24 см Каноне М. 16
24 см Каноне М. 16 | |
---|---|
![]() Экипаж позирует вокруг своего орудия во время Первой мировой войны. | |
Тип | Сверхтяжелое осадное орудие |
Место происхождения | Австро-Венгрия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1916–45 |
Используется | Австро-Венгрия Чехословакия Нацистская Германия |
Войны | Первая мировая война (ограниченно), Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Повреждать |
Разработанный | 1915–16 |
Производитель | Повреждать |
Произведено | 1916–21 |
№ построено | 8 |
Технические характеристики | |
Масса | 86000 кг (190000 фунтов) |
ствола Длина | 9,6 м (31 фут 6 дюймов) л/40 |
Экипаж | 42 |
Оболочка | раздельная загрузка, коробчатая зарядка |
снаряда Вес | 198 килограммов (437 фунтов) |
Калибр | 240 миллиметров (9,4 дюйма) |
казенная часть | горизонтальный скользящий блок |
Отдача | Гидропневматический |
Перевозка | огневая платформа |
Высота | от +10° до +41° 30’ |
Траверс | 360° |
Скорострельность | 1 об/мин |
Начальная скорость | 794 м/с (2600 футов/с) |
Максимальная дальность стрельбы | 26300 м (28800 ярдов) |
Вес наполнения | 19,5 кг (43 фунта) |
24-см Kanone M. 16 — сверхтяжёлое осадное орудие, использовавшееся Австро-Венгрией во время Первой мировой войны и нацистской Германией во время Второй мировой войны . Только два были построены во время Первой мировой войны, но остальные шесть были построены в начале двадцатых годов и служили в чехословацкой армии, пока не были куплены немцами после немецкой оккупации Чехословакии в 1938 году. Во время Первой мировой войны одно орудие служило на вооружении Чехословакии. Западный фронт и другой на Итальянском фронте . Во время Второй мировой войны они участвовали в битве за Францию , операции «Барбаросса» и блокаде Ленинграда .
Разработка
[ редактировать ]Австро-Венгерская армия была очень довольна своими большими осадными гаубицами, такими как 42 cm Haubitze M. 14/16 , но все они были малой дальности действия. В 1916 году армия обратилась к компании Škoda с просьбой разработать орудие, способное уничтожать важные цели в глубоком тылу противника. Чтобы сэкономить время и ресурсы, оно было разработано совместно с 38-см Belagerungshaubitze M 16 и использовало тот же лафет и огневую платформу, что и более крупная пушка. оружие. [ 1 ] Орудие использовало передние цапфовые установки на лафете, гаубица – задние. Некоторые источники утверждают, что орудие было адаптировано из морской пушки Škoda 1901 года того же калибра и длины, но это неверно, поскольку пушка M. 16 весила почти на 8 тонн (7,9 длинных тонн; 8,8 коротких тонн) меньше, чем старая морская пушка. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Ствол 40-го калибра состоял из двенадцати частей, в частности, внутренней трубки и различных частей внутренней и внешней оболочки. Гидропневматическая противооткатная система устанавливалась на люльке над орудием. В нем использовался тот же с горизонтальным раздвижным блоком затвор , что и в 38 cm Belagerungshaubitze M 16 . Лафет опирался на базовый ящик или подстилку, длина которой составляла 6,5 метра (21 фут), ширина 5,2 метра (17 футов) и высота 1,4 метра (4,6 фута). Базовая коробка включала поворотную платформу, опирающуюся на шариковую дорожку с возможностью поворота на 360 °. В задней части поворотной платформы находился наклонный кран грузоподъемностью 2,0 тонны (2,0 длинных тонны; 2,2 коротких тонны), который использовался для перемещения боеприпасов из тележки для снарядов на роликовую направляющую, а также для сборки роликовой направляющей и снятия казенной части. Роликовая гонка устанавливалась непосредственно за пушкой на четырех поворотных рычагах. Когда орудие вернулось к предписанному углу заряжания 6°, роликовая обойма была поднята так, чтобы она соприкасалась с задним концом казенной части, снаряд был помещен краном на роликовую обойму и вручную протаранил снаряд, скользящий вперед по ролики. За ним следовала гильза с порохом. При подъеме орудия на углы обстрела от +10° до +41° 30' роликовая обойма опускалась с траектории отдачи орудия. [ 3 ]
Орудие транспортировалось в четырех нагрузках: ствол, лафет и по одному на каждую половину базовой коробки. Каждый груз перевозился восьмиколесным прицепом с электроприводом, а электричество обеспечивал грузовик Austro-Daimler Artillery Generator (Artillerie-Generatorzugwagen) M. 16, спроектированный Фердинандом Порше . 6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 20,32 литра (1240 куб. Дюймов) приводил в действие два электрогенератора, которые питали электродвигатели в каждом колесе прицепа и задних колесах грузовика. Максимальная скорость составляла 14 километров в час (8,7 миль в час). Сплошные резиновые шины можно было снять, и грузовики могли буксировать прицепы по рельсам. На большие расстояния их можно было буксировать обычными локомотивами. Еще один грузовик буксировал прицеп с боеприпасами, в котором было 28 патронов с гильзами, а также погрузочный кран. [ 4 ]
