Ягдпантера
Ягдпантера | |
---|---|
![]() Истребитель танков V Ягдпантера | |
Тип | Самоходная противотанковая пушка |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1944–1945 (нацистская Германия) |
Используется | Нацистская Германия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Произведено | 1943–1945 |
№ построено | 413 (+ 12 послевоенных) |
Варианты | Г1, Г2 |
Технические характеристики | |
Масса | 45,5 т (44,8 длинных тонн; 50,2 коротких тонны) |
Длина | 9,87 м (32 фута 5 дюймов) |
Ширина | 3,42 м (11 футов 3 дюйма) |
Высота | 2,71 м (8 футов 11 дюймов) |
Экипаж | 5 |
Броня | 80 мм (3,14 дюйма) спереди Маска 100 мм (3,93 дюйма) сторона 50 мм 40 мм сзади |
Основной вооружение | 1 × 8,8 см Pak 43/3 или 43/4 57 раундов |
вторичный вооружение | 1 × 7,92-мм MG 34 (600 патронов) пулемет |
Двигатель | Maybach HL230 P30 (V-12 petrol ) 700 л.с. (690 л.с., 515 кВт) |
Мощность/вес | 15,4 л.с. (11,3 кВт) на тонну |
Приостановка | двойной торсион |
Оперативный диапазон | Дорога: 260 км (160 миль) Напрямик: 130 км (81 миль) |
Максимальная скорость | 46 км/ч (29 миль в час) |
Ягдпантера (нем . «охотничья пантера »), Sd.Kfz. 173 — истребитель танков ( Jagdpanzer , самоходная противотанковая пушка), построенный Германией во время Второй мировой войны . «Ягдпантера » сочетала в себе Pak 43 8,8-см противотанковую пушку , аналогичную основной пушке « Тигра II» , с броней и подвеской шасси «Пантеры». [ 1 ]
Он поступил на вооружение в 1944 году и служил на Восточном и Западном фронтах . На последних этапах войны ограниченное производство в Германии привело к небольшому объему производства, нехватке запасных частей и сокращению сроков обучения экипажей более молодых операторов.
Разработка
[ редактировать ]«Ягдпантере» предшествовали две попытки установки 8,8-см пушки в качестве самоходного противотанкового орудия ; Фердинанд , также известный как Panzerjäger Tiger (P), использовал девяносто одно VK 45.01 (P), шасси оставшееся от Porsche, оставшееся от конкурса танков Tiger , который он проиграл Henschel в 1942 году, и Nashorn на Geschützwagen III/IV (который использовал комбинация компонентов Panzer III и Panzer IV ). Фердинанд оказался слишком тяжелым, а Нашорн легкобронированным и недостаточно мощным. [ 2 ]
Проект тяжелого истребителя танков на базе 8,8-см пушки Pak 43 и шасси танка «Пантера» был заказан в конце 1942 года. Полноразмерная модель компании «Даймлер-Бенц» была продемонстрирована в октябре 1943 года перед Гитлером . Прототипы, построенные MIAG , последовали в октябре-ноябре 1943 года.
Производство началось в январе 1944 года; в феврале Гитлер указал более простое название Jagdpanther вместо первоначального « 8,8 cm Pak 43/3 auf Fahrgestell Panther ».
Для размещения орудия более крупного калибра, как и на предыдущих Jagdpanzer безбашенных истребителях танков типа , лобовая пластина и наклонные борта корпуса Jagdpanther были расширены до единого неподвижного каземата как части основного корпуса, чтобы обеспечить просторное внутреннее пространство. У Ягдпантеры толщина брони боковых листов была увеличена (до 50 мм), чтобы компенсировать немного уменьшенный угол боковых листов и обеспечить достаточное внутреннее пространство. Нижняя лобовая плита корпуса была уменьшена до 60 мм (2,4 дюйма), а верхняя лобовая плита корпуса осталась на уровне 80 мм (3,1 дюйма). Изменения брони шасси также были введены на основных сборочных линиях танков Panther с Panther Ausf. Г весной 1944 года.
