Легкие танки Великобритании
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2015 г. ) |
Танк, легкий, от Mk I до Mark V | |
---|---|
![]() Легкие танки «Виккерс» пересекают пустыню, 1940 год. | |
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Великобритания |
История производства | |
Дизайнер | Виккерс-Армстронгс |
Производитель | Виккерс-Армстронгс |
Стоимость единицы | 7700 фунтов стерлингов (1927 г., без пистолета) [ 1 ] |
Варианты | Mk I, Mk II, Mk III, Mk IV, Mk V |
Технические характеристики (Легкий танк Mark V) | |
Масса | 4,75 длинных тонны (4,83 т) |
Длина | 12 футов 10 дюймов (3,91 м) |
Ширина | 6 футов 9 дюймов (2,06 м) |
Высота | 7 футов 3 дюйма (2,26 м) |
Экипаж | 2 (Мк I-IV) 3 (Mk V) |
Броня | 12 мм максимум |
Основной вооружение | .50 в пулемете Виккерс |
вторичный вооружение | .303 в пулемете Виккерс |
Двигатель | Медоуз 6-цилиндровый бензиновый 88 л.с. |
Приостановка | Наклонные рессоры Хорстманн |
Оперативный диапазон | 130 миль (210 км) |
Максимальная скорость | 32,5 миль в час (52,3 км / ч) |
Легкие танки Mark I–Mark V представляли собой серию родственных конструкций легких танков, производившихся компанией Vickers для британской армии в межвоенный период.
В период между Первой и Второй мировыми войнами британцы произвели серию подобных легких танков . Они нашли применение в тренировках и в ограниченных боях с подразделениями Британской империи, такими как Южноафриканская армия, во время Восточноафриканской кампании 1941 года. Все они имели вес около 5 длинных тонн (5,1 т) и могли развивать скорость 30 миль в час (48 км/ч). ) на дорогах и по пересеченной местности со скоростью около 20 миль в час (32 км/ч).
Британцы не ожидали, что их легкие танки будут использоваться против чего-либо, кроме других легких танков, и поэтому вооружением был пулемет - только пулеметы «Виккерс», стрелявшие либо калибром 0,303 дюйма, либо калибром 0,303 дюйма . Круглый 0,5 дюйма (12,7 мм). Подвеска представляла собой винтовую пружину Horstmann на тележках . Двигатель был Meadows шестицилиндровый бензиновый . Вплоть до Mk V их экипаж состоял из водителя-командира и наводчика. У Mk V были водитель, наводчик и командир, помогавший с орудием.
Различные марки выпускались в относительно небольших количествах. Конструкция Mark V была более или менее оптимизирована, и это была окончательная разработка в виде Light Tank Mk VI , которая была выбрана для программы расширения британской армии в ожидании войны.
Следующие обозначения в последовательности Light Tank Mk VII «Тетрарх» и Light Tank Mk VIII «Гарри Хопкинс» были произведены компанией Vickers, но не имели отношения к серии легких танков от Mk I до Mark VI.
Разработка
[ редактировать ]Танкетки
[ редактировать ]
После деятельности Экспериментальных механизированных сил в конце 1920-х годов британская армия определила потребность в двух легких гусеничных машинах; один с пулеметом для пехоты и один с башней для Королевского танкового корпуса . [ 2 ] Танкетка Карден-Лойд стала машиной пехоты, в то же время Карден в частном порядке разработал ряд легких двухместных танков. Конструкция Carden Mark VII была принята в качестве прототипа армейского легкого танка. К тому моменту Карден-Лойд был частью Vickers-Armstrong. Было построено лишь несколько первых легких танков, которые, хотя и не выпускались сами по себе , дали полезную информацию для последующих разработок.
Mark VII представлял собой небольшую машину с пулеметным вооружением и двигателем Meadows мощностью 59 л.с. (44 кВт), который обеспечивал максимальную скорость 35 миль в час (56 км/ч). Подвеска представляла собой две двухколесные тележки на рессорной подвеске с каждой стороны с внешней балкой для придания жесткости подвеске. Считавшаяся разведывательной машиной и мобильной пулеметной позицией, Mark VI была заключительным этапом разработки серии танкеток Carden-Loyd. Танкетка Carden-Loyd стала прототипом Universal Carrier .
Танк, Легкий, Mk I
[ редактировать ]Mark I несколько отличалась от танкетки Кардена Mark VII. Балка внешней подвески была снижена за счет усиления подвески на опорах корпуса. Скошенная башня была заменена цилиндрической, но по-прежнему несла один пулемет Vickers калибра 0,303 . Придав ему «основу» брони 14 мм (0,55 дюйма), увеличили вес и снизили максимальную скорость до 30 миль в час (48 км/ч).
