Jump to content

Комета (танк)

(Перенаправлено из танка «Комета» )

Танк, Крейсер, Комета I (А34)
Танк Comet на фестивале Tankfest 2023 в Танковом музее .
Тип Крейсерский танк
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В эксплуатации Декабрь 1944–1958 (Великобритания)
Используется см . Операторы
Войны Вторая мировая война
1964 Эфиопско-сомалийская война
История производства
Дизайнер Бирмингемская компания Carriage & Wagon Co.
Разработанный 1943
Производитель Лейланд Моторс
Произведено сентябрь 1944 г.
построено 1,200
Технические характеристики
Масса 35 длинных тонн (36 т; 39 коротких тонн)
Длина
  • Корпус - 21 фут (6,4 м)
  • Общий - 25 футов 1 + 1 2 дюйма (7,7 м)
Ширина 9 футов 10 + 1 дюйма (3 м)
Высота 8 футов 9 + 1 2 дюйма (2,68 м)
Экипаж 5 (командир, наводчик, заряжающий/оператор, водитель, наводчик)

Броня 0,55–4 дюйма (14–102 мм)
Основной
вооружение
вторичный
вооружение
  • 2 × 7,92-мм Besa пулемета
  • 5175 патронов
Двигатель Rolls-Royce Meteor Mark III V12 бензиновый
600 л.с. (450 кВт)
Мощность/вес 18,3 л.с./длинную тонну (13,4 кВт/т)
Водить машину Перепончатые и окученные гусеницы
Передача инфекции
  • Z5 Постоянная сетка
  • (5 вперед; 1 назад)
Приостановка Усовершенствованная Кристи с возвратными роликами.
Дорожный просвет 18 дюймов (0,46 м)
Запас топлива 116 имп галлонов (530 л)
Оперативный
диапазон
  • По дороге - 123 миль (198 км)
  • По пересеченной местности - 74 миль (119 км)
Максимальная скорость
  • На дороге – 32,4 миль в час (52,1 км/ч)
  • По пересеченной местности – 14,3 миль в час (23 км/ч)
Ссылки Чемберлен и Эллис [ 1 ]

Танк Comet или Tank, Cruiser, Comet I (A34) — британский крейсерский танк , впервые использованный ближе к концу Второй мировой войны , во время вторжения западных союзников в Германию . «Комета» была разработана на основе более раннего танка «Кромвель» с низкопрофильной частично литой башней, на которой была установлена ​​новая HV 77-мм пушка . Это была уменьшенная версия 17-фунтовой противотанковой пушки, стрелявшая теми же 76,2-мм (3-дюймовыми) снарядами, хотя и с более легким зарядом, и она была эффективна против немецких танков конца войны, включая « Пантеру» и «Тигр» . [ 2 ]

Комета сделала Cruiser Mk VIII Challenger устаревшим и привела к разработке танка Centurion . При стрельбе подкалиберными снарядами 77-мм HV превосходила по бронепробиваемости 75-мм пушку KwK 42 аналогичного танка Оси «Пантера». [ 3 ]

«Комета» поступила на действительную службу в январе 1945 года и оставалась на вооружении Великобритании до 1958 года. В некоторых случаях «Кометы», проданные другим странам, продолжали эксплуатироваться до 1980-х годов.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Опыт боевых действий против немцев в кампании в Западной пустыне продемонстрировал британцам множество недостатков их крейсерских танков . Поэтому в 1941 году был сделан запрос на новый тяжелый крейсерский танк, который мог бы достичь боевого превосходства над немецкими моделями. Из соображений экономии и эффективности пришлось использовать как можно больше компонентов от нынешнего танка A15 Mk VI Crusader .

Первоначальные конструкции нового танка Cromwell развились в танк A24 Mk VII Cavalier и танк A27L Mk VIII Centaur , оба приводились в движение двигателем Nuffield Liberty . Проектирование продолжилось через Mk VII (A27M) Cromwell , третью параллельную разработку Cavalier и Centaur, имеющую многие из тех же характеристик.

В новую спецификацию A27M компания Cromwell интегрировала ряд расширенных функций. Двигатель «Метеор» оказался очень надежным и обеспечил танку хорошую подвижность, но возникли некоторые проблемы, связанные с общим наследием машины и значительным скачком мощности двигателя. Танк был склонен к сбрасыванию гусениц, если натяжение гусениц не поддерживалось должным образом или если он поворачивал на слишком высокой скорости или слишком резко. Также были некоторые проблемы с поломкой подвески, отчасти из-за высокой скорости Cromwell, в результате чего в его конструкцию был внесен ряд изменений.

