Jump to content

Танк Р-1

Р-1
Машина № 31 готова к отправке в Румынию со значком Карола II на башне.
Тип Легкий танк или танкетка
Место происхождения Чехословакия / Румыния
История обслуживания
В эксплуатации 1941–45
Используется Румыния
Советский Союз (в плену)
Войны Вторая мировая война
История производства
Дизайнер ЧКД
Разработанный 1936–37
Производитель ЧКД, Малакса
Произведено 1936–39
построено 36 [ примечание 1 ]
Варианты См . варианты
Технические характеристики
Масса 3,9 т (8600 фунтов) [ 1 ] [ 2 ] [ а ]
Длина 3,20 м (10 футов 6 дюймов) [ 2 ] [ 3 ]
Ширина 1,73 м (5 футов 8 дюймов) [ 1 ] [ б ]
Высота 1,67 м (5 футов 6 дюймов) [ 1 ] [ 3 ] [ с ]
Экипаж 2

Броня 5–12 мм (0,20–0,47 дюйма) [ д ]
Основной
вооружение
7,92 мм (0,312 дюйма) ZB vz. 35 крупнокалиберных пулеметов
вторичный
вооружение
7,92 мм (0,312 дюйма) ZB vz. 26/30 ручной пулемет
Двигатель Praga RHP, 6-цилиндровый , с водяным охлаждением
55 л.с. (41 кВт) [ 1 ] –60 л.с. (45 кВт) [ 2 ]
Мощность/вес 13,1–15,4 л.с./тонну
Приостановка Листовая рессора
Дорожный просвет 0,32 м (13 дюймов) [ 2 ]
Запас топлива 85 л (22 галлона США) [ 2 ]
Оперативный
диапазон
170 км (110 миль) [ 1 ] [ 2 ] [ и ]
Максимальная скорость 45 км/ч (28 миль/ч) на дороге [ ж ]
20 км/ч (12 миль/ч) по бездорожью

R -1 танк , использовавшийся румынами и участвовавший в боевых действиях во время Второй мировой войны в составе механизированной румынской кавалерии . Это была модифицированная версия AH-IV , экспортной машины чехословацкой разработки, которая во время войны использовалась исключительно румынскими войсками. Всего было использовано 36 экземпляров, 35 из которых были построены в Чехословакии, а один модифицированный экземпляр был построен в Румынии по лицензии. Р-1 классифицируется как легкий танк или танкетка .

В 1935 году Румыния стремилась модернизировать свои бронетанковые войска, приобретая танки разных типов. С этой целью были привлечены несколько стран, в том числе Румынии по Малой Антанте - союзники Франция и Чехословакия , а также Польша (также союзник ). Р-1 оказался одной из машин, приобретенных в Чехословакии. Машины были доставлены в Румынию в 1938 году и переданы в состав кавалерийских бригад. Румыния планировала сама произвести 382 машины на заводе в Малахе , но по ряду причин этого так и не произошло, и там был произведен только один экземпляр (названный R-1-a, отличающийся от оригинального R-1).

Представленный в 1930-х годах, R-1 превосходил другие машины аналогичного класса того времени, такие как немецкий Panzer I. Однако к началу Второй мировой войны он устарел. Румыния присоединилась к войне как держава Оси в начале операции «Барбаросса» . Как и многие другие легкие танки Оси, R-1 показал плохие характеристики из-за слабой брони и вооружения, а также отсутствия радиосвязи, что ограничивало его эффективность в разведывательных целях. Советские танки, особенно новые Т-34 и КВ-1 , были неуязвимы для пулеметов Р-1, тогда как Р-1, с другой стороны, был легкой добычей для их 76-мм орудий, будучи поддающимся уничтожению даже советскими Противотанковые ружья калибра 14,5 мм . Мнения о характеристиках машины разнятся, поскольку, несмотря на эти недостатки, некоторые историки фактически описывают характеристики Р-1 как успешные.

К началу 1943 года машины были выведены с фронта как устаревшие. Существовало предложение превратить их в истребители танков , установив 45-мм пушки 20-К на них (см. TACAM R-1 ), что должно было сделать их более эффективными против бронетехники противника. Однако даже это предложение было сочтено устаревшим и поэтому было отменено. После переворота короля Михаила 23 августа 1944 года, который сверг сторонника Оси Иона Антонеску и поставил Румынию на сторону союзников , R-1 снова поступил на службу по воле Советов.

Несмотря на то, что некоторые R-1 пережили войну, неизвестно, что ни один из них до сих пор не существует. была построена рабочая копия в масштабе 1:1 Однако в Чехии , которая используется на памятных мероприятиях.

Обозначение

[ редактировать ]

В румынской армии машина называлась R-1. [ 4 ] реже пишется «R 1», [ 6 ] в некоторых документах также обозначается как «R1» или «R.1». [ 7 ] [ 8 ] Однако чехословацкое заводское обозначение было AH-IV-R (« версия AH-IV для Румынии»). [ 1 ] [ 9 ] Одна машина, построенная в Румынии по лицензии, получила обозначение R-1-a. [ 10 ] машину называют Иногда на румынском языке . разведывательной машиной Р-1 [ примечание 2 ] Разведывательный танк Р-1»). [ 11 ] [ 12 ]

Классификация

[ редактировать ]

В разных источниках машину относят либо к легкому танку, либо к легкому танку. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] или танкетка . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Есть также источники, прямо утверждающие, что Р-1 можно отнести к любому из этих типов, имея черты обоих типов. [ 19 ] Современные документы показывают, что румыны считали эту машину танком. [ 20 ] Немецкий историк Вальтер Спилбергер называет его легким танком. [ 21 ] в то время как Питер Чемберлен и Крис Эллис называют его просто «маленьким танком». [ 22 ]

