M3 был сильно модифицирован: было выпущено несколько десятков вариантов конструкции для разных целей. Во время Второй мировой войны М3 и его варианты поставлялись США армии и морской пехоте , а также силам Британского Содружества и Советской Красной Армии , служившим на всех основных фронтах на протяжении всей войны. M3 и его варианты производились многими производителями, включая Diamond T , White Motor Company и Autocar . Они были адаптированы для самых разных целей, например, в качестве самоходных зенитных установок или самоходных артиллерийских установок . Хотя поначалу он был непопулярен из-за отсутствия значительной брони или крыши для защиты пассажиров и экипажа от шрапнели, во время войны он использовался большинством союзников.
В эпоху холодной войны машина использовалась различными государственными и негосударственными операторами в конфликтах в Южной Америке, на Ближнем Востоке, в Африке и Азии и оставалась на вооружении вплоть до середины 1990-х годов.
Полугусеничная машина M3 имела длину 20 футов 3 дюйма (6,17 м), ширину 7 футов 3,5 дюйма (2,223 м), высоту 7 футов 5 дюймов (2,26 м) и полную массу 17 650 фунтов (8,01 т) (M3 ) или 18 425 фунтов (8,357 т) (M3A1). Колесная база составляла 135,5 дюймов (3,44 м) в длину. Подвеска состоит из листовой рессоры для двух передних колес, а задние гусеницы имели вертикальные спиральные рессоры . Имея запас топлива в 60 галлонов США (230 л), М3 мог перевезти свой экипаж (один водитель) и отделение из 12 солдат на 220 миль (350 км) до дозаправки, защищая их от стрелкового оружия легкой броней (6–6). 12 мм брони [ 3 ] ). Автомобиль был оснащен двигателем White 160AX мощностью 148 л.с. (110 кВт), двигателем 386 дюймов. 3 (6330 куб.см), 6-цилиндровый бензиновый двигатель. [ 4 ] [ 5 ]
Конструкция, в которой использовалось множество коммерческих компонентов для повышения надежности и скорости производства, была стандартизирована в 1940 году и создана компаниями Autocar Company , Diamond T Motor Company и White Motor Company. [ 6 ] С двигателем White 160AX М3 приводился в движение механической коробкой передач постоянного зацепления (несинхронизированной ) с четырьмя передними и одной задней передачей, а также двухступенчатой раздаточной коробкой. В передней подвеске используются листовые рессоры, а на гусеницах — вертикальные спиральные рессоры . Торможение было гидравлическим, а рулевое управление - ручным. Бортовая электроника работает от 12-вольтовой сети. [ 3 ] В машине используются две гусеницы из формованной резины со стальными тросами и металлическими направляющими. [ 7 ]
Пехотные винтовки держались на кронштейнах за сиденьями, а боеприпасы и пайки обычно хранились под ними. В 1942 году машины оборудовали небольшими стойками для фугасов снаружи корпуса, прямо над гусеницами. В бою многие отделения сочли необходимым разместить дополнительные пайки, рюкзаки и другие вещи экипажа снаружи машины. Багажные полки часто добавлялись в полевых условиях, а позже для этой цели автомобили оборудовались задними багажниками. [ 8 ]
Ранний автомобиль имел ось позади передних сидений, на которой устанавливался пулемет M2 Browning .50 калибра (12,7 мм) . В более позднем M3A1 использовалась приподнятая бронированная установка «кафедра» для пулемета .50 калибра над сиденьем переднего пассажира, а также дополнительные крепления для пулеметов .30 калибра (7,62 мм) по бокам пассажирского салона. Многие M3 позже были преобразованы в M3A1. Кузов машины был полностью бронированным, с регулируемой бронезащитной шторкой радиатора двигателя и регулируемыми противопульными панелями со смотровыми щелями на лобовом, водительском и пассажирском стеклах. [ 9 ]
На выставке в Урселе (к северо-западу от Гента ), Бельгия.
