Jump to content

Танки межвоенного периода

Panzerkampfwagen I Ausf.A на выставке в Немецком танковом музее в Мюнстере , Германия .

Танки первоначально использовались во время Первой мировой войны и были созданы для преодоления тупика позиционной войны . Между двумя мировыми войнами танки получили дальнейшее развитие. Хотя они продемонстрировали свою эффективность на поле боя, лишь немногие страны располагали промышленными ресурсами для их проектирования и строительства. Во время и после Первой мировой войны Великобритания и Франция были пионерами танковой технологии, а их модели обычно служили образцом для других стран. Однако это первоначальное преимущество постепенно уменьшалось в течение 1930-х годов, смещаясь в пользу Советского Союза и, в меньшей степени, нацистской Германии .

Общие события

[ редактировать ]

На окончательные проекты танков 1918 года повлиял ряд разработок и продемонстрированы несколько тенденций в танкостроении. Одним из таких примеров был совместный американский и британский танк Mark VIII , который задумывался как конструкция тяжелого танка, который мог бы использоваться как обеими странами, так и французами. Целью создания этого танка было устранение недостатков более ранних британских тяжелых танков .

Mark VIII имел длину 34 фута (10 метров) и весил 37 тонн. Он был оснащен двигателем V-12 мощностью 300 лошадиных сил (224 кВт) и мог развивать максимальную скорость 7 миль в час (11 километров в час) на пересеченной местности. Всего было построено 100 таких танков. Именно более легкий Renault FT стал эталоном практически для всех последующих танков. Этот танк отличался более низким профилем гусеницы и более компактным корпусом, а также башенным комплексом вооружения.

Во всем мире рассматривалось несколько типов танков, и большая часть усилий по разработке была направлена ​​на легкие танки, которые были полезны в первую очередь против пехоты или для работы по типу колониальной полиции. Мировые экономические трудности 1920-х и 1930-х годов привели к усилению внимания к легким танкам, поскольку их производство было намного дешевле, чем средние или тяжелые танки. Однако гражданская война в Испании показала, что бои «танк против танка» и «танк против буксируемого противотанкового орудия» теперь будут важным фактором для будущего танковой войны. Стало ясно, что танки должны иметь тяжелую броню и иметь более крупные орудия. Форма танка, которая раньше определялась исключительно соображениями преодоления препятствий, теперь стала компромиссом между низким профилем, желательным для малозаметности, и экономией веса.

В Великобритании было проведено большое количество исследований будущего танковой войны, и между ними были некоторые различия. В то время как и Дж.Ф.К. Фуллер , и Бэзил Лидделл Харт предвидели войну, в которой все вооружение, пехота, танки и артиллерия будут механизированы, теории Фуллера рассматривали общевойсковые формирования с артиллерийскими, пехотными и военными инженерами, установленными на аналогичных транспортных средствах, чтобы не отставать от них. танки. Он предвидел, что армии будут использовать тяжелые общевойсковые соединения для прорыва обороны противника, позволяя более легким и быстрым подразделениям быстро продвигаться вперед, тем самым не позволяя противнику восстановить какую-либо оборону.

Лидделл Харт считал, что бронетехника будет нести собственную пехоту поддержки, почти так же, как современные военные корабли несут свои собственные отряды морской пехоты; он также предложил использовать непрямую атаку, эффективно обходя любую оборону. В конце 1920-х годов британская армия создала Экспериментальные механизированные силы для проверки этих теорий и изучения основных проблем управления, контроля и командования всеми вооруженными формированиями, включая использование авиации.

Многие из подразделений, участвовавших в этих силах, были отправлены в Северную Африку, где их опыт сыграл важную роль в британском успехе в Восточноафриканской кампании и первых успехах генерала Уэйвелла в кампании в Западной пустыне . Британцы использовали три класса танков: « пехотный танк » для поддержки пехоты; « Крейсерский танк » — для быстрых встречных боев и разведки; и « легкий танк » для разведки, сопровождения и внутренней безопасности. [1]

В США Дж. Уолтер Кристи разработал серию быстрых танков на основе своей революционной системы подвески Кристи . Это сочеталось с очень высокой удельной мощностью, достигнутой за счет установки в его танки больших авиационных двигателей. Хотя его прототипы были способны развивать очень высокие скорости и в некоторых случаях были предназначены для транспортировки по воздуху, споры с артиллерийским корпусом армии США и высокая цена (по сравнению с той, которую были готовы платить американские военные) привели к тому, что они никогда не производились в США. США.

Однако прототипы Кристи были куплены Советским Союзом и должны были быть преобразованы в танки БТ , а в конечном итоге, накануне Второй мировой войны , в знаменитый Т-34 . Успех серии БТ, наблюдаемый Фуллером на маневрах российской армии, побудил британцев купить танк Christie M1931 , импортированный как «Трактор», что привело к тому, что подвеска Кристи была включена в британскую систему. конструкции крейсерских танков , такие как A13 Cruiser Mk IV , Crusader и другие.

Сегодня, возможно, трудно понять, почему танковая идея встретила такое сопротивление со стороны руководства нескольких армий. Частично это объясняется тем, что вся автомобильная промышленность находилась в зачаточном состоянии. Еще в начале 30-х годов танки справедливо считались ненадежной и проблемной техникой. Слабые двигатели, плохая трансмиссия и хрупкие недолговечные гусеницы способствовали этой репутации.

В этом свете частично можно понять непостижимое иначе сопротивление танкам со стороны «традиционного» военного руководства; танковый батальон, теряющий большую часть своей техники из-за механической неисправности на 50-мильном движении, не является надежным средством в бою. Международный успех шеститонного танка Vickers обусловлен скорее его высокой надежностью, чем каким-либо блеском конструкции. Однако по прошествии десятилетия двигатели, трансмиссии и гусеницы улучшились. К началу Второй мировой войны были доступны надежные двигатели и трансмиссии, а также высокооборотные конструкции подвески.

Последней тенденцией в межвоенный период стали изменения в методах производства. Франция была пионером в использовании очень крупных отливок для изготовления масок орудий , башен и, в конечном итоге, с SOMUA S35 , целых корпусов танков. Широкое использование литья скопировали США и СССР и в меньшей степени Великобритания. Литье позволяет быстро изготавливать компоненты баллистически хорошей формы. Германия никогда не использовала крупные литые детали, ограничивая отливку более мелких изделий, таких как маски.

