Матильда I (танк)
Танк, Пехота, Mk I, Матильда I (А11) | |
---|---|
Тип | Пехотный танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1938–1940 |
История производства | |
Дизайнер | Сэр Джон Карден , Викерс-Армстронгс |
Разработанный | 1935 |
Производитель | Виккерс-Армстронгс |
Стоимость единицы | £15,000 [ 1 ] |
Произведено | 1937–1940 |
№ построено | 140 |
Технические характеристики | |
Масса | 11 длинных тонн (12 коротких тонн ; 11 т ) |
Длина | 18 футов 5 дюймов (4,85 м) |
Ширина | 8 футов 6 дюймов (2,28 м) |
Высота | 8 футов 3 дюйма (1,86 м) |
Экипаж | 2 (командир/наводчик, водитель) |
Броня | 10–60 мм |
Основной вооружение | Vickers .303 или Vickers .50 Пулемет 4000 патронов |
вторичный вооружение | никто |
Двигатель | 3,6-литровый двигатель V8 Ford Model 79, бензиновый 70 л.с. (52 кВт) |
Мощность/вес | 6,36 л.с./тонну |
Приостановка | Прыжок тележки |
Оперативный диапазон | 80 миль (130 км) |
Максимальная скорость | 8 миль в час (12,87 км/ч), для бездорожья: 5,6 миль в час (9 км/ч) |
Танк , Пехота, Мк I, Матильда I (А11) [ 2 ] — британский пехотный танк времен Второй мировой войны . была медленной, тесной и вооруженной только одним пулеметом Несмотря на то, что «Матильда I» , она добилась определенного успеха в битве за Францию в 1940 году благодаря своей тяжелой броне , которая была устойчива к стандартным немецким противотанковым орудиям . Однако в атакующем смысле он был по сути бесполезен, так как слабое вооружение делало его беззубым в борьбе с бронетехникой противника, а танк морально устарел еще до поступления на вооружение. [ 3 ] [ 4 ] Битва за Францию была единственным разом, когда «Матильда» видела бой. [ 4 ] Танк был построен дешево, поскольку британское правительство хотело, чтобы каждый из танков был построен с очень ограниченным бюджетом в преддверии Второй мировой войны. [ 4 ] Его не следует путать с более поздней (более успешной) моделью танка Infantry Mk II (A12) , также известной как «Матильда II», получившей название «Матильда» после того, как «Матильда I» была снята с боевой службы в 1940 г. Это были совершенно разные конструкции.
История развития
[ редактировать ]Разработка танка началась с сэром Хью Эллесом , генерал-майором артиллерийского вооружения, и генерал-майором А.Э. Дэвидсоном, которые согласились, что необходима конструкция танка для поддержки атак пехоты. Посоветовавшись с генерал-майором Перси Хобартом, они решили, что для захвата позиций противника необходимы большие группы небольших, легковооруженных танков, и обратились к сэру Джону Кардену из компании Vickers-Armstrongs Ltd с просьбой спроектировать и начать работу над танком, основанным на этих принципах. в 1935 году. [ 5 ] По заданию Генштаба требовался дешевый танк, требующий использования уже серийно выпускаемых автомобильных комплектующих. [ 6 ] В результате получилась небольшая двухместная машина с низким корпусом и небольшой литой башней . Башня была оснащена одним крупнокалиберным пулеметом: либо калибра .303 (7,7 мм) пулеметом Vickers , либо более крупным (12,7 мм) пулеметом Vickers .50 . В A11, рассчитанном на быструю доставку и низкую стоимость, использовались многие стандартные детали от других машин: двигатель Ford V8, коробка передач Fordson , рулевой механизм, аналогичный тому, который используется в легких танках Vickers Mk IV Dragon. , и подвеска, адаптированная от артиллерийского орудия трактор , созданный на базе 6-тонного танка Vickers Model E. [ 5 ]
Корпус и башня были хорошо защищены от современных противотанковых средств, но гусеницы и ходовая часть были открыты и более уязвимы, чем у танков с защищенными гусеницами. Отсутствие противотанковой пушки сильно ограничивало ее возможности на поле боя. Помимо управления пулеметом командир должен был руководить водителем и управлять радиостанцией. Поскольку в башне не было места для радиостанции, ее разместили в корпусе; командиру пришлось нырнуть внутрь и лечь почти ничком, чтобы управлять им. Положение механика-водителя было столь же тесным, и при открытом люке механика-водителя невозможно было повернуть башню вперед. Считалось, что максимальная скорость 8 миль в час (13 км/ч) достаточна для поддержки наступления пехоты. [ 7 ]
По сути, этот танк был танком Первой мировой войны , разработанным через двадцать лет после ее окончания. [ 3 ] На создателей танка повлияло ошибочное убеждение, что боевые действия в новой войне будут такими же, как в Первой мировой войне, в которой танки использовались для прорыва сильных, статичных оборонительных позиций. [ 3 ] В результате танк устарел как по конструкции, так и по прямому назначению. [ 3 ]
Генералу Хью Эллесу , главнокомандующему артиллерийским вооружением , приписывают название танку «Матильда» «из-за его миниатюрных размеров, утиной формы и походки». [ 8 ] Однако кодовое название «Матильда» для проекта было присвоено компании «Виккерс» еще во время составления спецификации в 1935 году. [ 9 ] [ 10 ] Название «Танк, Пехота, Марк I» было решением Совета Армии от июня 1940 года.
