Jump to content

Вердея

Вердея 1
75-мм самоходная гаубица Verdeja на базе Verdeja 1 шасси прототипа
Тип Легкий танк
Место происхождения Испания
Технические характеристики
Масса 6,5 тонны (14 300 фунтов )
Длина 4,498 метра (14 футов 9,1 дюйма)
Ширина 2,152 метра (7 футов 0,7 дюйма)
Высота 1,572 метра (5 футов 1,9 дюйма)
Экипаж 3

Броня 7–25 мм (0,28–0,98 дюйма)
Основной
вооружение
45-мм L/44 Mark I обр. 1939 г. или заказать пушки
вторичный
вооружение
2 7,92-мм пулемета Дрейзе -13 MG
Двигатель Ford V-8 model 48
85 л.с. (114 кВт )
Мощность/вес 13,08 л.с./тонну
Грузоподъемность 72 45-мм снаряда и 2500 7,92-мм снарядов
Приостановка листовая рессора
Оперативный
диапазон
220 км (140 миль)
Максимальная скорость 44 км/ч (27 миль в час)

Verdeja — название серии лёгких танков, разработанных в Испании в период с 1938 по 1954 год в попытке заменить на Panzer I и советские Т-26 немецкие танки вооружении Испании .

Программу возглавил майор Феликс Вердея Бардалес , и в результате были разработаны четыре прототипа машины, включая самоходную гаубицу, вооруженную 75-миллиметровой (3,0-дюймовой) пушкой. Он проектировался как усовершенствованный легкий танк и был одной из первых программ разработки, в которой учитывалась живучесть экипажа, а не защита самого танка. [1] На танк повлияли несколько легких танков, которые он должен был заменить, в том числе Panzer I и T-26, оба из которых первоначально использовались во время гражданской войны в Испании . После длительного периода испытаний «Вердея» считался танком, превосходящим Т-26, но в серийное производство так и не был запущен. [2]

В период с 1938 по 1942 год было изготовлено три прототипа лёгких танков, в том числе Verdeja 1 и Verdeja 2. Интерес к разработке машины угас после окончания Второй мировой войны . Несмотря на попытки установить на Verdeja 2 новый двигатель и переоборудовать Verdeja 1 в самоходную артиллерийскую установку, в конечном итоге программа была неофициально отменена в пользу принятия на вооружение американского танка M47 Patton в 1954 году на основании Закона о взаимной оборонной помощи . [3] Прототип 75-миллиметровой самоходной гаубицы. [4] и Verdeja 2 были выставлены на обозрение в начале 1990-х годов. [5]

Разработка

[ редактировать ]

Испания получила свой первый танк в середине 1919 года, французский Renault FT , для испытаний, а позже, 18 декабря 1921 года, получила еще десять танков. [6] Использование этих танков во время войны в Рифе , включая первую высадку десанта с танками в Альхусемасе , [7] предложил ценный опыт для первой испанской программы бронетехники Trubia A4 . Программа танков Trubia, основанная на FT, привела к разработке четырех прототипов, но в конечном итоге программа провалилась из-за отсутствия интереса со стороны национального правительства. [8] Эти прототипы повлияли на последующую попытку местных производителей создать танк, получивший название Trubia-Naval. [9] Эта конструкция также не прошла стадию прототипа. [10] Из-за провала испанских усилий по производству танка и неэффективных попыток закупить иностранные разработки, такие как итальянский Fiat 3000 , [11] к началу гражданской войны в Испании в стране было всего десять работающих легких танков FT, плюс четыре Trubia A4, участвовавшие в то время в осаде Овьедо . [12]

