Jump to content

Танки в японской армии

4-я бронетанковая дивизия IJA с танками Type 3 Chi-Nu и истребителями танков Type 3 Ho-Ni III.
Первый прототип японского Type 95 Ha-Go, 1934 год.

В этой статье рассматривается история и развитие танков японской армии от их первого использования после Первой мировой войны до межвоенного периода, во время Второй мировой войны , холодной войны и современной эпохи.

Первая мировая война подтвердила обоснованность концепции танка. После войны многие страны нуждались в танках, но лишь немногие имели промышленные ресурсы для их проектирования и производства. Во время и после Первой мировой войны Великобритания и Франция были интеллектуальными лидерами в разработке танков, а другие страны в целом следовали их разработкам и перенимали их. Япония проявила интерес к танкам и закупила некоторые иностранные образцы, а затем приступила к созданию собственных. [ 1 ] Многие японские конструкции представляли собой танкетки и легкие танки для использования в кампаниях в Маньчжурии и других местах Китая . В середине 1930-х годов «танковые действия» там велись в основном против противостоящей пехоты, поскольку Китайская Национально-революционная армия имела всего три танковых батальона, состоящих из экспортных танков Vickers , немецких легких танков PzKpfw I и итальянских танкеток CV33 . [ 2 ] За исключением вторжения в Малайю и на Филиппины, крупномасштабное использование японцами танков было ограничено в первые годы войны, и поэтому разработке новых образцов не уделялось первоочередного внимания, поскольку японская стратегия сместилась к «оборонительной ориентации» после победы 1941-42 гг. [ 3 ] В результате пострадали разработка и внедрение бронетехники; Переход к конструкциям с более тяжелой броней и более крупными орудиями для борьбы с более крупными танками союзников произошел слишком поздно, чтобы японцы могли выставить на поле боя превосходящие танки. [ 4 ]

После Второй мировой войны Верховный главнокомандующий союзных держав демонтировал все военные производственные и опытно-конструкторские предприятия в Японии, в результате чего Япония потеряла технологическую базу, необходимую для производства танков и бронетехники. Однако из-за начала Корейской войны SCAP приказал Японии провести повторную милитаризацию, сформировав Японские силы наземной самообороны и предоставив танки M4A3E8 Sherman и M24 Chaffee (от первоначального плана по поставке M26 Pershings пришлось отказаться из- за оппозиция департамента ). По разным причинам, включая устаревание танков, находившихся на вооружении JGSDF в то время, JGSDF в 1954 году получила возможность либо закупить новые американские M46 Pattons , а затем M47 Patton , либо разработать собственный основной боевой танк (ОБТ). JGSDF решил разработать собственный танк, что привело к развитию нынешней линейки современных японских танков, построенных Mitsubishi Heavy Industries .

Система именования танков

[ редактировать ]

Как и для любого оружия, первым критерием является год внедрения. Этот год отсчитывается по историческому календарю Японии, начиная с 660 года до нашей эры. Таким образом, танк Тип 89 был представлен в 1929 году, 2589 году по японскому календарю (при этом использовались только две последние цифры года). [ 5 ] [ 6 ] Однако в любой год может быть введено в действие несколько видов оружия, включая танки. Японцы использовали идеограммы для дальнейшей дифференциации различных видов оружия. Идеограмма «Чи» обозначала средний танк, «Те» — танкетку, «Ке» — легкий танк, «Хо» (артиллерийская) — самоходную артиллерийскую установку, «Ка» — плавающий танк. Для различия моделей существовала вторая идеограмма. Тип 97 Чи-Ха — средний танк, представленный в 1937 году, Тип 2 Кэ-То — легкий танк, представленный в 1942 году. Иногда для дополнения или замены идеограмм используется фамилия. «Тип 97 Синхото Чи-Ха» представляет собой вариант среднего танка Чи-Ха с новой башней (значение слова Синхото). Легкий танк Тип 95 носил фамилию «Ха-Го» (третья модель), которую ему дала его разработчик компания Mitsubishi Heavy Industries. [ 7 ] [ 8 ]

Проекты танков после Первой мировой войны

[ редактировать ]
Японские уиппеты

После окончания Первой мировой войны многие европейские страны попытались механизировать свою кавалерию. Японская кавалерия экспериментировала с различными броневиками, но без особого успеха. Эти колесные броневики не подходили для большинства операций в Маньчжурии из-за плохих дорожных условий и сурового зимнего климата. Армия Японии (как и армии США, Франции, Великобритании и России) пробовала различные методы интеграции современных доспехов в свои традиционные формирования конной кавалерии. [ 9 ]

Императорская армия Японии получала различные модели из иностранных источников, поскольку в то время Япония не имела собственных возможностей по производству танков. Эти модели включали один британский Heavy Mk IV и шесть Medium Mark A Whippet , а также тринадцать французских Renault FT (позже получивших обозначение Ko-Gata Sensha или «Танк Типа А»). Танк Mk IV был приобретен в октябре 1918 года, а «Уиппеты» и «Рено» — в 1919 году. [ 10 ]

Экспериментальный танк №1 ( Тип 87 Чи-И )

Императорская японская армия создала бронетанковые войска в 1925 году. Производство собственных танков столкнулось с рядом проблем, поскольку приоритетом Японии, как правило, были военно-морские закупки, поэтому производство танковой стали находилось на более низком уровне. [ 11 ] Разработка первого танка японской конструкции началась в июне 1925 года. В разработке среднего основного боевого танка участвовала группа инженеров, в том числе молодой армейский офицер майор Томио Хара. Хара впоследствии стал главой отдела разработки танков. [ 12 ] Проектирование было завершено в мае 1926 года, а прототип был готов к февралю 1927 года. [ 13 ] После испытаний IJA решило, что Type 87 Chi-I слишком тяжел (20 тонн) и слишком медленный, чтобы его можно было использовать в качестве основного боевого танка. [ 14 ] Когда проект был отклонен, было выдано новое требование на более легкий танк номинальной массой 10 коротких тонн (9,1 тонны). Новая конструкция была создана по образцу Vickers Medium C, купленного IJA в марте 1927 года. К 1929 году был завершен прототип Type 89 Chi-Ro (экспериментальный танк номер 2). [ 15 ] [ 16 ] В результате испытаний в 1929 году японцы решили разработать небольшую машину для мобильных действий. [ 17 ]

Танкетка Тип 92

Поскольку ее собственная танковая программа все еще находилась на стадии прототипа, в 1930 году Императорская армия Японии закупила замену Renault FT; из Франции они приобрели 10 Renault NC1 (обозначаемых Otsu-Gata Sensha или «Танк Типа B»). [ 18 ] Армия также закупила несколько 6-тонных танков Vickers и шесть танкеток Carden Loyd и использовала их в качестве основы для дальнейших разработок. у англичан [ 19 ] [ 20 ]

Впервые отечественный гибридный автомобиль-амфибия, известный как бронеавтомобиль-амфибия Сумида (АМП), был испытан в 1930 году. [ 21 ] Он имел как гусеницы, так и колеса и мог двигаться вперед и назад, как по воде, так и по суше. Японских кавалерийских офицеров характеристики не впечатлили, поэтому от концепции машины-амфибии отказались. Конструкция была изменена только на наземную гусеничную машину. [ 9 ] [ 22 ]

Результатом первой попытки создания гусеничной машины стал Type 92 Jyu-Sokosha от компании Ishikawajima Motorcar Manufacturing Company (Isuzu Motors). тяжелый бронеавтомобиль [ 23 ] Тип 92 был разработан для использования кавалерией для разведки и поддержки пехоты. Производство этой первой отечественной танкетки было затруднено техническими проблемами, и было построено всего 167 единиц. [ 24 ]

Японские танкетки в Китае при атаке на Ухань
Японские танкетки в Китае при нападении на Нанкин.

IJA определило, что необходима новая танкетка, поэтому в 1933 году разработку проекта поручили компании Tokyo Gas and Electric Industry (позже известной как Hino Motors ). Готовая экспериментальная модель 1934 года представляла собой небольшую легкую гусеничную машину с башней, вооруженной одним пулеметом . [ 25 ] Конструкция была стандартизирована как танкетка Тип 94 и предназначалась для разведки и поддержки пехоты. [ 26 ] Она поступила на вооружение в 1935 году, но позже была заменена танкеткой Тип 97 . Оба были «заточенными» машинами для эксплуатации в Китае. Там сверхлегкие танкетки со слабым вооружением и бронированием, но очень подвижные, показали себя весьма успешно в поддержке пехоты и разведке. [ 27 ] [ 28 ] Однако к концу тридцатых годов стало ясно, что против более серьезного вооруженного противника машины такого типа будут малоэффективны. [ 29 ] Разработка танкеток была остановлена.

