10,5 cm K Бронированная самоходная артиллерийская установка
Бронированная самоходная артиллерийская установка 10,5 cm K Pz.Sfl.IVa/ Дикер Макс | |
---|---|
![]() Бронированная самоходка 10,5 cm K/Dicker Max, брошенная на Восточном фронте | |
Тип | Тяжелое штурмовое орудие |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1941—1942 |
Используется | Нацистская Германия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Крупп |
Разработанный | 1939—1941 |
Производитель | Крупп |
Произведено | 1941 |
№ построено | 2 |
Технические характеристики | |
Масса | 22 т (22 длинных тонны ; 24 коротких тонны ) |
Длина | 5,8 м (19 футов 0 дюймов) без пистолета |
Ширина | 2,86 м (9 футов 5 дюймов) |
Высота | 2,53 м (8 футов 4 дюйма) |
Экипаж | 5 |
Броня | 10–50 мм (0,4–2,0 дюйма) |
Основной вооружение | 1 × 10,5-см тяжелая пушка 18 |
Двигатель | с водяным охлаждением 6,6 л (400 куб. Дюймов), 6-цилиндровый Maybach HL66P 180 л.с. (130 кВт ) |
Мощность/вес | 8,2 л.с./тонну |
Передача инфекции | ЗФ ССГ 46 |
Приостановка | Листовая пружина |
Дорожный просвет | 40 см (16 дюймов) |
Оперативный диапазон | 170 км (110 миль) |
Максимальная скорость | 27 км/ч (17 миль в час) |
10,5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette ( 10,5 cm пушка на бронированной самоходной установке ), также известная как Panzer Selbstfahrlafette IV Ausf . A ( Pz.Sfl. IVa ) ( Самоходная противотанковая пушка IV модель А ) — прототип самоходной артиллерийской установки, использовавшейся нацистской Германией во время Второй мировой войны . Хотя изначально он был разработан как Schartenbrecher («разрушитель бункеров») для использования против французской обороны линии Мажино . [ 1 ] после поражения Франции в 1940 году его оценивали для использования в качестве истребителя танков на Восточном фронте .
Разработка
[ редактировать ]Он предназначался для использования против бункеров на дистанциях, за пределами которых бункер мог вести ответный огонь. Разработка компанией Krupp началась в 1939 году. После завершения завоевания Франции конструкция потеряла смысл, поэтому было предложено использовать ее в качестве тяжелого истребителя танков. Были заказаны два прототипа, завершенные в январе 1941 года и продемонстрированные Гитлеру 31 марта 1941 года. Если испытания в войсках пройдут успешно, предполагалось, что серийное производство может начаться в начале 1942 года. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]
10,5 cm K (gp. Sfl.) была построена на базе сильно модифицированного Panzerkampfwagen IV Ausf . Шасси E со снятой башней и добавленной надстройкой с открытым верхом для размещения основного орудия. Передняя лобовая пластина представляла собой броню толщиной 50 миллиметров (2,0 дюйма) с торцевой закалкой под углом 15 ° от вертикали, а толщина боковых сторон составляла 20 мм (0,8 дюйма). Самой любопытной особенностью машины были бронированные отсеки, предусмотренные в кормовой части машины для защиты заряжающих от атак самолетов. Точно так же ящики для боеприпасов, вмещавшие 26 патронов к основному орудию, имели сверху тонкие броневые крышки. Еще одной странностью было фальшивое водительское отделение с правой стороны машины, которое соответствовало настоящему, выступающему вперед из передней надстройки слева.
Хотя основное орудие предназначалось для поражения боевых бронированных машин противника, оно могло поворачиваться только на 8° влево и вправо, опускаться на 15° и подниматься на 10°. , Для уменьшения силы отдачи был установлен дульный тормоз а на передней палубе был установлен ходовой замок для фиксации орудия во время движения. Для самообороны экипаж имел при себе три пистолета-пулемета калибра 9 мм (0,35 дюйма) с боезапасом 576 патронов. перископ Turmspähfernrohr Наводчик использовал прицел Selbstfahrlafetten-Zielfernrohr (Sfl. ZF) 1, командир имел бинокулярный TSF ) ( , а каждый заряжающий имел бинокль Scherenfernrohr на поворотном кронштейне.