Самая большая жалоба была связана с огневой мощью; Первоначально Cromwell был спроектирован для установки на вооружение 57-мм 6-фунтовой пушки Ordnance QF , также модернизированной для танков Crusader. В бою они оказались полезными против других танков, но из-за отсутствия какой-либо разумной взрывной нагрузки они были неэффективны против противотанковых орудий или неподвижных огневых точек. До поступления на боевую службу «Кромвеля» был введен 75-мм калибр Ordnance QF , которым оснащалось большинство «Кромвелей», — адаптированная версия 6-фунтовых стреляющих снарядов американской 75-мм пушки « Шермана» . Она имела несколько более низкие противотанковые характеристики, чем 6-фунтовая пушка, но ее гораздо больший снаряд обеспечивал эффективную мощную фугасную нагрузку.

Было предпринято несколько попыток дальнейшего улучшения огневой мощи за счет установки более мощного орудия. Параллельно с разработкой 75-мм пушки Cromwell и QF была разработана новая 75-мм танковая пушка Vickers High Velocity, но она оказалась слишком большой для башни Cromwell и привела к нехватке наступательных противотанковых средств. [ 2 ] Предыдущая потребность в танке с 17-фунтовым вооружением привела к разработке A30 Mk VIII Challenger . На основе Cromwell корпус пришлось удлинить и установить наверху гораздо большую башню, чтобы можно было разместить второе заряжающее для 17-фунтовой пушки, что считалось требованием старой спецификации для более крупных боеприпасов. Очень высокая башня Challenger считалась недостатком, и это привело к экспериментам с аналогичной версией A30 Avenger, противотанковой версией с башней с открытым верхом.

Переоборудование танков Sherman в Sherman Firefly (танк Sherman, оснащенный 17-фунтовой пушкой) было значительно быстрее, чем производство Challenger, и из-за оперативных потребностей вторжения в Нормандию производство Challenger было прекращено. «Светлячки» (и ограниченное количество «Челленджеров») обеспечивали дополнительную огневую мощь вооруженным войскам Кромвеля и Шермана. будет выдан один Firefly Каждому отряду Кромвелей (что даст три Cromwell и один Sherman Firefly). Проблемы возникли из-за разных требований к техническому обслуживанию и связанной с этим сложности снабжения двух моделей танков, а также из-за разницы в характеристиках «Кромвеля» и «Шермана» и силуэта «Шермана», даже большего, чем у «Челленджера». Большой размер и очевидная разница между «Челленджером» и «Светлячком» сделали их приоритетной целью для сил Оси.

Признавая, что для замены смешанного парка танков Cromwell, Challenger и Firefly требуется обычная низкопрофильная машина, была создана новая спецификация танка. Это устранило у Challenger необходимость во втором заряжающем устройстве и установило новое высокоскоростное орудие Vickers, предназначенное для Cromwell.

Танк, Крейсер, Комета л (А34)

[ редактировать ]
Экипаж «Кометы» загружает в свой танк 17-фунтовые боеприпасы HV.

В A34 (спецификация Генерального штаба), позже названном Comet , конструкторы танка решили исправить некоторые недостатки Cromwell в вооружении, конструкции гусеницы и подвески, опираясь при этом на его сильные стороны: малую высоту, высокую скорость и подвижность. Это заменило необходимость в Challenger и Firefly и основывалось на опыте, полученном при проектировании и раннем развертывании Cromwell.

Первоначально ожидалось, что Cromwell будет использовать 75-мм орудие High Velocity, разработанное Vickers, но оно не поместилось бы в башню. [ 2 ] Разработка орудия продолжалась, и когда начались работы над Comet, конструкция орудия превратилась в 17-фунтовую HV (High Velocity). [ 2 ] В орудии теперь использовался снаряд того же калибра (76,2 мм), что и в 17-фунтовой пушке, но гильза была от более старой 3-дюймовой зенитной пушки QF мощностью 20 центнеров, заряженной до более высокого давления. Полученный снаряд отличался от 17-фунтовых боеприпасов: он был короче, компактнее, его было легче хранить и обращаться с ним внутри танка. Испытания на полигоне, проведенные 2-м полком Файф и Форфаршир йоменри, переоборудованными из «Шерманов», показали, что орудие не пробило лобовую броню трофейного немецкого танка «Пантера». [ 4 ]

Был внесен ряд других улучшений и включено множество изменений в конструкцию Cromwell, например, люки безопасности для водителя и наводчика. Корпус в стандартной комплектации был полностью сварным, броня была увеличена с 32 до 74 мм по корпусу, а башня — с 57 до 102 мм.

