10,5 см leFH 18
10,5 см leFH 18 | |
---|---|
![]() LeFH 18 в камуфляже в Музее Войска Польского в Варшаве | |
Тип | Гаубица |
Место происхождения | Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1935–45 ( Германия ) 1939–82 (Швеция) |
Используется | Германия См . Операторы |
Войны | Вторая мировая война Словацко-Венгерская война Португальская колониальная война Сирийская гражданская война [ 1 ] |
История производства | |
Дизайнер | Рейнметалл |
Разработанный | 1927–30 |
Производитель | Рейнметалл Крупп |
Стоимость единицы | 16 400 ринггитов (1943) |
Произведено | 1935–45 |
№ построено | 11848 (исходный вариант) [ 2 ] 10 265 (10,5 см leFH 18/40) [ 2 ] |
Варианты | леФХ 18М , леФХ 18/40 |
Технические характеристики | |
Масса | Ход: 3490 кг (7690 фунтов) Боевой: 1985 кг (4376 фунтов) |
Длина | 6,100 м (20 футов 0,2 дюйма) |
ствола Длина | 2,941 м (9 футов 8 дюймов) (28 калибров) |
Ширина | 1,977 м (6 футов 5,8 дюйма) |
Высота | 1,880 м (6 футов 2,0 дюйма) |
Экипаж | 6 |
Оболочка | гильзованный раздельного заряжания (6 зарядов) 105х155мм R [ 3 ] |
снаряда Вес | 14,81 кг (32,7 фунта) ( HE ) |
Калибр | 105 мм (4,13 дюйма) |
казенная часть | горизонтальный скользящий блок |
Отдача | гидропневматический |
Перевозка | разделенный след |
Высота | от -5° до +42° |
Траверс | 56° |
Скорострельность | 6-8 об/мин |
Начальная скорость | 470 м/с (1500 футов/с) |
Максимальная дальность стрельбы | 10,675 м (11,674 ярда) |
Достопримечательности | Прицельный механизм модели 34 |
Наполнение | ТНТ |
Вес наполнения | 1,845 кг (4,07 фунта) |
10,5 cm leFH 18 ( нем . leichte Feldhaubitze «лёгкая полевая гаубица») — немецкая лёгкая гаубица, использовавшаяся во Второй мировой войне и стандартное артиллерийское орудие Вермахта , принятая на вооружение в 1935 году и используемая всеми дивизиями и артиллерийскими дивизионами. С 1935 года до конца войны было произведено 11 848 экземпляров, а также 10 265 экземпляров варианта leFH 18/40.
Разработанный в конце 1920-х годов, он представлял собой значительный шаг вперед по сравнению со своим предшественником 10,5 cm leFH 16 . По калибру он превосходил своих первых противников в войне, обладал адекватной дальностью и огневой мощью, но современный раздельный лафет, обеспечивавший ему большую устойчивость и проходимость, также делал его слишком тяжелым для мобильной роли в артиллерии, в основном на конной тяге. батальонов немецкой армии, особенно в грязи и снегу Восточного фронта .
leFH 18 получил дальнейшее развитие как leFH 18M и leFH 18/40 . Начиная с 1942 года создавались самоходные версии путем установки гаубицы на шасси Panzer II , H35 , Char B1 или 37L . Он также использовался для оснащения немецких союзников и нейтральных стран Европы до и во время войны.
История
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]В 1920-х годах Рейхсвер провел анализ, который показал, что 105-мм снаряд более эффективен, чем его 75-мм эквивалент, без значительного увеличения стоимости. [ 4 ] 1 июня 1927 года армейское артиллерийское управление ( Heereswaffenamt ) издало секретное распоряжение № 59/27, призывающее к разработке новой легкой полевой гаубицы. Проекту был присвоен уровень приоритета II, «самая важная работа». Компания Rheinmetall-Borsig из Дюссельдорфа разработала чертежи и произвела первоначальные расчеты в 1928 году. Проектные работы были завершены в 1930 году, а производство началось в начале 1930-х годов. [ 5 ]
Производство
[ редактировать ]На момент начала Второй мировой войны вермахт располагал 4862 гаубицами leFH 18. Поставки с сентября 1939 по февраль 1945 года составили 6933 «leFH 18 на колесных лафетах». [ 6 ] Rheinmetall и Krupp были первоначальными производителями, но к 1942 году спрос превысил выпуск, поэтому они переместили все производство на шесть фирм в Пльзене , Альтоне , Эльбинге , Магдебурге , Дортмунде и Борзигвальде . [ 6 ] гаубицы стоило в среднем 16 400 ринггитов , 6 месяцев и 3200 человеко-часов. В 1943 году изготовление [ 7 ]
Дизайн
[ редактировать ]Модель leFH 18 во многих отношениях улучшена по сравнению со своей предшественницей, моделью 10,5 см leFH 16 . Совершенно новый трехточечный разъемный лафет обеспечил большую устойчивость и увеличил поворот орудия до 56 градусов. [ 8 ] Прицельный механизм облегчал стрельбу по движущимся целям. [ 9 ] Новый лафет привел к значительному увеличению веса до более чем двух тонн. Более тяжёлая отдача при более высокой начальной скорости (470 м/с) компенсировалась новым пневматическим рекуператором над стволом, который подавал сжатый воздух и жидкость температурой 55 °C для возврата орудия в боевое положение после выстрела. [ 10 ] Ствольный тормоз с водяной рубашкой и гидроуравнителем в верхней лафете также контролировал отдачу. [ 11 ] Орудийный щит представлял собой усиленный конический щит с уплощенными сторонами, которые можно было сложить. Ствол рассчитан на 10 000–12 000 выстрелов. [ 7 ] Гаубица могла стрелять 28 различными типами снарядов. [ 7 ] Основной фугасный снаряд был почти на килограмм легче и содержал более тяжелый заряд взрывчатого вещества. [ 8 ] [ нужны разъяснения ] leFH оказался адаптируемой конструкцией: всего было выпущено 28 различных вариантов. [ 9 ]
