Sd.Kfz. 9
Тяжелый тягач 18 т, Sd.Kfz. 9 | |
---|---|
![]() Два Sd.Kfz. 9-ки буксируют Tiger I в Италии, 1944 год. | |
Тип | Тяжелый полугусеничный |
Место происхождения | ![]() |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1938–1945 |
Используется | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | СЛАВА |
Разработанный | 1936–1939 |
Производитель | ФАМО , Фомаг , Татра |
Стоимость единицы | 60 000 рейхсмарок |
Произведено | 1939–1945 |
№ построено | ок. 2500 |
Варианты | Sd.Kfz. 9/1, Sd.Kfz. 9/2 |
Технические характеристики | |
Масса | 18 т (40 000 фунтов) |
Длина | 8,32 м (27 футов 4 дюйма) |
Ширина | 2,6 м (8 футов 6 дюймов) |
Высота | Общий размер 2,85 м (9 футов 4 дюйма) |
Экипаж | зависит от типа установленного кузова |
Двигатель | 10,8 л Maybach HL108 TUKRM V12 270 л.с. (200 кВт) |
Грузоподъемность | 2620 кг (5780 фунтов) |
Передача инфекции | 4 + 1 скорость ZF G 65 VL 230 |
Приостановка | торсион |
Дорожный просвет | 44 см (17 дюймов) |
Запас топлива | 290 л (77 галлонов США) |
Оперативный диапазон | Дорога 260 км (160 миль) 100 км (62 мили) по пересеченной местности |
Максимальная скорость | дорога 50 км/ч (31 миль/ч) |
Sd.Kfz . 9 [ а ] (также известный как «Famo») — немецкий полугусеничный автомобиль , получивший широкое распространение во время Второй мировой войны , а также самый тяжелый полугусеничный автомобиль любого типа, массово построенный в нацистской Германии в годы войны. Его основные функции заключались в качестве тягача для очень тяжелых буксируемых орудий, таких как 24 cm Kanone 3, а также в качестве машины для эвакуации танков. В период с 1938 по 1945 год было произведено около 2500 экземпляров.
Описание
[ редактировать ]
Sd.Kfz . 9 имел лестнично-рамное шасси. Мощность обеспечивала 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach с водяным охлаждением объемом 10,8 литра (660 куб. Дюймов) HL 108 мощностью 270 л.с. (200 кВт). Он имел синхронизированную коробку передач ZF G 65 VL 230 с четырьмя передачами вперед и одной передачей назад. Автомобиль имел два топливных бака: один емкостью 90 л (24 галлона США), а другой - 230 л (61 галлон США). [ 1 ]
Для управления использовались как гусеницы, так и колеса. Система рулевого управления была настроена таким образом, чтобы при неглубоких поворотах использовались только колеса, но при дальнейшем повороте руля к гусеницам применялись тормоза. Ведущая звездочка, как и все немецкие полугусеничные траки, имела ролики, а не обычные зубья. Задняя подвеска состояла из шести сдвоенных комплектов перекрывающихся, чередующихся опорных катков схемы Schachtellaufwerk, установленных на поворотных рычагах, подрессоренных торсионами . Натяжное колесо, установленное в задней части машины, использовалось для контроля натяжения гусеницы. Передние колеса имели листовые рессоры и амортизаторы. [ 1 ]
Верхняя часть корпуса имела общее для всех версий боевое отделение. В нем были многоместные сиденья: одно для водителя и его помощника, а другое для экипажа. Задняя часть верхней части кузова была адаптирована под прямое назначение автомобиля. Артиллерийская модель имела два дополнительных многоместных сиденья для расчета орудия и место для боекомплекта. Грузовая версия имела всего два вещевых отсека, установленных в передней части грузовой кабины, по одному с каждой стороны, которые открывались наружу. Лобовое стекло могло складываться вперед и также было съемным. В верхней части задней части кузова устанавливался откидной брезентовый верх. При установке он крепился к лобовому стеклу. [ 2 ]
Sd.Kfz . 9 был рассчитан на буксировочную способность 28 тонн (28 длинных тонн; 31 короткая тонна). Этого было достаточно для средних танков, таких как Panzer IV , требовалось два или даже три или четыре танка , но для более тяжелых машин, таких как Tiger I , Panther или King Tiger . Он буксировал Sd.Anh 116 для перевозки инвалидов. низкорамные прицепы [ 3 ]