С 1919 года Renault FT был единственным танком румынских бронетанковых войск. [ 23 ] [ 24 ] Будучи славным во времена Первой мировой войны , он устарел к 1930-м годам. [ 25 ] [ 26 ] что привело к тому, что Румыния стала искать способы улучшить свои танковые силы. В 1926 году существовало предложение строить танки «Виккерс» по лицензии на заводе в Решице . [ 27 ] последовало аналогичное предложение в 1934 году. [ 28 ] Однако ни одно из предложений не было реализовано: первое было отклонено армией, поскольку предложенный танк был сочтен неадекватным. [ 27 ] в то время как второй был просто идеей, которая, как известно, не обсуждалась дальше. [ 28 ]

В июле 1935 года румыны решили, что им нужны для своей армии танки двух типов: лёгкий для разведывательных целей ( car de recunoaastere ) и средний для поддержки пехоты ( car de însoжире ). [ 29 ] Позже в том же году они решили провести конкурс, пригласив различные компании из Чехословакии, Франции, Италии, Польши, Великобритании и США, чтобы посмотреть, какие танки может предложить каждая страна. [ 30 ] Именно тогда им впервые показали описание AH-IV фирмы ЧКД , [ 31 ] которая впервые обратилась к министерству обороны Чехословакии за разрешением на поставку танков в Румынию в 1933 году. [ 19 ] Позже к планам приобретения румын добавилась третья более тяжелая категория танков, получившая название car de ansamblu (примерно «основной танк», буквально «сборочный танк»). [ 32 ]

R-1 в конечном итоге был приобретен для разведки, а R-2 и R35 — для поддержки пехоты. [ 7 ] [ 33 ] Роль «сборки» должна была быть отведена ST vz. 39 [ 20 ] а позже Р-3 , [ 34 ] [ 35 ] ни то, ни другое не были приобретены по разным причинам.

Разработка

[ редактировать ]
Прототип Р-1 во время испытаний на заводе ЧКД (1936 г.)

Чехословакия приступила к разработке AH-IV в начале 1935 года. [ 36 ] [ 37 ] Иран был первой страной, купившей такие автомобили. [ 38 ] его версия получила обозначение AH-IV-P («P» означает «Персия»). [ 39 ] Чехословакии Румыния. союзница Следующим заказчиком стала [ 40 ] [ 41 ] заказав в 1936 году 35 танков. [ 42 ] Фактически армия заказала в общей сложности 417 самолетов R-1; Остальные 382 должны были быть произведены в Румынии по лицензии на заводе Malaxa Works . [ 43 ] [ 44 ] Однако в другом отчете предполагалось, что потребуется меньшее количество машин, и среди прочего упоминалась потребность в «368 R-1 и R-2». [ 45 ] [ 46 ]

В ноябре 1935 года румынская комиссия была отправлена ​​на заводы Renault и Vickers для проверки боевых бронированных машин, но в конечном итоге решила закупить чехословацкие танки, посетив Чехословакию в том же месяце. [ 12 ] [ 47 ] 2 апреля 1936 года с ЧКД был подписан контракт на поставку 36 танков AH-IV и 100 танков P-II-a (машина, аналогичная LT vz. 35 , которая должна была стать
Танк поддержки пехоты Р-2). Однако контракт был изменен в мае, когда румыны решили закупить танки S-II-a (Škoda LT vz. 35) вместо R-2, поскольку эта машина уже была введена в состав союзной чехословацкой армии, что привело к к желанию румын использовать тот же танк, что и их союзники, чтобы их армии приобрели сходство, что будет выгодно в случае войны. [ 47 ] Это привело к подписанию нового контракта с ČKD 14 августа 1936 года, включающего только 35 AH-IV, обозначенных румынами как R-1. [ 12 ] [ 47 ] [ 48 ]

Строящийся R-1 со снятой надстройкой, чтобы можно было увидеть интерьер.

Машины должны были быть поставлены в Румынию в 1937 году. [ 42 ] но их доставку пришлось отложить по нескольким причинам. Прежде всего, в октябре 1936 года Министерство обороны Румынии обратилось с просьбой внести в машину ряд модификаций. Таким образом, несмотря на то, что Р-1 строится на базе уже испытанного и выпускаемого иранского AH-IV-P, из-за новых румынских требований ходовые и технические испытания прототипа могли начаться только к концу года. [ 12 ] Тем временем ЧКД начала производство всей серии; Модификации, о которых просили компанию, должны были быть произведены во время строительства серии. [ 47 ]

Ситуация стала критической 27 сентября 1937 года, когда румыны отказались принять первые десять серийных машин, поскольку они не соответствовали согласованным условиям. Это еще больше замедлило весь процесс. [ 12 ] Согласно румынскому отчету от февраля 1938 года, причиной этого стал перегрев радиаторов машин . В том же отчете говорилось, что «танки Р-1 и Р-2, поставка которых должна была завершиться в течение 1937 года, до сих пор не утверждены [к поставке] своих прототипов». [ 49 ]

Румынская сторона попросила одолжить несколько Р-1 для учений, которые должны были состояться в октябре 1937 года на территории Румынии. Таким образом, к концу сентября ЧКД отправила десять машин. Заимствованные автомобили показали себя хорошо и не имели каких-либо серьезных эксплуатационных или технических недостатков; румыны остались довольны результатами испытаний. [ 12 ] Частично это произошло из-за того, что ČKD отправила для проведения испытаний очень опытных водителей. [ 47 ] После испытаний машины 22 октября были возвращены в Чехословакию. [ 12 ] [ 47 ] В следующем месяце ходовые и технические испытания продолжились в Чехословакии под наблюдением румынской комиссии. [ 12 ]

К концу 1937 года было построено все 35 серийных машин. После испытаний весной 1938 года их отправили в Румынию после подписания протокола приёмки в трансильванском городе Сибиу . Однако прототип остался на заводе ЧКД. [ 12 ] [ 47 ] Официальная передача румынской стороне была подписана только 19 августа, поскольку машинам предстояло провести дополнительные испытания, чтобы продемонстрировать свои возможности в летних условиях. [ 17 ] [ 50 ] Затем R-1 были направлены в Учебный центр кавалерии в Сибиу. [ 9 ]

Производство в Румынии

[ редактировать ]
Машина № 301 с башенкой на башне, по некоторым данным, это Р-1-а румынского производства.