Нехватка бронетанковых сил побудила Советский Союз снабдить Народный фронт , а нацистскую Германию и Италию снабдить Националистический фронт легкими танками. Между 1936 и 1939 годами немцы предоставили националистам 122 танка. [13] а итальянцы предоставили 155 L-3-35 . [14] Тем временем Советы выпустили республиканской Испании 281 Т-26 и 50 БТ-5 . [15] Националисты быстро обнаружили, что ручные пулеметы на их танках не могут пробить броню Т-26 на расстоянии более 150 метров (160 ярдов), а танкисты-республиканцы могут регулярно поражать Panzer I и L-3-35 на дальности до 1000 метров. метров (1100 ярдов). [16] Чтобы переоснастить бронетанковые силы националистов Т-26, немецкий майор Риттер фон Тома предложил испанским войскам 500 песет за каждый захваченный танк. [17] Были также попытки оснастить Panzer I итальянской Breda 20-миллиметровой зенитной пушкой образца 1935 года из-за ее высокой начальной скорости и низкой отдачи. Несмотря на четыре успешно переоборудованные машины, получившие обозначение Panzer I Breda , широкомасштабной программы по модернизации орудия в Panzer I не было. [18] Вместо этого националисты начали использовать трофейные Т-26 против их предыдущих владельцев, и первое подразделение националистов Т-26 было сформировано в июне 1937 года. [19]

6 сентября 1937 года капитан Феликс Вердея, командующий ремонтной ротой Националистического батальона Carros de Combate («Танкового батальона»), приступил к частной разработке нового легкого танка. Его должность, с прямым доступом к танкам Panzer I и Т-26, дала Вердехе прямое свидетельство недостатков нынешних моделей танков с точки зрения боеспособности и проблем обслуживания. Вердея создал будущий танк, требующий 45-миллиметровой (1,8-дюймовой) пушки, установленной на Т-26; два спаренных ручных пулемета; низкопрофильная круговая броня толщиной более 15 миллиметров (0,59 дюйма) с толщиной листа маски башни не менее 30 миллиметров (1,2 дюйма); скорость по дороге 70 километров в час (43 мили в час), боевая дальность 200 километров (120 миль), а также надежная подвеска и новая гусеничная система. Последнее требование было основано на опыте эксплуатации существующих легких танков, которые часто теряли ход в бою. Эти требования и решения были представлены в октябре 1938 года полковнику Диасу де ла Ластра, командиру Agrupación de Carros de Combate . Хотя проект был одобрен, для создания первого прототипа программе пришлось использовать металлолом из-за нехватки ресурсов и денег. [20] Несмотря на первые препятствия, в том числе критику со стороны фон Тома, программа продолжилась, и Вердехе был предоставлен склад в Сарагосе для продолжения строительства прототипа. [21]

Вердея находился под сильным влиянием советского Т-26.

Прототип был изготовлен из запчастей и оборудования, снятых с других легких танков, и имел прямоугольную башню с базовой броней 16 миллиметров (0,63 дюйма). Шасси было разделено на четыре части, причем передняя правая половина была занята двигателем, коробкой передач, сцеплением и главной передачей, рядом с водителем. Заднюю половину машины занимали в основном корзина башни и сорок шесть 45-миллиметровых снарядов, а также два топливных бака емкостью 60 литров (13 британских галлонов). [22] Подбашенное пространство использовали командир танка-наводчик и заряжающий, а также 45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1932 года и два МГ-13 пулемета . Первоначально основное орудие было принято на вооружение как советская 45-миллиметровая противотанковая пушка 19К в марте 1932 года и имела более тяжелые боеприпасы и более высокую скорострельность, чем старые противотанковые пушки. Начиная с 1934 года, на вновь собираемые Т-26 стали устанавливать более новую модель. [23] Помимо пушки, с Т-26 был снят панорамный перископ командира танка образца 1932 года. Автомобиль был оснащен двигателем Ford Model 48, взятым от гражданского автомобиля, рабочим объемом 3622 куб.см (221 дюйм). 3 ) и мощностью 85 л.с. (63 кВт) при 2000 об/мин. Двигатель работал в паре с совершенно новым радиатором и выхлопной системой. В прототипе Verdeja использовалась коробка передач Aphon PG-31 от Panzer I, хотя она работала при чрезмерных оборотах двигателя, обеспечивая меньший крутящий момент, что затрудняло подъемы более 40 °. Пожалуй, самыми необычными особенностями Verdeja были подвеска и гусеницы. Чтобы гусеницы танка не соскальзывали с опорных катков, две детали гусениц были соединены вместе, образуя центральную канавку для движения опорного катка. [24] При весе менее 5 тонн (5,5 коротких тонн) Verdeja имел максимальную скорость 70 километров в час (43 мили в час) и боевой радиус 120 километров (75 миль). [25] После успешных испытаний прототипа с 10 по 20 января 1939 года капитану Вердехе было приказано начать строительство окончательной модели легкого танка.

