, подобной велосипеду. [5] вверх по склону улицы Лепик на Монмартре . Помимо победы в пари, Renault получила 13 конкретных заказов на автомобиль.
Видя коммерческий потенциал, он объединился со своими двумя старшими братьями, Марселем и Фернаном , у которых был опыт работы в фирме их отца по производству пуговиц и текстиля . [6] 25 февраля 1899 года они основали компанию Renault Frères . Первоначально бизнесом и управлением полностью занимались старшие братья, а Луи посвятил себя проектированию и производству. Марсель погиб на автопробеге Париж-Мадрид в 1903 году , а в 1908 году Луи Рено взял на себя полный контроль над компанией после того, как Фернан ушел в отставку по состоянию здоровья. Фернан впоследствии умер в 1909 году. [6]
Свадьба
[ редактировать ]26 сентября 1918 года Рено, которому тогда было 40 лет, женился на 21-летней Кристиане Буллер (1897–1979), сестре французского художника Жака Буллера . У них родился сын Жан-Луи (24 января 1920–1982). [7] У них были дома на авеню Фош , 90 (бывшая авеню дю Буа-де-Булонь) в Париже и загородное поместье недалеко от Сен-Пьер-дю-Воврэ , в Руане в департаменте Эр , которое называлось Шато де ла Бателлери в Эркевиле или просто Шато Эрквиль . Замок выходил на берег Сены более чем на 3 км, а вся территория занимала 4000 гектаров . По просьбе и за счет Renault небольшая ратуша Эрквиля была перенесена. Сотрудники Renault проникли в дом через туннель.
Расположение Шато Эрквиль: 49 ° 14'31,66 "N 1 ° 15'24,55" E / 49,2421278 ° N 1,2568194 ° E [8] [9]
Первая мировая война, межвоенный период и события
[ редактировать ]В начале Первой мировой войны , в августе 1914 года, в ответ на тогдашнюю острую нехватку артиллерийских боеприпасов, Renault предложила автомобильным заводам, таким как Renault, производить 75-мм снаряды с помощью гидравлических прессов, а не с помощью обычных более длительных и дорогостоящих токарных операций. Идентичные методы использовал Андре Ситроен на своем заводе. Полученные снаряды помогли преодолеть дефицит, но, поскольку их приходилось изготавливать из двух частей, они были по своей сути слабыми у основания, что иногда позволяло горячим газам детонировать мелинит внутри оболочки. В 1915 году в результате преждевременных взрывов было уничтожено более 600 французских 75-мм орудий, а их экипажи убиты или ранены. [10]
Луи Рено был награжден Большим крестом Почетного легиона после войны за большой вклад его заводов в военные действия. Массовое производство на его заводах в 1918 году революционного и высокоэффективного Renault FT танка , который он лично разработал вместе с Родольфом Эрнстом-Мецмайером, было, пожалуй, самым значительным вкладом Renault в тот период.
В межвоенный период его правые взгляды стали широко известны, что привело к различным случаям трудовых волнений среди пролетарских авангардистов на заводе в Булони-Бийанкуре. Он выступал за необходимый союз между европейскими странами.
Луи Рено яростно конкурировал с Ситроеном, которого он называл « le petit Juif » («маленький еврей»). [4] [11] становясь все более параноидальным и в то же время замкнутым, и глубоко обеспокоенным растущей мощью коммунизма и профсоюзов , в конечном итоге отступив в свое загородное поместье, замок на реке Сена недалеко от Руана .
