33 доллара США
Рено АМР 33 | |
---|---|
![]() 33 AMR в Музее слепых | |
Тип | Легкий кавалерийский танк |
Место происхождения | Французская Третья республика |
История обслуживания | |
Используется | Франция, нацистская Германия |
История производства | |
Дизайнер | Рено |
Разработанный | 1932 |
Производитель | Рено |
Произведено | 1933 - 1935 |
№ построено | 123 |
Варианты | АМР 33 ТСФ |
Технические характеристики | |
Масса | 5,5 т (12 000 фунтов; 5,4 длинных тонны) |
Длина | 3,5 м (11 футов 6 дюймов) |
Ширина | 1,64 м (5 футов 5 дюймов) |
Высота | 1,73 м (5 футов 8 дюймов) |
Экипаж | 2 |
Броня | 13 мм (0,51 дюйма) |
Основной вооружение | 7,5-мм пулемет Мужской 1931 г. |
вторичный вооружение | резервная пушка могла использоваться как зенитное орудие |
Двигатель | 8-цилиндровый бензиновый 84 л.с. (63 кВт) |
Приостановка | горизонтальные пружины с масляным демпфированием |
Дорожный просвет | 32 см (13 дюймов) |
Запас топлива | 128 л (28 имп галлонов) |
Оперативный диапазон | около 200 км (120 миль) |
Максимальная скорость | 54 км/ч (34 миль в час) |
Automitrailleuse de Reconnaissance Renault Model 1933 ( AMR 33 или Renault VM ) — французский лёгкий кавалерийский танк, разработанный во время Межвоенного периода и использовавшийся во Второй мировой войне .
Разработанный Renault в 1932 году, этот тип был заказан французской кавалерией в 1933 году; всего до 1935 года будет построено 123 экземпляра. AMR 33 был легковооружен и бронирован; хотя для своего времени он был очень быстрым, он оказался механически ненадежным автомобилем, особенно его элементы подвески были слишком слабыми. Поэтому на смену ему пришла улучшенная модель AMR 35 .
Хотя название может говорить об обратном, AMR 33 не был разведывательной машиной и в большинстве случаев не был оборудован радиостанцией. AMR 33 предназначались для формирования большой массы легких танков, предшествующих вступлению в бой средних типов. На самом деле они никогда не служили таковыми; к тому времени, когда было произведено достаточно средних танков для формирования бронетанковых дивизий, AMR 33 уже был заменен на AMR 35 и использовался только в кавалерийских дивизиях, а в 1940 году - в легких кавалерийских дивизиях для обеспечения огневой поддержки мотопехоты и спешенной кавалерии. В битве за Францию 1940 года AMR 33 были быстро потеряны. Некоторые трофейные машины на протяжении всей войны использовались Германией .
Разработка
[ редактировать ]Чтобы противостоять угрозе, создаваемой массовым наращиванием советских вооружений с 1928 года, года прихода к власти Иосифа Сталина , французское правительство 4 июля 1930 года разработало план по формированию проекционных сил, способных помочь своим союзникам на санитарном кордоне . Эти силы должны будут состоять из пяти мотопехотных дивизий и пяти существующих кавалерийских дивизий, по одной бригаде в каждой из которых должна быть моторизована. План предусматривал внедрение множества специализированных транспортных средств, среди которых была Automitrailleuse de Cavalerie type Reconnaissance (AMR), указанная 16 января 1932 года как трехтонная машина, вооруженная легким 7,5-мм пулеметом и имеющая дальность стрельбы 200 м. километры. [ 1 ] Он должен был иметь экипаж из двух человек, среднюю скорость по пересеченной местности 35 км/ч и толщину брони 9 мм. [ 2 ] Automitrailleuse тогда был обобщенным термином для любой легкой боевой бронированной машины, вооруженной пулеметом . Кавалерия тогда использовала только колесную технику, поскольку танки были слишком медленными. [ 3 ] но обозначение осталось, когда на вооружение поступили гусеничные машины. Хотя название может означать иное, AMR был не специализированной разведывательной машиной, а застрельщиком без радиосвязи. [ 4 ] Сбор и передача информации были задачей AMD ( Automitrailleuse de Découverte ). [ 5 ]