В мае 1938 года румынская делегация во главе с генералом Василе Негреем вновь была отправлена ​​в Чехословакию для переговоров о покупке лицензии на производство Р-1. Лицензия была приобретена на производство 382 машин на основании ранее проведенных переговоров 1936 года. [ 9 ] Соглашение было подписано в сентябре 1938 года, но ЧКД сначала отказалось от него из-за того, что Николае Малакса (владелец завода Малакса) внес в него некоторые изменения. [ 17 ] После долгих переговоров 22 февраля 1939 года было подписано новое соглашение, но одобрено Министерством обороны Румынии только 15 мая, после немецкой оккупации территории Чехии . [ 9 ] Стоимость лицензии составила 1 962 540 крон Протектората . В цену входил полный прототип, который должен был быть отправлен в Румынию вместе с чертежами R-1. Однако прототип не был отправлен из-за банкротства завода Malaxa Works. [ 9 ] [ 17 ]

Известно, что одна машина была произведена в Румынии и получила обозначение R-1-a. Однако вышеупомянутое запланированное серийное производство так и не состоялось. [ 17 ] [ 51 ] По словам румынского историка Корнела Скафеша, это произошло потому, что министерство обороны Румынии сочло машину устаревшей к 1939 году. [ 52 ] Британский писатель Марк Эксуорси описывает отмену производства как неудачу для румын, поскольку разработка корпуса R-1 потенциально могла привести к более быстрому производству гораздо более мощного истребителя танков Mareşal . [ 4 ]

По словам Шарля Климента и Владимира Францева, в Румынии была построена машина с номером 301, которая на фотографиях показывает, что это модифицированная версия Р-1, имеющая командирскую башенку на башне и слегка приподнятую правую часть башни. корпус. [ 47 ] Однако другой источник (Иво Пейчох и Олдржих Пейс) утверждает, что машина 301 на самом деле была машиной чехословацкого производства, входившей в число 35 серийных машин, которая была модифицирована как командирская машина с учетом вышеупомянутых особенностей. Его отправили в Румынию без какого-либо вооружения. [ 18 ] На фотографиях видно, что позже его башня была вооружена. [ 8 ] [ 53 ] Марк Эксуорси особо отмечает, что неясно, был ли автомобиль 301 произведен в Румынии или нет. [ 4 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Размеры и вес

[ редактировать ]
Оригинальный прототип AH-IV. Он отличался от Р-1 более плоской башней.

Румынский R-1 отличался как от исходного прототипа AH-IV, так и от персидского AH-IV-P, будучи конструктивно основанным на последнем. Первоначальный прототип AH-IV имел гораздо более плоскую башню. [ 54 ] Поэтому его профиль был ниже – 1,38 м, длина – 3 м, а ширина – 1,75 м. [ 55 ]

По данным нескольких источников, и R-1, и AH-IV-P имели длину 3,20 м. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Однако источники различаются, когда дело касается других характеристик. Согласно одной работе, и румынская, и персидская машины имели высоту 1,67 м (5 футов 6 дюймов). [ 3 ] Другой источник дает такую ​​же высоту для AH-IV-P. [ 56 ] при этом заявив, что R-1 был немного выше - 1,685 м (5 футов 6,3 дюйма). [ 2 ] Однако есть также один источник, который утверждает, что R-1 имел высоту 1,67 м, а AH-IV-P был выше - 1,69 м. [ 1 ] Все источники сходятся во мнении, что ширина персидской машины составляла 1,79 м. В одном источнике указана такая же ширина для Р-1. [ 3 ] в то время как другие дают его как 1,73 м [ 1 ] или 1,815 м. [ 2 ]

Один источник сообщает, что вес AH-IV-P составляет 3,5 т. [ 1 ] другие утверждают, что это было 3,9 т. [ 3 ] [ 56 ] [ 57 ] В некоторых работах утверждается, что вес Р-1 составлял 3,9 т. [ 1 ] [ 2 ] и 4,2 т у других. [ 3 ] [ 5 ] [ 58 ]

Броня и вооружение

[ редактировать ]
Орудия Р-1 поближе: ZB vz. 26/30, установленная в корпусе (слева) и башенная установка ZB vz. 35. Автомобиль на фотографиях — точная копия .

Р-1 также отличался как от персидского AH-IV-P, так и от оригинального чехословацкого прототипа AH-IV по броне. Последний имел толщину брони от 5 до 10 мм. [ 55 ] Некоторые источники утверждают, что AH-IV-P имел броню толщиной от 6 до 15 мм. [ 56 ] [ 57 ] хотя все согласны с тем, что у Р-1 максимальная толщина составляла 12 мм. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Это указывает на то, что одним из изменений, которые румыны потребовали при заказе машины, было уменьшение толщины брони. Однако есть источники, утверждающие, что самая толстая броня персидского AH-IV-P также имела толщину 12 мм; [ 56 ] Шарль Климент и Владимир Францев даже заявляют, что схема их брони была идентична и достигала от 6 до 12 мм. [ 1 ] Однако, по словам Иво Пейчоха и Олдржиха Пейса, даже если максимальная броня для обеих машин составляла 12 мм, они все равно имели разную общую компоновку, поскольку наименьшая толщина румынской машины составляла 5 мм. [ 2 ] Броня была эффективна только против стрелкового оружия; Советские противотанковые ружья могли его пробить. [ 34 ]

