Jump to content

Sd.Kfz. 10

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

легкий тягач 1т, Sd.Kfz. 10
Полугусеничный Sd.Kfz 10 буксирует 7,5 cm Pak 40 по грязи противотанковую пушку
Тип Легкий полугусеничный
Место происхождения Нацистская Германия
История обслуживания
В эксплуатации 1938–1945
Используется Нацистская Германия
Румыния
Швеция
Войны Вторая мировая война
История производства
Дизайнер Демаг
Разработанный 1934–1938
Производитель Демаг , Адлер-Верке , Бюссинг-НАГ , MWC, MNH, MIAG, Заурерверке
Стоимость единицы 15 000 рейхсмарок
Произведено 1938–1945
построено Прибл. 14 000
Варианты Sd.Kfz. с 1.10 по 5.10.
Технические характеристики (Sd.Kfz.10 Ausf.B)
Масса 3400 кг (7500 фунтов)
Длина 4,75 метра (15,6 футов)
Ширина 1,93 метра (6,3 фута)
Высота 2 метра (6,6 футов) (всего)
Экипаж 2 + 6

Двигатель 4,2-литровый бензиновый 6-цилиндровый двигатель Maybach HL42 TRKM с водяным охлаждением.
100 лошадиных сил (99 л.с.)
Мощность/вес 29,1 л.с./тонну
Передача инфекции 7+3 ступенчатая Maybach Variorex SRG 102128H
Приостановка торсион
Дорожный просвет 32 сантиметра (13 дюймов)
Запас топлива 110 литров (29 галлонов США)
Оперативный
диапазон
300 километров (190 миль) (по дороге)
150 километров (93 мили) (по пересеченной местности)
Максимальная скорость 65 км/ч (40 миль в час) (дорога)

Sd.Kfz . 10 ( Sonderkraftfahrzeug — специальный моторизованный автомобиль) — немецкий полугусеничный автомобиль, получивший широкое распространение во Второй мировой войне . Его основная роль заключалась в качестве тягача для небольших буксируемых орудий, таких как 2 cm Flak 30 , 7,5 cm leIG или Pak 36 3,7 cm противотанковая пушка . Помимо буксировки орудия или прицепа, он мог перевозить восемь военнослужащих.

Базовая конструкция всех немецких полугусеничных грузовиков была разработана в Веймарскую эпоху рейхсвера Военным автомобильным отделом , но окончательный проект и испытания были переданы коммерческим фирмам с пониманием, что производство будет разделено между несколькими компаниями. Демаг был выбран для разработки самого маленького из немецких полугусеничных грузовиков и провел годы между 1934 и 1938 годами, совершенствуя конструкцию с помощью серии прототипов.

Шасси легло в основу Sd.Kfz. 250 легкий бронетранспортер . В период с 1938 по 1945 год было произведено около 14 000 машин, что сделало эту машину одной из наиболее широко производимых немецких тактических машин войны. Он участвовал во вторжении в Польшу , битве за Францию , Балканской кампании и сражался как на Западном фронте , так и на Восточном фронте , в Северной Африке и в Италии .

Описание

[ редактировать ]
Машина обнаружения газа Sd.Kfz 10/1, буксирующая Nebelwerfer 41. 28/32-см ракетную установку

Sd.Kfz . 10 был уникальным среди немецких полугусеничных конструкций, поскольку в нем использовался корпус, а не рама. Сначала мощность обеспечивала военная версия 6-цилиндрового бензинового двигателя Maybach с водяным охлаждением. Он имел полуавтоматическую трансмиссию Maybach Variorex SRG 102128H (Schaltreglergetriebe 102 128 H) с семью передними и тремя передачами заднего хода. Водитель выбрал нужную передачу и инициировал переключение, выжав сцепление. Он мог развивать скорость 65 км/ч (40 миль в час), а крейсерская скорость составляла 45 км/ч (28 миль в час). [ 1 ] В 1942 году Люфтваффе ограничило нетактическую скорость своих машин всего лишь 30 км/ч (19 миль в час), чтобы продлить срок службы резиновых гусениц ( Gummipolster ). [ 2 ]

