Голиаф выследил мою
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Голиаф Sd.kfz 302 | |
---|---|
![]() SdKfz . 302, выставлен в Немецком танковом музее , Мюнстер (2005 г.) | |
Тип | Автомобиль для сноса |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1942–1945 |
Используется | Нацистская Германия Румыния |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Разработанный | 1942 |
Производитель | Боргвард и Цюндапп |
Стоимость единицы | 3000 ℛℳ (1942 г.) (12 577 евро в 2021 г.) |
Произведено | 1942–1944 |
№ построено | 7,564 |
Технические характеристики | |
Масса | 370 кг (820 фунтов) |
Длина | 1,5 м (4,9 футов) |
Ширина | 0,85 м (2,8 фута) |
Высота | 0,56 м (1,8 фута) |
Экипаж | Один удаленный оператор |
Броня | 5 мм (0,20 дюйма) |
Основной вооружение | Заряд взрывчатого вещества 60 кг (130 фунтов) |
Двигатель | Два электродвигателя 2 х 2,5 л.с. (1,9 кВт) |
Дорожный просвет | 11,4 см (4,5 дюйма) |
Оперативный диапазон | 1,5 км (0,93 мили) по дороге; 0,75 км (0,47 мили) по бездорожью. |
Максимальная скорость | 6 км/ч (3,7 миль в час) |
Ссылки |
( Гусеничная мина «Голиаф» нем. Leichter Ladungsträger Goliath , «Легкий зарядный носитель «Голиаф») представляла собой серию из двух беспилотных наземных машин, использовавшихся немецкой армией в качестве одноразовых подрывных машин во время Второй мировой войны . Это были электрические Sd.Kfz. 302 и бензиновый Sd.Kfz. 303а и 303б . Союзники называли их «танками-жуками». [ 1 ]
Они несли 60 или 100 кг (130 или 220 фунтов) фугасной взрывчатки , в зависимости от модели, и предназначались для использования в нескольких целях, таких как уничтожение танков, разрушение плотных пехотных построений и снос зданий или мостов. «Голиафы» представляли собой одноразовые машины, уничтожавшиеся в результате взрыва боеголовки.
Разработка
[ редактировать ]Во время и после Первой мировой войны ряд изобретателей разработали небольшие гусеничные машины с дистанционным управлением, предназначенные для перевозки взрывчатого вещества. За время войны французы разработали две машины. Крокодил Шнайдер Торпилле Террестре [ 2 ] ( в переводе «Наземная торпеда Крокодил Шнайдер» ) нес заряд взрывчатого вещества массой 40 кг (88 фунтов) и в июне 1916 года имел ограниченное боевое применение. Однако он показал плохие результаты и затмил первые танки, которые тогда были представлены. [ 3 ] Aubriot -Gabet Torpille Électrique ( в переводе «Электрическая торпеда Aubriot-Gabet» ) приводилась в движение одним электродвигателем, приводившимся в движение висячим кабелем. Этот автомобиль мог управляться с помощью сцепления на гусеницах, хотя в ранних версиях рулевое управление могло отсутствовать. [ 3 ] Возможно, это не имело значения, поскольку его задачей было просто пересечь нейтральную полосу и атаковать длинные траншеи противника. [ 4 ] Торпеда Wickersham Land была запатентована американским изобретателем Элмером Викершемом в 1918 году. [ 5 ] а в 1930-х годах аналогичный автомобиль разработал французский автоконструктор Адольф Кегресс .
