Ковенантерский танк
Крейсерский танк Ковенантер | |
---|---|
![]() Танк, Крейсер, Mk V, Covenanter (A13 Mk III) | |
Тип | Крейсерский танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1940–1943 |
История производства | |
Дизайнер | LMS / Наффилд (башня) |
Производитель | LMS, English Electric Leyland Motors |
Произведено | 1939–1943 |
№ построено | 1,771 |
Технические характеристики | |
Масса | 18 длинных тонн (18 т) [ 1 ] |
Длина | 19 футов 0 дюймов (5,79 м) [ 1 ] |
Ширина | 8 футов 7 дюймов (2,62 м) [ 1 ] |
Высота | 7 футов 4 дюйма (2,24 м) [ 1 ] |
Экипаж | 4 (командир, наводчик, заряжающий, водитель) |
Броня | 7–40 мм (0,28–1,57 дюйма) |
Основной вооружение | QF 2-фунтовая (40 мм) |
вторичный вооружение | 7,92-мм пулемет Беса (спаренный) Ручной пулемет 0,303 «Брен» для ПВО |
Двигатель | Луга ДАВ плоская-12 340 л.с. (250 кВт) |
Мощность/вес | 18,6 л.с. (13,9 кВт)/тонну |
Передача инфекции | Коробка передач Meadows с Wilson планетарным рулевым управлением |
Приостановка | Кристи |
Запас топлива | 92 имперских галлона (420 л) [ 2 ] [ 3 ] |
Оперативный диапазон | 100 миль (160 км) [ 1 ] |
Максимальная скорость | 30 миль в час (48 км/ч) |
Крейсерский танк Mk V или A13 Mk III Covenanter — британский крейсерский танк времен Второй мировой войны . Covenanter был первым крейсерским танком, получившим имя. Разработанный Лондонской, Мидлендской и Шотландской железной дорогой как более бронированная замена Cruiser Mark IV , он был заказан в производство в 1939 году до того, как были построены пилотные модели. Проблемы с конструкцией стали очевидны только после того, как производство было запущено.
Танк оснащал различные британские бронетанковые дивизии для обороны и обучения. Он так и не покинул Великобританию, поскольку из-за плохого охлаждения двигателя модели от Mk I до Mk III были признаны непригодными для эксплуатации за рубежом, особенно в жарком климате. Это было исправлено в Mk IV после того, как было предпринято множество корректирующих действий, но к февралю 1944 года он был признан устаревшим. Всего было построено более 1700 экземпляров этого типа. Он был назван в честь Ковенантеров , шотландской религиозной фракции во время Войн Трех Королевств . [ нужна ссылка ]
Разработка
[ редактировать ]
В 1938 году военное министерство выдвинуло требование на новый, «тяжелый» крейсерский танк с лучшим бронированием для замены Cruiser IV . Проект A16 (и A14) Наффилда оказался слишком дорогим, и в 1939 году для разработки был выбран более дешевый и легкий крейсерский танк - по спецификации Генерального штаба A13 Mk III Cruiser Mark V. Ничего общего с другими спецификациями A13, кроме подвески и вооружения Christie, у него не было. [ 4 ]
Первоначальная спецификация требовала 2-фунтовую пушку QF , как минимум один пулемет, ту же подвеску A13 Christie в нижней части корпуса, планетарную рулевую трансмиссию и «стандарт брони» (основа брони) 30 миллиметров (1,2 дюйма). [ 5 ] «Стандарт 30-мм брони» относился к любой вертикальной пластине толщиной 30 мм. Наклонные поверхности (в соответствии с принципами наклонной брони ) могли быть тоньше, при условии, что они были по крайней мере столь же эффективны, как вертикальная пластина толщиной 30 мм. [ 6 ]
Из них была выбрана конструкция с множеством наклонных поверхностей, чтобы снизить вес. Чтобы сохранить низкий силуэт, в подвеске использовались коленчатые рычаги и предусматривался низкопрофильный двигатель. Двигатель, который должен был быть специально разработан для него, должен был развивать мощность не менее 300 лошадиных сил (220 кВт). Будут использоваться трансмиссия и рулевое управление Wilson от A16. [ 7 ]
Проектные работы велась Лондонской, Мидлендской и Шотландской железнодорожной компанией (LMS), которая не имела предыдущего опыта в проектировании и производстве боевых машин и была приглашена для участия в соответствии с правительственной политикой, согласно которой британские компании должны развивать навыки в ожидании войны. [ 8 ] [ примечание 1 ] Конструкция предполагала сварной корпус, а не обычную клепку. Башня была спроектирована Наффилдом, а Генри Медоуз разработал для нее новый низкопрофильный двигатель. 17 апреля 1939 года, еще до того, как был изготовлен прототип, у LMS были заказаны первые 100 машин. Вскоре последовали дополнительные заказы: компании English Electric и Leyland Motors , в результате чего общий объем производства составил 1771 Covenanter. к производству присоединились [ 9 ] [ 10 ] Компания Nuffield также обратилась к компании, но она предпочла спроектировать собственное детище линейки A13, которым стал Cruiser Mk.VI Crusader . [ 11 ]