Внешний вид получившегося прототипа Verdeja 1 был близок к тому, который изначально предполагался в первых проектах капитана Вердехи. Корпус машины был удлинен, а задняя пластина наклонена, а запас топлива (и, следовательно, дальность боя) был увеличен, равно как и боекомплект и толщина брони. Автомобиль был изготовлен в Бильбао , единственном городе Испании, где есть линия сборки тяжелых автомобилей. Из-за окончания гражданской войны в Испании и нехватки средств строительство было отложено до мая 1940 года. Прототип был завершен три месяца спустя и доставлен на полигон в Карабанчеле, Мадрид, оснащенный практически тем же двигателем Ford с плоской головкой V8, что и использовался в качестве движущей силы трехтонного британского универсального авиаперевозчика . [26] Основным внешним отличием предыдущей модели от этого прототипа была новая низкопрофильная башня, которая позволяла 45-миллиметровой пушке опускаться и подниматься на угол от 8° до 70°. Оригинальная 45-миллиметровая пушка образца 1932 года была заменена на новую 45-миллиметровую танковую пушку Mark I производства SA Placencia de las Armas в Испании. Однако новый прототип заимствовал подвеску и гусеницы от оригинального прототипа. По существу, основными преимуществами нового прототипа были низкопрофильность, большая высота орудия и увеличенный наклон брони с 12° до 45°. [27] Verdeja 1 сохранил исходную конфигурацию, разместив двигатель спереди, чтобы повысить живучесть экипажа. [28]

По прибытии в Карабанчель машина была испытана наравне с Т-26 по подвижности на различных типах местности и огневой мощи. Автомобили оценивались по пятибалльной шкале для каждого теста, которая умножалась на коэффициент важности для каждого теста. [29] Во время испытаний Verdeja проехал около 500 километров (310 миль) без каких-либо проблем с обслуживанием, единственной проблемой был большой расход воды бензиновым двигателем из-за отсутствия эффективного радиатора и потери резиновой прокладки одно из опорных катков. Было обнаружено, что максимальная скорость Verdeja была либо на одном уровне с аналогичными машинами на дипломатической службе, либо превосходила ее, в то время как Verdeja доказала свою способность преодолевать траншеи шириной почти 2 м и преодолевать подъемы крутизной 40 °. По вооружению было доказано, что машина выдерживает отдачу 45-миллиметровой высокоскоростной танковой пушки. Одним из недостатков машины было то, что прицел командира танка был рассчитан на 37-миллиметровую противотанковую пушку, адаптированную под Verdeja из-за отсутствия времени на изготовление такового для 45-миллиметровой Mark I. Испытания завершились получением Verdeja всего 243 балла по сравнению с 205 баллами, присвоенными Т-26Б. [30] Испытания завершились, прототип был возвращен и устранен ряд проблем, в том числе недостатки двигателя, подъем звездочки и увеличение до 10 миллиметров брони на всех участках, где она была меньше. После внесения этих изменений Verdeja вернулась к тестированию, на этот раз набрав 261,98 балла. [31]

Panzer I сильно повлиял на конструкцию башни Verdeja.