Сварка постепенно вытеснила клепку и болтовое соединение как средство скрепления катаных бронелистов. Заклепки могут оторваться от огня противника, что приведет к дополнительным потерям для экипажа. Германия и СССР лидировали в области сварки, хотя США следовали за ними. Клепка и болтовое соединение продолжали использоваться в некоторых странах, таких как Венгрия, Япония и Италия, и, в меньшей степени, в Соединенном Королевстве вплоть до конца Второй мировой войны .

Наконец, США и СССР лидировали в рационализации конструкции для быстрого производства, исключая ненужные компоненты или этапы производства, которые приносили мало пользы. Напротив, французские и немецкие танки довоенного (и даже военного времени) часто имели особенности, которые увеличивали стоимость или сложность производства непропорционально их боевой ценности. [ нужна ссылка ]

Великобритания

[ редактировать ]
Vickers Medium Mark находится на маневре где-то в Англии, 1930 год.

После Первой мировой войны в Великобритании было проведено множество экспериментов с бронетехникой. Наиболее значительные успехи были достигнуты в области подвески, гусениц, связи и организации работы этих машин на поле боя. Британские разработки, особенно разработки Vickers-Armstrong , легли в основу многих наиболее распространенных танков 1930-х годов и начала Второй мировой войны. Например, шеститонный танк Vickers лег в основу польского 7TP , советского Т-26 и оказал большое влияние на итальянские серии M-11 и M-13 , а также на чешский LT-35 . Шеститонный танк «Виккерс» не был принят на вооружение британской армии.

Танк Vickers Medium Mark II .

Еще одной примечательной разработкой был Vickers Medium Mk II , ключевая конструкция, которая объединила некоторые лучшие черты танков Первой мировой войны в гораздо более быстрый танк. Он имел полностью вращающуюся башню сверху, как и FT двойного назначения , но имел 3-фунтовую пушку (которая могла стрелять как осколочно-фугасными, так и противотанковыми снарядами) со спаренным пулеметом. Он также имел радиостанцию, позицию пулеметчика в передней части корпуса и ограниченное использование наклонной брони . Некоторые из этих танков продолжали служить во Второй мировой войне, хотя большая часть значения конструкции заключается в ряде особенностей, которые использовались в более поздних конструкциях танков.

повлияли Пулеметоносцы Vickers Carden-Lloyd на концепцию танкетки посредством экспорта и аналогичных конструкций, таких как советский Т-27 , итальянский CV-33 , немецкий Panzer I и другие копии.

Возможно, менее значимой, но также примечательной конструкцией был Vickers A1E1 «Independent» , большой тяжелый танк, построенный в 1925 году. Он имел большую главную башню и четыре башни меньшего размера. Эта концепция конструкции позже использовалась советскими танками Т-28 и Т-35, а также немецким Neubaufahrzeug .

Танкетка Карден-Лойда, буксирующая гаубицу.

Сторонниками замены функций кавалерии бронетехникой были Лидделл Харт и Фуллер. Их оппоненты ошибочно истолковали их (ошибочно или намеренно) как сторонников полностью танковых боевых сил, хотя в их взглядах действительно указывалось, что артиллерию и пехоту следует механизировать, чтобы сделать их такими же быстрыми и маневренными, как танки, которые они защищали, и эксперименты были свернуты.

Выдающимся достижением британской армии стало создание в конце 1920-х годов Экспериментальных механизированных сил . Это было небольшое подразделение размером с бригаду, созданное для полевых испытаний использования танков и другой техники. Подразделение стало пионером в широком использовании радиосвязи для управления небольшими подразделениями, расположенными на большом расстоянии друг от друга. Однако подразделение просуществовало недолго.

Виккерс А1Е1 «Независимый»

В конце концов, к 1930-м годам британские эксперименты и их стратегическая ситуация привели к разработке программы разработки танков с тремя основными типами танков: легкими, крейсерскими и пехотными. Пехотным танкам была поставлена ​​задача поддерживать спешенную пехоту. Требуемая максимальная скорость соответствовала темпу ходьбы стрелка, а броня этих танков должна была быть достаточно тяжелой, чтобы обеспечить невосприимчивость к буксируемым противотанковым орудиям. Вооружение должно было быть достаточным для подавления или уничтожения пулеметных позиций и дотов противника.

Крейсерским танкам были поручены традиционные кавалерийские функции по преследованию и эксплуатации, действуя относительно независимо от пехоты. Это привело к созданию крейсерских танков, обладающих большой скоростью. Для этого они были легкобронированы и, как правило, имели противотанковое вооружение. Легкие танки выполняли разведывательные и полицейские функции в колониальном стиле, при этом дешевизна была основным фактором конструкции. Компания Vickers-Armstrong построила серию легких танков для продажи либо британской армии, которая хотела снизить затраты, либо иностранным вооруженным силам.

Французы использовали очень широкий спектр танков, в том числе множество уникальных типов. Франция была вторым по величине производителем танков в мире после Советского Союза (см. Производство боевых бронированных машин во Франции во время Второй мировой войны ). Их класс кавалерийских танков выполнял роль того, что сейчас называют ОБТ. Они также использовали тяжелый танк и несколько более легких типов для разведки и поддержки пехоты. Помимо этих типов, работали и над сверхтяжёлыми танками прорыва ( FCM F1 ). У французов не было отдельного танкового корпуса. Все танки принадлежали либо пехоте, либо кавалерии.

Французский Renault R35. танк
  • Пехотные танки ( Чарс )
    • Легкие танки ( Chars Légers ), как правило, похожи на легкие танки других стран, хотя они предназначались больше для поддержки пехоты, чем для разведки, и поэтому были лучше бронированы, но медленнее, чем многие другие легкие танки. Renault R35 был самым распространенным типом; было построено небольшое количество футуристических FCM 36 . R35 также экспортировался в несколько стран Восточной Европы, включая Румынию и Польшу .
    • Средние танки ( Chars de Bataille ), по сути это были специализированные танки прорыва ( Char D1 , Char D2 , Char B1 ).
    • Тяжелые танки ( Чарс Лурдс ); образца Первой мировой войны только Char 2C когда-либо эксплуатировался в этом классе, что стало причиной того, что роль прорыва была делегирована Chars de Bataille .
  • Кавалерийские танки ( Automitrailleuses ). В этих классах особое внимание уделялось скорости, а также мощности и защите, как у других конструкций танков, и предназначались как для противотанковых , так и для противопехотных работ. Поскольку по закону все танки ( Chars ) должны были входить в состав пехоты, кавалерия называла свои танки Automitrailleuses . В их число входил Hotchkiss H35 .
    • Боевые бронированные танки (AMC или Automitrailleuses de Combat ), средний танк, в котором часть брони пожертвовала ради скорости и имела вооружение, аналогичное пехотным танкам ( AMC 34 , AMC 35 , SOMUA S35 ).
    • Бронированные разведчики (AMR или Automitrailleuses de Reconnaissance ), по сути легкие танки ( AMR 33 ; AMR 35 ), но специально предназначенные для общей разведки и поддержания завесы безопасности. Однако специализированная разведка будет проводиться силами AMD или Automitrailleuses de Découverte , обычно автомобилях на бронемашинах или полугусеничных .
Французские 13,2-мм AMR 35 , принадлежащие 4e RDP, 1re DLM.

