Танкетка Кардена Лойда
Карден Лойд Танкетка | |
---|---|
![]() | |
Тип | Танкетка |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
Используется | См. историю обслуживания |
Войны | |
История производства | |
Дизайнер | Карден-Лойд Тракторс Лтд. |
Производитель | Викерс-Армстронг |
Произведено | 1927–1935 |
№ построено | 450 |
Варианты | Танкетка Тип 94 , Тяжелый бронеавтомобиль Тип 92 , L3/33 , L3/35 , Универсальный авианосец , Panzer I |
Технические характеристики (Марк VI) | |
Масса | 1,5 длинных тонны (1,5 т) «боевой вес» |
Длина | 8 футов 1 дюйм (2,46 м) |
Ширина | 6 футов 6,5 дюймов (1,994 м) над гусеницами |
Высота | 4 фута 0 дюймов (1,22 м) |
Экипаж | 2 |
Броня | 6–9 мм (0,24–0,35 дюйма) с торцевой закалкой |
Основной вооружение | 0,303-дюймовый пулемет Виккерс с 1000 патронов |
Двигатель | Форд Модель Т бензиновый 4-цилиндровый 22,5 л.с. (16,8 кВт) |
Передача инфекции | Двухскоростная эпициклическая модель Т |
Приостановка | Тележка, по четыре колеса с резиновыми шинами с каждой стороны. |
Запас топлива | 10 британских галлонов (45 л; 12 галлонов США) |
Оперативный диапазон | 100 миль (160 км) |
Максимальная скорость | 30 миль в час (48 км/ч) на дороге |
Танкетки Carden Loyd — серия британских танкеток периода между мировыми войнами , самой успешной из которых была Mark VI, единственная версия, построенная в значительном количестве. Она стала классической конструкцией танкетки во всем мире, производилась по лицензии в нескольких странах и легла в основу нескольких конструкций, производимых в разных странах.
Разработка
[ редактировать ]Танкетка Carden Loyd возникла на основе идеи, начатой в качестве частного проекта британским военным инженером и танковым стратегом майором Жиффаром ЛеКесн Мартелем . В своем гараже он построил танк из разных частей и показал его военному министерству в середине 1920-х годов. После публикации идеи другие компании представили свои собственные интерпретации идеи. Одной из них была Carden-Loyd Tractors Ltd , фирма, основанная сэром Джоном Карденом и Вивиан Лойд и позже приобретенная Vickers-Armstrongs . Помимо одноместных транспортных средств, они также предложили двухместные автомобили, что оказалось более эффективной и популярной идеей. Компания Vickers-Armstrongs производила и продавала автомобили последнего типа по всему миру.
Считавшаяся разведывательной машиной и мобильной пулеметной позицией, Mark VI была заключительным этапом разработки серии танкеток Carden Loyd.
Танкетка Carden Loyd стала прототипом Universal Carrier .
Производство
[ редактировать ]Производство началось в 1927 году и продолжалось до 1935 года. С 1933 по 1935 год производство осуществлялось Королевскими артиллерийскими заводами . Всего было изготовлено около 450 экземпляров. Британская армия использовала не менее 325 танкеток Mark VI (также указано значение 348). [ кем? ] ) в нескольких вариантах, в основном как пулемётчики, но также как лёгкие артиллерийские тягачи , миномётчики или машины дымовых установок.
История обслуживания
[ редактировать ]В 1929 году Польша купила по лицензии 10 или 11 танкеток Mark VI и использовала их для разработки собственной серии танкеток ТК , за которой последовала польская танкетка ТКС.
Чехословакия также купила в 1930 году три танкетки Mark VI по лицензии, а затем усовершенствовала конструкцию, выпустив 74 танка Tančík vz. 33 танкетки на заводе ЧКД (Прага); оригинальная британская конструкция была признана непригодной для использования в современной войне.
Советский Союз купил 20 танкеток Mark VI, получивших обозначение К-25, а также лицензию. Однако окончательный проект был существенно модернизирован и лицензия была аннулирована. Вместо этого завод «Большевик» в Ленинграде приступил к производству танкетки Т-27 — модернизированного и увеличенного варианта британской конструкции. Всего с 1931 по 1933 год было построено 3228 танкеток Т-27.
В 1931 году Боливия закупила от двух до пяти танкеток. Они участвовали в боевых действиях во время войны в Чако , где оказались неподходящими для условий буша.