Для управления использовались как гусеницы, так и колеса. Система рулевого управления была настроена таким образом, чтобы при плавных поворотах использовались только управляемые передние колеса, но при дальнейшем повороте рулевого колеса к гусеницам применялись тормоза. Ведущая звездочка имела вместо более обычных зубьев сохраняющие колею, но более сложные катки. Задняя подвеска состояла из пяти сдвоенных опорных катков, перекрывающихся и чередующихся по схеме Schachtellaufwerk , установленных на поворотных рычагах, подрессоренных торсионами . Натяжное колесо, установленное в задней части машины, использовалось для контроля натяжения гусеницы. Передний мост имел поперечно расположенные листовые рессоры и амортизаторы – единственные на машине. [ 3 ]

Верхняя часть корпуса имела багажное отделение, отделяющее отделение водителя от боевого отделения. На многоместных сиденьях по бокам автомобиля с отсеком для хранения под сиденьем могли разместиться шесть человек. Лобовое стекло могло складываться вперед и также было съемным. В верхней части задней части кузова устанавливался откидной брезентовый верх. При установке он крепился к лобовому стеклу. Для защиты экипажа от непогоды можно было установить четыре борта. [ 4 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Предварительный проект всех немецких полугусеничных машин начала войны выполнил дипл.инж. Эрнст Книпкамп из Военного автомобильного департамента (Ва Прюф 6) до прихода нацистов к власти в 1933 году. Затем его конструкции были переданы коммерческим фирмам для разработки и испытаний. [ 5 ] Демагу было поручено разработать «Liliput» Kleinster geländegängiger Kettenschlepper (самый маленький вездеход на гусеничном ходу) с первым прототипом D ll 1, выпущенным в 1934 году. На нем был установлен шестицилиндровый BMW Type 315 двигатель мощностью 28 л.с. сзади и имел всего по три опорных катка с каждой стороны. В 1935 году последовал D ll 2 , сохранивший тот же двигатель, но с дополнительным опорным колесом. Он весил 2,56 тонны (2,52 длинных тонны; 2,82 коротких тонны). [ 6 ]

В то время как первые две машины были всего лишь автомобильными прототипами, 3,4-тонный (3,3 длинных тонны; 3,7 коротких тонны) D ll 3 имел двигатель BMW Type 316 мощностью 42 л.с. (43 л.с.) , установленный спереди, 5 опорных катков и десантное отделение, которое могло подходят шесть. Прототип Д-4 так и не сошёл с чертежной доски. не было Д-5 . На смену ему пришли восемь опытных серий (Veruchs-Serie) прототипов D 6 мощностью 90 лошадиных сил (89 л.с.) в 1937 году. Он весил 3,85 тонны (3,79 длинных тонны; 4,24 коротких тонны), имел двигатель Maybach NL 38 TRK и другую трансмиссию. лишь в деталях , но в остальном отличался от Dll 3 . Несколько D 6 и D ll 3 использовались в качестве прототипов для моделей, предназначенных для службы в химических войсках (Nebeltruppen) и войсках противовоздушной обороны (Luftschutztruppen) . Серия из 60 предсерийных ( 0-серия ) D 6 была заказана в 1937 году у компаний Demag, Adler и Mechanische Werke Cottbus (MWC), которые отличались от опытной серии лишь в деталях. Все они были доставлены к ноябрю 1938 года. [ 7 ] 17 марта 1937 года машина была переименована в leichter Zugkraftwagen 1 to (Sd.Kfz. 10) (легкий полугусеничный тягач массой 1 тонна) . [ 8 ]