Новая низкопрофильная сварная башня была создана с использованием литой маски орудия для калибра 77 мм. Башня имела электрическое перемещение (особенность конструкции, заимствованная у танка «Черчилль» ), с генератором, питаемым от главного двигателя, а не от гидравлической системы «Кромвеля». Боекомплект к 77-мм пушке хранился в броневых бункерах.

Подвеску «Кометы» усилили и добавили опорные катки. Как и в случае с более поздними «Кромвелями», максимальная скорость танка «Комета» была ограничена с 40+ миль в час, как у «Кромвеля», до более медленных, но приличных 32 миль в час (51 км/ч). Это изменение сохранило срок службы компонентов подвески и двигателя, а также снизило износ гусениц.

Подобно более поздним Черчиллям, «Комета» извлекла пользу из уроков, извлеченных из взаимодействия танков с пехотой. В стандартной комплектации он оснащался двумя радиостанциями: радиостанцией № 19 для связи с полком и войсками и радиостанцией № 38 для связи с пехотными частями. Как и многие британские танки, он также имел телефонную трубку, установленную сзади, чтобы сопровождающая пехота могла разговаривать с экипажем.

Производство

[ редактировать ]
Leyland Comet Mk I Model B. в Йоэнсуу , Финляндия , 1982 год.

Танки «Комета» строились рядом британских фирм во главе с Лейландом , в том числе English Electric , John Fowler & Co. и Metro-Cammell . [ 5 ]

Прототип из мягкой стали был готов в феврале 1944 года и поступил на испытания. Опасения по поводу наводчика корпуса и брони днища были отложены в сторону, чтобы избежать перепроектирования, но все же была достаточная задержка, вызванная незначительными модификациями и изменениями. Поставки серийных моделей начались только в сентябре 1944 года. Комета должна была поступить на вооружение к декабрю 1944 года, но обучение экипажа было отложено из-за немецкого наступления в Арденнах . К концу войны было произведено 1200 штук.

История обслуживания

[ редактировать ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Танки «Комета» 2-й дивизии «Файф» и «Форфар Йоманри» 11 -й танковой дивизии форсируют Везер у Петерсхагена, Германия, 7 апреля 1945 года.

Британская 11-я бронетанковая дивизия была первым формированием, получившим новые танки, поставки начались в декабре 1944 года, а 29-я бронетанковая бригада , тогда оснащенная «Шерманами», была выведена из боевых действий на юге Нидерландов в начале того же месяца для перевооружения. После прибытия в Брюссель и подготовки к сдаче своих «Шерманов» началось Арденнское наступление , и бригада была вынуждена спешно забрать свои «Шерманы», чтобы принять участие в отражении немецкого нападения. Подразделение вернулось в район Брюсселя в середине января 1945 года, три недели спустя, и, наконец, расплатилось за свои «Шерманы» в обмен на «Кометы». [ 6 ] 11-я танковая дивизия будет единственной дивизией, которая будет полностью переоборудована на «Кометы» к концу войны. «Комета» участвовала в боях, 26 из них были уничтожены, но из-за позднего прибытия в войну на северо-западе Европы она не участвовала в крупных сражениях. [ 7 ] «Комета» участвовала в операции «Грабеж», переправе через Рейн и позднем параде Победы в Берлине в июле 1945 года.

Послевоенная эпоха

[ редактировать ]

В послевоенную эпоху «Комета» служила вместе с более тяжелым танком «Центурион» , преемником, представленным в последние дни Второй мировой войны на экспериментальной основе, но слишком поздно для участия в боевых действиях. «Комета» оставалась на вооружении Великобритании до 1958 года, когда оставшиеся танки были проданы иностранным правительствам; вплоть до 1980-х годов он использовался армиями различных стран, таких как Южная Африка , у которых было несколько модифицированных эвакуационных машин. два экземпляра все еще находились в резерве южноафриканской армии . Еще в 2000 году [ 8 ]

