ФКМ 36
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2010 г. ) |
ФКМ 36 | |
---|---|
![]() Последний сохранившийся FCM 36 в Музее слепых в Сомюре. | |
Тип | Легкий пехотный танк |
Место происхождения | Франция |
История обслуживания | |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Разработанный | 1933–1936 |
Производитель | Средиземноморские кузницы и верфи |
Стоимость единицы | ₣ 450,000 |
Произведено | 1938–1939 |
№ построено | 100 |
Технические характеристики | |
Масса | 12,35 метрических тонн |
Длина | 4,46 м (14 футов 8 дюймов) |
Ширина | 2,14 м (7 футов 0 дюймов) |
Высота | 2,20 м (7 футов 3 дюйма) |
Экипаж | 2 (командир, водитель) |
Броня | 40 мм |
Основной вооружение | 37-мм пушка L/21 SA 18 |
вторичный вооружение | MAC31 Reibel пулемет 7,5-мм спаренный |
Двигатель | V-4 Berliet diesel engine 91 л.с. (67 кВт) |
Мощность/вес | 7,36 л.с./тонну |
Передача инфекции | 5 вперед, 1 назад |
Приостановка | вертикальная винтовая пружина |
Дорожный просвет | 0,36 м |
Запас топлива | 217 литров |
Оперативный диапазон | 225 км |
Максимальная скорость | 24 км/ч (15 миль в час) |
FCM 36 или Char léger Model 1936 FCM — легкий пехотный танк , разработанный для французской армии перед Второй мировой войной . Он имел экипаж из двух человек и был оснащен коротким 37-мм основным вооружением и спаренным 7,5-мм пулеметом.
FCM 36 разрабатывался с 1934 года как часть программы замены устаревшего Renault FT. Поскольку его производство было дороже, чем у конкурирующих моделей, было разрешено производство только ограниченного количества в сотню экземпляров. В нем использовались некоторые передовые технологии, такие как дизельный двигатель и широкое использование сварной наклонной брони .
В 1940 году этот тип был оснащен 503e Groupement de Bataillons de Chars , которая безуспешно контратаковала решающий немецкий прорыв у Седана.
Разработка
[ редактировать ]
В 1933 году фирма «Гочкис» предложила построить дешевый серийный легкий пехотный танк. В ответ на это предложение французская армия предложила всей французской промышленности предложить альтернативные конструкции. В конечном итоге в производство были запущены три конкурирующих прототипа: Hotchkiss H35 , Renault R35 и FCM 36.
Компания Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM), расположенная в Тулоне , уже имела некоторый опыт производства танков, поскольку в 1921 году она построила десять гигантских танков Char 2C и участвовала в разработке Char B1 . Инженеру Бурдо, спроектировавшем подвеску Char B, было приказано создать современную конструкцию танка, в полной мере использующую большие возможности электросварки верфи. В марте 1934 года он представил деревянный макет, одобренный армией. 2 апреля 1935 года прототип был доставлен Венсенской комиссии с башней, оснащенной двумя пулеметами. На комиссию машина произвела большое впечатление, особенно из-за сварной наклонной брони и использования дизельного двигателя, обещавшего хорошую дальность полета. Он был немного тяжелее указанных девяти тонн и весил 10 168 килограммов. Однако прототип не удалось протестировать из-за механических проблем. После завершения первой оценки 9 июня его отправили обратно производителю.
На самом деле FCM еще не тестировала сам прототип; теперь это было сделано, и многие недостатки стали очевидны. В результате машина была полностью переработана: появились новые, более легкие корпус и башня, подвеска и гусеница. Крыша моторного отсека теперь была прикреплена болтами, чтобы облегчить замену. 10 сентября его снова отправили в Венсен, но 23 октября отправили обратно для усиления его подвески. 19 декабря он вернулся для испытаний до 14 мая 1936 года. Затем было одобрено условие, что толщина брони будет увеличена с 30 до 40 мм в соответствии с новыми спецификациями. Это было сделано путем приваривания аппликационного 10-мм броневого листа поверх основной брони, что сохранилось и на серийных машинах. Прототип был теперь доведен до сведения Комиссии по пехоте , которая 9 июля заявила, что он был лучшим среди всех конкурентов, особенно после того, как 17 июня было доказано, что он полностью газонепроницаем, а это уникальное качество было в то время считался очень желательной функцией.
