Jump to content

Крейсер Mk VIII Челленджер

Танк, Крейсер, Челленджер (А30) [ 1 ]
Крейсерский танк Челленджер (А30)
Тип Крейсерский танк
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
Используется Великобритания
Чехословацкое правительство в изгнании
Польские вооруженные силы на Западе
Чехословакия [ 2 ]
История производства
Дизайнер Бирмингемская железнодорожная вагоностроительная компания
Произведено 1944–1945
построено 200
Технические характеристики
Масса 31,5 длинных тонн (32,0 т ) [ 3 ]
Длина 26 футов 4 дюйма (8,03 м) [ 3 ]
Ширина 9 футов 6,5 дюйма (2,91 м) [ 3 ]
Высота 9 футов 1,25 дюйма (2,77 м) [ 3 ]
Экипаж 5 (командир, наводчик, заряжающий, штурман, водитель)

Броня 20–102 мм (0,79–4,02 дюйма)
Основной
вооружение
17-фунтовая пушка QF (76,2 мм)
42 раунда
вторичный
вооружение
0,30 Пулемет Браунинг [ 4 ]
Двигатель Rolls-Royce Meteor V-12 Бензиновый двигатель
600 л.с. (450 кВт)
Мощность/вес 18,8 л.с. (14 кВт)/тонну
Приостановка Кристи подвеска
6 опорных катков
Оперативный
диапазон
105 миль (169 км) [ 3 ]
Максимальная скорость 32 миль в час (51 км / ч) [ 3 ]

Tank , Cruiser, Challenger (A30) — британский танк времен Второй мировой войны . Он установил 17-фунтовую противотанковую пушку QF на шасси танка «Кромвель», чтобы добавить противотанковую огневую мощь частям крейсерских танков . Конструктивные компромиссы, допущенные при установке большой пушки на шасси Cromwell , привели к созданию танка с мощным вооружением и уменьшенной броней. Однако импровизированную 17-фунтовую модификацию Sherman Firefly, поставляемую в США, оказалось легче производить, и из-за задержек в производстве было построено только 200 Challenger. «Челленджер» смог не отставать от быстрого танка «Кромвель» и использовался вместе с ними.

Движущей силой в разработке Challenger был Уильям Артур Роботэм . «Рой» Роботэм был руководителем автомобильного подразделения компании Rolls-Royce и, не имея работы, возглавил группу по разработке танковой силовой установки на основе авиационного двигателя Rolls-Royce Merlin . Rolls -Royce Meteor подарил британцам мощный и надежный двигатель, который использовался в танке A27M Cruiser Mk VIII Cromwell . Благодаря вкладу Роботэма он получил место в Министерстве снабжения и в Совете по танкам, несмотря на отсутствие у него опыта в проектировании танков. [ 5 ]

Генеральный штаб предложил спецификацию А29 на 45-тонный крейсерский танк с 17-фунтовым вооружением, исходя из потребностей, выявленных в ходе кампании в африканской пустыне. Британские танки, как правило, были недостаточно вооружены по сравнению с немецкими машинами. Проектный вес этого автомобиля впоследствии был признан чрезмерным, и от спецификации отказались в пользу альтернативной спецификации A30, которая была на 10 длинных тонн (10 т) легче. [ 6 ] В 1942 году заказ на разработку танка на базе А30 был размещен у компании Birmingham Railway Carriage & Wagon Company (BRC&W), предполагавшей, что он будет основан на компонентах Cromwell, также производимых BRC&W. Башня и артиллерийская установка находились в руках компании Stothert & Pitt . Компании Birmingham Carriage пришлось модифицировать корпус Cromwell, чтобы установить башню большего размера.