Renault FT прожил долгую жизнь и использовался во время Второй мировой войны, а затем и в Индокитае. Он использовался даже в Китае, во время Гражданских войн в Китае, а версии танка использовались как против японцев, так и во время вторжения в Китай. Большое их количество попало в руки как республиканцев, так и националистов во время гражданской войны в Испании. Их использовали во время русской революции как большевики, так и белые русские, а позже финны против Советов. Франция экспортировала FT вплоть до Второй мировой войны . Конструкция также была разработана итальянцами как Фиат 3000 и СССР как Т-18 .

К середине 1930-х годов французская армия заменила стареющий флот FT смешанными силами, состоящими из легких танков как в пехотном, так и в кавалерийском отделениях, а также средних и тяжелых танков. В число легких пехотных танков входил Renault R 35 , который довольно близко следовал концепции FT с очень небольшими размерами, экипажем из двух человек и коротким 37-мм артиллерийским вооружением. Однако он был тяжелобронирован. R 35 в основном использовался для оснащения отдельных танковых батальонов - бронетанкового резерва, выделенного на уровне армии и предназначенного для усиления пехотных дивизий в операциях по прорыву. Французские пехотные дивизии обычно не имели штатного танкового компонента. R 35 экспортировался в Польшу и Румынию. У кавалерии были аналогичные Hotchkiss H 35 , вооруженные теми же 37-мм орудиями, а также легкие разведывательные танки типа AMR 35 .

Франция также производила, возможно, лучший танк 1930-х годов — SOMUA S35 . Этот танк оснащал бронетанковые дивизии кавалерии, которые должны были выполнять боевой этап боя, и представлял собой, вероятно, лучшее сочетание брони, огневой мощи и подвижности до появления немецкого PzKpfw IV Ausf. F2 и советский Т-34 . У S 35 была длинная 47-мм пушка, способная уничтожить любой танк, находившийся на вооружении, а также тяжелая литая броня и хорошая скорость.

Char B1 bis в Музее слепых в Сомюре.

Французский танк char de bataille Char B1 представлял собой очень грозный танк с тяжелой литой и клепаной броней, такой же длинной 47-мм пушкой, как у S 35, и корпусной 75-мм гаубицей. Все Char B1 были оснащены радиосвязью, и танк был практически неуязвим для большинства танков и буксируемых противотанковых орудий. Ими были укомплектованы танковые дивизии пехоты, представлявшие собой специализированные части прорыва.

В целом французские танки 1930-х годов были хорошо бронированными, инновационными машинами, мало чем обязанными иностранным разработкам. Однако легким танкам не хватало огневой мощи, и почти все французские танки были выведены из строя одноместными башнями. Даже у хваленого Char B1 был командир, которому было поручено управлять машиной, наводить орудие и заряжать его. Если он был командиром взвода или роты , у него были дополнительные задачи по управлению другими подразделениями.

Столь тяжелый комплекс задач был непосильным и сильно снижал эффективность танков. Отсутствие радиостанций у легких танков не рассматривалось как серьезный недостаток, поскольку французская доктрина предусматривала медленные и продуманные маневры в точном соответствии с планами: концепция «методического боя», принятая потому, что военные игры показали ее превосходство. Роль командиров небольших подразделений заключалась в реализации планов, а не в перехвате инициативы в бою.

Это было почти противоположностью немецкой доктрины, которая делала упор на инициативу и принятие решений на нижних уровнях командования ( Aufragstaktik ). В 1939 году была предпринята запоздалая попытка повысить гибкость и увеличить количество радиостанций.

Несмотря на точку зрения Этьена, а затем Шарля де Голля , французскому генеральному штабу не удалось определить эффективную военную доктрину их использования из-за разделения труда между пехотными и кавалерийскими танками. В битве за Францию , несмотря на численное и броневое преимущество над немцами, французские танки не были использованы с достаточной эффективностью. Пехотные танки были эффективны только на этапе прорыва боя; и, следовательно, бесполезен в качестве мобильного резерва. По иронии судьбы, сотрудничество с пехотой было плохим. Одних лишь кавалерийских частей было слишком мало.

После падения Франции работа над новыми моделями, такими как Char G1 , официально была остановлена, хотя некоторые тайные разработки велись. После освобождения Франции следующим танком, который будет представлен, станет тяжелый танк ARL 44 , который появился слишком поздно для участия во Второй мировой войне , но какое-то время использовался после войны.

Италия импортировала французский Renault FT и произвела немного улучшенный клон Fiat 3000 . Итальянской разработкой был L6/40 , очень маленький легкий танк с 20-мм пушкой Бреда и клепаной конструкцией. Средний танк, созданный на базе шеститонного Vickers, представлял собой серию М-11-М13. Этот танк имел очень хорошую 47-мм пушку, но очень тонкую броню. Италия также произвела большое количество танкеток CV-33 и CV-35 на основе концепции Vickers-Carden-Loyd .

Советский Союз

[ редактировать ]
Т-18 Легкий танк

На усилия Советского Союза по проектированию и производству танков повлияли Гражданская война в России и рост советской промышленности. В годы гражданской войны использование бронепоездов и артиллерийских поездов было обычным явлением. Это, как правило, приводило к большему интересу к танкам и бронемашинам по сравнению с некоторыми западными странами. Бурный рост тяжелой промышленности в СССР в годы пятилеток сделал возможным создание большого танкового парка.

