Sd.Kfz. 10
легкий тягач 1т, Sd.Kfz. 10 | |
---|---|
![]() Полугусеничный Sd.Kfz 10 буксирует 7,5 cm Pak 40 по грязи противотанковую пушку | |
Тип | Легкий полугусеничный |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1938–1945 |
Используется | Нацистская Германия Румыния Швеция |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Демаг |
Разработанный | 1934–1938 |
Производитель | Демаг , Адлер-Верке , Бюссинг-НАГ , MWC, MNH, MIAG, Заурерверке |
Стоимость единицы | 15 000 рейхсмарок |
Произведено | 1938–1945 |
№ построено | Прибл. 14 000 |
Варианты | Sd.Kfz. с 1.10 по 5.10. |
Технические характеристики (Sd.Kfz.10 Ausf.B) | |
Масса | 3400 кг (7500 фунтов) |
Длина | 4,75 метра (15,6 футов) |
Ширина | 1,93 метра (6,3 фута) |
Высота | 2 метра (6,6 футов) (всего) |
Экипаж | 2 + 6 |
Двигатель | 4,2-литровый бензиновый 6-цилиндровый двигатель Maybach HL42 TRKM с водяным охлаждением. 100 лошадиных сил (99 л.с.) |
Мощность/вес | 29,1 л.с./тонну |
Передача инфекции | 7+3 ступенчатая Maybach Variorex SRG 102128H |
Приостановка | торсион |
Дорожный просвет | 32 сантиметра (13 дюймов) |
Запас топлива | 110 литров (29 галлонов США) |
Оперативный диапазон | 300 километров (190 миль) (по дороге) 150 километров (93 мили) (по пересеченной местности) |
Максимальная скорость | 65 км/ч (40 миль в час) (дорога) |
Sd.Kfz . 10 ( Sonderkraftfahrzeug — специальный моторизованный автомобиль) — немецкий полугусеничный автомобиль, получивший широкое распространение во Второй мировой войне . Его основная роль заключалась в качестве тягача для небольших буксируемых орудий, таких как 2 cm Flak 30 , 7,5 cm leIG или Pak 36 3,7 cm противотанковая пушка . Помимо буксировки орудия или прицепа, он мог перевозить восемь военнослужащих.
Базовая конструкция всех немецких полугусеничных грузовиков была разработана в Веймарскую эпоху рейхсвера Военным автомобильным отделом , но окончательный проект и испытания были переданы коммерческим фирмам с пониманием, что производство будет разделено между несколькими компаниями. Демаг был выбран для разработки самого маленького из немецких полугусеничных грузовиков и провел годы между 1934 и 1938 годами, совершенствуя конструкцию с помощью серии прототипов.
Шасси легло в основу Sd.Kfz. 250 легкий бронетранспортер . В период с 1938 по 1945 год было произведено около 14 000 машин, что сделало эту машину одной из наиболее широко производимых немецких тактических машин войны. Он участвовал во вторжении в Польшу , битве за Францию , Балканской кампании и сражался как на Западном фронте , так и на Восточном фронте , в Северной Африке и в Италии .