В ожидании этого Луи Рено в начале ноября 1931 года уже приступил к проектированию трактора Léger de Cavalerie типа VM на базе своего трактора Renault UE . 12 ноября первые чертежи были рассмотрены и отклонены, поскольку машина в предложенном виде была слишком тесной. Очевидно, был необходим корпус большего размера, но Renault не решалась инвестировать в него без перспективы возможного заказа. [ 6 ] 21 ноября Отдел техники кавалерии попросил его предоставить танкетку его Renault UE для проверки возможности реализации концепции гусеничного AMR. Будучи проинформирован об общих чертах спецификаций, он 22 декабря направил представителя к верховному главнокомандующему Максиму Вейгану для лоббирования Renault AMR. Вейган сообщил ему, что неофициально было решено закупить AMR Citroën Kégresse P 28 , полугусеничный автомобиль, произведенный конкурентом Renault Citroën . [ 7 ] Однако после долгих раздумий генерал в тот же день взял на себя обязательство принять во внимание танк «Рено». [ нужна ссылка ]
Выполнив это обязательство, Renault поспешно спроектировала более крупную модель, деревянный макет которой был представлен в марте 1932 года. На основе этого 20 апреля был сделан заказ на пять прототипов по цене 171 250 французских франков за автомобиль, которые должны были быть поставлены. в сентябре перед началом осенних шампанских маневров. [ 8 ] Кавалерия рассматривала это как предварительную подготовку к получению взвода для первых испытаний механизированного подразделения. Однако Renault решила снабдить каждого подвеской разным типом, чтобы снизить риск того, что его конструкция окажется неудовлетворительной. Все они, как правило, были основаны на типе Carden Loyd , который Renault просто скопировал для своего Renault UE – без каких-либо лицензионных прав. [ 9 ] – и использовал стандартный двигатель Renault Reinastella. [ 10 ] Поскольку до осени полностью освоить все типы просто не успели, в июле пять машин с военными номерами от 79756 до 79760 были поставлены с самой простой: по две листовые рессоры с каждой стороны не подрессорили узлы подвески. , это были узлы подвески. В сентябре танки были объединены в первое механизированное подразделение французской кавалерии: экспериментальный Mécanique de Sûreté . Опыт показал, что они были очень маневренны, но при этом шумны, плохо сбалансированы и не имели достаточной дальности полета; неудивительно, что экипаж всегда попадал в ухабистую поездку. [ 11 ]
После учений их отправили обратно в компанию Renault, которая вскоре после этого представила на оценку Комиссии по опыту автомобильной техники в Венсенне три типа : прототип 79758, все еще с оригинальной подвеской, [ 12 ] 79759 с добавленными внутренними гидравлическими амортизаторами и 79760 с полностью новой подвеской, состоящей из центральной тележки с листовой рессорой и колес спереди и сзади, соединенных с двумя горизонтальными винтовыми рессорами. [ 13 ] В ноябре и декабре 1932 года «Комиссия Винсенна» провела их испытания, используя в качестве эталона измененные спецификации, определенные 10 июня 1932 года. [ 14 ] Оказалось, что они обладают достаточной скоростью (56,25–60 км/ч), но недостаточной дальностью полета (166–188 километров) и слишком тяжелыми (4,8 тонны). 8 декабря было решено отказаться от нереального ограничения по весу в три тонны и установить топливные баки большего размера и более тяжелую броню толщиной 13 мм; машины снова отправили обратно. [ 15 ] [ 16 ] В апреле 1933 года Renault представила два типа, оснащенных грузами массой 0,5 тонны, имитирующими усиление брони максимум от девяти до тринадцати миллиметров: 79758, переоборудованный с горизонтальной резиновой рессорной подвеской. [ 17 ] и 79757 оснащен подвеской, заимствованной у 79760, но теперь с центральной вертикальной пружиной и кожухами горизонтальных пружин, заполненными маслом, чтобы они работали как демпферы. [ 18 ] Они испытывались до июня 1933 года, и, вопреки настойчивому совету Renault отдать предпочтение резиновым рессорам, 6 июня было заказано производство прототипа 79757 под названием AMR Renault modèle 1933. [ 19 ] или АМР 33.