В конце 1940 года прототип Кегресса был обнаружен немцами недалеко от Сены ; Артиллерийское управление Вермахта поручило автомобильной компании Carl FW Borgward из Бремена , Германия, разработать аналогичное транспортное средство, предназначенное для перевозки минимум 50 кг (110 фунтов) взрывчатых веществ. Результатом стал SdKfz. 302 ( Sonderkraftfahrzeug , перевод «автомобиль специального назначения» ), называемый Leichter Ladungsträger ( перевод «легкий носитель заряда» ), или Голиаф, который нес 60 кг (130 фунтов) взрывчатки. Управление автомобилем осуществлялось дистанционно с помощью джойстика. Блок управления был подключен к «Голиафу» трехжильным кабелем длиной 650 метров (2130 футов). Кабель хранился на кабельном барабане в заднем отсеке «Голиафа». Трос использовался для поворота автомобиля влево/вправо, вперед и назад (обратный ход только на версии 302 с электроприводом), а также для воспламенения заряда взрывчатого вещества. Каждый «Голиаф» был одноразовым и предназначался для взрыва вместе с целью. Ранние модели «Голиафов» использовали два электродвигателя, но их производство было дорогостоящим (3000 рейхсмарок ) и сложны в обслуживании и перезарядке в боевых условиях, более поздние модели (известные как SdKfz.303) использовали более дешевый двухтактный бензиновый двигатель. [ 6 ]
Услуга
[ редактировать ]Голиаф Sd.kfz 303 | |
---|---|
![]() SdKfz . 303, бензиновая версия Голиафа . | |
Тип | Автомобиль для сноса |
Место происхождения | Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1943–1945 |
Используется | нацистская Германия , |
История производства | |
Разработанный | 1942 |
Производитель | Цюндапп и Захертц |
Произведено | 1943–1945 |
№ построено | 4929, как модель a, так и модель b |
Технические характеристики | |
Масса | 430 кг (950 фунтов) |
Длина | 1,69 м (5,5 футов) |
Ширина | 0,91 м (3,0 фута) |
Высота | 0,62 м (2,0 фута) |
Экипаж | Один контроллер с пультом. |
Броня | 10 мм (0,39 дюйма) |
Основной вооружение | Заряд взрывчатого вещества 100 кг (220 фунтов) |
Двигатель | Zündapp SZ7 / 2-цилиндровый 12,5 л.с. (9,3 кВт) |
Оперативный диапазон | 12 км (7,5 миль) по дороге; 7 км (4,3 мили) по бездорожью. |
«Голиафы» использовались на всех фронтах, где сражался Вермахт, начиная с начала 1942 года. Их использовали в основном специализированные танковые и саперные подразделения. «Голиафы» использовались в Италии в Анцио в апреле 1944 года и против польского сопротивления во время Варшавского восстания в 1944 году. Несколько «Голиафов» также были замечены на пляжах Нормандии во время дня «Д» , хотя большинство из них были выведены из строя после того, как артиллерийские взрывы лишили их командования. кабели. Войска союзников столкнулись с небольшим количеством «Голиафов» в Приморских Альпах после высадки на юге Франции в августе 1944 года, причем по крайней мере один из них был успешно использован против машины 509-го парашютно-пехотного батальона. [ нужна ссылка ]
Хотя всего было произведено 7564 «Голиафа», одноразовое оружие не считалось успешным из-за высокой стоимости единицы, низкой скорости (чуть выше 6 километров в час (3,7 миль в час)), плохого дорожного просвета (всего 11,4 см (4,5 дюйма в час) )) уязвимый трос управления и тонкая броня, не способная защитить машину от огня стрелкового оружия. «Голиаф» также был слишком большим и тяжелым, чтобы его можно было легко переносить. [ 7 ] В большинстве случаев им не удавалось достичь своих целей, хотя эффект был значительным, когда им это удавалось. [ 7 ]
Большое количество Голиафов было захвачено союзниками. Хотя они были с интересом изучены разведкой союзников, они не имели большого военного значения. Некоторые из них использовались ВВС США в качестве буксиров, но быстро вышли из строя, поскольку одноразовые машины не были предназначены для длительного использования. [ 7 ]
Румынская версия
[ редактировать ]В 1944 году Румыния спроектировала и построила собственную модель гусеничной мины с дистанционным управлением, известную как «Румынский Голиаф», из-за отсутствия информации о ее настоящем названии. Однако он заметно отличался от своего немецкого аналога. На немногих сохранившихся фотографиях видно, что у машины не было брони, и неизвестно, менялась ли она когда-либо. Однако у него были некоторые функциональные улучшения, поскольку шасси, разработанное в Румынии, позволяло ему преодолевать траншеи и воронки гораздо лучше, чем его немецкие аналоги. О машине мало что известно, кроме того, что она так и не вышла за пределы стадии прототипа и весила около двух тонн. [ 8 ]
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]Выжившие Голиафы хранятся по адресу:
- Музей Второй мировой войны , Массачусетс, США.
- Музей Штаммхайм , Германия
- Немецкий танковый музей , Германия
- , Военно-исторический музей Бундесвера Дрезден, Германия.
- Музей техники в Зинсхайме , Германия.