Описание
[ редактировать ]
Sd.Kfz . 10 был уникальным среди немецких полугусеничных конструкций, поскольку в нем использовался корпус, а не рама. Сначала мощность обеспечивала военная версия 6-цилиндрового бензинового двигателя Maybach с водяным охлаждением. Он имел полуавтоматическую трансмиссию Maybach Variorex SRG 102128H (Schaltreglergetriebe 102 128 H) с семью передними и тремя передачами заднего хода. Водитель выбрал нужную передачу и инициировал переключение, выжав сцепление. Он мог развивать скорость 65 км/ч (40 миль в час), а крейсерская скорость составляла 45 км/ч (28 миль в час). [ 1 ] В 1942 году Люфтваффе ограничило нетактическую скорость своих машин всего лишь 30 км/ч (19 миль в час), чтобы продлить срок службы резиновых гусениц ( Gummipolster ). [ 2 ]
Для управления использовались как гусеницы, так и колеса. Система рулевого управления была настроена таким образом, чтобы при плавных поворотах использовались только управляемые передние колеса, но при дальнейшем повороте рулевого колеса к гусеницам применялись тормоза. Ведущая звездочка имела вместо более обычных зубьев сохраняющие колею, но более сложные катки. Задняя подвеска состояла из пяти сдвоенных опорных катков, перекрывающихся и чередующихся по схеме Schachtellaufwerk , установленных на поворотных рычагах, подрессоренных торсионами . Натяжное колесо, установленное в задней части машины, использовалось для контроля натяжения гусеницы. Передний мост имел поперечно расположенные листовые рессоры и амортизаторы – единственные на машине. [ 3 ]
Верхняя часть корпуса имела багажное отделение, отделяющее отделение водителя от боевого отделения. На многоместных сиденьях по бокам автомобиля с отсеком для хранения под сиденьем могли разместиться шесть человек. Лобовое стекло могло складываться вперед и также было съемным. В верхней части задней части кузова устанавливался откидной брезентовый верх. При установке он крепился к лобовому стеклу. Для защиты экипажа от непогоды можно было установить четыре борта. [ 4 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Предварительный проект всех немецких полугусеничных машин начала войны выполнил дипл.инж. Эрнст Книпкамп из Военного автомобильного департамента (Ва Прюф 6) до прихода нацистов к власти в 1933 году. Затем его конструкции были переданы коммерческим фирмам для разработки и испытаний. [ 5 ] Демагу было поручено разработать «Liliput» Kleinster geländegängiger Kettenschlepper (самый маленький вездеход на гусеничном ходу) с первым прототипом D ll 1, выпущенным в 1934 году. На нем был установлен шестицилиндровый BMW Type 315 двигатель мощностью 28 л.с. сзади и имел всего по три опорных катка с каждой стороны. В 1935 году последовал D ll 2 , сохранивший тот же двигатель, но с дополнительным опорным колесом. Он весил 2,56 тонны (2,52 длинных тонны; 2,82 коротких тонны). [ 6 ]
В то время как первые две машины были всего лишь автомобильными прототипами, 3,4-тонный (3,3 длинных тонны; 3,7 коротких тонны) D ll 3 имел двигатель BMW Type 316 мощностью 42 л.с. (43 л.с.) , установленный спереди, 5 опорных катков и десантное отделение, которое могло подходят шесть. Прототип Д-4 так и не сошёл с чертежной доски. не было Д-5 . На смену ему пришли восемь опытных серий (Veruchs-Serie) прототипов D 6 мощностью 90 лошадиных сил (89 л.с.) в 1937 году. Он весил 3,85 тонны (3,79 длинных тонны; 4,24 коротких тонны), имел двигатель Maybach NL 38 TRK и другую трансмиссию. лишь в деталях , но в остальном отличался от Dll 3 . Несколько D 6 и D ll 3 использовались в качестве прототипов для моделей, предназначенных для службы в химических войсках (Nebeltruppen) и войсках противовоздушной обороны (Luftschutztruppen) . Серия из 60 предсерийных ( 0-серия ) D 6 была заказана в 1937 году у компаний Demag, Adler и Mechanische Werke Cottbus (MWC), которые отличались от опытной серии лишь в деталях. Все они были доставлены к ноябрю 1938 года. [ 7 ] 17 марта 1937 года машина была переименована в leichter Zugkraftwagen 1 to (Sd.Kfz. 10) (легкий полугусеничный тягач массой 1 тонна) . [ 8 ]

