Jump to content

Рено ФТ

Рено ФТ
FT с башней Жирод в Королевском музее вооруженных сил , Бельгия
Тип Легкий танк
Место происхождения Франция
История обслуживания
В эксплуатации 1917–1949
Используется См . Операторы
Войны
История производства
Дизайнер Луи Рено и Родольф Эрнст-Мецмайер
Разработанный 1916
Производитель
Произведено 1917–1919
построено +3000, 2622 от Франции
Варианты
  • Чар канон
  • Пулеметный танк
  • ФТ 75 БС
  • Символьный сигнал
  • ФТ Модифицированный 31
  • США М1917
  • Russkiy Reno
Технические характеристики
Масса 6,5 тонны (6,4 длинных тонны ; 7,2 коротких тонны )
Длина 5,00 м (16 футов 5 дюймов)
Ширина 1,74 м (5 футов 9 дюймов)
Высота 2,14 м (7 футов 0 дюймов)
Экипаж 2 (командир, водитель)

Броня От 8 до 22 мм (от 0,31 до 0,87 дюйма)
Основной
вооружение
Puteaux SA 1918 37-мм пушка или 8-мм пулемет Гочкиса
Пулемет Рейбеля (FT 31)
Двигатель Renault 4-цилиндровый, 4,5 литра, термосифонное, с водяным охлаждением; Бензонасос ( бензиновый ) насос; Масляный насос двигателя; карбюратор с предустановкой «Зенит»; Магнето зажигание
39 л.с. (29 кВт) при 1500 об/мин
Мощность/вес 5 л.с./т (3,7 кВт/т)
Передача инфекции скользящая шестерня; четыре скорости вперед и одна назад. Один главный фрикцион плюс два вспомогательных фрикциона (по одному на каждую из двух гусениц) используются для управления танком.
Приостановка вертикальные пружины
Запас топлива 95 литров (около 8 часов)
Оперативный
диапазон
60 км (37 миль)
Максимальная скорость 7 км/ч (4,3 мили в час)

Renault FT (часто называемый в литературе после Первой мировой войны как FT-17 , FT17 или аналогичный) — французский легкий танк , который был одним из самых революционных и влиятельных танков в истории. FT был первым серийным танком , вооружение которого размещалось в полностью вращающейся башне. [примечание 1] Конфигурация Renault FT (боевое отделение спереди, моторное отделение сзади и основное вооружение во вращающейся башне) стала и остается стандартной компоновкой танка. Следовательно, некоторые историки бронетанковой войны назвали Renault FT первым в мире современным танком. [2]

Во Франции было произведено более 3000 танков Renault FT, большая часть из них — в 1918 году. После Первой мировой войны танки FT в больших количествах экспортировались. Копии и производные конструкции производились в США ( лёгкий танк М1917 ), в Италии ( Фиат 3000 ), и в Советском Союзе ( танк Т-18 ). Renault FT участвовал в боях во время межвоенных конфликтов по всему миру, но с началом Второй мировой войны был признан устаревшим .

Разработка

[ редактировать ]

FT был разработан и произведен Société des Automobiles Renault (Автомобильная компания Renault).

Компоновка FT Char Mitrailleuse (с башней первого образца)

Считается возможным, что Луи Рено начал работать над этой идеей еще 21 декабря 1915 года, после визита полковника ЖБЕ Этьена . [3] [4] Эстьен составил планы гусеничной бронетехники на базе гусеничного тягача «Холт» и с разрешения генерала Жоффра обратился к компании «Рено» как к возможному производителю. Рено отказался, заявив, что его компания работает на полную мощность по производству военной техники и что у него нет опыта работы с гусеничной техникой. Позже Этьен обнаружил, что компания Schneider работала над гусеничной бронемашиной, которая стала первым действующим танком Франции — CA. Schneider

На более поздней случайной встрече с Renault 16 июля 1916 года Эстьен попросил его пересмотреть свое решение, что он и сделал.

Расположение экипажа показано с открытыми люками (башня перевернута)

Сам Луи Рено разработал общий дизайн нового танка и определил его основные характеристики. Он установил ограничение в 7 тонн на прогнозируемый вес FT. В Renault не были убеждены, что с помощью имеющихся в то время серийных двигателей можно было достичь достаточного соотношения мощности и веса, чтобы обеспечить достаточную мобильность типам тяжелых танков, востребованных военными. [5] Промышленный дизайнер Renault Родольф Эрнст-Мецмайер разработал планы реализации FT. Шарль-Эдмон Серр, давний соратник Луи Рено, организовал и руководил серийным производством нового танка. Гусеницы FT автоматически поддерживались под натяжением, чтобы предотвратить сход с рельсов, а закругленная хвостовая часть облегчала пересечение траншей. Поскольку двигатель был спроектирован так, чтобы нормально работать под любым уклоном, Renault FT мог преодолевать очень крутые склоны без потери мощности. Эффективную внутреннюю вентиляцию обеспечивал вентилятор радиатора двигателя, который всасывал воздух через переднее боевое отделение танка и выбрасывал его через заднее моторное отделение.