Производство
[ редактировать ]8 марта 1933 года кавалерия уже сделала предварительный заказ на 45 машин любого типа, который будет выбран. Это было подтверждено 22 июня вместе со вторым заказом на двадцать машин, поставки должны были начаться не позднее 1 июля. Осенью был сделан третий заказ из пятидесяти. Однако первая машина была доставлена только 1 июня 1934 года. [ 20 ] из-за финансовых трудностей; последний из 115 в сентябре. Производство полугусеничных Citroën ограничилось пятьюдесятью экземплярами. Было решено перестроить оригинальные прототипы в стандартные автомобили; однако на самом деле два из них были использованы для разработки AMR 35 , улучшенной модели, которая была необходима, поскольку слишком хрупкая подвеска AMR 33 была склонна ломаться (или даже просто ломаться), а шум двигателя был чрезмерным. Прототип 79758 использовался для тестирования нескольких других улучшенных конфигураций. В качестве компенсации весной 1935 года было построено еще три AMR 33, всего 123 экземпляра, включая все прототипы. Шасси, которое использовалось при разработке Engin P проекта истребителя танков , оснащенного 37-мм пушкой , в это число не входит.
Описание
[ редактировать ]
AMR 33 был очень маленьким автомобилем: 3,5 м (11 футов 6 дюймов) в длину, 1,64 м (5 футов 5 дюймов) в ширину и 1,73 м (5 футов 8 дюймов) в высоту. Он весил всего 5,5 метрических тонн; Масса корпуса без снаряжения 4,5 тонны. Восьмицилиндровый Renault Nervasport мощностью 84 л.с. и объемом 4241 куб.см. [ 21 ] Двигатель 24 CV позволял развивать официальную максимальную скорость 54 км/ч (34 мили в час) - в экспортной брошюре Renault заявлено 60 км/ч (37 миль в час) и скорость по бездорожью 45 км/ч (28 миль в час). Был использован дифференциал Кливленда; было четыре передачи вперед и одна назад. Топливный бак емкостью 128 л (28 имп галлонов) позволял проехать 200 км. Ширина гусениц составляла 22 сантиметра. Его проходимость составляла шестьдесят сантиметров; мог пересечь траншею шириной 1,4 м (4 фута 7 дюймов) или подняться на вертикальное препятствие высотой 45 см (18 дюймов) или на уклон 50%. [ 22 ]

Броня (клепанная) всех вертикальных листов составляла 13 мм, всех наклонных - 9 мм, верхних - 6 мм и нижних - 5 мм. Экипаж состоял из двух человек: механик-водитель слева рядом с двигателем и командир танка-наводчик позади него в башне, вооруженной 7,5-мм пулеметом Рейбель . Также имелся резервный пулемет, который опционально можно было разместить на постаменте над башней для защиты от авиации. Машина несла 2250 выстрелов калибра 7,5 мм. [ 23 ] Первоначальное предложение предусматривало использование специальной дорогой башни Schneider; прототипы имели очень высокую восьмиугольную башню Renault в самой задней части корпуса. Это оказалось слишком неуклюжим, и на серийных машинах он был заменен более плоской конструкцией армейского Atelier de Vincennes , AVIS-1, которая была сдвинута примерно на фут вперед для улучшения обзора. AVIS производился компанией Renault и имел, что необычно для башни французского танка тридцатых годов, люк в верхней части для наблюдения. Обычный доступ в танк осуществлялся через большой двойной люк в корме корпуса.
Операционная история
[ редактировать ]
115 машин, имевшихся в 1934 году, сначала были распределены по пяти кавалерийским дивизиям, по эскадрилье из пятнадцати человек (три взвода по четыре человека, два резервных танка и командирский танк) для GAM ( Groupe d'Automitrailleuses ) каждой, за исключением 5e DC , которая получила десять и 4e DC , которые, все с приоритетом из первой серийной партии, получили сорок: эскадрилью для своего 4e GAM и своих 18e Dragons и еще десять для своего 4e BDP ( Bataillon de Dragons Portés ). В 1935 году 5e DC получил три перестроенных прототипа, в результате чего его численность достигла тринадцати. AMR 33 также были выделены в два отдельных кавалерийских полка: 9e Dragons , получивший восемь из первой партии из 65, и 11e Chasseurs , получивший двенадцать из второй партии из пятидесяти. Таким образом, органическая сила равнялась общему парку AMR 33. Роль AMR 33 в кавалерийских дивизиях сводилась в основном к непосредственной поддержке спешившихся всадников.
