Классификация танков
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( сентябрь 2009 г. ) |

Классификация танков — это таксономия , позволяющая определить предполагаемую роль или весовой класс танков . Классификация по ролям использовалась в основном на этапе развития национальных бронетанковых сил и относилась к доктринальной и силовой структуре танков, основанной на особенностях конструкции. Классификация по весу используется так же, как классификация грузовиков , и предназначена для удовлетворения логистических потребностей цистерн.
За более чем столетнюю историю танков использовалось множество систем классификации. Раннее разделение ролей проводилось между пехотными танками, предназначенными для поддержки пехоты при нападении, и крейсерскими танками, предназначенными для классических кавалерийских задач по эксплуатации, прикрытию и разведке. По мере развития Второй мировой войны разделение ролей «пехоты» и «крейсера» в целом исчезло, и на смену ему начал приходить «универсальный танк».
Классификация всегда определялась преобладающими теориями бронетанковой войны , которые, в свою очередь, менялись в результате быстрого развития технологий . Ни одна система классификации не работает во все периоды или во всех странах; в частности, классификация по весу была непоследовательной в зависимости от страны и эпохи.
С распространением во всем мире современных конструкций основных боевых танков , предпочитающих модульную универсальную конструкцию, такого рода классификации по большей части исключены из современной терминологии. Все основные боевые танки обычно вооружены вооружением со схожими характеристиками, но некоторые из них могут быть бронированы лучше, чем другие. Они дополняются легкими танками, обычно выполняющими роль (вооруженной) разведки.
Разработка схем классификации танков
[ редактировать ]Разработка системы классификации танков началась во время Первой мировой войны , когда танки были разделены на легкие танки и танкетки , средние танки и тяжелые танки в зависимости от размера и веса. Тяжелые танки должны были быть большими, чтобы преодолевать траншеи, и, следовательно, много весить. Средние танки были меньше по размеру и имели помощь при пересечении траншей, поэтому весили меньше. Легкие танки были намного меньше и легче, что позволяло перевозить их на грузовых автомобилях (грузовиках). [ 1 ]
Эти танки начали использовать в разных целях в зависимости от бронирования и подвижности. Легкие танки могли обеспечивать мобильную пулеметную поддержку пехоты, средние танки могли использоваться для реагирования и использования ситуационных преимуществ, тяжелые танки могли использоваться для основного наступления.
По мере развития танковой доктрины стала определяться роль танков. Первоначально основываясь на военно-морских идеях, в конце 1916 года капитан Жиффар Ле Кен Мартель (впоследствии генерал-майор сэр) предложил танковую армию, состоящую из танков-эсминцев, боевых танков (тяжелых, средних и легких типов), торпедных танков (с использованием больших траншейных минометов), Инженерные танки, танки снабжения и санитарные танки [ 2 ]
В межвоенные годы британская танковая доктрина развивалась посредством экспериментальных испытаний и работ Дж. Ф. Фуллера , PCS Хобарта и Б. Х. Лидделла-Харта . К 1936 году они остановились на роли легких танков для разведки, пехотных танков для поддержки наступления и крейсерских танков в роли кавалерии, используя мобильность для использования ситуационных преимуществ. Эти работы были дополнительно изучены Хайнцем Гудерианом при разработке немецкой танковой доктрины и блицкрига на начальных этапах Второй мировой войны .
Другие страны продолжали использовать легкие, средние и тяжелые обозначения. Американские и советские войска также внедрили концепцию истребителя танков , что позволило их легким, средним и тяжелым танкам отдавать приоритет работе с пехотой. Советские и американские войска дополнили концепцию огнемета , вооруженного огнеметом.
В ходе войны немецкие войска пополнили командные танки, специализирующиеся на координации танковых соединений. Эта идея подхватила другие народы. В развитие британской доктрины были добавлены танки непосредственной поддержки с гаубичным вооружением, аналогичные старым танкам-торпедоносцам. Вскоре они стали иметь решающее значение для выпуска дыма, и послевоенные дымовые гранатометы стали обычным явлением на танках. Танки командования и непосредственной поддержки обычно основывались на типе танка, который они поддерживали, поэтому их нельзя считать полностью отдельной классификацией.