Renault столкнулась с некоторыми трудностями на раннем этапе, пытаясь добиться полной поддержки своего предложения Этьеном. После первого применения британцами тяжелых танков 15 сентября 1916 года во время битвы на Сомме французские военные все еще размышляли, будет ли большое количество легких танков предпочтительнее меньшего количества сверхтяжелых танков (более поздних Char 2C ). 27 ноября 1916 года Этьен направил французскому главнокомандующему личный меморандум, в котором предлагал немедленно принять на вооружение и начать серийное производство легкого танка на основе характеристик прототипа Renault. Получив два крупных правительственных заказа на танк FT, один в апреле 1917 года, а другой в июне 1917 года, Renault смогла приступить к работе. Его конструкция оставалась конкурентом сверхтяжелому Char 2C до конца войны.

Прототип был доработан во второй половине 1917 года, но Renault FT на протяжении всей войны страдал от проблем с ремнем вентилятора радиатора. В 1917 году было произведено всего 84 экземпляра, но до перемирия во французскую армию было поставлено 2697 экземпляров.

FT в Белградском военном музее , Сербия

Хотя иногда утверждается, что буквы FT обозначают французские термины faible tonnage (малый тоннаж), faible Taille (маленький размер), franchisseur de tranchées (пересекатель траншей) или Force terrestre (сухопутные силы), [6] ни одно из этих названий не является правильным. Он также не имел названий FT 17 или FT-17. Название происходит от двухбуквенного производственного кода, который всем новым проектам Renault присваивался для внутреннего использования: доступный код был «FT».

Прототип сначала назывался automitrailleuse à chenilles Renault FT model 1917 . Automitrailleuse à chenilles означает « броневик [буквально: моторизованный пулемёт] с гусеницами». На этом этапе войны стандартным словом для обозначения броневика было automitrailleuse , но ко времени разработки FT существовало еще два типа французских танков, а также термин char d'assaut (от французского char – телега или повозка и штурм ; атака или штурм), вскоре сокращенный до char , по настоянию полковника Эстьена уже был принят на вооружение французами и широко использовался. После того, как заказы на автомобиль были получены, в Renault было принято называть его «FT». Первоначально машина предназначалась для перевозки пулемета и поэтому описывалась как char mitrailleur - mitrailleur (от mitraille ; картечь) к этому времени стало означать «пулеметчик».

Многие источники, преимущественно англоязычные, называют FT «FT 17» или «FT-17». Этот термин не является современным и, похоже, возник после Первой мировой войны. В биографии Эстьена [7] его внучка заявляет: «Его также называют FT 17: число 17 было добавлено после войны в учебниках по истории, поскольку в Renault его всегда называли FT». Подполковник Поль Мальмассари (французский офицер-танкист и доктор истории) заявляет: «Танк Renault никогда не носил название FT 17 во время Первой мировой войны, хотя инициалы FT, похоже, появились в августе 1917 года». [8] Некоторую путаницу могло вызвать и то, что американская версия машины, выпускавшаяся в США по лицензии Renault, получила обозначение M1917. Когда было решено оснастить FT пушками или пулеметами, пушечный вариант получил обозначение char canon (пушечный танк), а последний, в соответствии с французской грамматикой, переименовали в char mitrailleuse (пулеметный танк).

Часто утверждается, что некоторые из этих танков имели обозначение FT 18. Причины этого утверждения включают: оно отличало танки, выпущенные в 1918 году, от танков 1917 года; это применялось к FT, вооруженным пушками, а не к пулеметам; отличал ФТ с литой округлой башней от шестиугольной; речь шла о двигателе мощностью 18 лошадиных сил; это указывало на версию, в которую были внесены различные изменения.

В отчетах Renault не делается различий между выпуском автомобилей 1917 и 1918 годов; Решение вооружить ФТ 37-мм пушкой было принято в апреле 1917 года, еще до того, как танки были изготовлены; из-за различных производственных трудностей и требований к конструкции несколько производителей производили ряд типов башен, но все они устанавливались на базовый корпус FT без каких-либо отличительных обозначений; все FT имели один и тот же двигатель мощностью 18 л.с. Руководство Renault от апреля 1918 года озаглавлено RENAULT CHAR D'ASSAUT 18 HP , а на иллюстрациях изображен пулеметный вариант. Официальное обозначение не менялось до 1930-х годов, когда FT был оснащен пулеметом Reibel 1931 года и переименован в FT modifié 31 . К этому времени французская армия была оснащена несколькими другими моделями Renault, и возникла необходимость различать различные типы. [9] [10] [11] [12] [13]

Производство

[ редактировать ]

Около половины всех FT было произведено на заводе Renault в Булонь-Бийанкур недалеко от Парижа, а остальная часть была передана по субподряду другим компаниям. Из первоначального заказа на 3530 штук на долю Renault пришлось 1850 (52%), на Berliet 800 (23%), SOMUA (дочерняя компания Schneider & Cie ) 600 (17%) и Delaunay-Belleville 280 (8%). Когда в 1918 году заказ был увеличен до 7820, продукция распределялась примерно в такой же пропорции. Луи Рено согласился отказаться от лицензионных отчислений для всех французских производителей FT.