Первый прототип был готов в августе 1942 года, всего через семь месяцев после начала разработки, но оказался очень несовершенным. Усовершенствованный второй прототип был представлен в январе 1943 года, но все еще считался неприемлемым. Комитет собрался, чтобы определить, существует ли потребность в 17-фунтовом танке. Challenger был разработан в преддверии появления более тяжелобронированных танков Оси, следуя тенденциям в конструкции танков нацистской Германии. Примерно в то же время Tiger I поступил на вооружение немецкой армии, что вызвало немедленную потребность в 17-фунтовом танке. [ 7 ] Когда второй прототип был испытан в Лалворте , было обнаружено, что, хотя он будет эффективен на больших дистанциях против лучшего на данный момент танка на вооружении Германии ( Panzer IV «Special» с длинной 75-мм (3,0 дюйма) пушкой), на более коротких дистанциях он окажется в невыгодном положении из-за низкой скорострельности и тонкой брони. Проект получил дополнительный акцент, когда в мае 1943 года было обнаружено, что «Кромвель» не может нести предполагаемое вооружение. Компания Vickers разрабатывала высокоскоростную танковую пушку длиной 75 мм (3,0 дюйма) длиной 50 калибров. На позднем этапе проектирования выяснилось, что погон под башни «Кромвеля» слишком мал для этой пушки. [ 8 ] [ нужна страница ] «Челленджер» будет единственным британским крейсерским танком, оснащенным орудием, способным противостоять более тяжелой немецкой бронетехнике, до появления « Кометы» А34 . Так в феврале 1943 года был сделан заказ на двести машин; Генеральному штабу армии потребовалось пять месяцев, чтобы утвердить конструкцию «Челленджера» к производству (в феврале 1943 года единственное существенное изменение коснулось боекомплекта), а Роботэм также критически отнесся к решению продолжить производство «Кромвеля» с 6-фунтовой пушкой ( 17-фунтовая пушка была «бесконечно лучше»). [ 9 ]

Производство британских танков было ограничено из-за ограниченности ресурсов, и их можно было произвести в недостаточном количестве. Это компенсировалось американским производством. В преддверии Дня Д « танки «Шерман» были оснащены 17-фунтовой пушкой, создав временную 17-фунтовую пушку Шерман Файрфлай» . Переоборудовать танки Sherman было проще, чем производить Challengers, поэтому в ноябре 1943 года было решено прекратить производство A30 после того, как были построены двести машин, что позволило BRC&W сконцентрироваться на Cromwell. В то же время был отменен проект A 40 «Challenger Stage II», который предусматривал 36-тонный тип с более тяжелой броней. Приоритет будущего дизайна был сосредоточен на A34 Comet, который в конечном итоге заменил Cromwell, Firefly и Challenger. Производство Challenger началось в марте 1944 года. В этом году было поставлено 145 машин, а в 1945 году — еще 52. Производство велось двумя партиями. Первая партия из сорока машин имела маску 40-мм орудия; во второй партии она была заменена маской калибра 102 мм. Начиная с сотой машины на башне устанавливались накладные 25-мм броневые листы, которые уже были установлены на существующие машины полевыми частями.

Танк стал устаревшим, когда 75-мм пушка Vickers HV была разработана и стала 77-мм HV (на самом деле калибр 3 дюйма = 76,2 мм) для вооружения танка Comet. [ нужна ссылка ] использовала 77-мм HV те же снаряды, что и 17-фунтовая пушка, но с уменьшенным метательным зарядом. 17-фунтовая пушка использовалась на первых моделях преемника «Кометы» — танка «Центурион» .

Крейсерский танк Челленджер (А30)

В башне была установлена ​​17-фунтовая пушка Ordnance QF, требуемая в спецификации Tank Board, а корпусной пулемет был удален, чтобы освободить место для хранения длинных 17-фунтовых патронов. Военное министерство ожидало, что для этого более крупного боеприпаса вместе с его передним размещением потребуются два заряжающих рядом с командиром и наводчиком в башне. [ 9 ] Чтобы разместить в башне более крупное орудие и дополнительного члена экипажа, была указана башня гораздо большего размера, чем у Cromwell, разработанная отдельно, что оказало существенное влияние на конструкцию и не было решено до более поздней разработки Avenger.