Рено оставался под полным контролем своей компании до 1942 года, занимаясь ее быстрым расширением и одновременно разрабатывая несколько новых изобретений. [12] большинство из них используются до сих пор, например, гидравлические амортизаторы , современные барабанные тормоза и зажигание сжатым газом. [ нужна ссылка ]
Вторая мировая война, арест и смерть
[ редактировать ]В 1938 году Рено посетил Адольфа Гитлера . [2] и к 1939 году он стал важным поставщиком французской армии. В то время, когда гитлеровский Вермахт вторгся во Францию в 1940 году, Рено находился в США, будучи посланным своим правительством запросить танки. Он вернулся и обнаружил, что франко-германское перемирие вступило в силу. [13] Рено оказался перед выбором: сотрудничать с немцами и, возможно, помешать им переместить его завод и оборудование в Германию, что привело бы к обвинению в сотрудничестве с врагом. [14] Он поставил свои заводы на службу вишистской Франции , а это означало, что он также помогал нацистам . За четыре года Renault изготовила для немцев 34 232 автомобиля. Рено утверждал, что «продолжая работу, он спас тысячи рабочих от отправки в Германию». [2] но журнал Life в 1942 году описал его как «известного парижского коллаборациониста». [15]
Во время оккупации Франции компания находилась под контролем немцев. [12] с людьми из Daimler-Benz на ключевых позициях. Сам Рено стал непопулярен среди членов французского сопротивления . Заводы Renault на острове Сеген в Бийанкуре стали первоочередной целью для британских бомбардировщиков Королевских ВВС (RAF) и в конечном итоге были серьезно повреждены 3 марта 1942 года. В 1942 году он перенес афазию и не мог ни говорить, ни писать.
Через три недели после освобождения Франции в 1944 году Рено сдался «при условии, что его не посадят в тюрьму до предъявления обвинения». [2] Он был арестован под Парижем 22 сентября 1944 года по обвинению в промышленном сотрудничестве с нацистской Германией. [12] Во время ареста Рено «отрицал, что его фирма получила от немцев 120 миллионов долларов за военные материалы, и говорил, что он сохранил работу своего огромного, сильно разбомбленного завода по просьбе Виши, чтобы не допустить попадания его материалов и оборудования в руки нацистов». руки и спасти рабочих от депортации». Он был заключен в парижскую тюрьму Френ. [16] в то время он уже был серьезно болен. Записи о точном периоде его заключения во Френе позже оказались пропавшими. Renault был перенесен 5 октября. [17] в психиатрическую больницу Виль-Эврар в Нейи-сюр-Марн . [2]
Когда 9 октября 1944 года здоровье Рено быстро ухудшилось, его снова перевели в частный дом престарелых в клинике Сен-Жан-де-Дье на улице Удино в Париже. [13] по просьбе своей семьи и сторонников впал в кому. [7] Он умер 24 октября 1944 года, через четыре недели после заключения, все еще ожидая суда и заявив, что с ним плохо обращались в тюрьме Френ , а его орден Почетного легиона Французского легиона 1918 года за исключительный вклад в победу в Первой мировой войне был аннулирован режим Виши . [18]
Вскрытие не проводилось, и точная причина смерти Рено остается неясной. В официальном отчете того времени причиной смерти была названа уремия . [13]
Позже, в 1956 году, его жена утверждала, что Рено умер от побоев и пыток со стороны охранников в тюрьме. [19]
Луи Рено похоронен в своем загородном доме Chateau Herqueville, в Herqueville dans l'Eure . [20]
Экспроприация
[ редактировать ]В октябре 1944 года временное французское правительство захватило компанию Луи Рено. [21] Министр информации Анри Тейтген заявил тогда, что это была не конфискация, а скорее «это был просто шаг к тому, чтобы вернуть французскую промышленность обратно в производство. Позже комиссия проверит бухгалтерские книги, конфискует военные прибыли и выдвинет обвинения». [21]
1 января 1945 года, через четыре месяца после смерти Луи Рено, приказ Шарля де Голля генерала временного правительства постановил о роспуске Société Anonyme des Usines Renault и его национализации, дав ему новое название Régie Nationale des Usines Renault (RNUR) .
Таким образом, созданная Луи Рено компания была национализирована по официальному делу о коллаборации. Рено было посмертно предъявлено обвинение в «виновном обогащении, полученном теми, кто работал на врага». [13]
Последствия и споры
[ редактировать ]В 1944 году, после экспроприации его компании и его последующей смерти, было открыто завещание Рено , в котором выяснилось, что он оставил свою компанию своим 40 000 сотрудникам. [22] На момент национализации компании жена Renault Кристиана и ее сын Жан-Луи владели 95% акций компании и ничего не получили. [2] в то время как другие акционеры фактически получили компенсацию. [2] К 1956 году «Renault [была] крупнейшей национализированной компанией Франции, в которой работало 51 000 французов, производилось 200 000 автомобилей и прибыль составляла 11 миллионов долларов в год». [2]
Директор завода во время войны в 1949 году добился приговора, в котором говорилось, что он и завод не сотрудничали.