Sd.Kfz. 10/1

D 7 был серийной моделью и отличался от D 6 главным образом другой гусеницей и двигателем Maybach NL 38 TRKM . ( OZ Оказалось, что NL 38 TRK имеет слишком большую степень сжатия для бензина с октановым числом 74 74 ) , разрешенного к использованию после 1 октября 1938 года, и его пришлось модифицировать, установив новую головку блока цилиндров и более короткие поршни, но это не изменило мощность двигателя. . [ 9 ] Поставки начались в октябре 1938 года, когда 11 октября 1938 года одна из первых машин сошла с конвейера и была продемонстрирована армии. [ 10 ] Ранние машины имели два топливных бака: один на 58 литров (15 галлонов США), а другой на 32 литра (8,5 галлонов США), но в конце 1939 года они были заменены одинарными на 110 литров (29 галлонов США). Двигатель НЛ 38 ТРКМ был заменен в конце 1939 года на HL 42 ТРКМ, у которого ход поршня был увеличен до 110 мм, что позволило увеличить рабочий объем с От 3,8 литра (230 куб. Дюймов) до 4,2 литра (260 куб. Дюймов) и мощности от 90 лошадиных сил (89 л.с.) до 100 лошадиных сил (99 л.с.). [ 11 ] С начала 1940 года стали использоваться более прочные опорные катки, а в 1940 году задняя часть корпуса была усилена, чтобы позволить машине буксировать более тяжелые грузы, такие как 7,5 cm PaK 40 противотанковая пушка , 15 cm sIG 33 пехотная пушка и 10,5 cm. leFH 18 Гаубица . Воздушный компрессор был добавлен позже для грузов, оснащенных пневматическими тормозами. Они получили обозначение Модель (Ausführung — Ausf.) B. В 1943 году полуавтоматическая коробка передач была заменена механической коробкой передач. [ нужна ссылка ]

Шасси D 7p для Sd.Kfz. 250 был создан на базе D 7 с укороченной подвеской. [ нужна ссылка ]

Компания Demag получила контракт на разработку новой версии Sd.Kfz. 10 в 1944 году с десятью опорными катками, усиленным передним мостом, усиленным шатуном натяжителя, улучшенным натяжителем гусеницы и увеличенным дорожным просветом. Было построено три прототипа; два были поставлены в сентябре 1944 года, а третий остался на заводе. Однако дальнейшее развитие не пошло. Еще одна новая версия Sd.Kfz. 10 был предложен в Программе экстренного развития (Entwicklungs-Notprogramm) от 20 февраля 1945 года с бронированием моторного и водительского отделений, разработка которого должна была быть завершена в июне 1945 года. [ 12 ]

Производство

[ редактировать ]

Семь заводов собирали различные модели Sd.Kfz . 10 . С 1938 по ноябрь 1942 года компания Demag построила около 1075 штук. С 1938 по декабрь 1943 года Adler-Werke построила 3414 машин. С 1938 по декабрь 1942 года компания Büssing-NAG построила 750 машин. С 1939 по ноябрь 1944 года MWC собрала 4750 штук. Mühlenbau und Industrie AG (MIAG) построило 324 экземпляра в период с 1939 по 1941 год. Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover (MNH) построила около 600 экземпляров в период с 1939 по ноябрь 1942 года. Österreichische Saurerwerke построила около 3075 экземпляров с 1940 по декабрь 1943 года. И Demag, и MWC производили шасси D 7p для Sd.Kfz. 250 легких БТР в 1945 году, когда из-за нехватки бронекорпусов пришлось укомплектовать 276 деревянными верхними корпусами. Известно, что к 1 марта 1945 года было поставлено восемьдесят таких машин. В это число может входить 310 шасси, построенных для Sd.Kfz. 252 бронетранспортера и Sd.Kfz. 253 машины наблюдения. [ 13 ]

Варианты

[ редактировать ]
Sd.Kfz. 10/2

Sd.Kfz . 10/1 представлял собой машину для обнаружения химикатов. До начала Второй мировой войны только девяносто штук планировалось поставить в 1940–42 годах для оснащения химических войск (Nebeltruppen) , но в производственном плане от 3 мая 1940 года упоминается, что это должно было производиться по тридцать штук в месяц до тех пор, пока не будет выпущено 400 штук. было построено, а затем по десять в месяц. Последним упоминанием является отчет о том, что MWC должна была изготовить десять машин к 15 января 1943 года. Производство могло продолжаться и после этого, но определенно не после 1943 года. [ 14 ]

Sd.Kfz . 10/2 представлял собой машину для химической дезактивации, оснащенную разбрасывателем емкостью 200 кг (440 фунтов) и местом для восьми бочек с химикатами для дезактивации по 50 кг (110 фунтов). При этом оставалось место только для двух членов экипажа, у которых было многоместное сиденье между стволами перед задней стенкой шасси. Каждая бочка могла покрывать площадь 1 на 160 метров (1,1 на 175,0 ярда). Бочки размещались на платформах над гусеницами со складными внешними направляющими. Модель 10/2 имела значительное количество отличий от стандартной модели, в том числе два топливных бака общей емкостью 86 литров (23 галлона США), один из которых имел туннель для размещения вспомогательного карданного вала, приводившего в движение разбрасыватель. Это сократило запас хода всего до 250 километров (160 миль). Модель 10/2 имела длину 4,83 метра (15,8 фута), ширину 1,9 метра (6,2 фута) и высоту 1,95–1,7 метра (6,4–5,6 фута), в зависимости от того, была ли верхняя часть поднята или опущена. Он весил 3890 кг (8580 фунтов) пустого и 4900 кг (10800 фунтов) загруженного. Во время распространения его максимальная скорость составляла всего 10–20 км/ч (6,2–12,4 миль в час). В 1938–39 годах было построено от шестидесяти до семидесяти. [ 15 ]