Планы производства одной тысячи танков Verdeja были утверждены 2 декабря 1940 года и разделены на десять партий по сто танков в каждой. Серийный прототип Verdeja должен был использовать двигатель Lincoln-Zephyr бензиновый V12 мощностью 120 лошадиных сил (89 кВт) , что требовало контракта между правительством Испании и Ford Motor Ibérica, испанской дочерней компанией Ford. Одновременно, в случае провала переговоров между Фордом и Испанией, правительство также начало контактировать с рядом немецких компаний, в том числе с Майбахом . Чтобы начать производство, танковый цех в Сарагосе должен был быть расширен, чтобы обеспечить окончательную сборку не менее пяти танков в месяц. Несмотря на финансирование и отведенные на строительство два года, строительство и расширение завода так и не были завершены. Возникли и другие проблемы, в том числе неспособность достичь соглашения с Ford или Maybach. Эти факторы, плохая экономическая ситуация в Испании, отсутствие других клиентов, кроме испанской армии , и отсутствие стимулов для испанских компаний участвовать в программе строительства, привели к отказу от попытки изготовления Verdeja 1. Еще одна попытка была предпринимается при заключении контракта с ADESA ( Компания Armamento de Aviación, SA ) изготовит два легких танка Verdeja для экспериментальных целей. Несмотря на неспособность закупить двигатель, ADESA предложила построить 300 единиц, но эти попытки не увенчались успехом, и к 1941 году программа была прекращена. [32]

Когда программа Вердея-1 была распущена, капитан Вердея начал разрабатывать преемника, принимая во внимание уроки, извлеченные во время первых кампаний Второй мировой войны. В новой конструкции был изменен моторный отсек в задней части шасси, что означало перемещение ведущей звездочки также назад. Перемещение расположения двигателя позволило улучшить охлаждение мотора машины и боевого отделения, а также позволило сдвинуть башню вперед. Броня машины также была существенно увеличена — на пять-десять миллиметров. [33] Этот новый танк не был одобрен к производству или дальнейшей разработке из-за продолжающейся отсрочки производства Verdeja 1 по причинам, в том числе предложениям правительства Германии поставить двигатель Panzer IV для Verdeja 1. Хотя производство новой машины наконец началось. В 1942 году прототип Verdeja 2 был поставлен только в августе 1944 года. [34] Программа была отложена из-за включения двадцати Panzer IV Ausf. H и десять Sturmgeschütz III поступили в испанскую армию в конце 1943 года. [35] а также неудачные попытки закупить еще сотню Panzer IV и даже «Пантер» и «Тигров» в 1944 году. [36] Поскольку эти новые машины были интегрированы в армию, а финансовые проблемы, которые преследовали Verdeja 1, Verdeja 2 оставались неусовершенствованными до 1950 года, когда была предпринята попытка установить на них двигатель Pegaso Z-202. [37] Несмотря на это, «Вердея» оставалась на территории завода до 1973 года, когда была передана Пехотной академии Толедо . [38]

Сравнительные данные

[ редактировать ]
Некоторые из танков, использовавшихся во время гражданской войны в Испании , в Музее бронетанковой техники, расположенном на военной базе Эль-Голосо (Мадрид). На заднем плане два Т-26 в цветовой схеме (республиканец/националист), а справа — Panzer I. , каждый Крайний слева — Вердея.
Серия Verdeja по сравнению с Т-26 и Panzer I
Вердея 1 Вердея 2 Вердея 75 мм Т-26Б [39] Танк I Ausf. [40]
Масса 6,5 т (7,1 коротких тонны ) 10,9 т (12,0 тонн) 6,5 т (7,2 тонны) 9,4 т (10,4 тонны) 5,4 т (6,0 тонн)
Пистолет 45-мм пушка (1,77 дюйма) 45-мм пушка 75-мм гаубица (2,95 дюйма) 45-мм пушка 7,92-мм пулемет (0,312 дюйма)
Боеприпасы 72 раунда 146 патронов 32 раунда 122 раунда 2250 патронов
Дорожный диапазон 220 км (140 миль) 220 км (140 миль) 220 км (140 миль) 175 км (109 миль) 200 км (120 миль)
Максимальная скорость 44 км/ч (27 миль в час) 46 км/ч (29 миль в час) 44 км/ч (27 миль в час) 31,1 км/ч (19,3 миль в час) 50 км/ч (31 миль в час)
Броня 7–25 мм (0,28–0,98 дюйма) 10–40 мм (0,39–1,57 дюйма) 7–25 мм (0,28–0,98 дюйма) 7–16 мм (0,28–0,63 дюйма) 7–13 мм (0,28–0,51 дюйма)