Производство
[ редактировать ]Однако еще до того, как этот тип был одобрен, из-за ремилитаризации Рейнской области Германией 26 мая был спешно сделан заказ на сто автомобилей Char léger Modèle 1936 FCM по 450 000 французских франков за штуку. Серийные машины должны были оснащаться 37-мм пушкой. Hotchkiss H35 и Renault R35 также будут запущены в производство, и, поскольку эти конкурирующие типы были намного дешевле, они составят основную часть производимых французских легких пехотных танков. Причиной совместного производства более дорогого третьего типа стал потенциал его развития. FCM 36 считался самым совершенным французским танком и должен был служить испытательным стендом для дальнейших усовершенствований. Это также означало, что с запуском серийного производства не было спешки. Подготовка производственных мощностей началась только с декабря 1936 года, а фактическое производство было отложено на год, чтобы сначала испытать новую конструкцию с более мощным двигателем и более легкой гусеницей. Только когда это не принесло ожидаемых результатов, был произведен оригинальный тип, первая поставка которого состоялась 2 мая 1938 года. В течение 1938 и 1939 годов на машине под номером 30 057 было испытано несколько модификаций, включая новую гусеницу, сцепление и двигатель, но ни одна из них не была реализована. будет применяться на существующих транспортных средствах.
12 мая 1938 г. и 3 февраля 1939 г. было отдано два дополнительных заказа по сто человек в каждом. Однако, когда 13 марта 1939 года был доставлен последний танк из первоначального заказа, серийный номер 30 100, FCM внезапно объявила, что навсегда прекратит производство, если цена не будет повышена как минимум до 900 000 FF, что, по-видимому, соответствует фактической себестоимости производства. Также FCM указала, что, учитывая увеличение требуемой квоты на производство Char B1, у нее просто не будет мощностей для производства FCM 36 до сентября 1940 года. Ввиду этих обстоятельств генеральный инспектор Жакоме разрешил прекратить производство корпуса. Однако уже планировалось, что башня FCM станет стандартом для всех легких танков, поскольку старая стандартная башня APX -R вначале страдала от серьезных задержек в производстве; когда они смягчили предыдущее предложение о его замене после того, как номер 1350 был отложен; но после номера 2000 ее производство все еще считалось прекращенным, поскольку башня APX -R была тяжелее (от 1552 до 1287 кг) и все же уступала по защите башне FCM из-за постоянных проблем с качеством ее литой стали, которая была либо слишком мягкой, либо слишком мягкой. хрупкий. Однако эта проблема осложнялась запланированным внедрением более длинной 37-мм пушки, поскольку испытания показали, что сварные швы типа FCM необходимо усилить, чтобы предотвратить их растрескивание из-за более сильной отдачи; в результате существующие машины не будут оснащены новой пушкой.
Описание
[ редактировать ]FCM 36 представлял собой небольшую машину длиной 4,46 м, высотой 2,20 м и шириной 2,14 м с экипажем из двух человек. Его вес составлял 12,35 тонны. Броня состояла из множества панелей, сваренных электросваркой в пирамидальную форму, чтобы избежать попадания выстрелов и полностью реализовать принцип наклонной брони . Такая конфигурация была уникальной для того времени. Сюда входили верхняя гусеница и агрегаты подвески, защищенные зигзагообразными броневыми листами. Моторная палуба — единственная броня, которая крепится болтами, поскольку это облегчает доступ к двигателю. Поскольку броня хорошего качества, толщина 40 мм, расположенная под углом от 30 до 45 градусов от вертикали, составляет примерно 45–55 мм, что достаточно для регулярного поражения стандартных противотанковых орудий того времени, даже когда орудие было идеально расположен. Откидная броня означала, что более мощные выстрелы быстро начнут отклоняться. Этот тип был единственным фактически произведенным французским танком того периода, оснащенным дизельным двигателем, который давал машине запас хода в 225 километров при топливном баке емкостью 217 литров.
В остальном он соответствовал французским стандартам дизайна. Французские танки обычно были медленными по сравнению со своими немецкими, британскими или советскими аналогами. Дизельный двигатель V-4 мощностью 91 л.с. Berliet позволял развивать максимальную скорость всего 24 км/ч (15 миль в час). Соответственно, подвеска была упрощенной и состояла из восьми опорных катков с каждой стороны, подрессоренных восемью вертикальными винтовыми пружинами. Танк мог пересечь двухметровую траншею и преодолеть препятствие высотой 70 см или уклон 80%. Также очень ограничено вооружение: помимо 7,5-мм пулемета Châtellerault MAC31 , была установлена стандартная короткая 37-мм пушка L/21 SA 18, пушка с очень плохой противоброневой способностью.