- Музей Тойхуса , Копенгаген, Дания.
- Военно-исторический музей , Вена, Австрия
- Музей приземления Юты-Бич, Нормандия, Франция.
- Бронированный музей , Сомюр, Франция
- Музей коммандос № 4, Уистреам, Нормандия, Франция.
- Канадский военный музей , Оттава, Онтарио, Канада
- Музей лошадей Форт-Гарри, Виннипег, Манитоба, Канада
- Музей артиллерии армии США
- Коллекция Карла Смита, США.
- Имперский военный музей , Даксфорд, Великобритания
- Танковый музей , Бовингтон Кэмп, Великобритания
- Музей REME , Великобритания
- Голландский музей кавалерии, Нидерланды
- Военный музей Оверлун, Нидерланды
- Голландский музей береговой обороны: Форт-ан-ден-Хук ван Холланд
- Музей «Память войны и мира», Нейвердал, Нидерланды.
- Королевский музей вооруженных сил и военной истории , Бельгия
- Музей 44 декабря, Ла-Глез, Бельгия
- Кубинский танковый музей , Россия
- Арсенал во Вроцлаве , Польша.
- Музей Войска Польского , Польша
- Музей Варшавского восстания , Польша
- Музей транспорта, Братислава, Словакия.
- Музей шведской армии , Стокгольм, Швеция
- Ассоциация друзей научной коллекции образцов оборонной техники Кобленц (VFF WTS) , Кобленц , Германия [ 9 ]
- Музей летного наследия и боевой брони , Эверетт, Вашингтон, США
- Австралийский музей доспехов и артиллерии , Смитфилд, Квинсленд, Австралия
См. также
[ редактировать ]- Боргвард IV
- Мобильная фугасная мина , эквивалент британской машины времен Второй мировой войны; построено пятьдесят.
- Спрингер (танк)
- Телетанк — серия советских дистанционно управляемых танков.
- Беспилотный наземный автомобиль
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Танк-подрывник Голиаф на YouTube
- ^ «Сухопутная торпеда Крокодил Шнайдер (Франция)» . Weaponews.com .
- ^ Jump up to: а б Эверетт и Тоскано (2015) стр.412
- ^ Эверетт, Барт (19 февраля 2017 г.). «Краткая ранняя история беспилотных систем» . Mechanix Illistated .
- ^ Патент США 1407969.
- ^ Армейская инструкция Д 654/10, Легкий грузовой автомобиль, описание устройства и инструкция по эксплуатации . ОКХ. 1 апреля 1943 года.
- ^ Jump up to: а б с Эверетт и Тоскано (2015) стр.489
- ^ " "Goliath" — Дистанционно управляемая машина" . October 5, 2018.
- ^ «Ассоциация друзей научной коллекции образцов оборонной техники Кобленца | Главная» .
- Библиография
- Чемберлен, Питер и Хилари Дойл (1999). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны , 2-е изд. Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-214-6 .
- HR Эверетт; Майкл Тоскано (6 ноября 2015 г.). Беспилотные системы Первой и Второй мировых войн . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-02922-3 .
- Гассенд Жан-Лу (2014). Вскрытие битвы за освобождение союзниками Французской Ривьеры, август-сентябрь 1944 года . Атглен П.А.: Публикации Шиффера.
- Яугиц, Маркус (2001). Funklenkpanzer: История бронетанковых частей немецкой армии с дистанционным и радиоуправлением , пер. Дэвид Джонстон. Виннипег, Манитоба: JJ Fedorowicz Publishing , Inc. ISBN 0-921991-58-4 .
- Йентц, Томас Л. Panzer Tracts, No. 14: Боевые бронированные машины, «Голиаф» — «Роймеру». С. Дарлингтон, Мэриленд: Darlington Productions. ISBN 1-892848-00-7
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1957). История военно-морских операций США во Второй мировой войне, том. 11 . Бостон, Массачусетс: Atlantic Monthly Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Боргвардом «Голиафом», на Викискладе?
- В коллекции Голландского кавалерийского музея есть танк «Голиаф».
- Голиаф в танковом музее Кубинки
- Легкий грузовой транспортер Goliath Sd.Kfz.302 (Электродвигатель)
- Легкие грузовые транспортеры Goliath Sd.Kfz.303a / Sd.Kfz.303b (V-образный двигатель)