Самоходная гаубица

[ редактировать ]

В конце 1940-х — начале 1950-х годов в Испании действовал ряд программ по разработке самоходной гаубицы на базе существующего шасси. Например, в начале 1950-х годов испанские инженеры попытались переоборудовать гаубицу R-43 калибра 105 миллиметров (4,1 дюйма) L/26 в StuG III . Для этого потребовалась реконструкция каземата башни по образцу 75-миллиметровой самоходной гаубицы Verdeja. Хотя одна машина уже начала переоборудование, программа так и не была завершена. Впоследствии существовали аналогичные программы для установки 88-миллиметровой гаубицы L/56 и 122-миллиметровой гаубицы L/46, но они также не продвинулись дальше стадии планирования. [41] Одной из наиболее успешных программ стала попытка создать 75-миллиметровую самоходную гаубицу на базе шасси прототипа Verdeja 1. Начиная с 1945 года, [42] ныне майору Вердехе было приказано приступить к проектированию этого орудия с использованием скорострельной 75-миллиметровой гаубицы L/40, разработанной Sociedad Española de Construccion Naval . [43] Наличие необходимых деталей и отсутствие сложных изменений означало, что машину быстро подготовили и провели всесторонние испытания. Судьба самоходки была во многом такой же, как и у Verdeja 2, и машина оставалась нетронутой на полигоне в Карабанчеле до 1973 года, когда ее перевезли на испанскую базу Альфонсо XIII , где размещалась тогдашняя механизированная пехота. Полк Вад Расс № 55. Вскоре его перевели на другую базу и, наконец, доставили на базу Эль-Голосо , недалеко от Мадрида, как часть музея бронетехники. [44]

75-мм самоходная гаубица Verdeja, видна орудийная система

Основные изменения в оригинальном Verdeja 1 включали удаление башни и замену ее орудийным щитом со стальной броней толщиной 10 миллиметров. Это означало, что большая часть крыши и задней стенки шасси была удалена. Гаубица была спроектирована как моноблочная стальная труба с дульным тормозом с двойной перегородкой и двенадцатью поворотами, совершающими полный оборот на каждые сорок калибров . В установленном состоянии гаубица могла вести огонь на угол от 0,5° до 25° и перемещаться на 4,5° влево или вправо. Экипаж мог разместить восемь боекомплектов в специальном отсеке у стенок орудийного щита с каждой стороны казенной части, обеспечивая легкий доступ к снарядам. В противном случае машина могла хранить еще 24 патрона во вспомогательном лафете. Лафет базировался на осях и колесах PaK 36 противотанковой пушки . Уникальной особенностью этого прототипа был механический тормоз, встроенный в натяжное колесо в задней части шасси, гарантировавший устойчивость машины при стрельбе и позволяющий избежать повреждения трансмиссии. [45]