В 1934 году было решено преобразовать 4e DC в бронетанковую дивизию 1re DLM ( Division Légère Mécanique или «Легкая механизированная дивизия»). [ 24 ] Единственными танками в этой дивизии тогда было шесть эскадрилий, оснащенных AMR 33. [ 25 ] Основной боевой машиной являются полугусеничные AMC P16 . [ 26 ] Таким образом, его боевая мощь была весьма ограниченной. [ 27 ] но были заказаны новые танки, такие как AMC 34 , AMC 35 и SOMUA S35 . [ 28 ] [ 29 ] В 1937 году на базе 5e DC был создан новый DLM — 2e DLM . У DLM было по три эскадрильи AMR каждая для сопровождения своей мотопехоты (среди многих других типов). [ 30 ] Однако в то время механическая ненадежность AMR 33 стала очевидной, и было решено использовать AMR 35 только в кавалерийских танковых дивизиях, сосредоточив AMR 33 в оставшихся DC. В случае мобилизации каждый из них теперь будет иметь более крупный RAM ( Régiment d'Automitaililleuses ), который будет создан из GAM мирного времени , с двумя эскадрилиями AMR, которые снова будут увеличены до четырех взводов по пять человек плюс два резервных танка и командирский танк. . Таким образом, общая численность дивизии AMR составит 46 человек. [ 31 ] Однако, поскольку дивизий было три, их потребность в 138 машинах не могла быть удовлетворена существующим количеством AMR 33. [ 32 ] Поэтому 1re DC должен был использовать AMR 35, а единственными подразделениями, применявшими AMR 33, оставались 2e DC и 3e DC. [ 33 ] На момент начала Второй мировой войны , в которой Франция участвовала со 2 сентября 1939 года, общая численность штатных AMR 33 все еще составляла 92 человека, а оставшиеся 28 AMR 33 оставались в резерве. [ 34 ]
Однако для создания большего количества моторизованных частей с 1 декабря 1939 года по 15 февраля 1940 года были расформированы последние три кавалерийские дивизии, а их личный состав и техника, дополненные новыми моторизованными частями, были перераспределены между пятью новыми дивизиями Légères de Cavalerie («Кавалерийская дивизия»). Легкие дивизии»). [ 35 ] Сначала было решено, что в каждый из двух батальонов их Régiment de Dragons Portés (мотопехотный полк) будут входить два взвода AMR 33 (половина эскадрильи), что вместе с шестью резервными танками создаст потребность в пятикратном количестве танков. 26 или 130 машин, что немного меньше имеющихся 112 машин. [ 36 ] Эти более поздние цифры включали AMR 35 из 1re DLC , унаследованных от 1re DC . [ 37 ]
10 мая, в день немецкого вторжения, эта мера оказалась все еще недостаточной. Только в 5e DLC официальная численность составляла 26 человек. [ 38 ] остальные три дивизии, очевидно, еще не начали предпринимать попытки увеличить свою численность: 2e DLC выставила на вооружение 22 AMR 33, 3e DLC - двадцать и 4e DLC 23, общая численность - 91 человек. [ 39 ] Таким образом, резерв техники составлял 22 машины. [ 40 ] В битве за Францию этот тип показал себя очень плохо. DLC в Арденнах неожиданно столкнулись с основными немецкими бронетанковыми силами и смогли вести только затягивающий бой, в котором AMR 33 был не очень полезен. Он был плохо вооружен и бронирован — и очень ненадежен из-за одного хорошего момента: скорости, из-за которой изнашивались узлы подвески. [ нужна ссылка ] Он был быстрее любого немецкого танка того времени. Около 10:00 10 мая недалеко от Вансе AMR 33 N° 83950 из 3e DLC удостоился сомнительной чести стать первым французским танком, уничтоженным в бою, будучи подбитым немецким противотанковым огнем, в результате чего погиб экипаж. [ 41 ] За первую неделю боев было потеряно 75% AMR 33, зачастую из-за поломок. [ 42 ]
7 июня 1940 года было создано 7е ДЛМ, аварийное подразделение, в состав которого входила 4е РАМ. В этом полку было четырнадцать AMR; из этого числа, вероятно, девять AMR 33 принадлежали из материального резерва. Все эти машины снова будут потеряны до перемирия от 25 июня. [ 43 ]
Некоторые трофейные AMR 33 использовались немцами как Panzerspähwagen VM 701 (f) , вероятно, в основном в самой Франции.
