Вердея
Вердея 1 | |
---|---|
![]() 75-мм самоходная гаубица Verdeja на базе Verdeja 1 шасси прототипа | |
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Испания |
Технические характеристики | |
Масса | 6,5 тонны (14 300 фунтов ) |
Длина | 4,498 метра (14 футов 9,1 дюйма) |
Ширина | 2,152 метра (7 футов 0,7 дюйма) |
Высота | 1,572 метра (5 футов 1,9 дюйма) |
Экипаж | 3 |
Броня | 7–25 мм (0,28–0,98 дюйма) |
Основной вооружение | 45-мм L/44 Mark I обр. 1939 г. или заказать пушки |
вторичный вооружение | 2 7,92-мм пулемета Дрейзе -13 MG |
Двигатель | Ford V-8 model 48 85 л.с. (114 кВт ) |
Мощность/вес | 13,08 л.с./тонну |
Грузоподъемность | 72 45-мм снаряда и 2500 7,92-мм снарядов |
Приостановка | листовая рессора |
Оперативный диапазон | 220 км (140 миль) |
Максимальная скорость | 44 км/ч (27 миль в час) |
Verdeja — название серии лёгких танков, разработанных в Испании в период с 1938 по 1954 год в попытке заменить на Panzer I и советские Т-26 немецкие танки вооружении Испании .
Программу возглавил майор Феликс Вердея Бардалес , и в результате были разработаны четыре прототипа машины, включая самоходную гаубицу, вооруженную 75-миллиметровой (3,0-дюймовой) пушкой. Он проектировался как усовершенствованный легкий танк и был одной из первых программ разработки, в которой учитывалась живучесть экипажа, а не защита самого танка. [1] На танк повлияли несколько легких танков, которые он должен был заменить, в том числе Panzer I и T-26, оба из которых первоначально использовались во время гражданской войны в Испании . После длительного периода испытаний «Вердея» считался танком, превосходящим Т-26, но в серийное производство так и не был запущен. [2]
В период с 1938 по 1942 год было изготовлено три прототипа лёгких танков, в том числе Verdeja 1 и Verdeja 2. Интерес к разработке машины угас после окончания Второй мировой войны . Несмотря на попытки установить на Verdeja 2 новый двигатель и переоборудовать Verdeja 1 в самоходную артиллерийскую установку, в конечном итоге программа была неофициально отменена в пользу принятия на вооружение американского танка M47 Patton в 1954 году на основании Закона о взаимной оборонной помощи . [3] Прототип 75-миллиметровой самоходной гаубицы. [4] и Verdeja 2 были выставлены на обозрение в начале 1990-х годов. [5]
Разработка
[ редактировать ]Испания получила свой первый танк в середине 1919 года, французский Renault FT , для испытаний, а позже, 18 декабря 1921 года, получила еще десять танков. [6] Использование этих танков во время войны в Рифе , включая первую высадку десанта с танками в Альхусемасе , [7] предложил ценный опыт для первой испанской программы бронетехники Trubia A4 . Программа танков Trubia, основанная на FT, привела к разработке четырех прототипов, но в конечном итоге программа провалилась из-за отсутствия интереса со стороны национального правительства. [8] Эти прототипы повлияли на последующую попытку местных производителей создать танк, получивший название Trubia-Naval. [9] Эта конструкция также не прошла стадию прототипа. [10] Из-за провала испанских усилий по производству танка и неэффективных попыток закупить иностранные разработки, такие как итальянский Fiat 3000 , [11] к началу гражданской войны в Испании в стране было всего десять работающих легких танков FT, плюс четыре Trubia A4, участвовавшие в то время в осаде Овьедо . [12]
Нехватка бронетанковых сил побудила Советский Союз снабдить Народный фронт , а нацистскую Германию и Италию снабдить Националистический фронт легкими танками. Между 1936 и 1939 годами немцы предоставили националистам 122 танка. [13] а итальянцы предоставили 155 L-3-35 . [14] Тем временем Советы выпустили республиканской Испании 281 Т-26 и 50 БТ-5 . [15] Националисты быстро обнаружили, что ручные пулеметы на их танках не могут пробить броню Т-26 на расстоянии более 150 метров (160 ярдов), а танкисты-республиканцы могут регулярно поражать Panzer I и L-3-35 на дальности до 1000 метров. метров (1100 ярдов). [16] Чтобы переоснастить бронетанковые силы националистов Т-26, немецкий майор Риттер фон Тома предложил испанским войскам 500 песет за каждый захваченный танк. [17] Были также попытки оснастить Panzer I итальянской Breda 20-миллиметровой зенитной пушкой образца 1935 года из-за ее высокой начальной скорости и низкой отдачи. Несмотря на четыре успешно переоборудованные машины, получившие обозначение Panzer I Breda , широкомасштабной программы по модернизации орудия в Panzer I не было. [18] Вместо этого националисты начали использовать трофейные Т-26 против их предыдущих владельцев, и первое подразделение националистов Т-26 было сформировано в июне 1937 года. [19]
