АН-IV
АН-IV | |
---|---|
![]() Оригинальный прототип AH-IV. Он отличался от серийных машин Румынии, Швеции и т. д., которые среди других модификаций имели башни большего размера. | |
Тип | Танкетка / легкий танк |
Место происхождения | Чехословакия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1934—85? |
Используется | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Войны | Вторая мировая война Огаденская , 1982 года война , Гражданская война в Эритрее , Эфиопско - сомалийская пограничная война |
История производства | |
Дизайнер | ЧКД |
Разработанный | 1935—37 |
Производитель | ЧКД , Малакса |
Произведено | 1936—39, 1949—50 |
№ построено | 155 + 4 прототипа (Чехословакия) 46 (Швеция, Strv m/37) 1 (Румыния, Р-1) |
Варианты | Р-1 , РХ , Стрв м/37 , АХ-IV-Hb , ТАКАМ Р-1 |
Технические характеристики (оригинальный прототип AH-IV [ 1 ] ) | |
Масса | 3 тонны (3,0 длинных тонны; 3,3 коротких тонны) |
Длина | 3,2 м (10 футов 6 дюймов) |
Ширина | 1,73 м (5 футов 8 дюймов) |
Высота | 1,67 м (5 футов 6 дюймов) |
Экипаж | 2 |
Броня | 5–10 мм (0,20–0,39 дюйма) |
Основной вооружение | 1 x 7,92 мм (0,312 дюйма) ZB vz. 35 крупнокалиберных пулеметов |
вторичный вооружение | 1 x 7,92 мм (0,312 дюйма) ZB vz. 26 пулеметов |
Двигатель | Прага АХ 46 лошадиных сил (34 кВт) |
Приостановка | листовая рессора |
Оперативный диапазон | 150 км (93 мили) |
Максимальная скорость | 40 км/ч (25 миль/ч) |
AH -IV — чехословацкой экспортная боевая бронированная машина разработки , классифицируемая как танкетка или легкий танк . [ 2 ] [ 3 ] использовался Румынией во время Второй мировой войны , но также был приобретен нейтральными Швецией и Ираном. Модифицированные версии AH-IV строились по лицензии Румынии ( R-1 ) и Швеции ( Strv m/37 ). Румынские машины участвовали в боевых действиях на Восточном фронте, от операции «Барбаросса» до венского наступления . Двадцать машин были проданы после войны Эфиопии, которая использовала их до 1980-х годов.
Описание
[ редактировать ]Чешскоморавская Колбен-Данек (ЧКД) была полна решимости не повторять проблемы своего более раннего Танчика vz. 33 и предоставил наводчику башню для лучшего наблюдения и кругового обстрела своей новой танкетки AH-IV. Он был собран из каркаса из стальных балок «углового железа», к которым были прикреплены болтами броневые листы толщиной от 12 до 6 мм (0,47 и 0,24 дюйма). Водитель сидел с правой стороны, используя смотровой люк, защищенный бронестеклом и бронезатвором. Справа от него была небольшая смотровая щель. Также справа от него, во всех моделях, кроме шведского Strv m/37 , находился Zbrojovka Brno ZB vz . 26 или ЗБ vz. 30 , который обычно фиксировался на месте и стрелял с помощью троса Боудена . Наводчик сидел слева и управлял небольшой башней с пулеметом ZB vz . 35 или ЗБ vz . 37 в шаровой установке. Большая часть ствола пулемета выступала из крепления и была защищена броневым желобом. У него был большой смотровой люк справа от пулеметной установки в башне и небольшая смотровая щель на левом борту надстройки. К двум пулеметам было перевезено 3700 патронов. Радио не было установлено. [ 4 ]
