Комета (танк)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2009 г. ) |
Танк, Крейсер, Комета I (А34) | |
---|---|
Танк Comet на фестивале Tankfest 2023 в Танковом музее . | |
Тип | Крейсерский танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | Декабрь 1944–1958 (Великобритания) |
Используется | см . Операторы |
Войны | Вторая мировая война 1964 Эфиопско-сомалийская война |
История производства | |
Дизайнер | Бирмингемская компания Carriage & Wagon Co. |
Разработанный | 1943 |
Производитель | Лейланд Моторс |
Произведено | сентябрь 1944 г. |
№ построено | 1,200 |
Технические характеристики | |
Масса | 35 длинных тонн (36 т; 39 коротких тонн) |
Длина |
|
Ширина | 9 футов 10 + 1 ⁄ дюйма (3 м) |
Высота | 8 футов 9 + 1 ⁄ 2 дюйма (2,68 м) |
Экипаж | 5 (командир, наводчик, заряжающий/оператор, водитель, наводчик) |
Броня | 0,55–4 дюйма (14–102 мм) |
Основной вооружение |
|
вторичный вооружение |
|
Двигатель | Rolls-Royce Meteor Mark III V12 бензиновый 600 л.с. (450 кВт) |
Мощность/вес | 18,3 л.с./длинную тонну (13,4 кВт/т) |
Водить машину | Перепончатые и окученные гусеницы |
Передача инфекции |
|
Приостановка | Усовершенствованная Кристи с возвратными роликами. |
Дорожный просвет | 18 дюймов (0,46 м) |
Запас топлива | 116 имп галлонов (530 л) |
Оперативный диапазон |
|
Максимальная скорость |
|
Ссылки | Чемберлен и Эллис [ 1 ] |
Танк Comet или Tank, Cruiser, Comet I (A34) — британский крейсерский танк , впервые использованный ближе к концу Второй мировой войны , во время вторжения западных союзников в Германию . «Комета» была разработана на основе более раннего танка «Кромвель» с низкопрофильной частично литой башней, на которой была установлена новая HV 77-мм пушка . Это была уменьшенная версия 17-фунтовой противотанковой пушки, стрелявшая теми же 76,2-мм (3-дюймовыми) снарядами, хотя и с более легким зарядом, и она была эффективна против немецких танков конца войны, включая « Пантеру» и «Тигр» . [ 2 ]
Комета сделала Cruiser Mk VIII Challenger устаревшим и привела к разработке танка Centurion . При стрельбе подкалиберными снарядами 77-мм HV превосходила по бронепробиваемости 75-мм пушку KwK 42 аналогичного танка Оси «Пантера». [ 3 ]
«Комета» поступила на действительную службу в январе 1945 года и оставалась на вооружении Великобритании до 1958 года. В некоторых случаях «Кометы», проданные другим странам, продолжали эксплуатироваться до 1980-х годов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Опыт боевых действий против немцев в кампании в Западной пустыне продемонстрировал британцам множество недостатков их крейсерских танков . Поэтому в 1941 году был сделан запрос на новый тяжелый крейсерский танк, который мог бы достичь боевого превосходства над немецкими моделями. Из соображений экономии и эффективности пришлось использовать как можно больше компонентов от нынешнего танка A15 Mk VI Crusader .
Первоначальные конструкции нового танка Cromwell развились в танк A24 Mk VII Cavalier и танк A27L Mk VIII Centaur , оба приводились в движение двигателем Nuffield Liberty . Проектирование продолжилось через Mk VII (A27M) Cromwell , третью параллельную разработку Cavalier и Centaur, имеющую многие из тех же характеристик.
В новую спецификацию A27M компания Cromwell интегрировала ряд расширенных функций. Двигатель «Метеор» оказался очень надежным и обеспечил танку хорошую подвижность, но возникли некоторые проблемы, связанные с общим наследием машины и значительным скачком мощности двигателя. Танк был склонен к сбрасыванию гусениц, если натяжение гусениц не поддерживалось должным образом или если он поворачивал на слишком высокой скорости или слишком резко. Также были некоторые проблемы с поломкой подвески, отчасти из-за высокой скорости Cromwell, в результате чего в его конструкцию был внесен ряд изменений.