С падением Франции потребность в пехотных танках для продвижения войск начала заменяться потребностью в штурмовых танках — новом классе с более тяжелой лобовой броней, предназначенном для защиты поля боя. Однако пехотные танки доказали свою эффективность в этой новой роли, и это обозначение редко применялось за пределами экспериментального производства. Этот термин ограниченно использовался как британскими, так и американскими силами в совместной разработке. Позже Хобарт вернулся к идее Мартела об инженерных танках в преддверии Дня Д в 1944 году с Hobarts Funnies , и специализированные танки стали ключевым компонентом современного поля боя.
К концу войны увеличение мощности танковых двигателей начало создавать возможности для создания многоцелевых машин. Британские легкие танки были в значительной степени заменены броневиками и авианосцами, а инженеры предложили новый универсальный танк, сочетающий мобильность крейсерского танка с броней пехотного танка. Эта концепция стала ненужной, когда броня крейсерского танка все равно увеличилась, что сделало пехотный танк устаревшим.
В послевоенное время легкие, средние и тяжелые обозначения оставались преобладающими до тех пор, пока многоцелевая концепция не превратилась в основной боевой танк , в результате чего более ранние средние и тяжелые обозначения устарели. Тяжелые танки в основном были сняты с вооружения, поскольку средние многоцелевые машины обладали аналогичными возможностями, но с меньшими ограничениями по весу. Легкие танки продолжали использоваться из соображений гибкости, например, при переносном использовании по воздуху.
Классификация размеров
[ редактировать ]Танки часто обозначаются по весовой классификации, такой как «легкие», «средние» или «тяжелые», и, как следствие, по роли, для которой подходил танк такого размера. Разным типам танков давалось много названий, и схожие названия не обеспечивали схожие цели проектирования. Некоторые легкие танки были относительно медленными, некоторые — быстрыми. Некоторые тяжелые танки имели крупнокалиберные низкоскоростные противопехотные противопехотные противопехотные орудия, а некоторые - высокоскоростные противотанковые пушки. Более того, ожидаемый вес резервуаров данного типа со временем меняется; средний танк образца 1939 года мог весить меньше легкого танка образца 1945 года.
Первоначально легкие, средние и тяжелые классификации основывались на весе, но были расширены в зависимости от тактического использования. Теперь они имеют другие значения, помимо веса, в том числе относительно размера орудия , количества брони и, что наиболее важно, тактической роли. После войны в 1948 году Франция , Канада и США согласились классифицировать танки как лёгкие, средние и тяжёлые.
После Второй мировой войны менее дорогие броневики роль легких танков постепенно взяли на себя и более специализированные гусеничные машины.
Было показано, что тяжелые танки неспособны вести мобильную войну, но достижения в области технологий двигателей, вооружения и брони позволили средним танкам приобрести лучшие характеристики тяжелых танков, что позволило им выполнять несколько ролей на поле боя. Основной боевой танк (ОБТ) обладал максимальной мобильностью, огневой мощью и защитой. В 1957 году Четвертая трехсторонняя бронетанковая конференция рекомендовала заменить средние и тяжелые танки одним классом — основными боевыми танками. [ 3 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]В Первую мировую войну первый танк, 28-тонный (28 т; 31 короткая тонна) британский Mark I , был разработан для поддержки пехоты путем переправы через траншеи и атаки пулеметных постов. Он стал известен как тяжелый танк наряду с другими, более легкими типами.
Более легкий британский танк, принятый на вооружение в 1918 году, массой 14 длинных тонн (14,2 т; 15,7 коротких тонн) и вооруженный только пулеметами, получил обозначение «Танк, Средний Марк А» и известный как «Уиппет».
Двухместный 7-тонный (7-длиннотонный; 8-короткотонный) французский Renault FT был известен как легкий танк.
Сверхтяжелые танки прорыва, такие как Char 2C (69 т или 68 длинных тонн или 76 коротких тонн) или K-Wagen (120 т или 118 длинных тонн или 132 коротких тонны), были почти готовы еще до окончания войны. Для сравнения, нынешний британский ОБТ Challenger 2 весит около 60 т (59 длинных тонн; 66 коротких тонн).