Шестицилиндровый двигатель Praga объемом 3,468 л (211,6 куб. Дюймов) с водяным охлаждением развивал мощность 55 л.с. (41 кВт) при 2500 об/мин. Он располагался в задней части боевого отделения и приводил в движение трансмиссию через приводной вал, идущий вперед между водителем и командиром к коробке передач. Охлаждение было рассчитано на забор воздуха через люки командира и механика-водителя. Это имело то преимущество, что газы сгорания пушки быстро рассеивались при стрельбе, но и несколько недостатков. Постоянная тяга, создаваемая двигателем, сильно влияла на экипаж в холодную погоду, возгорание двигателя вынуждало экипаж эвакуироваться, а шум двигателя и жара увеличивали утомляемость экипажа. Он имел максимальную скорость на дороге 45 км/ч (28 миль в час) и запас хода от 150 до 170 км (от 93 до 106 миль). Полуавтоматическая трансмиссия Praga-Wilson имела пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода для привода передней ведущей звездочки. Подвеска представляла собой уменьшенную версию той, что использовалась в Panzer 38(t) — чешской конструкции, построенной после немецкой оккупации. Он состоял из четырех больших опорных катков с каждой стороны, каждая пара устанавливалась на колесную балку и подрессорялась. листовые рессоры . На каждом борту было по два колесных носителя. Натяжное колесо находилось сзади, и был установлен один возвратный ролик. Его давление на грунт составляло всего 0,5 кг/см. 2 . Он мог пересечь ров шириной 1,5 м (4 фута 11 дюймов), подняться на препятствие высотой от 0,5 до 0,6 м (от 20 до 24 дюймов) и перейти вброд ручей глубиной 0,8 м (2 фута 7 дюймов). [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]Иран: RH (AH-IV-P)
[ редактировать ]Иран был первым заказчиком AH-IV и в 1935 году заказал пятьдесят с лишним прототипов для поставки в следующем году. Поставки начались в августе 1936 года, а последняя партия прибыла в Иран в мае 1937 года, хотя вооружение доставлялось отдельно и устанавливалось только в ноябре 1937 года. Иранцы были очень довольны своими машинами и планировали заказать от 100 до 300 дополнительных AH- IV , но начало Второй мировой войны помешало любому доведению до конца. Их танкетки были самыми маленькими из серии - всего 3,5 тонны (3,4 длинных тонны; 3,9 коротких тонны) и лишь незначительно отличались по размеру от румынских танкеток R-1 , последовавших за ней на производственных линиях. Он мог преодолевать препятствия высотой только 0,5 метра (1,6 фута), имел дальность полета 150 километров (93 мили) и давление на грунт всего 0,45 кг/см. 2 . Он использовал ZB vz. 26 и 35 пулеметов. [ 5 ]
Румыния: R-1 (AH-IV-R)
[ редактировать ]
Румыны подписали контракт на 36 AH-IV-R , как они были обозначены ČKD , 14 августа 1936 года, включая один прототип, который должен был быть поставлен через два месяца, а весь заказ - через семь месяцев. Эти сроки не удалось уложиться, поскольку румыны потребовали множества изменений, которые все пришлось вносить на производственной линии, поскольку ČKD начала производство всего заказа до того, как прототип был принят. Первые десять танкеток, сошедшие с конвейера, были отправлены в Румынию в октябре 1937 года для участия в осенних маневрах, где перед возвращением на завод они произвели благоприятное впечатление. Серийный выпуск был завершен в следующем месяце, но румыны отказались принять их, поскольку они не соответствовали спецификациям. Внесение необходимых модификаций заняло время до апреля 1938 года, но потребовалась еще одна оценка в летних условиях, и они не были официально приняты до августа 1938 года. Николае Малакса купил лицензию на производство R-1 , как AH-IV-R был известен в Румынская служба, сентябрь 1938 года, но нарушения и споры по поводу оплаты задержали передачу производственных чертежей до октября 1939 года. Его завод построил один прототип, в основном из Р-1 , но производство так и не началось. Запчасти к [ 6 ] [ 3 ] [ 7 ]
Швеция: Strv m/37 (AH-IV-Sv)
[ редактировать ]