Сорок один Comet Mk I Model B также использовался бронетанковой бригадой Сил обороны Финляндии до 1970 года. Танки хранились до 2007 года, когда четыре из них были проданы на аукционе. Четыре «Кометы» были поставлены ирландской армии в 1959 году, а еще четыре - в 1960 году. Серьезные сокращения бюджета повлияли на срок службы «Комет», поскольку было закуплено недостаточно запасных частей. «Комета» понравилась ирландской армии, поскольку ее было дешево покупать и эксплуатировать, она имела низкое давление на грунт и хорошие противотанковые возможности. Однако неисправные взрыватели привели к изъятию фугасных боекомплектов, что ограничило роль танка как противотанковой машины. Когда в 1969 году запасы 77-мм боеприпасов сократились, армия начала эксперимент по продлению срока службы машины. Она предусматривала замену башни на открытую установку на Bofors 90 мм Pv-1110 безоткатное орудие . Проект был отменен из-за отсутствия средств. Последний выстрел 77-мм «Кометы» произошел в 1973 году, вскоре после этого танки были отозваны. Один сохранился в ирландском лагере Карра , а еще два сохранились в других казармах.

Куба была оператором танка «Комета»; 15 рабочих куплены в Великобритании. В 1958 году США начали прекращать продажу оружия Кубе после решения американского правительства запретить Кубе использовать поставляемое США вооружение против прокоммунистических/социалистических повстанцев по всей стране. Режим Фульхенсио Батисты был вынужден искать оружие у других стран, в том числе у Великобритании, которая продавала танки Comet из запасов (правительство также разрешило закупку 17 Hawker Sea Fury у производителя). истребителей [ 9 ] [ 10 ] «Кометы» прибыли в Гавану 17 декабря 1958 года. [ 11 ] После краха режима Батисты 1 января 1959 года новое революционное правительство под руководством Фиделя Кастро запросило запасные части и боеприпасы для своих «Комет» у британского правительства, которое, согласившись на прекращение дальнейших продаж оружия Кубе совместно с США, отказалось. [ 10 ] Несколько «Комет» на Кубе вскоре были выведены из эксплуатации и либо списаны, либо оставлены, заменены большим количеством танков Т-34/85 и Т-54/55, полученных из Советского Союза .

Бирма («Союз Бирмы», как тогда было известно; теперь Мьянма ) была еще одним пользователем танка «Комета», около 25 из которых были куплены у их бывших колониальных правителей в период с конца 1950-х по начало 1960-х годов. Они приняли участие в Дне Вооруженных Сил, состоявшемся 27 марта 2021 года.

Операторы

[ редактировать ]

Варианты

[ редактировать ]
Комета типа А; В задней части танка можно увидеть разделенные независимые крышки капота.
Задняя часть Comet Type B с двумя выхлопными трубами типа «рыбий хвост».

Было две версии корпуса Comet:

Тип А
Выхлопная система выводится через верхнюю заднюю часть моторного отсека автомобиля, как у Кромвеля. Они могут быть оснащены капотами для отвода выхлопных газов от воздухозаборных отверстий. Капоты обычно делились на две независимые крышки, в отличие от одной крышки, которая была у Cromwell.
Тип Б
Послевоенная модификация с двумя выхлопными трубами типа «рыбий хвост», выходящими через отверстия в бронелисте, обращенном назад. Капоты больше не требовались. Ранние кометы типа B имели бронированные крышки над отверстиями, через которые выступали выхлопные трубы типа «рыбий хвост», сохраняя установку старой модели A.

Другие машины, созданные на базе «Кометы»:

Комета Крокодил
На одной из сохранившихся фотографий изображена комета-крокодил. [ 5 ] На нем был установлен огнемет и буксирован прицеп с топливом, похожий на « Крокодил Черчилля» . О нем мало что известно.
Комета 20pdr
Сообщается, что Финляндия экспериментально модифицировала одиночную «Комету» с башней, приспособленной для установки 20-фунтовой пушки. Найдена единственная размытая фотография. Вероятно, это было сделано для совместимости с Charioteers, также эксплуатируемыми Финляндией. Насколько известно, в обслуживание он не входил.
Бронированная машина технического обслуживания
Comet использовалась ЮАР в качестве основы машины технического обслуживания для поддержки своего основного боевого танка Olifant Mk1A (вариант Centurion ) . Он имел экипаж из четырех человек и массу 20 тонн. Он был оснащен двигателем AVI-1790-8 Continental, V12 90°, с воздушным охлаждением и впрыском топлива мощностью 615 кВт (852 л.с.), через автоматическую трехступенчатую коробку передач Allison CD 850 (низкая, высокая, задняя передача) и имел максимальную скорость. 60 км/ч. Для выполнения задач по техническому обслуживанию он имел сварочный аппарат, гидролопастную машину (воздух и вода высокого давления), кран (от 1,5 до 6 метрических тонн), запасные смазочные материалы, 200 л воды, режущее оборудование и запасной двигатель для Olifant Mk1A. Он также был оснащен шестью дымовыми гранатометами (четыре назад и четыре вперед) для самообороны.
Бронированная машина технического обслуживания на базе «Кометы» на выставке в Южноафриканском бронетанковом музее. Запасной двигатель для Olifant Mk1A можно увидеть справа над местом водителя.
FV4401 Спорный
«Комета» легла в основу экспериментальной FV4401 Contentious — авиатранспортируемой самоходной противотанковой пушки с установкой 105-мм пушки L7 в открытой установке на укороченном корпусе «Кометы» и с использованием системы гидравлической подвески машины для регулировки. возвышение, аналогично методу, использованному на шведском S-Tank . Один или два прототипа были построены и испытаны, прежде чем весь проект был отменен. [ 14 ]