Межвоенный период
[ редактировать ]Проекты британских танков сразу после Первой мировой войны представляли собой разработки той же конструкции, что и Mark A, и назывались Medium и имели массу около 18 длинных тонн (18 т; 20 коротких тонн). Первый поступивший на вооружение танк, нарушивший конструкцию, был известен как «Легкий танк Виккерс» (он весил около 12 длинных тонн, 12 тонн или 13 коротких тонн). Он был переименован в Medium Mark I в 1924 году, поскольку более ранние тяжелые и средние танки вышли из эксплуатации и поступили на вооружение более легкие танки - 5 длинных тонн (5 т; 6 коротких тонн) или меньше. [ 4 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны в доктрину были включены легкие, средние и тяжелые танки для различных целей. В США ожидалось, что легкие танки будут использоваться впереди основных сил, средние танки будут сопровождать основной удар атаки, а более медленные по своей природе тяжелые танки будут привлекаться для борьбы с более серьезным сопротивлением. На практике тяжелые танки США использовались ограниченно из-за ограничений мощности большинства верфей, что не позволяло доставлять их на театры военных действий. В результате появилась ролевая классификация — истребитель танков — которая возникла из-за необходимости перемещать артиллерийские орудия и устраивать засады для танков оси. Во время Второй мировой войны также были спроектированы различные сверхтяжелые танки , хотя ни один из них никогда не участвовал в боевых действиях и не строился из-за своей непрактичности.
Британцы сохранили некоторые легкие танки межвоенного периода, но в остальном перешли к новой схеме классификации, основанной на ролях.
Другие страны начали переходить к более ролевому подходу, например, разделяя танки на крейсерские, прорывные и быстрые танки. Сами танки по-прежнему часто называют легкими, средними и тяжелыми в зависимости от фактического веса или эквивалентной роли (например, крейсерский танк может быть легким, но используется в роли, аналогичной среднему). Так продолжалось до тех пор, пока не стали доступны многоцелевые машины.
Современный
[ редактировать ]Легкие танки, такие как ПТ-76 , продолжают играть важную роль в танковой войне , однако многие из них заменяются БМП и броневиками . Легкий танк по-прежнему используется во многих армиях чаще, чем основные боевые танки, по разным причинам: финансовым, связанным с местностью (грязный ландшафт и густая листва) или доктринальной зависимостью от воздушно-десантных дивизий. Многие легкие машины, такие как британская Combat Vehicle Reconnaissance (Tracked) серия ( FV101 Scorpion , FV107 Scimitar ), используются в основном для разведки, но сохраняют танковые возможности. [ нужна ссылка ]
Средние и тяжелые танки использовались на ранних этапах холодной войны, но постепенно вытеснялись многоцелевыми основными боевыми танками. Тяжелые танки, такие как «Завоеватель» и ИС-3, стали проблематичными с точки зрения логистики, в то время как ОБТ стали способны выполнять свою боевую роль в сравнительно среднем форм-факторе. В большинстве случаев тяжелые танки становились настолько большими, что их нельзя было транспортировать по железной дороге и поддерживать обычные мосты.
Классификация ролей
[ редактировать ]Многие типы также характеризуются их тактической ролью, которая зависит от современной военной доктрины. Например, «пехотные» и «крейсерские» танки — это британские классификации 1930-х и 40-х годов; «Пехота», «Быстрый», «Прорыв» — советские типы одного и того же периода времени.
Британские и советские тактики вплоть до Второй мировой войны разделяли танки на три основные роли: пехота, легкая и кавалерия. Пехотные танки поддерживали пехотные части, обеспечивая комплексную поддержку действий спешенной пехоты. Легкие танки выполняли традиционную кавалерийскую роль по разведке и прикрытию . Кавалерийские или «крейсерские» танковые части предназначались для использования прорывов и борьбы с другими танковыми соединениями.