Первоначально танки и броневики, находящиеся в советских руках, представляли собой смесь импортных Renault FT и нескольких британских танков, оставшихся в гражданской войне. Первый советский танк Т-18 (иногда называемый МС-1) представлял собой достаточно близкую копию ФТ, но с улучшенной подвеской и увеличенной башней. Энтузиазм Сталина по поводу индустриализации и механизации привел к агрессивной программе военного развития, в результате которой к концу 1930-х годов был создан самый большой и широкий парк танков среди всех стран.

В 1926 году, в соответствии с секретным приложением к Рапалльскому договору , Советский Союз и Германия создали совместную танковую школу в Казани , что было незаконно согласно Версальскому договору . В ходе этого совместного предприятия обе страны узнали много нового о конструкции танков и тактике. Немцы давали советы по механизации советской тяжелой промышленности и помогали развивать в Красной Армии чувство профессионализма . С 1929 года была сформирована экспериментальная механизированная бригада, которая обучала и отрабатывала общевойсковую тактику с использованием иностранных танков, броневиков, тракторов и грузовиков.

Советы также потратили десятки миллионов долларов на американское оборудование и технологии для модернизации десятков автомобильных и тракторных заводов, которые позже будут производить танки и бронетехнику.

Многобашенный средний танк Т-28 . Т-28 создавался как танк поддержки пехоты и использовался для прорыва укреплений.

Опираясь на смешанные силы иностранных танков и импортных прототипов, Советы разработали впечатляющие отечественные разработки и производственные возможности. Легкий танк Т -26 был основан на Vickers E (как и многие другие танки того периода), выбранном после того, как он победил на испытаниях советскую модификацию FT. Советы приобрели несколько американских прототипов танков Christie M1930 , на основе которых они разработали BT серию быстрых танков . Они также разработали более тяжелый многобашенный средний танк Т-28 и массивный Т-35 , которые следовали конструктивным принципам Vickers A1E1 Independent . Из танков, выпущенных в период с 1930 по 1940 годы, 97% представляли собой либо идентичные копии зарубежных образцов, либо очень близкие к ним усовершенствования. Примечательно, что основным усовершенствованием, которое советские конструкторы внесли в эти зарубежные образцы, стало увеличение огневой мощи. К 1935 году Красная Армия «...имела больше бронетехники и танковых частей, чем весь остальной мир вместе взятый». (Залога 1984, с. 107)

Советский танк Т-35 . Танк имеет 5 башен, 3 с пушками, 2 с пулеметами.

Но с 1937 по 1941 год офицерский корпус Красной Армии, бронетанковые конструкторские бюро и руководство заводов были уничтожены сталинской Великой чисткой . Репрессировано около 54 тысяч офицеров. Военные знания полностью застопорились, а производство бронетехники резко упало (хотя оно по-прежнему остается крупнейшим в мире). Обучение и готовность упали до очень низкого уровня. Эти репрессии продолжались до самого кануна войны.

Быстрый танк БТ -5 ; серия БТ привела к разработке Т-34 .

Участие советских «добровольческих» танковых частей в Гражданской войне в Испании сыграло решающую роль в формировании советских танковых проектов для Второй мировой войны. Советские танки доминировали над своими иностранными соперниками в Испании благодаря своей огневой мощи, но их тонкая броня, как и у большинства танков того периода, делала их уязвимыми для новых буксируемых противотанковых орудий, поставляемых в пехотные части. Это открытие привело непосредственно к созданию советских танков нового поколения.

Накануне Второй мировой войны Советский Союз располагал одними из лучших в мире танков (в том числе Т-34 и КВ-1 , которые, по сути, были на поколение впереди, что стало шоком для Вермахта ). Однако плохая подготовка и готовность большинства частей Красной Армии привели к катастрофическому поражению огромного советского механизированного корпуса на начальных этапах операции «Барбаросса» — вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году. Несмотря на в целом хорошее оснащение, оперативные возможности Красной Армии и моторизованное тыловое обеспечение были хуже.

Чехословакия

[ редактировать ]
ЛТ vz. 35 танков на заводе Škoda

Чехословацкая армия купила три танкетки Carden-Loyd и лицензию на их производство в 1930 году, Ческоморавская Колбен-Данек в том же году построила четыре экземпляра в качестве прототипов для будущих заказов. Карден-Лойды были проверены во время маневров Фолла и выявили многочисленные проблемы: у экипажей был очень плохой обзор через узкие щели, у пулемета было очень узкое поле огня, а членам экипажа было трудно общаться. Кроме того, они были медленными, маломощными и часто ломались. [2]

Для решения этих проблем один из прототипов Р-1 был переоборудован с дополнительными смотровыми окнами во всех направлениях, внутренним боекомплектом и увеличенным до 60° полем огня пулемета. Он прошел тщательные испытания в 1931–32 годах, в результате чего было внесено несколько других изменений. Броня была увеличена с 6 до 8 мм (0,24–0,31 дюйма) и с 9 до 12 мм (0,35–0,47 дюйма), а для механика-водителя был добавлен стационарный пулемет. [2]

Два других прототипа были перестроены по тому же стандарту; все три были официально приняты армией 17 октября 1933 года. Заказ на семьдесят был размещен 19 апреля 1933 года, и все они были доставлены к октябрю 1934 года. [2] Škoda T-21 (первоначальное обозначение Škoda Š-IIc) был вкладом Škoda в армейскую категорию IIc (средние танки общего назначения) и прямым конкурентом Praga V-8-H.

В начале тридцатых годов и Прага , и Шкода (основные конкуренты как по контрактам с чехословацкой армией, так и по экспортным контрактам) разработали несколько успешных легких танков ( LT-35 , позже LT-38 ), но обе компании выпустили несколько неудачных проектов танков поддержки пехоты. особенно Praga P-IIb и Škoda Š-IIb . Впоследствии обе компании вместе работали над разработкой совместного проекта пехотного танка, получившего обозначение ŠP-IIb. Однако обе компании продолжали работать над собственными попытками создать прототипы категорий IIb/IIc. Эти частные попытки позже стали Praga V-8-H и Škoda T-21 .

Основные проектные работы над Т-21 начались еще в сентябре 1936 года. Первый прототип был закончен в мае 1937 года, а первым вариантом, выпущенным в мае 1937 года, стал оригинальный Š-IIc. Разработка двигателя была отложена, и прототип был оснащен (в целях экономии времени) 13-литровым двигателем V6 мощностью 190 л.с., первоначально предназначенным для прототипа танка прорыва Š-III. В сентябре 1937 года двигатель V6 сняли и установили предназначавшийся для него оригинальный двигатель Škoda. Он так и не провалил испытания, которые были остановлены в ноябре, что ознаменовало завершение первого этапа разработки Т-21.