Самая большая жалоба была связана с огневой мощью; Первоначально Cromwell был спроектирован для установки на вооружение 57-мм 6-фунтовой пушки Ordnance QF , также модернизированной для танков Crusader. В бою они оказались полезными против других танков, но из-за отсутствия какой-либо разумной взрывной нагрузки они были неэффективны против противотанковых орудий или неподвижных огневых точек. До поступления на боевую службу «Кромвеля» был введен 75-мм калибр Ordnance QF , которым оснащалось большинство «Кромвелей», — адаптированная версия 6-фунтовых стреляющих снарядов американской 75-мм пушки « Шермана» . Она имела несколько более низкие противотанковые характеристики, чем 6-фунтовая пушка, но ее гораздо больший снаряд обеспечивал эффективную мощную фугасную нагрузку.
Было предпринято несколько попыток дальнейшего улучшения огневой мощи за счет установки более мощного орудия. Параллельно с разработкой 75-мм пушки Cromwell и QF была разработана новая 75-мм танковая пушка Vickers High Velocity, но она оказалась слишком большой для башни Cromwell и привела к нехватке наступательных противотанковых средств. [ 2 ] Предыдущая потребность в танке с 17-фунтовым вооружением привела к разработке A30 Mk VIII Challenger . На основе Cromwell корпус пришлось удлинить и установить наверху гораздо большую башню, чтобы можно было разместить второе заряжающее для 17-фунтовой пушки, что считалось требованием старой спецификации для более крупных боеприпасов. Очень высокая башня Challenger считалась недостатком, и это привело к экспериментам с аналогичной версией A30 Avenger, противотанковой версией с башней с открытым верхом.
Переоборудование танков Sherman в Sherman Firefly (танк Sherman, оснащенный 17-фунтовой пушкой) было значительно быстрее, чем производство Challenger, и из-за оперативных потребностей вторжения в Нормандию производство Challenger было прекращено. «Светлячки» (и ограниченное количество «Челленджеров») обеспечивали дополнительную огневую мощь вооруженным войскам Кромвеля и Шермана. будет выдан один Firefly Каждому отряду Кромвелей (что даст три Cromwell и один Sherman Firefly). Проблемы возникли из-за разных требований к техническому обслуживанию и связанной с этим сложности снабжения двух моделей танков, а также из-за разницы в характеристиках «Кромвеля» и «Шермана» и силуэта «Шермана», даже большего, чем у «Челленджера». Большой размер и очевидная разница между «Челленджером» и «Светлячком» сделали их приоритетной целью для сил Оси.
Признавая, что для замены смешанного парка танков Cromwell, Challenger и Firefly требуется обычная низкопрофильная машина, была создана новая спецификация танка. Это устранило у Challenger необходимость во втором заряжающем устройстве и установило новое высокоскоростное орудие Vickers, предназначенное для Cromwell.
Танк, Крейсер, Комета л (А34)
[ редактировать ]
В A34 (спецификация Генерального штаба), позже названном Comet , конструкторы танка решили исправить некоторые недостатки Cromwell в вооружении, конструкции гусеницы и подвески, опираясь при этом на его сильные стороны: малую высоту, высокую скорость и подвижность. Это заменило необходимость в Challenger и Firefly и основывалось на опыте, полученном при проектировании и раннем развертывании Cromwell.
Первоначально ожидалось, что Cromwell будет использовать 75-мм орудие High Velocity, разработанное Vickers, но оно не поместилось бы в башню. [ 2 ] Разработка орудия продолжалась, и когда начались работы над Comet, конструкция орудия превратилась в 17-фунтовую HV (High Velocity). [ 2 ] В орудии теперь использовался снаряд того же калибра (76,2 мм), что и в 17-фунтовой пушке, но гильза была от более старой 3-дюймовой зенитной пушки QF мощностью 20 центнеров, заряженной до более высокого давления. Полученный снаряд отличался от 17-фунтовых боеприпасов: он был короче, компактнее, его было легче хранить и обращаться с ним внутри танка. Испытания на полигоне, проведенные 2-м полком Файф и Форфаршир йоменри, переоборудованными из «Шерманов», показали, что орудие не пробило лобовую броню трофейного немецкого танка «Пантера». [ 4 ]
Был внесен ряд других улучшений и включено множество изменений в конструкцию Cromwell, например, люки безопасности для водителя и наводчика. Корпус в стандартной комплектации был полностью сварным, броня была увеличена с 32 до 74 мм по корпусу, а башня — с 57 до 102 мм.