По мере развития ролевой классификации роль легких танков уступила место другим машинам, таким как авианосцы и разведывательные машины. Роли пехотного и крейсерского танка были объединены в британском использовании в конце войны, чтобы сформировать концепцию универсального танка. Это стало возможным, поскольку увеличенная мощность двигателя обеспечила возможность достаточного бронирования крейсерского танка «Центурион» для выполнения обеих задач. Центурион поступил на вооружение сразу после окончания войны.
В послевоенное время танки также были способны выполнять несколько ролей на поле боя, в результате чего они получили обозначение «Основной боевой танк» .
Первая мировая война
[ редактировать ]Первоначально на самых первых танках предусматривалось два типа с двумя функциями: «самцы», вооруженные двумя корабельными 6-фунтовыми (57-мм) пушками и пулеметами, и «самки», вооруженные только пулеметами, поддерживающими мужские.
Позднее танки, вооруженные одной пушкой на одном бортовом спонсоне и пулеметами на другом, получили название «гермафродитов».
Вторая мировая война
[ редактировать ]Модели танков разрабатывались до и во время Второй мировой войны в соответствии с разными философиями, с разными комбинациями брони, подвижности и вооружения. Каждая крупная нация разработала свою собственную доктрину использования танков и, следовательно, разные модели танков. Новые доктрины исследовали роль танка как быстроударного подразделения.
Танковая доктрина Великобритании гласила, что одна группа танков будет сопровождать пехоту в роли, аналогичной Первой мировой войне, а другая группа «крейсерских» танков затем будет использовать прорыв в роли, аналогичной легкой кавалерии. В СССР танковая доктрина 1930-х годов определяла три группы танков: один танк «прорыва» для поддержки пехоты, один тактический танк прорыва для зачистки зоны боевых действий и «быстрый танк» для оперативного маневра. В Германии идеи Гейнца Гудериана установили необходимость создания унифицированных танковых соединений, но со смешанным вооружением для разных ролей.
В США доктрина развивалась так, что основным назначением танка было обеспечение поддержки пехоты и использование прорывов. Противотанковая роль отводилась истребителям танков . Аналога крейсерскому танку в довоенной доктрине США не было. В армии США были те, кто выступал за более современные силы с танками в роли кавалерии, но их предложения не были реализованы ко времени вступления США во Вторую мировую войну.
Пехотный танк
[ редактировать ]
Идея этого танка была разработана во время Первой мировой войны англичанами и французами. Пехотный танк был разработан для совместной работы с пехотой при нападении, двигаясь в основном шагом, что требовало от него тяжелой брони, чтобы выдержать оборонительный огонь. Его основная цель заключалась в том, чтобы очистить поле боя от препятствий, подавить или уничтожить защитников, а также защитить пехоту при ее продвижении к линиям противника и через него, обеспечивая мобильное наблюдение и прикрытие.
Британцы вернулись к этой концепции еще до Второй мировой войны. Пехотному танку не нужно было быть быстрым, чтобы нести больше брони. Одним из самых известных пехотных танков была « Матильда II» времен Второй мировой войны.
Крейсерский танк
[ редактировать ]
Крейсерский танк, или кавалерийский танк, предназначался для быстрого передвижения и использования прорывов фронта противника. Идея возникла в « Плане 1919 года », британском плане выхода из траншейного тупика Первой мировой войны, частично за счет использования высокоскоростных танков. Позднее эта концепция была реализована в «быстрых танках», впервые разработанных Дж. Уолтером Кристи .
Они использовались Соединенным Королевством во время Второй мировой войны . Крейсерские танки были разработаны в дополнение к пехотным танкам , используя достижения последних для атаки и разрушения тылов противника. Чтобы придать им необходимую скорость, в конструкции крейсеров пожертвовали бронированием по сравнению с пехотными танками.
Классификация советских быстрых танков ( быстроходный танк или танк БТ ) также возникла из пехотно-кавалерийской концепции бронетанковой войны и легла в основу британских крейсеров после 1936 года. Т-34 также был развитием этой линейки танков. , хотя по вооружению, броне и универсальности они прочно относятся к категории средних танков.