D 7 был серийной моделью и отличался от D 6 главным образом другой гусеницей и двигателем Maybach NL 38 TRKM . ( OZ Оказалось, что NL 38 TRK имеет слишком большую степень сжатия для бензина с октановым числом 74 74 ) , разрешенного к использованию после 1 октября 1938 года, и его пришлось модифицировать, установив новую головку блока цилиндров и более короткие поршни, но это не изменило мощность двигателя. . [ 9 ] Поставки начались в октябре 1938 года, когда 11 октября 1938 года одна из первых машин сошла с конвейера и была продемонстрирована армии. [ 10 ] Ранние машины имели два топливных бака: один на 58 литров (15 галлонов США), а другой на 32 литра (8,5 галлонов США), но в конце 1939 года они были заменены одинарными на 110 литров (29 галлонов США). Двигатель НЛ 38 ТРКМ был заменен в конце 1939 года на HL 42 ТРКМ, у которого ход поршня был увеличен до 110 мм, что позволило увеличить рабочий объем с От 3,8 литра (230 куб. Дюймов) до 4,2 литра (260 куб. Дюймов) и мощности от 90 лошадиных сил (89 л.с.) до 100 лошадиных сил (99 л.с.). [ 11 ] С начала 1940 года стали использоваться более прочные опорные катки, а в 1940 году задняя часть корпуса была усилена, чтобы позволить машине буксировать более тяжелые грузы, такие как 7,5 cm PaK 40 противотанковая пушка , 15 cm sIG 33 пехотная пушка и 10,5 cm. leFH 18 Гаубица . Воздушный компрессор был добавлен позже для грузов, оснащенных пневматическими тормозами. Они получили обозначение Модель (Ausführung — Ausf.) B. В 1943 году полуавтоматическая коробка передач была заменена механической коробкой передач. [ нужна ссылка ]
Шасси D 7p для Sd.Kfz. 250 был создан на базе D 7 с укороченной подвеской. [ нужна ссылка ]
Компания Demag получила контракт на разработку новой версии Sd.Kfz. 10 в 1944 году с десятью опорными катками, усиленным передним мостом, усиленным шатуном натяжителя, улучшенным натяжителем гусеницы и увеличенным дорожным просветом. Было построено три прототипа; два были поставлены в сентябре 1944 года, а третий остался на заводе. Однако дальнейшее развитие не пошло. Еще одна новая версия Sd.Kfz. 10 был предложен в Программе экстренного развития (Entwicklungs-Notprogramm) от 20 февраля 1945 года с бронированием моторного и водительского отделений, разработка которого должна была быть завершена в июне 1945 года. [ 12 ]
Производство
[ редактировать ]Семь заводов собирали различные модели Sd.Kfz . 10 . С 1938 по ноябрь 1942 года компания Demag построила около 1075 штук. С 1938 по декабрь 1943 года Adler-Werke построила 3414 машин. С 1938 по декабрь 1942 года компания Büssing-NAG построила 750 машин. С 1939 по ноябрь 1944 года MWC собрала 4750 штук. Mühlenbau und Industrie AG (MIAG) построило 324 экземпляра в период с 1939 по 1941 год. Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover (MNH) построила около 600 экземпляров в период с 1939 по ноябрь 1942 года. Österreichische Saurerwerke построила около 3075 экземпляров с 1940 по декабрь 1943 года. И Demag, и MWC производили шасси D 7p для Sd.Kfz. 250 легких БТР в 1945 году, когда из-за нехватки бронекорпусов пришлось укомплектовать 276 деревянными верхними корпусами. Известно, что к 1 марта 1945 года было поставлено восемьдесят таких машин. В это число может входить 310 шасси, построенных для Sd.Kfz. 252 бронетранспортера и Sd.Kfz. 253 машины наблюдения. [ 13 ]
Варианты
[ редактировать ]
Sd.Kfz. 10/1
[ редактировать ]Sd.Kfz . 10/1 представлял собой машину для обнаружения химикатов. До начала Второй мировой войны только девяносто штук планировалось поставить в 1940–42 годах для оснащения химических войск (Nebeltruppen) , но в производственном плане от 3 мая 1940 года упоминается, что это должно было производиться по тридцать штук в месяц до тех пор, пока не будет выпущено 400 штук. было построено, а затем по десять в месяц. Последним упоминанием является отчет о том, что MWC должна была изготовить десять машин к 15 января 1943 года. Производство могло продолжаться и после этого, но определенно не после 1943 года. [ 14 ]