Двигатель Медоуза приводил гусеницы через четырехступенчатую коробку передач на передние ведущие колеса. Рулевое управление представляло собой комбинацию отключения привода на одну гусеницу и торможения для более крутого поворота. Гусеница натягивалась задним натяжным колесом, которое, будучи установлено на той же высоте, что и ведущая звездочка, было новым в конструкции британских танков, и возвращалась на три катка.
Mark IA имел более крупную надстройку и башню большего размера, чтобы было место для пулемета. Подвеска Horstmann с горизонтальными винтовыми пружинами заменила листовые рессоры Mark I. Хотя она могла обеспечить легкую езду в умеренных условиях, при определенных обстоятельствах пружины могли вызвать неконтролируемый отскок. Двигатель также был заменен на дизельный Ricardo. [ 3 ]
Танки Mark IA, отправленные в Индию в 1931 году для испытаний, получили модификации для улучшения охлаждения двигателя в жарком климате, а также были опробованы различные средства для уменьшения нагревания экипажа.
- Mk I: четыре или пять штук на базе Carden-Loyd Mk VIII.
- Mk IA: произведено девять, четыре из них отправлены на испытания в Индию. [ 3 ]
Танк, Легкий, Mk II
[ редактировать ]В Mark II использовался двигатель Rolls-Royce мощностью 66 л.с. (49 кВт), который вместе с преселекторной коробкой передач и трансмиссией Wilson располагался с правой стороны танка. При этом левая сторона оставалась свободной для водителя и командира. Танки, предназначенные для использования в Индии, имели двигатель Meadows мощностью 85 л.с. (63 кВт) и «аварийную» коробку передач. Башня имела прямоугольную форму, а пулемет был модифицирован для использования на транспортных средствах с пистолетной рукояткой вместо лопаточной, как в пехотной версии. [ 4 ]
- MK II: 16 штук, построенных компанией Vickers Armstrong с 1929 года.
- Mk IIA: 29 построено в Королевском арсенале в Вулидже.
- Mk IIB: 21 построен компанией Vickers-Armstrong. [ 4 ]
В ходовой части артиллерийского тягача Vickers Light Dragon Mark I использовались гусеницы и подвеска Light Tank Mk II, а в ходовой части Light Dragon Mark IIA использовались компоненты Light Tank Mk IIA.
Танк, Легкий, Mk III
[ редактировать ]

Подвеска легкого танка Mark III представляла собой винтовые пружины Horstmann, управляющие тележками, с двумя обрезиненными колесными парами на каждую тележку. Эта конструкция, изобретенная Сидни Хорстманном и использовавшаяся исключительно на легких машинах, использовалась и в Light Tank Mk VI. Помимо того, что он был относительно прост в сборке, компактен и легок, его преимуществом было то, что он имел большой ход и его можно было легко заменить в случае повреждения в полевых условиях. [ 5 ] Ведущая звездочка располагалась спереди, а натяжные колеса располагались сзади с двумя возвратными роликами. Мощность представляла собой шестицилиндровый бензиновый двигатель Генри Медоуза мощностью 88 л.с. (66 кВт) в сочетании с четырехступенчатой коробкой передач с преселектором. Рулевое управление представляло собой комбинацию отключения привода на одну гусеницу и торможения для увеличения поворота. Поворот башни осуществлялся с помощью электропривода. [ 6 ]
- С 1934 года выпущено 42 экземпляра. Двигатель Rolls-Royce и коробка передач Wilson. Удлиненная задняя надстройка. Переработанная подвеска. Тридцать шесть отправлено в Египет. [ 4 ]
- Королевская армия Нидерландов в Ост-Индии заказала 73 Mk IIIB в 1937 году, и они использовались во время голландской Ост-Индской кампании против Японии. [ 7 ]
- Модифицирован для Бельгии как легкий танк Vickers T-15.
- Один Vickers Light Dragon Mark IIB артиллерийский тягач (в котором использовались шасси и ходовая часть от Light Tank Mk III) был закуплен Бельгией. Он был значительно модифицирован для создания гораздо более тяжелого истребителя танков Т-13 Б3 , вооруженного 47-мм противотанковой пушкой образца 1931 года . [ 8 ] Эти автомобили были произведены в Бельгии по лицензии в Фамильёре, Эно , студиями Ateliers de Construction de и à Familleureux . [ 9 ]
Танк, Легкий, Mk IV
[ редактировать ]
Mark IV использовался в учебных целях и весил около пяти тонн. Эти модели имели экипаж из двух человек и были вооружены пулеметами «Виккерс». Натяжные колеса были сняты, а расстояние между колесами тележки заменено. [ 10 ] В конструкции снова использовался двигатель Meadows, на этот раз мощностью 90 л.с. [ 11 ]
29 экземпляров Mk IV A отправлены в Индию. [ 12 ] У них башня была выдвинута вверх. [ 12 ] Британская 9-я бронетанковая и легкая танковая рота Королевского танкового корпуса была оснащена легкими танками Vickers-Carden-Loyd Mk.IV. Они были отправлены на северо-западную границу Индии и приняли участие в кампании Вазиристана 1936–1939 годов против яростно независимых пуштунских племен, населявших этот горный регион. Их возглавил религиозный лидер Мирзали-хан, они применили партизанскую тактику засад и не были втянуты в решающую битву с хорошо обученными и численно превосходящими британскими войсками. Использование пуленепробиваемых танков с пулеметным вооружением и воздушные атаки шести эскадрилий британских ВВС для поддержки пехоты привели к тому, что поддержка Мирзали-хана начала ослабевать. В 1940 году Северо-Западная граница успокоилась, и лишь изредка совершались набеги соплеменников на деревню. Так оставалось до 1947 года, конца британского правления и основания независимого государства Пакистан. Хотя некоторые из них все еще использовались в начале Второй мировой войны, их сняли как непригодных для службы в танковых дивизиях.