К 1932 году компания Mitsubishi Heavy Industries производила дизельный двигатель воздушного охлаждения, пригодный для танков. Экспериментально его установили в Тип 89. Позже он стал известен как средний танк Тип 89-Б. [ 30 ] Впоследствии майор Томио Хара спроектировал систему подвески, которая использовалась на многих будущих японских танках. Коленчатая ножничная подвеска парных тележек соединена винтовой пружиной, установленной горизонтально снаружи корпуса. [ 31 ]

Экспериментальный тяжёлый танк Тип 91 , взбирающийся на препятствие

Япония построила тяжелый танк Тип 95 в 1934 году, который был окончательной версией японской многобашенной конструкции, начатой ​​еще в 1931 году с прототипа 18-тонного тяжелого танка Тип 91 . [ 32 ] Созданный по образцу немецких и итальянских танков, Тип 95 имел три башни; Основное вооружение — 70-мм пушка с 6,5-мм пулеметом, также установленным на главной башне. Две дополнительные башни придали Типу 95 большую огневую мощь: в одной вспомогательной башне устанавливалась одна танковая пушка Тип 94 калибра 3,7 см, а во второй вспомогательной башне был установлен 6,5-мм пулемет. [ 33 ] Прежде чем проект был отменен, было построено четыре прототипа. [ 33 ] [ 34 ]

Тем временем новый легкий танк, известный как Type 95 Ha-Go был произведен . Представленный в 1936 году, он будет производиться в большем количестве, чем любой другой японский танк. [ 35 ] Это была отнюдь не плохая конструкция, но ее популярность среди экипажей на пару лет задержала появление последователя. Он уже устарел в 1941 году. Две модели, пришедшие на смену ему после 1942 года ( Тип 98 Ke-Ni и Тип 2 Ke-To ), действительно устраняли недостатки Типа 95, но все еще были недостаточными. [ 36 ] Новый последователь Type 5 Ke-Ho не пошел дальше испытаний в 1945 году. [ 37 ]

В области плавающих танков японцы проявили себя более изобретательно. Перед войной армия построила несколько прототипов, но к 1940 году все предприятие было свернуто. [ 22 ] [ 38 ] Императорский флот Японии взял на себя разработку амфибийных машин и в 1941 году разработал Type 2 Ka-Mi , а в 1943 году — более крупный Type 3 Ka-Chi . Они представляли собой модификации сухопутных танков, на которых для обеспечения плавучести были добавлены одноразовые носовая и кормовая части. [ 39 ] Значительной роли в бою они не сыграли. Тем не менее, в своих танковых программах японцы внедряли инновации по мере создания своих конструкций, в том числе коленчатую подвеску, будучи пионерами в области танков-амфибий, и использование дизельных двигателей, поскольку у них была меньшая вероятность возгорания по сравнению с обычными газовыми двигателями. [ 40 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Тип 89 перед битвой на Халхин-Голе
Японский танк Тип 95 Ха-Го, захваченный советскими войсками после боя на Халхин-Голе

Японские генералы допустили ошибку в оценке танков, использованных против Китая, страны, армия которой имела мало танков и противотанковых средств. [ 41 ] К 1937 году Япония выставила на вооружение 1060 танков в 8 полках, но большинство из них были разработаны и использовались в качестве поддержки пехоты. Однако танки, созданные для этой роли, оставили IJA без танка, способного вести бой танк против танка, недостаток, который был ярко продемонстрирован в боях на Халхин-Голе , ужасном поражении, нанесенном Советской Красной Армией на границе с Монголией в 1939 год. [ 42 ] [ 43 ]

В ходе боев на Халхин-Голе 1-й танковый корпус японской армии ( отряд Ясуока ) состоял из 3-го танкового полка и 4-го танкового полка . В состав 3-го танкового полка входило 26 танков «Тип 89Б», четыре средних танка «Тип 97» , семь танкеток «Тип 94» и четыре танкетки «Тип 97 Те-Ке», а в составе 4-го танкового полка — 35 «Тип 95», восемь «Тип 89А» и три танкетки «Тип 94». [ 44 ] Кроме того, в пехотных и кавалерийских частях IJA имелось около 50 танкеток и броневиков. [ 45 ] В этом бою 1-й танковый корпус IJA в июле начал наступление против 11-й танковой и 7-й танковой бригад Советского Союза и понес большие потери. За четыре дня боев 1-й танковый корпус потерял 42 танка. [ 45 ] В ходе последовавшего советского контрнаступления в конце августа бронетанковые части Красной Армии обошли фланги и атаковали японские войска в тылу, обеспечив классический двойной охват . К 31 августа японские войска на монгольской стороне границы были уничтожены. [ 45 ] [ 46 ]

Бои на Халхин-Голе привели к поражению 6-й японской армии и побудили Императорскую армию Японии переосмыслить тактику и построение бронетанковых частей, а также конструкцию танков. Производство бронетехники было увеличено с 500 танков в год до 1200; Японцы решили, что им нужна танковая пушка получше, и разработали 47-мм пушку Тип 1 в ответ на советские 45-мм пушки, участвовавшие в боях в 1939 году. Она была установлена ​​на Тип 97 и получила обозначение Тип 97-Кай a/k/a. Тип 97 Синхото Чи-Ха . [ 47 ] [ 42 ]

Тип 89Б Оцу в полевых условиях

Начиная с 1932 года Type 89 Chi-Ro стал первым японским танком, выпускавшимся серийно. Он оставался стандартным средним танком до конца тридцатых годов. На тот момент оно устарело. [ 48 ] Его последователь, Type 97 Chi-Ha, пришел на смену и оставался стандартной моделью, использовавшейся до конца войны в 1945 году. Однако его недостатки стали очевидны после битвы на Халхин-Голе в 1939 году. Shinhoto Chi-Ha, тот же корпус Type 97 с новой башней для установки более совершенного орудия, появился только в 1942 году. Хотя он был уязвим для противостоящих танков союзников ( американский M3 Lee/британский M3 Grant , M4 Sherman и советский Т-34 ), он был уязвим для танков противника. 47-мм скорострельная пушка действительно давала Синхото некоторый шанс в борьбе с ними. 47-мм орудие было эффективно против легких танков, а также против бортов и кормы танка «Шерман». [ 49 ] Японцы разработали дополнительные улучшенные модели, но такие танки, как Тип 1 Чи-Хе или Тип 3 Чи-Ну, производились лишь в ограниченном количестве. [ 50 ]

После того, как немецкая бронетехника одержала победы в Европе в 1940 году, японцы изменили свою дислокацию и доктрину и организовали танковые дивизии. [ 51 ] К 1940 году они были пятыми по величине танковыми силами в мире после Советского Союза, Франции, Великобритании и Германии, но отставали по средним и тяжелым танкам. Однако после 1941 года японцы сосредоточили свою промышленность на строительстве военных кораблей и самолетов после того, как нападение на Перл-Харбор привело к конфликту Соединенных Штатов, поскольку приоритеты сместились в сторону военных кораблей и самолетов , оружия, которое было более благоприятно для морской войны ; атаковать через Тихий океан и защищать Империю от наступающего американского военно-морского флота. [ 52 ] [ 53 ]

Танкетка Тип 94, захваченная в битве за Окинаву

Таким образом, хотя японская армия широко применяла танки на Тихоокеанском театре военных действий, танки, с которыми столкнулись союзные войска на Тихом океане, были в основном старыми конструкциями или даже устаревшими, поскольку самые современные японские танки, такие как Type 3 Chi-Nu, были отложены. из-за материального и производственного дефицита. Даже после того, как они начали выходить с заводов, идея заключалась в том, чтобы сохранить их для защиты материка, а не распылять по обширным силам армии или флота. [ 4 ] С 1931 по 1945 год Япония произвела 6450 танков. Половина из них (3300) произведена компанией Mitsubishi. Общее количество танков, произведенных в период с 1940 по 1945 год, составляет 4424, то есть среднегодовой показатель, сопоставимый с Италией. Для такой большой и промышленно развитой страны, как Япония, это скромно. Это связано с более высоким приоритетом стали, выделяемой Имперскому флоту для строительства военных кораблей . [ 54 ] Ситуация в некоторой степени изменилась в 1944/45 году, когда Родина оказалась под все большей прямой угрозой, но было уже слишком поздно. Как и во многих проектах инновационного оружия, запущенных Японией в последние годы Второй мировой войны , производство не могло выйти за рамки небольшого количества или стадии прототипа из-за нехватки материалов и потери промышленной инфраструктуры Японии в результате бомбардировок Японии союзниками . [ 37 ] [ 55 ]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]
Модель танка «Шерман» M4A3E8, предоставленная JGSDF.

После Второй мировой войны Верховный главнокомандующий союзных держав (также известный как штаб-квартира в Японии) закрыл все военные производства и опытно-конструкторские предприятия в Японии, в результате чего страна потеряла технологии строительства и производства танков и бронетехники. Затем из-за Корейской войны Верховный главнокомандующий союзных держав приказал Японии провести повторную милитаризацию, сформировав вооруженные полицейские силы (резерв национальной полиции, позже названный силами национальной безопасности, а затем, наконец, наземные силы самообороны Японии) и предоставил M4A3E8 Sherman и Танки М24 Чаффи .

М24, хотя и был популярен среди японских экипажей, не подходил для борьбы с советскими Т-34/85 , как это было видно в Корее. Таким образом, поскольку танки в Сухопутных силах самообороны Японии (JGSDF) на тот момент были устаревшими/неадекватными, JGSDF была предоставлена ​​возможность либо закупить новые американские M46 Patton , а затем и M47 Patton , либо разработать свой собственный ОБТ в 1954 году. Из-за высокой стоимости закупки танков американского производства и того, что M47 не отвечал их требованиям, JGSDF решило разработать собственный основной боевой танк, в результате чего был разработан танк Type 61 .

Танки Тип 61 на марше в лагере Фудзи в префектуре Сидзуока в рамках совместных американо-японских учений.

Первые прототипы машин STA-1 и STA-2 были построены и испытаны к 1957 году. Результаты были использованы при разработке STA-3 и STA-4 . В 1961 году были внесены дополнительные улучшения, и началось внедрение Типа 61. [ 56 ] Первоначальный темп производства был низким: в 1962 году было произведено всего десять танков, затем увеличилось до двадцати в 1964 году и тридцати в 1965 и 1966 годах. Всего к 1970 году было произведено 250 танков, причем производство продолжалось увеличенными темпами до 1975 года, когда оно было прекращено. . Всего было выпущено 560 экземпляров. [ 56 ] Основное орудие Type 61 было нестабилизировано, поэтому стрельба на ходу была нецелесообразна, а машина не оснащена системой защиты от ядерного оружия, а также оборудованием для глубокого преодоления брода. JGSDF вместе с Mitsubishi начали исследования новой конструкции танка в 1962 году, когда стало понятно, что Тип 61 не сможет победить новейшие советские разработки, такие как Т-62 . Танки были выведены из эксплуатации в 1990-х годах: 400 находились на вооружении в 1990 году и 190 - в 1995 году. Все они были выведены из эксплуатации к 2000 году, через 39 лет после их первоначального развертывания. [ 57 ] С 1980 года Тип 61 стал дополняться более современным ОБТ Тип 74 .

Первый прототип ОБТ Тип 74 , получивший обозначение СТБ-1, был поставлен в конце 1968 года и претерпел ряд модификаций, пока в 1973 году не был поставлен окончательный прототип, получивший обозначение СТБ-6. Производство Типа 74 наконец началось в сентябре 1975 года, когда К январю 1980 года будет поставлено 225 экземпляров. Производство закончилось в 1989 году, общий объем производства составил 893 экземпляра. На посту наводчика находился цифровой компьютер управления огнем, получавший данные о дальности от дальномера командира. Патроны для основного орудия были модернизированы с HEP до APFSDS и HEAT-MP .