Sd.Kfz. 10/3

Sd.Kfz . 10/3 был оборудован баком емкостью 500 литров (130 галлонов США) и системой распыления для создания барьеров от отравляющих газов. Распылительная насадка поворачивалась вперед и назад, охватывая ширину 16 метров (52 фута). В 1938–39 годах было построено около 67 штук. 15 апреля 1942 года Верховное командование армии ( Oberkommando des Heeres - OKH) приказало демонтировать танки на 65 машинах, находящихся на хранении, отключить систему распыления и модифицировать машины для перевозки 216 выстрелов противотанковых боеприпасов. Машины должны были быть переданы для восстановления подразделений Nebeltruppen . [ 16 ] К этому этапу войны они были оснащены реактивными установками Nebelwerfer и штатными противотанковыми пушками. [ 17 ]

Sd.Kfz. 10/4 или 10/5 с самодельной броней

Sd.Kfz. 4.10 и 5.10.

[ редактировать ]

Sd.Kfz . 10/4 несла установку 2 cm FlaK 30 на специальной платформе с откидными боковыми и задней панелями. Эта платформа была специально разработана для установки Flak 30 и не могла легко принять установку Flak 38 или наоборот. Для размещения артиллерийской установки автомобиль был шире и выше обычного: 2,02 метра (6,6 фута) в ширину и 2 метра (6,6 фута) и весил 4075 кг (8984 фунта) в пустом состоянии. На платформе для экипажа были установлены четыре откидных сиденья. На некоторых из этих артиллерийских установок был установлен орудийный щит . В ящиках для боекомплекта, закрепленных на боковых и задней панелях (по четыре с каждой стороны и два сзади), вмещалось по одному магазину емкостью 20 патронов. Обычно он буксировал прицеп с боеприпасами ( Sd.Ah. 51 — Sonderanhänger — специальный одноосный прицеп) с еще 640 патронами, прицелами и дальномером. [ 18 ]

Машины, построенные только в 1940 году, были оснащены съемными погрузочными рампами, тросовыми роликами, выполнявшими роль шкивов, и усиленной задней дверью, позволяющей устанавливать Flak 30 на Sd.Ah. 51 прицеп, подлежащий быстрому демонтажу. С 1940 года они оснащались стойками для винтовок над передними крыльями, а с 1942 года стали оснащаться крышками из листового металла для защиты от непогоды. Flak 38 устанавливались на 10/4 начиная с 1941 года, хотя платформу расширили лишь позже. По мере развития войны орудия все чаще оснащались орудийными щитками. [ 19 ]

Sd.Kfz . 10/5 нес 2-см FlaK 38 , установка которого была шире и легче, чем у Flak 30 , а платформа была увеличена для ее размещения с 1942 года. Ширина машины увеличилась до 2,156 метра (7,07 футов), но высота вернулась. к нормальному автомобилю. с более широкой платформой Первоначально машины, модифицированные для Flak 38 , не имели специального обозначения, но оно было присвоено им где-то в 1943 году. Самое раннее известное использование датируется 1 сентября 1943 года, но старое название сохранялось до 1 декабря 1944 года. Люфтваффе заказало 293 комплекта бронелистов ( Behelfspanzerung ) для своих машин в 1943 году. Эти листы закрывали радиатор, лобовое стекло и обе стороны. кабины водителя и устанавливались на обе версии. [ 20 ]

Производство началось в 1939 году для поставок в армию и Люфтваффе, хотя точные цифры никогда не будут известны, поскольку зачастую они не были указаны отдельно в отчетах о производстве. Во всяком случае, Адлер построил 1054 самолета в период с 1939 по февраль 1943 года, хотя некоторые из них были построены как 10/5, начиная с 1942 года. MWC получила два контракта на 975 самолетов 10/5 поставку в 1943–44 годах, но 13 из них были поставлялся как обычный Sd.Kfz. 10 в 1944 году. [ 19 ]

