АМХ-30Э
АМХ-30Э | |
---|---|
![]() AMX-30E на выставке в Музее бронетехники Эль Голосо в Испании. | |
Тип | Основной боевой танк |
Место происхождения | Франция Испания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1970–2002 |
Используется | Испания |
История производства | |
Дизайнер | ПРЕДПРИЯТИЯ |
Разработанный | 1974 |
Производитель | Санта-Барбара Системс |
Произведено | 1974–83 (производство Испания) |
№ построено | 299 |
Варианты | АМХ-30ЕМ1 и АМХ-30ЕМ2 |
Технические характеристики | |
Масса | 36 тонн (39,68 коротких тонн ) |
Длина | 9,48 метра (31,1 фута) (длина корпуса) |
Ширина | 3,1 метра (10 футов) |
Высота | 2,87 метра (9,4 фута) |
Экипаж | 4 |
Броня | 80 мм (3,1 дюйма) |
Основной вооружение | Модель F1 105-мм танковая пушка (4,13 дюйма) |
вторичный вооружение | 1 спаренный 12,7-мм пулемет М2 Браунинг 1 × MG1S3A 7,62 × 51 мм НАТО универсальный пулемет на крыше |
Двигатель | Hispano-Suiza HS-110 12-цилиндровый 670,7 л.с. (500,1 кВт) |
Мощность/вес | 20 лошадиных сил в тонну (16,9 л.с./Стонну) |
Передача инфекции | 5СД-200Д 5-ступенчатая |
Приостановка | Торсион |
Дорожный просвет | 0,45 метра (1,5 фута) |
Запас топлива | 962 литра (211,6 имп гал; 254,1 галлона США) |
Оперативный диапазон | 400 километров (250 миль) |
Максимальная скорость | 65 километров в час (40,39 миль в час) |
AMX -30E ( E означает «Испания» , по-испански «Испания») — испанский основной боевой танк, созданный на базе французского AMX-30 . Хотя первоначально испанское правительство стремилось закупить немецкий Leopard 1 , в конечном итоге контракт был заключен на AMX-30 из-за его более низкой цены и возможности производить его в Испании. было произведено 280 единиц В период с 1974 по 1983 год компанией Santa Bárbara Sistemas для испанской армии .
Впервые приобретенный в 1970 году, этот танк должен был пополнить испанский парк танков M47 и M48 Patton United States и уменьшить зависимость Испании от американской техники в ее армии. Первые 19 танков АМХ-30 были приобретены во Франции в 1970 году, еще 280 собраны в Испании. в Испании массового производства Это был первый танк , который развил промышленность страны до такой степени, что правительство почувствовало, что может производить танк самостоятельно, что привело к разработке проекта танка Lince в 1985 году. Он также предложил Санта-Барбаре Системас опыт, который привело к производству Leopard 2E в конце 2003 года. Хотя окончательную сборку осуществляла компания Santa Bárbara Sistemas, в производстве AMX-30E участвовали и другие компании в стране. Общий объем производства в Испании составил целых 65% танка.
Испанский парк AMX-30E в конце 1980-х годов претерпел две отдельные модификации: программу модернизации и программу реконструкции. танка Первый, получивший название АМХ-30ЕМ2 (150 танков), был направлен на модернизацию и улучшение автомобильных характеристик машины, а второй, или АМХ-30ЕМ1 (149 танков), привел к более жесткому совершенствованию силовой установки за счет сохранения существующий двигатель и замена трансмиссии . Обе программы продлили срок службы автомобиля. Испанский парк AMX-30EM1 был заменен в конце 1990-х годов немецкими Leopard 2A4 AMX-30EM2 были заменены Centauro колесными противотанковыми машинами , а в начале XXI века .
Хотя 19 AMX-30E были переброшены в испанскую Сахару в 1970 году, танк так и не участвовал в боях. В 1985 году Индонезия выразила интерес к AMX-30E, а в 2004 году правительства Испании и Колумбии обсуждали возможную продажу около 40 AMX-30EM2. Обе торговые сделки провалились.