Императорская армия Японии (IJA) закупила в Великобритании шесть танкеток Mark VIb, а также несколько французских машин Renault UE Chenillette и провела их полевые испытания. [ 1 ] IJA определило, что британские и французские машины слишком малы, чтобы их можно было использовать на практике, и начало планировать создание более крупной версии Tokushu Keninsha (TK, что означает «Специальный трактор»), которая превратилась в собственный Type 94 Te Ke . Дизайн частично основан на Carden Loyd. [ 1 ] Танкетки Carden Loyd находились на вооружении Сухопутных войск Императорского флота Японии в Шанхае. [ 2 ] получил обозначение « Машина-пулемет типа Ка» - type пулеметная машина , - ) . Ка ( и Киюша шики Ka
Италия закупила несколько Carden Loyd Mark VI, построила несколько лицензионных экземпляров, получивших обозначение CV-29, а затем развила эту конструкцию в танкетку L3/35 .
Канадская армия приобрела 12 штук двумя партиями по шесть штук в 1930–31 годах. После оценки канадской легкой пехоты принцессы Патрисии и Королевского канадского полка канадская армия использовала их в учебных целях в Канадской школе боевых бронированных машин в ожидании прибытия более новых, более крупных танков. В конце концов, в 1938 году они были дополнены легким танком Vickers VI B. До этого они были единственной бронетехникой в канадской армии, не считая некоторых броневиков. Канада никогда не использовала их в боевых целях.
Кроме того, Carden Loyd Tankettes в небольшом количестве поставлялись также во Францию, Индию, Италию, Латвию (18 Mk.s IV в 1935 г.), [ 3 ] Нидерланды (5) и Сиам. Пять голландских танкеток участвовали в боях с немецкими десантниками во время вторжения в Нидерланды в мае 1940 года. Французский невооруженный авианосец Renault UE был основан на конструкции Кардена Лойда. Небольшое количество было приобретено Грецией до 1935 года. Во время франко-тайской войны в Таиланде их было около 60 . Танкетки Carden Loyd также использовались Чили, Китайской Республикой , [ 4 ] Маньчжоу-Го (20 Мк. VI), [ 5 ] Финляндия (Mk. IV и Model 33), [ 6 ] Португалия (6) и Эфиопия (3).
На конструкцию немецкого легкого танка Panzer I повлияла танкетка Carden Loyd Tankette из-за военного сотрудничества Германии с Советским Союзом .

Румыния купила лицензию на местное производство Carden Loyd на заводе в Решице . [ 8 ] но неизвестно, чтобы там было построено ни одного экземпляра.
В FRC 47 мм
[ редактировать ]Поскольку в начале 1930-х годов бельгийские вооруженные силы стремились модернизировать свои противотанковые возможности, а также ввиду популярности концепции танкетки, танкетка Carden Loyd Mk VI была выбрана в качестве основы для первой попытки разработать полностью механизированную противотанковую систему. -возможности танка. После экспериментов с довольно простой концепцией тягача для бельгийской 47-мм противотанковой пушки образца 1931 года в 1931 году. [ 9 ] [ не удалось пройти проверку ] , был выбран более комплексный подход, в результате чего появилась, вероятно, самая тяжеловооруженная версия танкетки Carden Loyd Mk VI. В 1931 году, после приобретения шести танкеток Carden Loyd Mk VI, два прототипа машины были модифицированы. Один нес 47-мм противотанковую пушку FRC Herstal образца 1931 года, а другой Canon de 76 FRC . — низкоскоростную 76-мм пехотную пушку [ 10 ] в фиксированной, обращенной вперед конструкции. Предсерийные испытания версии, оснащенной 76-мм калибром, показали, что большая отдача вызывала резкое движение после выстрела, что приводило к совершенно нестабильной платформе для наводки . В результате 76-мм прототип был переоборудован в версию ПТ-САУ с 47-мм пушкой, но и это не было признано удовлетворительным. Отдача при стрельбе из 47-мм противотанковой пушки была слишком велика для 3-тонной машины, хотя и меньше, чем у 76-мм варианта, комплектование орудия расчетом из двух человек считалось слишком трудоемким, боекомплект был слишком маленький; и, если не считать тонкого броневого лобового щита, экипаж был полностью незащищен. Дополнительный вес орудия также перегружал небольшой двигатель, а износ всей машины был сочтен слишком высоким. [ 11 ] Тем не менее, эксперимент дал бельгийской армии ценный опыт. Кульминацией этого стал успешный истребитель танков Т-13 , производство которого началось в 1935 году. Шесть прототипов истребителей танков также использовались в боевых действиях.