Для перевозки веса 17-фунтовой пушки и боеприпасов потребовалась дополнительная колесная станция и рычаг подвески, удлиняющий корпус. Это изменение длины без соответствующего изменения ширины гусениц снизило подвижность по сравнению с Cromwell, хотя скорость оставалась высокой - 25 миль в час. Чтобы ограничить вес, количество брони было уменьшено, но этого удалось добиться только на башне: 63 мм (2,5 дюйма) в лобовой части (маска составляла 102 мм от ИТ 90) и 40 мм (1,6 дюйма) по бортам. по сравнению с 75 мм (3,0 дюйма) и 60 мм (2,4 дюйма) на Cromwell. Позднее на башню и лоб корпуса была добавлена ​​аппликационная броня толщиной 25 мм. [ 10 ] В башне не использовался обычный подбашенный погон: для увеличения диаметра проема на четыре дюйма он опирался на шаровую опору на полу корпуса. Поэтому основание башни было незащищенным и при попадании вражеских снарядов могло вылететь наружу. Для устранения замятий была установлена ​​система поддомкрачивания с четырьмя внутренними полуавтоматическими домкратами. Дополнительная длина позволила установить в корпусе люки большего размера, при этом не затрагивая башню, что обеспечило более легкий доступ, чем у Кромвеля.

После назначения Роботэма на должность главного инженера отдела проектирования танков отсутствие прогресса в разработке 17-фунтового танка (А29) не могло быть адекватно объяснено. Мемуары Роботэма указывают на отсутствие осведомленности о существовании подобных требований внутри ведомства, и военные пользователи все еще не были уверены, нужен ли танк в тот момент, когда в спешке проектирование А30 было завершено и запущены прототипы машин. [ 11 ] Затем Challenger был запущен в производство вместе с существующими производственными партиями Cromwell, что ограничило количество выпускаемых танков.

Производительность

[ редактировать ]

17-фунтовая пушка, установленная на «Челленджере», обеспечивала достаточную эффективность против большинства немецких ББМ, включая танк «Тигр I» и «Пантера» , а танк имел более высокую максимальную скорость и проходимость по пересеченной местности, чем Panzer IV или StuG III . «Челленджер» мог вместить только 48 снарядов из большого 17-фунтового боекомплекта, поскольку Генеральному штабу требовалось четыре человека в башне, хотя более поздние танки, такие как «Центурион», использовали трехместную башню. [ 9 ] Броня «Челленджера» обеспечивала очень слабую защиту от современных немецких противотанковых орудий и была ниже, чем у «Кромвеля», который часто работал с «Челленджерами».

В бою «Челленджер» выполнял почти ту же роль, что и «Шерман Файрфлай», обеспечивая наблюдение за другими танками в отряде, поскольку его 17-фунтовая пушка могла пробивать почти все немецкие ББМ в лоб, в отличие от 75-мм пушки. Он был развернут аналогичным образом на уровне войск: обычно это был один 17-фунтовый танк (например, Challenger или Firefly) и три 75-мм танка (Cromwell или Shermans); временами количество 17-фунтовых танков увеличивалось до двух на отряд.

Challenger был основан на надежном танке Cromwell, в котором использовался новый двигатель Rolls-Royce Meteor , который был гораздо более надежным и мощным, чем устаревший двигатель Liberty, использовавшийся в более ранних конструкциях британских крейсеров, таких как танк Crusader . Его надежность была немного ниже, чем у Cromwell, так как возникла проблема с бросанием гусеницы, вызванная скоплением грязи в колесах, но это было решено в полевых условиях. [ 12 ] Поставка и обслуживание были значительно упрощены за счет использования общих с «Кромвелем» деталей.

По сравнению с Firefly, танк не имел наклонной передней брони, но имел более низкий профиль и избегал ограничений Firefly на нажатие орудия. У «Челленджера» угол склонения орудия составлял 10°, а у «Файрфлай» был ограничен до 5°, что было существенным недостатком в бою. Его предпочитали в подразделениях Cromwell, поскольку он обладал аналогичной мобильностью и маневренностью, тогда как Firefly был медленнее. Несмотря на меньший расчетный вес, чем у более ранней спецификации A29 (32½, а не 34 тонны), Challenger был тяжелым и требовал для перевозки оборудования верфи, что делало его непрактичным для использования в морских десантах, таких как высадка в день Д. [ 9 ]

Танк Challenger пересекает мост Бейли через реку Доммель в Синт-Михильсгестеле, Нидерланды . 27 октября 1944 года.

не предусматривалось возможность преодоления глубокого брода До того, как конструкция была запущена в производство, ; в результате A30 не удалось приземлить на начальном этапе вторжения союзников в Нормандию . Экипажам «Челленджера» пришлось ждать до июля 1944 года, когда гавани Малберри заработали и порты были захвачены.