6 сентября 1937 года капитан Феликс Вердея, командующий ремонтной ротой Националистического батальона Carros de Combate («Танкового батальона»), приступил к частной разработке нового легкого танка. Его должность, с прямым доступом к танкам Panzer I и Т-26, дала Вердехе прямое свидетельство недостатков нынешних моделей танков с точки зрения боеспособности и проблем обслуживания. Вердея создал будущий танк, требующий 45-миллиметровой (1,8-дюймовой) пушки, установленной на Т-26; два спаренных ручных пулемета; низкопрофильная круговая броня толщиной более 15 миллиметров (0,59 дюйма) с толщиной листа маски башни не менее 30 миллиметров (1,2 дюйма); скорость по дороге 70 километров в час (43 мили в час), боевая дальность 200 километров (120 миль), а также надежная подвеска и новая гусеничная система. Последнее требование было основано на опыте эксплуатации существующих легких танков, которые часто теряли ход в бою. Эти требования и решения были представлены в октябре 1938 года полковнику Диасу де ла Ластра, командиру Agrupación de Carros de Combate . Хотя проект был одобрен, для создания первого прототипа программе пришлось использовать металлолом из-за нехватки ресурсов и денег. [20] Несмотря на первые препятствия, в том числе критику со стороны фон Тома, программа продолжилась, и Вердехе был предоставлен склад в Сарагосе для продолжения строительства прототипа. [21]

Прототип был изготовлен из запчастей и оборудования, снятых с других легких танков, и имел прямоугольную башню с базовой броней 16 миллиметров (0,63 дюйма). Шасси было разделено на четыре части, причем передняя правая половина была занята двигателем, коробкой передач, сцеплением и главной передачей, рядом с водителем. Заднюю половину машины занимали в основном корзина башни и сорок шесть 45-миллиметровых снарядов, а также два топливных бака емкостью 60 литров (13 британских галлонов). [22] Подбашенное пространство использовали командир танка-наводчик и заряжающий, а также 45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1932 года и два МГ-13 пулемета . Первоначально основное орудие было принято на вооружение как советская 45-миллиметровая противотанковая пушка 19К в марте 1932 года и имела более тяжелые боеприпасы и более высокую скорострельность, чем старые противотанковые пушки. Начиная с 1934 года, на вновь собираемые Т-26 стали устанавливать более новую модель. [23] Помимо пушки, с Т-26 был снят панорамный перископ командира танка образца 1932 года. Автомобиль был оснащен двигателем Ford Model 48, взятым от гражданского автомобиля, рабочим объемом 3622 куб.см (221 дюйм). 3 ) и мощностью 85 л.с. (63 кВт) при 2000 об/мин. Двигатель работал в паре с совершенно новым радиатором и выхлопной системой. В прототипе Verdeja использовалась коробка передач Aphon PG-31 от Panzer I, хотя она работала при чрезмерных оборотах двигателя, обеспечивая меньший крутящий момент, что затрудняло подъемы более 40 °. Пожалуй, самыми необычными особенностями Verdeja были подвеска и гусеницы. Чтобы гусеницы танка не соскальзывали с опорных катков, две детали гусениц были соединены вместе, образуя центральную канавку для движения опорного катка. [24] При весе менее 5 тонн (5,5 коротких тонн) Verdeja имел максимальную скорость 70 километров в час (43 мили в час) и боевой радиус 120 километров (75 миль). [25] После успешных испытаний прототипа с 10 по 20 января 1939 года капитану Вердехе было приказано начать строительство окончательной модели легкого танка.