На протяжении большей части своего развития он был известен как 10 cm K. (Pz. Sfl. IVa) , но был переименован в 10,5 cm K (gp. Sfl.) . 13 августа 1941 года [ 2 ] и был также в просторечии известен как Дикер Макс («Толстый» или «Толстый» Макс).
В машинах-прототипах двигатель V-12 Maybach HL120 танка Panzer IV был заменен более легким рядным двигателем Maybach 66P. Серийные машины, вероятно, использовали бы подвеску и ходовую часть Panzerkampfwagen III , поскольку они обеспечивали повышенную маневренность за счет более короткой длины гусеницы, соприкасающейся с землей, меньшего сопротивления качению, более мягких пружин и большего отклонения подвески. [ 3 ]
Боевая история
[ редактировать ]Для боевых испытаний два прототипа были переданы в состав Panzerjäger Abteilung («Противотанковый батальон») 521 во время вторжения в Советский Союз . Один случайно загорелся и был полностью уничтожен детонацией боекомплекта, а другой успешно воевал до конца 1941 года. Он был восстановлен Круппом в первой половине 1942 года и вернулся в 521-й дивизию вовремя для участия в «Синем деле» . Летнее наступление 1942 года в России. В сводках батальона в ноябре – декабре 1942 года о его боевой готовности не сообщалось. [ 4 ]
В отчете от 26 июля 1941 г. о машине говорилось: [ 5 ]
Этот Sfl. (самоходная машина) недостаточно маневренна для использования в составе Vorausabteilung (головного подразделения). Ограниченная поворотность вынуждает разворачивать всю машину для наведения на цель. Если делать это неоднократно, это занимает значительное время, особенно на бездорожье из-за тяжелого автомобиля и слабого двигателя. Кроме того, из-за особенностей расположения брони — толщиной всего спереди и на 50 мм ниже сзади — он был создан для лобового применения. В машину можно стрелять сбоку и сзади. Работа в Vorausabteilung требует способности быстро поражать цели во всех направлениях.
Орудие доказало свою способность поддерживать атаку пехоты с открытой огневой позиции прямой наводкой, как при переправе через Щарар . Наблюдение за собственными выстрелами невозможно из-за больших облаков пыли, поднятых перед орудием. Sfl. либо должны наблюдать за огнем друг друга, либо в стороне должен быть установлен наблюдательный пункт, укомплектованный Рихткрайс-Уффицим. (наводчик) знаком с экипажем. Из-за своих размеров, недостаточной мобильности и большого облака пыли, поднимающегося при стрельбе, в будущем Sfl. будет стрелять только по Sprenggranaten ( HE ) с закрытых позиций.
До сих пор Sfl. использовался для решения своих специализированных задач - поражения бетонных бункеров прямой наводкой и поражения тяжелых танков в координации с другими Panzerabwehrwaffen (противотанковыми средствами). Его высокая проникающая способность, по-видимому, подходит для этого.
Никаких особых проблем ни с двигателем, ни с коробкой не возникало. Рулевые тормоза перегружены. Трижды вырывались болты в направляющей одного рулевого тормоза и дважды приходилось менять тормозные ленты из-за перегрева заклепок.
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Чемберлен, Питер и Хилари Л. Дойл. Томас Л. Дженц (технический редактор). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, броневиков, самоходных орудий и полугусеничных машин, 1933–1945 гг . Лондон: Arms and Armor Press, 1978 (переработанное издание 1993 г.). ISBN 1-85409-214-6
- Йентц, Томас Л. Panzerjaeger (3,7 cm Tak to Pz. Sfl. Ic): Развитие и использование с 1927 по 1941 год (Panzer Tracts № 7-1) Бойдс, Мэриленд: Panzer Tracts, 2004. ISBN 0-9744862-3-X