В конечном итоге программа Вердея завершилась с прибытием военной техники из США, начиная с 1953 года . С 1954 года испанская армия получила 389 танков M47 Patton, заменив находившиеся тогда на вооружении Т-26, Panzer Is и Panzer IV. [46] «Вердея» полностью устарела по сравнению с более крупными и мощными танками, такими как немецкая «Пантера» , советский Т-54 и американский М47. Т-54 имел 200-миллиметровую стальную броню на маске башни, что намного превышало максимальную толщину брони Verdeja 2, составлявшую 40 миллиметров. [47] Советская 45-миллиметровая пушка образца 1932 года была заменена Т-34 76,2-миллиметровой пушкой , а немцы приняли 75-миллиметровую танковую пушку L/70 на «Пантеру» . К 1950 году советские танки, такие как Т-54, были вооружены 100-миллиметровой танковой пушкой Д-10Т , а американские танки приняли на вооружение 90-миллиметровую основную пушку . Хотя Вердея была самой успешной местной разработкой Испании, [48] его превзошли, поскольку зарубежные страны производили превосходную продукцию. Более того, необходимость в самоходной артиллерии вскоре отпала, поскольку Соединенные Штаты предложили Испании M37 и M44. самоходные гаубицы [49] В результате после 1954 года интерес к Verdeja иссяк. Испания не предпринимала попыток создания другого местного танка до появления основного боевого танка Lince в конце 1980-х годов.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мазарарраса, стр. 11–12
  2. ^ Оружие, с. 28
  3. ^ Манрике и Молина, с. 31
  4. ^ Министерство обороны, Материалы
  5. ^ Нуньес, с. 85
  6. ^ Гарсия 2004, стр. 5–9
  7. ^ Гарсия 2000, стр. 49–54
  8. ^ Гарсия 2008, стр. 54–56
  9. ^ Гарсия 2008, с. 64
  10. ^ Манрике и Молина, с. 9
  11. ^ де Мазарарраса 1998, стр. 74–76
  12. ^ Гарсия 2004, стр. 6–7. 24 августа 1925 года испанское правительство успешно подало прошение о закупке еще шести FT взамен тех, которые работали в Марокко с 1922 года; Гарсия 2004, стр. 19–21. На начало войны было 15 ФТ, но в рабочем состоянии только 10.
  13. ^ Манрике и Молина 2006, с. 311
  14. ^ Манрике и Молина 2006, с. 314
  15. ^ Манрике и Молина 2006, стр. 320–321
  16. ^ Кандил, стр. 36.
  17. ^ Перретт, с. 35
  18. ^ Молина 2005, стр. 47–50
  19. ^ Молина 2007, с. 16
  20. ^ Мазарарраса, стр. 11–14
  21. ^ Мазарарраса, стр. 14–16
  22. ^ де Мазарарраса, с. 20
  23. ^ Baryatinskiy, p. 28
  24. ^ Мазаррасы, стр. 20–25
  25. ^ де Мазарраса, с. 44.
  26. ^ де Мазарраса 1994, стр. 33–36
  27. ^ Мазаррасы, стр. 49–54
  28. ^ Jedsite, де Мазарраса , стр. 11–12
  29. ^ Оружие, с. 33
  30. ^ Мазаррасы, стр. 43–46
  31. ^ Мазаррасы, стр. 45–48
  32. ^ Информацию о производстве Verdeja 1 см.: de Mazarrasa, стр. 57–64.
  33. ^ де Мазарраса 1994, с. 39
  34. ^ де Мазарраса, с. 67
  35. ^ Дойл и Дженц, с. 41
  36. ^ Кабальеро и Молина, стр. 75–82.
  37. ^ де Мазарраса 1994, с. 40
  38. ^ Мазаррасы, стр. 69–70
  39. ^ Baryatinskiy, p. 96
  40. ^ Франко, с. 613
  41. ^ де Мазарраса 1994, стр. 131–132
  42. ^ Министерство обороны, Выставка бронетанковых частей.
  43. ^ де Мазарраса 1994, с. 59
  44. ^ Мазаррасы, стр. 78–79
  45. ^ Мазаррасы, стр. 79–82
  46. ^ Zaloga 1999, pp. 36–37
  47. ^ Zaloga 2004
  48. ^ де Мазарраса, с. 10
  49. ^ Манрике и Молина, с. 36
  • «Exposicíon de Materiales Acorazadas» (на испанском языке). Министерство обороны (Испания). Архивировано из оригинала 11 апреля 2008 г. Проверено 27 мая 2008 г.