Новая низкопрофильная сварная башня была создана с использованием литой маски орудия для калибра 77 мм. Башня имела электрическое перемещение (особенность конструкции, заимствованная у танка «Черчилль» ), с генератором, питаемым от главного двигателя, а не от гидравлической системы «Кромвеля». Боекомплект к 77-мм пушке хранился в броневых бункерах.
Подвеску «Кометы» усилили и добавили опорные катки. Как и в случае с более поздними «Кромвелями», максимальная скорость танка «Комета» была ограничена с 40+ миль в час, как у «Кромвеля», до более медленных, но приличных 32 миль в час (51 км/ч). Это изменение сохранило срок службы компонентов подвески и двигателя, а также снизило износ гусениц.
Подобно более поздним Черчиллям, «Комета» извлекла пользу из уроков, извлеченных из взаимодействия танков с пехотой. В стандартной комплектации он оснащался двумя радиостанциями: радиостанцией № 19 для связи с полком и войсками и радиостанцией № 38 для связи с пехотными частями. Как и многие британские танки, он также имел телефонную трубку, установленную сзади, чтобы сопровождающая пехота могла разговаривать с экипажем.
Производство
[ редактировать ]
Танки «Комета» строились рядом британских фирм во главе с Лейландом , в том числе English Electric , John Fowler & Co. и Metro-Cammell . [ 5 ]
Прототип из мягкой стали был готов в феврале 1944 года и поступил на испытания. Опасения по поводу наводчика корпуса и брони днища были отложены в сторону, чтобы избежать перепроектирования, но все же была достаточная задержка, вызванная незначительными модификациями и изменениями. Поставки серийных моделей начались только в сентябре 1944 года. Комета должна была поступить на вооружение к декабрю 1944 года, но обучение экипажа было отложено из-за немецкого наступления в Арденнах . К концу войны было произведено 1200 штук.
История обслуживания
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]
Британская 11-я бронетанковая дивизия была первым формированием, получившим новые танки, поставки начались в декабре 1944 года, а 29-я бронетанковая бригада , тогда оснащенная «Шерманами», была выведена из боевых действий на юге Нидерландов в начале того же месяца для перевооружения. После прибытия в Брюссель и подготовки к сдаче своих «Шерманов» началось Арденнское наступление , и бригада была вынуждена спешно забрать свои «Шерманы», чтобы принять участие в отражении немецкого нападения. Подразделение вернулось в район Брюсселя в середине января 1945 года, три недели спустя, и, наконец, расплатилось за свои «Шерманы» в обмен на «Кометы». [ 6 ] 11-я танковая дивизия будет единственной дивизией, которая будет полностью переоборудована на «Кометы» к концу войны. «Комета» участвовала в боях, 26 из них были уничтожены, но из-за позднего прибытия в войну на северо-западе Европы она не участвовала в крупных сражениях. [ 7 ] «Комета» участвовала в операции «Грабеж», переправе через Рейн и позднем параде Победы в Берлине в июле 1945 года.