Вооружен длинноствольной пушкой 8,8 cm Pak 43/3 L/71 , аналогичной основному орудию Tiger II («Королевский тигр»). Орудие устанавливалось в центральной маске, что обеспечивало ограниченный поворот в двенадцать градусов в каждую сторону. Одиночный 7,92-мм MG 34 пулемет находился в шаровой установке с правой стороны лобового листа. Пулеметчик был еще и радистом. Водитель сидел слева. Наводчик имел дальномер и перископический оптический прицел. Перископ, связанный с артустановкой, находился под бронекорпусом на крыше.
«Ягдпантера » имела хорошее соотношение мощности и веса и мощное основное орудие, позволяющее экипажам уничтожать любые типы танков союзников. Основанная на шасси Panther Ausf G, машина имела мало механических проблем. Экипаж состоял из пяти человек: механик-водитель, радист-пулеметчик, командир, наводчик и заряжающий. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]Было два основных варианта. Более ранняя модель G1 1944 года имела небольшую сварную маску основного орудия, цельную пушку Pak 43/3, модифицированную моторную палубу Panther A и имела два смотровых отверстия для механика-водителя. G2 Jagdpanther использовал Panther Ausf. Моторная палуба G, увеличенная маска орудия, прикрепленная снаружи, и состоящая из двух частей пушка KwK 43/4 L/71. Некоторые более поздние модели G1 имели «гибридные» функции G2, такие как более крупная маска G2, поскольку в конструкцию были внесены изменения. Циммерит применялся на G1 до сентября 1944 года, затем был снят с производства для сокращения сроков производства. Ранние Ягдпантеры имели два смотровых отверстия для водителя, тогда как поздние версии имели только одно. Первоначально основное орудие имело моноблочный ствол, но с мая 1944 года его постепенно заменили экономичным, состоящим из двух частей стволом, после того как расчеты определили, что износ ствола был неравномерным. [ 3 ]
Надежность
[ редактировать ]Заметки к встрече с фюрером 28.10.1944:
Согласно устному заявлению H.Pz.Jg.Abt. 654 (в настоящее время в Графенвёре) Jagdpanther с доработанными боковыми трансмиссиями (Leutnant Rosenfelder) прошёл 400 – 500 км, не получив никаких повреждений. Однако в звездочках обнаружено большое натяжение.
— Генеральному инспектору бронетанковых войск № 3706/44 г.Кдос. [ 4 ]
Майк Гибб из Фонда Уилда, в интервью историку Джеймсу Холланду , не согласился с тем, что Ягдпантера была ненадежной. Он сказал, что «Ягдпантера», принадлежащая фонду Уилда, с которым он имел непосредственный опыт, прошла сотни миль без каких-либо проблем с надежностью, которые обычно возникают в отношении танка. Когда автомобиль правильно обслуживался и правильно управлялся, он был надежным. Гибб предположил, что заявления о ненадежности танка могли исходить от некоторых экипажей, которые могли быть молодыми и неопытными и не эксплуатировали и не обслуживали машину должным образом. [ 5 ]
Производство и сервис
[ редактировать ]
Всего с января 1944 года тремя производителями было произведено 413 Jagdpanther : MIAG в Брауншвейге произвел 268 штук с января 1944 года до конца войны, Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover (MNH) произвел 112 штук с ноября 1944 года, Maschinenbau und Bahnbedarf (MBA) в Потсдаме произвела 33 машины с декабря 1944 года. [ 6 ] Планируемое производство составляло от 100 до 200 штук в месяц, но сбой в производстве в Германии сделал эту цель недостижимой. [ 3 ]
Последние «серийные» «Ягдпантеры» были произведены на заводе немецкими сотрудниками сразу после окончания Второй мировой войны под руководством Королевских инженеров-электриков и механиков (REME) во время американской и британской оккупации Германии. Было произведено девять «Пантер» и дюжина «Ягдпантер», которые затем отправлены в Англию для оценки. Полная «Пантера» и полная «Ягдпантера», изготовленные таким образом, выставлены в Бовингтонском танковом музее в Дорсете с латунными табличками, объясняющими их историю.

Ягдпантеры комплектовали тяжелые противотанковые дивизионы и служили в основном на Восточном фронте . [ 1 ] [ нужна страница ] На Западе они встречались в очень небольшом количестве в конце битвы за Нормандию ; Немецкий 654-й schwere Panzerjäger-Abteilung («654-й тяжелый противотанковый батальон») развернул около двенадцати «Ягдпантер» против британских вооруженных сил. Семь «Ягдпантер» из 1-го Schwere Panzerjäger Bataillon 559 участвовали в битве при Гил в сентябре 1944 года. [ 7 ] : 306–307 Позже значительное [ нужны разъяснения ] их численность была сосредоточена на западе для участия в Арденнском наступлении .