Французский Renault FT в Музее Армии , Париж

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Когда США вступили в войну в апреле 1917 года, их армия испытывала нехватку тяжелой техники и вообще не имела танков. Из-за требований военного времени к французской промышленности было решено, что самый быстрый способ обеспечить американские войска достаточным количеством брони — это производство FT в США. Было принято решение о потребности в 4400 модифицированной версии M1917 , поставки которой должны были начаться в апреле 1918 года. К июню 1918 года американские производители не смогли произвести ни одной машины, и сроки поставок были перенесены на сентябрь. Поэтому Франция согласилась предоставить 144 FT, чего достаточно для оснащения двух батальонов. Ни один M1917 не попал в состав Американских экспедиционных сил (AEF) до окончания войны.

Первый макет башни пушки , установленной на прототипе FT. Пистолет представляет собой деревянный манекен. [14]

Первая башня, разработанная для FT, представляла собой круглую версию башни из литой стали, почти идентичную той, что была у прототипа. [15] Он был разработан для установки 8-мм пулемета Гочкиса . В апреле 1917 года Этьен решил по тактическим соображениям, что некоторые машины должны быть способны нести небольшую пушку. Была выбрана 37-мм пушка Пюто , и были предприняты попытки создать башню из литой стали, способную вместить ее, но они не увенчались успехом. [16] Первые 150 FT предназначались только для тренировок и были изготовлены из незакаленной стали плюс первая модель башни. [17] Тем временем компания Berliet разработала новую конструкцию - многоугольную башню из клепаных листов, которую было проще производить, чем раннюю башню из литой стали. Ему дали название «омнибус», поскольку его можно было легко адаптировать для установки либо пулемета Гочкиса, либо 37-мм пулемета Пюто с оптическим прицелом. Эта башня в большом количестве устанавливалась на серийные модели. В 1918 году компания Forges et aciéries Paul Girod изготовила успешную круглую башню, которая в основном была отлита с некоторыми катаными деталями. Башня Girod также представляла собой «омнибусную» конструкцию. Жиро поставлял ее всем компаниям, производившим FT, и на поздних этапах войны она стала более распространенной, чем башня Берлие. [15] Башня располагалась на круглом шарикоподшипнике и могла легко поворачиваться наводчиком/командиром или фиксироваться на месте с помощью ручного тормоза.

История обслуживания

[ редактировать ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Армия США действует FT на Западном фронте, 1918 год.

Renault FT широко использовался французскими войсками в 1918 году и американскими экспедиционными войсками (AEF) на Западном фронте на поздних этапах Первой мировой войны .

Его боевой дебют произошел 31 мая 1918 года, к востоку от леса Рец , к востоку от Шодена , между Плуази и Шазелем, во время Третьей битвы при Эне . В этом бою с участием 30 танков удалось успешно разогнать немецкое наступление, но из-за отсутствия поддержки пехоты машины позже отошли. [18] [19] [20] С тех пор постепенно увеличивалось количество FT, а также меньшее количество старых танков Schneider CA1 и Saint-Chamond . [21] , война превратилась в войну передвижения Поскольку в середине 1918 года, во время Стодневного наступления , более легкие FT часто перевозились на тяжелых грузовиках и специальных прицепах, а не по железной дороге на платформах. [ нужна ссылка ] Первоначально Эстьен предлагал сокрушить оборону противника, используя «рой» легких танков, и эта тактика в конечном итоге была успешно реализована. [22] Начиная с конца 1917 года союзники по Антанте пытались превзойти Центральные державы во всех отношениях, включая артиллерию, танки и химическое оружие. Следовательно, была поставлена ​​цель изготовить до конца 1919 года 12 260 танков FT (7820 во Франции и 4440 в США). [23] Он сыграл ведущую роль в наступлении 1918 года, когда получил народное название «Танк Победы».

Британская армия использовала 24 FT для командования и связи, обычно со снятым орудием. [24]

Италия получила 3 ​​FT в июне 1918 года, но в боевых действиях они не участвовали, и до конца войны никаких других танков получено не было. [25]

Межвоенный период

[ редактировать ]

После окончания Первой мировой войны Renault FT экспортировались во многие страны (Бельгия, Бразилия, Чехословакия , Эстония, Финляндия, Иран, Япония, Литва, Нидерланды, Польша, Румыния, Испания, Швейцария, Турция, Югославия). Танки Renault FT использовались большинством стран, имеющих бронетанковые войска, как правило, в качестве основного типа танков.

Они использовались в антисоветских конфликтах, таких как Гражданская война в России и Советско-польская война . 5 февраля 1920 года Эстония приобрела у Франции девять машин. [26] [ нужна проверка ]

Японский танк ФТ-Ко в Маньчжурии, 1932 год.