В 1956 году вдова Рено, Кристиан Рено, заявила, что Луи Рено был убит. [23] и стремился «установить, что Луи Рено был еще одним из более чем 9000 французов, перечисленных правительством как убитых в результате «нерегулярных казней» в результате мести после освобождения » . [2] и тело Луи Рено впоследствии было эксгумировано для вскрытия. [2] Госпожа Рено привела в качестве доказательства «отчет, показывающий, что содержание мочевины у Рено было нормальным за неделю до его смерти, а рентгеновский снимок показал перелом позвонка». [2]
В 2005 году лондонская газета Daily Telegraph сообщила, что «по словам очевидцев и родственников, ранее жилистая маленькая 67-летняя женщина подвергалась пыткам и избиениям» и что «монахиня во Френе показала, что она видела, как Рено рухнул после того, как ее сбили. голова тюремщика в шлеме. Рентген, организованный его семьей, показал перелом шейного позвонка». [13] [24]
В 2005 году газета Daily Telegraph сообщила, что Рено «чувствовал, что его обязанностью было сохранить производственную базу Франции. Военные и официальные лица Daimler-Benz прибыли к воротам его завода в Бийанкуре, чтобы оценить его возможность вывоза в Германию вместе с рабочей силой. Рено отступился». их, согласившись производить автомобили для Вермахта». [13] Согласно книге Энтони Роудса «Луи Рено: биография» , Рено однажды сказал о немцах: «Лучше дать им масло, иначе они заберут коров». [7] за 2005 год В отчете Daily Telegraph говорилось, что Renault пыталась спасти свою компанию от вытеснения и поглощения Daimler-Benz : [13] «Если бы не его усилия, заводы и сотрудники Renault были бы отправлены в Германию».
Последующие исследования показали, что, хотя Рено сотрудничал, «он также распоряжался стратегическими материалами и саботировал грузовики. Например, щупы были отмечены низким уровнем, а двигатели высыхали и блокировались в бою, что часто наблюдалось на Русском фронте ». [13] Предположения о том, что руководство Renault замедлило производство для немецких оккупантов, были опровергнуты аргументом, что замедление производства организовали рабочие, а не руководство. [25] В статье 2005 года в The Daily Telegraph говорилось, что можно с юридической точки зрения утверждать, что компания Renault, «жемчужина в промышленной короне страны», [13] было добыто путем кражи, и что «признание того, что Луи Рено и его компания подверглись жестокому правосудию, поставит вопрос о компенсации – огромной компенсации». [13]
В 2011 году Патрик Фриденсон , профессор истории бизнеса в Высшей школе социальных наук в Париже и автор книги о Renault, сказал: «Чрезвычайно сложно сказать, в какой степени Луи Рено следует считать соавтором, он рисковал быть полностью лишенным владений, если бы оказал сопротивление немцам». [26] Ученый Моника Остлер Рисс, изучавшая французские и немецкие источники, не нашла никаких доказательств того, что г-н Рено сотрудничал больше, чем его коллеги. «Он просто пытался сохранить то, что у него было, то, что он построил. Альтернативой сотрудничеству с оккупантами было то, что немцы захватили его роту». [26]
Роберт Пэкстон в своей книге 1975 года « Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок: 1940–1944» предположил , что завод Renault мог бы быть возвращен Луи Рено и его семье, если бы он прожил дольше. [1] Завод по производству грузовых автомобилей Berliet в Лионе остался в собственности семьи Мариуса Берлие, несмотря на то, что он произвел для немцев 2330 грузовиков. [1] Мариус Берлие, умерший в 1949 году, однако, «упрямо отказывался признать судебные иски против него после войны». [1]
29 июля 1967 года Луи-Жан Рено, единственный наследник, получил незначительную компенсацию, в частности за непроизводственные, личные убытки. [18] В 1982 году представители Гражданской и военной организации и их коллеги из компании Роберта де Лонгкама тщетно работали над реабилитацией Луи Рено, заявив, что он был «неправомерно обвинен в сотрудничестве с врагом», их запросы к Роберту Бадинтеру , Министр юстиции Франции остался без внимания. [18]
Renault были единственными заводами, навсегда экспроприированными французским правительством. [1] С 2005 года официальные лица Renault избегают упоминания Луи Рено. [13] К столетнему юбилею оригинальной компании Renault Frères в 1999 году, который отмечал Режи Рено, компания проигнорировала внуков Луи Рено. [13]
Несмотря на французскую Декларацию прав человека и гражданина , которая требует справедливой и предварительной компенсации перед экспроприацией, Луи Рено и его наследники так и не получили официальной компенсации за свою компанию. Renault вернулась в частный сектор как Société Anonyme ( SA ) в 1996 году, когда французское правительство продало 80% компании.