Послевоенная эпоха
[ редактировать ]В послевоенную эпоху «Комета» служила вместе с более тяжелым танком «Центурион» , преемником, представленным в последние дни Второй мировой войны на экспериментальной основе, но слишком поздно для участия в боевых действиях. «Комета» оставалась на вооружении Великобритании до 1958 года, когда оставшиеся танки были проданы иностранным правительствам; вплоть до 1980-х годов он использовался армиями различных стран, таких как Южная Африка , у которых было несколько модифицированных эвакуационных машин. два экземпляра все еще находились в резерве южноафриканской армии . Еще в 2000 году [ 8 ]
Сорок один Comet Mk I Model B также использовался бронетанковой бригадой Сил обороны Финляндии до 1970 года. Танки хранились до 2007 года, когда четыре из них были проданы на аукционе. Четыре «Кометы» были поставлены ирландской армии в 1959 году, а еще четыре - в 1960 году. Серьезные сокращения бюджета повлияли на срок службы «Комет», поскольку было закуплено недостаточно запасных частей. «Комета» понравилась ирландской армии, поскольку ее было дешево покупать и эксплуатировать, она имела низкое давление на грунт и хорошие противотанковые возможности. Однако неисправные взрыватели привели к изъятию фугасных боекомплектов, что ограничило роль танка как противотанковой машины. Когда в 1969 году запасы 77-мм боеприпасов сократились, армия начала эксперимент по продлению срока службы машины. Она предусматривала замену башни на открытую установку на Bofors 90 мм Pv-1110 безоткатное орудие . Проект был отменен из-за отсутствия средств. Последний выстрел 77-мм «Кометы» произошел в 1973 году, вскоре после этого танки были отозваны. Один сохранился в ирландском лагере Карра , а еще два сохранились в других казармах.
Куба была оператором танка «Комета»; 15 рабочих куплены в Великобритании. В 1958 году США начали прекращать продажу оружия Кубе после решения американского правительства запретить Кубе использовать поставляемое США вооружение против прокоммунистических/социалистических повстанцев по всей стране. Режим Фульхенсио Батисты был вынужден искать оружие у других стран, в том числе у Великобритании, которая продавала танки Comet из запасов (правительство также разрешило закупку 17 Hawker Sea Fury у производителя). истребителей [ 9 ] [ 10 ] «Кометы» прибыли в Гавану 17 декабря 1958 года. [ 11 ] После краха режима Батисты 1 января 1959 года новое революционное правительство под руководством Фиделя Кастро запросило запасные части и боеприпасы для своих «Комет» у британского правительства, которое, согласившись на прекращение дальнейших продаж оружия Кубе совместно с США, отказалось. [ 10 ] Несколько «Комет» на Кубе вскоре были выведены из эксплуатации и либо списаны, либо оставлены, заменены большим количеством танков Т-34/85 и Т-54/55, полученных из Советского Союза .
Бирма («Союз Бирмы», как тогда было известно; теперь Мьянма ) была еще одним пользователем танка «Комета», около 25 из которых были куплены у их бывших колониальных правителей в период с конца 1950-х по начало 1960-х годов. Они приняли участие в Дне Вооруженных Сил, состоявшемся 27 марта 2021 года.
Операторы
[ редактировать ]Куба :15
Финляндия :41
Ирландия :8
Мьянма : 25
Сомали :5 [ 12 ]
Южная Африка : 26 [ 13 ]
Великобритания
Швеция 3 (используется только для тестирования)
Варианты
[ редактировать ]

Было две версии корпуса Comet:
- Тип А
- Выхлопная система выводится через верхнюю заднюю часть моторного отсека автомобиля, как у Кромвеля. Они могут быть оснащены капотами для отвода выхлопных газов от воздухозаборных отверстий. Капоты обычно делились на две независимые крышки, в отличие от одной крышки, которая была у Cromwell.
- Тип Б
- Послевоенная модификация с двумя выхлопными трубами типа «рыбий хвост», выходящими через отверстия в бронелисте, обращенном назад. Капоты больше не требовались. Ранние кометы типа B имели бронированные крышки над отверстиями, через которые выступали выхлопные трубы типа «рыбий хвост», сохраняя установку старой модели A.
Другие машины, созданные на базе «Кометы»:
- Комета Крокодил
- На одной из сохранившихся фотографий изображена комета-крокодил. [ 5 ] На нем был установлен огнемет и буксирован прицеп с топливом, похожий на « Крокодил Черчилля» . О нем мало что известно.