Вердея 1
[ редактировать ]Внешний вид получившегося прототипа Verdeja 1 был близок к тому, который изначально предполагался в первых проектах капитана Вердехи. Корпус машины был удлинен, а задняя пластина наклонена, а запас топлива (и, следовательно, дальность боя) был увеличен, равно как и боекомплект и толщина брони. Автомобиль был изготовлен в Бильбао , единственном городе Испании, где есть линия сборки тяжелых автомобилей. Из-за окончания гражданской войны в Испании и нехватки средств строительство было отложено до мая 1940 года. Прототип был завершен три месяца спустя и доставлен на полигон в Карабанчеле, Мадрид, оснащенный практически тем же двигателем Ford с плоской головкой V8, что и использовался в качестве движущей силы трехтонного британского универсального авиаперевозчика . [26] Основным внешним отличием предыдущей модели от этого прототипа была новая низкопрофильная башня, которая позволяла 45-миллиметровой пушке опускаться и подниматься на угол от 8° до 70°. Оригинальная 45-миллиметровая пушка образца 1932 года была заменена на новую 45-миллиметровую танковую пушку Mark I производства SA Placencia de las Armas в Испании. Однако новый прототип заимствовал подвеску и гусеницы от оригинального прототипа. По существу, основными преимуществами нового прототипа были низкопрофильность, большая высота орудия и увеличенный наклон брони с 12° до 45°. [27] Verdeja 1 сохранил исходную конфигурацию, разместив двигатель спереди, чтобы повысить живучесть экипажа. [28]
По прибытии в Карабанчель машина была испытана наравне с Т-26 по подвижности на различных типах местности и огневой мощи. Автомобили оценивались по пятибалльной шкале для каждого теста, которая умножалась на коэффициент важности для каждого теста. [29] Во время испытаний Verdeja проехал около 500 километров (310 миль) без каких-либо проблем с обслуживанием, единственной проблемой был большой расход воды бензиновым двигателем из-за отсутствия эффективного радиатора и потери резиновой прокладки одно из опорных катков. Было обнаружено, что максимальная скорость Verdeja была либо на одном уровне с аналогичными машинами на дипломатической службе, либо превосходила ее, в то время как Verdeja доказала свою способность преодолевать траншеи шириной почти 2 м и преодолевать подъемы крутизной 40 °. По вооружению было доказано, что машина выдерживает отдачу 45-миллиметровой высокоскоростной танковой пушки. Одним из недостатков машины было то, что прицел командира танка был рассчитан на 37-миллиметровую противотанковую пушку, адаптированную под Verdeja из-за отсутствия времени на изготовление такового для 45-миллиметровой Mark I. Испытания завершились получением Verdeja всего 243 балла по сравнению с 205 баллами, присвоенными Т-26Б. [30] Испытания завершились, прототип был возвращен и устранен ряд проблем, в том числе недостатки двигателя, подъем звездочки и увеличение до 10 миллиметров брони на всех участках, где она была меньше. После внесения этих изменений Verdeja вернулась к тестированию, на этот раз набрав 261,98 балла. [31]