В 2011 году его наследники вновь попытались восстановить репутацию Renault и получить компенсацию за, по их мнению, незаконную конфискацию его компании государством. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок: 1940–1944, с. 343 . Morningside Edition, Роберт О. Пакстон. 2001 [1972]. ISBN 9780231124690 .
Компания «Рено» была единственным производителем, чьи заводы были навсегда конфискованы государством, и действительно, завод «Рено», как и завод по производству грузовых автомобилей Берлье в Лионе, мог бы быть возвращен в частные руки, если бы г-н Рено прожил столько же, сколько г-н Мариус Берлье, который построил 2330 грузовиков для немцев, но которые после войны упорно отказывались признавать судебные иски против него. Он умер в 1949 году, и его фирма осталась в руках семьи.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Зарубежные новости: его убили?» . Время . 6 февраля 1956 года. Архивировано из оригинала 14 декабря 2008 года.
- ^ Йейтс, Брок. «10 лучших магнатов», в книге «Автомобиль и водитель» , 1/88, стр.47.
- ^ Jump up to: а б Йейтс, стр.47.
- ^ Тальябу, Джон (2 июля 2000 г.). «Рено связывает свое выживание с глобальной азартной игрой, Джон Тальябу» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б «Некролог: Фердинанд Рено» . Нью-Йорк Таймс . 24 марта 1909 г. с. 9.
- ^ Jump up to: а б с «Биография: Луи Рено» . Ответы.com.
- ^ « Шато Эрквиль » .
- ^ Шато Эркевиль
- ^ Страчан, Хью (2006). Первая мировая война . Лондон: Карманные книги. п. 167. ИСБН 978-1-84739-678-5 .
- ↑ По иронии судьбы Рено имел еврейское происхождение: через свою прабабушку по отцовской линии, Викторию Анжибо, внучку Мари Абрахам, он происходил из старой эльзасской еврейской семьи)
- ^ Jump up to: а б с «Профиль изобретателя: Луи Рено» . Национальный зал славы изобретателей. 2007. Архивировано из оригинала 14 июля 2007 года . Проверено 19 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Луи Рено и позор нации» . Лондон: Daily Telegraph , Ян Мортон. 14 мая 2005 г.
- ^ Х. ДеУэйн Эшмид, доктор философии. «История и развитие Renault Caravelle» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2010 года.
- ^ де Рошмон, Ришар (24 августа 1942 г.). «Французское метро» . ЖИЗНЬ .
- ^ «Люди, стр. 3» . Журнал «Тайм» . 2 октября 1944 года. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года.
- ^ Эмануаль Шадо (1 марта 1998 г.). «Луи Рено (отрывок) на немецком языке» .
- ^ Jump up to: а б с «Луи Рено (промышленник)» . Производитель pschitt.info. 2001 [1972]. Архивировано из оригинала 8 ноября 2017 года . Проверено 20 августа 2010 г.
В 1982 году боец сопротивления OCM и руководитель компании Робер де Лонгкамп тщетно требовал реабилитации Луи Рено, «несправедливо обвиненного в сотрудничестве с врагом», но его письмо министру юстиции Роберту Бадинтеру осталось без ответа. 29 июля 1967 года закон признал право на весьма частичную компенсацию за непромышленным личным имуществом Жана-Луи Рено, единственного прямого наследника Луи Рено. Луи Рено является обладателем Большого креста Почетного легиона за исключительный вклад в победу в Первой мировой войне в 1918 году. Он был уволен правительством Виши.