К тому времени комитет Министерства обороны искал подходящий чехословацкий средний танк для армии, но Š-IIc не уложился в срок армейских испытаний в июне 1938 года, и в результате это был конец Т-21 как потенциального варианта. Средний танк чехословацкой армии. В любом случае, после немецкой оккупации Чехословакии это стало невозможно, по крайней мере, без согласия Германии.

В первые месяцы оккупации немецкие делегации посетили завод «Шкода» и провели испытания прототипа Š-IIc, который к 22 мая 1939 года был переименован, чтобы соответствовать принципам немецкой номенклатуры, в «Шкода Т-21» (Т = танк, 2 = средний, 1 = 1-й вариант). Немцы изначально хотели испытать его в Куммерсдорфе, но не проявили особого интереса к конструкции и вместо этого немцы решили выпустить улучшенную версию, получившую название Т-22.

Британские танкетки Карден-Ллойд, приобретенные Чехословакией, привели к созданию танка чехословацкой разработки Tančík vz. 33 , который собирался из каркаса из стальных балок «углового железа», к которым были приклепаны броневые листы. Передняя броня имела толщину 12 мм (0,47 дюйма), боковые стороны - 8 мм (0,31 дюйма), верхняя - 6 мм (0,24 дюйма) и нижние пластины - 6 мм (0,24 дюйма). Этого было сочтено достаточным, чтобы отразить бронебойные пули калибра 7,92 мм (0,312 дюйма), выпущенные с расстояний более 125 метров (137 ярдов) спереди и 185 метров (202 ярда) с боков. Оба должны были выдерживать обычные пули с расстояния более 50 метров (55 ярдов). [3]

Чешский LT vz. 34 в 1935 году

Рядный 4-цилиндровый двигатель Praga объемом 1,95 литра (119 куб. Дюймов) с водяным охлаждением и мощностью 30 лошадиных сил (22 кВт) располагался непосредственно в боевом отделении. Максимальная скорость на дороге составляла 35 километров в час (22 мили в час). Ходовая часть представляла собой модифицированную версию той, что использовалась в танкетках Carden-Loyd. Танчик vz. 33 (дословный перевод «Танкетка модель 33») — танкетка чехословацкой разработки, использовавшаяся в основном Словакией во время Второй мировой войны . Всего было построено семьдесят четыре. Немцы захватили сорок, когда оккупировали Богемию-Моравию в марте 1939 года; нет никаких записей об их использовании. Словаки . захватили тридцать человек одновременно, когда провозгласили независимость от Чехословакии На словацкой службе он участвовал в боях только во время Словацкого национального восстания .

AH-IV была еще одной танкеткой чехословацкой разработки, в которой Ческоморавская Колбен-Данек не хотела повторять проблемы своего более раннего танка Tančík vz. 33 и предоставил наводчику башню для лучшего наблюдения и кругового обстрела своей новой танкетки AH-IV . Он был собран из каркаса из стальных балок «углового железа», к которым были приклепаны броневые листы толщиной от 12 до 6 мм (0,47–0,24 дюйма). Шестицилиндровый двигатель Praga объемом 3,468 литра (211,6 куб. Дюймов) с водяным охлаждением производил 55 лошадиных сил (41 кВт) при 2500 об / мин.

LT vz. 38 чешских литов экспортированы в Перу и обозначены как LTP.

Он располагался в задней части боевого отделения и приводил в движение трансмиссию через карданный вал, идущий вперед между водителем и командиром к коробке передач. Он имел максимальную скорость на дороге 45 километров в час (28 миль в час) и запас хода от 150 до 170 километров (от 93 до 106 миль). Полуавтоматическая трансмиссия Praga- Wilson имела пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода для привода передней ведущей звездочки. Ходовая часть представляла собой уменьшенную версию подвески Panzerkampfwagen 38(t) .

LT vz. 34 , официально обозначенный как Lehký Tank vzor 34 чехословацкой разработки («Легкий танк модель 34»), легкий танк был основан на танкетке Carden-Loyd, три из которых чехи приобрели, а также лицензию на производство в 1930 году. Недовольны прототипами Танчика vz. 33, чехословацкая армия решила, что будет проще спроектировать легкий танк с нуля, чем модифицировать шасси танкетки для установки на него полностью вращающейся бронированной башни . Всего было построено 50 машин, последний из которых был сдан в 1936 году.

LT vz. 38 обозначены как LTH, экспортная версия в Швейцарию.

Следующий крупный танк, разработанный на вооружении Чехословакии, имел официальное обозначение Lehký (Light) Tank vzor (Model) 35 , но обычно его называли LT vz. 35 или ЛТ-35. В Германии его называли Panzerkampfwagen 35(t) , обычно сокращали до Panzer 35(t) или сокращали до Pz.Kpfw. 35(t), и этот легкий танк чехословацкой разработки в конечном итоге использовался в основном нацистской Германией во время Второй мировой войны. Буква (t) обозначала tschechisch ( нем . «Чешский»).

Всего было построено четыреста тридцать четыре; из них немцы захватили двести сорок четыре, когда они оккупировали Богемию-Моравию в марте 1939 года, а словаки приобрели пятьдесят два, когда они одновременно провозгласили независимость от Чехословакии. Остальные были экспортированы в Болгарию и Румынию . На вооружении Германии он участвовал в боях в первые годы Второй мировой войны, особенно во время вторжения в Польшу , битвы за Францию ​​и вторжения в Советский Союз , прежде чем был выведен в отставку к 1942 году.

В 1935 году чехословацкий производитель танков ČKD искал замену танку LT-35, который они производили совместно с заводом Škoda Works . LT-35 был сложным и имел недостатки, и ČKD чувствовала, что заказы будут как от расширяющейся чехословацкой армии, так и на экспорт. Компания ČKD решила использовать для своего нового танка подвеску с четырьмя большими колесами. Внешне она напоминала подвеску Кристи , но на самом деле представляла собой обычную листовую рессору.

Получившаяся машина оказалась надежной и получила название LT vz. 38 на вооружении Чехословакии и обозначение Panzer 38(t) на вооружении Германии. 1 июля 1938 года Чехословакия заказала 150 самолетов модели TNHPS, которые стали известны как LT vz. 38, и хотя к моменту немецкой оккупации ни один из них не поступил на вооружение, произведенные машины были приняты и использованы Германией. После захвата Германии Германия приказала продолжить производство этой модели, поскольку она считалась отличным танком, особенно по сравнению с танками Panzer I и Panzer II , которые были основными танками Панцерваффе.