После принятия на вооружение Типа 74 японское командование уже искало превосходящую, полностью отечественную конструкцию танка, способную победить советский Т-72 . разработка прототипа ОБТ TK-X в качестве замены , Тип 74 В результате в период с 1976 по 1977 год началась который стал танком Тип 90 .

Тип 90 во время публичной демонстрации в артиллерийской школе JGSDF, Япония.

Тип 90 должен был полностью заменить Тип 74 , поскольку Тип 74 в целом устарел еще до того, как поступил на вооружение, но с окончанием холодной войны эти планы были свернуты. Требования к Типу 90 были выполнены в 1980 году с двумя прототипами, а в период с 1986 по 1988 год была построена вторая серия из четырех прототипов, в которую были внесены изменения, внесенные в результате испытаний первых двух прототипов. Они были вооружены 120-мм гладкоствольной пушкой Rheinmetall, также установленной на немецком Leopard 2 и, в модифицированной версии, на американском M1A1/M1A2 Abrams ОБТ .

Эти вторые прототипы использовались для разработки, а затем и для пользовательских испытаний, все из которых были завершены к 1989 году, прежде чем Япония официально признала Тип 90 в 1990 году. За исключением 120-мм гладкоствольной пушки, которая производится по лицензии компании Rheinmetall из Германия , Type 90 и его подсистемы были спроектированы и построены в Японии. Его дополнил Type 10 , который впервые поступил на вооружение в январе 2012 года. [ нужна ссылка ] Тип 10 имеет броню, состоящую из модульных компонентов, что значительно улучшает боковую броню по сравнению с Типом 90. В то время как Тип 90 использовал ту же 120-мм основную пушку Rheinmetall, что и другие западные державы, Тип 10 использует совершенно новую пушку, разработанную внутри страны. Японского сталелитейного завода. [ 58 ]

Обзор по баку

[ редактировать ]

Тип 87 Чи-И (Экспериментальный танк №1)

[ редактировать ]
вид спереди. Опытный танк №1 ( Тип 87 Чи-И ),

Разработка первого танка японской конструкции началась в июне 1925 года. В разработке принимал участие коллектив инженеров Технического бюро, в том числе майор Томио Хара, который впоследствии стал руководителем отдела разработки танков. По словам Хара, первым танком на повестке дня была разработка среднего основного боевого танка. На завершение проекта команде было выделено два года. Проектирование было завершено в мае 1926 года. [ 12 ]

Производство было приказано начать на Осаки армейском арсенале . В то время в Японии было мало тяжелой промышленности, занимавшейся производством автомобилей, поэтому возникли значительные трудности с созданием прототипа. Прототип был завершен к февралю 1927 года в установленные сроки и готов к испытаниям. [ 13 ] В ходе полигонных испытаний 20-тонный танк оказался недостаточно мощным. [ 14 ] Вес первоначального прототипа и его низкие скоростные характеристики не впечатлили Генеральный штаб Императорской армии Японии , и было выдано новое требование на более легкий танк с номинальной массой 10 коротких тонн (9,1 метрической тонны). Новая конструкция была создана по образцу танка Vickers Medium Mark C , который был закуплен японской армией в марте 1927 года. [ 59 ]

Танк имел сложную систему подвески в форме параллелограмма с двумя парами опорных колес на рессорной схеме. [ 60 ] Хара разработал с коленчатым рычагом ножничную подвеску , которая соединяла колеса тележки и соединяла их с винтовой пружиной, установленной горизонтально снаружи корпуса. Эта подвеска стала стандартной для большинства японских танков, спроектированных впоследствии, и ее можно увидеть, например, на легком танке Type 95 Ha-Go и Type 97 Chi-Ha . [ 31 ]

Танкетка Тип 94

[ редактировать ]
Танкетка поздней модели Тип 94

IJA , а несколько танкеток Carden Loyd заказала в Великобритании также несколько французских автомобилей Renault UE Chenillette и провела их полевые испытания. [ 19 ] IJA определило, что британские и французские машины слишком малы, чтобы их можно было использовать на практике, и начало планировать создание более крупной версии Tokushu Keninsha (ТК, что означает «Специальный трактор»). [ 19 ]

Результатом первой попытки стал Type 92 Jyu-Sokosha для использования кавалерией . Однако японские пехотные командиры посчитали, что подобная машина будет полезна в качестве машины поддержки транспорта, разведки и связи внутри пехотных дивизий. [ 61 ]

Опытный образец был построен в 1934 году. ТК представлял собой небольшую легкую гусеничную машину с башней, вооруженной одним пулеметом . Для перевозки грузов он задействовал прицеп с боеприпасами. [ 62 ] После испытаний в Маньчжоу-Го и Японии конструкция была стандартизирована как танкетка Тип 94. Он был переклассифицирован в Тип 94 (Тип 2594; танкетка) и предназначался для «разведки», но также мог использоваться для поддержки атак пехоты и транспортировки припасов. [ 27 ] [ 26 ] Он поступил на вооружение в 1935 году. Легкий Тип 94 был «заточен» для эксплуатации в Китае . [ 28 ] Он использовался для поддержки пехоты и разведки пехотных дивизий. [ 19 ] Танкетка Тип 94 доказала свою эффективность в Маньчжурии и других местах, поскольку Китайская национально-революционная армия состояла всего из трех танковых батальонов, способных противостоять им. Как и почти все отечественные танкетки, построенные в 1920-х и 1930-х годах, они имели тонкую броню и часто могли быть пробиты стандартным огнем стрелкового оружия. [ 63 ]

Варианты включали машину для дезинфекции Тип 94 и машину для разбрасывания газов Тип 94 , которая представляла собой танкетку Тип 94, приспособленную для ведения химической войны . Танкетка использовалась как «тягач», где она могла тянуть либо сконфигурированную независимую гусеничную мобильную машину для распыления жидких химикатов, либо соответствующую гусеничную мобильную машину для дезинфекции противохимических веществ. Версия машины для распыления газа могла рассеивать химический агент горчичного газа на ширину 8 м, а версия машины для дезинфекции рассеивала « белящий порошок для противодействия отравляющему газу» или патогенные агенты. [ 25 ] [ 64 ]

Танкетка Тип 97 Те-Ке

[ редактировать ]
Type 97 Te-Ke в Новой Британии

Легкий бронеавтомобиль Тип 97 Те-Ке ( Type 97 Light Armored Car Teke , Kyū-nana-shiki kei sokosha Teke ) представлял собой танкетку, спроектированную как быстрая разведывательная машина, [ 65 ] и был заменой более раннего Тип 94 ТК . [ 66 ]

Хотя шасси было похоже по внешнему виду, конструкция Типа 97 отличалась от Типа 94 в нескольких существенных областях. Двигатель был перенесен назад, а орудийная башня (и командир) переместилась в середину танкетки, а механик-водитель расположился с левой стороны корпуса. Это дало двум мужчинам лучшую позицию для общения друг с другом. [ 66 ] Как и в Типе 94, салон был облицован теплоизоляционными асбестовыми листами.

Основным вооружением являлась 37-мм танковая пушка Тип 94 , боезапас 96 снарядов, длина ствола 136 см (L36,7), угол обстрела ЭЛ от -15 до +20 градусов, угол обстрела АЗ 20 градусов, начальная скорость 600 м/с, бронепробиваемость 45 мм/300 м, что также использовалось Type 95 Ha-Go . Однако из-за дефицита производства этого оружия на большинстве машин вместо него устанавливался 7,7-мм пулемет Тип 97 . [ 67 ]

Тип 97 заменил на сборочном конвейере Тип 94 в 1939 году. Он в основном предназначался для разведывательных полков и, как и танки армии США до 1941 года, не был предназначен для поражения танков противника. [ 68 ] [ 69 ] Потому что это была разведывательная машина, созданная для скорости, а не прямого боя , [ 65 ] его корпус и башня были рассчитаны всего на двух членов экипажа; оставив командиру танкетки заряжать и стрелять из основного орудия. Как и большинство танкеток, ей сильно не хватало броневой защиты, и она была жертвой любого противотанкового оружия того времени. [ 29 ]

Варианты включали дезинфицирующую машину Тип 97 и газоразбрасывающую машину Тип 97 , приспособленную для применения химического оружия . Type 98 So-Da БТР предназначен для использования в качестве бронетранспортера и подвозчика боеприпасов. [ 70 ] Также Тип 100 Те-Ре предназначен для использования в качестве машины артиллерийского наблюдения. [ 71 ]

Средний танк Тип 89 Чи-Ро

[ редактировать ]
Тип 89 «I-Go» на выставке в Музее артиллерийских вооружений армии США.

В IJA решили, что Тип 87 Chi-I слишком тяжел (20 тонн) и слишком медленный, чтобы его можно было использовать в качестве основного танка. Type 89 Chi-Ro (также известный как Type 89 I-Go ) был разработан для преодоления этих недостатков. [ 15 ] Новая конструкция весила 12,8 тонны и использовала более прочные и легкие стальные пластины вместо железной брони Типа 87. Вооружение — 57-мм пушка Тип 90 и два 6,5-мм пулемета Тип 91 . [ 72 ] Прототип Type 89 был завершен в 1929 году, а производство началось в 1931 году, что сделало этот танк первым серийно производимым в Японии. [ 30 ]

водяного охлаждения Тип 89 имел два варианта — «Ко» («А»), в котором использовался бензиновый двигатель , и «Оцу» («В») с дизельным двигателем воздушного охлаждения и улучшенной лобовой броней. [ 30 ] Всего из двух модификаций было выпущено 113 танков «Ко» и 291 танк «Оцу». [ 69 ] Тип 89 служил в японских пехотных дивизиях и впервые был использован в боевых действиях в Китае во время Первой битвы за Шанхай в 1932 году. [ 73 ] Он использовался для операций во Второй китайско-японской войне . Поскольку к концу 1930-х годов Тип 89 быстро устарел, IJA начала программу по разработке замены танка для поддержки пехоты . IJA также интересовалась более легким и менее дорогим прототипом Type 97 Chi-Ni, предложенным Армейским арсеналом Осаки, который имел ту же 57-мм пушку. [ 48 ] Однако с началом войны с Китаем 7 июля 1937 года бюджетные ограничения мирного времени были сняты, и модель Mitsubishi «Чи-Ха» была принята армией в качестве нового среднего танка Тип 97 в качестве замены Тип 89. . [ 48 ]

Легкий танк Тип 95 Ха-Го

[ редактировать ]
Тип 95 Ha-Go в Новой Британии после капитуляции в 1945 году.