Из-за ожидания войны проект был заказан «с чертежной доски». Ожидалось, что две пилотные модели послужат для испытаний, а результаты будут применены на производственных линиях. [ 12 ]
Чтобы удовлетворить требования к двигателю, была использована горизонтально-оппозитная 12-цилиндровая конструкция. Несмотря на то, что он был плоским, он был широким и не оставлял места для радиаторов в моторном отсеке, поэтому радиаторы располагались в передней части автомобиля. Необычная конструкция, хотя сначала она была протестирована на макете, в сочетании с поспешной конструкцией привела к серьезным проблемам с охлаждением двигателя. Даже при переработке систем возникли проблемы и трубопроводы от двигателя к радиаторам обогревали боевое отделение. Эти проблемы означали, что Covenanter не будет использоваться в Североафриканской кампании . Вместо этого «Крусейдер» и американские танки были отправлены в Африку, а «Ковенантеры» остались дома. [ 13 ]
LMS рекомендовала вернуться к клепаной конструкции из-за сомнений в прочности сварных швов и вместо того, чтобы рисковать задержками из-за нехватки сварщиков, это было принято. В сварной конструкции использовались два слоя броневых листов, внутренняя часть которых была сделана из стали, которая легко сваривалась, не теряя своих свойств. Эта двухпластинчатая система была сохранена, когда конструкция вернулась к клепаной конструкции. Использование заклепок, стальных колес вместо алюминиевых и увеличение толщины брони до 40 миллиметров (1,6 дюйма) в передней части корпуса и башни увеличили вес до уровня, при котором подвеска танка находилась на максимальной нагрузке, не оставляя места для дальнейшего развития. разработка дизайна. [ 7 ] [ примечание 2 ] Чтобы не рисковать наличием комбинированной трансмиссии и рулевого управления Wilson, что могло бы повлиять на производство, «аварийная» коробка передач A13 использовалась с планетарными рулевыми механизмами. Это потребовало уменьшения размера вентилятора охлаждения трансмиссионного отделения. [ 14 ]
Контракты с производителями были заключены в 1939 году. Опытная модель (со сварным корпусом) прошла испытания с положительным результатом в 1940 году; хотя второй пилот пострадал от перегрева. Первые поставки серийных машин состоялись только после битвы при Дюнкерке . Производство башен отставало от производства корпусов. Производство закончилось в середине 1942 года. Удивительно, что производство продолжалось так долго, ведь на производственных линиях ждали места более новые, более совершенные конструкции танков. [ 15 ] Танк «Ковенантер» обошелся британскому правительству в 12 000 фунтов стерлингов, танк «Крусейдер» — в 13 700 фунтов стерлингов, танк «Матильда» — в 18 000 фунтов стерлингов, а танк «Валентайн» — в 14 900 фунтов стерлингов. [ 16 ]
К концу 1943 года «Ковенантер» считался слишком слабовооруженным и бронированным, чтобы противостоять новым немецким танкам. Было решено, что ни одна из проблем не может быть решена без существенных изменений в конструкции, поэтому танк был признан устаревшим, а все машины, кроме варианта мостоукладчика, подлежат сдаче на слом. [ 9 ] [ 17 ]
Услуга
[ редактировать ]
За исключением нескольких пробных машин, Covenanters никогда не использовались за пределами Великобритании. «Ковенантеры» использовались для перевооружения 1-й танковой дивизии (шесть танковых полков в двух бригадах), потерявшей большую часть своих танков во время падения Франции. Когда 1-я дивизия была отправлена в Египет , танки были переданы в состав 9-й танковой дивизии . [ 9 ]
В конце концов, несколько машин были отправлены в пустыню для эксплуатационных испытаний и переданы REME для обслуживания и оценки. Неясно, использовались ли эти танки когда-либо в бою, хотя маркировка подразделения указывает на то, что они, возможно, использовались вместе с Kingforce с их новыми 6-фунтовыми танками Churchill Mk III . [ 18 ]
Ковенантеры также использовались для оснащения гвардейской бронетанковой дивизии в 1942 году и элементов 1-й польской бронетанковой дивизии, когда она была сформирована в Великобритании; они были заменены до того, как эти подразделения были отправлены на передовую, за исключением нескольких мостоукладчиков, которые обе дивизии сохранили и использовали в своем наступлении через Бельгию и Нидерланды. [ 18 ]
