42 см Хаубице М. 14/16
42-см береговая гаубица L/15 М.14 | |
---|---|
![]() Береговая гаубица 42 cm L/15 М.14 | |
Тип | Сверхтяжелая осадная гаубица |
Место происхождения | Австро-Венгрия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1914–1945 |
Используется | Австро-Венгрия Чехословакия Королевство Италия Нацистская Германия Венгрия Румыния |
Войны | Первая мировая война , Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Повреждать |
Разработанный | 1909–1914 |
Производитель | Повреждать |
Произведено | 1914–1918 |
№ построено | 8 |
Варианты | Автомобильная гаубица М.16, автомобильная гаубица М.17 |
Технические характеристики (42 см Autohaubitze M. 17) | |
Масса | 105 000 кг (231 000 фунтов) |
ствола Длина | 6,29 метра (248 дюймов) л/15 |
Экипаж | 27 |
Оболочка | 1020 кг (2250 фунтов) |
Калибр | 420 миллиметров (17 дюймов) |
казенная часть | горизонтальный скользящий блок |
Отдача | Гидропневматический |
Перевозка | огневая платформа |
Высота | от +40° до 70° |
траверс | 360° |
Скорострельность | 1 раунд за 5 минут |
Начальная скорость | 435 метров в секунду (1430 футов/с) |
Максимальная дальность стрельбы | 14 600 метров (16 000 ярдов) |

42 cm L/15 Küstenhaubitze M. 14 (42 cm, 15 калибр , Coastal Howitzer Model 14) — сверхтяжёлая осадная гаубица, использовавшаяся Австро-Венгрией во время Первой мировой войны и нацистской Германией во время Второй мировой войны .
Он был разработан для пробития слабобронированных палуб современных дредноутов в соответствии с преобладающей доктриной береговой обороны, согласно которой лучше атаковать самое слабое место огнем с закрытых позиций под большим углом, чем пытаться бросить вызов их сильно бронированным бортам с помощью чрезвычайно дорогих орудий, которые должен был быть одинаково хорошо бронирован, чтобы выдерживать ответный огонь линкора. Гаубицы были значительно дешевле и их можно было спрятать за холмами, чтобы избежать затрат на их бронирование. Известная проблема поражения движущейся цели огнем с закрытых позиций должна была быть решена за счет массированного огня из нескольких орудий, стреляющих с одинаковыми данными.
Две гаубицы были куплены для защиты главной австро-венгерской военно-морской базы Пола на Адриатике . Их предполагалось установить на поворотную платформу с бронированным куполом, способным поворачиваться на 360° для круговой защиты. Поворотный стол опирался на шариковое кольцо, установленное в бетонном фундаменте. Однако, поскольку после начала войны Пола не подвергалась угрозе, было решено, что их лучше использовать для поддержки армии. Первая гаубица уже была закреплена на месте, а вторая еще не была установлена и Skoda смогла приспособить ее для мобильного использования к январю 1915 года. 14 числа того же месяца гаубица № 2 была приписана к Küstenhaubitze Batterie (Береговая гаубичная батарея ) нет. 1, произвел свой первый выстрел по железнодорожной станции в Тарнуве , австрийская Польша.
В конечном итоге было заказано восемь M. 14 (вместе с запасным стволом и люлькой), хотя один остался у Skoda. [ 1 ] Производство стволов было очень медленным, настолько медленным, что стволы, первоначально заказанные для береговых установок, были приняты на вооружение как часть 42-см Autohaubitze (моторизованной гаубицы) M.16. [ 2 ]
Одно уцелевшее орудие использовалось в 1940 году нацистской Германией для обстрела Ouvrage Schoenenbourg с позиции недалеко от Обероттербаха ; 60- и 80-см орудия, позже использовавшиеся Третьим рейхом (например, в Севастополе старинные тяжелые орудия времен Первой мировой войны, такие как эта «Шкода», а также уцелевшее орудие «Гамма-Герат» ), не были готовы к французской кампании, поэтому пришлось использовать . быть использован. [ 3 ] Модель Škoda, по-видимому, единственная модель M17, вошла во владение Германии после аннексии Чехословакии в 1938–39 годах и была переименована в 42 cm Houfnice vz. от 17 до 42 см Haubitze(t) ; он также служил в Ленинграде и Севастополе, хотя ресурс его ствола был рассчитан всего на 1000 выстрелов. [ 4 ]
Еще одно изделие, модель M16, было захвачено в Дьере в Венгрии во время венгерско-румынской войны 1919 года вместе с 38-см Belagerungshaubitze M 16 no 2 «Gudrun». [ 5 ] Он выставлен в Национальном военном музее в Бухаресте.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://www.passioncompassion1418.com/Canons/Eng_AfficheCanonGET.php?IdCanonAffiche=800
- ^ http://www.landships.info/landships/artillery_articles/42cm_autohaubitze_m16_17.html .
- ^ Марк Романыч; Мартин Рупп (2010). Линия Мажино 1940 года: Бои на французской границе . Издательство Оспри. п. 21 . ISBN 978-1-84603-499-2 .
- ^ Терри Гандер; Питер Чемберлен (2006). Энциклопедия немецкого оружия 1939–1945 гг . Издательство «Моторбук». п. 230. ИСБН 3-613-02481-0 .
- ^ (на французском языке) Ги Франсуа, комментарии к Howusiers Skoda 380 et 420mm Mle 1916 à Bucharest от 22 сентября 2008 г. и 9 августа 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гандер, Терри и Чемберлен, Питер. Оружие Третьего рейха: Энциклопедический обзор всего стрелкового оружия, артиллерии и специального вооружения Сухопутных войск Германии 1939–1945 гг . Нью-Йорк: Даблдей, 1979. ISBN 0-385-15090-3
- Ортнер, М. Кристиан. Австро-венгерская артиллерия с 1867 по 1918 год: технология, организация и тактика . Вена, Verlag Militaria, 2007 г. ISBN 978-3-902526-13-7
- Прашил, Михал. Тяжелые пушки Шкода . Атглен, Пенсильвания: Шиффер, 1997 г. ISBN 0-7643-0288-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 42 см Haubitze на сухопутных кораблях
- (на немецком языке) 42-см Haubitze (t) 42-см-Haubitze Skoda M 17, L/15
- Фотографии в Бухарестском музее: Поезд конвоя со стволом диаметром 42 см и вагонами-люльками справа, двумя полубазовыми вагонами посередине и стволом "Гудрун" диаметром 38 см и вагонами-люльками в крайнем левом углу. Крупные планы: ствол длиной 42 см , его люлька и снаряды .
- Около 10 фотографий орудия, захваченного в Роверето (нажмите "Следовать") итальянцами