Фон
[ редактировать ]В 1960 году танковый парк Испании состоял в основном из американских танков M47 Patton , а также некоторых более новых танков M48 Patton . [ 1 ] М47 были приобретены испанской армией в середине 1950-х годов. [ 2 ] замена предыдущего парка Panzer I , T-26 и Panzer IV, выпущенных в 1930-х годах. танков [ 3 ] 1957–58 годов Во время войны Ифни запрет США на использование американских боеприпасов, поставленных ранее в качестве военной помощи Испании. [ 4 ] подтолкнуло Испанию к поиску альтернативного оборудования, которое можно было бы свободно использовать в испанской Сахаре . [ 5 ]
В начале 1960-х годов Испания обратилась к своим европейским соседям за новым танком. Правительство Испании сначала обратилось к Krauss-Maffei , немецкому производителю Leopard 1 , [ 5 ] и компания подала заявку на экспортную лицензию в Министерство экономики Германии. [ 6 ] Статус Испании как страны, не входящей в НАТО , означал, что решение о выдаче экспортной лицензии должно было рассматриваться Bundessicherheitsrat ( Федеральный совет безопасности ) или BSR, который отвечал за координацию политики национальной обороны. В конечном итоге совет постановил, что Krauss-Maffei может подписать экспортный контракт с Испанией. [ 7 ] Однако сделка была приостановлена из-за давления со стороны Лейбористской партии Соединенного Королевства. [ 8 ] Леопарда на том основании, что 105-миллиметровая (4,13 дюйма) танковая пушка L7 « » была изготовлена по британской технологии. [ 9 ] Тем временем Испания испытывала французский AMX-30 со 2 по 10 июня 1964 года. [ 5 ]
Leopard 1 и AMX-30 возникли в результате совместной программы разработки танков, известной как Europanzer. [ 10 ] Для танка АМХ-30 имел низкий силуэт; высота танка составляла 2,28 метра (7,5 футов), [ 11 ] по сравнению с 2,6 метра (8,5 футов) Леопарда. [ 12 ] (HEAT) AMX-30 Obus G С точки зрения летальности осколочно-фугасный противотанковый снаряд был одним из самых совершенных снарядов того времени. [ 13 ] Поскольку кумулятивные боеголовки становятся менее эффективными во время стабилизации вращения, вызванной нарезами ствола танковой пушки, [ 14 ] Obus G был спроектирован таким образом, что боеголовка кумулятивного заряда устанавливалась на шарикоподшипниках внутри внешнего корпуса, что позволяло стабилизировать вращение снаряда за счет нарезов орудия, не затрагивая боеголовку внутри. Obus G толщиной до 400 миллиметров (16 дюймов) был разработан для пробития стальной брони . [ 13 ] С другой стороны, «Леопард» был вооружен L7A3 танковой пушкой , способной пробивать лобовую броню большинства современных танков. [ 15 ] Хотя «Леопард» мог похвастаться большей броней, чем АМХ-30 [ 10 ] — частично учитывая разницу в весе двух танков — последний был продан по более низкой цене. [ 16 ]
М47 Паттон [ 17 ] | М48 Паттон [ 18 ] | Леопард [ 12 ] | АМХ-30 [ 19 ] | |
---|---|---|---|---|
Масса | 46,44 т (51,19 коротких тонн ) | 53,5 т (58,97 тонны) | 42,2 т (46,52 тонны) | 36 т (39,68 тонны) |
Пистолет | 90-мм нарезная L/48 M36 (3,54 дюйма) | 90-мм нарезная L/48 M41 (3,54 дюйма) | 105-мм нарезная L7A3 (4,13 дюйма) | 105 L/56 F2 нарезной (4,13 дюйма) |
Боеприпасы | 71 раунд | 62 раунда | 55 раундов | 50 раундов |
Дорожный диапазон | 128 км (80 миль) | 482,8 км (300,0 миль) | 600 км (370 миль) | 500–600 км (310–370 миль) |
Мощность двигателя | 810 л.с. (595,75 кВт) | 750 л.с. (551,62 кВт) | 830 л.с. (610 кВт) | 680 л.с. (500,14 кВт) |
Максимальная скорость | 48 км/ч (30 миль/ч) | 48,28 км/ч (30,00 миль в час) | 62 км/ч (39 миль в час) | 65 км/ч (40 миль/ч) |