Впервые он был принят на вооружение Германии под названием LTM 38 ; 16 января 1940 года он был изменен на Panzerkampfwagen 38(t). Производство танков для Германии продолжалось и в 1942 году и составило более 1400 экземпляров. На вооружении Германии 38(t) использовался в качестве замены Panzer III .

Германия

[ редактировать ]

Германии, ограниченной условиями Версальского договора , не было разрешено производить какие-либо танки и лишь несколько бронемашин. В 1926 году неофициальную программу танкостроения инициировал Ганс фон Сект , командующий рейхсвером . Построенный компанией Rheinmetall-Borsig первый Großtraktor («Большой трактор») был похож на существующий британский средний танк Mk II, 20 тонн, с 75-мм пушкой. Эта и другие конструкции были испытаны при сотрудничестве с Советским Союзом в Камской танковой школе на Урале . В Германии на тренировках использовались настоящие макеты танков, очевидно, по наущению тогдашнего майора Хайнца Гудериана , штабного инструктора по тактике. Гудериан читал Фуллера, Лидделла-Харта и других теоретиков танковой войны, и он пользовался поддержкой своих командиров, чтобы воплотить свои теории в жизнь.

Panzer I Ausf. А в бою во время немецкого вторжения в Норвегию.

В 1931 году немецкий генеральный штаб принял проект двух типов танков: среднего танка с 75-мм пушкой и более легкой машины с 37-мм пушкой. Пока велись проектные, а затем и строительные работы, немецкая армия использовала разнообразные легкие танки на базе шасси британской танкетки Carden-Loyd. Первые танки имели кодовое название Landwirtschaftlicher Schlepper (La S, «сельскохозяйственный самосвал»), и это обозначение просуществовало до 1938 года. Первый из этих легких танков появился в начале 1934 года. Это был пятитонный танк крупповской конструкции, получивший название LKA1. . Новое правительство утвердило первоначальный заказ на 150 самолетов в 1934 году как 1A La S Krupp . Всего было построено около 1500 таких легких танков.

Позже немецкие танки получили новое обозначение Panzerkampfwagen (сокращенно «PzKpfw» или «PzKw» на немецком языке и «Panzer» на английском языке), что означает «боевая бронированная машина». Первой машиной, которая использовала это, была двухместная Panzer I Ausf A, созданная по образцу танкетки Carden Loyd, и представляла собой 5,4-тонную машину с 3,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 60 л.с. (45 кВт). Он имел броню толщиной 13 мм и был вооружен спаренными пулеметами калибра 7,92 мм. Более распространенный Ausf B был немного больше, чтобы вместить двигатель Maybach мощностью 100 л.с. (75 кВт) . Обе модели были отправлены на испытания во время Гражданской войны в Испании вместе с другим новым немецким оружием. Из опыта Испании быстро стало ясно, что танкам следующего поколения потребуется лучшая броня, большая дальность действия и гораздо более тяжелое вооружение.

Танки Panzer II пересекают пустыню

Panzer II был примерно на 50% тяжелее Panzer I. В качестве основного вооружения он имел 20-мм противотанковую пушку Solothurn, а также улучшенную броню до 30 мм. Также отправленный в Испанию в 1937 году, Panzer II оказался более боеспособным против легкой пехоты, но не лучше, когда он столкнулся с боеспособными противотанковыми орудиями или другими танками. Несмотря на эти недостатки, производство продолжалось до 1941 года. На момент начала войны немецкая армия располагала 955 PzKpfw II, а всего было построено почти 4000 машин.

Panzer 35(t) во Франции, 1940 г.

Серьезный импульс развитию немецкой бронетехники произошел с аннексией Чехословакии в 1938 году, что дало Германии доступ ко всей чешской оружейной промышленности. У чехов было два проекта легких танков, которые позже использовались немцами: Škoda LT-35 и Českomoravská Kolben-Daněk (ČKD) TNHP. «Шкода» представляла собой 10-тонную машину с 37-мм пушкой и отличной проходимостью; ЧКД имел массу 8,5 тонн и также был оснащен 37-мм пушкой - благодаря обширным испытаниям это была чрезвычайно надежная машина с шасси высочайшего качества. Оба были приняты на вооружение немецких танковых войск как Panzer 35(t) и Panzer 38(t) , и было заказано дальнейшее производство. В 1940 году компания ČKD была переименована в Boehmisch-Maehrische Maschinenfabrik AG (BMM) и продолжала производство до 1942 года, обеспечив Вермахт 1168 танками PzKpfw 38(t). В 1940 году чешские танки составляли около четверти всех немецких танковых сил.

Немецкий танк Panzer III Ausf. D в Польше (1939 г.)

В то время как более легкие танки составляли почти всю армию Германии, более тяжелые танки находились, по крайней мере, на стадии прототипов. В 1934 году было построено несколько тяжелых прототипов на базе 75- или 105-мм орудий. Шесть машин , получившие обозначение Neubaufahrzeug (NbFz) и очень похожие на современные советские и британские конструкции, были построены компаниями Rheinmetall и Krupp. Хотя они были в основном полезны в пропагандистских целях, поскольку было выпущено лишь несколько танков, три фактически использовались в боях в Норвегии . Знания о NbFz и опыт работы с более легкими танками в Испании помогли в разработке танков следующего поколения — Panzer III и Panzer IV . Pz.Kpfw.III был более легким из двух и предназначался для использования в противотанковых операциях, тогда как более тяжелый Pz.Kpfw.IV был вооружен короткоствольной пушкой и предназначался для поддержки пехоты.

Panzer IV Ausf.C

37-мм орудие Panzer III считалось недостаточно мощным, однако оно использовалось в интересах стандартизации пехоты. Контракты на Zugführerwagen (ZW, «машина командира взвода») были заключены в конце 1936 года. Его вес был ограничен максимум 24 тоннами, поскольку он должен был иметь возможность пересекать существующие мосты. Опытно-конструкторские работы продолжались до 1938 года, когда Ausf D был запущен в ограниченное производство. Эта 19-тонная машина была оснащена 12-литровым двигателем мощностью 320 л.с. (239 кВт). Он имел максимальную скорость 25 миль в час (40 км/ч) и был оснащен 30-мм броней по всему периметру.