Швеция заказала сорок восемь танкеток в 1937 году под названием Stridsvagn m/37 (Strv m/37) после успешной демонстрации в зимних условиях в горах Крконоше . Они должны были быть собраны в Оскарсхамне с более мощным 4,39-литровым (268 куб. Дюймов) шестицилиндровым двигателем Volvo FC-CKD бензиновым с водяным охлаждением и мощностью 85 лошадиных сил (63 кВт) и толщиной брони до 15 миллиметров (0,59 дюйма). толстый, от Авесты, хотя большую часть остальных компонентов ЧКД поставила после постройки одного прототипа. Машина была сильно модифицирована с удалением пулемета механика-водителя и оказалась самой тяжелой и крупнейшей версией AH-IV : 4,68 тонны (4,61 длинных тонны; 5,16 коротких тонны), длины 3,4 метра (11 футов) и ширины. высотой 1,85 метра (6,1 фута) и 1,96 метра (6,4 фута). В его башне устанавливались два шведских 8-мм (0,31 дюйма) Ksp m/36 strv пулемета , а наверху располагалась небольшая смотровая башенка. Он имел радиостанцию и 3960 патронов к пулеметам. Он имел максимальную скорость 60 километров в час (37 миль в час) и запас хода 200 километров (120 миль). Он мог преодолевать ручей глубиной до 0,9 метра (3,0 фута). Последние компоненты были отгружены в ноябре 1938 года. [ 8 ] [ 9 ]
Эфиопия: AH-IV-Hb
[ редактировать ]24 июня 1948 года Эфиопия заказала двадцать танкеток AH-IV-Hb. По форме они вернулись к пулемету механика-водителя и одному пулемету в башне, но имели сварную конструкцию, а не клепаную. с воздушным охлаждением объемом 4,94 литра (301 куб. Дюйм) Tatra 114 Они использовали дизельный двигатель мощностью 65 лошадиных сил (48 кВт) при 2200 об / мин. Это дало AH-IV-Hb максимальную скорость 42 километра в час (26 миль в час) и запас хода 200 километров (120 миль). Он весил 3,93 тонны (3,87 длинных тонны; 4,33 коротких тонны), имел длину 3,2 метра (10 футов), ширину 1,82 метра (6,0 футов) и высоту 1,73 метра (5,7 футов). Его давление на грунт составляло всего 0,48 кг/см. 2 , мог преодолеть ручей глубиной до 1 метра (3,3 фута), но мог преодолеть препятствие высотой только 0,5 метра (1,6 фута). Он использовал ZB vz. 26 и вз. 37 пулеметов, к которым имелось 2800 патронов. [ 10 ]
Операционная история
[ редактировать ]Иран
[ редактировать ]AH -IV были разделены между находившимися на вооружении 1-й и 2-й пехотными дивизиями . Больше об их службе ничего не известно. [ 11 ] Снят в 1948-1949 гг. [ 12 ]
Румыния
[ редактировать ]Р -1 были приданы кавалерийским бригадам по два взвода по две-три танкетки в каждом. Все восемнадцать человек, входивших в кавалерийский корпус, были сгруппированы в специальный «Механизированный отряд Корне» на начальных этапах операции «Барбаросса» , но к 1 октября все они были выведены из строя. [ 13 ] Двадцать девять из первоначальных тридцати пяти были выделены в шесть кавалерийских дивизий (переименованных из бригад 25 марта 1942 года), которые успешно участвовали в летнем наступлении Германии 1942 года под кодовым названием Case Blue . [ 14 ] Четыре Р-1 , принадлежащие 1-й механизированной эскадрилье 1-й кавалерийской дивизии, пришлось поджечь, поскольку для них не было топлива, когда дивизия была окружена под Сталинградом в ноябре 1942 года в рамках советской операции «Уран» . контрнаступления [ 15 ] 5-я и 8-я кавалерийские дивизии потеряли как минимум пять Р-1 за одно и то же время, пытаясь укрепить разрушающуюся оборону Оси после советского прорыва. Обе дивизии поддерживали немцев, когда они пытались освободить Сталинградский котел в ходе операции «Зимний шторм» , но были разбиты, когда Советы контратаковали безуспешную операцию по оказанию помощи в конце декабря 1942 года. [ 16 ] Две другие кавалерийские дивизии остались на Кубанском плацдарме после ухода немцев с Кавказа, но два оставшихся в рабочем состоянии Р-1 