Тип 95 Ha-Go (также известный как Type 97 Ke-Go ) [ 74 ] был заменой среднего танка Тип 89, который считался слишком медленным для механизированной войны. Прототипы были построены компанией Mitsubishi, а производство началось в 1936 году, к концу войны было построено 2300 экземпляров. [ 35 ] Он был вооружен 37-мм основной пушкой и двумя 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметами, один в кормовой части башни, а другой - в корпусе. Тип 95 весил 7,4 тонны и имел трех членов экипажа. [ 75 ] [ 76 ]

Он служил на всем Тихоокеанском театре военных действий, включая Вторую китайско-японскую войну в Китае, во время битвы на Халхин-Голе ( Номонган ) против Советской Красной Армии в 1939 году. [ 77 ] и против британской армии в Бирме и Индии . [ 78 ] Кроме того, он участвовал в боях на многих островах Тихого океана, таких как Гуадалканал , Марианские острова и Иводзима . Было построено несколько вариантов, среди них: прототип Type 3 Ke-Ri , на котором была установлена ​​57-мм танковая пушка Type 97; Type 4 Ke-Nu , переоборудованный с более крупной башней Type 97 Chi-Ha с 57-мм танковой пушкой Type 97; и Type 5 Ho-Ru , прототип самоходки, аналогичной немецкому Hetzer , но с 47-мм танковой пушкой Type 1 . [ 79 ]

Легкий танк Тип 98

[ редактировать ]
Легкий танк Тип 98А Ке-Ни

Легкий танк Тип 98 Кэ-Ни ( Тип 98 легкий танк Кени , Кюхати-сики кэйсенша Кэ-Ни ) был разработан для замены Тип 95 Ха-Го легкого танка . Его также называют Тип 98 Чи-Ни легким танком . по некоторым источникам. [ 80 ] Он был разработан в 1938 году для устранения недостатков конструкции Type 95, уже очевидных из боевого опыта в Маньчжоу-Го и Китае во время Второй китайско-японской войны . осознал Генеральный штаб Императорской армии Японии , что Тип 95 уязвим для огня крупнокалиберных пулеметов (12,7 мм/0,5 дюйма), поэтому определил разработку нового легкого танка с таким же весом, как Тип 95, но с более толстым корпусом. нужна была броня. [ 81 ]

Несмотря на то, что прототип «Chi-Ni Model A» компании Hino Motors был принят после полевых испытаний как новый легкий танк Type 98, серийное производство началось только в 1942 году. [ 81 ] Тип 98 имел двухместную башню, усовершенствованную асимметричную башню, использовавшуюся на Типе 95, с 37-мм танковой пушкой Тип 100 с начальной скоростью 760 м/с (2500 футов/с) и 7,7-мм танковой пушкой. пулемет в спаренной установке. [ 80 ] Всего было построено 104 Type 98: 1 в 1941 году, 24 в 1942 году и 79 в 1943 году. [ 82 ] Одним из вариантов прототипа, построенного в 1941 году, был Type 98 Ta-Se , зенитный танк, на котором была установлена ​​переоборудованная 20-мм зенитная пушка Type 98 . [ 83 ]

Легкий танк Тип 2 Ке-То

[ редактировать ]
Легкий танк Тип 2 Ке-То

( Легкий танк Type 2 Ke-To 式軽戦車 ケト , Nishiki keisensha Ke-To ) был разработан Императорской японской армией во время Второй мировой войны как усовершенствование существующего Type 98 Ke-Ni . Разработка Типа 2 продолжалась с усовершенствованной 37-мм пушкой Тип 1 в увеличенной башне. [ 81 ] Однако производство началось только в 1944 году, и к тому времени Япония отчаянно нуждалась в стали (в основном из-за подводной войны США ). Это, в сочетании с американской кампанией стратегических бомбардировок , опустошившей промышленную инфраструктуру, что, будучи добавлено к IJN приоритету по строительству военных кораблей , дало военным понять, что легкий танк Тип 95 сохранит свое преимущество в сборке. линии. Несмотря на устаревший тип 95, он был экономически выгоден и очень надежен. К концу войны было построено всего 34 танка «Тип 2 Ке-То». [ 84 ] Известно, что ни один легкий танк Тип 2 Ke-To не участвовал в боевых действиях до капитуляции Японии. [ 85 ]

Легкий танк Тип 4 Ке-Ну

[ редактировать ]
Легкий танк Тип 4 Ке-Ну

Легкий танк Тип 4 Кэ-Ну ( 四式軽戦車ケヌ , Ён-сики кэйсенша Кену ) — инновация, созданная с целью увеличения количества лёгких танков, имеющихся в распоряжении передовых пехотных дивизий Императорской японской армии во Второй мировой войне . Благодаря модернизации средних танков Type 97 Chi-Ha , в которой его 57-мм орудийные башни были заменены на 47-мм высокоскоростные артиллерийские башни, затем стали доступны 57-мм орудийные башни для установки на Type 95 Ha-Go корпуса легких танков ; создав таким образом новый легкий танк. [ 81 ]

Первоначальная версия среднего танка Тип 97 Чи-Ха была вооружена 57-мм танковой пушкой с низкой начальной скоростью . Опыт боевых действий против Советской Красной Армии в 1939 году показал, что это орудие неспособно противостоять бронетехнике противника, и была разработана новая, более скоростная 47-мм танковая пушка. Это орудие было установлено в новой башне корпуса среднего танка Type 97 Chi-Ha для создания версии Type 97- Kai Shinhoto. [ 86 ] В результате осталось большое количество лишних башен Type 97 Chi-Ha, которые позже были переоборудованы на шасси устаревшего танка Type 95 Ha-Go, вооруженного 37-мм танковой пушкой. В результате переоборудования танк получил немного большую огневую мощь, но в результате модернизации его общий вес увеличился до 8,4 тонны. [ 87 ] Это снизило максимальную скорость танка до 40 км/ч. Легкий танк получил обозначение Тип 4 Ке-Ну, всего в 1944 году было переоборудовано около 100 единиц. [ 88 ] [ 89 ]

Средний танк Тип 97 Чи-Ха

[ редактировать ]
Тип 97 Синхото Чи-Ха в Музее артиллерийских вооружений армии США

Средний танк Тип 97 Чи-Ха ( 九七式中戦車 チハ , Кюнана-сики чу-сенша чиха ) был самым массовым японским средним танком Второй мировой войны , с броней по бортам башни около 25 мм и 30-мм броней. мм на орудийном щите, который в 1930-е годы считался средней защитой. [ 90 ] [ 48 ] 57-мм танковая пушка Тип 97 представляла собой улучшенную версию (по функциям и долговечности) 57-мм основной пушки Тип 90, использовавшейся в среднем танке Тип 89 . Орудие предназначалось для поддержки пехоты , а дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 170 л.с. был подходящим двигателем для танка в 1938 году. [ 91 ] Количество произведенных средних танков Type 97 было немного ниже, чем производство легких танков Type 95 Ha-Go, но больше, чем у любого другого среднего танка, стоящего на вооружении Японии . [ 35 ] Компания Mitsubishi выпустила около 3000 экземпляров Type 97 Chi-Ha, включая несколько типов специализированных танков . [ 92 ]

Недостатки Type 97 Chi-Ha, вооруженного тихоходной 57-мм пушкой, стали очевидны во время боев на Халхин-Голе против Советского Союза в 1939 году . [ 47 ] 45-мм пушка советских БТ-5 и БТ-7. танков [ 93 ] опередил 57-мм танковую пушку, что привело к тяжелым потерям японцев. Это убедило армию в необходимости более мощного орудия. [ 94 ] С 1942 года Модель 97 оснащалась высокоскоростной 47-мм танковой пушкой Тип 1 , установленной в более крупной трехместной башне. [ 95 ] Эта версия получила обозначение Shinhoto Chi-Ha («новая башня»). [ 95 ] Танки Type 97 Shinhoto Chi-Ha впервые были применены в бою во время сражения у острова Коррегидор на Филиппинах в 1942 году. [ 96 ] Он продолжал служить против союзных войск в Тихом океане и Восточной Азии, а также против Советского Союза во время конфликта в Маньчжурии в июле-августе 1945 года. [ 90 ] Несмотря на то, что 47-мм высокоскоростная пушка уязвима для противостоящих танков союзников ( американские M3 Lee/британские M3 Grant , M4 Medium и T-34 ), она все же дала Синхото Чи-Ха шанс сражаться против них и считается лучшей Японский танк, участвовавший в «боевой службе» в войне на Тихом океане . [ 49 ] [ 97 ]

Средний танк Тип 1 Чи-Хе

[ редактировать ]
Средний танк Тип 1 Чи-Хе

Тип 1 Chi-He был разработан в 1942 году для замены Типа 97. Трехместная башня и 47-мм пушка Типа 1 были модернизированы на модифицированном корпусе Типа 97, который уже производили заводы. Type 1 Chi-He был первым японским танком, оснащенным радиостанцией в качестве стандартного оборудования каждого танка, что устраняло необходимость использования сигнальных флажков . [ 98 ] По сравнению с Типом 97, Тип 1 Чи-Хе был немного длиннее и выше. Его наклонная и более толстая лобовая броня была сварной, а не клепанной. Добавление лобовой брони и пятого члена экипажа увеличило массу, но «обтекаемость» корпуса снизила прибавку всего до 1,5 тонн. [ 99 ] Кроме того, его двигатель выдавал на 70 лошадиных сил больше, чем двигатель Type 97. [ 100 ]

Хотя Тип 1 Chi-He превосходил Тип 97 как по скорости, так и по броневой защите, производство началось только в 1943 году из-за более высокого приоритета стали, выделяемой Имперскому флоту для строительства военных кораблей . В дальнейшем производство танка было прекращено менее чем через год в пользу среднего танка Type 3 Chi-Nu , поскольку Type 1 Chi-He по-прежнему уступал американскому M4 Sherman . [ 101 ] Всего с 1943 по 1944 год было построено 170 единиц, но боевого применения они не видели, так как были направлены на оборону родных японских островов . [ 102 ]