Вооружение машины состояло из двух пулеметов. Основное орудие — 7,92-мм ЗБ vz. 35 крупнокалиберный пулемет – устанавливался в башне. [ 18 ] Дополнительное вооружение — ручной пулемет — устанавливалось в правом борту корпуса. По данным одного источника, это был 7,92-мм ZB vz. 26 , [ 3 ] в других работах упоминается ZB vz. 30 , который был основан на первом. [ 1 ] [ 2 ] Эти орудия были неэффективны против бронетехники противника. [ 59 ] В общей сложности у них было 3700 патронов. [ 18 ]

В румынском отчете от марта 1938 года говорилось, что разведывательная машина, которая вскоре должна была быть приобретена, фактически должна была иметь 37-мм пушку в качестве основного вооружения и иметь достаточно прочную броню, чтобы противостоять противотанковым ружьям калибра менее 15 мм. Р-1 не обладал ни одной из этих особенностей. [ 60 ]

был Румынский знак одной из эмблем, используемых для обозначения транспортных средств.

Несмотря на то, что румынские боевые бронированные машины времен Второй мировой войны в основном использовали крест короля Михаила в качестве своей эмблемы. [ 61 ] - символ, состоящий из четырех букв M, объединенных в крест, похожий на немецкий железный крест - в R-1 использовался румынский медальон . [ 62 ] Известно, что у некоторых он был нарисован на левой стороне корпуса. [ 63 ] в то время как у других он был нарисован на правой стороне, а также на средней лобовой пластине. [ 64 ] Единственной другой машиной, которая, как известно, использовала медальон, был трофейный советский Т-26 . [ 65 ] С 1937 по 1940 год — год отречения короля Карола II — R-1 и R-2 также использовали значок Карола II, изображающий две буквы C, слитые в круг, со Стальной короной Румынии над ними (см. верхнюю часть статьи). самая картинка). [ 62 ] [ 66 ] Поскольку R-1 был машиной механизированной кавалерии , на нем также использовался дополнительный значок, изображающий Святого Георгия — покровителя кавалерии — убивающего Дракона . Этот значок был нарисован на левом борту башни. [ 62 ] [ 67 ]

R-1 был быстрее оригинального AH-IV и персидского AH-IV-P. Первый имел максимальную скорость по дороге 40 км/ч при двигателе мощностью 46 л.с., а второй - 44 км/ч при двигателе мощностью 54 л.с. [ 68 ] Р-1 развивал максимальную скорость 45 км/ч, имея двигатель мощностью 60 л.с. [ 2 ] [ 3 ] Однако немецкий историк Вальтер Спилбергер утверждает, что максимальная скорость AH-IV-P такая же, как и у AH-IV-P, - 45 км/ч. [ 57 ] как и Климент и Францев, причем последний источник утверждает, что и он, и Р-1 имели двигатели мощностью 55 л.с. [ 1 ] Спилбергер называет скорость R-1 48 км/ч. [ 5 ] На автомобиле использовалась трансмиссия Praga-Wilson. [ 69 ] скорость по бездорожью составляла 20 км/ч. [ 53 ] [ 70 ] Лицензионный Р-1-а планировалось оснастить усовершенствованным двигателем Praga RHR, мощность которого достигала 68 л.с. [ 18 ]

Машина, экипаж которой состоял из двух человек, имела иные смотровые иллюминаторы и артустановку, чем у AH-IV-P. Он имел по четыре обрезиненных опорных катка с каждого борта диаметром 500 мм. [ 18 ] Он мог пробивать кирпичные стены толщиной 300 мм и валить деревья диаметром 250 мм. [ 67 ]

У Р-1 не было радиосвязи, что ограничивало его эффективность в той роли, для которой он фактически был приобретен: разведке. [ 4 ] В мае 1938 года планировалось оснастить машины радиостанциями. [ 71 ] но неизвестно, было ли оно реализовано.

Операционная история

[ редактировать ]

Июль – октябрь 1941 г.: Бессарабия и Одесса.

[ редактировать ]
Эскадрилья танков Р-1 в составе кавалерийской бригады (Украина, 1941 г.)

R-1 участвовал в боевых действиях во время Второй мировой войны в составе румынской кавалерии, после того как Румыния присоединилась к вторжению в Советский Союз в качестве члена Оси в 1941 году, чтобы вернуть Бессарабию , Северную Буковину и регион Герца , оккупированные Советским Союзом после Пакт Молотова -Риббентропа .

Известно, что в 1941 году использовалось 30 Р-1, особенно в 5-й, 6-й и 8-й кавалерийских бригадах, меньшее количество - в 1-й, 7-й и 9-й кавалерийских бригадах. [ 72 ] [ 73 ] Последние три были почти полностью укомплектованы лошадьми, но каждая имела механизированную разведывательную эскадрилью, включающую два взвода легких танков, по два Р-1 в каждом. [ 74 ] Эти бригады не могли проводить значительные механизированные операции и служили в составе 4-й армии при блокаде Одессы . Остальные три бригады (5-я, 6-я и 8-я) были более тяжеловооруженными и моторизованными, обладали значительным наступательным потенциалом и проводили обширные механизированные операции в ходе кампаний 1941 и 1942 годов, в составе 3-й армии . Каждая из этих бригад, имевшая в 1941 году 285 автомобилей, включала в себя механизированную разведывательную эскадрилью, в состав которой входили, среди прочего, два взвода по три Р-1 в каждом. [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]

После линии Сталина прорыва 19 июля 1941 года появилась возможность для мобильных операций, и кавалерийский корпус сформировал механизированный отряд Корне, чтобы воспользоваться этой возможностью. Ее возглавил полковник Раду Корне , который особенно отличился и даже получил положительные отзывы от Гитлера . В его отряде было 18 танков Р-1. [ 14 ] Известно, что Корне в сентябре и октябре 1941 года успешно контратаковал советские пехотные дивизии, имевшие мощную танковую, артиллерийскую и авиационную поддержку. [ 78 ] [ 79 ] Однако 1 октября все 18 Р-1 кавалерийского корпуса вышли из строя. [ 80 ]

Октябрь 1941 г. – июль 1942 г.: Крым и Восточная Украина.