В мае 1970 года правительство Испании решило подписать контракт с французской компанией GIAT на начало производства AMX-30. [ 5 ] Однако на решение повлияли не преимущества самой французской машины. Скорее всего, именно нежелание Великобритании продавать свой танк-пушку L7, низкая стоимость AMX-30 и предложение Франции разрешить Испании производить танк побудили испанскую армию отдать предпочтение французской бронетехнике. [ 20 ]
Производство
[ редактировать ]22 июня 1970 года министерство обороны Испании подписало соглашение о военном сотрудничестве с Францией, в котором излагались планы будущего приобретения около 200 танков для испанской армии. Из них 180 должны были быть произведены по лицензии в Испании, а 20 - во Франции. В конечном итоге с GIAT был заключен контракт на производство 19 танков. Они были доставлены Испанского легиона , роте Бакали дислоцированной в испанской Сахаре. [ 21 ] Первые шесть AMX-30 были доставлены по железной дороге в испанский приграничный город Ирун , в Стране Басков , а затем переданы [ как? ] в Бильбао. Наконец, они были отправлены ВМС Испании на транспортном средстве «Альмиранте Лобо» в Эль-Аюн в испанской Сахаре. Это подразделение просуществовало до 1975 года, когда оно было расформировано, а его танки переданы в Уад-Рас . мотострелковый полк [ 22 ]

Это соглашение заложило основу для будущего танкового завода на промышленном полигоне Лас-Кантерас , недалеко от города Алькала-де-Гуадаира . Несколько частей танка были переданы по субподряду другим испанским компаниям, включая Astilleros Españoles (башня), Boetticher , Duro Felguera и EN Bazán . Качество местного производства варьировалось в зависимости от партии. В первых 20 танках 18% каждой машины должно было быть произведено в Испании; в следующих 40 40% автомобилей будут производиться в Испании. Остальные 120 имели 65% танков отечественного производства. Производство началось в 1974 году из расчета пять танков в месяц и закончилось 25 июня 1979 года. Первые пять танков были доставлены в Уад Рас мотострелковый полк M41 Walker Bulldog 30 октября 1974 года. Эта партия также заменила легкие танки и Танки M48 Patton в бронекавалерийском полку Вильявисьоса и бронетанковом пехотном полку Алькасар де Толедо , получившие 23 и 44 танка соответственно. [ 23 ]
27 марта 1979 года, еще до окончания производства первой партии, испанская армия и компания Santa Bárbara Sistemas подписали контракт на производство и поставку второй партии из 100 самолетов AMX-30E. [ 24 ] В 1980 году, после того как 200-й AMX-30E был поставлен испанской армии, патент на танк был передан Испании. [ 25 ] Это позволило внести незначительные изменения в автомобиль без необходимости консультации с GIAT. Это также означало, что степень местного строительства каждого транспортного средства значительно возросла. Производство второй партии продолжалось с 1979 по 1983 год. К моменту окончания производства испанская армия имела на вооружении 299 самолетов AMX-30E (280 произведенных в период с 1974 по 1983 год и 19 доставленных из Франции в 1970 году) и 4 учебных машины, поставленных в 1975 году. Санта Bárbara Sistemas также произвела 18 Roland España зенитных машин (обозначаемые AMX-30RE) и 10 бронированных эвакуационных машин AMX-30D . [ 26 ] Средняя стоимость одного танка первой партии составила 45 миллионов песет (642 800 долларов США). Стоимость одного танка увеличилась во время второй партии до 62 миллионов песет (885 700 долларов). [ 24 ]