Средний танк Тип 3 Чи-Ну

[ редактировать ]
Тип 3 Чи-Ну в артиллерийской школе JGSDF , Япония

Средний танк Тип 3 «Чи-Ну» был срочно разработан для противодействия американскому среднему танку М4 «Шерман» . Первоначально следующим разрабатываемым танком на замену Chi-He был средний танк Type 4 Chi-To . Однако разработка Типа 4 «Чи-То» затянулась, и потребовался «промежуточный танк». [ 9 ] Разработка Chi-Nu произошла в 1943 году. Низкий приоритет танков, а также нехватка сырья привели к тому, что Type 3 не поступил в производство до 1944 года. Это была последняя конструкция, основанная непосредственно на линии Type 97. [ 102 ] [ 103 ]

Chi-Nu сохранил то же шасси и подвеску, что и Type 1 Chi-He , но с новой большой шестиугольной орудийной башней и командирской башенкой. [ 104 ] Основное вооружение — 75-мм танковая пушка Тип 3 — была создана на базе японской полевой пушки Тип 90 . [ 103 ] Самая толстая броня в лобовой части корпуса составляла 50 мм; у него также было 25 мм на башне, 25 мм на бортах и ​​20 мм на задней палубе. [ 105 ] Учитывая тот факт, что доступного сырья было очень мало, а большая часть промышленной инфраструктуры Японии была разрушена американскими стратегическими бомбардировками в 1945 году, объем производства был серьезно сокращен. [ 106 ] [ 107 ] Chi-Nu был последним танком IJA, производство которого продолжалось до конца войны. Произведенные танки были отправлены на японские острова для защиты от планируемого вторжения союзников . [ 108 ]

Средний танк Тип 4 Чи-То

[ редактировать ]
Средний танк Тип 4 Чи-То

Средний танк Тип 4 Чи-То ( 四式中戦車 チト , Yonshiki chūsensha Chi-To ) был одним из нескольких новых средних и тяжелых танков, разработанных Императорской японской армией к концу Второй мировой войны . Это был самый совершенный японский танк военного времени, дошедший до стадии производства. [ 109 ]

Тип 4 «Чи-То» представлял собой тридцатитонный цельносварной танк с максимальной толщиной брони около 75 мм. Он был намного крупнее Type 97 Chi-Ha, имел более длинное, широкое и высокое шасси, поддерживаемое семью опорными катками с каждой стороны. [ 106 ] [ 110 ] Бензиновый двигатель мощностью 400 л.с. (300 кВт) был значительно мощнее, чем двигатель мощностью 180 кВт (240 л.с.) Type 3 Chi-Nu , обеспечивая максимальную скорость 45 км/ч (28 миль в час). Танк имел запас хода 250 км (160 миль). [ 111 ] Основное вооружение, 75-мм танковая пушка Тип 5 , было основано на 75-мм зенитной пушке Тип 4 , которая, в свою очередь, была по сути копией 75-мм зенитной пушки Bofors Model 1929, размещенной в большой мощной, хорошо бронированной шестиугольной пушке. турель . В передней части корпуса устанавливался один крупнокалиберный танковый пулемет Тип 97 , для второго на борту башни имелась шаровая установка. Два танка Тип 4 «Чи-То» были построены до конца войны . Ни один из построенных танков боевого применения не применялся. [ 106 ] [ 112 ]

Средний танк Тип 5 Чи-Ри

[ редактировать ]
Неполный прототип Type 5 Chi-Ri, захваченный американскими войсками

Средний танк Тип 5 «Чи-Ри» ( 五式中戦車 , Го-сики чусенша Чи-ри ) — новейший средний танк, разработанный Императорской японской армией во Второй мировой войне . Задуманный как более тяжелая, удлиненная и мощная версия сложного японского среднего танка Type 4 Chi-To , по характеристикам он был разработан, чтобы превзойти американские средние танки M4 Sherman , находящиеся на вооружении союзных войск . Он должен был оснащаться двигателем Kawasaki Type 98 мощностью 800 л.с. Ha-9-IIb, перенастроенным для танка на 550 л.с. Первоначально танк должен был быть оснащен той же 75-мм танковой пушкой Тип 5, что и на Тип 4 «Чи-То», а также 37-мм танковой пушкой Тип 1, установленной в передней части корпуса. [ 106 ] [ 113 ] [ 114 ] 88-мм орудие (на базе 88-мм зенитной пушки Тип 99 ). В конечном итоге в башне планировалось установить [ 106 ] [ 114 ] Существовали также планы по созданию варианта, известного как Type 5 Chi-Ri II , который должен был иметь дизельный двигатель и использовать 75-мм танковую пушку Type 5 в качестве основного вооружения. [ 115 ]

Наряду со средними танками Type 4 Chi-To, Type 5 Chi-Ri изначально рассматривался для использования в финальной защите японских островов от ожидаемого вторжения союзников . Однако от проекта отказались, чтобы высвободить человеческие силы и критически важные ресурсы и сконцентрироваться на разработке и производстве более практичного среднего танка Type 4 Chi-To. [ 106 ] [ 116 ] Как и во многих проектах инновационного оружия, запущенных Японией в последние месяцы Второй мировой войны, производство не могло развиваться из-за нехватки материалов и потери промышленной инфраструктуры Японии в результате бомбардировок Японии союзниками . [ 55 ] После окончания войны на Тихом океане неполный прототип Type 5 был захвачен американскими войсками во время оккупации Японии . [ 106 ] [ 116 ]

ОИ сверхтяжелый танк

[ редактировать ]

Экспериментальный ОИ имел четыре сверхтяжелый танк башни, весил более 120 тонн и требовал экипажа из 11 человек. [ 117 ] [ 118 ] Его длина составляла 10 метров, ширина — 4,2 метра, а общая высота — 4 метра. Максимальная толщина брони составляла 200 мм, максимальная скорость танка составляла 25 км/ч. Он имел два бензиновых двигателя и должен был быть вооружен в центральной главной башне модифицированной 105-мм пушкой Тип 92, а также иметь несколько башен меньшего размера на корпусе в передней и задней части корпуса. [ 119 ] По словам Акиры Такидзавы (в соответствии с первоначальными планами), в качестве дополнительного вооружения две передние подбашни были спроектированы так, чтобы каждая из них могла нести по 70-мм пушке, а задняя подбашня была спроектирована для установки двух 7,7-мм пулеметов Тип 97. [ 118 ] Сообщалось, что был построен прототип ОИ без башни, но проект закрылся после того, как танк оказался «непрактичным». [ 118 ] Полная история разработки прототипа ОИ неизвестна, и никаких изображений ОИ не существует. [ 106 ] [ 117 ] [ 118 ]

Танки-амфибии

[ редактировать ]
Экспериментальный плавающий танк SR II Ro-Go

В 1930-х и 1940-х годах японцы разработали и выпустили ряд проектов плавающих танков. [ 38 ] несколько экспериментальных моделей, таких как бронеавтомобиль-амфибия Sumida (AMP), SR I-Go , SR II Ro-Go и SR III Ha-Go Первоначально это был армейский проект, для оценки концепции было произведено . Каждая серия SR представляла собой плавающие танки массой от 3,6 до 7 тонн, с экипажем от 2 до 3 человек и вооружением пулеметами. [ 120 ] В 1940 году Императорский флот Японии взял на себя разработку амфибийных машин, поскольку планировал крупную кампанию в Тихом океане с десантными операциями и поэтому нуждался в транспортных средствах, которые могли бы поддержать высадку. [ 121 ]

Плавающий танк Тип 2 Ка-Ми с прикрепленными к нему плавучими секциями
Плавающий танк Тип 3 Ка-Чи

Тип 1 Ми-Ша, также известный как «Плавающий танк Тип 1 Ка-Ми», был первым выпущенным прототипом IJN. Mitisubishi использовал знания, полученные в ходе бывшей программы SR IJA. [ 121 ] В число произведенных танков IJN входили такие прототипы, как Тип 1 Ми-Ша и Тип 5 То-Ку . [ 122 ] Серийные плавающие танки включали Тип 2 Ка-Ми и Тип 3 Ка-Чи ; в то время как другие амфибийные транспорты включали болотоход FB и БТР Type 4 Ka-Tsu . Все это для использования японскими специальными военно-морскими десантными силами (SNLF) в кампаниях на Тихом океане. [ 121 ] [ 123 ]

Экспериментальная конструкция Типа 1 Ми-Ша привела к созданию Типа 2 Ка-Ми , который был основан на шасси легкого танка Тип 95 Ха-Го . [ 121 ] Тип 2 Ка-Ми был первым серийным японским плавающим танком, хотя начиная с 1942 года было построено всего от 182 до 184 единиц. [ 82 ] [ 124 ] Ка-Ми Тип 2 впервые были применены в боях на Гуадалканале. Позже они столкнулись с американскими войсками в боях на Маршалловых и Марианских островах ; особенно на Сайпане , где они поддержали Йокосука специальный военно-морской десант базы в его неудавшейся десантной операции. Они также использовались для поддержки SNLF во время боев на филиппинском острове Лейте в конце 1944 года. [ 125 ]

Танк -амфибия Тип 3 Ка-Чи был основан на значительно модифицированном среднем танке Тип 1 Чи-Хе и представлял собой более крупную и боеспособную версию более раннего плавающего танка Тип 2 Ка-Ми. [ 123 ] Тип 3 «Ка-Чи» имел полезную мощность для спуска на воду с подводной лодки , что позволяло ему решать все более сложную задачу по дневному подкреплению изолированных островных гарнизонов в южной части Тихого океана и в Юго-Восточной Азии . Однако, учитывая тот факт, что основными приоритетами ВМФ было производство военных кораблей и самолетов, а также отсутствие каких-либо определенных планов дополнительных десантных операций, производство Type 3 Ka-Chi оставалось очень низким приоритетом. [ 126 ] За время войны было построено всего от 12 до 19 танков Тип 3 Ка-Чи. [ 82 ] [ 127 ]