Sd.Kfz. 10/2
[ редактировать ]Sd.Kfz . 10/2 представлял собой машину для химической дезактивации, оснащенную разбрасывателем емкостью 200 кг (440 фунтов) и местом для восьми бочек с химикатами для дезактивации по 50 кг (110 фунтов). При этом оставалось место только для двух членов экипажа, у которых было многоместное сиденье между стволами перед задней стенкой шасси. Каждая бочка могла покрывать площадь 1 на 160 метров (1,1 на 175,0 ярда). Бочки размещались на платформах над гусеницами со складными внешними направляющими. Модель 10/2 имела значительное количество отличий от стандартной модели, в том числе два топливных бака общей емкостью 86 литров (23 галлона США), один из которых имел туннель для размещения вспомогательного карданного вала, приводившего в движение разбрасыватель. Это сократило запас хода всего до 250 километров (160 миль). Модель 10/2 имела длину 4,83 метра (15,8 фута), ширину 1,9 метра (6,2 фута) и высоту 1,95–1,7 метра (6,4–5,6 фута), в зависимости от того, была ли верхняя часть поднята или опущена. Он весил 3890 кг (8580 фунтов) пустого и 4900 кг (10800 фунтов) загруженного. Во время распространения его максимальная скорость составляла всего 10–20 км/ч (6,2–12,4 миль в час). В 1938–39 годах было построено от шестидесяти до семидесяти. [ 15 ]

Sd.Kfz. 10/3
[ редактировать ]Sd.Kfz . 10/3 был оборудован баком емкостью 500 литров (130 галлонов США) и системой распыления для создания барьеров от отравляющих газов. Распылительная насадка поворачивалась вперед и назад, охватывая ширину 16 метров (52 фута). В 1938–39 годах было построено около 67 штук. 15 апреля 1942 года Верховное командование армии ( Oberkommando des Heeres - OKH) приказало демонтировать танки на 65 машинах, находящихся на хранении, отключить систему распыления и модифицировать машины для перевозки 216 выстрелов противотанковых боеприпасов. Машины должны были быть переданы для восстановления подразделений Nebeltruppen . [ 16 ] К этому этапу войны они были оснащены реактивными установками Nebelwerfer и штатными противотанковыми пушками. [ 17 ]

Sd.Kfz. 4.10 и 5.10.
[ редактировать ]Sd.Kfz . 10/4 несла установку 2 cm FlaK 30 на специальной платформе с откидными боковыми и задней панелями. Эта платформа была специально разработана для установки Flak 30 и не могла легко принять установку Flak 38 или наоборот. Для размещения артиллерийской установки автомобиль был шире и выше обычного: 2,02 метра (6,6 фута) в ширину и 2 метра (6,6 фута) и весил 4075 кг (8984 фунта) в пустом состоянии. На платформе для экипажа были установлены четыре откидных сиденья. На некоторых из этих артиллерийских установок был установлен орудийный щит . В ящиках для боекомплекта, закрепленных на боковых и задней панелях (по четыре с каждой стороны и два сзади), вмещалось по одному магазину емкостью 20 патронов. Обычно он буксировал прицеп с боеприпасами ( Sd.Ah. 51 — Sonderanhänger — специальный одноосный прицеп) с еще 640 патронами, прицелами и дальномером. [ 18 ]
Машины, построенные только в 1940 году, были оснащены съемными погрузочными рампами, тросовыми роликами, выполнявшими роль шкивов, и усиленной задней дверью, позволяющей устанавливать Flak 30 на Sd.Ah. 51 прицеп, подлежащий быстрому демонтажу. С 1940 года они оснащались стойками для винтовок над передними крыльями, а с 1942 года стали оснащаться крышками из листового металла для защиты от непогоды. Flak 38 устанавливались на 10/4 начиная с 1941 года, хотя платформу расширили лишь позже. По мере развития войны орудия все чаще оснащались орудийными щитками. [ 19 ]