Французские танки, дислоцированные во Владивостоке, были переданы китайской Фэнтяньской армии Чжан Цзолиня в 1919 году. Еще 14 Renault были куплены в 1924 и 1925 годах. Эти танки участвовали в боях по защите границы от Советов в 1920-х годах и против военачальника У Пейфу в 1926 году. После японского вторжения в Маньчжурию почти все они были переданы императорской армии Маньчжоу-Го . [27]

Танки Renault также использовались в колониальных конфликтах, например, при подавлении восстания в итальянской Ливии в 1919 году. [28] Французская армия отправила роту танков FT в Сирию во время Великого восстания друзов . [27] В Бразилии танки FT использовались Старой Республикой для подавления различных восстаний между 1924 и 1927 годами, а также силами Варгаса против конституционалистской революции . [29] [30]

Во время войны в Рифе , после битвы при Ежегоднике , испанская армия заказала 10 FT, вооруженных пулеметами Гочкиса, и 1 char TSF в дополнение к первому Renault, купленному в 1919 году. Эти танки сформировали роту, развернутую с 1921 года. После первой неудачи они оказались очень эффективными, и в 1925 году было поставлено еще шесть. [31] Испанские FT были первыми танками в истории, принявшими участие в десанта на Альхусемас высадке . Во время войны французская армия задействовала два батальона FT, в том числе одну роту танков с гусеницами Kégresse. [32] После окончания войны французские танки остались в Северной Африке, чтобы завершить «умиротворение» Марокко в Атласских горах . [27] Когда разразилась гражданская война в Испании , половина экипажей Renault осталась верной Испанской республике , а остальные присоединились к повстанцам . Позже Франция отправила республиканцам 32 FT; [31] количество FT, проданных Польшей республиканцам, неясно; оценки варьируются от 16 до 94.

Вторая мировая война и после нее

[ редактировать ]

Танки Renault FT также использовались в ограниченном количестве во время Второй мировой войны в Польше, Финляндии, Франции, Греции, Румынии и Королевстве Югославия , хотя они уже устарели. [33] В мае 1940 года французская армия все еще имела семь передовых батальонов, каждый из которых имел по 63 FT, один недостаточно укомплектованный батальон, а также три отдельные роты, по 10 человек в каждой, общая штатная численность составляла 504 человека. [34] Еще 105 находились на вооружении в колониях Марокко и Алжира и 58 во французском Леванте , Мадагаскаре и Индокитае . [35] Некоторые танки FT также были закопаны в землю и залиты бетоном, чтобы дополнить линию Мажино . [36]

Трофейные танки FT на вооружении Германии в Сербии (Вторая мировая война)

Тот факт, что несколько подразделений использовали Renault FT, породил популярный миф о том, что у французов вообще нет современного оборудования; вообще-то, современных танков у них было столько же, сколько у немцев; однако большинство из них имели одноместные башни и были менее эффективны, чем немецкие танки, такие как Panzer III и IV. [37] Французы страдали скорее от стратегических и тактических слабостей, чем от недостатков оборудования, хотя многие из французских танков также были заметно медленными (в отличие от немецких танков того времени). [38] Когда лучшие французские подразделения были отрезаны немецким наступлением к Ла-Маншу, около 390 FT, ранее использовавшихся для обучения или хранившихся на складах, присоединились к 184–192 FT, находившимся на вооружении подразделений внутренней безопасности. [39] Вермахт захватил 1704 FT. [39] Около 100 они использовали для обороны аэродромов и около 650 для патрулирования оккупированной Европы. [ нужна ссылка ] Некоторые из них использовались немцами в 1944 году для уличных боев в Париже, но к этому времени они безнадежно устарели.

Вишистская Франция использовала Renault FT против сил вторжения союзников во время операции «Факел» в Марокко и Алжире. Французские танки не могли сравниться с недавно прибывшими американскими танками M4 Sherman и M3 Stuart . [40] Последний бой французской армии FT произошел во время японского вторжения во Французский Индокитай , когда часть защищала крепость Хюэ . [41]

Последнее известное использование было в 1980-х годах во время советско-афганской войны , когда некоторые FT использовались в качестве дотов или блокпостов. [42]

Производные

[ редактировать ]
Памятник первому советскому танку в Нижнем Новгороде , копия «Русского Рено».

FT был предшественником длинной линейки французских танков: FT Kégresse, NC1, NC2, Char D1 и Char D2 . Итальянцы производили FIAT 3000 , довольно близкую копию FT, в качестве своего стандартного танка.

Советская Красная Армия захватила 14 сгоревших «Рено» у белогвардейских войск и восстановила их на заводе «Красное Сормово» в 1920 году. В 1920–1922 годах было произведено около 15 точных экземпляров, получивших название «Русское Рено», но они так и не использовались в бою. из-за множества технических проблем. В 1928–1931 годах первым танком полностью советской разработки стал Т-18 , производный от «Рено» с рессорной подвеской.