- Комета 20pdr
- Сообщается, что Финляндия экспериментально модифицировала одиночную «Комету» с башней, приспособленной для установки 20-фунтовой пушки. Найдена единственная размытая фотография. Вероятно, это было сделано для совместимости с Charioteers, также эксплуатируемыми Финляндией. Насколько известно, в обслуживание он не входил.
- Бронированная машина технического обслуживания
- Comet использовалась ЮАР в качестве основы машины технического обслуживания для поддержки своего основного боевого танка Olifant Mk1A (вариант Centurion ) . Он имел экипаж из четырех человек и массу 20 тонн. Он был оснащен двигателем AVI-1790-8 Continental, V12 90°, с воздушным охлаждением и впрыском топлива мощностью 615 кВт (852 л.с.), через автоматическую трехступенчатую коробку передач Allison CD 850 (низкая, высокая, задняя передача) и имел максимальную скорость. 60 км/ч. Для выполнения задач по техническому обслуживанию он имел сварочный аппарат, гидролопастную машину (воздух и вода высокого давления), кран (от 1,5 до 6 метрических тонн), запасные смазочные материалы, 200 л воды, режущее оборудование и запасной двигатель для Olifant Mk1A. Он также был оснащен шестью дымовыми гранатометами (четыре назад и четыре вперед) для самообороны.

- FV4401 Спорный
- «Комета» легла в основу экспериментальной FV4401 Contentious — авиатранспортируемой самоходной противотанковой пушки с установкой 105-мм пушки L7 в открытой установке на укороченном корпусе «Кометы» и с использованием системы гидравлической подвески машины для регулировки. возвышение, аналогично методу, использованному на шведском S-Tank . Один или два прототипа были построены и испытаны, прежде чем весь проект был отменен. [ 14 ]
Выжившие
[ редактировать ]Некоторые уцелевшие автомобили можно увидеть в ряде мест, в том числе: [ 15 ]
- В Музее Каррага, Силы обороны Ирландии, Ирландия, сохранился один А34 из первоначальных восьми. [ 16 ]
- 1-й батальон специального назначения недалеко от Блумфонтейна , Южная Африка, демонстрирует один самолет типа А с одним капотом.
- в Музее американского наследия в Стоу, штат Массачусетс , США. Один из них находится в рабочем состоянии
- Немецкий танковый музей , Мюнстер.
- В Военном музее Лешаны выставлен один танк «Комета».
- В Гонконгском музее береговой обороны выставлена комета.
- В Имперском военном музее Даксфорда в зале наземных войн есть комета.
- Йоханнесбургский полк легкой кавалерии в Йоханнесбурге, Южная Африка, демонстрирует один тип B.
- Коллекция Маклбурга , Норфолк.
- В Музее слепых выставлена комета.
- Конные винтовки королевы Нанди в Дурбане, Южная Африка, демонстрируют одну винтовку типа B.
- В Танковом музее Парола в Финляндии представлены три кометы: две выставлены (одна использовалась в качестве мишени) и одна в рабочем состоянии.
- У «Арсеналена» есть один тип B.
- Бронетанковый полк Претории в Претории, Южная Африка, демонстрирует один танк типа B.
- В Южноафриканском музее доспехов в Школе доспехов выставлены два экземпляра (тип A и B), а также вариант бронированной машины технического обслуживания.
- в Южноафриканском национальном музее военной истории . Один из них выставлен
- В Танковом музее , Бовингтон, Великобритания, хранится как минимум три «Кометы», одна из которых находится в пригодном для эксплуатации состоянии. [ 17 ]
- Стремительность в Доме танков в Уичито, штат Канзас. [ 18 ]
- Кубинский танковый музей
См. также
[ редактировать ]- FV4101 Charioteer — тяжеловооруженный крейсерский танк, также созданный на базе Cromwell.
Танки сопоставимой роли, характеристик и эпохи
[ редактировать ]- M4A3 (76) Sherman — средний танк, вооруженный 76-мм противотанковой пушкой, поступил на вооружение США в 1944 году.
- Пантера — средний танк, поступил на вооружение Германии в 1943 году.