Sd.Kfz . 10/5 нес 2-см FlaK 38 , установка которого была шире и легче, чем у Flak 30 , а платформа была увеличена для ее размещения с 1942 года. Ширина машины увеличилась до 2,156 метра (7,07 футов), но высота вернулась. к нормальному автомобилю. с более широкой платформой Первоначально машины, модифицированные для Flak 38 , не имели специального обозначения, но оно было присвоено им где-то в 1943 году. Самое раннее известное использование датируется 1 сентября 1943 года, но старое название сохранялось до 1 декабря 1944 года. Люфтваффе заказало 293 комплекта бронелистов ( Behelfspanzerung ) для своих машин в 1943 году. Эти листы закрывали радиатор, лобовое стекло и обе стороны. кабины водителя и устанавливались на обе версии. [ 20 ]
Производство началось в 1939 году для поставок в армию и Люфтваффе, хотя точные цифры никогда не будут известны, поскольку зачастую они не были указаны отдельно в отчетах о производстве. Во всяком случае, Адлер построил 1054 самолета в период с 1939 по февраль 1943 года, хотя некоторые из них были построены как 10/5, начиная с 1942 года. MWC получила два контракта на 975 самолетов 10/5 поставку в 1943–44 годах, но 13 из них были поставлялся как обычный Sd.Kfz. 10 в 1944 году. [ 19 ]
Полевые модификации
[ редактировать ]Некоторые машины оснащались 3,7 cm PaK 36 или 5 cm PaK 38 противотанковой пушкой . Иногда у них дополнительно бронировали кабину и моторное отделение. Pak 36 обычно перевозился в сборе, а Pak 38 обычно устанавливался без колес на поворотной опоре. [ 21 ] В конце войны на некоторых машинах была установлена тройная установка («Бурение» по-немецки) автопушки MG151 на конической оси. Это была та же установка, что и на Sd.Kfz. 251/21 . [ нужна ссылка ]
Развертывание и использование
[ редактировать ]Первоначально планировалось использовать Sd.Kfz. 10 в качестве буксировщика различных легких орудий и прицепов, но был разрешен в качестве замены Sd.Kfz. 250 легкий бронетранспортер, 1939 год. Ausf. Модель B расширила сферу применения и стала буксировать более тяжелое вооружение, такое как 5 cm PaK 38, а также прицепы к нему с боеприпасами. Они также служили в ротах технического обслуживания и снабжения моторизованных и танковых частей. [ 22 ] Девять были доставлены в Румынию в 1942 году как тягачи для противотанковых орудий. [ 23 ]

Для химических войск (Nebeltruppen) каждой батарее дезактивации ( Entgiftungs-Batterie ) было разрешено шесть Sd.Kfz. 10/1 и шесть Sd.Kfz. 10/2 . Восемнадцать Sd.Kfz. 10/3 находились на уровне батальона для выдачи батареям вместо своих Sd.Kfz. 10/2 с, если необходимо. При необходимости их можно было заменить на Sd.Kfz. 11 соответствующего типа. Когда в ноябре 1941 года подразделения дезактивации было разрешено переоснастить тяжелыми ракетными установками, семь Sd.Kfz. 10/1 использовались для буксировки пусковых установок 28/32 cm Nebelwerfer 41 , а еще один использовался командиром взвода для буксировки противотанковой пушки. Точно так же подразделения дезактивации обычно сохраняли свои Sd.Kfz. 10/2 и использовали их так же, как 10/1, после снятия специального оборудования. Однако, судя по всему, 10/3 были сданы при реорганизации подразделения. [ 24 ]
В начале войны армейская зенитная рота ( Flugabwehr-Kompanie ) была организована в три взвода, всего восемнадцать Sd.Kfz. 10/4 , двенадцать с пушками и шесть с боеприпасами. Когда в 1941 году на вооружение поступила четырехствольная 2 cm Flakvierling 38 , в каждом взводе было по четыре Sd.Kfz. 10/4 буксируют орудия и еще один — для боеприпасов. Позже эти роты были реорганизованы и образовали в общей сложности восемь Sd.Kfz. 10/4 с орудиями, два буксирующих Flakvierlings и три с боеприпасами. Это всего лишь примеры некоторых армейских организаций, которые различались в зависимости от подразделения и периода. Sd.Kfz. 10/5 были заменены на 10/4 по принципу «один к одному». Подробных записей о легких зенитных подразделениях Люфтваффе не сохранилось, но, судя по всему, они были организованы в батареи по девять или двенадцать орудий. [ 25 ]