Операторы

[ редактировать ]

Варианты

[ редактировать ]
  • Char canon : FT с Puteaux SA18 : около 3/5 заказанных танков, фактически произведено около 1/3 танков. 37-мм короткоствольной пушкой
  • Char mitrailleuse : FT с 8-мм пулеметом Hotchkiss M1914 : около 2/5 заказанных танков, около 3/5 произведенных танков.
  • FT 75 BS: самоходка с короткоствольной 75-мм пушкой Blockhaus Schneider : [16] было произведено 40 штук. [64]
  • Char signal или TSF: командный танк с радиостанцией. «TSF» означает télégraphie sans fil («беспроводная связь»). Вооружения нет, экипаж три человека, заказано 300 человек, [ нужна ссылка ] Произведено 100 штук. [64]
  • FT modifié 31: модернизированные танки с 7,5-мм пулеметом Reibel . После испытаний 1929–1931 годов эта модификация была изготовлена ​​в 1933–1934 годах на 1000- значных митральерах, все еще находящихся на французских складах. Эту версию иногда называли «FT 31», хотя это не было официальным названием. [64]
  • FT désarmé : французская угольная пушка , 37-мм пушка которой была снята с вооружения современных танков в 1930-х годах и использовалась для различных целей:
    • Pont Bourguignon sur char FT : FT без башни с легким мостиком, по идее генерала Луи Фердинанда Бургиньона. [65]
    • некоторые были перевооружены ФМ 24/29 ручным пулеметом [39]
  • FT- Ko : тринадцать модифицированных единиц, импортированных Императорской японской армией в 1919 году, вооруженных либо 37-мм пушкой SA18 , либо пулеметами; использовался в бою во время Маньчжурского инцидента , а затем для обучения. [66]
  • M1917 : копия американского производства. Всего построено 950 штук, из них 374 артиллерийских танка и пятьдесят радиотанков. Во время Второй мировой войны канадская армия закупила 236 резервных M1917 для учебных целей.
  • Русский Рено : «Русский Рено», первый советский танк, выпускавшийся на заводе «Красное Сормово» . Близкая копия. Было выпущено 17 единиц. Также известен как «Танк М» или «Танк КС». [67]
  • Renault FT CWS: танки Renault FT CWS или Zelazny («железные») были построены в Польше только для использования в качестве учебных машин (польские боевые танки были французского производства). На этих танках использовались запасные французские двигатели и комплектующие. Корпуса и башни во всем остальном были изготовлены по французским стандартам. Было построено около 27 танков CWS FT. CWS - это аббревиатура Centralne Warsztaty Samochodowe (переводится как «Центральные мастерские для автомобилей» или «Центральная мастерская по грузовым автомобилям»), завода в Варшаве, который проводил техническое обслуживание и ремонт на уровне депо. [68] [69]
  • Renault M26/27: развитие FT с другой подвеской и Kégress резиновыми гусеницами ; несколько штук использовались в Югославии и пять в Польше. [70]
  • ФИАТ 3000 : итальянская версия.
  • Т-18 : советская модификация с рессорной подвеской и двигателями Fiat. [67]
  • Польский бензобак: польская модификация, построенная в Wojskowy Instytut Gazowy («Институт военного газа») и испытанная на полигоне Рембертув 5 июля 1926 года. Вместо башни танк имел сдвоенные газовые баллоны. Он был разработан для создания дымовых завес, но также мог использоваться для химических атак. Был произведен только один.
  • Renault FT AC: план по переоборудованию устаревших французских FT в истребители танков от декабря 1939 года . Танк так и не сошёл с чертежной доски. Он был спроектирован так, чтобы иметь 47-мм противотанковую пушку APX . вместо башни [71]

Выжившие автомобили

[ редактировать ]
Renault FT в Танковом музее Парола, закуплен Финляндией в 1919 году. На вооружении до 1942 года.
Renault FT работает в Музее слепых

Примерно 41 фут, [72] два «Русских Рено » и три FT TSF сохранились в различных музеях мира. Двадцать M1917 также сохранились. [73]

Европа:

Азия:

Северная Америка:

  • Коллекция доспехов и кавалерии армии США , Форт Мур , Джорджия, США. В 2003 году майор Роберт Реддинг обнаружил в Кабуле два танка FT, на одном из которых должна была быть установлена ​​37-мм пушка, а на другом — 8-мм. С разрешения правительства Афганистана два танка были переданы Соединенным Штатам, где один из них, пулеметный танк, был восстановлен и первоначально выставлен в Музее кавалерии и бронетехники Паттона , пока не была передана коллекция Броневого отделения. в Форт Мур (тогда называвшийся Форт Беннинг). Этот FT в настоящее время выставлен в галерее брони NIM. Коллекция брони в настоящее время восстанавливает другой танк FT с 37-мм пушкой. Предыдущий FT в Форт-Ноксе был передан в Центр наследия и образования армии США в казармах Карлайл, штат Пенсильвания. [87]
  • Государственный военный музей Луизианы в казармах Джексона в Новом Орлеане, штат Луизиана. FT был затоплен паводковыми водами урагана Катрина в 2005 году. Он был восстановлен Музеем американских военнослужащих и возвращен на экспонирование.
  • Национальный музей Первой мировой войны , расположенный у Мемориала Свободы , Канзас-Сити, штат Миссури. FT, поврежденный немецкой артиллерией. [88]
  • FT выставлен на статической выставке в Центре наследия и образования армии США в Карлайлских казармах , штат Пенсильвания.
  • В Музее американских военнослужащих в Колледж-Стейшн, штат Техас, имеется совершенно оригинальный, полностью функциональный, полностью работоспособный FT с функциональной 37-мм пушкой. Танк участвовал в боевых действиях во время войны и имеет незначительные боевые повреждения на некоторых участках пути.
  • Национальный музей армии США , Вирджиния, США. Один ФТ.
  • Форт Грегг-Адамс , Вирджиния, США. Один FT с 6-тонной башней образца 1917 года.