Разработка бронированного полугусеничного автомобиля началась с директивы по вооружению OCM 14188, предусматривавшей переоборудование автомобиля M3 Scout Car в полугусеничный. Прототип был построен в Rock Island Arsenal при помощи White Motor Company и получил обозначение T7. У него было то же шасси и двигатель, что и у M3, но передние колеса большего размера и более короткий передний зажим. Броня состояла из закаленных броневых листов толщиной 1/4 дюйма и была вооружена двумя пулеметами M1919 и одним пулеметом M2 Browning, управляемым расчетом из восьми человек. Испытания на Абердинском полигоне в 1938 году продемонстрировали неудовлетворительные характеристики из-за переднего привода. Т7 снова переоборудовали в разведывательную машину и вернули в армию. [ 10 ]
На протяжении 1939 и 1940 годов прототип полугусеничного автомобиля М2 создавался и разрабатывался армией на Абердинском полигоне. М3 был разработан как увеличенная версия М2, оснащенная двумя пулеметами М1919 и пулеметом М2 Браунинг для боевого применения. В M3 также добавилась задняя дверь и пять дополнительных сидений сзади. М3 прошел испытания на Абердинском полигоне летом 1941 года и вскоре был принят на вооружение. [ 11 ]
На вооружении США предполагалось, что М3 будет поступать в бронетанковые пехотные полки. Он также был быстро введен в действие вместе с Временной танковой группой, когда японская армия начала вторжение на Филиппины . Сначала поступило множество жалоб из-за ряда механических проблем. Эти недостатки были исправлены Департаментом артиллерийского вооружения после получения отчетов с мест с Филиппин. Первое использование M3 по прямому назначению произошло во время операции «Факел» . В каждой бронетанковой дивизии было 433 М2 или М3, 200 в бронетанковых полках и 233 в бронетанковых полках. [ 12 ]
Поначалу полугусеницы были непопулярны, и американские войска прозвали их « коробками пурпурного сердца » (мрачная отсылка к награде армии США за боевые ранения). Основные жалобы касались полного отсутствия защиты от разрывов артиллерийских снарядов и недостаточной защиты от пулеметного огня. Омар Брэдли в своем отчете о полугусеничных машинах процитировал, что это было «компетентное и надежное изобретение. Его плохая репутация возникла из-за неопытности наших солдат, которые пытались использовать его для слишком многих целей». [ 12 ] Еще одной серьезной проблемой M3 были фиксированные задние направляющие колеса, которые часто ломались на пересеченной местности. Командиры в Северной Африке закупили детали для создания подпружиненных задних направляющих колес, способных работать на пересеченной местности, что затем одобрено Управлением артиллерийских вооружений в качестве официального исправления. [ 13 ] [ 14 ] В 1943 году М3 служил на Сицилии и в Италии и получил положительные отзывы о нем в действии. Он участвовал в операции «Оверлорд» и прослужил в Европе до конца войны. [ 15 ]
Автомобиль в целом считался очень надежным с механической точки зрения, хотя имелись две основные жалобы: у автомобиля был большой радиус поворота и отсутствовал гидроусилитель руля, последнее особенно заметно при движении по узким европейским улицам. Уникальная конструкция гусеницы, состоящей из стальных лент с привулканизированной к ним резиновой контактной поверхностью, затрудняла замену; если гусеница повреждалась или стальные ленты растягивались, приходилось заменять всю гусеницу. В качестве альтернативы была предложена гусеница со сменными блоками. [ 16 ]
M3 - Белый и автомобиль Autocar с White 386 в полугусеничный 3 (6330 куб.см) двигатель 160AX. Оснащен либо зенитной пулеметной установкой M32, либо установкой на пьедестале, оба с пулеметом M2HB. [ 3 ]
M3A1 - M3 с улучшенной кольцевой установкой для пулемета M49 над правым передним сиденьем. В период с 1942 по 1943 год все полугусеничные машины М3 (стандартные и А1) постоянно модернизировались. Эти улучшения включали ряд усовершенствований трансмиссии, двигателя и места для хранения вещей. [ 3 ]
T29 / M3A2 - разработан в 1943 году для объединения функций, позволяющих переключить существующее производство M2 и M3 на общую машину. Потребность в дополнительных полугусеничных машинах оказалась не такой большой, как предполагалось, и M3A2 так и не был построен. [ 3 ]