- Sherman Firefly - построенный в США M4 / M4A4 Sherman, перевооруженный 17-фунтовой противотанковой пушкой на Королевском артиллерийском заводе Великобритании, поступил на вооружение в 1944 году.
- Т-34-85 — средний танк, поступил на вооружение СССР в 1944 году.
- Тип 4 Чи-То — прототип японского среднего танка, так и не поступивший на вооружение.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чемберлен и Эллис (1969) , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д Флетчер и Харви (2006) .
- ^ Стоун, Джон (2000). Дебаты о танках: броня и англо-американская военная традиция . Академическое издательство Харвуда. п. 70. ИСБН 9058230457 .
- ^ Делафорс, Патрик (202), Черный Бык: От Нормандии до Балтики с 11-й бронетанковой дивизией , стр. 192
- ^ Jump up to: а б Крейсерский танк Кромвель 1942-1950 гг.
- ^ Примечание: были преобразованы следующие подразделения: 2-й Файф и Форфар Йоманри , 3-й Королевский танковый полк и 23-й гусарский полк . К марту 1945 года 15- й и 19-й Королевские гусарские полки Кромвеля были перевооружены на «Кометы».
- ^ Zaloga 2015 , p. 277.
- ^ Маршалл, Уильям; Тревор Ларкум (2000). «Сохранившиеся танки в Южной Африке: бронетехника, сохранившаяся в Южной Африке в качестве памятников и реликвий, а также в музеях и коллекциях» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2006 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Селвин Ллойд (19 ноября 1958 г.), «Самолеты и танки (поставка)» , дебаты в Палате общин , том. 595, cc1133-4 ,
- ^ Jump up to: а б Хиллз, Эндрю (май 2018 г.). «Комета А34 на кубинской службе» . www.tanks-encyclepedia.com . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Халл, Кристофер (2013). Британская дипломатия и гегемония США на Кубе 1898-1964 гг . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781137301765 .
- ^ Робинсон, Колин Д. (2019). «Взгляд на армию на пике ее развития: заметки о Сомалийской национальной армии в 1960-1980-х годах». Анализ обороны и безопасности . 35 (4): 423–429. дои : 10.1080/14751798.2019.1675944 . S2CID 211441701 .
- ^ "Введение" . Музей доспехов Лесакенг. Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ «FV4401 Спорный» . arcaneafvs.com . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «Выжившие танки крейсера Comet (A34)» (PDF) . Выжившие танкисты . 25 апреля 2020 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ «Музей Карра» .
- ^ «Танк-музей | Э1952.35» . www.tankmuseum.org .
- ^ Доставка Comet Celerity в Дом танков в Уичито, штат Канзас, США , получено 20 ноября 2021 г.
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Бингем. Профиль ББМ № 25 «Кромвель и Комета» . Профильное издание.
- Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1969). Британские и американские танки Второй мировой войны . Arco Publishing Co Inc. Нью-Йорк: ISBN 0-668-01867-4 .
- Флетчер, Дэвид ; Харви, Ричард К. (2006). Крейсерский танк «Кромвель», 1942–1950 гг . Новый Авангард № 104. Издательство Osprey. ISBN 1-84176-814-6 .
- Миллер, Дэвид (2000). Иллюстрированный справочник танков мира: от Первой мировой войны до наших дней . Зенит. ISBN 9780760308929 .
- Стив Кроуфорд, Крис Вестторп (2000). Танки Второй мировой войны . Зенит. ISBN 9780760309360 .
- Комета WWIIIVehicles.com
- Залога, Стив (2015). Бронированный чемпион: лучшие танки Второй мировой войны . Стэкпол. ISBN 978-0811714372 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Comet Cruiser Tank (A.34) — британская техника времен Второй мировой войны (подробные характеристики и характеристики Comet)
- Прогулка по комете на Прайм-портале
- Технические характеристики OnWar
- Болтон IPMS (фотографии кометы)
- Галерея Modellismopiu (галерея Comet 1)
- Галерея Modellismopiu (галерея Comet 2)
- Галерея Modellismopiu (галерея Comet 3)