Южная Америка:

Австралия:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хотя вращающаяся башня была особенностью некоторых более ранних конструкций или прототипов танков и в течение нескольких лет использовалась в броневиках , ни один танк с башней не поступил на вооружение.
  1. ^ «ТАНКЫ И БОМБАРДИРОВКИ В САН-ПАУЛУ: ТЕННЕНТСКОЕ ВОССТАНИЕ 1924 ГОДА» . 5 июля 2018 г.
  2. ^ Zaloga 1988 , p. 3.
  3. ^ Данжу 2009 , с. 6.
  4. ^ Четверг 1997 , с. 36.
  5. ^ «Рено ФТ» . Танковая энциклопедия . 10 июня 2014 года . Проверено 1 октября 2021 г.
  6. ^ «ЦИК – исследование коллекции» . Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года.
  7. ^ Монде, Арлетт Эстьен: Генерал ЖБЕ Эстьен, отец танков. Харматтан, 2010 г.
  8. ^ Мальмассари, П: Танки Великой войны. Хоммелл Групп, 2009.
  9. ^ Четверг 1997 , с. [ нужна страница ] .
  10. ^ Zaloga 1988 , p.  [ нужна страница ] .
  11. ^ Данжу 2009 , с. [ нужна страница ] .
  12. ^ Рамспахер, полковник Э.Г.; Генерал Эстьен. Лавозель, 1983 год.
  13. ^ Эрнст-Мецмайер, Родольф. Некоторые воспоминания.
  14. ^ Четверг 1997 , с. 78.
  15. ^ Jump up to: а б Zaloga 2010 , p. 28.
  16. ^ Jump up to: а б Zaloga 2010 , p. 23.
  17. ^ Zaloga 2010 , p. 21.
  18. ^ Гейл 2013 , с. 138.
  19. ^ Четверг 1997 , с. 38.
  20. ^ Мальмассари, Пол (декабрь 2009 г.). «Les Chars de la Grande Guerre». 14–18 Журнал Hors Série (на французском языке). № 3. с. 38.
  21. ^ Zaloga 2010 , p. 39.
  22. ^ Zaloga 2010 , pp. 26–27.
  23. ^ Zaloga 2010 , pp. 27&38.
  24. ^ Jump up to: а б Сорок и Ливси 2006 , с. 133.
  25. ^ Zaloga 2010 , p. 40.
  26. ^ http://www.raamatukoi.ee/cgi-bin/raamat?79813
    Эстонские бронемашины. Тийт Ноорметс и Мати Ун. Таммискилп 1999. Страница 66.
  27. ^ Jump up to: а б с д Zaloga 1988 , p. 40.
  28. ^ Каппеллано и Баттистелли 2012 , с. 10.
  29. ^ Jump up to: а б Тракол, Ксавье (февраль 2012 г.). «Блиндорама: Бразилия, 1921–1945». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 47. Характер. стр. 6–9. ISSN   1765-0828 .
  30. ^ Jump up to: а б с Бастос, Карлос Стефани. «Renault FT-17 в бразильской армии 1921–1942» (PDF) . Федеральный университет Хуис де Фора. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2015 года . Проверено 13 июля 2015 г.
  31. ^ Jump up to: а б с Маэ, Янн (октябрь 2014 г.). «Блиндорама: Испания, 1936 г. – Битвы и доспехи (на французском языке). Нет. 63. Характер. пп. 4–9. ISSN   1765-0828 .
  32. ^ Jump up to: а б Zaloga 1988 , p. 39.
  33. ^ Zaloga 1988 , pp. 42–43.
  34. ^ Вовилье, Франсуа (ноябрь 2006 г.). «Наши танки в 1940 году: Почему, сколько». История войны, бронетехники и материалов (на французском языке). № 74. История и коллекции. стр. 40–75.
  35. ^ Zaloga 2010 , pp. 40–42.
  36. ^ Кауфманн, JE (2007). Крепость Франция: Линия Мажино и французская оборона во Второй мировой войне . Книги Стэкпола. п. 81. ИСБН  9780811733953 . OCLC   973635332 .
  37. ^ Дж. П. Харрис и Ф. Н. Тоас, Armored Warfare , Басфорд, 1990, стр. 62
  38. ^ Zaloga 2010 , p. 35.
  39. ^ Jump up to: а б с Адам, Ален (июль 2014 г.). «Танки FT при обороне территории Франции» (PDF) . Гистомаг 39–45 (на французском языке). № 88. с. 41–53. ISSN   2267-0785 .
  40. ^ Аткинсон, Рик. Армия на рассвете: Война в Северной Африке, 1942–1943 гг.
  41. ^ Zaloga 1988 , p. 41.
  42. ^ Zaloga 2010 , p. 44.
  43. ^ Jump up to: а б Тракол, Ксавье (апрель 2012 г.). «Блиндорама: Афганистан, 1919–2003». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 48. Характер. стр. 4–5. ISSN   1765-0828 .
  44. ^ Zaloga 1988 , pp. 37–38.
  45. ^ Jump up to: а б Zaloga 1988 , p. 38.
  46. ^ Залога, Стивен Дж. (20 апреля 2013 г.). Танки восточных союзников Гитлера 1941–45 . Новый Авангард 199. Издательство Osprey. п. 42. ИСБН  9781780960203 .