Планы производства одной тысячи танков Verdeja были утверждены 2 декабря 1940 года и разделены на десять партий по сто танков в каждой. Серийный прототип Verdeja должен был использовать двигатель Lincoln-Zephyr бензиновый V12 мощностью 120 лошадиных сил (89 кВт) , что требовало контракта между правительством Испании и Ford Motor Ibérica, испанской дочерней компанией Ford. Одновременно, в случае провала переговоров между Фордом и Испанией, правительство также начало контактировать с рядом немецких компаний, в том числе с Майбахом . Чтобы начать производство, танковый цех в Сарагосе должен был быть расширен, чтобы обеспечить окончательную сборку не менее пяти танков в месяц. Несмотря на финансирование и отведенные на строительство два года, строительство и расширение завода так и не были завершены. Возникли и другие проблемы, в том числе неспособность достичь соглашения с Ford или Maybach. Эти факторы, плохая экономическая ситуация в Испании, отсутствие других клиентов, кроме испанской армии , и отсутствие стимулов для испанских компаний участвовать в программе строительства, привели к отказу от попытки изготовления Verdeja 1. Еще одна попытка была предпринимается при заключении контракта с ADESA ( Компания Armamento de Aviación, SA ) изготовит два легких танка Verdeja для экспериментальных целей. Несмотря на неспособность закупить двигатель, ADESA предложила построить 300 единиц, но эти попытки не увенчались успехом, и к 1941 году программа была прекращена. [32]
Вердея 2
[ редактировать ]Когда программа Вердея-1 была распущена, капитан Вердея начал разрабатывать преемника, принимая во внимание уроки, извлеченные во время первых кампаний Второй мировой войны. В новой конструкции был изменен моторный отсек в задней части шасси, что означало перемещение ведущей звездочки также назад. Перемещение расположения двигателя позволило улучшить охлаждение мотора машины и боевого отделения, а также позволило сдвинуть башню вперед. Броня машины также была существенно увеличена — на пять-десять миллиметров. [33] Этот новый танк не был одобрен к производству или дальнейшей разработке из-за продолжающейся отсрочки производства Verdeja 1 по причинам, в том числе предложениям правительства Германии поставить двигатель Panzer IV для Verdeja 1. Хотя производство новой машины наконец началось. В 1942 году прототип Verdeja 2 был поставлен только в августе 1944 года. [34] Программа была отложена из-за включения двадцати Panzer IV Ausf. H и десять Sturmgeschütz III поступили в испанскую армию в конце 1943 года. [35] а также неудачные попытки закупить еще сотню Panzer IV и даже «Пантер» и «Тигров» в 1944 году. [36] Поскольку эти новые машины были интегрированы в армию, а финансовые проблемы, которые преследовали Verdeja 1, Verdeja 2 оставались неусовершенствованными до 1950 года, когда была предпринята попытка установить на них двигатель Pegaso Z-202. [37] Несмотря на это, «Вердея» оставалась на территории завода до 1973 года, когда была передана Пехотной академии Толедо . [38]
Сравнительные данные
[ редактировать ]
Вердея 1 | Вердея 2 | Вердея 75 мм | Т-26Б [39] | Танк I Ausf. [40] | |
---|---|---|---|---|---|
Масса | 6,5 т (7,1 коротких тонны ) | 10,9 т (12,0 тонн) | 6,5 т (7,2 тонны) | 9,4 т (10,4 тонны) | 5,4 т (6,0 тонн) |
Пистолет | 45-мм пушка (1,77 дюйма) | 45-мм пушка | 75-мм гаубица (2,95 дюйма) | 45-мм пушка | 7,92-мм пулемет (0,312 дюйма) |