БТР М5 M3E2 / Полугусеничный M5 - полугусеничный International Harvester, внешне во многом идентичный M3, но с двигателем 450 дюймов. 3 (7400 куб.см), [ 3 ] Двигатель IHC RED-450-B, другая трансмиссия, топливная и электрическая системы. Шасси, тележки, гусеница, натяжная и ведущая звездочки, колеса, лебедки, раздаточная коробка, катки и пулеметная установка взаимозаменяемы с М3. М5 был тяжелее М3, отчасти из-за более тяжелой брони. Кузов автомобиля был сварным, а не болтовым. М5 в первую очередь строился по ленд-лизу европейским союзникам. [ 19 ]
M5A1 - как и M3A1, M5A1 представлял собой M5 с пулеметной установкой M49. В нем могли разместиться один пулемет калибра .50 (12,7 мм) и два пулемета калибра .30 (30,06). [ 19 ] Модели IHC имели немного меньшую максимальную скорость (всего 42 миль в час (68 км/ч)) и меньший запас хода (125 миль (201 км)). [ 3 ]
T31/M5A2. По принципу действия аналогичный M3A2, M5A2 представлял собой машину, разработанную Департаментом вооружений США для объединения производства M5 и M9 в одну машину. Как и в случае с М3А2, этот проект так и не был востребован и никогда не производился. [ 20 ]
Полугусеничный M9 - тот же кузов, что и у M5, но с местом для хранения вещей, как в полугусеничном автомобиле M2 , доступом к радиостанциям изнутри (а не снаружи) и задним дверям, а также креплением для пулемета на подставке. [ 19 ]
M9A1 - То же, что и M9, с кольцевым креплением и тремя штифтами для пулеметов. [ 19 ]
T12/M3 75 mm GMC - артиллерийский лафет на базе M3, оснащенный 75-мм пушкой M1897A5. Также оснащен лафетом и щитом M2A3. [ 21 ]
M3A1 75 мм GMC - лафет M2A2 был заменен на A3, поскольку запасы первого были исчерпаны. Более поздние варианты имели специальный орудийный щит (59 патронов). [ 21 ]
T19/ M21 81 мм MMC - моторный лафет миномета на базе М3, оснащенный минометом М1 (81 мм) (97 снарядов), предназначенный для ведения огня из миномета изнутри машины. [ 23 ]
T38 105 мм HMC — моторный лафет на базе гаубицы М3, оснащенный 105-мм гаубицей М3 . Отменено успехом 105-мм HMC T19. [ 25 ]
Артиллерийский лафет Т48 - артиллерийский лафет на базе М3, оснащенный 57-мм пушкой М1, американской копией британской 6-фунтовой противотанковой пушки QF. Всего за время войны было выпущено 962 Т48. Из них 60 были поставлены по ленд-лизу в Великобританию, а 650 — в СССР, получивший обозначение СУ-57 (99 снарядов). Всего 31 самолет был переоборудован в M3A1, а один поступил на вооружение армии США. [ 26 ] [ 27 ]
T1E4 / Полугусеничный M13 - многоорудийный лафет на базе M3, оснащенный установкой Maxson M33 с двумя пулеметами M2HB (5000 патронов). У прототипов Т1Е4 борта корпуса были удалены для удобства работы с креплением. Они были вновь представлены на серийных M13. Это было развитие предыдущих T1 , которые были основаны на полугусеничном автомобиле M2. [ 28 ]
Полугусеничный М14 - вариант М13 MGMC на базе шасси М5. Поставлено по ленд-лизу в Великобританию (5000 патронов). [ 28 ]
Полугусеничный M16 - многоорудийный лафет на базе M3, оснащенный установкой Maxson M45 Quadmount (в частности, M45D) с четырьмя пулеметами M2HB (5000 патронов). [ 29 ]
M16A1 MGMC - стандартные бронетранспортеры M3, преобразованные в несколько артиллерийских лафетов путем удаления задних сидений и установки установки Maxson M45 (точнее, M45F, которая имела складные орудийные щиты в виде крыла летучей мыши с обеих сторон установки над пулеметами). Эти машины легко узнать по отсутствию складных бронепанелей корпуса, которые есть на специально построенных M16. [ 29 ]
M16A2 MGMC - M16 переоборудованы с учетом улучшений M16A1 и с добавлением задней двери в отсек корпуса. Для существующих M16 это по сути означало замену крепления M45D на крепление M45F. [ 29 ]
Полугусеничный М17 - вариант М16 MGMC на шасси М5. Отправлен по ленд-лизу в СССР (5000 патронов). [ 29 ]
T58 - Подобно M16/M17, T58 имел четырехместную установку Maxon, установленную на специальной башне с электроприводом. Только прототип. [ 30 ]
T28E1 CGMC - комбинированный артиллерийский лафет на базе M3, оснащенный одной 37-мм автоматической пушкой M1A2 (240 снарядов) в окружении двух пулеметов M2WC (3400 снарядов). Оригинальный Т28 был построен на шасси полугусеничного автомобиля М2. Только прототип. [ 31 ]
Полугусеничный М15 - вариант Т28Е1, оснащенный броневой надстройкой на башенной установке для защиты экипажа и переведенный на пулеметы M2HB. [ 32 ]
M15A1 CGMC — реорганизация вооружения: пулеметы M2HB установлены под 37-мм автоматической пушкой M1A2, а не над ней. [ 33 ]