Type 5 To-Ku представлял собой большой и тяжелый прототип, основанный на шасси Type 5 Chi-Ri и Type 3 Ka-Chi. Он имел обширную броневую защиту и был оснащен модифицированной башней по типу той, что использовалась на среднем танке Type 97 Shinhoto Chi-Ha , с установленной 25-мм пушкой Type 1. Кроме того, в передней части корпуса была установлена ​​47-мм танковая пушка Тип 1 . [ 128 ]

Истребители танков и штурмовые орудия

[ редактировать ]

Танк Type 1 Ho-Ni I Gun

[ редактировать ]
Истребитель танков Тип 1 Ho-Ni I

Танк Type 1 Gun Ho-Ni I (一式砲戦車 ホニ I, Isshiki ho-sensha Ho-NiI?) — истребитель танков и самоходная артиллерийская установка, разработанная Императорской японской армией для использования во время Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий. . Когда подразделения японской армии начали сталкиваться с передовыми союзников средними танками , такими как M4 Sherman , стало очевидно, что японскому Type 97 Chi-Ha основному боевому танку не хватает достаточной брони или вооружения, чтобы справиться с этой угрозой, и были начаты работы над ним. вариант истребителя танков. [ 129 ] [ 130 ]

Истребитель танков Тип 1 Ho-Ni II

Тип 1 Ho-Ni I был разработан с использованием существующего шасси и двигателя Тип 97 и заменой орудийной башни установленной 75-мм полевой пушкой Тип 90, в открытом каземате только с лобовой и бортовой броней, что сделало его очень уязвимым в бою. ближний бой. [ 129 ] Установка 75-мм полевой пушки Тип 90 допускала угол поворота 20 градусов в обе стороны и угол возвышения от -5 до +25 градусов. [ 131 ] Планировалось, что САУ серии «Хо-Ни» войдут в состав роты огневой поддержки в каждом из танковых полков. [ 130 ] [ 132 ] Производство Type 1 Ho-Ni I началось в 1942 году. Впервые он был использован в бою во время битвы при Лусоне на Филиппинах в 1945 году, но, как и остальная часть японской бронетехники, потерпел поражение в бою против превосходящих сил армии США. . [ 133 ] [ 134 ]

Один из произведенных вариантов был известен как Type 1 Ho-Ni II , на котором была установлена ​​105-мм гаубица Type 91. Он имел несколько измененную надстройку, вплоть до бортовой брони, с перенесенными смотровыми козырьками. [ 135 ] Эта версия была запущена в производство в 1943 году. Общее ограниченное количество выпущенных машин Type 1 Ho-Ni I и Ho-Ni II составило 80 единиц. [ 129 ]

Танк Тип 2 Ho-I Gun

[ редактировать ]
Пушечный танк Тип 2 Ho-I

Танк поддержки Type 2 Gun Ho-I ( 二式砲戦車 ホイ , Ni-shiki hōsensha Ho-I ) был производным от Type 97 Chi-Ha средних танков Императорской японской армии во Второй мировой войне . По своей концепции схожий с ранним вариантом немецкого Panzer IV , он был спроектирован как самоходная гаубица для обеспечения непосредственной огневой поддержки стандартных японских средних танков с дополнительной огневой мощью против противотанковых укреплений противника. [ 136 ]

После опыта войны в Китае японские планировщики хотели, чтобы бронемашина с более мощным вооружением могла быть полезна против укрепленных позиций противника, таких как доты. Начались работы по установке 75-мм горной пушки Тип 41 на шасси среднего танка «Чи-Ха». Адаптированная горная пушка, известная как 75-мм танковая пушка Тип 99, была завершена в 1940 году. После этого короткоствольная 75-мм пушка Тип 99 была установлена ​​в орудийную башню Тип 97-Кай на шасси Тип 97 для построенного прототипа. . Серийная модель использовала шасси среднего танка Тип 1 Чи-Хе и имела дополнительное вооружение в виде одного 7,7-мм крупнокалиберного танкового пулемета Тип 97 в корпусе. [ 137 ] [ 138 ] Для развертывания орудийный танк предполагалось использовать в роте огневой поддержки каждого из танковых полков. В 1944 году всего была выпущена 31 единица. [ 137 ] Известно, что ни один артиллерийский танк Тип 2 Ho-I не участвовал в боях до капитуляции Японии. [ 136 ]

Истребитель танков Тип 3 Ho-Ni III

[ редактировать ]
Истребитель танков Тип 3 Ho-Ni III

Type 3 Ho-Ni III ( 三式砲戦車 ホニIII , San-shiki hōsensha ) Пушечный танк — истребитель танков и самоходная артиллерийская установка Императорской японской армии во Второй мировой войне . Тип 3 Ho-Ni III заменил в производстве Type 1 Ho-Ni I и его вариант Type 1 Ho-Ni II. Это обеспечивало лучшую защиту экипажа за счет полностью закрытой надстройки. Он также должен был заменить Type 2 Ho-I для огневой поддержки. В Type 3 Ho-Ni III использовалось шасси Type 97. [ 139 ]

Основным вооружением Type 3 Ho-Ni III была 75-мм танковая пушка Type 3 , созданная на базе 75-мм полевой пушки Type 90 , которая также использовалась в среднем танке Type 3 Chi-Nu . [ 140 ] [ 141 ] Предыдущие артиллерийские танки Type 1 Ho-Ni I, Type 1 Ho-Ni II и Type 2 Ho-I не были по-настоящему оптимизированными конструкциями. Полностью закрытый и бронированный каземат Type 3 Ho-Ni III с более мощной 75-мм танковой пушкой Type 3 был призван решить эти проблемы, и заказ на 57 единиц был размещен у Hitachi Ltd. [ 139 ] Хотя производство началось в 1944 году, оно было затруднено из-за нехватки материалов и бомбардировок Японии во время Второй мировой войны . [ 142 ] [ 143 ] Всего было построено 31 единица. [ 129 ] Истребители танков Type 3 Ho-Ni III были приписаны к различным боевым частям, большинство из которых были дислоцированы на японских островах для защиты от планируемого вторжения союзников . Поскольку капитуляция Японии произошла до этого вторжения, нет никаких записей об использовании Type 3 Ho-Ni III в реальных боевых действиях. [ 100 ] [ 144 ]

15см САУ Тип 4 Хо-Ро, вид сбоку

15-см САУ Тип 4 Хо-Ро ( по-японски: 4 Type 15 Self-Propelled Gun Holo , Императорская японская армия Тип 4 15-см самоходная пушка Хо-Ро ) представляла собой самоходную артиллерийскую установку, использовавшую модифицированное шасси Тип 97. На этой платформе 150-мм гаубица Тип 38 . устанавливалась [ 100 ] Основное орудие могло стрелять снарядами Type 88 APHE и HEAT . Учитывая казнозарядное устройство, максимальная скорострельность составляла всего 5 выстрелов в минуту. [ 145 ] Угол возвышения орудия был ограничен конструкцией шасси до 30 градусов. Другие проблемы конструкции включали тот факт, что, хотя расчет орудия был защищен орудийным щитом с толщиной брони 25 мм спереди, щит с толщиной брони 12 мм простирался лишь на очень небольшое расстояние по бокам; оставляя остальные стороны и спину открытыми. Кроме того, «Хо-Ро» не имел никакого дополнительного вооружения, например пулемета , что делало его уязвимым в ближнем бою. [ 146 ] Было выпущено около 12 единиц. [ 145 ] [ 147 ]

Type 4 Ho-Ro был срочно принят на вооружение, развернут и участвовал в боях в составе 2-й танковой дивизии во время Филиппинской кампании . [ 148 ] Остальные подразделения были переброшены на Окинаву по одному и по два для защиты острова во время битвы за Окинаву , но их численность была значительно меньше американской артиллерии. [ 149 ]

Истребитель танков Тип 5 На-То

[ редактировать ]
Истребитель танков Тип 5 На-То

Type 5 Na-To ( 五式砲戦車 , Go-shiki hōsensha ) — предпоследний истребитель танков, разработанный Императорской японской армией на заключительном этапе Второй мировой войны . Тип 5 На-То использовал шасси Тип 4 Чи-Со среднего гусеничного бронетранспортера . Надстройка имела открытый верх и корму, с закрытой бронированной кабиной водителя. Для Тип 5 На-То была добавлена ​​«экранированная платформа» для основного орудия. [ 150 ] Его основное противотанковое вооружение состояло из 75-мм танковой пушки Тип 5 , той же пушки, которая использовалась на среднем танке Тип 4 Чи-То . Орудие представляло собой вариант японской 75-мм зенитной пушки Тип 4 . [ 151 ] [ 152 ] [ 153 ]

К концу войны на Тихом океане японские полевые командиры поняли, что ничто из имеющегося на вооружении японской армии не сможет противостоять все более совершенным танкам и бронетехнике, имеющимися на вооружении союзников , и что более мощная версия Type 3 Ho- Ni III был необходим. Была ускорена разработка новой конструкции, которая была завершена в 1945 году. [ 151 ] Японская армия немедленно выпустила заказ на 200 единиц, которые должны были быть построены в 1945 году. [ 153 ] Однако к тому времени производство было невозможно из-за нехватки материалов и бомбардировок Японии во время Второй мировой войны было построено только две единицы , и к моменту капитуляции Японии . Ни один из них не использовался в бою. [ 100 ] [ 153 ]

Экспериментальный истребитель танков Тип 5 «Хо-Ри»

[ редактировать ]
Масштабная модель макета Type 5 Ho-Ri I

« Хо-Ри» представлял собой более мощный истребитель танков (пушечный танк), использовавший 105-мм пушку вместо 75-мм конструкции с дополнительной 37-мм пушкой, установленной в передней части корпуса. Ho-Ri должен был использовать шасси среднего танка Type 5 Chi-Ri и иметь экипаж из шести человек. [ 151 ] Надстройка главного орудия размещалась сзади и имела наклонную броню толщиной до 30 мм; Двигатель располагался в центральной части шасси, а место водителя - в передней части корпуса. По конструкции полностью аналогичен немецкому Ferdinand/ Elefant тяжелому истребителю танков . [ 154 ] Другая версия должна была иметь спаренную 25-мм зенитную пушку, установленную на верхней части задней надстройки. [ 155 ] Было изготовлено и испытано 105-мм основное орудие. [ 100 ] Однако, по данным многочисленных источников, прототипы Хо-Ри так и не были построены. [ 100 ] [ 151 ] [ 156 ]