Единственный автомобиль сохранился в Музее слепых в Сомюре .
Проекты и варианты
[ редактировать ]АМР 33 ТСФ
[ редактировать ]В 1934 году три командные машины 4e GAM и 18e Dragons 4e DC были переоборудованы в AMR 33 TSF ( Télégraphie Sans Fil или «беспроводная»), оснастив их радиостанцией ER29, антенна которой была размещена слева. задний угол корпуса. Неизвестно, подвергались ли подобным изменениям еще какие-либо командирские танки. [ 44 ] [ 45 ]
Модернизация
[ редактировать ]Уже в 1934 году стало очевидно, что Renault был прав, посоветовав выбрать другой тип подвески. Стандартный оказался слишком хрупким, и особенно масляные амортизаторы требовали очень сложного обслуживания. Таким образом, как три машины, построенные в 1935 году, так и два восстановленных прототипа были оснащены улучшенной подвеской типа AMR 35 с резиновыми цилиндрами. [ 46 ] Прототип 79758 использовался для испытаний трех различных систем: первая с колесом прицепа, касающимся земли, вторая с пятью опорными катками и была выбрана последняя. [ 47 ] Второй тип ляжет в основу Renault ZB, удлиненной экспортной версии, предназначенной для Китая . Он имел более легкую броню толщиной 9 мм и имел двигатель мощностью 65 л.с. В 1938 году было заказано двенадцать: шесть с 13,2-мм пулеметом и шесть с 37-мм пушкой. [ 48 ]
После продолжающихся сообщений о ненадежности техники – часто приписываемой тому факту, что наиболее частыми ее пользователями были не профессиональные водители, а полуобученные призывники – было решено выяснить, необходимо ли вносить структурные изменения. Соответственно, этот тип был снова испытан Венсенской комиссией в период с 8 сентября 1936 года по 5 мая 1937 года. 17 февраля 1938 года комиссия пришла к выводу, что подвеска принципиально не подходит для езды по пересеченной местности, и рекомендовала оборудовать все существующие автомобили новой подвеской. система. [ 49 ] Когда началась война, было решено повысить боеготовность за счет полной доработки всех AMR 33. В ходе этого процесса на них должна была быть установлена новая подвеска. [ 50 ] 10 мая таким образом было модифицировано около полдюжины машин.
Тип М
[ редактировать ]В конце 1932 года – об этом известно из более позднего подтверждающего письма от 18 декабря 1932 года – Рено провел встречу с генералом Вейганом, в ходе которой он предложил разработать целое семейство легких боевых бронированных машин на базе шасси AMR 33. Особенно его интересовало производство Voiture légère de Transport de Personnel — бронетранспортера, способного перевозить от четырех до пяти пехотинцев, имеющего экипаж из двух человек и двигатель мощностью 19 л.с. Поскольку бюджет для оснащения даже ограниченной части пехоты полностью гусеничными машинами был недостаточным, от этого плана отказались, но 20 марта 1933 года Renault получила заказ от STMAC ( Section Technique des Matériels Automobiles de Combat ) на разработку прототипа соответствующая спецификациям от 9 января 1931 года для так называемого Type M. с Вейганом обсуждалась другая конструкция: командирская машина , [ 51 ]
были представлены два прототипа В сентябре 1933 года в Майи , которые в 1934 году были переоборудованы с более мощным двигателем 22 CV. В январе того же года было решено заказать десять таких прототипов, но использовать вместо них шасси AMR 35. Второй прототип будет использоваться осенью 1936 года для разработки машины артиллерийского наблюдения Renault YS, серийные машины которой, однако, также будут базироваться на шасси AMR 35. [ 52 ]
Нет П
[ редактировать ]9 января 1931 года французская артиллерия официально выпустила спецификации для Type P , который должен был представлять собой Véhicule Antichar , самоходную противотанковую пушку , которая должна была служить на линии Мажино в качестве истребителя танков . В тот день Renault, которая была проинформирована о планах примерно за год до этого, уже приступила к разработке прототипа. Первые планы предусматривали очень небольшую гусеничную машину « синельет » массой не более 1,5 тонны, на которой на треноге в открытом положении должна была устанавливаться 25-мм противотанковая пушка. Орудие должно было быть съемным, чтобы его можно было положить на землю после транспортировки на машине. [ 53 ]