«Челленджер» и «Файрфлай», оснащенные 17-фунтовыми орудиями, были добавлены в танковые эскадрильи для борьбы с тяжелыми танками противника, а многие «Челленджеры» были переданы в разведывательные подразделения, использующие «Кромвели». Первоначально он использовался Гвардейской бронетанковой дивизией и 11-й бронетанковой дивизией , имевшей около шестнадцати машин в каждом подразделении: по одному «Челленджеру» и трем «Кромвелям» в каждом отряде. [ 13 ] Последняя дивизия сняла этот тип с февраля 1945 года, пока он вводился в состав частей Кромвеля 7-й бронетанковой дивизии . Поначалу танк не пользовался популярностью: экипажи жаловались на отсутствие брони, высокий силуэт и отброшенные гусеницы. [ 14 ] Проблема с гусеницей была вызвана меньшим размером направляющих колес по сравнению с Cromwell; в августе они были заменены натяжными роликами стандартного диаметра. Войска, привыкшие к низкому профилю Crusader и Cromwell, сочли высоту серьезной проблемой, хотя она все же была короче, чем сопоставимый Sherman Firefly.

Доверие к автомобилю росло, и ему стали отдавать предпочтение перед Firefly, поскольку он был ниже, быстрее и маневреннее, но плохая репутация среди других сохранилась. [ 15 ] Союзные войска получили несколько «Челленджеров», 1-я польская бронетанковая дивизия получила несколько «Челленджеров» в середине 1945 года, а 1-я чехословацкая отдельная бронетанковая бригада использовала их (в конце 1944 года в составе CIABG было четыре «Челленджера») во время осады Дюнкерка в конце 1944 года. . [ 16 ] [ 17 ] После войны чехословацкое правительство приобрело из состава бригады 22 «Челленджера», которые служили в чехословацкой армии (сначала в составе 11-й, позднее 23-й танковой бригады, а затем в составе 13-го отдельного танкового батальона), пока в 1951 году не были выведены в резерв и списан в 1959 году. [ 18 ]

Варианты

[ редактировать ]

A30 Avenger SP2 или SP 17pdr, A30 (Avenger) представляла собой разработку Challenger для использования в качестве самоходной артиллерийской установки . В нем удалено место второго заряжающего, а башня имеет гораздо более низкий профиль и более низкую надстройку на корпусе. На лобовом листе был предусмотрен дополнительный отсек для хранения большой маскировочной сетки, а к гусеницам были добавлены возвратные ролики. [ 19 ]

У Avenger имелся постоянный проем в крыше башни, прикрытый броневой крышкой, поддерживаемой на несколько дюймов выше. Это обеспечивало командиру и заряжающему полный обзор на 360 градусов. [ 19 ]

К тому времени, когда пилотный проект был завершен, у британцев были приняты на вооружение взятые по ленд-лизу M10 для противотанковых работ, и производство Avenger было перенесено в пользу производства Comet. [ 20 ]

Судя по всему, было запланировано около 500 машин, а у BRC&W было заказано 230 машин, но с окончанием войны это число упало до 80. Неизвестно, сколько их было построено на самом деле; номенклатура SP2 указывает его место в производстве с Archer (SP1) и Alecto (SP3). [ 19 ]

Avenger пострадал на испытаниях, так как двигатель должен был продолжать работать, чтобы использовать двигатель поворота башни, поскольку шум и выхлоп могли выдать машину. Зимние испытания в длительном стоянке также не увенчались успехом по сравнению с «Арчером», когда у «Эвенджера» отказало рулевое управление. Обе машины имели проблемы с камуфляжем. Машина была снята с испытаний в 1950 году вместе со снятием 17-фунтовой артиллерийской установки SP Achilles (переоборудованной американской M10 GMC, оснащенной 17-фунтовой пушкой). [ 19 ]

Хотя Avenger использовался только для испытаний и в конечном итоге не увенчался успехом по сравнению со специально построенными машинами, он представляет собой пример того, чего мог бы добиться Challenger, если бы ему не пришлось разместить второго погрузчика в более крупной (четырехместной) машине. ) турель в своей конструкции. Возможно, это было бы исправлено, если бы усилия не были перенесены на Комету. [ 21 ]