Выжившие

[ редактировать ]

Некоторые уцелевшие автомобили можно увидеть в ряде мест, в том числе: [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  • FV4101 Charioteer — тяжеловооруженный крейсерский танк, также созданный на базе Cromwell.

Танки сопоставимой роли, характеристик и эпохи

[ редактировать ]
  • M4A3 (76) Sherman — средний танк, вооруженный 76-мм противотанковой пушкой, поступил на вооружение США в 1944 году.
  • Пантера — средний танк, поступил на вооружение Германии в 1943 году.
  • Sherman Firefly - построенный в США M4 / M4A4 Sherman, перевооруженный 17-фунтовой противотанковой пушкой на Королевском артиллерийском заводе Великобритании, поступил на вооружение в 1944 году.
  • Т-34-85 — средний танк, поступил на вооружение СССР в 1944 году.
  • Тип 4 Чи-То — прототип японского среднего танка, так и не поступивший на вооружение.

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Чемберлен и Эллис (1969) , с. 50.
  2. ^ Jump up to: а б с д Флетчер и Харви (2006) .
  3. ^ Стоун, Джон (2000). Дебаты о танках: броня и англо-американская военная традиция . Академическое издательство Харвуда. п. 70. ИСБН  9058230457 .
  4. ^ Делафорс, Патрик (202), Черный Бык: От Нормандии до Балтики с 11-й бронетанковой дивизией , стр. 192
  5. ^ Jump up to: а б Крейсерский танк Кромвель 1942-1950 гг.
  6. ^ Примечание: были преобразованы следующие подразделения: 2-й Файф и Форфар Йоманри , 3-й Королевский танковый полк и 23-й гусарский полк . К марту 1945 года 15- й и 19-й Королевские гусарские полки Кромвеля были перевооружены на «Кометы».
  7. ^ Zaloga 2015 , p. 277.
  8. ^ Маршалл, Уильям; Тревор Ларкум (2000). «Сохранившиеся танки в Южной Африке: бронетехника, сохранившаяся в Южной Африке в качестве памятников и реликвий, а также в музеях и коллекциях» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2006 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
  9. ^ Селвин Ллойд (19 ноября 1958 г.), «Самолеты и танки (поставка)» , дебаты в Палате общин , том. 595, cc1133-4 ,
  10. ^ Jump up to: а б Хиллз, Эндрю (май 2018 г.). «Комета А34 на кубинской службе» . www.tanks-encyclepedia.com . Проверено 26 сентября 2019 г.
  11. ^ Халл, Кристофер (2013). Британская дипломатия и гегемония США на Кубе 1898-1964 гг . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  9781137301765 .
  12. ^ Робинсон, Колин Д. (2019). «Взгляд на армию на пике ее развития: заметки о Сомалийской национальной армии в 1960-1980-х годах». Анализ обороны и безопасности . 35 (4): 423–429. дои : 10.1080/14751798.2019.1675944 . S2CID   211441701 .
  13. ^ "Введение" . Музей доспехов Лесакенг. Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 1 июля 2020 г.
  14. ^ «FV4401 Спорный» . arcaneafvs.com . Проверено 10 апреля 2018 г.
  15. ^ «Выжившие танки крейсера Comet (A34)» (PDF) . Выжившие танкисты . 25 апреля 2020 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
  16. ^ «Музей Карра» .
  17. ^ «Танк-музей | Э1952.35» . www.tankmuseum.org .
  18. ^ Доставка Comet Celerity в Дом танков в Уичито, штат Канзас, США , получено 20 ноября 2021 г.

Общие и цитируемые источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0460d87318d981f1416eec9a3c788cf__1723049700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/cf/b0460d87318d981f1416eec9a3c788cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Comet (tank) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)