Все они были оснащены лебедкой, установленной посередине машины, сразу под грузовой платформой. [ нужна ссылка ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Предварительный проект всех немецких полугусеничных машин начала войны выполнил дипл.инж. Эрнст Книпкамп из Военного автомобильного департамента ( Ва Прюф 6 ) до прихода нацистов к власти в 1933 году. Затем его конструкции были переданы коммерческим фирмам для разработки и испытаний. [ 4 ] Компания Fahrzeug- und Motorenbau GmbH ( FAMO ) из Бреслау получила контракт на поставку тяжелого буксирного гусеничного автомобиля массой 18 т (18 длинных тонн; 20 коротких тонн). Их первый прототип, FM gr 1 , был построен в 1936 году. Он имел двигатель Maybach HL98 TUK мощностью 200 лошадиных сил (150 кВт) и имел длину всего 7,7 метра (25 футов). Прототип F 2 появился в 1938 году, но отличался от своего предшественника лишь в деталях. [ 1 ]
F 3 появился в 1939 году и представлял собой серийную версию. На протяжении всей войны конструкцию упрощали для снижения затрат и использования стратегических металлов. На некоторых автомобилях производства Tatra был установлен 12-цилиндровый Type 103 дизельный двигатель с воздушным охлаждением . Во время войны в задней части шасси были добавлены большие лопаты, чтобы улучшить способность машины восстанавливать танки и другую тяжелую технику. [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]
Для Sd.Kfz была использована новая верхняя часть корпуса . 9/1, на котором вместо сиденья экипажа и грузовой кабины был установлен кран грузоподъемностью 6 т (5,9 длинных тонн; 6,6 коротких тонн). Он поступил в подразделения технического обслуживания танков начиная с сентября 1941 года . На более поздний Sd.Kfz был установлен более крупный бензино-электрический кран грузоподъемностью 10 т (9,8 длинных тонн; 11 коротких тонн). 9/2 . Перед началом операций потребовались выносные опоры для стабилизации машины. [ 6 ] Существовал также вариант восстановления танка с гигантской лопатообразной металлической пластиной, прикрепленной к задней части рамы. Для транспортировки удерживающую раму лопаты можно было поднять прямо вверх. Он предназначался для стабилизации автомобиля при перемещении тяжелого предмета по мягкому грунту. [ нужна ссылка ]
орудия Flak 18 8,8-см зенитные устанавливались на пятнадцать Sd.Kfz. 9 с в 1940 году как 8,8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 18t (Sd.Kfz. 9) для противотанковых задач. Экипаж и моторное отделения были легкобронированы (14,5 мм (0,57 дюйма)), но полностью бронированы, что ограничивало возможности орудия вести огонь прямо вперед. Для орудия была оборудована платформа с раскрывающимися бортами. Аутригеры были необходимы для крепления бортов платформы и выдерживания веса артиллерийского расчета. Автомобиль весил 25 т (25 длинных тонн; 28 коротких тонн), имел длину 9,32 м (30,6 футов), высоту 3,67 м (12 футов) и ширину 2,65 м (8 футов 8 дюймов). [ 7 ] Один источник утверждает, что эти машины были выпущены в качестве прототипов в 1943 году. [ 8 ]
Производство
[ редактировать ]
Компания Vomag из Плауэна начала производство Sd.Kfz. 9 в 1940 году, а «Татры» присоединились в последние годы войны. На 20 декабря 1942 года в наличии было 855 самолетов. В 1943 году было построено 643, в 1944 году - 834. Всего было построено около 2500 самолетов. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Sonderkraftfahrzeug, немецкий: «специальный моторизованный автомобиль».
Ссылки
[ редактировать ]- Чемберлен, Питер; Дойл, Хилари Л. (1978). Томас Л. Дженц (ред.). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, броневиков, самоходных орудий и полугусеничных машин, 1933–1945 гг . (пересмотренное издание 1993 г.). Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-214-6 .
- Спилбергер, Уолтер Дж. (2008). Полугусеничные машины немецкой армии 1909-1945 гг . Атльген, Пенсильвания: Шиффер. ISBN 978-0-7643-2942-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Франк, Рейнхардт (1996). Немецкие тяжелые полугусеничные тягачи 1934–1945 гг . Перевод Дона Кокса. Атглен, Пенсильвания: Шиффер. ISBN 0-7643-0167-5 . (впервые опубликовано на немецком языке в 1994 г.)
- Зайферт, Уолтер Э. (2003). Тяжелый трактор 18 т (Sd. Kfz.9) FAMO . Оружие Arsenal Special (на немецком языке). Том 36. Вёльферсхайм-Берштадт: Подзун-Паллас-Верлаг. ISBN 3-7909-0786-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Немецкий полугусеничный SdKfz 9 schwerer Zugkraftwagen 18t» . www.wwiivehicles.com . Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года.
- «Sd.Kfz.9 — тяжелый тягач 18 т» . lexikon-der-wehrmacht.de (на немецком языке).