Полевые модификации

[ редактировать ]

Некоторые машины оснащались 3,7 cm PaK 36 или 5 cm PaK 38 противотанковой пушкой . Иногда у них дополнительно бронировали кабину и моторное отделение. Pak 36 обычно перевозился в сборе, а Pak 38 обычно устанавливался без колес на поворотной опоре. [ 21 ] В конце войны на некоторых машинах была установлена ​​тройная установка («Бурение» по-немецки) автопушки MG151 на конической оси. Это была та же установка, что и на Sd.Kfz. 251/21 . [ нужна ссылка ]

Развертывание и использование

[ редактировать ]

Первоначально планировалось использовать Sd.Kfz. 10 в качестве буксировщика различных легких орудий и прицепов, но был разрешен в качестве замены Sd.Kfz. 250 легкий бронетранспортер, 1939 год. Ausf. Модель B расширила сферу применения и стала буксировать более тяжелое вооружение, такое как 5 cm PaK 38, а также прицепы к нему с боеприпасами. Они также служили в ротах технического обслуживания и снабжения моторизованных и танковых частей. [ 22 ] Девять были доставлены в Румынию в 1942 году как тягачи для противотанковых орудий. [ 23 ]

Sd.Kfz. 10/4.

Для химических войск (Nebeltruppen) каждой батарее дезактивации ( Entgiftungs-Batterie ) было разрешено шесть Sd.Kfz. 10/1 и шесть Sd.Kfz. 10/2 . Восемнадцать Sd.Kfz. 10/3 находились на уровне батальона для выдачи батареям вместо своих Sd.Kfz. 10/2 с, если необходимо. При необходимости их можно было заменить на Sd.Kfz. 11 соответствующего типа. Когда в ноябре 1941 года подразделения дезактивации было разрешено переоснастить тяжелыми ракетными установками, семь Sd.Kfz. 10/1 использовались для буксировки пусковых установок 28/32 cm Nebelwerfer 41 , а еще один использовался командиром взвода для буксировки противотанковой пушки. Точно так же подразделения дезактивации обычно сохраняли свои Sd.Kfz. 10/2 и использовали их так же, как 10/1, после снятия специального оборудования. Однако, судя по всему, 10/3 были сданы при реорганизации подразделения. [ 24 ]

В начале войны армейская зенитная рота ( Flugabwehr-Kompanie ) была организована в три взвода, всего восемнадцать Sd.Kfz. 10/4 , двенадцать с пушками и шесть с боеприпасами. Когда в 1941 году на вооружение поступила четырехствольная 2 cm Flakvierling 38 , в каждом взводе было по четыре Sd.Kfz. 10/4 буксируют орудия и еще один — для боеприпасов. Позже эти роты были реорганизованы и образовали в общей сложности восемь Sd.Kfz. 10/4 с орудиями, два буксирующих Flakvierlings и три с боеприпасами. Это всего лишь примеры некоторых армейских организаций, которые различались в зависимости от подразделения и периода. Sd.Kfz. 10/5 были заменены на 10/4 по принципу «один к одному». Подробных записей о легких зенитных подразделениях Люфтваффе не сохранилось, но, судя по всему, они были организованы в батареи по девять или двенадцать орудий. [ 25 ]

Использование в Швеции

[ редактировать ]

Когда в сентябре 1939 года разразилась война, Швеция придерживалась политики нейтралитета. Для поддержки этой политики была необходима быстрая модернизация устаревшей военной техники. Оружие, транспортные средства и самолеты производились как внутри страны, так и закупались за рубежом. Артиллерийские орудия, 10,5 cm leFH 18 и тягачи были закуплены в Германии зимой 1939/1940 года, поставки начались в 1940 году. Буксировщиками были частично грузовики Klöckner-Deutz A330 4x4 и несколько Demag D7 полугусеничных грузовиков . Полугусеничные машины должны были использоваться в субарктическом климате, и осенью 1940 года все двенадцать «Демагов» были доставлены вместе с двенадцатью орудиями в 8-й артиллерийский полк (А8) в северном городе Боден , недалеко от полярного круга. Примечательно, что 10,5 cm leFH 18 («Haubits m/39» по-шведски) — значительно более тяжелое орудие, чем те, которые немецкая армия буксировала вместе с этой машиной. В Швеции Demag назывался «Artilleritraktor m/40» или сокращенно «Arttrak m/40». [ нужна ссылка ]

Один из первых 12 экземпляров, доставленных в Швецию в 1940 году, сейчас его нынешний владелец находится в США.