- Конструкция Vickers 1933 года, с 1934 года построено 34 экземпляра.
Сохранившийся MkIV — самый старый работающий танк в коллекции Танкового музея в Бовингтоне. [ 13 ]
Танк, Легкий, Mk V
[ редактировать ]Самым большим изменением по сравнению с Mark IV к Mark V стало введение экипажа из трех человек. [ 14 ] В башне теперь находились командир и наводчик, он же радист. Увеличение численности экипажа повысило эффективность танка и распределило нагрузку на техническое обслуживание. До этого командир должен был руководить водителем, ориентироваться и управлять орудием. Будучи командиром роты, он также руководил другими танками и их огнем.

Вооружение Mark V было улучшением по сравнению с предыдущими моделями; . 0,5-дюймовый пулемет «Виккерс» К существующему 0,303 был добавлен [ 10 ] Более крупная пушка давала танку разумные возможности против других легких танков - в то время большинство европейских легких танков имели броню около 12–14 миллиметров (0,47–0,55 дюйма), но она не обновлялась по мере того, как входили в употребление легкие танки с большей броней. . Он был на полтонны тяжелее и примерно на 18 дюймов длиннее, чем Mark IV. Увеличение веса привело к снижению максимальной скорости до 32 миль в час (51 км/ч), хотя запас хода практически не изменился. Первые выпущенные танки были отправлены вместе с командой «Виккерс» в 1-й батальон РТК. Этот необычный уровень сотрудничества между производителем и пользователем привел к быстрому решению проблем и внедрению улучшений. В 1936 году было произведено 22 экземпляра. [ 4 ]
Легкий танк Мк VI
[ редактировать ]
Light Tank Mk VI был продолжением конструкции Mark V. Он также имел экипаж из трех человек, но имел башню большего размера для размещения радиостанции и двигатель мощностью 88 л.с. для более высокой скорости, несмотря на больший вес. Между 1936 и 1940 годами было построено более 1300 Mark VI в нескольких вариантах, которые представляли собой решение проблем первоначальной конструкции. [ 4 ]
Коммерческие танки Карден-Лойд
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2021 г. ) |
Базовая форма легкого танка использовалась компанией Vickers для экспортных рынков. Сюда входили модели 1933, 1934, 1936 и 1937 годов. Среди покупателей были Финляндия, Литва, Латвия, Аргентина, Бельгия, Швейцария, Голландская Ост-Индия и Китай.
В 1935 году для Бельгии было произведено 42 машины на базе Mark III с другой башней по заказу бельгийских вооруженных сил. Вооруженные французским 13,2-мм пулеметом Гочкиса , они получили обозначение Char Léger de Reconnaissance Vickers-Carden-Loyd Mod.1934 T.15 от бельгийцев .

После того, как в 1937 году для испытаний были закуплены два танка, Голландская Ост-Индия в 1938 году заказала еще 73 танка модели 1936 года, которые были «механически похожи» на Mark IV, но с шестиугольной башней и вооружением Mark II. До начала Второй мировой войны в Европе на Яву прибыло всего 20 танков, а те, которые не были поставлены, были приняты на вооружение британской армии как «Tank Light, Vickers Carden-Loyd, Model 1936» — на практике они были упоминается под прозвищем «Голландец». Их использовали только для учебных целей. [ 15 ] Некоторое количество этих танков было доставлено в Грецию. [ 16 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Легкие танки использовались для тренировок примерно до 1942 года. Некоторые из них активно использовались в битве за Францию , в Западной пустыне или в Абиссинии в 1940–1941 годах. [ 10 ] За ним последовал Light Tank Mk VI в 1936 году. Как и многие его предшественники, Mark VI использовался британской армией для выполнения имперских полицейских обязанностей в Британской Индии и других колониях Британской империи. другие легкие танки «Виккерс-Армстронг» оказались хорошо подходящими. [ 17 ] [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Танки межвоенного периода
- Танки во Второй мировой войне
- Сравнение танков начала Второй мировой войны
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уортингтон-Эванс, Л. (7 июля 1927 г.), «Танки» , Парламентские дебаты (Хансард) , том. 208, millbanksystems, c1427 , получено 21 мая 2016 г.
