оса
оса | |
---|---|
![]() Оса в Немецком танковом музее в Мюнстере , Германия. | |
Тип | Самоходная артиллерия |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1943–1945 |
Используется | Нацистская Германия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Созданный |
Разработанный | 1942 |
Производитель | Слава-Урсус |
Произведено | 1943 - 1944 |
№ построено | 676 |
Варианты | подвоз боеприпасов |
Технические характеристики | |
Масса | 11 тонн (24 250 фунтов) |
Длина | 4,81 м (15 футов 9 дюймов) |
Ширина | 2,28 м (7 футов 6 дюймов) |
Высота | 2,3 м (7 футов 7 дюймов) |
Экипаж | 5 (командир, водитель, три стрелка) |
Броня | 5–30 мм (0,19–1,18 дюйма) |
Основной вооружение | 1x 10,5 см leFH 18/2 L/28 с 40 патронами |
Двигатель | 6-цилиндровый бензиновый Maybach HL62 TR 140 л.с. (138 л.с., 103 кВт) |
Мощность/вес | 12,7 л.с./тонну |
Приостановка | листовая рессора |
Оперативный диапазон | 220 км (137 миль) |
Максимальная скорость | 40 км/ч (25 миль/ч) |
Sd.Kfz . 124 Wespe (по-немецки « оса »), также известная как Leichte Feldhaubitze 18/2 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Sf.) («Легкая полевая гаубица 18 на шасси Panzer II (самоходная)») — немецкая самоходная артиллерийская установка. Пистолет, разработанный и использовавшийся во время Второй мировой войны. Он был основан на модифицированном шасси Panzer II . [ 1 ] [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]Во время битвы за Францию в 1940 году стало очевидно, что промежуточный танк немецких войск Panzer II непригоден в качестве основного боевого танка. Хотя механически он был исправен, он был недостаточно артиллерийским и слабобронированным. [ 2 ] Однако шасси оказалось пригодным для обеспечения мобильности 10,5-см полевой гаубицы . [ 1 ] Существующие шасси были переоборудованы в самоходные артиллерийские машины, например, в модификацию Marder II , обеспечивающую мобильность 40/7,5-см противотанковой пушки PaK. [ 1 ]
Дизайн Wespe был разработан компанией Alkett на основе Panzer II Ausf. F шасси . [ 1 ] Ранее Алкетт работал с Альфредом Беккером над переоборудованием трофейной французской бронетехники в самоходные артиллерийские транспортеры. Среди других модификаций двигатель Panzer II был перенесен вперед, а шасси немного удлинено для размещения задней 10,5-см гаубицы leFH 18. [ 1 ] Надстройка была легкобронированной, с 10-мм броневыми листами (достаточно для остановки огня стрелкового оружия), оставленными открытыми сверху и сзади. [ 2 ] Автомобили были произведены на FAMO Ursus в заводе Варшаве . [ 1 ]
Веспе . производился с февраля 1943 года по июнь 1944 года, когда советские войска подошли к границе [ 2 ] К тому времени было выпущено 676 экземпляров. [ 2 ] Еще 159 безоружейных Wespe были произведены в качестве мобильных артиллерийских подвозчиков боеприпасов. [ 3 ]

Боевая история
[ редактировать ]

Веспе впервые принял участие в боевых действиях в 1943 году на Восточном фронте . [ 1 ] Это оказалось очень успешным, и Гитлер приказал, чтобы все производство шасси Panzer II было посвящено только Wespe , за счет других проектов, включая Marder II . самоходную противотанковую пушку [ 1 ]
Машины были выделены в бронетанковые артиллерийские дивизионы ( Panzerartillerie Abteilungen ) танковых дивизий вместе с более тяжелыми Hummel . самоходными артиллерийскими установками [ 1 ] «Веспе» повысили мобильность артиллерийских соединений танковых дивизий.
Wespe оказался надежным и очень маневренным, но, как и современные самоходные орудия, такие как британский Sexton и американский M7 Priest , имел недостаточную защиту экипажа верхней артиллерии. [ 1 ] Wespe был значительно меньшей целью, чем любая из этих союзных машин, но он также содержал меньше боеприпасов, поскольку был основан на меньшем шасси, выбранном в зависимости от наличия, учитывая ограниченные производственные мощности для более крупных. [ 2 ]
Выжившие автомобили
[ редактировать ]- В немецком танковом музее в Мюнстере, Германия. [ 4 ]
- В Музее слепых в Сомюре , Франция. [ 4 ]
- В Танковом музее Кубинки в России. [ 4 ]
- В Мемориальном музее битвы за Нормандию в Байе, Франция. [ 4 ] Разбитый Веспе включен в диораму о битве при Фалезском кармане . Представленная машина была фактически уничтожена в Фалезском кармане в августе 1944 года.
- Два из коллекции Андре Беккера в Бельгии. [ 4 ]
- Реплика, первоначально сделанная для фильма «Мост слишком далеко» , выставлена в Зинсхаймском музее автомобилей и техники. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Sd.Kfz 124 Веспе» . www.tanks-encyclepedia.com . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Веспе» . Сайт Weaponsystems.net . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Томас Л. Дженц, Хилари Луи Дойл: Panzer Tracts No.23 - Производство танков с 1933 по 1945 год
- ^ Jump up to: а б с д и «Сайт Surviving Panzers» . Сайт Шадока . Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ «Музей автомобилей и технологий Зинсхайма» . Проверено 5 июля 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дойл, Хилари Луи и Дженц, Томас Л. (2023). Сф. Артиллерия: PzSfl.IVb до Hummel-Wespe . Танковые тракты. Том. 10–1 (переработанная ред.). Старый Хитфилд, Великобритания: Обломки танков. ISBN 978-1-915969-19-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ахтунг танк! Архивировано 25 февраля 2007 года в Wayback Machine.
- Выжившие танки Panzer II - PDF-файл, в котором представлены танки Panzer II (PzKpfw. II, Luchs, Wespe, Marder II), все еще существующие в мире.
- Энциклопедия танков - Веспе