Танки наблюдательных пунктов были переданы артиллерийским частям для перевозки передовых наблюдателей королевских артиллерийских батарей. В бронетанковой дивизии на каждую RHA или полевую батарею приходилось по два танка ОП. Средние артиллерийские батареи имели всего одну. Командирские танки были похожи на танки ОП, но имели только два комплекта № 19; один в радиосети полка, другой в сети бригады. [ 19 ]
Мостоукладчики Covenanter использовались 1-й чехословацкой бронетанковой бригадой во время осады Дюнкерка с октября 1944 по май 1945 года. [ 20 ] Версия мостоукладчика также использовалась 4-й бронетанковой бригадой австралийской армии на Бугенвиле и Баликпапане во время Тихоокеанской кампании в 1945 году. [ 21 ]
Варианты
[ редактировать ]
- Covenanter Mk I (Cruiser Mk V) — оригинальная серийная модель. [ 19 ]
- Covenanter Mk I Close Support — вооружен 3-дюймовой гаубицей . [ 19 ]
- Covenanter Mk II (Cruiser Mk V *) - производство Mark I модифицировано добавлением масляного радиатора, установленного на радиаторе. [ 19 ]
- Covenanter Mk II CS — вооружен 3-дюймовой гаубицей. [ 19 ]
- Вариант наблюдательного пункта с макетом пистолета, двумя радиостанциями № 19 и радиостанцией № 18 ; [ примечание 3 ] выдан артиллерийским частям. [ 19 ]
- Командирский вариант с макетом пистолета и двумя радиостанциями № 19.
- Covenanter Mk III (Cruiser Mk V**) — новое производство с двойными маслорадиаторами, установленными по обе стороны двигателя. Тяга сцепления модифицирована. Воздухоочистители добавлены внутри сзади. Глушители выхлопа перенесены на концы гусениц. [ 19 ]
- Covenanter Mk III CS — вооружен 3-дюймовой гаубицей. [ 19 ]
- Covenanter Mk IV - новое производство под названием Mk II с заменой сцепления от Mk III. [ 19 ]
- Covenanter Bridgelayer - корпус Covenanter, оснащенный мостиком, поднимаемым с автомобиля ( «30 футов № 1» ). Это было 34 фута (10 м) в длину и 9 футов 6 дюймов (2,90 м) в ширину. Он мог преодолевать пропасть длиной 30 футов (9 м) и был способен перевозить 24 тонны. [ 22 ] В 1944 году был разработан улучшенный мост грузоподъемностью 30 тонн.
- Covenanter ARV Mk I - бронированная эвакуационная машина на базе безбашенного корпуса Covenanter. Один прототип был построен в 1942 году. [ 19 ]
Кроме того, некоторые Covenanter были оснащены противоминным роликовым приспособлением (AMRA) Mk IC, которое представляло собой устройство разминирования, состоящее из четырех тяжелых катков, подвешенных к раме. Вес катков можно было увеличить, наполнив их водой или песком. [ 19 ]
Выжившие автомобили
[ редактировать ]

Единственная пушка-танк «Ковенантер» хранится в Танковом музее в Бовингтоне, Великобритания. Он отображается в маркировке, которую он имел во время войны, когда служил в составе 13/18-го Королевского гусарского полка , входящего в состав 9-й бронетанковой дивизии . По неизвестным причинам его похоронили после войны на ферме недалеко от Доркинга . В 1977 году он был обнаружен, восстановлен, отреставрирован и в 1985 году выставлен в музее Бовингтона. [ 23 ] [ 2 ] В Танковом музее также есть башня от ранней пилотной модели Covenanter. [ 24 ]
Второй резервуар Covenanter был обнаружен в мае 2017 года на той же ферме, где сейчас находится виноградник Денби . [ 25 ]
Частично закопанные, разбитые корпуса двух танков можно увидеть в Титчвелл-Марш в Норфолке, Великобритания. [ 26 ] Сейчас это природный заповедник Королевского общества защиты птиц . Раньше этот район был танковым артиллерийским полигоном, и ковенантеры, вероятно, использовались в качестве целей. [ 27 ]
Два мостоукладчика Ковенантера сохранились в Австралии — один в Танковом музее Королевского австралийского бронетанкового корпуса, Пукапуньял, Виктория , и один в 1/15-м Королевских уланских казармах и музее Нового Южного Уэльса в Парраматте, Новый Южный Уэльс . [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ LMS также участвовала в производстве Cruiser Mark III.
- ^ Алюминий стал приоритетным материалом, который использовался в производстве самолетов.
- ↑ Радио № 19 было стандартным устройством, устанавливаемым на британских танках, радиостанция № 18 представляла собой переносной комплект, предназначенный для телефонной связи ближнего действия на передовых позициях.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Белый п. 47.