Операционная история
[ редактировать ]Поскольку было произведено очень мало FCM 36, этим типом будет оснащено лишь ограниченное количество единиц. Однако им пришлось участвовать в ключевом событии 1940 года во время битвы за Францию : форсировании Маас реки XIX армейским корпусом Хайнца Гудериана 14 мая 1940 года.
В марте и апреле 1939 г. были созданы два батальона. Эти подразделения, уникальные среди батальонов, оснащенных легкими пехотными танками, будут называться Bataillon de Chars Légers или BCL: 4e и 7e BCL , каждое из которых получило по 45 FCM 36. Их штатная численность составляла 39 человек (три роты из тринадцати человек), рота материальной части - шесть человек, а для обучения водителей они использовали пять танков. Из остальных десяти танков восемь использовались для обучения водителей, один был уничтожен при проверке эффективности немецкой мины Теллер , а один остался на заводе в качестве испытательного стенда. 25 августа 1939 года после мобилизации BCL были переименованы в Bataillons de Chars de Combat . 7e BCC был включен в состав 503e Régiment de Chars de Combat , 4e BCC — в 502e RCC.
После объявления войны Германии в сентябре 1939 года оба батальона FCM 36 были объединены вместе с 3e BCC, подразделением R 35, в 503e Groupement de Bataillons de Chars , бронетанковый резерв Второй армии . Когда 13 мая 1940 года немецкая пехота установила плацдарм через Маас у Седана , 36-й батальон FCM ближе к вечеру получил приказ контратаковать и сократить его, сотрудничая с пехотным полком, поскольку сами они не имели штатного пехотного компонента. Из-за разгрома последней французской линии обороны у Бульсона ночью и последовавшей за этим неразберихи, наступательный марш не мог начаться до раннего утра 14-го числа, когда первые немецкие танки начали переправляться через реку по понтонным мостам. Немецкий бронетанковый авангард и 7e BCC столкнулись возле Булсона. Французские танки уничтожили несколько более легких немецких боевых бронированных машин, но их слабых орудий было недостаточно, чтобы справиться с Panzerkampfwagen III , бронированным 30-мм листами, хотя у последнего также были проблемы с пробитием брони FCM 36, так как вольфрамовый сердечник Патрон APCR еще не был доступен. Обе стороны отбивались, часто вступая в бой на кратчайшем расстоянии. В конце концов, накладная броня FCM 36 вышла из строя, и сварные швы, являющиеся наиболее слабыми местами между листами, включая нижние углы башни чуть выше шасси, были пробиты. 7e BCC пришлось отступить, оставив 26 из 36 задействованных танков.
Когда 7e BCC потерпел неудачу, атака 4e BCC была остановлена. батальон атаковал и защитил Стонне 15 мая , но был отброшен с этой ключевой позиции с некоторыми потерями. До 23 мая он будет присоединен к 3 DIM.
Оба батальона теперь были оставлены в резерве для пополнения своей численности за счет техники и учебных подразделений. Во время Fall Rot 9 и 10 июня они провели успешные контратаки на позиции Эны против немецких пехотных частей. Позже они попытались прикрыть отступление французской армии, потеряв большую часть своей общей численности в 45 человек в боях с немецкими танками.
немецкое использование
[ редактировать ]Немцы захватили 37 FCM 36, присвоив административное обозначение Panzerkampfwagen 737 FCM(f) . им [ 1 ] После некоторого импровизированного использования частями в мае и июне 1940 года они как таковые ими не использовались. В 1943 году десять из них были переоборудованы в Marder I истребители танков PaK 40 с 75-мм противотанковой пушкой и официально назывались 7,5 cm PaK40(Sf) auf Geschützwagen FCM(f) . Они использовались 21-й танковой дивизией в битве за Нормандию в 1944 году. Двенадцать из них были в 1942 году переоборудованы в самоходные артиллерийские установки — 10,5cm leFH 16/18 (Sf) auf Geschuetzwagen FCM (f) .
Послевоенный
[ редактировать ]Один FCM 36 сохранился в Музее слепых в Сомюре . Он восстановлен до рабочего состояния.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мур, Крейг (2019). Немецкие самоходно-артиллерийские орудия времен Второй мировой войны . Фонтхилл Медиа . Проверено 4 июня 2022 г.
- Паскаль Данжу, 2007, FCM 36 , Editions du Barbotin, Ballenvilliers
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лиланд Несс (2002). Танки и боевые машины Джейн времен Второй мировой войны: Полное руководство . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 0-00-711228-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бронетанковый музей Сомюра
- (на французском языке) 1936 FCM 36 . Chars-francais.net .