Выжившие
[ редактировать ]
Четыре уцелевших Jagdpanther восстановлены до рабочего состояния, по одному в Немецком танковом музее в Мюнстере и Wehrtechnische Studiensammlung (WTS) в Кобленце . Фонд Уилда в Великобритании восстановил одну «Ягдпантеру» до рабочего состояния, а вторую находится на реставрации. [ 8 ] [ 9 ] Имперский военный музей в Даксфорде , Великобритания, восстановил Panzerbefehlswagen Jagdpanther до рабочего состояния.
- Семь выживших «Ягдпантер» представлены на
- Танковый музей Бовингтона , Дорсет, Великобритания. Одна из моделей, собранных Королевскими инженерами-электриками и механиками британской армии для испытаний, поздняя серийная модель. [ 10 ]
- Имперский военный музей Даксфорд , Кембриджшир, Великобритания. Ранний серийный вариант Panzerbefehlswagen с тремя пробоинами в правой части моторного отсека, а левая сторона разрезана и открыта для всеобщего обозрения. Происхождение неизвестно, но утверждается, что он был нокаутирован во время битвы при Хектеле , Бельгия, Хью Гриффитсом . [ 11 ] ранее выставлялся в Имперском военном музее в Лондоне .
- Кубинский танковый музей , Москва, Россия
- Бронированный музей в Сомюре, Франция.
- Музей автомобилей и техники Зинсхайма , Зинсхайм, Германия
- Panzermuseum Thun , Тун , Швейцария
- Коллекция доспехов и кавалерии армии США , Форт Мур (ранее Форт Беннинг), Джорджия, США
- Австралийский музей бронетехники и артиллерии , Кэрнс, Квинсленд, завершил восстановление Ягдпантеры из реликвий с поля боя.
- Коллекция Уиткрофта , Лестершир, Англия, владеет достаточным количеством деталей для восстановления другой, но финансовое давление ограничило их возможности оплатить реставрацию. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- СУ-100
- Elefant , еще один закрытый немецкий истребитель танков, оснащенный PaK 43.
- Список двигателей Maybach времен Второй мировой войны
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хиггинс, Дэвид Р. (2014). Ягдпантера против СУ-100. Восточный фронт 1945 года . Издательство Оспри.
- ^ Профиль AFV № 10, стр. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Профиль АФВ № 10 с. 19.
- ^ «Испытания новых боковых трансмиссий на Jagdpanther (Gen.Insp.d.Pz.Tr., 28.10.1944)» , Panzer-elmito.org (на испанском языке)
- ^ Холланд, Джеймс (1 февраля 2023 г.). «Внутри немецкого истребителя танков времен Второй мировой войны — исторический хит» . Исторический хит . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Panzer Tracts 23, стр. 23-60.
- ^ Холланд, Джеймс (2021). Братья по оружию: кровавая война легендарного танкового полка от Дня Д до Дня Победы . Лондон. ISBN 978-1-473-58889-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Ягдпантера (8,8 cm Pak) — Sd.Kfz.173 Ausf. G2» . www.wealdfoundation.org . 2 августа 2021 г.
- ^ «Ягдпантера (8,8 cm Pak) (Sd.Kfz.173) Ausf. G2 #2» . www.wealdfoundation.org .
- ^ «Запись о поступлении в музейное собрание» . Танковый музей.
- ^ «Sd Kfz 173 Jagdpanther (Истребитель танков [так в оригинале])» . Коллекции Имперского военного музея . Имперский военный музей . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ http://www.wheatcroftcollection.com/home.html . Архивировано 2 марта 2007 г. в Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- Спилбергер, Уолтер, Пантера и ее варианты , 1993. ISBN 0-88740-397-2
- Крис Эллис и Питер Чемберлен, Профиль AFV № 10 — Публикации профиля Panzerkampfwagen V Panther.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ягдпантера» . База данных БВС. Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года.
- Ягдпантера от Кристиана Анкерстьерна в Panzerworld
- Внимание, танки!
- Выжившие танки «Пантера» танков «Пантера» в формате PDF (Panther, Jagdpanther , Bergepanther ). Список сохранившихся