весной 1943 года были отозваны обратно в Румынию как устаревшие. [ 17 ] На 30 августа 1943 года в наличии было только тринадцать Р-1 , все они были переданы в Кавалерийский учебный центр, хотя по данным инвентаризаций от 25 марта и 19 июля 1944 года это число увеличилось на один. [ 18 ] Ничего не известно о каких-либо действиях с участием Р-1 в 1944 году, но одиннадцать человек усилили 2-й бронетанковый полк в Чехословакии, когда он достиг фронта 26 марта 1945 года. К 24 апреля в полку был только один Р-1, но ни об одном не сообщалось. как доступно после этой даты. [ 19 ]
Швеция
[ редактировать ]Первоначально Strv m/37 служили в составе 1-го бронетанкового батальона, пока в 1943–44 годах не началось формирование бронетанковых бригад. После этого они служили в пехотных полках I 2, I 9, I 10 и бронетанковой роте P 1G на Готланде . [ 20 ] Танкетки оставались на вооружении на Готланде до 1953 года. [ 9 ]
Эфиопия
[ редактировать ]Все двадцать прибыли в Джибути 9 мая 1950 года, после чего были доставлены по железной дороге в Аддис-Абебу . Их использовали до 1980-х годов, когда они участвовали в боевых действиях против Сомали . [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Танк Р-1 , статья, подробно освещающая румынский вариант
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пейчох и Пейс 2004 , стр. 292.
- ^ Климент и Дойл 1979 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Эксворси, с. 35
- ^ Jump up to: а б Kliment and Francev, pp. 109-115
- ^ Kliment and Francev, pp. 109-112, 281
- ^ Kliment and Francev, pp. 113-114
- ^ И.Пейчох - Бронированные технологии
- ^ Климент и Францев, с. 115, 282
- ^ Jump up to: а б «Стрв м/37» . Архивировано из оригинала 12 августа 2010 года . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ Kliment and Francev, pp. 133-4, 282
- ^ Климент и Францев, с. 112
- ^ Оружие времен Второй мировой войны в Иране аятоллы (2016) https://archive.today/20230822201746/https://wwiiafterwwii.wordpress.com/2016/10/16/wwii-weapons-in-the-ayatollahs-iran/
- ^ Эксуорси, стр. 65-7.
- ^ Эксворси, с. 81
- ^ Эксворси, стр. 92-3.
- ^ Эксворси, стр. 109-11.
- ^ Эксворси, с. 124.
- ^ Эксворси, с. 153
- ^ Эксворси, стр. 212-3.
- ^ Тарнстрем, Рональд (1996). Меч Скандинавии . Справочники Вооруженных Сил. Линдсборг, Канзас: Trogen Books. п. 322. ИСБН 0-922037-13-2 .
- ^ Климент и Францев, с. 134
Ссылки
[ редактировать ]- Эксуорси, Марк; Скафес, Корнел и Крачунойу, Кристиан (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941-1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-267-7 .
- Климент, Чарльз К. и Францев, Владимир (1997). Чехословацкие боевые бронемашины 1918-1948 гг . Атлген, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-0141-1 .
- Климент, Чарльз К. и Дойл, Хилари Л. (1979). Чехословацкие боевые бронемашины 1918-1945 гг . Уотфорд, Великобритания: Публикации Bellona. ISBN 0852426283 .
- Пейчох, Иво [на чешском языке] и Пейс, Олдржих (2004). Бронированная техника 5: Центральная Европа 1919–1945 (Часть I) [ Бронированная техника 5: Центральная Европа 1919–1945 (Часть 1) ] (на чешском языке). Прага: Васут. ISBN 9788072363179 .
- Пейчох, Иво и Пейс, Олдржих (2005). Бронированная техника 6: Центральная Европа 1919–1945 (Часть II) [ Бронированная техника 6: Центральная Европа 1919–1945 (Часть 2) ] (на чешском языке). Прага: Васут. ISBN 8072364294 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фотографии Strv m/37 на реставрации
- несколько фотографий иранских автомобилей
- Р-1 на вооружении Румынии
- серия фотографий о румынских доспехах
- серия фотографий о шведских доспехах