В 1941 году Швеция попыталась закупить больше «Демагов», но продолжающаяся война сделала это невозможным. поступил заказ Затем компании Volvo на изготовление «копии» («Artilleritraktor m/43» или «Volvo HBT»), где единственным конкретным требованием шведской армии было то, что гусеницы должны быть взаимозаменяемы с Demag. Этот Volvo никогда не использовался на A8. [ нужна ссылка ]

После войны еще двенадцать Sd.Kfz. 10 штук, купленных излишков в Норвегии и других странах, были доставлены в А8. Всего 24 Sd.Kfz. 10 из них использовались при обучении артиллерийских расчётов на протяжении 1950-х — начала 1960-х годов. В 1966 году все они были проданы лицам, предложившим самую высокую цену на аэродроме Каликс , и оказались в деревнях, окружающих Каликс и Боден. В середине 1970-х — 1980-х годов их выследили и продали за границу. Последний известный экземпляр покинул Швецию в 1992 году. Из 24 проданных в 1966 году по состоянию на 2014 год четырнадцать находятся в известных коллекционерах и музеях по всему миру. [ 26 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Д 672/3, Ле.Згкв. 1т (Sd.Kfz.10), тип Д7, описание и инструкция по эксплуатации, 1 марта 1939 г.
  2. ^ Йенц, с. 22
  3. ^ Йенц, с. 10
  4. ^ Йенц, с. 11
  5. ^ Спилбергер, с. 24
  6. ^ Спилбергер, с. 27
  7. ^ Йенц, стр. 5–8
  8. ^ Йенц, с. 1
  9. ^ Йенц, с. 8
  10. ^ Йенц, с. 14
  11. ^ Йенц, с. 20
  12. ^ Йенц, с. 24
  13. ^ Йенц, стр. 14–17
  14. ^ Йенц, с. 31
  15. ^ Йенц, с. 34
  16. ^ Йенц, с. 37
  17. ^ Нихорстер, стр. 34–35.
  18. ^ Йенц, с. 44
  19. ^ Jump up to: а б Дженц, с. 50–51
  20. ^ Йенц, с. 51
  21. ^ Чемберлен и Дойл, с. 182
  22. ^ Йенц, стр. 26–28
  23. ^ Эксуорси, Марк; Скафс, Корнел; Крачунойу, Кристиан (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941-1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи. п. 87. ИСБН  1-85409-267-7 .
  24. ^ Йенц, стр. 38–40
  25. ^ Йенц, стр. 62–63
  26. ^ Журнал Шведской ассоциации истории бронетехники (SPHF) TRACKS, выпуск 1-2, 2006 г.
  • Чемберлен, Питер и Хилари Л. Дойл. Томас Л. Дженц (технический редактор). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, броневиков, самоходных орудий и полугусеничных машин, 1933–1945 гг . Лондон: Arms and Armor Press, 1978 (переработанное издание 1993 г.). ISBN   1-85409-214-6
  • Йентц, Томас Л. Легкий трактор 1 т: (Sd.Kfz. 10) Ausf.A и B и варианты: развитие и применение с 1935 по 1945 год (Panzer Tracts № 22-1) Бойдс, Мэриленд: Panzer Tracts, 2009. ISBN   0-9815382-5-8
  • Нихорстер, Лео В.Г. Немецкая серия по организации Второй мировой войны, Vol. 4/II: Механизированные подразделения штаба и формирования Ваффен-СС (28 июня 1942 г.) Милтон Киз, Бакингемшир: Military Press, 2004 г.
  • Спилбергер, Вальтер Дж. Полугусеничные машины немецкой армии 1909-1945 гг . Атльген, Пенсильвания: Шиффер, 2008 г. ISBN   978-0-7643-2942-5

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15433572703982e99ef808f23be77aa5__1706872320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/a5/15433572703982e99ef808f23be77aa5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sd.Kfz. 10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)