Пламенный резервуар
[ редактировать ]
Огнеметный танк — это танк, оснащенный огнеметом , чаще всего используемый для дополнения общевойсковых атак на укрепления , замкнутые пространства или другие препятствия. Этот тип получил широкое распространение только во время Второй мировой войны , во время которой Соединенные Штаты, Советский Союз , Германия , Италия , Япония и Великобритания (включая членов Британского Содружества ) производили танки, оснащенные огнеметами.
Использовалось несколько методов производства. Используемые огнеметы представляли собой либо модифицированные версии существующего пехотного огнемета (Flammpanzer I и II), либо специально разработанные (Flammpanzer III). Они устанавливались снаружи (Flammpanzer II), заменяли существующие пулеметные установки или заменяли основное вооружение танка (Flammpanzer III). Топливо для огнеметного оружия перевозилось либо внутри танка, в бронированном внешнем хранилище, либо в некоторых случаях в специальном прицепе позади танка ( «Черчилль Крокодайл» ).
На смену огнеметным танкам пришло термобарическое оружие , такое как российский ТОС-1 .
Современный
[ редактировать ]Основной боевой танк
[ редактировать ]Достижения в конструкции танков, броне и технологиях двигателей позволили конструкторам танков значительно расширить возможности танков, позволяя машинам выполнять несколько ролей на поле боя. Этого можно было добиться, не прибегая всегда к более тяжелым конструкциям, хотя вес постепенно увеличивался. Фугасные противотанковые (кумулятивные) боеприпасы представляли угрозу для танков и могли пробить стальную броню большей толщины, чем было практически возможно установить на танк. разработанная британцами, Такие достижения, как броня Чобхэм, ограничивают эффективность более слабых кумулятивных снарядов, но уязвимость все равно остается.
7 ноября 1950 года приказ № 33476 Комитета по вооружению США (OCM) прекратил использование терминов «тяжелые», «средние» и «легкие танки» и изменил обозначение танков по орудийной системе, например, 90-мм Gun Tank M48 Patton и т. д. [ 5 ] с тяжелыми артиллерийскими танками (120 мм или 4,724 дюйма), средними артиллерийскими танками (90 мм или 3,543 дюйма) и легкими артиллерийскими танками (76 мм или 2,992 дюйма), хотя эти термины для орудий все еще часто сокращались до просто тяжелых, средних и легкие танки.
Термин «основной боевой танк» (ОБТ) в США впервые был применен в 1960 году к универсальному танку, вооруженному и защищенному как тяжелый танк, но с подвижностью среднего танка (появление М60 ). . [ 5 ] ОБТ составят основу современных сухопутных войск.

Многие ОБТ времен Холодной войны произошли более или менее непосредственно от конструкций средних танков конца Второй мировой войны. Однако в 1960-х и 1970-х годах появилось поколение специально разработанных основных боевых танков, начиная с британского танка Chieftain . На эти машины менее явно влияют образцы военного времени (например, Chieftain), они весят столько же, сколько тяжелый танк времен Второй мировой войны, и обладают гораздо большей огневой мощью и бронированием, сохраняя при этом мобильность предыдущей конструкции Centurion. Точно так же американские танки серии M1 Abrams , немецкий Leopard 2 , британский Challenger 1 , французский Leclerc и российский Т-90 являются основными боевыми танками. Определяющей особенностью типа основного боевого танка является не его вес, подвижность или огневая мощь, а идея о том, что только один тип гусеничной бронетехники необходим для выполнения функций прорыва, эксплуатации и поддержки пехоты.
Специализированный танк
[ редактировать ]
Танки часто модифицировались для специальных целей. Наиболее распространены бронеэвакуационные машины , используемые в ходе боевых действий для подъема или ремонта поврежденных в бою и вышедших из строя боевых бронированных машин . Еще одним распространенным применением является обеспечение бронетехники боевых инженеров . К ним относятся танки, оснащенные крупнокалиберными подрывными орудиями, цепами или плугами для разминирования , а также огнеметы , вооруженные огнеметами . Танк иногда может лишиться вооружения и можно использовать только шасси, как в танках-мостах.