T10E1 - вариант для проверки возможности установки американских копий 20-мм пушки Hispano-Suiza HS.404 на модифицированные установки Maxson. Позже все они были переоборудованы в M16. Оригинальный Т10 был основан на шасси полугусеничного автомобиля М2. [ 34 ]
Предпринимались различные попытки состыковать 40-мм пушку Bofors L/50 с шасси М3. В большинстве случаев отдача оружия была слишком сильной или установка слишком тяжелой, и попытки были окончательно прекращены с принятием на вооружение M19 MGMC на шасси легкого танка M24 . [ 35 ]
T54/E1 - испытанная в 1942 году артиллерийская установка быстро оказалась нестабильной при стрельбе, а улучшенный T54E1, который также добавил к машине круглый бронещит и заднюю броню, не смог решить возникшую проблему. Только прототип. [ 35 ]
T59 - развитие T54/E1, оснащенное выносными опорами, помогающими стабилизировать машину во время продолжительной стрельбы. Тем не менее оказался слишком нестабильным для использования в зенитных целях. Только прототип. [ 35 ]
Т59Е1 – Т59 с системой управления огнем Т17. Только прототип. [ 35 ]
T60 / E1 - аналогичен T54 и T59, но имел два пулемета M2 калибра .50 по бокам от 40-мм пушки (обозначение установки - T65). T60E1 имел конфигурацию бронирования, аналогичную T54E1. Страдала от тех же проблем со стабильностью, что и предыдущие попытки. Только прототип. [ 36 ]
Т68. Пожалуй, самый радикальный из экспериментов. Т68 имел две 40-мм пушки, установленные одна поверх другой, а также стабилизатор поверх двух орудий. Сила отдачи оказалась слишком велика для установки, и от этой идеи отказались. Только прототип. [ 36 ]
M15 «Special» - переоборудование на складах армии США в Австралии стандартных M3, а не M15, оснащенных турельными Bofors 40-мм пушками L/50. Это была единственная успешная комбинация этого орудия с шасси М3, и она использовалась больше для прямой огневой поддержки, чем для зенитных целей. [ 32 ]
M34 - Как и M15 «Special», указанный выше, 102 M15 были переоборудованы в M34 в Японии в 1951 году. На M34 была установлена одна 40-мм пушка Bofors вместо комбинированной артустановки M15. Это было связано прежде всего с нехваткой 37-мм боеприпасов, которые больше не производились. М34 служили как минимум в двух батальонах зенитного оружия (автоматического оружия) (26-м и 140-м) во время Корейской войны. [ 37 ]
М3 Мк. А (М3 Дегем Алеф) – БТР М5. Все израильские полугусеничные машины имели обозначение M3, даже варианты M2/M9 и были известны как Zachlam זחל"ם на иврите. БТР Mk. An идентифицировались как IHC M5 по большей части из-за использования двигателей RED-450. В то время как M49 крепление было сохранено, использовались разнообразные пулеметы. [ 38 ]
М3 Мк. B (M3 Degem Bet) - M5 переоборудован в командирский авианосец с дополнительными радиостанциями и передним бампером лебедки. Мк. На Bs были установлены пулеметы M2HB. [ 38 ]
М3 Мк. C (M3 Degem Gimel) - аналогичен M21 MMC, тип M3 (предполагается из общего использования двигателя White 160AX). Полугусеничный с 81-мм минометом M1. [ 38 ] Разработка началась в 1950 году. Опытный образец прошел испытания в декабре 1951 года. Первые машины поступили в части в сентябре 1953 года. [ 39 ]
М3 Мк. D (M3 Degem Dalet) — еще один миномет на базе M3, оснащенный 120-мм минометом Soltam . Разработка началась в 1952 году. [ 39 ] Вступил в строй в 1960 году. [ 38 ]
М3 Мк. E (M3 Degem He) — М3 с 75-мм пушкой Круппа. Единственный прототип был построен к маю 1951 года, прошел испытания в июле 1951 года и снова в августе 1953 года. К 1955 году артиллерийский корпус ЦАХАЛ потерял интерес к этому проекту. [ 39 ]
М3 Мк. F (M3 Degem Waw) — предлагаемая конфигурация М3 с двумя 20-мм зенитными пушками. От проекта отказались в 1952 году после предварительной проверки. [ 39 ]
M3 TCM-20 - полугусеницы M3/M5, оснащенные израильской башней с вооружением TCM-20 с двумя 20-мм пушками Hispano-Suiza HS.404, установленными на старые башни Maxson. Правый смотровой люк часто заменяли шаровой установкой для пулемета. Они показали себя очень эффективными в борьбе с противотанковыми ракетными группами; их пушки оказались эффективными, заставив команды укрыться или подавить их, чтобы они не могли точно использовать свои ракеты. [ 40 ]
^ Тракол, Ксавье (октябрь 2011 г.). «Блиндорама: Аргентина 1926–1945». Битвы и бронетехника (на французском языке). Нет. 45. Характер. стр. 4–7. ISSN 1765-0828 .