[ редактировать ]
Советские солдаты осматривают захваченный
Р-1 под Одессой (сентябрь 1941 г.)

В октябре 1941 года 6-я моторизованная Рошиори и 5-я механизированная эскадрилья 8-й кавалерийской бригады были объединены в моторизованный отряд Корне и подчинены моторизованной бригаде Циглера. Это было единственное механизированное подразделение Оси, имеющееся в Крыму. [ 80 ]

Советский майор Федор Волончук описывает в своих мемуарах эпизод из Крымской кампании , произошедший в ноябре. Он вспоминает, как три вражеских танка (это были Р-1 отряда Корне) продолжали подниматься на холм, позволяя советским наблюдателям их видеть, а затем спускались за холм, в том же направлении, откуда они пришли, заставляя себя невидимыми. Они продолжали повторять эту акцию, пытаясь заставить советских наблюдателей поверить в то, что за этим холмом скопилось большое количество танков. Майор Волончук заметил Р-1 под таким углом, который позволил ему видеть их на протяжении всего действия, поначалу не понимая, почему они выполняют эти маневры. После завершения своей разведывательной миссии он вернулся к другим советским наблюдателям, которые сказали ему, что за этим холмом сосредоточено «по крайней мере 30» вражеских танков, что доказывает, что румынам поначалу удалось обмануть Советы. Однако Волончук сообщил только об увиденных им трех танках, после чего понял, почему румыны совершали такие маневры. Пленный румынский солдат позже подтвердил, что на холме было всего три танка. [ 81 ] [ 82 ]

Генерал Пантази осматривает группу
Р-1с. На эмблеме башни изображен Святой Георгий, поражающий дракона , что указывает на принадлежность техники кавалерии (1942 г.).

В начале апреля 1942 года отряд Корне был дополнительно расширен за счет добавления 11-го моторизованного полка Росиори. [ 83 ] Известно, что 5-й и 6-й кавалерийские корпуса также воевали на востоке Украины, на северном берегу Азовского моря . [ 84 ]

Несколько кавалерийских бригад использовались для обеспечения безопасности в Приднестровье и на территории между ним и рекой Днепр под командованием генерала Петре Думитреску . 3-й армии [ 85 ]

Август 1942 г. – весна 1943 г.: Сталинград и вывод войск.

[ редактировать ]
Р-1 под Сталинградом, где была потеряна большая часть машин

Большинство Р-1, выведенных из строя в 1941 году, удалось восстановить. К летней кампании 1942 года кавалерийские дивизии имели еще 29 дивизий. [ 86 ] [ 87 ]

Кавалерийские дивизии сражались по всему восточному берегу Азовского моря. [ 88 ] заняла порты Ейск и Приморско-Ахтарск соответственно. 5-я кавалерийская дивизия 9 и 11 августа [ 86 ]

Известно, что 19 ноября в районе Пронина румынская 7-я кавалерийская дивизия потеряла три из шести своих Р-1 в бою с советским 8-м кавалерийским корпусом. [ 89 ] В тот же день 5-я кавалерийская дивизия потеряла все свои пять Р-1. [ 90 ] На следующий день, во время советского контрнаступления, 1-й кавалерийской дивизии при отступлении пришлось поджечь четыре своих бестопливных Р-1, чтобы избежать целого захвата противником. [ 91 ]

К 1 января 1943 года четыре кавалерийские дивизии, сражавшиеся под Сталинградом, потеряли 14 Р-1. [ 92 ] а к весне в механизированных эскадрильях 6-й и 9-й кавалерийских дивизий осталось всего два исправных Р-1. [ 93 ] Вскоре после этого они были вывезены в Румынию как устаревшие. [ 94 ]

После этого момента, как известно, R-1 больше не использовался, пока Румыния была частью Оси. На схеме румынских кавалерийских дивизий 1944 года больше не было R-1. [ 95 ]

22 ноября 1943 года Генеральный штаб румынской армии принял решение перевооружить 14 уцелевших Р-1 трофейными советскими 20-К 45-мм противотанковыми пушками . Эта модификация получила предварительное название TACAM R-1 , но была быстро признана практически бесполезной, поскольку эти орудия были неэффективны против советских средних танков Т-34 и КВ-1 , и поэтому была отменена. тяжелых танков [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ]

Август 1944 г. – весна 1945 г.: использование против Оси.

[ редактировать ]

23 августа 1944 года румынский проводник , сторонник Оси маршал Ион Антонеску , был свергнут в результате переворота короля Михаила , в результате которого страна отступила от держав Оси. Теперь, сражаясь против Оси, Советы вынудили Румынию реорганизовать свой 2-й танковый полк. Многие из его машин были захвачены Советским Союзом, который дал румынам несколько средних танков Panzer IV и штурмовых орудий StuG III G. взамен Р-1, находившийся в подчинении кавалерии, похоже, избежал советских проверок. [ 99 ]

Известно, что различные подразделения военной техники, в том числе R-1, использовались при защите Румынии после переворота, защищая Бухарест и Плоешти . Они также использовались для возвращения Северной Трансильвании , которая была аннексирована Венгрией после Второй Венской премии в 1940 году. [ 100 ] Затем 11 R-1 были отправлены воевать против стран Оси в Венгрии и Чехословакии. [ 99 ] [ 101 ]

Известно, что взвод из неустановленного количества Р-1 пережил войну, вернувшись в Румынию с территории Чехословакии, на которой он воевал. [ 102 ] Чарльз Климент и Хилари Дойл утверждают, что они все еще находились на вооружении румынской армии до 1955 года. [ 103 ]

Российский историк танков Юрий Пашолок называет «ироничным» то, как Р-1 в конце своей карьеры участвовал в боевых действиях на территории современной Чехии, поскольку машина была спроектирована в Чехословакии. [ 104 ]

Производительность

[ редактировать ]

Мнения о характеристиках машины разнятся: в некоторых работах говорится, что машина не имела особой ценности во время войны, в то время как другие описывают ее как успешную.