  • «Вердея против Виккерса Т-26Б». Армас (на испанском языке) (281). Барселона, Испания: MC Ediciones: 28–34. Ноябрь 2005 г.
  • Барятинский, Михаил (2006). Легкие танки: Т-27, Т-38, БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70 . Лондон: Ян Аллан. п. 96. ИСБН  978-0-7110-3163-0 .
  • Найт, Чарльз; Лукас Молина (октябрь 2006 г.). Panzer IV: Кулак Вермахта (на испанском языке). Вальядолид, Испания: AF Editores. п. 96. ИСБН  84-96016-81-1 .
  • Кандил, Антонио Дж. (1 марта 1999 г.). «Миссия по оказанию помощи республиканцам проверила доктрину и оборудование». Броня . Форт-Нокс, Кентукки: Центр армейской бронетехники: 49–54.
  • де Мазарраса, Хавьер (май 1994 г.). Бронированные в Испании. Часть 2: Трудные послевоенные 1939–1960 (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quirón Ediciones. п. 184. ИСБН  84-87314-10-4 .
  • де Мазарраса, Хавьер (1988). Карро де Комбате Вердея (на испанском языке). Барселона, Испания: Л. Карбонелл. п. 83. ИСБН  84-86749-02-6 .
  • де Мазарраса, Хавьер (июнь 1998 г.). Боевые танки в испанской войне 1936–1939 гг. (Том 1°) (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quirón Ediciones. п. 160. ИСБН  84-87314-37-6 .
  • Дойл, Хилари; Том Дженц (2001). Panzerkampfwagen IV Ausf. Г, Х и Дж 1942–45 . Лондон: Оспри. п. 48. ИСБН  1-84176-183-4 .
  • Франко, Лукас Молина (2005). Panzer I: Начало саги (на испанском языке). Мадрид: AF Editores. ISBN  84-96016-52-8 .
  • Гарсиа, Дионисио (сентябрь 2000 г.). «Аль-Хосейма, высадка: ретроспективный взгляд на 75-летие». Серга (на испанском языке) (7). Мадрид: Альмена: 49–54.
  • Гарсиа, Дионисио (март 2008 г.). «Трубия: первый испанский боевой танк». Серга (на испанском языке) (52). Мадрид: Альмена: 54–64.
  • Гарсия, Дионисио (июль 2004 г.). «Renault FT 17 в Испании (1): Марокканская война». Серга (на испанском языке) (30). Мадрид: Альмена: 2–24.
  • Гарсиа, Дионисио (сентябрь 2004 г.). «Renault FT 17 в Испании (2): La Guerra Civil». Серга (на испанском языке) (31). Мадрид: Альмена: 2–15.
  • Манрике, Хосе Мария; Лукас Молина (2002). Ла Брюнете: 1-я часть (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quirón Ediciones. п. 80. ИСБН  84-96016-27-7 .
  • Манрике, Хосе Мария; Лукас Молина Франко (2006). Оружие гражданской войны в Испании (на испанском языке). Мадрид: Сфера книг. п. 613. ИСБН  84-9734-475-8 .
  • Молина, Лукас (декабрь 2007 г.). Советская бронетехника в армии Франко (на испанском языке). Испания: Книги Галланда. п. 48. ИСБН  978-84-612-1221-7 .
  • Молина, Лукас (май 2005 г.). Panzer I: Случай из саги (на испанском языке). Вальядолид, Испания: AF Editores. п. 64. ИСБН  84-96016-51-Х .
  • Нуньес, Хесус (апрель 2008 г.). «Музей Пехотной академии». Оружие (на испанском языке) (310). Барселона, Испания: MC Editions: 80–86.
  • Залога, Стивен (1999). Танки М47 и М48 «Паттон» . Лондон: Оспри. Мистер. 48. ИСБН  1-85532-825-9 .
  • Залога, Стивен (2004). Основные боевые танки Т-54 и Т-55 1944–2004 гг . Лондон: Оспри. п. 48. ИСБН  1-84176-792-1 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e4852d4d37753090af485620b811033__1709241840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/33/5e4852d4d37753090af485620b811033.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Verdeja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)