Однако в том же году было решено разрешить буксировку 25-мм пушки автомобилем Renault UE chenillette , что сделало Type P избыточным в исходном прицеле. Поэтому артиллерия решила установить под броней гораздо более мощную 37-мм крепостную пушку Modèle 1934 года с начальной скоростью 860 м/с, которую еще предстояло разработать в Atelier de Puteaux , государственном арсенале вооружения. [ 54 ]
В 1932 году компания Renault поставила прототип — специально построенное шасси (№ 81805), которое по своей форме напоминало стандартный AMR 33. Однако башня отсутствовала, а крыша корпуса была приподнята. В середине передней части надстройки имелось место для орудия; слева от него должен был сидеть водитель. Почти все доступное пространство тогда было занято; Эту проблему удалось решить, позволив заряжающему сесть на пол, вытянув ноги под затвор орудия. В этом стеснённом положении он должен был заряжать орудие, принимая правой рукой патроны из запаса в 107 снарядов, располагавшегося в левой задней части корпуса, где у стандартного AMR 33 располагался задний выходной люк. Третий член экипажа, командир, сидел справа, зажатый между крышей корпуса и двигателем; у него почти не было места для головы. [ 55 ]
Мастерская Пюто закончила прототип, получивший теперь название Engin P , только весной 1935 года. После установки пушки Engin P весил 4565 килограммов и имел максимальную скорость 54,1 км/ч. 18 апреля 1935 года CEMAV ( Commission d'Expériences du Matériel Automobile de Vincennes ) после испытаний выразила крайне негативное мнение: «Древняя и устаревшая модель [...] неспособна нести серьезную службу». Более того, 24 июня Консультативный совет по вооружению решил, что в будущем все орудия калибром до 47 мм должны будут буксироваться Renault UE после модификации последнего типа (хотя на самом деле этого не произошло). В результате Engin P был отклонен. [ 56 ]
Рено ДЕЛАЕТ
[ редактировать ]
В 1932 и 1933 годах компания Renault разработала серию из трех небронированных военных гусеничных тракторов. Самый маленький из них, 2-тонный трактор с заводским обозначением Renault YI, в основном использовал подвеску AMR 33, хотя звездочка не была спицевой, а состояла из одной выпуклой пластины. У машины было открытое грузовое отделение сзади, двигатель спереди и кабина между ними. Военное министерство Франции заказало два Renault YI. [ 57 ]
Тренч-джемпер
[ редактировать ]Прототип AMR 33 № 78758 использовался в 1935 году инженером Николасом Штраусслером , бывшим гражданином Австро-Венгрии , который в то время жил в Соединенном Королевстве , для демонстрации своего гидравлического «траншейного прыгуна», который он уже испытывал в Англии. [ 58 ] В 1933 году он предложил эту систему французской армии, и Atelier et Chantier de la Loire получили образец. Это изобретение состояло из двух больших гидравлических рычагов, которые должны были быть установлены спереди и сзади автомобиля. Передняя рука закрепится на противоположном берегу траншеи, которую нужно пересечь, предотвращая падение танка. Затем танк проедет через траншею, сложив переднюю руку, в то время как задняя рука застрянет на берегу. выехать и развернуться, безопасно проталкивая автомобиль поперек. Таким образом можно было пересечь траншею шириной два метра. [ 59 ]
Система была испытана 3 апреля 1935 г., 21 марта, 30 апреля и 4 мая 1936 г. и, наконец, в марте 1938 г. Она оказалась весьма эффективной, но в 1938 г. Венсенская комиссия отклонила этот проект, поскольку небольшое увеличение пропускной способности траншей сделало это возможным. не компенсировать больший вес. [ 60 ]
Танк дымоукладывающий
[ редактировать ]В 1938 году была испытана система дымообразования с использованием AMR 33. Аппарат AM5 был установлен на заводе в Шобейре . В производство не был принят, [ 61 ] несмотря на положительный отчет Технического отдела кавалерии . [ 62 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тузин 1976 , с. 63
- ^ Вовилье 2013 , с. 71
- ^ Вовилье 2007 , с. 44
- ^ Вовилье 2007 , с. 45
- ^ Вовилье 2007 , с. 44
- ^ Вовилье 2005 , с. 14
- ^ Вовилье 2005 , с. 13
- ^ Вовилье 2005 , с. 14
- ^ Джуди 1997 , стр. 144.