После того, как машины были приняты на вооружение элитной горнострелковой дивизии Chasseurs Ardennais , они были сочтены практически бесполезными в горных районах и быстро были переданы в Cyclistes Frontière/Grenswielrijders , полк пограничной охраны. Они все еще использовались, когда в мае 1940 года началась битва за Бельгию , хотя и с фиксированных позиций для засады на западном берегу реки Маас (Маас) между Вивеньисом и Лише . Известно, что они произвели несколько выстрелов утром 10 мая 1940 года, в день немецкого вторжения. [ 10 ]
Недостатки
[ редактировать ]Из-за конструкции подвески езда на танкетке по пересеченной местности в течение 10–20 минут вызывала головную боль, а более длительные поездки часто приводили к укачиванию и физическому истощению. В польской танкетке ТК подвеска была значительно усовершенствована. Вивиан Лойд, посетивший Варшаву во время разработки ТК, назвал ее подвеску лучшей из всех автомобилей, основанных на его оригинальной идее. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Zaloga 2007 , p. 7.
- ^ Томчик 2002 , стр. 33.
- ^ «Потерянная Латвия – Латвийская армия. Уроки» . www.zudusilatvija.lv . Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ Такидзава, Акира (1999–2000). «Китайские националистические доспехи во Второй мировой войне» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 21 марта 2011 года . Проверено 9 июля 2011 г.
- ^ Маэ, Янн (октябрь 2015 г.). «Блиндорама: Манчукуо, 1932–1945». Batailles & Blindés (на французском языке). № 48. Характер. стр. 4–7. ISSN 1765-0828 .
- ^ Кантакоски, Пекка (1998). Красные танки – бронетанковые войска Красной Армии 1918–1945 гг. [ Красные танки – бронетанковые войска Красной Армии 1918–1945 гг. ] (на финском языке). Хямеенлинна: Ilves-Paino Oy. стр. 257. ISBN 951-98057-0-2 .
- ^ https://www.panssarimuseo.fi/wp-content/uploads/2017/11/Kevyt-taistelupsv-Vickers-Loyd-Mk-VI_esittellytaulu.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ Мошнягу и др. 2012 , с. 53–54.
- ^ «Бельгийский истребитель танков буксирует орудие на колесах» , Popular Science , vol. 121, нет. 4, Корпорация Боннье, с. 24 октября 1932 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Охотники за танками Т13» . www.tanks-encyclepedia.com . Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ «Бронетехника бельгийской армии 1914-1974 гг. - Бронетехника бельгийской армии 1914-1974 гг.», Жак П. Шампань.
- ^ Йонька, Адам и др. (1990). Сентябрь 1939 года. Техника Польской армии. Цвет и оружие : WKiŁ, стр. 68. ISBN 83-206-0847-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- Икс, Р.Дж. Армор в профиле № 16. Карден Лойд, Mark VI Profile Publishing (1967)
- Л, Клемен (2000). «Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942» .
- Мошнягу, Мариан [на румынском языке] ; Боцогина, Юлиан-Стелиан; Манолеску, Мариана-Даниела; Стойка, Леонтин-Василе; Соитариу, Михай-Космин (2012). Румынская армия и эволюция танкового вооружения. Документы (1919–1945) (PDF) (на румынском языке). Питешть, Румыния: Издательство Государственного университета Питешть. ISBN 978-606-560-252-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2021 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Томчик, Анджей (2002). Японские доспехи Том 1 . Эй Джей Пресс. ISBN 83-7237-097-4 .
- Залога, Стивен Дж. (2007). Японские танки 1939–45 гг . Скопа. ISBN 978-1-8460-3091-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Транспортные средства времен Второй мировой войны
- Карден Ллойд Авианосец Танк Чат
- Британские танкетки
- «Маленький армейский трактор приводит в действие большие пушки», научно-популярный журнал , декабрь 1931 г.
- «Бельгийский истребитель танков буксирует пушку на колесах», научно-популярный журнал , октябрь 1932 г.