- ^ «Причинение смерти Renault обвинили в пытках; парижский автопроизводитель, обвиненный в связях с нацистами, был избит охранниками, говорит вдова» . Нью-Йорк Таймс . 21 января 1956 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ «Могила Луи Рено» .
- ^ Jump up to: а б «Зарубежные новости: его убили?» . Зарубежные новости: ФРАНЦИЯ, Первый шаг. 8 октября 1944 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2008 года.
- ^ «Зарубежные новости: Заботы собственности» . Журнал «Тайм». 18 декабря 1944 года. Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 года.
- ^ «Тело Рено эксгумировано при поиске следов убийства» . Вашингтон Пост . 12 февраля 1956 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года.
Гроб Луи Рено, довоенного владельца крупнейшего автомобильного завода Франции, был поднят сегодня из семейной могилы, чтобы доказать утверждение его вдовы о том, что он был убит.
- ^ «Кристин Ренос «Я обвиняю» » . Зейт , Индро Монтанелли. 24 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г.
- ^ Райт, Сью; Хантрейс, Линда; Ховорт, Джолион (1974). Язык, политика и общество, с. 46-47 . Многоязычные вопросы. ISBN 9781853594878 .
Деятельность Луи Рено привела к впечатляющей экспроприации его компании государством; менее известно то, что он умер в тюрьме в ожидании суда и поэтому так и не был осужден. Та же участь экспроприации постигла и производителя автомобилей Мариуса Берлие. На суде в сентябре 1945 года Берлие заявил в свою защиту, что его компания произвела для немецких оккупантов меньше автомобилей, чем любой другой производитель автомобилей: 2239 автомобилей для немцев против 6548 для французских клиентов. Это можно сравнить с Renault, которая поставила 32 887 автомобилей немцам и только 1 697 французским клиентам, подобному примеру следует Citroen (32 248 произведено для немцев и только 2 052 для французских клиентов) (Aron, 1974). Менеджеры Renault, со своей стороны, заявили, что они намеренно замедлили производство, выпустив на 7 677 автомобилей меньше, чем план в 41 909 автомобилей, установленный немецкими оккупантами. Спор, однако, не прошел мимо Всеобщей конфедерации труда (CVT), которая утверждала, что замедление было организовано рабочими, а не руководством. Луи Рено, возможно, был наказан больше за свое отношение, чем за свои действия, которые были повторены действиями многих других работодателей. Роберт Арон сообщает, что, когда голлист пришел искать поддержки «Свободной Франции», Renault якобы ответил: «Де Голль connaît pas!» (Арон, 1974, 234).
- ^ Jump up to: а б с Джолли, Дэвид; Солтмарш, Мэтью (19 мая 2011 г.). Чтобы восстановить репутацию основателя Renault, семья обращается в суд .
Спустя почти 70 лет после того, как автопроизводитель-новатор Луи Рено умер во французской тюрьме по обвинению в сотрудничестве с нацистами, его внуки стремятся восстановить его репутацию и получить компенсацию за то, что, по их словам, было незаконной конфискацией его автомобильной компании государством.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Луи Рено, на Викискладе?
- Ассоциация RENAULT HISTOIRE – Немного истории (на французском языке). Архивировано 5 февраля 2018 г., в Wayback Machine.
- Вырезки из газет о Луи Рено в ХХ веке. Архив прессы ZBW .
- 1877 рождений
- 1944 смертей
- Похороны на кладбище Пасси
- Бизнесмены из Парижа
- Французские автомобильные инженеры
- Французские основатели автопроизводителей
- Французы, умершие в тюрьме
- Пионеры французского автомобилестроения
- Французские коллаборационисты с нацистской Германией
- Французские фашисты
- Люди Рено
- Французские автогонщики
- Большой крест Почетного легиона
- Выпускники лицея Кондорсе
- Автомобильные бизнесмены
- Заключенные, умершие во французском заключении
- Гонщики из Парижа
- Нацисты, погибшие в тюрьме