Боеприпасы | 72 раунда | 146 патронов | 32 раунда | 122 раунда | 2250 патронов |
Дорожный диапазон | 220 км (140 миль) | 220 км (140 миль) | 220 км (140 миль) | 175 км (109 миль) | 200 км (120 миль) |
Максимальная скорость | 44 км/ч (27 миль в час) | 46 км/ч (29 миль в час) | 44 км/ч (27 миль в час) | 31,1 км/ч (19,3 миль в час) | 50 км/ч (31 миль в час) |
Броня | 7–25 мм (0,28–0,98 дюйма) | 10–40 мм (0,39–1,57 дюйма) | 7–25 мм (0,28–0,98 дюйма) | 7–16 мм (0,28–0,63 дюйма) | 7–13 мм (0,28–0,51 дюйма) |
Самоходная гаубица
[ редактировать ]В конце 1940-х — начале 1950-х годов в Испании действовал ряд программ по разработке самоходной гаубицы на базе существующего шасси. Например, в начале 1950-х годов испанские инженеры попытались переоборудовать гаубицу R-43 калибра 105 миллиметров (4,1 дюйма) L/26 в StuG III . Для этого потребовалась реконструкция каземата башни по образцу 75-миллиметровой самоходной гаубицы Verdeja. Хотя одна машина уже начала переоборудование, программа так и не была завершена. Впоследствии существовали аналогичные программы для установки 88-миллиметровой гаубицы L/56 и 122-миллиметровой гаубицы L/46, но они также не продвинулись дальше стадии планирования. [41] Одной из наиболее успешных программ стала попытка создать 75-миллиметровую самоходную гаубицу на базе шасси прототипа Verdeja 1. Начиная с 1945 года, [42] ныне майору Вердехе было приказано приступить к проектированию этого орудия с использованием скорострельной 75-миллиметровой гаубицы L/40, разработанной Sociedad Española de Construccion Naval . [43] Наличие необходимых деталей и отсутствие сложных изменений означало, что машину быстро подготовили и провели всесторонние испытания. Судьба самоходки была во многом такой же, как и у Verdeja 2, и машина оставалась нетронутой на полигоне в Карабанчеле до 1973 года, когда ее перевезли на испанскую базу Альфонсо XIII , где размещалась тогдашняя механизированная пехота. Полк Вад Расс № 55. Вскоре его перевели на другую базу и, наконец, доставили на базу Эль-Голосо , недалеко от Мадрида, как часть музея бронетехники. [44]

Основные изменения в оригинальном Verdeja 1 включали удаление башни и замену ее орудийным щитом со стальной броней толщиной 10 миллиметров. Это означало, что большая часть крыши и задней стенки шасси была удалена. Гаубица была спроектирована как моноблочная стальная труба с дульным тормозом с двойной перегородкой и двенадцатью поворотами, совершающими полный оборот на каждые сорок калибров . В установленном состоянии гаубица могла вести огонь на угол от 0,5° до 25° и перемещаться на 4,5° влево или вправо. Экипаж мог разместить восемь боекомплектов в специальном отсеке у стенок орудийного щита с каждой стороны казенной части, обеспечивая легкий доступ к снарядам. В противном случае машина могла хранить еще 24 патрона во вспомогательном лафете. Лафет базировался на осях и колесах PaK 36 противотанковой пушки . Уникальной особенностью этого прототипа был механический тормоз, встроенный в натяжное колесо в задней части шасси, гарантировавший устойчивость машины при стрельбе и позволяющий избежать повреждения трансмиссии. [45]
Выводы