Использование в Швеции
[ редактировать ]Когда в сентябре 1939 года разразилась война, Швеция придерживалась политики нейтралитета. Для поддержки этой политики была необходима быстрая модернизация устаревшей военной техники. Оружие, транспортные средства и самолеты производились как внутри страны, так и закупались за рубежом. Артиллерийские орудия, 10,5 cm leFH 18 и тягачи были закуплены в Германии зимой 1939/1940 года, поставки начались в 1940 году. Буксировщиками были частично грузовики Klöckner-Deutz A330 4x4 и несколько Demag D7 полугусеничных грузовиков . Полугусеничные машины должны были использоваться в субарктическом климате, и осенью 1940 года все двенадцать «Демагов» были доставлены вместе с двенадцатью орудиями в 8-й артиллерийский полк (А8) в северном городе Боден , недалеко от полярного круга. Примечательно, что 10,5 cm leFH 18 («Haubits m/39» по-шведски) — значительно более тяжелое орудие, чем те, которые немецкая армия буксировала вместе с этой машиной. В Швеции Demag назывался «Artilleritraktor m/40» или сокращенно «Arttrak m/40». [ нужна ссылка ]

В 1941 году Швеция попыталась закупить больше «Демагов», но продолжающаяся война сделала это невозможным. поступил заказ Затем компании Volvo на изготовление «копии» («Artilleritraktor m/43» или «Volvo HBT»), где единственным конкретным требованием шведской армии было то, что гусеницы должны быть взаимозаменяемы с Demag. Этот Volvo никогда не использовался на A8. [ нужна ссылка ]
После войны еще двенадцать Sd.Kfz. 10 штук, купленных излишков в Норвегии и других странах, были доставлены в А8. Всего 24 Sd.Kfz. 10 из них использовались при обучении артиллерийских расчётов на протяжении 1950-х — начала 1960-х годов. В 1966 году все они были проданы лицам, предложившим самую высокую цену на аэродроме Каликс , и оказались в деревнях, окружающих Каликс и Боден. В середине 1970-х — 1980-х годов их выследили и продали за границу. Последний известный экземпляр покинул Швецию в 1992 году. Из 24 проданных в 1966 году по состоянию на 2014 год четырнадцать находятся в известных коллекционерах и музеях по всему миру. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Д 672/3, Ле.Згкв. 1т (Sd.Kfz.10), тип Д7, описание и инструкция по эксплуатации, 1 марта 1939 г.
- ^ Йенц, с. 22
- ^ Йенц, с. 10
- ^ Йенц, с. 11
- ^ Спилбергер, с. 24
- ^ Спилбергер, с. 27
- ^ Йенц, стр. 5–8
- ^ Йенц, с. 1
- ^ Йенц, с. 8
- ^ Йенц, с. 14
- ^ Йенц, с. 20
- ^ Йенц, с. 24
- ^ Йенц, стр. 14–17
- ^ Йенц, с. 31
- ^ Йенц, с. 34
- ^ Йенц, с. 37
- ^ Нихорстер, стр. 34–35.
- ^ Йенц, с. 44
- ^ Jump up to: а б Дженц, с. 50–51
- ^ Йенц, с. 51
- ^ Чемберлен и Дойл, с. 182
- ^ Йенц, стр. 26–28
- ^ Эксуорси, Марк; Скафс, Корнел; Крачунойу, Кристиан (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941-1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи. п. 87. ИСБН 1-85409-267-7 .
- ^ Йенц, стр. 38–40
- ^ Йенц, стр. 62–63
- ^ Журнал Шведской ассоциации истории бронетехники (SPHF) TRACKS, выпуск 1-2, 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Чемберлен, Питер и Хилари Л. Дойл. Томас Л. Дженц (технический редактор). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, броневиков, самоходных орудий и полугусеничных машин, 1933–1945 гг . Лондон: Arms and Armor Press, 1978 (переработанное издание 1993 г.). ISBN 1-85409-214-6
- Йентц, Томас Л. Легкий трактор 1 т: (Sd.Kfz. 10) Ausf.A и B и варианты: развитие и применение с 1935 по 1945 год (Panzer Tracts № 22-1) Бойдс, Мэриленд: Panzer Tracts, 2009. ISBN 0-9815382-5-8
- Нихорстер, Лео В.Г. Немецкая серия по организации Второй мировой войны, Vol. 4/II: Механизированные подразделения штаба и формирования Ваффен-СС (28 июня 1942 г.) Милтон Киз, Бакингемшир: Military Press, 2004 г.
- Спилбергер, Вальтер Дж. Полугусеничные машины немецкой армии 1909-1945 гг . Атльген, Пенсильвания: Шиффер, 2008 г. ISBN 978-0-7643-2942-5
