Крейсер Мк IV
Танк, Крейсер, Mk IV (A13 Mk II) | |
---|---|
Тип | Крейсерский танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1940–1941 [ 1 ] |
История производства | |
Произведено | 1939–1941 |
№ построено | 955 |
Технические характеристики | |
Масса | 14,75 длинных тонн (15 т) [ 2 ] |
Длина | 19 футов 9 дюймов (6,02 м) [ 2 ] |
Ширина | 8 футов 4 дюйма (2,54 м) [ 2 ] |
Высота | 8 футов 6 дюймов (2,59 м) [ 2 ] |
Экипаж | 4 (командир, наводчик, заряжающий, водитель) |
Броня | 6–30 мм (0,24–1,18 дюйма) |
Основной вооружение | 2-фунтовая пушка QF 87 раундов |
вторичный вооружение | 0,303 в пулемете Виккерс 3750 патронов |
Двигатель | Наффилд Либерти V12 бензин 340 л.с. (250 кВт) |
Приостановка | Кристи |
Оперативный диапазон | 90 миль (140 км) |
Максимальная скорость | 30 миль в час (48 км/ч) для бездорожья: 14 миль в час (23 км/ч) |
Cruiser Tank Mk IV ( A13 Mk II) — британский крейсерский танк времен Второй мировой войны . Он следовал прямо за танком Cruiser Mk III (A13 Mk I) . Первыми Mk IV были Mk III с дополнительной броней на башне. Позже Mk IVA были построены с полной дополнительной броней. Танк использовался во Франции в 1940 году и в начале войны в Северной Африке , прежде чем был снят с вооружения. Быстрая машина по сравнению с другими британскими танками начала войны, это был, вероятно, лучший крейсерский танк, имевшийся в Британии в 1940 году. [ 3 ] Всего было построено 955 таких танков.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Британия заинтересовалась быстрыми танками после наблюдения за советскими танками БТ во время маневров Красной Армии 1936 года. BT был основан на революционных разработках американца Дж. Уолтера Кристи , и команда Morris Motors была отправлена в Соединенные Штаты для покупки танка Christie и прав на строительство новых. Танк получил обозначение Генерального штаба «А13Е1» и был поставлен в конце 1936 года, но корпус был слишком мал, и это привело к созданию второго прототипа британской постройки.
A13E2 был построен для установки на башню Vickers разработанного Cruiser Mk I (A9). Он нес 40-мм 2-фунтовую пушку Ordnance QF и спаренный пулемет Vickers калибра .303 с водяным охлаждением . Трансмиссия также была переработана: теперь она может двигаться на опорных катках как колесное транспортное средство. Использовались более качественные гусеницы с задними ведущими звездочками, и в ходе испытаний на них была достигнута скорость более 40 миль в час (64 км/ч), но позже скорость была снижена до 30 миль в час (48 км/ч). Броня A13E2 составляла 15 мм (0,59 дюйма), как и у других довоенных конструкций быстрых танков.
A13E3 был последней моделью испытаний, которая привела к созданию серийного танка A13 MkI, Cruiser Tank Mk III, который поступил в производство в 1939 году в компании Nuffield Mechanizations and Aero , дочерней компании по производству боеприпасов в составе Nuffield Organization . Заказ на 65 танков был размещен и построено не менее 30 танков, когда военное министерство решило построить новую модель с более толстой броней. A13 MkII, Cruiser Tank Mk IV, имел максимальную толщину брони 30 мм (1,2 дюйма), а граненая броня устанавливалась по бокам и корме оригинальной башни. Это придало танку гораздо более современный вид; некоторые танки Mk III были переоборудованы на заводе под стандарт Mk IV.
Пулемет .303 Vickers доставлял постоянные проблемы и был заменен 7,92-мм пулеметом BESA . С начала 1940 года все британские танки должны были быть модифицированы для установки нового орудия. Это привело к созданию основной серийной версии A13 MkIIA, Cruiser Tank MkIVA. Несколько экземпляров были отправлены вместе с BEF во Францию вместе с большинством более ранних A13. Сколько танков A13 MkIVA было построено, неизвестно — цифры зависят от источника. К моменту окончания производства в 1941 году между Cruiser Mark III и Cruiser Mark IV было построено 665 машин. [ 2 ] компании English Electric , Leyland и LMS Railway В производстве А13 также участвовали .