Несмотря на то, что AMX-30E был совершенно новым, он поступил на вооружение из-за проблем с автомобильной промышленностью, включая проблемы с устаревшей трансмиссией 5SD-200D. Следовательно, когда первая производственная партия начала заканчиваться, испанская армия и компания Santa Bárbara Sistemas начали изучать возможные модернизации. Основными задачами были повышение мощности и надежности силовой установки, улучшение огневой мощи и точности танка, а также повышение баллистической защиты и общей живучести машины. Был предложен ряд пакетов модернизации, в том числе предложение установить башню AMX-30E на шасси Leopard 1. Другие варианты включали замену существующего силового агрегата на новый американский дизельный двигатель и трансмиссию или замену силового агрегата на новый немецкий дизельный двигатель и трансмиссию. Предлагались более строгие версии этих же вариантов, сочетающие существующий двигатель HS-110 с уже упомянутыми трансмиссиями. Еще один прототип был изготовлен с использованием более современных гусениц Leopard, а еще один аналогичный прототип был оснащен новой 12,7-миллиметровой (0,5 дюйма) гусеницей. пулемет на позиции заряжающего. Французская компания GIAT также предложила модернизировать испанские AMX-30E до стандартов AMX-30B2, при этом модернизация будет применена к французским AMX-30. [ 27 ]
Модернизация
[ редактировать ]В конечном итоге было выбрано смешанное решение под названием Tecnologia Santa Bárbara-Bazán (Технология Санта-Барбара-Базан) (или TSB). [ 28 ] Повышение подвижности танка повлекло за собой замену дизеля HS-110 на дизельный двигатель MTU 833 Ка-501 мощностью 850 л.с. (625 кВт), а трансмиссию на немецкий ZF LSG-3000, совместимый с двигателями мощностью до 1500 лошадиных сил (1103 кВт). В первых 30 двигателях 50% двигателей должно было быть произведено в Испании; остальные 73% должны были производиться внутри страны. [ 29 ] Этот новый двигатель дал модернизированному танку мощность 23 л.с. на тонну (21,13 л.с./С/Т). Новый двигатель сочетался с улучшенной торсионной подвеской AMX-30B2, в которой использовались торсионы большего диаметра и новые амортизаторы. [ 30 ]
Для повышения огневой мощи танка артустановка вокруг люка башни заряжающего была модифицирована, чтобы обеспечить возможность установки 12,7-миллиметрового (0,5 дюйма) пулемета, а огневая мощь основного орудия была увеличена за счет внедрения новой бронебойной системы CETME437A. отбрасываемый башмак с плавниковой стабилизацией (APFSDS). Точность орудия была повышена за счет установки новой системы управления огнем A/D модификации Mark 9, разработанной компанией Hughes Aircraft Company . Новая система позволяла вести огонь днем и ночью, а также повышала вероятность попадания первого снаряда. Система управления огнем также была модернизирована за счет замены старого перископа наводчика M282 на новый перископ и новый Nd:YAG лазерный дальномер . Был выпущен новый баллистический компьютер NSC-800, а также новая цифровая панель для наводчика, разработанная и изготовленная испанской компанией INISEL. Командир танка также получил блок управления, который позволял выбирать боеприпасы к орудию и предоставлял информацию о баллистике снаряда и поражаемой цели. В результате заряжающий получил блок представления для отображения информации о том, какой снаряд загрузить в казенник орудия и передачи полученных баллистических данных, в том числе угловая скорость , скорость ветра, высота орудия и наклон транспортного средства. Система управления огнем также позволила в будущем перейти на более совершенную систему стабилизации основного орудия танка. Улучшения живучести включали добавление новых стальных боковых юбок, новой системы дымообразования, связанной с двигателем, и новой системы пожаротушения. [ 31 ]