[ редактировать ]В конечном итоге программа Вердея завершилась с прибытием военной техники из США, начиная с 1953 года . С 1954 года испанская армия получила 389 танков M47 Patton, заменив находившиеся тогда на вооружении Т-26, Panzer Is и Panzer IV. [46] «Вердея» полностью устарела по сравнению с более крупными и мощными танками, такими как немецкая «Пантера» , советский Т-54 и американский М47. Т-54 имел 200-миллиметровую стальную броню на маске башни, что намного превышало максимальную толщину брони Verdeja 2, составлявшую 40 миллиметров. [47] Советская 45-миллиметровая пушка образца 1932 года была заменена Т-34 76,2-миллиметровой пушкой , а немцы приняли 75-миллиметровую танковую пушку L/70 на «Пантеру» . К 1950 году советские танки, такие как Т-54, были вооружены 100-миллиметровой танковой пушкой Д-10Т , а американские танки приняли на вооружение 90-миллиметровую основную пушку . Хотя Вердея была самой успешной местной разработкой Испании, [48] его превзошли, поскольку зарубежные страны производили превосходную продукцию. Более того, необходимость в самоходной артиллерии вскоре отпала, поскольку Соединенные Штаты предложили Испании M37 и M44. самоходные гаубицы [49] В результате после 1954 года интерес к Verdeja иссяк. Испания не предпринимала попыток создания другого местного танка до появления основного боевого танка Lince в конце 1980-х годов.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мазарарраса, стр. 11–12
- ^ Оружие, с. 28
- ^ Манрике и Молина, с. 31
- ^ Министерство обороны, Материалы
- ^ Нуньес, с. 85
- ^ Гарсия 2004, стр. 5–9
- ^ Гарсия 2000, стр. 49–54
- ^ Гарсия 2008, стр. 54–56
- ^ Гарсия 2008, с. 64
- ^ Манрике и Молина, с. 9
- ^ де Мазарарраса 1998, стр. 74–76
- ^ Гарсия 2004, стр. 6–7. 24 августа 1925 года испанское правительство успешно подало прошение о закупке еще шести FT взамен тех, которые работали в Марокко с 1922 года; Гарсия 2004, стр. 19–21. На начало войны было 15 ФТ, но в рабочем состоянии только 10.
- ^ Манрике и Молина 2006, с. 311
- ^ Манрике и Молина 2006, с. 314
- ^ Манрике и Молина 2006, стр. 320–321
- ^ Кандил, стр. 36.
- ^ Перретт, с. 35
- ^ Молина 2005, стр. 47–50
- ^ Молина 2007, с. 16
- ^ Мазарарраса, стр. 11–14
- ^ Мазарарраса, стр. 14–16
- ^ де Мазарарраса, с. 20
- ^ Baryatinskiy, p. 28
- ^ Мазаррасы, стр. 20–25
- ^ де Мазарраса, с. 44.
- ^ де Мазарраса 1994, стр. 33–36
- ^ Мазаррасы, стр. 49–54
- ^ Jedsite, де Мазарраса , стр. 11–12
- ^ Оружие, с. 33
- ^ Мазаррасы, стр. 43–46
- ^ Мазаррасы, стр. 45–48
- ^ Информацию о производстве Verdeja 1 см.: de Mazarrasa, стр. 57–64.
- ^ де Мазарраса 1994, с. 39
- ^ де Мазарраса, с. 67
- ^ Дойл и Дженц, с. 41
- ^ Кабальеро и Молина, стр. 75–82.
- ^ де Мазарраса 1994, с. 40
- ^ Мазаррасы, стр. 69–70
- ^ Baryatinskiy, p. 96
- ^ Франко, с. 613
- ^ де Мазарраса 1994, стр. 131–132
- ^ Министерство обороны, Выставка бронетанковых частей.
- ^ де Мазарраса 1994, с. 59
- ^ Мазаррасы, стр. 78–79
- ^ Мазаррасы, стр. 79–82
- ^ Zaloga 1999, pp. 36–37
- ^ Zaloga 2004
- ^ де Мазарраса, с. 10
- ^ Манрике и Молина, с. 36
Ссылки
[ редактировать ]- «Exposicíon de Materiales Acorazadas» (на испанском языке). Министерство обороны (Испания). Архивировано из оригинала 11 апреля 2008 г. Проверено 27 мая 2008 г.