- ^ Дункан 1969 , стр. 1–20.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Уилли (18 августа 2023 г.). Легкий танк Mk IV | Танковые чаты #173 | Танковый музей . Танковый музей. Событие происходит в 6:15-6:40 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Несс 2002 , с. 19.
- ^ История Хорстманна
- ^ Чемберлен и Эллис 2001 .
- ^ Маэ, Джон (июнь 2011 г.). «Le Blindorama: Les Pays-Bas, 1939–1945». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 43. Характер. стр. 4–7. ISSN 1765-0828 .
- ^ «Т-13 Б3» . Квартирмейстерское отделение . 2020 . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Дэвид.Б. «Истребитель танков Т13» . Онлайн-музей танков . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямсон, Митч. «Легкий танк Mk V со спаренными 15-мм пушками Besa» . Союзные танки и боевые машины Второй мировой войны . Проверено 6 октября 2017 г.
- ^ Дэвид Уилли (18 августа 2023 г.). Легкий танк Mk IV | Танковые чаты #173 | Танковый музей . Танковый музей. Событие происходит в 12:29-12:40 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Уилли (18 августа 2023 г.). Легкий танк Mk IV | Танковые чаты #173 | Танковый музей . Танковый музей. Мероприятие состоится в 14:51-15:00 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Дэвид Уилли (18 августа 2023 г.). Легкий танк Mk IV | Танковые чаты #173 | Танковый музей . Танковый музей. Событие происходит в 0:24-0:34 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Дэвид Уилли (18 августа 2023 г.). Легкий танк Mk IV | Танковые чаты #173 | Танковый музей . Танковый музей. Событие происходит в 13:24-12:32 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Чемберлен и Эллис 1988 , с. 21.
- ^ «Карден-Лойд Марк VI (1928)» . www.tanks-encyclepedia.com . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ Бишоп 2002 , с. 23.
- ^ Такер 2004 , с. 48.
Ссылки
[ редактировать ]- Бишоп, Крис (2002). Энциклопедия вооружений Второй мировой войны: Комплексное руководство по более чем 1500 системам вооружения, включая танки, стрелковое оружие, военные самолеты, артиллерию, корабли и подводные лодки . Стерлинг Паблишинг. ISBN 1-58663-762-2 .
- Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1988) [1969]. Британские и американские танки Второй мировой войны: Полная иллюстрированная история танков Великобритании, Америки и Содружества 1939–1945 годов (2-е изд. в США). Арко. ISBN 0-668-04304-0 .
- Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (2001). Британские и американские танки Второй мировой войны: Полная иллюстрированная история танков Великобритании, Америки и Содружества 1933–1945 годов . Касселл. ISBN 0-7110-2898-2 .
- Дункан, генерал-майор NW (1969), Light Tanks Marks I–VI , AFV, Windsor: Profile, OCLC 54349403
- Флинт, Кейт (2006). Воздушно-десантная бронетехника: Тетрарх, Саранча, Гамилькар и 6-й воздушно-бронетанковый разведывательный полк 1938–1950 гг . Гелион. ISBN 1-874622-37-Х .
- Харрис, JP (1995). Люди, идеи и танки: британская военная мысль и бронетанковые силы, 1903–1939 гг . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-4814-2 .
- Несс, Л. (2002). Танки и боевые машины Джейн времен Второй мировой войны: Полное руководство (PDF) (онлайн-изд.). Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-00-711228-9 . Проверено 8 апреля 2017 г.
- Рикард, Дж. (11 сентября 2009 г.). «Легкий танк Мк I, А4» . История войны . Проверено 8 апреля 2017 г.
- Такер, Спенсер (2004). Танки: иллюстрированная история их воздействия . АВС-КЛИО. ISBN 1-57607-995-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кумбс, Бенджамин (2011). Британское танковое производство, 1934–1945 (доктор философии). Кентский университет. OCLC 872698322 . EThOS uk.bl.ethos.590028 . Проверено 8 апреля 2017 г.
- Лосось, Роджер Эдвард (2013). Управление изменениями: механизация британских регулярных и домашних кавалерийских полков 1918–1942 (доктор философии). Университет Вулвергемптона. HDL : 2436/315320 . OCLC 879390776 . EThOS uk.bl.ethos.596061 . Проверено 8 апреля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Транспортные средства времен Второй мировой войны
- Легкие танки Mk I , Mk II/III , Mk IV/V на ww2photo.mimerswell.com.