История производства
[ редактировать ]Первый заказ на шестьдесят танков «Матильда» был размещен в апреле 1937 года, за ним последовал заказ еще на шестьдесят танков спустя десять дней, а еще 19 танков были заказаны в январе 1939 года. [ 11 ] Танк оставался в производстве до августа 1940 года, всего было выпущено сто сорок штук, включая прототип. Некоторые из них были оснащены более тяжелым пулеметом «Виккерс» калибра 0,50 дюйма вместо 0,303 пулемета «Виккерс» калибра дюйма.
Боевая история
[ редактировать ]Танками «Матильда I» были оснащены 4-й и 7-й батальоны Королевского танкового полка (РТР). В сентябре 1939 года, с началом Второй мировой войны , 4-й РТР был переброшен во Францию в составе Британского экспедиционного корпуса . В начале мая 1940 года к ним присоединился 7-й РТР и вместе они образовали 1-ю армейскую танковую бригаду . [ 12 ] Помимо легких танков, приписанных к различным британским пехотным дивизиям, это были единственные британские бронетанковые соединения на континенте в начале битвы за Францию 10 мая 1940 года. 58 «Матильда» и 16 «Матильда II» возглавили контратаку в Битва при Аррасе 21 мая, временно поставившая в замешательство ю танковую дивизию Роммеля 7 - . [ 13 ] Тяжелая броня обоих типов британских танков оказалась устойчивой к стандартной немецкой 37-мм противотанковой пушке , и атака была остановлена лишь артиллерийской линией, наспех сформированной из 105-мм гаубиц и 88-мм зенитных орудий под личным руководством Роммель. [ 14 ] На следующий день в исправности оставались только 26 танков Matilda Is и два танка Matilda II. [ 15 ]
23 мая танки 7-го РТР вели арьергардный бой у Суше, прежде чем присоединиться к общему отходу в сторону Дюнкерка . Уцелевшие танки обоих батальонов были сформированы в сводное подразделение, которое отразило очередную контратаку у Ла-Бассе . Только два танка достигли Дюнкерка на заключительном этапе операции «Динамо» . [ 16 ]
Дальше на юге Франции пять «Матильда Ис» и несколько других танков, находившихся на различных складах или прибывших в качестве подкрепления с опозданием, сформировали дивизионную танковую роту дивизии Бомана — импровизированное формирование, которое было наспех сформировано для защиты британских логистических сил. базы в Руане и Дьеппе . [ 17 ] 8 июня танки поддержали силы, состоявшие в основном из пехоты, в их безуспешной обороне рек Андель и Бетюн . [ 18 ] Впоследствии дивизия была эвакуирована из Шербура во время операции «Воздушная» ; хотя в ходе эвакуации было возвращено 22 танка различных типов, пехотных танков среди них не было. [ 19 ] «Матильда I» была выбрана немецкой армией для оценки и при этом была уничтожена. [ 20 ] После того, как большая часть развернутых танков Matilda I была брошена во Франции, 77 Matilda Is остались в Великобритании и были выведены для учебных целей. [ 4 ]
Некоторые недавние данные свидетельствуют о том, что «Матильда I», захваченная немцами, могла использоваться в качестве машины внутренней безопасности, вероятно, в Польше. [ 21 ]
Выжившие
[ редактировать ]Три уцелевших танка «Матильда I» хранятся в Танковом музее в Великобритании. Один (HMH 802, обозначен как «возможно T3447») находится в рабочем состоянии; он был обнаружен на артиллерийском полигоне Оттерберна и восстановлен до рабочего состояния, хотя на нем установлены неаутентичные двигатель и коробка передач. [ 22 ]
Вторая машина была построена в марте 1940 года и восстановлена до рабочего состояния в 1980-х годах. На нем изображен Т8106 танк 4-го Королевского танкового полка во Франции в мае 1940 года. [ 21 ]
Третья «Матильда I» представляет собой сильно поврежденный затонувший корабль, который использовался в качестве мишени для артиллерийского стрельбища. Его можно найти к северу от Центра консервации транспортных средств. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- FCM 36 , аналогичный французский двухместный пехотный танк.