Одной из проблем конструкции пистолета было то, что он был довольно тяжелым для оружия своего класса. Это произошло потому, что оружие имело прочную конструкцию, что увеличивало вес. В то время это не вызывало беспокойства, поскольку предполагалось, что для его буксировки будет достаточно автомобилей. [ 12 ]
В 1936 году предсерийные колеса с деревянными спицами были заменены на более прочные литые колесные диски из легкого металла. [ нужны разъяснения ] и съемные шины, облегчавшие буксировку гаубицы. [ 8 ] Моторизованная версия оснащалась более широкими цельнорезиновыми шинами. Комбинация деревянных колес и резиновых шин была частым явлением. [ 13 ] К концу войны стали использовать еще более старые деревянные колеса от leFH 16. [ 13 ] Гаубица изначально проектировалась для транспортировки на лошадях или автомобиле. Большой вес затруднял гужевой транспорт, особенно в грязи и снегу Восточного фронта. [ 8 ] Моторизованная версия крепилась непосредственно, без передка, к Sd.Kfz. 6 или Sd.Kfz. 11 и легко мог развивать маршевую скорость 40 км/ч, что эквивалентно дневному маршу конной батареи. [ 14 ] Хотя Sd.Kfz. 6 предназначался в качестве основного автотранспорта для гаубицы, более легкой Sd.Kfz. 11 также может решить ту же задачу. [ 15 ] Моторизованная батарея leFH 18 имела радиус действия в 10 раз больший, чем конная, и требовала на 49 человек личного состава меньше. [ 16 ]
-
Задняя часть LeFH 18
-
Вид LeFH 18 слева.
-
Вид LeFH 18 справа, вид сбоку.
Услуга
[ редактировать ]Германия
[ редактировать ]

После испытаний полевая гаубица была официально принята на вооружение Вермахта 26 июля 1935 года и с 1937 года заменила leFH 16 в артиллерийских дивизионах. [ 17 ] [ 9 ] Важным оперативным подразделениям, таким как танковые дивизии , был отдан приоритет в переоснащении. [ 18 ] Она стала стандартной дивизионной полевой гаубицей, использовавшейся Вермахтом во время Второй мировой войны. Всего в вермахте насчитывалось 1023 конных легких полевых артиллерийских дивизиона, в танковых и панцергренадерских дивизиях — 62 легких моторизованных артиллерийских дивизиона, а также артиллерия Ставки. [ 19 ] leFH 18 имел превосходящий калибр по сравнению со своими противниками в начале войны. [ 6 ] и хорошо зарекомендовал себя в качестве поддерживающего подразделения танковых дивизий. [ 20 ]
Хотя гаубица и не идеально для этого подходит, она при подходящих обстоятельствах может быть эффективной в противотанковых боях, особенно в Североафриканской кампании, где моторизованные батареи 33-го артиллерийского полка 15-й танковой дивизии сыграли важную роль в разгроме британской танковой дивизии. части в Сиди-Резеге 23 ноября 1941 года во время операции «Крестоносец» . [ 21 ] На Восточном фронте легкие полевые гаубицы оказались менее успешными в противотанковых целях. [ 19 ]
Во время советской контратаки в битве под Москвой отступающие немецкие конные артиллерийские машины часто приходилось бросать из-за сильного снегопада и истощения. Опыт первой зимы привел к использованию более крупных тягловых лошадей и большему количеству корма, загружаемого на передок. Экипажам приходилось идти пешком, чтобы пощадить легко утомляемых тяжеловесных лошадей. [ 20 ] Желание создать более легкий лафет, который не ограничивал бы в такой радикальной степени мобильность, привело непосредственно к разработке leFH 18/40. [ 4 ]
Другие пользователи
[ редактировать ]До 1938 года leFH 18 экспортировался в Венгрию и Испанию . 53 были экспортированы в Финляндию в феврале-марте 1944 года, где они были известны как 105 H 33 . 166 leFH было экспортировано в Болгарию в 1943 и 1944 гг. (до 1 февраля 1944 г.) [ 22 ] В период с 1939 по 1942 год Швеция закупила у Германии 142 гаубицы leFH 18, получив обозначение Haubits m/39 . Гаубица была выведена из эксплуатации в Швеции в 1982 году. Норвегия, Португалия и Словакия . Гаубицу также приобрели [ 6 ] Также 32 самолета должны были быть экспортированы в Эстонию в период с декабря 1940 по июнь 1941 года, но из-за начала Второй мировой войны заказы не были выполнены. [ 23 ] На видео видно, как предполагаемый leFH 18M Вермахта (вариант 10,5 cm leFH 18) ведет огонь по Аль-Фуа , Сирия , 30 августа 2015 года, почти через 80 лет после первоначального поступления на вооружение Вермахта. [ 24 ]
Операторы
[ редактировать ]Болгария : 166 поставлено в 1943–1944 гг.