^ Фосс, Кристофер Ф. (15 июня 1998 г.). «Инвентарь – бронетехника и артиллерия на вооружении, Аргентина». Доспехи и артиллерия Джейн 1998–99 . ISBN 978-0-71061-790-3 .
^ Фосс, Кристофер Ф. (15 июня 1998 г.). «Инвентарь – бронетехника и артиллерия на вооружении, Камерун». Доспехи и артиллерия Джейн 1998–99 . ISBN 978-0-71061-790-3 .
^ Фосс, Кристофер Ф. (15 июня 1998 г.). «Инвентарь – бронетехника и артиллерия на вооружении, Корея, Южная». Доспехи и артиллерия Джейн 1998–99 . ISBN 978-0-71061-790-3 .
^ Фосс, Кристофер Ф. (15 июня 1998 г.). «Инвентарь – бронетехника и артиллерия на вооружении, Либерия». Доспехи и артиллерия Джейн 1998–99 . ISBN 978-0-71061-790-3 .
^ Фосс, Кристофер Ф. (15 июня 1998 г.). «Инвентарь – бронетехника и артиллерия на вооружении, Мадагаскар». Доспехи и артиллерия Джейн 1998–99 . ISBN 978-0-71061-790-3 .
^ Международный институт стратегических исследований (МИСИ) (2012 г.). «Военный баланс 2012». Военный баланс: ежегодные оценки характера и численности вооруженных сил основных держав . Лондон: IISS: 39. ISSN 0459-7222 .
^ Фосс, Кристофер Ф. (15 июня 1998 г.). «Инвентарь – бронетехника и артиллерия на вооружении, Сенегал». Доспехи и артиллерия Джейн 1998–99 . ISBN 978-0-71061-790-3 .
^ Фосс, Кристофер Ф. (15 июня 1998 г.). «Инвентарь – бронетехника и артиллерия на вооружении, Того». Доспехи и артиллерия Джейн 1998–99 . ISBN 978-0-71061-790-3 .
Бишоп, Крис (1998). Энциклопедия вооружения Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Orbis Publishing и Aerospace Publishing. ISBN 0-7607-1022-8 .
Дэвид Франсуа, Сальвадор – Том 1: Кризис, переворот и восстание 1970–1983 гг ., Latin America@War Volume 32, Helion & Company Limited, Уорик, Великобритания, 2023 г. ISBN 978-1-804514-02-3
Дэвид Франсуа, Сальвадор – Том 2: Пожар 1984–1992 гг ., Latin America@War Volume 34, Helion & Company Limited, Уорик, Великобритания, 2023 г. ISBN 978-1-804512-18-0
Брезнер, Амиад (1999). Дикие Бронкос: развитие и изменения бронетехники ЦАХАЛа 1949-1956 гг . Маарахот. ISBN 965-05-1010-9 .
Гандер, Терри (2013). Пистолет Бофорс . Барнсли, Великобритания: Перо и меч. ISBN 978-1-4738-3680-8 .
Грандолини, Альберт (1998). Броня Вьетнамской войны (2) Азиатские войска . Armor at War 7017 . Публикации Concord. ISBN 978-9-62361-622-5 .
Ханникатт, Р.П. (2001). Полугусеничные машины: история американских полугусеничных машин . Санта-Барбара, Калифорния: Presidio Press. ISBN 0-89141-742-7 .
Кассис, Самир (2003). 30 лет военной техники в Ливане . Бейрут, Ливан: Элитная группа. ISBN 9953-0-0705-5 .
Меско, Джим (1996). Полугусеницы М3 в действии . Кэрроллтон, Техас: Публикации Squadron/Signal. ISBN 0-89747-363-9 .
Янда, Патрик (2009). Халф-Трек Том I. Гданьск, Польша: Издательство Aj-Press. ISBN 978-83-7237-207-9
США, военное министерство (1944 г.). Полугусеничные машины ТМ 9-710 базовые (Белый, Автокар и Алмаз Т) . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство войны. ОСЛК 853748834
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 2d31f51837fce531b61c8a5deeabc08d__1722690540 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/8d/2d31f51837fce531b61c8a5deeabc08d.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: M3 half-track - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)