К началу войны было построено около пятидесяти, некоторые из них прошли службу в Польше. Полномасштабное производство Ausf E началось только в октябре 1939 года К вторжению во Францию . ​​было готово около 350 вариантов Panzer III Ausf E.

Японские уиппеты .

Как и армия США , Императорская армия Японии (IJA) не имела собственных танков в Первой мировой войне, поэтому первоначально она начала с закупки иностранных танков для оценки, а затем приступила к разработке собственных образцов. После войны несколько «Уиппетов» (шесть) были экспортированы в Японию. [4] где они оставались на вооружении примерно до 1930 года. [5]

Японские Type 89 I-Go танки движутся в сторону Манилы , январь 1942 года.

В 1925 году японская армия, помимо танкеток, начала проектировать танки, отвечающие собственным требованиям. До этого года, как и в большинстве стран, все танки на вооружении Японии были иностранной разработки и/или производства. Первый японский проект был завершен в мае 1926 года, а прототип среднего танка Type 87 Chi-I был готов к февралю 1927 года. [6] После испытаний Chi-I был признан слишком тяжелым и медленным для использования в качестве основного танка. [7] Было решено создать новую конструкцию по образцу прототипа Vickers Medium C, который был закуплен японской армией в марте 1927 года. К 1929 году прототип Type 89 Chi-Ro (экспериментальный танк номер 2) был завершен. [8] [9]

Танк Type 89 Chi-Ro был легче (9,8 тонны) и короче Chi-I. Он имел увеличенную броню (от 6 до 17 мм) и улучшенный двигатель водяного охлаждения. После успеха на первых испытаниях Тип 89 стал первым серийным японским танком. Тип 89 имел экипаж из четырех человек и был вооружен 57-мм пушкой Тип 90 и двумя 6,5-мм пулеметами Тип 91. [10] Вторая версия этого танка, известная как Type89B Otsu, использовала дизельный двигатель . Японцы одними из первых начали использовать дизельные двигатели в конструкциях своих танков. [11]

Первый прототип японского Type 95 Ha-Go , 1934 год.

В 1930-е годы японцы начали производство танкеток и легких танков, которые активно использовались в Маньчжурии и Китае. [12] Танкетка Тип 94 весила 3,4 тонны и обычно использовалась либо как тягач для буксировки прицепа с боеприпасами, либо как патрульный/разведывательный танк. [13] С расчетом два человека и одним 6,5-мм пулеметом Тип 91 было выпущено 823 единицы Тип 94. [14] и они получили широкое распространение только в 1945 году.

, вдвое превышавший по размерам Тип 94 (7,4 тонны), Легкий танк Тип 95 Ха-Го имел экипаж из трех человек экипажа, 37-мм пушку и тот же 6,5-мм пулемет Тип 91, а главное, дизельный двигатель, который позже сильно повлияет на будущие конструкции танков Советской Армии . [15] [16] Было построено более двух тысяч танков Тип 95, производство продолжалось до 1943 года. [17]

К 1936 году японская армия начала искать замену Типу 89. Новый средний танк Тип 97 Чи-Ха был представлен в 1937 году. Тип 97 Чи-Ха массой 15 тонн был вооружен тихоходным Типом 97. 57-мм танковая пушка и имела броню толщиной до 25 мм. Позже улучшенная версия, известная как Type 97 Shinhoto Chi-Ha, производилась до 1943 года. [18]

Тип 97 Чи-Ха Средний танк

1930-е годы были последним разом, когда японские военные занимались производством и проектированием танков перед Второй мировой войной . После этого периода они были в основном озабочены установлением военно-морского контроля и сосредоточились на производстве кораблей и самолетов. Кроме того, с упором на экспансию на юг, в регион Тихого океана, сухопутные сражения в значительной степени будут заменены морской войной и, таким образом, за исключением небольших островов, станут прерогативой Императорского флота Японии . [19] После уничтожения Имперского флота внимание к танкам вернулось, когда японские военные готовились к защите материка в последние годы Второй мировой войны. [20]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Легкий танк М2 .

После Первой мировой войны, продолжая использовать британские и французские разработки, танковый корпус США был уменьшен в размерах. Renaults и новый Mk VIII «Liberty Tank» были сохранены: [21] Закон о национальной обороне 1920 года ограничивал использование танков только пехотой; в результате танковый корпус был расформирован, а оставшиеся танки распределены среди пехоты.

В 1928 году по просьбе военного министра Дуайта Ф. Дэвиса армия сформировала Экспериментальную механизированную бригаду. В ее состав входили тяжелый танковый батальон, легкий танковый батальон, мотострелковый батальон, мотоартиллерийский дивизион, инженерная рота и рота связи. Из-за использования устаревшего оборудования эксперимент провалился, и через три месяца отряд был расформирован.

В 1934–35 по заказу кавалерии были изготовлены три опытных танка: Т2, Т2Е1 и Т2Е2. По условиям Закона о национальной обороне 1920 года использование танков было ограничено пехотными частями . Чтобы обойти Закон об обороне, эти танки стали называть «боевыми машинами». Серия M1 поступила на вооружение в 1937 году. Модель T2, вдохновленная британским 6-тонным автомобилем Vickers , была стандартизирована как боевая машина M1 . T2E1, однобашенный танк, вооруженный тремя пулеметами, был стандартизирован как Light Tank M2A1 . T2E2, двухбашенный танк с двумя пулеметами, стандартизировался как M2A2.

За межвоенный период США произвели всего несколько сотен танков. С конца Первой мировой войны по 1935 год было выпущено всего 15 танков. Большинство из них были производными, иностранными образцами или частными разработками очень низкого качества. Проекты Christie были среди немногих ярких моментов, но армия США приобрела только три Christie и больше не реализовала эту идею. Бюджетные ограничения и низкий приоритет, уделяемый армии, означали, что ресурсов для строительства танков было мало. Вместо этого армия США разработала и испытала компоненты танка, такие как подвески, гусеницы и трансмиссии. Эта работа окупилась, когда с началом войны нужно было начать производство.

Непосредственно перед и во время Второй мировой войны танки США и многих других танков союзников оснащались радиальными двигателями авиационного типа. Однако массовое производство самолетов вызвало дефицит этих двигателей. По этой причине многие танки, особенно « Шерман» и « Ли» , оснащались пятью различными силовыми установками. Помимо радиальных двигателей Wright и Continental, они оснащались Ford GAA , грузовыми автомобилями GM дизельными двигателями и мультибанком Chrysler A57 (компоновка из пяти 6-цилиндровых автомобильных двигателей, работавших как единый блок). После войны дизельные двигатели грузового типа заменили радиальные бензиновые двигатели.