Чтобы выкопать большую яму для обжига, необходимую для хранения половин основного ящика, потребовалось от восьми до двадцати часов работы в мягкой почве или гравии. [ 5 ] На сборку самого пистолета требовалось шесть-восемь часов. Каждую половину базовой коробки устанавливали на место по рельсам, которые проходили вдоль каждой стороны ямы, затем ее поднимали с вагона, а затем вагон убирали. Каждую половину базовой коробки поднимали домкратом на колеса, которые двигались по направляющим, а затем скрепляли болтами. Полный базовый ящик перетащили на яму, сняли колеса и домкратом опустили в яму. На верхнюю часть базового ящика были помещены три рельса, чтобы направить тележку в нужное положение, и при снятии вагона тележку подняли домкратом, а затем ее опустили домкратом и прикрепили болтами к базовому ящику. Тележка для ствола направлялась на место с помощью тех же направляющих, а два блока и тали к зажиму ствола крепились . Экипаж натянул веревки и задвинул бочку в люльку. Последними этапами было подсоединение поршней тормозов отката к стволу, заполнение и проверка тормоза отката и рекуператора, а также установка роликовой обоймы. Разборка заняла около шести часов. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Судя по всему, за время войны было поставлено только два орудия, хотя было заказано девять орудий и два запасных ствола. Весной 1918 года они укомплектовали Третью и Четвертую роты , каждая по одному орудию, 1-го тяжелого артиллерийского полка . [ 7 ] На фотографиях видно, что одно орудие находилось возле Дорнбирна , Австрия, на Итальянском фронте , а другое — возле Райфенберга , Германия. [ 8 ]
Когда война закончилась, в стадии строительства находилось еще только четыре орудия. Компания «Шкода» завершила все это к концу 1921 года, поскольку новая чехословацкая армия решила их купить. Когда чехи мобилизовались во время Мюнхенского кризиса , орудия сформировали Пятую и Шестую батареи 301 третьего дивизиона - го артиллерийского полка , каждая батарея имела по два орудия, два оставшихся орудия находились в резерве. [ 9 ] Нацистская Германия купила все шесть единиц этого оружия, запасной ствол и все электрические грузовики после Мюнхенского соглашения в январе 1939 года по цене более 55 миллионов крон . [ 10 ]
На вооружении Германии M. 16 был известен как schwere 24 cm Kanone(t) . Их приписали ко второму дивизиону 84- го артиллерийского полка , где сформировали три двухорудийные батареи. Батальон не участвовал во вторжении в Польшу , но сражался на Сомме во время битвы за Францию . Второй запасной ствол был заказан 31 июля 1940 года и поставлен 28 февраля 1942 года. [ 11 ] До конца 1940 года и до мая 1941 года батальон дислоцировался в Кап-Гри-Нез в Па-де-Кале для перехвата британских прибрежных конвоев в Ла-Манше и для защиты немецких. [ 12 ] Во время операции «Барбаросса » батальон был приписан к группе армий «Север» и участвовал в осаде Ленинграда в период с января по июнь 1942 года, в середине блокады все шесть орудий пришлось вернуть в «Шкоду» для ремонта и перетрубки. Это было отложено, когда ствол Nr. 8 разорвался 10 декабря 1942 года, и ряд грубо обработанных бочковых слитков, хранившихся на хранении с 1918 года, оказались некачественными. Первые два орудия, подлежащие переоборудованию, были отправлены в батальон 18 июля 1943 года, но остальные были отложены. Следующая пара орудий была отправлена на фронт 11 января 1945 года. [ 13 ] Батальон оставался в составе группы армий «Север» до конца войны, пока не сдался в Курляндском котле в конце войны. [ 14 ] К концу войны все орудия, кроме двух, были либо захвачены, либо уничтожены, а последние два были уничтожены, чтобы предотвратить захват 9 мая 1945 года. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Прингер, Уолтер. "Heeresgeschichten" . www.heeresgeschichten.at . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Прашил, стр. 47, 50
- ^ Прашил, стр. 16–18, 58–61
- ^ Прашил, стр. 22-32, 61
- ^ «24 см Kanone M.16 : Австро-Венгрия (РУМ)» . Armedconflicts.com . 1 июля 2015 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Прашил, стр. 33-34
- ^ Прашил, стр. 67.
- ^ Прашил, стр. 63-4
- ^ Прашил, стр. 99.
- ^ Прашил, стр. 101-2
- ^ Прашил, стр. 107.
- ^ Прашил, стр. 104.
- ^ Прашил, стр. 110-17
- ^ «Армейские отдельные артиллерийские части» . Архивировано из оригинала 21 марта 2009 года . Проверено 30 мая 2009 г.
- ^ "TRACK-LINK / Галерея / 24см Kanone 16(t)" . www.track-link.com . Проверено 20 августа 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гандер, Терри и Чемберлен, Питер. Оружие Третьего рейха: Энциклопедический обзор всего стрелкового, артиллерийского и специального вооружения Сухопутных войск Германии 1939-1945 гг . Нью-Йорк: Даблдей, 1979. ISBN 0-385-15090-3
- Людвигсен, Карл (2014). «Глава 4: Сухопутные поезда и минометные машины». Войны профессора Порше . Ручка и меч в стиле милитари. стр. 45–59. ISBN 978-1-52672-679-7 .
- Ортнер, М. Кристиан. Австро-венгерская артиллерия с 1867 по 1918 год: технология, организация и тактика . Вена, Verlag Militaria, 2007 г. ISBN 978-3-902526-13-7
- Прашил, Михал. Тяжелые пушки Шкода . Атглен, Пенсильвания: Шиффер, 1997 г. ISBN 0-7643-0288-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на немецком языке) Фляйшер, Вольфганг. Тяжелая 24-см пушка: разработка и эксплуатация 1916-1945 гг . Оружейный арсенал №1. 138. Фридберг: Подзун-Паллас-Верль. 1992 год ISBN 3-7909-0451-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]