Сто пятьдесят самолетов AMX-30E получили этот пакет модернизации и получили обозначение AMX-30EM2. Программа началась в 1989 году и завершилась в 1993 году. [ 32 ] В конечном итоге испанские AMX-30EM2 были заменены совершенно новыми Centauro , которые частично производились в Испании в начале 21 века. противотанковыми машинами [ 33 ]
Реконструкция
[ редактировать ]Остальные 149 AMX-30E были реконструированы для повышения их мобильности. Реконструкция заключалась в замене оригинальной французской трансмиссии на американскую Allison CD-850-6A. Кроме того, некоторые детали танка, например тормоза, были отремонтированы, чтобы привести их в соответствие с первоначальными стандартами. CD-850-6A представлял собой автоматическую коробку передач с тройным дифференциалом, обеспечивающим две скорости вперед и одну скорость назад. Однако новая трансмиссия привела к новой проблеме. Чрезмерное тепло, выделяемое трансмиссией, уменьшило запас хода автомобиля. Реконструкция 149 самолетов AMX-30E началась в 1988 году, и они получили обозначение AMX-30EM1. [ 34 ] В начале 1990-х годов Испания получила большое количество танков M60 Patton , заменив свой парк M47 и M48. [ 35 ] а также его AMX-30EM1. [ 36 ]
Экспорт
[ редактировать ]
В середине 1980-х годов Индонезия обратилась к Испании в попытке закупить вооружение для модернизации своих вооруженных сил. Из возможных вооружений, выставленных на продажу, Индонезия выразила заинтересованность в закупке AMX-30. [ 37 ] Хотя эта сделка сорвалась, в 2004 году правительства Испании и Колумбии договорились о продаже от 33 до 46 бывших в употреблении AMX-30EM2, которые недавно были заменены в испанской армии. [ 38 ] Однако сделка была отменена после того, как Хосе Мария Аснар был заменен Хосе Луисом Родригесом Сапатеро на посту премьер-министра Испании - новое правительство Испании заявило, что у Испании нет даже достаточного количества AMX-30EM2 в рабочем состоянии для продажи Колумбии. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Манрике и Молина, Брюнетка , стр. 31–69
- ^ Zaloga, The M47 and M48 Patton Tanks , p. 36
- ^ Манрике и Молина, Ла Брюнете , с. 34
- ^ Видаль, Ифни 1957–1958 , с. 70
- ^ Перейти обратно: а б с д Мазарраса, Танк AMX-30E , с. 57
- ^ Рудник, Атлантические отношения , с. 200
- ^ Рудник, Атлантические отношения , с. 201
- ^ Рудник, Атлантические отношения , с. 203
- ^ Рудник, Атлантические отношения , с. 199
- ^ Перейти обратно: а б Хильмес, Развитие современных немецких танков, 1956–2000 гг. , стр. 17
- ^ Огоркевич, Боевой танк AMX-30 , с. 5
- ^ Перейти обратно: а б Джерчел, Основной боевой танк Leopard 1 1965–1995 гг. , с. 28
- ^ Перейти обратно: а б Огоркевич, Боевой танк АМХ-30 , с. 8
- ^ Феррари, «Как» и «Почему» бронепробития , стр. 87
- ^ Латроп и Макдональд, Основной боевой танк M60 1960–91 , стр. 5
- ^ Рудник, Атлантические отношения , с. 204
- ^ Мазарраса, Бронированные в Испании , с. 88
- ^ Zaloga, The M47 and M48 Patton Tanks , p. 29
- ^ Огоркевич, Боевой танк AMX-30 , с. 20
- ^ Рудник, Atlantic Relations , стр. 203–204.
- ^ Манрике и Молина, Ла Брюнете , с. 69
- ^ Мазарраса, Танк AMX-30E , стр. 58–59
- ^ Мазарраса, Танк AMX-30E , стр. 59–60
- ^ Перейти обратно: а б Мазарраса, Танк AMX-30E , с. 60
- ^ Манрике и Молина, Ла Брюнете , с. 73
- ^ Мазарраса, Танк AMX-30E , стр. 60–61
- ^ Мазарраса, Танк AMX-30E , стр. 78–80
- ^ Мазарраса, Танк AMX-30E , с. 80
- ^ Перес-Гуэрра, программа модернизации испанского ОБТ AMX-30 , с. 500
- ^ Мазарраса, Танк AMX-30E , с. 82
- ^ Мазарраса, Танк AMX-30 , стр. 81–83
- ^ Мазарраса, Танк AMX-30E , с. 85
- ^ Защита подписывает контракт на 200 миллионов евро с Finmeccanica , El País.