- «Вердея против Виккерса Т-26Б». Армас (на испанском языке) (281). Барселона, Испания: MC Ediciones: 28–34. Ноябрь 2005 г.
- Барятинский, Михаил (2006). Легкие танки: Т-27, Т-38, БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70 . Лондон: Ян Аллан. п. 96. ИСБН 978-0-7110-3163-0 .
- Найт, Чарльз; Лукас Молина (октябрь 2006 г.). Panzer IV: Кулак Вермахта (на испанском языке). Вальядолид, Испания: AF Editores. п. 96. ИСБН 84-96016-81-1 .
- Кандил, Антонио Дж. (1 марта 1999 г.). «Миссия по оказанию помощи республиканцам проверила доктрину и оборудование». Броня . Форт-Нокс, Кентукки: Центр армейской бронетехники: 49–54.
- де Мазарраса, Хавьер (май 1994 г.). Бронированные в Испании. Часть 2: Трудные послевоенные 1939–1960 (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quirón Ediciones. п. 184. ИСБН 84-87314-10-4 .
- де Мазарраса, Хавьер (1988). Карро де Комбате Вердея (на испанском языке). Барселона, Испания: Л. Карбонелл. п. 83. ИСБН 84-86749-02-6 .
- де Мазарраса, Хавьер (июнь 1998 г.). Боевые танки в испанской войне 1936–1939 гг. (Том 1°) (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quirón Ediciones. п. 160. ИСБН 84-87314-37-6 .
- Дойл, Хилари; Том Дженц (2001). Panzerkampfwagen IV Ausf. Г, Х и Дж 1942–45 . Лондон: Оспри. п. 48. ИСБН 1-84176-183-4 .
- Франко, Лукас Молина (2005). Panzer I: Начало саги (на испанском языке). Мадрид: AF Editores. ISBN 84-96016-52-8 .
- Гарсиа, Дионисио (сентябрь 2000 г.). «Аль-Хосейма, высадка: ретроспективный взгляд на 75-летие». Серга (на испанском языке) (7). Мадрид: Альмена: 49–54.
- Гарсиа, Дионисио (март 2008 г.). «Трубия: первый испанский боевой танк». Серга (на испанском языке) (52). Мадрид: Альмена: 54–64.
- Гарсия, Дионисио (июль 2004 г.). «Renault FT 17 в Испании (1): Марокканская война». Серга (на испанском языке) (30). Мадрид: Альмена: 2–24.
- Гарсиа, Дионисио (сентябрь 2004 г.). «Renault FT 17 в Испании (2): La Guerra Civil». Серга (на испанском языке) (31). Мадрид: Альмена: 2–15.
- Манрике, Хосе Мария; Лукас Молина (2002). Ла Брюнете: 1-я часть (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quirón Ediciones. п. 80. ИСБН 84-96016-27-7 .
- Манрике, Хосе Мария; Лукас Молина Франко (2006). Оружие гражданской войны в Испании (на испанском языке). Мадрид: Сфера книг. п. 613. ИСБН 84-9734-475-8 .
- Молина, Лукас (декабрь 2007 г.). Советская бронетехника в армии Франко (на испанском языке). Испания: Книги Галланда. п. 48. ИСБН 978-84-612-1221-7 .
- Молина, Лукас (май 2005 г.). Panzer I: Случай из саги (на испанском языке). Вальядолид, Испания: AF Editores. п. 64. ИСБН 84-96016-51-Х .
- Нуньес, Хесус (апрель 2008 г.). «Музей Пехотной академии». Оружие (на испанском языке) (310). Барселона, Испания: MC Editions: 80–86.
- Залога, Стивен (1999). Танки М47 и М48 «Паттон» . Лондон: Оспри. Мистер. 48. ИСБН 1-85532-825-9 .
- Залога, Стивен (2004). Основные боевые танки Т-54 и Т-55 1944–2004 гг . Лондон: Оспри. п. 48. ИСБН 1-84176-792-1 .