- ^ Jump up to: а б Майк Гарт. "Танковый крейсер Mark V** A13 (E1985.30)" . Бовингтонский танковый музей. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 4 ноября 2011 г.
- ^ Марк I и II. Вспомогательный бак может быть оснащен дополнительным баком емкостью 33 британских галлона.
- ^ Флетчер, Большой танковый скандал , с. 60.
- ^ Бингхэм, Джеймс, Профиль AFV № 8 Crusader-Cruiser Mark VI , Виндзор: Публикация профиля
- ^ Флетчер 2012 , с. 16
- ^ Jump up to: а б Флетчер и Сарсон, часть 4
- ^ Уайт, BT с. 47
- ^ Jump up to: а б с Танки Второй мировой войны, Стив Кроуфорд, Brown Partworks Ltd, 2000 г. ISBN 0-7603-0936-1 (стр. 51)
- ^ Бигэм цитирует 1365 Ковенантеров.
- ^ Флетчер (2012), с. 35.
- ^ Флетчер (2012), стр.37.
- ^ Флетчер (2012), с. 4.
- ^ Флетчер 2000 , с. 6
- ^ Флетчер, Большой танковый скандал , с. 62.
- ^ Кумбс, Бенджамин (2015). Британское танковое производство и военная экономика, 1934-1945 гг . Академик Блумсбери. п. 53. ИСБН 978-1474227902 .
- ^ Флетчер, Большой танковый скандал , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Флетчер (2012), стр. 21–23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Флетчер (2012), стр. 38–40.
- ^ Хирман, Ян. «Чехословаки в Дюнкерке 1944–45» . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года.
- ^ Ковенантер Бриджлейер , Королевские уланские казармы и музей Нового Южного Уэльса, заархивировано из оригинала 11 марта 2015 г. Проверено в августе 2013 г.
- ^ Крейсерский танк Crusader с. 36.
- ^ «Ополчение Денби - военный мемориал Рэнмора» . ranmorewarmemorial.info . 4 марта 2015 г. Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ Браун, стр. 40
- ^ «В Доркинге откопали танк времен Второй мировой войны, и ему помог Саггс из Madness» . Surreymirror.co.uk . 26 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2017 года . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ Браун, стр. 5
- ^ «Титчвелл Марш до RSPB» . Отель Брайарфилдс Норфолк. Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ Браун, с. 4.
Источники
[ редактировать ]- Барнс, бакалавр наук (2008). Знак двойной буквы «Т» (50-я Нортумбрийская дивизия - июль 1943 г. - декабрь 1944 г.) (2-е изд.). Рынок Вестон: Sentinel Press. ISBN 978-0-9534262-0-1 .
- Браун, Пьер-Оливье (25 октября 2011 г.). «Выжившие крейсерские танки» (PDF) . Сайт Surviving Panzers . Проверено 5 ноября 2011 г.
- Эллис, майор LF ; Аллен Р.Н. , капитан GRG; Уорхерст, подполковник А.Э.; Робб, главный маршал авиации сэр Дж. (2004 г.) [1-й. паб. ХМСО , 1962]. Батлер, JRM (ред.). Победа на Западе: Битва за Нормандию . История Второй мировой войны Соединенное Королевство. Том. И. Акфилд, Восточный Суссекс: военно-морская и военная пресса. ISBN 1-84574-058-0 . OCLC 276814706 .
- Флетчер, Дэвид (2000). Крейсерский танк Crusader 1939–1945 гг . Новый Авангард № 14. Иллюстрация Питера Сарсона. Оксфорд: Оспри. ISBN 1-85532-512-8 .
- Флетчер, Дэвид (2012). Крейсерские танки Crusader и Covenanter 1939–45 . Новый Авангард. Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-78096-738-7 .
- Флетчер, Дэвид (1989). Большой танковый скандал: британская бронетехника во Второй мировой войне. Часть 1 . ХМСО . ISBN 978-0-11-290460-1 .
- Флетчер, Дэвид (1989). Универсальный танк: Британская бронетехника во Второй мировой войне. Часть 2 . ХМСО . ISBN 0-11-290534-Х .
- Уайт, БТ (1963). Британские танки 1915–1945 гг . Лондон: Ян Аллан. OCLC 799775831 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Найт, премьер-министр (2018). А13 Крейсер Мк. Танк V Covenanter: техническая история . Моррисвилл, Северная Каролина: Лулу com. ISBN 978-0-244-96756-7 .
- Браун, Питер. "Статья". Танкетка . Том. 19, нет. 3. МАФВА.
- Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1981) [1969]. Британские и американские танки Второй мировой войны, Полная иллюстрированная история танков Великобритании, Америки и Содружества 1933–1945 годов . Арко.
Внешние ссылки
[ редактировать ]