Еще одним запланированным вариантом стал истребитель танков Ho-Ri II . Предполагалось использовать то же шасси танка Тип 5 «Чи-Ри». Квадратная надстройка для основной 105-мм пушки должна была составлять единое целое с бортами корпуса и располагаться в центре шасси (по конструкции аналогично немецкому « Ягдтигру» ). [ 100 ] [ 157 ]

Танки после Второй мировой войны

[ редактировать ]

Японский танк Тип 61

[ редактировать ]
Танк Тип 61 на выставке в Артиллерийской школе JGSDF

Тип 61 ( японский : ろくいちしきせんしゃ Кандзи : 61式戦車) — основной боевой танк (ОБТ), разработанный и используемый Сухопутными силами самообороны Японии (JGSDF), построенный Mitsubishi Heavy Industries . Разработка началась в 1955 году, а впервые машина была принята на вооружение в апреле 1961 года. Номер типа соответствует году выпуска. Первоначальный темп производства был низким: в 1962 году было произведено всего десять танков, затем увеличилось до двадцати в 1964 году и тридцати в 1965 и 1966 годах. Всего к 1970 году было произведено 250 танков, причем производство продолжалось увеличенными темпами до 1975 года, когда оно было прекращено. . Всего было выпущено 560 экземпляров. [ 56 ] Тип 61 имеет традиционную компоновку, с центральной башней и двигателем, расположенным в кормовой части корпуса. Танк имеет экипаж из четырех человек: командира, водителя, наводчика и заряжающего. Корпус стальной сварной, башня из литой стали. Максимальная толщина брони заявлена ​​как 64 миллиметра. На башенке обычно устанавливался 12,7-мм пулемет для зенитного применения. Основным орудием служила нарезная пушка Тип 61 калибра 90 миллиметров с горизонтально-скользящим затвором. Орудие оснащено дульным тормозом Т-образной формы , отводящим стреляные газы в сторону и уменьшающим количество поднимаемой при выстреле пыли. пулемет калибра 7,62 мм. спаренный Рядом с пушкой установлен [ 56 ]

Японский танк Тип 74

[ редактировать ]
Танк JGSDF Тип 74

Type 74 ( 74式戦車 , nanayonshikisensha ) основной боевой танк (ОБТ) Сухопутных сил самообороны Японии (JGSDF). Он был построен компанией Mitsubishi Heavy Industries в качестве замены более раннему Type 61 . Он был основан на лучших чертах ряда современных образцов, что поставило его в один класс с американским M60 или немецким Leopard 1 . Как и эти конструкции, на нем установлена ​​105-мм пушка М68 . Вспомогательное вооружение состояло из зенитного пулемета калибра 12,7 мм (боезапас 660 патронов) и спаренного пулемета калибра 7,62 мм (боекомплект 4500 патронов). Эта конструкция не получила широкого распространения до 1980 года, когда другие западные силы начали внедрять гораздо более эффективные конструкции. Всего с сентября 1975 по 1989 год было произведено 893 единицы, из них 225 поставлено к январю 1980 года. Всего 822 единицы находились в эксплуатации в 1990 году, 870 - в период с 1995 по 2000 год и 700 - в 2006 году. [ 158 ]

Японский танк Тип 90

[ редактировать ]
Танк JGSDF Тип 90

Танк Тип 90 ( 90式戦車 , Кюумарушикисенша ) — нынешний основной боевой танк (ОБТ) Сухопутных сил самообороны Японии (JGSDF). Он построен компанией Mitsubishi Heavy Industries и был разработан в качестве замены всем развернутым Type 61 и части их Type 74 танков ; он поступил на вооружение в 1990 году. Планируется, что он будет дополнен Type 10 . На Type 90 установлена ​​лицензионная копия немецкой пушки Rheinmetall L44 120-мм гладкоствольной производства Japan Steel Works Limited. Это та же пушка, которая установлена ​​на немецком танке Leopard 2 , американском Abrams и южнокорейском танке K1A1 . Вооружение и заряжание орудия осуществляется посредством механического шнекового автомата заряжания (конвейерного типа), разработанного японской компанией Mitsubishi. Танк Тип 90 — первый западный танк, в котором удалось добиться экономии живой силы за счет сокращения экипажа до трех человек за счет разработки башенного автомата заряжания (за исключением безбашенного Strv 103 ). [ 159 ] Такая конструкция позволяет экипажу танка действовать без заряжающего, что позволяет использовать башню меньшего размера.

Японский танк Тип 10

[ редактировать ]
Танк JGSDF Type 10 1-го бронетанкового учебного отряда

Type 10 ( 10式戦車 , Hitomarushikisensha ) 4-го поколения основной боевой танк , производимый компанией Mitsubishi Heavy Industries для Сухопутных сил самообороны Японии (JGSDF). По сравнению с другими основными боевыми танками, которые в настоящее время служат в JGSDF, Type 10 оснащен улучшенными возможностями реагирования на противотанковые действия и другие непредвиденные обстоятельства. [ 160 ] Тип 10 должен заменить или дополнить существующие основные боевые танки Тип 74 и Тип 90 , находящиеся на вооружении. Разработка началась в 1990-х годах, а прототип был представлен в феврале 2008 года. Одна из основных целей Type 10 — возможность развертывания в любой точке Японии. Уменьшение размеров и веса сделало Тип 10 на шесть тонн легче, чем Тип 90, таким образом, 84% из 17 920 японских мостов проходимы для Типа 10, по сравнению только с 65% для Типа 90 и 40% для основных западных основных боевых танков. . [ 161 ]