- ^ Тузин 1976 , с. 64
- ^ Вовилье 2005 , с. 16
- ^ Вовилье 2005 , с. 16
- ^ Вовилье 2005 , с. 18
- ^ Тузин 1976 , с. 65
- ^ Вовилье 2005 , с. 18
- ^ Вовилье 2013 , с. 71
- ^ Вовилье 2005 , с. 18
- ^ Вовилье 2005 , с. 20
- ^ Тузин 1979 , с. 48
- ^ Тузин 1976 , с. 66
- ^ Джуди 1997 , стр. 149.
- ^ Тузин 1979 , с. 49
- ^ Вовилье 2013 , с. 71
- ^ Вовилье 2005 , с. 46
- ^ Тузин 1976 , с. 56
- ^ Вовилье 2005 , с. 42
- ^ Вовилье 2005 , с. 44
- ^ Вовилье 2007 , с. 46
- ^ Вовилье 2007 , с. 47
- ^ Вовилье 2005b , с. 22
- ^ Вовилье 2005 , с. 39
- ^ Вовилье 2005 , с. 40
- ^ Вовилье 2005b , с. 25
- ^ Вовилье 2005 , с. 40
- ^ Вовилье 2005 , с. 40
- ^ Вовилье 2005 , с. 41
- ^ Вовилье 2005b , с. 29
- ^ Вовилье 2005 , с. 41
- ^ Вовилье 2007 , с. 43
- ^ Вовилье 2007 , с. 42
- ^ Вовилье 2005 , с. 61
- ^ Вовилье 2005 , с. 41
- ^ Вовилье 2005 , с. 65
- ^ Вовилье 2005 , с. 43
- ^ Вовилье 2005 , с. 47
- ^ Вовилье 2005 , с. 27
- ^ Вовилье 2005 , с. 22
- ^ Вовилье 2013 , с. 74
- ^ Тузин 1979 , стр. 50–51
- ^ Вовилье 2005 , с. 27
- ^ Вовилье 2005 , с. 33
- ^ Вовилье 2005 , с. 33
- ^ Вовилье 2005 , с. 34
- ^ Вовилье 2005 , с. 34
- ^ Вовилье 2005 , с. 34
- ^ Вовилье 2005 , с. 35
- ^ Вовилье 2005 , с. 33
- ^ Тузин 1979 , с. 51
- ^ Вовилье 2005 , с. 21
- ^ Тузин 1979 , с. 51
- ^ Тузин 1979 , с. 51
- ^ Вовилье 2005 , с. 21
Ссылки
[ редактировать ]- Жуди, Жан-Габриэль (1997), Chars de France: 1920–1945 (на французском языке), Булонь: ETAI, ISBN 2-7268-8369-9
- Тузен, Пьер (1976), Les Engins Blindés Français (на французском языке), vol. Я, Пэрис: УИЛЛ
- Тузен, Пьер (1979), Les Véhicules Blindés Français 1900–1944 [ Французские бронемашины 1900–1944 ] (на французском языке) (изд. EPA), ISBN 2-85120-094-1
- Вовилье, Франсуа (2005), Les Materiels de l'Armée Française 1: Les Automitrailleuses de Reconnaissance, том 1: Модель AMR Renault 1933 года типа VM - ее предшественники, конкуренты и производные (на французском языке), Париж: История и коллекции
- Вовилье, Франсуа (2005), Les Materiels de l'Armée Française 1: Les Automitrailleuses de Reconnaissance, том 1: Модель AMR Renault 1933 года типа VM - ее предшественники, конкуренты и производные (на французском языке), Париж: История и коллекции
- Вовилье, Франсуа (2007), «Наша механизированная кавалерия на пике своего развития 10 мая 1940 года», Histoire de Guerre, Armores & Materiel (на французском языке), vol. 75
- Вовилье, Франсуа (2013), «Вся бронетехника французской армии», Военная история, Бронетехника и оборудование (на французском языке), том. 100
Внешние ссылки
[ редактировать ]