Марк Эксуорси, британский автор, говорит, что R-1 имел «небольшую эксплуатационную ценность», поскольку у него не было значительной брони и вооружения. Он говорит, что у машины был некоторый потенциал в разведывательной роли, но даже он был ограничен отсутствием радиосвязи. [ 105 ] Румынский писатель Александру Штефанеску зашел так далеко, что заявил, что машина «разочаровала», добавив к доводам Эксуорси, что танк имел «плохие прицелы» и «был полезен только для подачи боеприпасов на поле боя», цитируя генерала Петре Думитреску . [ 59 ]

Несмотря на эти недостатки, Чарльз Климент и Владимир Францев, два автора чешской литературы, описывают характеристики машины как «очень успешные». [ 17 ] Юрий Пашолок, российский автор книг и интернет-статей, также описывает карьеру автомобиля как «довольно успешную», особенно с учетом того, что он принадлежал устаревшему классу. Он также описывает его интерьер как «достаточно просторный и удобный для танкетки». [ 106 ]

Что касается времени его появления, Эксуорси описывает R-1 как «современное, но простое транспортное средство». [ 4 ] Климент и Францев утверждают, что AH-IV, несомненно, превосходил немецкий Panzer I на момент своего появления, но к 1938 году он уже устарел. [ 69 ]

Варианты

[ редактировать ]
Реконструкция TACAM R-1 на основе его описания. Башня заменена казематом, как и на других TACAM .
  • Р-1 – основной вариант
  • Р-1-а - вариант румынского производства; для серийного производства планировался улучшенный двигатель, но так и не состоялся.
  • Командирская машина - машина с башенкой, которая, как утверждают некоторые источники, на самом деле была R-1-a румынского производства ( Производство в Румынии» ). подробнее см. В разделе «
  • TACAM R-1 - планируемый вариант истребителя танков , так и не построенный.

Операторы

[ редактировать ]

Выжившие автомобили

[ редактировать ]
Уцелевший Strv m/37 , шведская версия AH-IV.

Единственные оригинальные AH-IV, которые, как известно, сохранились до наших дней, — это несколько машин шведского варианта Strv m/37 , также известного как AH-IV-Sv. [ 107 ] Известно, что ни один R-1 до сих пор не существует, несмотря на то, что некоторые из них пережили войну. Известно, что один из них сохранился в Чехословакии до 1980-х годов. Именно этот прототип планировалось отправить в Румынию вместе с лицензией (см. раздел «Производство в Румынии »). Он хранился на заводе ЧКД и был модифицирован в 1948 году по новому заказу Эфиопии . [ 17 ] [ 108 ]

Однако существует рабочая копия R-1 в масштабе 1:1. Он был построен в 2006–2013 годах в Чехии Людеком Фиалой и Любомиром Смолинским при содействии Личковского военного музея и в настоящее время используется на памятных мероприятиях. [ 109 ] [ 110 ] Ниже представлены фотографии его передней и задней стороны; , чтобы увидеть см. Внешние ссылки фотографии этапа строительства, а также видео его эксплуатации.

См. также

[ редактировать ]