Во время битвы за Францию A13 показал себя не очень хорошо из-за плохой подготовки экипажа из-за срочного ввода в эксплуатацию. Многие танки, отправленные во Францию, находились в плохом состоянии, а некоторые были настолько новыми, что у них отсутствовали жизненно важные части. A13 намного лучше показал себя в пустынях Северной Африки и справился с условиями лучше, чем некоторые другие модели. Он был быстрым, хорошо вооруженным и бронированным против итальянских и немецких танков. Оно оставалось эффективным оружием до конца 1941 года, когда появились новые модели Panzer III и Panzer IV с более толстой броней и более крупными орудиями. В Северной Африке именно противотанковая пушка унесла подавляющее большинство британских танков, потерянных в боях; Вопреки распространенному мнению, немецкие танки понесли незначительные потери британцев. [ 4 ]
На смену Cruiser MkIV пришли две конструкции танка: танк Cruiser MkV Covenanter и танк A15 Crusader . A13 Covenanter радикально отличался от оригинальной конструкции A13 и представлял собой совершенно новый танк, хотя из-за конструктивных недостатков он был непригоден для боевых действий и использовался только для тренировок. A15 Crusader использовал тот же двигатель Liberty, но во всем остальном имел новую конструкцию.
История производства и варианты
[ редактировать ]Шестьдесят пять Mk III были построены в 1939 году компанией Nuffield; некоторые из них были переоборудованы в Mk IV.
Довоенный | Сентябрь-декабрь 1939 г. | 1940 | 1941 | |
---|---|---|---|---|
Крейсер, Мк. IV (А.13 Мк. II) | — | 8 | 89 | — |
Крейсер, Мк. ИВА (А.13 Мк. IIA) | — | — | 169 | 6 |
- MkIV CS, не построен
- MkV, перепроектированный LMS Railway как Cruiser Tank Mk V Covenanter (общая штабная спецификация A13 Mark III)
- Мк IVA (AC Mk IIA)
Пулемет .303 Vickers был заменен на 7,92-миллиметровый (0,312 дюйма) пулемет Besa . MkIVA имел новую маску орудия и производился на нескольких заводах, в том числе на LMS Railway. Это был основной тип, использовавшийся в пустыне с 1940 по 1942 год.
Боевая история
[ редактировать ]Примерно 40 крейсеров Mk IV и MkIVA прошли службу во Франции в 1940 году в составе 1-й бронетанковой дивизии Британского экспедиционного корпуса . [ нужна ссылка ] Большинство из них было брошено в Кале , а те немногие танки, которые участвовали в боевых действиях, были уничтожены численно превосходящими силами противника. [ нужна ссылка ] Немецкие бронетанковые войска.
С октября 1940 года крейсеры MkIVA отправлялись на войну в Северную Африку , где использовались со старыми A9, Cruiser Tank MkI и A10 Cruiser Tank MkII. A13 никогда не было в достаточном количестве, и типичная бронетанковая бригада имела смесь относительно медленных крейсеров Mk I и Mk II со скоростью 10–20 миль в час (16–32 км/ч) и более быстрых крейсеров Mk I и Mk II, развивающих скорость 30–40 миль в час (48–64 км/ч). h) Mark IV и Light Tank Mk VI (последние действовали как крейсерские танки), что вызвало тактические трудности и трудности со снабжением.
Девять танков Mark IV, захваченных немцами после битвы за Францию, были повторно использованы в качестве командирских машин Panzer Abteilung (Flamm) 100 («100-й огненный танковый батальон») во время операции «Барбаросса» . Им были присвоены немецкие обозначения Pz.Kpf.Wg.A13(e) или MK IV 744(e) ; буква «е» означает их «английское» происхождение. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сорок, Джордж; Джек Ливси (2006). Всемирная энциклопедия танков и боевых бронированных машин . Книги Лоренца. п. 55. ИСБН 978-0-7548-1741-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Уайт, BT British Tanks 1915–1945 Ян Аллан с. 46
- ^ Танковый музей (13 февраля 2015 г.). «Беседы Дэвида Флетчера о танках №1: Крейсер А13» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 7 декабря 2020 г. - через YouTube .
- ^ Харрис, JP; Тоас, ФН (1990), Armored Warfare , Лондон, стр. 78
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Крейсер А13 Мк II стр. 3» .