Выжившие

[ редактировать ]
A30 Challenger, Военный музей Оверлона

Сохранились две машины: одна находится в Военном музее Оверлона в Нидерландах, приобретенная из Muzeeaquarium Delfzijl в 1976 году; другой до своего закрытия ожидал реставрации в Военном музее острова Уайт в Соединенном Королевстве. После восстановления он будет выставлен в Танковом музее Бовингтона . [ 22 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бишоп, Крис (1998). Энциклопедия вооружения Второй мировой войны . Нью-Йорк: Barnes & Noble . п. 27. ISBN  978-0-7607-1022-7 .
  2. ^ Флетчер (2006) , с. 42.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Уайт (1963) , с. 54.
  4. ^ Флетчер (2006) , с. 38.
  5. ^ Флетчер (1993) .
  6. ^ http://www.historyofwar.org/articles/weapons_cruiser_tank_A29.html ; получено 18 июня 2016 г.
  7. ^ Роботэм 1970 , с. 159.
  8. ^ Флетчер (2006) .
  9. ^ Jump up to: а б с д Роботэм 1970 , стр. 162–167.
  10. ^ Бойд 2008 .
  11. ^ Роботэм (1970) , с. 165.
  12. ^ Метание дорожки, 15.11.44; Rm/GB.5/SW.15.11.44
  13. ^ Ворона 1972 , с. 34.
  14. ^ Записка сервисного инженера, 15.11.44; АА.2/JB.11.11.44
  15. ^ Метеор Роллс-Ройс - Кромвель и другие приложения; Историческая серия № 35, опубликованная Rolls-Royce Heritage Trust.
  16. ^ Хейворд, другой претендент, цитирующий шестимесячные отчеты о ходе работы RAC
  17. ^ Флетчер (2006) , с. 47.
  18. ^ Францев, Владимир (2012). Чехословацкие танковые войска 1945-1992 гг . Прага: Града. стр. 186. ISBN  9788024740294 .
  19. ^ Jump up to: а б с д Роялл (2000) .
  20. ^ Чемберлен и Эллис 1981 , с. 48.
  21. ^ Роботэм 1970 , стр. 162, 191, 275.
  22. ^ Пьер-Оливье Буан (25 октября 2011 г.). «Выжившие крейсерские танки» (PDF) . Сайт Surviving Panzers. п. 39 . Проверено 5 ноября 2011 г.
  • Бингхэм, Джеймс (1971). Профиль ББМ № 25 «Кромвель и Комета» . Профильное издание.
  • Бойд, Дэвид (31 декабря 2008 г.). «Танк Челленджер (А.30)» . www.wwiieequipment.com .
  • Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1981) [1969], Британские и американские танки Второй мировой войны (2-е изд. в США), Arco Publishing, стр. 204
  • Эванс; МакВильямс; Уитворт; Береза ​​(2004). Роллс-Ройс Метеор . Фонд наследия Роллс-Ройса . ISBN  1-872922-24-4 .
  • Ворона, Дункан (1972). Бронетанковые соединения Великобритании и Содружества (1919–46) . Серия ББМ/Оружие. Виндзор: Profile Publications Limited. ISBN  978-0-853-83081-8 .
  • Флетчер, Дэвид (1993). Универсальный танк . ХМСО . ISBN  0-11-290534-Х .
  • Флетчер, Дэвид (2006). Крейсерский танк «Кромвель», 1942–1950 гг . Издательство Оспри . ISBN  1841768146 .
  • Хейворд, М. «Другой претендент» . Шерманик Светлячок . Архивировано из оригинала 11 ноября 2001 года . Проверено 24 мая 2004 г.
  • Уайт, БТ (1963). Британские танки 1915–1945 гг . Ян Аллан .
  • Ройалл, Тим (2000). "   ". Колеса и гусеницы . № 70. После битвы.
  • Роботэм, Вашингтон (1970). Серебряные призраки и Серебряный рассвет . Констебль. ISBN  0-09-456690-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dda57e22813627f8dd75bf9c5a390961__1721476560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/61/dda57e22813627f8dd75bf9c5a390961.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cruiser Mk VIII Challenger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)