Еще одной важной модификацией стал плавающий танк . Эти конструкции были модифицированы гидроизоляцией и двигательной системой, чтобы иметь возможность преодолевать открытую воду.
Многие специальные роли танков были отведены другим типам машин, хотя многие танковые шасси по-прежнему используются для самых разных машин, от зенитных до мостоукладчиков и пожарных танков .
Немодифицированные танки могут быть оснащены оборудованием, например плугами для разминирования, чтобы дать им вспомогательные функции.
Hobart's Funnies — группа различных специализированных танков, использовавшихся во Второй мировой войне, названная в честь генерал-майора Перси Хобарта .
Поколения танков
[ редактировать ]Танки иногда относят к определенному поколению, хотя фактическое определение и принадлежность к этим поколениям четко не определены. Советские и российские военные планировщики разделяют танки на поколение танков до 1945 года и на четыре поколения основных боевых танков. [ 6 ] в то время как канадские стратеги делят основные боевые танки на три поколения. [ 7 ] Военные Китайской Народной Республики также признают три поколения собственных танков.
См. также
[ редактировать ]- Боевая бронированная машина - Боевая машина как с вооружением, так и с броней.
- Сравнение танков начала Второй мировой войны
- Сравнение танков Первой мировой войны
- История танка — Хроника боевых бронированных машин
- Список основных боевых танков по странам
- Список основных боевых танков по поколениям - хронологический список основных боевых танков.
- Сверхтяжелый танк - чрезвычайно большая или тяжелая боевая машина на гусеничном ходу.
- Танки в холодной войне
- Танки эпохи после холодной войны - основной раздел геологического времени.
Примечания
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ По следам танка - Первые восемнадцать лет механизации в британской армии; Подполковник. Г. Ле К. Мартель; Переработанное и дополненное 2-е издание, 1936 г.
- ^ Танковая армия; ноябрь 1916 г.; Дж. Ле К. Мартель, капитан GS
- ^ Бад, Роберт; Гаммет, Филип, ред. (2002). Холодная война, горячая наука: прикладные исследования в оборонных лабораториях Великобритании, 1945–1990 гг . NMSI Trading Ltd. ISBN 1-900747-47-2 . стр.123
- ^ Б.Т. Уайт, «Британские танки 1915–1945», с. 35
- ^ Перейти обратно: а б Ханникатт [ нужна страница ]
- ^ «Советы рассматривали поколения танков таким образом: 1920–1945, первое поколение; 1946–1960, второе поколение; 1961–1980, третье поколение; и 1981 – настоящее время, четвертое поколение. С момента появления последней действительно новой конструкции танка T -80, вышедшего в 1976 году, они считают, что не создали настоящую конструкцию танка четвертого поколения. Для сравнения, они считают M1 Abrams, Challenger и Leopard 2 четвертым поколением, а LeClerc - пятым поколением». —Сьюэлл 1988, примечание 1.
- ^ «Канадское управление сухопутной стратегической концепции определяет три поколения основных боевых танков. Первое поколение основных боевых танков после Второй мировой войны включает американские M48 / M60, немецкий Leopard 1 и британские Centurion и Chieftain. Второе поколение включает в себя большинство 120-мм (4,724 дюйма) основных боевых танков, таких как американский M1A1, немецкий Leopard 2 и британский Challenger. Что касается основного боевого танка третьего поколения. Танк, к ним относятся новейшие «цифровые» танки, такие как французский «Леклерк» и, возможно, американский М1А2 и немецкий «Леопард 2А5». —Ламонтань, 2003, стр. 7–8.
Ссылки
[ редактировать ]- Ламонтань, Дж. Г. Пьер (2003). Времена основного боевого танка прошли? [ постоянная мертвая ссылка ] . Северный Йорк, Онтарио: Колледж канадских вооруженных сил. ( PDF, архивировано 10 сентября 2008 г. в Wayback Machine )
- Сьюэлл, Стивен «Печенье» (1998). « Почему три танка? Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine », в Armor, том 108, № 4, стр. 21.
- Ханникатт, Р.П. (1984). « Паттон: история американского основного боевого танка ». Presidio Press. ISBN 0-89141-230-1 .