- Матильда II Пехотный танк
- Список танков Соединенного Королевства
- Танки в британской армии
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Танковые беседы №43 Матильда I | Танковый музей» . Ютуб. 22 декабря 2017 года . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ А11 - номер Генерального штаба.
- ^ Jump up to: а б с д Танковый музей (2 октября 2020 г.). «Режиссер Ричард Смит | Нижние 5 танков | Танковый музей» . Ютуб .
- ^ Jump up to: а б с д Танковый музей (22 декабря 2017 г.). «Танковые беседы №43 Матильда I | Танковый музей» . Ютуб . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «А.11, Пехотный танк Мк.I, Матильда» . 26 февраля 2022 г.
- ^ «Пехотный танк Mk I Matilda (A11)» .
- ^ Флетчер, Пехотный танк «Матильда» , стр.4.
- ^ Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1975) [1969]. Британские и американские танки Второй мировой войны . Нью-Йорк: Арко. п. 54. ИСБН 0-668-01867-4 – через Интернет-архив.
- ^ Флетчер, Дэвид (1989). Большой танковый скандал: британская бронетехника во Второй мировой войне. Часть 1 . ХМСО . п. 42. ИСБН 978-0-11-290460-1 .
- ^ Флетчер, Пехотный танк «Матильда» , с. 4
- ^ Флетчер, Пехотный танк «Матильда» , с. 5
- ^ Новинка, Лоуренс. «Иллюстрированная история 4-го и 7-го Королевских танковых полков ~ 1918–1939» . 4and7royaltankregiment.com . 4-й Королевский танковый полк «Ассоциация старых товарищей» . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ * Эллис, LF (1954) Война во Франции и Фландрии 1939–1940 . Дж. Р. М. Батлер (ред.). ХМСО. Лондон (стр. 89)
- ^ Томпсон, Джулиан (2009), Дюнкерк: отступление к победе , Pan Books, ISBN 978-0-330-43796-7 (стр. 91)
- ^ Томпсон стр.98
- ^ Новинка, Лоуренс. «Иллюстрированная история 4-го и 7-го Королевских танковых полков ~ 1940–1941» . 4and7royaltankregiment.com . 4-й Королевский танковый полк «Ассоциация старых товарищей» . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ «Дивизия Бомана Орбат, май 1940 года — разговоры о Второй мировой войне» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года . Проверено 6 октября 2011 г. Британская армия, 1939–1945: Британский экспедиционный корпус, 10 мая 1940 года: Таблицы организации и оборудования: Боевые порядки: Том 2, Алан Филсон, Military Press, 2006 г. ISBN 978-0-85420-936-1 (стр. 38-40)
- ^ Эллис, стр. 280–282.
- ^ Эллис, с. 327
- ^ Флетчер, Пехотный танк «Матильда» , с. 43
- ^ Jump up to: а б Гарт, Майк. «Танк пехотный Mark I A11 (E1949.350)» . Танковый музей.
- ^ «Танк пехотный Mark I A11 (E1993.184)» . Танковый музей. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
- ^ Запись о поступлении в Танковый музей
Ссылки
[ редактировать ]- Флетчер, Дэвид; Сарсон, Питер (1994). Пехотный танк «Матильда» 1938–45 гг . Новый Авангард. Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-85532-457-1 .
- Сорок, Джордж; Джек Ливси (2006). Всемирная энциклопедия танков и боевых бронированных машин . Книги Лоренца. п. 56. ИСБН 978-0-7548-1741-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британские танки «Матильда» во время Второй мировой войны Танки и транспортные средства / Руководитель передового отряда
- Танк пехотный Mark I A11 (E1949.350)
- Танк пехотный Mark I A11 (E1993.184)