Финляндия : 53 поставлено в 1944 году. Известен как 105 H 33 .
Германия
Венгрия
Норвегия
Португалия : использовалась португальской армией во время африканских колониальных войн 1960-х и 1970-х годов. Известен как Obus K 10,5 см/28 м/941 .
Китайская Республика
Словакия [ 25 ]
Испания
Швеция : 142 куплено в 1939–1942 гг. Списан в 1982 году.
Румыния
Северная Корея [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]- 15 cm sFH 18 — тяжелая дивизионная пушка немецкой армии.
- Оружие, использовавшееся в словацко-венгерской войне.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Сирийские повстанцы демонстрируют на видео нацистскую гаубицу - The Local" . 21 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Гаубицы и минометы» . www.lexikon-der-wehrmacht.de . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «101» . www.quarryhs.co.uk . Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 года . Проверено 4 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Бишоп 1998 , с. 144.
- ^ Энгельманн 1995 , стр. 13–15.
- ^ Jump up to: а б с д Энгельманн 1995 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Энгельманн 1995 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с д Энгельманн 1995 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с Энгельманн 1995 , с. 18.
- ^ Энгельманн 1995 , стр. 14–15.
- ^ Энгельманн 1995 , с. 16.
- ^ Бишоп, Крис. Энциклопедия вооружения Второй мировой войны. Sterling Publishing Company, Inc., 2002, стр.144.
- ^ Jump up to: а б Энгельманн 1995 , с. 34.
- ^ Энгельманн 1995 , стр. 17–18.
- ^ Энгельманн 1995 , с. 35.
- ^ Энгельманн 1995 , с. 36.
- ^ Энгельманн 1995 , с. 7.
- ^ Энгельманн 1995 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Энгельманн 1995 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Энгельманн 1995 , с. 27.
- ^ Энгельманн 1995 , с. 37.
- ^ Петров, Людмил. Военная экономика Болгарии 1919-1945, София 1999, стр. 126. (Петров, Людмил. Военная экономика Болгарии 1919-1945, София 1999, стр. 126.)
- ^ Сало, Урмас. Протоколы Совета национальной обороны 1933-1939 гг., Тарту, 2013 г., с. 419.
- ^ YouTube, компания Google . Ютуб . Архивировано из оригинала 29 ноября 2016 года . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ «потери словацкой армии в 1939 – 1944 гг. – Вторая мировая война – druhasvetova.com» . druhasvetova.com (на чешском языке) . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ «Визуальный путеводитель по боевым машинам Северной Кореи» . Проверено 9 апреля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Бишоп, К. (1998). Энциклопедия вооружения Второй мировой войны . Барнс и Ноубл . ISBN 978-0760710227 .
- Энгельманн, Дж. (1995) [1990]. Немецкие легкие полевые гаубицы 1935-1945 гг. [ Немецкая легкая полевая артиллерия во Второй мировой войне ]. Перевод Джонстона, Д. Атглена, Пенсильвания : Schiffer Publishing . ISBN 978-0887407604 .
- Энгельманн, Иоахим и Шайберт, Хорст. Немецкая артиллерия 1934-1945 гг.: Текстовая документация, эскизы и фотографии: оборудование, структура, подготовка, руководство, развертывание . Лимбург/Лан, Германия: CA Starke, 1974 г.
- Гандер, Терри и Чемберлен, Питер. Оружие Третьего рейха: Энциклопедический обзор всего стрелкового, артиллерийского и специального вооружения Сухопутных войск Германии 1939-1945 гг . Нью-Йорк: Даблдей, 1979. ISBN 0-385-15090-3
- Хогг, Ян В. Немецкая артиллерия Второй мировой войны . 2-е исправленное издание. Механиксвилль, Пенсильвания: Stackpole Books, 1997. ISBN 1-85367-480-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]