  47. ^ Маэ, Янн (апрель 2011 г.). «Слепая рама: Хорватия, 1941 г. – Битвы и доспехи (на французском языке). Нет. 42. Характер. пп. 4–7. ISSN   1765-0828 .
  48. ^ Маэ, Янн (декабрь 2013 г.). «Блиндорама: Чехословакия, 1923–1945». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 58. Характер. стр. 4–7. ISSN   1765-0828 .
  49. ^ Jump up to: а б с Zaloga 1988 , p. 37.
  50. ^ Андерсонс, Эдгарс (2001). «Военная ситуация в странах Балтии» (PDF) . Обзор обороны стран Балтии . 2001 (6): 113–153. Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2019 года . Проверено 11 февраля 2019 г.
  51. ^ Терс, Александр (декабрь 2011 г.). «Блиндорама: Финляндия, 1939–1945». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 46. ​​Характер. стр. 4–9. ISSN   1765-0828 .
  52. ^ Маэ, Янн (август 2016 г.). «Блиндорама: Иран, 1936–1945». Batailles & Blindés (на французском языке). Нет. 74. Характер. стр. 4–5. ISSN   1765-0828 .
  53. ^ Терс, Александр (октябрь 2012 г.). «Слепая рама: Япония, 1932–1945». Battles & Armored (на французском языке). № 51. Характер. стр. 4–9. ISSN   1765-0828 .
  54. ^ Каппеллано и Баттистелли 2012 , с. 5.
  55. ^ Zaloga 1988 , pp. 40–41.
  56. ^ Маэ, Янн (июнь 2011 г.). «Блиндорама: Нидерланды, 1939–1945». Battles & Armored (на французском языке). № 43. Характер. стр. 4–7. ISSN   1765-0828 .
  57. ^ Агилар, Реституто Л. «История кавалерии и доспехов на Филиппинах» . mechdiv.net.ph . Проверено 6 февраля 2019 г.
  58. ^ Буасдрон, Матье (апрель 2007 г.). «Румынские бронетанковые войска в межвоенный период (1919–1941)». Battles & Armored (на французском языке). № 19. Характер. стр. 62–69. ISSN   1953-0544 .
  59. ^ Маэ, Джон (август 2011 г.). «Блиндорама: Швеция, 1935–1945». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 44. Характер. стр. 4–7. ISSN   1765-0828 .
  60. ^ Маэ, Янн (декабрь 2012 г.). «Блиндорама: Швейцария, 1936–1945». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 52. Характер. стр. 6–9. ISSN   1765-0828 .
  61. ^ Zaloga 1988 , pp. 36–37.
  62. ^ Маэ, Янн (февраль 2011 г.). «Блиндорама: Ла Тюрки, 1935–1945». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 41. Характер. стр. 4–7. ISSN   1765-0828 .
  63. ^ Терс, Александр (февраль 2013 г.). «Блиндорама: Югославия, 1930–1945». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 53. Характер. стр. 4–7. ISSN   1765-0828 .
  64. ^ Jump up to: а б с Zaloga 2014 , p. 5.
  65. ^ Капдебоск, Луи (июль 2015 г.). «Бургиньонские мосты (танк Renault FT), 1939–1940». История войны, бронетехники и материалов (на французском языке). № 113. История и коллекции. стр. 44–52.
  66. ^ «Императорская японская армия Таки» . .plala.or.jp . Проверено 4 февраля 2011 г.
  67. ^ Jump up to: а б Zaloga 1988 , p. 35.
  68. ^ NW36 (12 марта 2003 г.). «Польский FT17» . Mailer.fsu.edu. Архивировано из оригинала 29 октября 2012 года . Проверено 4 января 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  69. ^ Ян Тарчинский, Транспортные средства в Войске Польском: 1918–1939 (автомобили Войска Польского), Oficyna Wydawnicza "Аякс", 1995 г.
  70. ^ Януш Магнуски (на польском языке): Танки Renault в польской армии: Часть I: Renault FT ( Танки Renault в польской армии: Часть I ) в: Nowa Technika Wojskowa Nr. 8/97
  71. ^ Вовилье, Франсуа (август 2017 г.). «Завещание отца танков». Война, доспехи и снаряжение . стр. 33–35.
  72. ^ Jump up to: а б «Выжившие танки Renault FT» (PDF) . Проверено 2 июля 2022 г.
  73. ^ «Выжившие шеститонные танки образца 1917 года» (PDF) . Проверено 2 июля 2022 г.
  74. ^ Штаб-сержант. Бхатти / 11-й отряд по связям с общественностью. «Редкий французский танк везут в США» . Новости защиты Америки . Архивировано из оригинала 27 мая 2008 года. {{cite news}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  75. ^ «Марна 1918» .