- ^ Мазарраса, Танк AMX-30E , стр. 83–85
- ^ Кандил, Модернизация бронетанковых сил Испании , с. 41
- ↑ Минобороны потратит 916 миллионов на уничтожение 480 боевых танков , El País
- ^ Ярнос, Индонезия пытается модернизировать свою армию с помощью испанского оружия , El País
- ^ Гонсалес, Испания помогает Колумбии бороться с партизанами с помощью танков, гаубиц и самолетов , El País
- ^ Правительство ПП продало военные самолеты и корабли Колумбии и Венесуэле , El País.
Источники
[ редактировать ]- «Защита подписывает контракт на 200 миллионов евро с Finmeccanica» . Эль Паис (на испанском языке). 12 февраля 2002 года . Проверено 12 августа 2008 г.
- «Оборона потратит 916 миллионов на уничтожение 480 боевых танков» . Эль Паис (на испанском языке). 27 января 1992 года . Проверено 12 августа 2008 г.
- «Правительство ПП продало военные самолеты и корабли Колумбии и Венесуэле» . Эль Паис (на испанском языке). 31 марта 2005 года . Проверено 12 августа 2008 г.
- Кандил, Антонио Дж. (1 января 2006 г.). «Модернизация бронетанковых войск Испании». Броня . Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США: 3.
- де Мазарраса, Хавьер (1994). Бронированная Испания. Часть 2: Трудные послевоенные 1939–1960 (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quiron Ediciones. п. 184. ИСБН 84-87314-10-4 .
- де Мазарраса, Хавьер (1990). Боевой танк AMX-30E (на испанском языке). Издания Альдабы. п. 104. ИСБН 84-86629-29-2 .
- Гонсалес, Мигель (26 февраля 2004 г.). «Испания помогает Колумбии бороться с партизанами с помощью танков, гаубиц и самолетов» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 12 августа 2008 г.
- Хилмес, Рольф (1 января 2001 г.). «Боевые танки для Бундесвера: развитие современных немецких танков, 1956–2000». Броня (январь – февраль 2001 г.). Форт-Нокс: Центр бронетехники армии США: 6. ISSN 0004-2420 .
- Джерчел, Майкл (1995). Основной боевой танк Leopard 1, 1965–1995 гг . Оксфорд, Великобритания: Оспри. п. 48 . ISBN 1-85532-520-9 .
- Латроп, Ричард; Джон Макдональд (2003). Основной боевой танк М60 1960–91 гг . Оксфорд, Великобритания: Оспри. п. 48. ИСБН 1-84176-551-1 .
- Манрике, Хосе Мария; Лукас Молина. Брюнетка, часть 1 (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quiron Ediciones. п. 80. ИСБН 84-96016-28-5 .
- Огоркевич, Ричард М. (декабрь 1973 г.). Боевой танк АМХ-30 . Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd.
- Перес-Гуэрра, Хайме (1 апреля 1987 г.). «Испанская программа модернизации ОБТ AMX-30». Обзор международной обороны Джейн . Джейн.
- Рудник, Дэвид (апрель 1976 г.). «Атлантические отношения: координация политики и конфликт (случай танка «Леопард»)». Международные дела . Лондон, Великобритания: Королевский институт международных отношений: 11.
- Залога, Стивен Дж. (1999). Танки М47 и М48 «Паттон» . Оксфорд, Великобритания: Оспри. п. 48 . ISBN 1-85532-825-9 .
- Ярнос, Карлос (12 марта 1985 г.). «Индонезия пытается модернизировать свою армию с помощью испанского оружия» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 12 августа 2008 г.