ОА vz. 30
ОА vz. 30 | |
---|---|
![]() | |
Тип | Бронеавтомобиль |
Место происхождения | ![]() |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1934—44 |
Используется | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Татры |
Разработанный | 1930—33 |
Производитель | Татры |
Произведено | 1933—34 |
№ построено | 51 + 1 прототип |
Технические характеристики | |
Масса | 2,78 тонны (2,74 длинных тонны; 3,06 коротких тонны) |
Длина | 4,02 метра (13,2 фута) |
Ширина | 1,52 метра (5,0 футов) |
Высота | 2,02 метра (6,6 футов) |
Экипаж | 3 |
Броня | 3–6 миллиметров (0,12–0,24 дюйма) |
Основной вооружение | 2 x 7,92 мм (0,312 дюйма) ZB vz. 26 пулеметов |
Двигатель | с воздушным охлаждением 4-цилиндровый Tatra 71 32 лошадиные силы (24 кВт) |
Приостановка | 6х4 |
Оперативный диапазон | 300 километров (190 миль) |
Максимальная скорость | 60 километров в час (37 миль в час) |
ОА vz. 30 (полное название Obrněný automobil vzor 30 , англ. Armored Car Model 30 ) — чехословацкой разработки, бронеавтомобиль использовавшийся Чехословакией в 1930-х годах, а также нацистской Германией , Словакией , Румынией и Венгрией во время Второй мировой войны . Был построен пятьдесят один самолет, из которых немцы захватили двадцать четыре, когда оккупировали Богемию-Моравию в марте 1939 года, а словаки захватили восемнадцать, когда они одновременно провозгласили независимость от Чехословакии. Румыния приобрела девять, когда чешские войска искали убежища в Румынии после венгерского вторжения в Карпатскую Украину в том же месяце. Словацкие машины участвовали в боях в словацко-венгерской войне , вторжении в Польшу , в первые месяцы операции «Барбаросса» и Словацкого национального восстания .
Описание
[ редактировать ]ОА vz. Бронекорпус 30-й машины был смонтирован на шасси грузовика Т-72 «Татра » 6×4. Конструкция шасси была необычной, поскольку представляла собой конструкцию с центральной трубой и задними полуосями с независимой подвеской, что обеспечивало хорошую проходимость по пересеченной местности. Водитель сидел с правой стороны, используя смотровой люк, защищенный бронезатвором со смотровой щелью. Помощник водителя сидел слева и имел небольшой иллюминатор для своего ZB vz. 26 ручных пулеметов. Он был установлен в боевой щели прямо перед ним. С обеих сторон были одинаковые смотровые окна. Доступ экипажа в боевое отделение осуществлялся через дверь в кормовой части машины. Наводчик размещался в небольшой цилиндрической башне с поворотом на 360°. Он имел смотровое иллюминатор спереди и смотровые щели с обеих сторон и сзади. Башня имела еще один ZB vz. 26 в шаровой опоре. Еще один пулемет находился внутри машины. К пулеметам хранилось 3000 патронов. Толщина брони составляла от 3 до 6 мм (от 0,12 до 0,24 дюйма); этого было сочтено достаточным, чтобы отразить обычные пули, выпущенные с расстояния более 100 метров (110 ярдов). [ 1 ]
четырехцилиндровый оппозитный Спереди устанавливался двигатель Tatra 71 объемом 1,91 литра (117 куб. Дюймов) с воздушным охлаждением и мощностью 32 лошадиных силы (24 кВт). Максимальная скорость составляла 60 километров в час (37 миль в час). Транспортное средство могло пересечь ров шириной 0,5 метра (1,6 фута), подняться на препятствие высотой 0,28 метра (0,92 фута) и перейти вброд ручей глубиной 0,3 метра (0,98 фута). [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]История разработки OA vz. 30 трудно разобраться, но чешская армия оценивала различные шасси грузовиков Tatra для использования в качестве броневиков с 1926 года, и за эти годы было построено несколько прототипов как с деревянными, так и с металлическими кузовами для проверки компоновок машин. Наконец 6 марта 1933 года был размещен заказ на пятьдесят один экземпляр с поставкой в декабре. Tatra опоздала и поставила первые шесть машин только 29 января 1934 года, затем еще шестнадцать в феврале и остальные в июле, поскольку их гаражи в Миловице еще не были готовы. [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Чехословакия
[ редактировать ]В эксплуатации они обнаружили серьезные недостатки. Двигатели были слабыми и не позволяли машине в полной мере использовать возможности шасси, не имея возможности даже преодолевать рвы по обочинам дорог. Броня была тонкой, и ее можно было пробить с близкого расстояния винтовками и ZB vz. 26 пулеметов не были способны вести непрерывный огонь. [ 4 ]
Армия решила организовать их в взводы по три машины, приданные разведывательным ротам четырех мобильных (Рыхльских) дивизий , и выделила дополнительные взводы для поддержки приграничных районов. Эти взводы активно использовались для подавления протестов и насилия, спровоцированных Конрада Генлайна ( Судетско-немецкой партией Sudetendeutsche Partei - SdP) и Sudetendeutsche Freikorps (военизированными группами, обученными в Германии инструкторами СС ) в период с мая по октябрь 1938 года. После Мюнхенского соглашения две роты ОА vz. 30-е были отправлены на подкрепление в Словакию и Малороссию, где они использовались для отражения венгерских и польских пересечений границы, иногда численностью до батальона. Они помогли прикрыть пехоту, когда ей пришлось эвакуировать южную Словакию после Первой Венской премии 2 ноября 1938 года. [ 5 ] Десять броневиков, в которых отпала необходимость после аннексии приграничных территорий Германией и Венгрией, в феврале — марте 1939 года были проданы жандармерии. [ 6 ] Две роты защищали Карпатскую Украину в марте 1939 года от нападения Венгрии, но были вынуждены искать убежища в Словакии и Румынии. Один ОА vz. 30 был захвачен венграми во время боевых действий, но они не использовали его. [ 7 ]