Сопоставимые автомобили

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Кроме того, было построено два прототипа, но они остались в Чехословакии. Еще 382 серийных автомобиля планировалось произвести в Румынии.
  2. ^ Автомобиль (определенный артикль от carul ) — румынский термин латинского происхождения, в данном контексте устаревший термин для обозначения «танк», основанный на французском char и итальянском carro , в настоящее время замененный tanc.
  1. ^ В других источниках указано 4,2 т (9300 фунтов). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
  2. ^ В других источниках указывается 1,79 м (5,9 футов). [ 3 ] или 1,815 м (5,95 футов) [ 2 ]
  3. ^ Самая распространенная фигура. Другой источник сообщает, что 1,685 м (5 футов 6,3 дюйма). [ 2 ]
  4. ^ В других источниках самая тонкая толщина брони указывается в 6 мм. [ 1 ]
  5. ^ В других источниках указано 250 км (160 миль). [ 3 ]
  6. ^ Один источник дает 48 км/ч (30 миль в час). [ 5 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Климент и Францев 2004 , с. 336.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Пейчох и Пейс 2004 , стр. 300.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Климент и Дойл 1979 , с. 98.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Эксворси 1995 , с. 35.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Спилбергер 1990 , с. 164.
  6. ^ Скафеш и Шербэнеску 2011 , стр. 15.
  7. ^ Jump up to: а б Мошнягу и др. 2012 , с. 171–174.
  8. ^ Jump up to: а б Мосниагу и др. 2012 , с. 351
  9. ^ Jump up to: а б с д и Пейчох и Пейс 2004 , стр. 297.
  10. ^ Пейчох и Пейс 2005 , стр. 316.
  11. ^ Zaloga 2013 , p. 25.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Пейчох и Пейс 2004 , стр. 296.
  13. ^ Эбботт и Томас 1982 , стр. 22.
  14. ^ Jump up to: а б Эксворси 1995 , с. 65.
  15. ^ Скафеш и Шербэнеску 2011 , стр. 9.
  16. ^ Zaloga 2013 , p. 31.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г Климент и Францев 2004 , с. 133.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Пейчох и Пейс 2004 , стр. 298.
  19. ^ Jump up to: а б Климент и Дойл 1979 , с. 45.
  20. ^ Jump up to: а б Мосниагу и др. 2012 , с. 174
  21. ^ Спилбергер 1990 , стр. 163–164.
  22. ^ Чемберлен и Эллис 2002 , с. 20.
  23. ^ Эксворси 1995 , с. 33.
  24. ^ Скафеш и Шербэнеску 2011 , стр. 42.
  25. ^ Штефанеску 2020 , стр. 91.
  26. ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 53.
  27. ^ Jump up to: а б Мосниагу и др. 2012 , с. 36.
  28. ^ Jump up to: а б Мошнягу и др. 2012 , с. 53–54.
  29. ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 154
  30. ^ Мошнягу и др. 2012 , с. 158–162.
  31. ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 160
  32. ^ Мошнягу и др. 2012 , с. 171, 173.
  33. ^ Эксворси 1995 , стр. 35–37.
  34. ^ Jump up to: а б Эксворси 1995 , с. 37.
  35. ^ Zaloga 2013 , p. 26.
  36. ^ Климент и Францев 2004 , с. 128.
  37. ^ Пейчох и Пейс 2004 , стр. 291.
  38. ^ Kliment & Doyle 1979 , pp. 45–46.
  39. ^ Пейчох и Пейс 2004 , стр. 293.
  40. ^ Климент и Дойл 1979 , с. 46.
  41. ^ Климент и Францев 2004 , с. 131.
  42. ^ Jump up to: а б Мосниагу и др. 2012 , с. 171
  43. ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 57.
  44. ^ Чирицэ и др. 2009 , стр. 167.
  45. ^ Чирицэ и др. 2009 , стр. 166.
  46. ^ Штефанеску 2020 , стр. 79.
  47. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Климент и Францев 2004 , с. 132.
  48. ^ Чемберлен и Эллис 2002 , с. 16.
  49. ^ Мошнягу и др. 2012 , с. 171–172.
  50. ^ Пейчох и Пейс 2005 , стр. 315.
  51. ^ Пейчох и Пейс 2005 , стр. 317.
  52. ^ Скафеш и Шербэнеску 2011 , стр. 44.
  53. ^ Jump up to: а б Штефанеску 2020 , стр. 464.
  54. ^ Пейчох и Пейс 2004 , стр. 354.
  55. ^ Jump up to: а б Пейчох и Пейс 2004 , стр. 292.
  56. ^ Jump up to: а б с д Пейчох и Пейс 2004 , стр. 295.
  57. ^ Jump up to: а б с Спилбергер 1990 , с. 163.
  58. ^ Эксуорси и Шербэнеску 1991 , стр. 6.
  59. ^ Jump up to: а б Штефанеску 2020 , стр. 160.
  60. ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 172.
  61. ^ Scafeş & Şerbănescu 2011 , стр. 83–86.
  62. ^ Jump up to: а б с Скафес и Шербэнеску 2011 , стр. 82.
  63. ^ Скафеш и Шербэнеску 2011 , стр. 51.
  64. ^ Пейчох и Пейс 2004 , стр. 358.
  65. ^ Скафеш и Шербэнеску 2011 , стр. 22.
  66. ^ Климент и Францев 2004 , с. 147.
  67. ^ Jump up to: а б Пейчох и Пейс 2004 , стр. 299.
  68. ^ Пейчох и Пейс 2004 , стр. 292, 295.
  69. ^ Jump up to: а б Климент и Францев 2004 , с. 135.
  70. ^ Хиль-Мартинес 2018 , с. 101.
  71. ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 58.
  72. ^ Эксворси 1995 , с. 62.
  73. ^ Скафеш и Шербэнеску 2011 , стр. 16.
  74. ^ Пейчох и Пейс 2005 , стр. 319.
  75. ^ Эксворси 1995 , с. 64.
  76. ^ Климент и Францев 2004 , с. 242.
  77. ^ Пейчох и Пейс 2005 , стр. 323.
  78. ^ Эксворси 1995 , с. 66.
  79. ^ Климент и Францев 2004 , с. 243.
  80. ^ Jump up to: а б Эксворси 1995 , с. 67.
  81. ^ Волончук 1961 , 3-я глава.
  82. ^ Goncharov 2016 .
  83. ^ Эксворси 1995 , с. 68.
  84. ^ Эксворси 1995 , с. 70.
  85. ^ Эксворси 1995 , с. 71.
  86. ^ Jump up to: а б Эксворси 1995 , с. 81.
  87. ^ Пейчох и Пейс 2005 , стр. 324.
  88. ^ Эксворси 1995 , с. 80.
  89. ^ Эксуорси 1995 , стр. 91–92.
  90. ^ Эксворси 1995 , с. 109.
  91. ^ Эксворси 1995 , стр. 92–93.
  92. ^ Эксворси 1995 , с. 108.
  93. ^ Скафеш и Шербэнеску 2011 , стр. 23.
  94. ^ Эксворси 1995 , с. 124.
  95. ^ Эксворси 1995 , с. 147.
  96. ^ Эксворси 1995 , с. 228.
  97. ^ Климент и Францев 2004 , с. 245.
  98. ^ Хиль-Мартинес 2018 , с. 111.
  99. ^ Jump up to: а б Эксворси 1995 , с. 212.
  100. ^ Эксуорси и Шербэнеску 1991 , стр. 7.
  101. ^ Пейчох и Пейс 2005 , стр. 340.
  102. ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 117
  103. ^ Климент и Дойл 1979 , с. 61.
  104. ^ Jump up to: а б Пашолок 2017 .
  105. ^ Эксворси 1995 , с. 96 фотопластин.
  106. ^ Пашолок 2021 .
  107. ^ Пейчох и Пейс 2004 , стр. 301–304.
  108. ^ Пейчох и Пейс 2004 , стр. 305.
  109. ^ Шпитальский 2017 .
  110. ^ Габорова 2017 .