Другие нации

[ редактировать ]
Польский танк 7TP . Они были созданы на базе британского Vickers 6-Ton.

Многие другие страны, желавшие иметь танки, не могли спроектировать или построить свои собственные. В 1920-е и 1930-е годы широко распространился экспортный бизнес, поскольку более мелкие или менее промышленно развитые страны закупали танки за рубежом. Иногда импорт иностранных танков приводил к зарождению танковой промышленности в стране-импортере.

Польша импортировала британский шеститонный танк Vickers и начала производство улучшенных моделей. Вершиной этой программы усовершенствований стал танк 7ТП , имевший дизельный двигатель и 37-мм пушку. Польша также производила серию танкеток TKS , по своей концепции аналогичную пулеметным носителям Vickers-Carden-Loyd Великобритании и ЕС Франции. Эти машины имели экипаж из двух человек, тонкую броню и один шаровой ручной пулемет.

Шведский Strv m40K — сильно модифицированный Landsverk L-60.
Венгерский легкий танк Толди . Первоначально они были созданы на базе шведского L-60.

Шведская фирма Landsverk с 20-мм вооружением разработала несколько современных легких танков, в том числе L-60 , который также имел сварную конструкцию и наклонную броню. L-60 был усовершенствован и развит в Венгрии, создав легкие танки Толди , которые венгры широко использовали во время Второй мировой войны. С 20-мм пушкой L-60 был примерно сравним с немецким Panzer II или советским Т-60 . L-60 также стал шасси, на котором Landsverk L-62 была построена самоходная 40-мм зенитная установка . Венгрия купила L-62 и усовершенствовала их, превратив в 40M Nimród . Хотя L-62 проектировалась как зенитная самоходная артиллерийская установка (ЗСУ) , венгерская 40M Nimród служила венгерским войскам на Восточном фронте как истребитель танков, так и ЗСУ. Шесть L-62 использовались Финляндией после 1942 года.

Венгерский средний танк 41M Turán II в Танковом музее Кубинки

Венгрия развивала впечатляющую для своих размеров танковую промышленность до и во время Второй мировой войны. В межвоенный период они построили хорошо вооруженный танк «Штраусслер Фау-4» , произвели несколько вариантов легких танков «Толди», а также семейство средних танков «Туран», а позже в ходе войны они стали первой небольшой страной, создавшей свои собственные тяжелые танки. танк – 44М Тас . 44М Тас был вооружен мощной 80-мм пушкой и имел толстую наклонную броню, что обеспечивало Тасу даже лучшую защиту, чем немецкий танк «Пантера» , вдохновением для которого послужил 44М Тас. Из серии Turán 40M Turán I был основан на неполном прототипе чешского среднего танка Škoda T-21 (Š-II-c), но Turán I имел улучшенную броню, измененную конструкцию башни и корпуса, а также новый танк 40. мм пушка. Более поздний вариант 41M Turán II имел короткую 75-мм пушку, улучшенную броню и модернизированную башню. Вершиной серии Turán стал 43M Turán III , имевший длинную 75-мм пушку, еще более толстую броню и снова переработанную башню. Во время Второй мировой войны эти венгерские танки были дополнены несколькими десятками импортных немецких машин, в том числе легендарными Тигры и Пантеры .

Турция импортировала советские танки Т-26 и несколько танков Т-28 , но не начала серийное производство ни одного танка.

Латвия и Литва импортировали несколько легких транспортных средств, таких как танкетка Vickers-Carden-Loyd , Renault FT и Vickers Carden-Loyd M1936 .

Крупный план итальянского CV-35 -L3/35 на Балканах.

Румыния импортировала из Франции несколько легких танков Р-35 , а также несколько немецких/чешских танков Panzer 35(t) .

В Латинской Америке первой войной, в которой применялись танки, была война в Чако между Боливией и Парагваем, в которой первая использовала небольшое количество танков и танкеток британского производства, тогда как вторая не имела танков вообще.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Борьба Великобритании за создание эффективных танков во время Второй мировой войны» . Имперские военные музеи . Проверено 25 июля 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Климент и Францев 1997 , стр. 44–45.
  3. ^ Климент и Францев 1997 , с. 46.
  4. ^ Эллис и Чемберлен 1972 , с. 9.
  5. ^ Ворона, с. 2.
  6. ^ Томчик 2002 , стр. 6, 7.
  7. ^ Томчик 2002 , стр. 7.
  8. ^ Томчик 2002 , стр. 7, 10, 17.
  9. ^ Zaloga 2007 , p. 5.
  10. ^ Томчик 2002 , стр. 19, 25.
  11. ^ Zaloga 2007 , pp. 5, 6.
  12. ^ Томчик 2002 , стр. 46.
  13. ^ Томчик 2002 , стр. 46, 54, 55.
  14. ^ Zaloga 2007 , p. 10.
  15. ^ Томчик 2002 , стр. 67, 74.
  16. ^ Zaloga 2007 , p. 15.
  17. ^ Zaloga 2007 , pp. 10, 17.
  18. ^ Zaloga 2007 , pp. 10, 11, 14.
  19. ^ Zaloga 2007 , pp. 15, 17.
  20. ^ Zaloga 2007 , pp. 21, 22.
  21. ^ «Крытые экспонаты — Танк Mark VIII» . www.ftmeade.army.mil . Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года . Проверено 12 января 2022 г.
  • Эллис, Крис; Чемберлен, Питер Чемберлен (1972). Средние танки марок от A до D. ББМ/оружие. Виндзор: Профильные публикации. OCLC   220833240 .
  • Kliment, Charles K.; Francev, Vladimír (1997). Czechoslovak Armored Fighting Vehicles . Atglen, PN: Schiffer. ISBN  0-7643-0141-1 .
  • Томчик, Анджей (2002). Японские доспехи, том 1 . Эй Джей Пресс. ISBN  83-7237-097-4 .
  • Залога, Стивен Дж. и Грандсен, Джеймс (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Arms and Armor Press, Лондон. ISBN   0-85368-606-8 .
  • Сток, Стивен Дж . (2007). Японские танки 1939–45 гг . Издательство Оспри. ISBN  978-1-8460-3091-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea4821e00bb6306c27a1eb7232fb2670__1708960800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/70/ea4821e00bb6306c27a1eb7232fb2670.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tanks of the interwar period - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)