Германия
[ редактировать ]Немцы захватили один ОА vz. 30 октября 1938 года, который ремонтировался в Судетской области , когда они оккупировали эту территорию. Еще двадцать три, включая прототип, были захвачены в марте 1939 года, когда они оккупировали Богемию-Моравию. Семь из них использовались пропагандистскими компаниями в качестве радиомашин. [ 8 ] Десять из них были переданы полиции в форме (Ordnungspolizei), а три — в состав взвода 14-й бронетанковой полицейской роты (Polizei-Panzer-Kompanie) в Словении в январе 1944 года. [ 9 ]
Словакия
[ редактировать ]Десять броневиков были захвачены словаками, когда они провозгласили независимость в марте 1939 года, но еще восемь OA vz. 30-е годы попали к ним в руки чешских войск, которые искали убежища в Словакии после боев с венграми в Карпатской Украине. Один был разрушен во время словацко-венгерской войны , которая началась неделю спустя. Семнадцать выживших OA vz. 30-е годы сформировали одну роту в бронетанковом батальоне «Мартин», сформированном словацкой армией в середине 1939 года, но к концу 1939 года она была сокращена до взвода. [ 10 ] Четыре броневика усилили 2-ю пехотную дивизию во время вторжения в Польшу , а три других усилили кавалерийскую разведывательную часть в районе Санока . Рота из шести ОА vz. 30-я дивизия входила в состав мобильной группы «Калинчак», которая была сформирована 5 сентября для работы со 2-й пехотной дивизией, но не участвовала в боевых действиях, а 21 сентября была отозвана обратно в Словакию. [ 11 ]
Взвод из трех человек был приписан к Мобильной группе, которая присоединилась к немцам в операции «Барбаросса» 24 июня 1941 года. Еще два были добавлены, когда Мобильная группа была усилена и 8 июля переименована в Мобильную бригаду. Единственный серьезный бой, с которым столкнулись словацкие танки, произошел у Липовца в конце июля, где им не удалось выбить советскую 44-ю горнострелковую дивизию с ее позиций. Один ОА vz. 30 было уничтожено во время этого боя, а два других были серьезно повреждены. Все броневики были выведены вместе со всей остальной бронетехникой и в начале августа вернулись в Словакию. [ 12 ] Рота из шести ОА vz. 30-й был отправлен для усиления дивизии безопасности для выполнения антипартизанских задач на Украине в августе 1942 года. Два из них были уничтожены в бою, и только один бежал, когда выжившие были отведены обратно в Словакию 12 января 1943 года. Однажды Panzerkampfwagen II, которые министерство Министерство обороны приказало заменить их, прибывших в январе 1944 года, они были сданы на хранение, хотя все еще числились на учете. [ 13 ] Они нашли некоторое применение повстанцам, когда в сентябре 1944 года началось Словацкое национальное восстание , но об их деятельности мало что известно. [ 8 ]
Румыния
[ редактировать ]О карьере ОА vz. почти ничего не известно. 30 в Румынии после того, как одна чешская рота из десяти человек нашла там убежище в марте 1939 года. В одном неподтвержденном сообщении говорится, что некоторые из них находились в составе отряда телохранителей румынского диктатора Антонеску ( Batalionul de gardă al mareşalului Antonescu или Regimentul de gardă al Conducătorului Statului ). . Предположительно, три из них были уничтожены во время американской бомбардировки Плоешти летом 1944 года во время обслуживания на тамошнем складе. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Kliment and Francev, pp. 28–30
- ^ Климент и Францев, с. 275
- ^ Kliment and Francev, pp. 29–31
- ^ Климент и Францев, с. 31
- ^ Kliment and Francev, pp. 31–33
- ^ «Бронеавтомобили OA vz.30 в жандармерии» (на чешском языке) . Проверено 19 мая 2009 г.
- ^ Климент и Францев, с. 32
- ^ Jump up to: а б Климент и Францев, с. 33
- ^ ди Густано, Стефано (2002). Танковые части в оперативной зоне Адриатического побережья (ОЗАК) 1943–1945 гг.: и Panzer-sicherungs-Komania в Италии . Фриули, Италия: Edizioni della Laguna. п. 117. ИСБН 88-8345-088-4 .
- ^ Климент и Накладаль, стр. 36–37
- ^ Климент и Накладаль, стр. 62–64
- ^ Климент и Накладаль, стр. 71–72
- ^ Климент и Накладаль, стр. 43–46
- ^ Рональд Л. Тарнстром, Балканские битвы , Trogen Books, 1998, стр. 341.
Ссылки
[ редактировать ]- Климент, Чарльз К. и Францев, Владимир (1997). Чехословацкие боевые бронемашины 1918-1948 гг . Атлген, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-0141-1 .
- Климент, Чарльз К.; Накладаль, Бретислав (1997). Первый союзник Германии: Вооружённые силы Словацкого государства 1939—1945 гг . Атглен, Пенсильвания: Шиффер. ISBN 0-7643-0589-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словацкая техника на Танках!
- Статья на чешском языке об OA vz. 30-е годы в жандармерии
- [1]
- Чешскоязычная реплика OA vz. 30