Источники

[ редактировать ]
  • Эбботт, Питер; Томас, Найджел (25 ноября 1982 г.). Восточные союзники Германии 1941–45 . Мужчины по оружию 131. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN  0850454751 .
  • Эксуорси, Марк (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941–1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи . ISBN  9781854092670 .
  • Эксуорси, Марк; Шербэнеску, Хория Вл. (1991). Румынская армия Второй мировой войны . Мужчины по оружию 246. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN  1-85532-169-6 .
  • Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (2002) [1972, Arms and Armor ]. Танки мира 1915–1945 гг . Лондон: Cassell & Co. ISBN  0-30436141-0 .
  • Чирица, Михай; Мосниагу, Мариан; Флореа, Петрисор; Дуца, Корнел (июль 2009 г.). «Обеспокоенность решающего военного штаба по поводу наличия танков в румынской армии с 1919 по 1944 год». В Добре, Флорика; Добре, Думитру (ред.). Генерального штаба в построении структуры румынских вооруженных сил ( Роль PDF ) (на румынском языке). Питешть, Румыния: Техническо-редакторский центр бухарестской армии.
  • Габорова, Яна (9 мая 2017 г.). «Конец войны в Простеёве будет отмечен румынским танком» [Конец войны в Простеёве будет отмечен румынским танком]. prostejov.eu . Public4u . Проверено 3 сентября 2021 г.
  • Хил-Мартинес, Эдвард М. (20 сентября 2018 г.). Румынские бронетанковые войска во Второй мировой войне . Люблин, Польша: Кагеро. ISBN  978-8395157530 .
  • Гончаров, Владислав (26 августа 2016 г.). «Легенда о бригаде Циглера » [Легенда о бригаде Циглера]. warspot.ru . Варгейминг . Проверено 3 сентября 2021 г.
  • Климент, Чарльз К.; Дойл, Хилари Луи (1979). Чехословацкие боевые бронированные машины 1918–1945 гг . Уотфорд: Публикации Беллоны. ISBN  978-0852426289 .
  • Климент, Чарльз К.; Францев, Владимир (1 января 2004 г.). Чехословацкая бронетехника 1918–1948 гг. (на чешском языке). Прага: Арес и наша армия. ISBN  80-86158-40-3 .
  • Мошнягу, Мариан [на румынском языке] ; Боцогина, Юлиан-Стелиан; Манолеску, Мариана-Даниела; Стойка, Леонтин-Василе; Соитариу, Михай-Космин (2012). Румынская армия и эволюция танкового вооружения. Документы (1919–1945) [ Румынская армия и эволюция танкового вооружения. Документы (1919–1945) ] (PDF) (на румынском языке). Питешть, Румыния: Издательство Государственного университета Питешть. ISBN  978-606-560-252-6 .
  • Pasholok, Yuri (6 March 2017). "Большой успех маленьких танков" [Big Success of Small Tanks]. warspot.ru . Wargaming . Retrieved 3 September 2021 .
  • Pasholok, Yuri (5 June 2021). "Чехословацкий малый танк для румынской армии" [Small Czechoslovak Tank for the Romanian Army]. zen.yandex.ru . Retrieved 3 September 2021 .
  • Пейчох, Иво [на чешском языке] ; Пейс, Олдржих (2004). Бронированная техника 5: Центральная Европа 1919–1945 (Часть I) [ Бронированная техника 5: Центральная Европа 1919–1945 (Часть 1) ] (на чешском языке). Прага : Васут. ISBN  9788072363179 .
  • Пейчох, Иво; Пейс, Олдржих (2005). Бронированная техника 6: Центральная Европа 1919–1945 (Часть II) [ Бронированная техника 6: Центральная Европа 1919–1945 (Часть 2) ] (на чешском языке). Прага : Васут. ISBN  8072364294 .
  • Скафеш, Корнел; Щербэнеску, Хория Вл.; Скафеш, Иоан И. (2011) [2005, Oscar Print]. армии (1919–1947) Бронетанковые войска румынской (на румынском языке). Бухарест: Альфа MDN. ISBN  9789731390741 .
  • Спилбергер, Уолтер Дж. (1990). Panzer-kampfwagen 35(t) и 38(t) и их варианты, включая моторизацию чехословацкой армии 1920–1945 гг. [ Panzer 35(t) и 38(t) и их варианты в рамках моторизации чехословацкой армии 1920–1945 гг .] ( на немецком языке). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN  3-87943-708-4 .
  • Шпитальский, Ярослав (17 августа 2017 г.). «Танцик AH-IV-R» [танкетка AH-IV-R]. rotanazdar.cz (на чешском языке) . Проверено 3 сентября 2021 г.
  • Стефанеску, Александру В. (2020). Великого Рейха: Боевая техника румынской армии на Восточном фронте (1941–1944) . В тени (на румынском языке) Тырговиште, Румыния: Cetatea de Caun. ISBN  9786065375055 .
  • Волончук, Федор Федорович [на русском языке] (1961). По тылам врага [ В тылу врага ] (на русском языке). Москва: Военное издательство.
  • Залога, Стивен Дж. (2013). Танки восточных союзников Гитлера 1941–45 . Новый Авангард 131. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN  978-1-78096-020-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fce99a99ba64bf01c6fa1a231da10b74__1712553540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/74/fce99a99ba64bf01c6fa1a231da10b74.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
R-1 tank - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)