В январе 2012 года на вооружение JGSDF поступило тринадцать танков Type 10. Броня машины состоит из модульных компонентов, что значительно улучшает боковую броню по сравнению с Типом 90. В то время как Тип 90 использовал ту же 120-мм основную пушку Rheinmetall, что и другие западные державы, Тип 10 использует совершенно новую пушку, разработанную собственной компанией Japan Steel. Работает. [ 58 ] В дополнение ко всем стандартным 120-мм боеприпасам НАТО и APFSDS JM33, орудие стреляет недавно разработанным APFSDS типа 10 . APFSDS Type 10 специально разработан и может стрелять только из пушки танка Type 10. [ 162 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Zaloga 2007 , pp. 4–12.
  2. ^ Zaloga 2007 , pp. 6–12.
  3. ^ Zaloga 2007 , pp. 15–18.
  4. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , pp. 3, 15–18, 22.
  5. ^ Хара 1972 , стр. 21, 22.
  6. ^ Томчик 2002 , стр. 17.
  7. ^ Хара 1972 , стр. 22–24.
  8. ^ Томчик 2002 , стр. 17, 19, 64.
  9. ^ Jump up to: а б с «Развитие танка» . www3.plala.or.jp .
  10. ^ Zaloga 2007 , p. 4.
  11. ^ Zaloga 2007 , pp. 5–6.
  12. ^ Jump up to: а б Хара 1972 , стр. 1–4.
  13. ^ Jump up to: а б Томчик 2002 , стр. 6, 7.
  14. ^ Jump up to: а б Томчик 2002 , стр. 7.
  15. ^ Jump up to: а б Томчик 2002 , стр. 7, 10, 17.
  16. ^ Zaloga 2007 , p. 5.
  17. ^ Zaloga 2007 , p. 6.
  18. ^ Zaloga 2007 , pp. 4, 5.
  19. ^ Jump up to: а б с д Zaloga 2007 , p. 7.
  20. ^ Фосс 2003 , с. 220.
  21. ^ Хара 1973 , с. 2.
  22. ^ Jump up to: а б Хара 1973 , стр. 2, 3.
  23. ^ Хара 1973 , с. 4.
  24. ^ Zaloga 2007 , pp. 7, 10.
  25. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , p. 8.
  26. ^ Jump up to: а б Кук 1985 , стр. 154, 157.
  27. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , pp. 7, 8.
  28. ^ Jump up to: а б Томчик 2002 , стр. 46.
  29. ^ Jump up to: а б «Танкетка Тип 97 Те-Ке» . www.historyofwar.org .
  30. ^ Jump up to: а б с Zaloga 2007 , pp. 5, 6.
  31. ^ Jump up to: а б Хара 1972 , стр. 15–17.
  32. ^ Томчик 2002 , стр. 29, 30.
  33. ^ Jump up to: а б Томчик 2002 , стр. 30.
  34. ^ «95» . www3.plala.or.jp .
  35. ^ Jump up to: а б с Zaloga 2007 , pp. 10, 17.
  36. ^ Zaloga 2007 , pp. 17–18.
  37. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , pp. 15, 22.
  38. ^ Jump up to: а б Томчик 2003 , стр. 3.
  39. ^ Zaloga 2007 , pp. 17, 23, 24, 27.
  40. ^ Zaloga 2007 , pp. 4–5, 9–11, 22–24.
  41. ^ Несс 2002 , стр. 135–137.
  42. ^ Jump up to: а б Роттман и Такизава 2008 , с. 59.
  43. ^ Zaloga 2007 , pp. 13–14.
  44. ^ Кук 1985 , стр. 349, 350, 1119.
  45. ^ Jump up to: а б с Zaloga 2007 , p. 13.
  46. ^ Кук 1985 , стр. 663, 841.
  47. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , pp. 13, 14.
  48. ^ Jump up to: а б с д Zaloga 2007 , p. 11.
  49. ^ Jump up to: а б Томчик 2005 , стр. 61.
  50. ^ Zaloga 2007 , pp. 17, 20–22.
  51. ^ Роттман и Такизава 2008 , стр. 58, 59.
  52. ^ Zaloga 2007 , pp. 3, 17.
  53. ^ Несс 2002 , стр. 138–143.
  54. ^ Zaloga 2007 , pp. 3, 15.
  55. ^ Jump up to: а б Томчик 2005 , стр. 3, 5, 29.
  56. ^ Jump up to: а б с д Антилл, П. (2001). «Основной боевой танк Тип 61» .
  57. ^ «Сухопутные войска Японии» . GlobalSecurity.org .
  58. ^ Jump up to: а б Итинохе 2011 .
  59. ^ Томчик 2002 , стр. 7, 10.
  60. ^ Хара 1972 , с. 5.
  61. ^ Томчик 2002 , стр. 46, 54.
  62. ^ Томчик 2002 , стр. 39, 46.
  63. ^ [1] Отчет о Типе 92 из сентябрьского выпуска Разведывательного бюллетеня 1945 года.
  64. ^ «Химический транспорт» . www3.plala.or.jp .
  65. ^ Jump up to: а б Кук 1985 , с. 157.
  66. ^ Jump up to: а б Томчик 2002 , стр. 55.
  67. ^ Фосс 2003 .
  68. ^ Zaloga 2008 , pp. 15, 18.
  69. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , p. 10.
  70. ^ Томчик 2003 , стр. 57.
  71. ^ «Те-Ре» . www3.plala.or.jp .
  72. ^ Томчик 2002 , стр. 19, 25.
  73. ^ Томчик 2002 , стр. 27.
  74. ^ Томчик 2002 , стр. 64.
  75. ^ Томчик 2002 , стр. 67, 74.
  76. ^ Zaloga 2007 , p. chart D.
  77. ^ Кук 1985 , стр. 350, 370.
  78. ^ Ханникатт 1992 , с. 395.
  79. ^ Zaloga 2007 , pp. 18, 19, 20.
  80. ^ Jump up to: а б «Легкий танк Тип 98 Чини» . www.historyofwar.org .
  81. ^ Jump up to: а б с д Zaloga 2007 , p. 18.
  82. ^ Jump up to: а б с Zaloga 2007 , p. 17.
  83. ^ Томчик 2007b , стр. 14.
  84. ^ Zaloga 2007 , pp. 3, 8, 17, 18, 22.
  85. ^ «Легкий танк Тип 2 Ке-То» . www.historyofwar.org .
  86. ^ Zaloga 2007 , pp. 12, 13, 14.
  87. ^ Хара 1973 , с. 13.
  88. ^ «Легкий танк Тип 4 Ке-Ну» . www.historyofwar.org .
  89. ^ Императорская японская армия Таки: Легкий танк Тип 4 «Ке-Ну»
  90. ^ Jump up to: а б Томчик 2007а , стр. 19.
  91. ^ Zaloga 2007 , pp. 10–12.
  92. ^ Zaloga 2007 , pp. 10, 11, 16–22.
  93. ^ Кук 1985 , с. 437.
  94. ^ Томчик 2007a , стр. 12, 13, 15.
  95. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , p. 14.
  96. ^ Zaloga 2007 , p. 16.
  97. ^ Zaloga 2012 , p. 15.
  98. ^ Томчик 2007а , стр. 21.
  99. ^ Томчик 2007а , стр. 20.
  100. ^ Jump up to: а б с д и ж г Zaloga 2007 , p. 20.
  101. ^ Zaloga 2007 , pp. 20, 21, 22.
  102. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , pp. 17, 21.
  103. ^ Jump up to: а б Томчик 2005 , стр. 3, 5.
  104. ^ Томчик 2005 , стр. 3, 32.
  105. ^ Томчик 2005 , стр. 14.
  106. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Zaloga 2007 , p. 22.
  107. ^ Томчик 2005 , стр. 5.
  108. ^ Zaloga 2007 , pp. 21, 22.
  109. ^ «Средний танк Тип 4 Чи-То» . www.historyofwar.org .
  110. ^ Томчик 2005 , стр. 18, 20, 27.
  111. ^ Томчик 2005 , стр. 11, 14, 20, 30.
  112. ^ Томчик 2005 , стр. 18, 20, 30.
  113. ^ Томчик 2005 , стр. 46.
  114. ^ Jump up to: а б История войны: средний танк Тип 5 Чи-Ри, получено 10 декабря 2014 г.
  115. ^ Томчик 2005 , стр. 29.
  116. ^ Jump up to: а б Томчик 2005 , стр. 23.
  117. ^ Jump up to: а б Эстес 2014 , с. 37.
  118. ^ Jump up to: а б с д «ОИ» . www3.plala.or.jp .
  119. ^ Лето 2014 г. , стр. 37, 38.
  120. ^ Томчик 2003 , стр. 3, 4.
  121. ^ Jump up to: а б с д Томчик 2003 , стр. 4.
  122. ^ Томчик 2003 , стр. 4, 32.
  123. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , pp. 23, 24.
  124. ^ «Ка-Ми» . www3.plala.or.jp .
  125. ^ Томчик 2003 , стр. 29, 30.
  126. ^ Zaloga 2007 , p. 24.
  127. ^ «Ка-Чи» . www3.plala.or.jp .
  128. ^ Томчик 2003 , стр. 32, 33, 43.
  129. ^ Jump up to: а б с д Zaloga 2007 , p. 19.
  130. ^ Jump up to: а б Zaloga 2012 , p. 34.
  131. ^ Томчик 2007b , стр. 3.
  132. ^ Томчик 2007b , стр. 3–8.
  133. ^ Zaloga 2007 , pp. 19, 37–39.
  134. ^ Роттман и Такизава 2008 , стр. 53, 55.
  135. ^ Томчик 2007b , стр. 10, 20.
  136. ^ Jump up to: а б «Пушечный танк Тип 2 Ho-I» . www.historyofwar.org .
  137. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , p. 21.
  138. ^ «Хо-я» . www3.plala.or.jp .
  139. ^ Jump up to: а б Zaloga 2007 , pp. 19, 21.
  140. ^ Томчик 2005 , стр. 3.
  141. ^ Томчик 2007b , стр. 7.
  142. ^ Zaloga 2007 , pp. 15, 19, 20, 22.
  143. ^ «Хо-Ни3» . www3.plala.or.jp .
  144. ^ Томчик 2007b , стр. 8.
  145. ^ Jump up to: а б Томчик 2007б , стр. 9.
  146. ^ Томчик 2007b , стр. 11, 13, 23–26.
  147. ^ «Хо-Ро» . www3.plala.or.jp .
  148. ^ Zaloga 2007 , pp. 38, 39.
  149. ^ Трюитт 1999 , с. 108.
  150. ^ Томчик 2007b , стр. 10, 12–13, 38.
  151. ^ Jump up to: а б с д Томчик 2007б , стр. 10.
  152. ^ Томчик 2005 , стр. 22, 30.
  153. ^ Jump up to: а б с «На-То» . www3.plala.or.jp .
  154. ^ Томчик 2007b , стр. 10, 30, 31.
  155. ^ Томчик 2007b , стр. 32.
  156. ^ «Хо-Ри» . www3.plala.or.jp .
  157. ^ Томчик 2007b , стр. 10, 33–35.
  158. ^ «Сухопутные силы самообороны» . www.globalsecurity.org .
  159. ^ Танк Тип 90 GlobalSecurity.org
  160. ^ Представление самолета-танка Тип 10 - Министерство обороны Японии, Колонка Japan Defense Focus № 33, октябрь 2012 г.
    https://www.mod.go.jp/e/jdf/no33/column.html
  161. ^ Министерство обороны (апрель 2010 г.) Раздаточный материал для пятого заседания Совета по безопасности и оборонному потенциалу в новую эпоху - База оборонного производства и технологий» « Новая эра - База оборонного производства и технологий] (PDF) (на японском языке). Архивировано из (PDF) оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 15 января 2017 г. .
  162. ^ «Отчет Министерства финансов Японии» (PDF) . Проверено 3 марта 2024 г.
  • Кукс, Элвин Д. (1985). Номонхан: Япония против России, 1939 год . Том. Два тома. Издательство Стэнфордского университета . ISBN  978-0-8047-1160-9 .
  • Эстес, Кеннет (2014). Сверхтяжелые танки Второй мировой войны . Скопа. ISBN  978-1782003830 .
  • Фосс, Кристофер (2003). Танки: 500 . Крестлайн. ISBN  0-7603-1500-0 .
  • Хара, Томио (1972). Японские средние танки . Профили оружия ББМ № 49. Profile Publications Limited.
  • Хара, Томио (1973). Японские боевые машины, легкие танки и танкетки . Профиль оружия ББМ № 54. Profile Publications Limited.
  • Ханникатт, Р.П. (1992). Стюарт: История американского легкого танка . Том. Один. Президио Пресс. ISBN  978-0-89141-462-9 .
  • Японии». 10 Сухопутных сил самообороны Тип Итинохе, Такао (июнь 2011 г.). « Танки Дополнение к журналу Japan Military Review (на японском языке). NCID   AN00067836 .
  • Несс, Лиланд (2002). Танки и боевые машины Джейн времен Второй мировой войны . ХарперКоллинз. ISBN  978-0007112289 .
  • Роттман, Гордон Л.; Такидзава, Акира (2008). Тактика японских танков времен Второй мировой войны . Издательство Оспри. ISBN  978-1846032349 .
  • Трюитт, Филип (1999). Боевые бронированные машины . Демпси-Парр. ISBN  978-1840843286 .
  • Томчик, Анджей (2002). Японские доспехи Том 1 . Эй Джей Пресс. ISBN  83-7237-097-4 .
  • Томчик, Анджей (2007a) [2002]. Японские доспехи Том 2 . Эй Джей Пресс. ISBN  978-8372371119 .
  • Томчик, Анджей (2003). Японские доспехи Том 3 . Эй Джей Пресс. ISBN  978-8372371287 .
  • Томчик, Анджей (2005). Японские доспехи Том 4 . Эй Джей Пресс. ISBN  978-8372371676 .
  • Томчик, Анджей (2007b). Японские доспехи Том 5 . Эй Джей Пресс. ISBN  978-8372371799 .
  • Сток, Стивен Дж . (2007). Японские танки 1939–45 гг . Издательство Оспри. ISBN  978-1-8460-3091-8 .
  • Залога, Стивен Дж. (2008). Бронированный «Тандерболт»: Шерман армии США во Второй мировой войне . Книги Стэкпола. ISBN  978-0-8117-0424-3 .
  • Залога, Стивен Дж. (2012). M4 Sherman против Type 97 Chi-Ha: Тихий океан, 1945 год . Издательство Оспри. ISBN  978-1849086387 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e112325510c899b667896355056051d__1722024840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/1d/4e112325510c899b667896355056051d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tanks in the Japanese Army - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)