  76. ^ «Запись в музейную запись» . Tankmuseum.org. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
  77. ^ «Проекты | Восстановление танков | Восстановление танков в Великобритании» .
  78. ^ «Королевский музей армии и военной истории, Брюссель, Бельгия» . Klm-mra.be. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 9 сентября 2010 г.
  79. ^ «Форум Первой мировой войны :: Просмотр темы – Французские танки, пережившие войну» . Forumeerstewereldbeweging.nl. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 9 сентября 2010 г.
  80. ^ Военный музей [Военный музей] (на сербском языке). Белград. Архивировано из оригинала 18 сентября 2011 года . Проверено 7 марта 2010 г.
  81. ^ «Panssarimuseo – Pansarmuseet, Парола – Музей доспехов, Финляндия – Музей танковых войск, Финляндия» . Panssarimuseo.fi . Проверено 11 марта 2013 г.
  82. ^ «Музей швейцарской армии» .
  83. ^ «Легкий танк Renault FT образца 1917 года» . Музей бронетехники Эль Голосо . Министерство обороны. Архивировано из оригинала 6 августа 2014 года . Проверено 21 марта 2014 г.
  84. ^ «На реставрации» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2015 года . Проверено 21 апреля 2015 г.
  85. ^ Марчин Босацкий (20 октября 2012 г.). «Антикварный танк отправится из Афганистана в Польшу» . Министерство иностранных дел.
  86. ^ «Роберт Тирчаковски 1967–2012» . 18 июня 2012 г.
  87. ^ «Галерея солдатского опыта» . Архивировано из оригинала 26 октября 2016 года . Проверено 1 ноября 2016 г.
  88. ^ «Национальный музей Первой мировой войны – постоянные экспозиции» . Theworldwar.org. Архивировано из оригинала 23 июля 2010 года . Проверено 9 сентября 2010 г.
  89. ^ «Легкий танк Рено ФТ» . Австралийский военный мемориал.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эйрес, Леонард П. (1919), Война с Германией. Статистическая сводка , Вашингтон, правительственная типография. п. 80 (Танки)
  • Кроуэлл, Бенедикт (1919) Боеприпасы Америки 1917–1918 , Глава 8: Танки , Типография правительства Вашингтона.
  • Дингли, Лоран (2000), Луи Рено , Гранд Биографии, Фламмарион. ISBN   978-2-0806-7946-8
  • Этьен Монде, Арлетт (2010), генерал JBE Эстьен. Отец Шарса , L'Harmattan, Париж, ISBN   978-2-296-13179-8
  • Гуго, Ален, (1987) На заре славы: французские пулеметы и танки во время Великой войны, Техническая и военная история , Societe Ocebur (Guides Muller), ISBN   2-904255-02-8 .
  • Хатри, Гилберт (1978), Renault Usine de Guerre , ред. Лафуркад, Париж, ISBN   2-902667-01-9 -. Целая глава посвящена истории промышленного производства Renault FT.
  • Юркевич, Бруно, (2008) Les Chars Francais au Combat 1917–1918 , (более 150 иллюстраций) ECPAD/YSEC, BP ​​405 27405 Louviers Cedex France. К этой книге прилагается совместимый DVD с историческими фильмами, демонстрирующими французские танки Первой мировой войны, в том числе Renault FT.
  • Мальмассари, Пол (2009) Танки Великой войны . «14–18 Журнал Великой войны». ISSN   1627-6612
  • Ортолан, Анри, (2008), Война танков . Бернар Джованжели Редактор, Париж, ISBN   978-2-909034-99-7
  • Перр, Ж. (1940) Бои и бои французских танков: Оборонительный бой апрель-июль 1918 года . Второй том. Шарль Лавозель и Си.
  • Renault Char d'Assaut 18 HP, Описательное уведомление и правила маневрирования и движения (апрель 1918 г.). А.Омейер, бульвар Бомарше, 26, Париж 11eme. 68 страниц и 15 листов. Это оригинальное заводское полное руководство пользователя Renault для танка FT. С ним можно ознакомиться на сайте «scribd.com» (Всемирная цифровая библиотека).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df89425714cb72eab0d8644c1b5d09b5__1721096340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/b5/df89425714cb72eab0d8644c1b5d09b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Renault FT - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)