Легкий танк Мк VIII
Танк, Легкий, Mk VIII, Harry Hopkins (A25) | |
---|---|
![]() Легкий танк Mk VIII «Гарри Хопкинс» | |
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Великобритания |
История производства | |
Дизайнер | Викерс-Армстронг |
Производитель | Метро-Каммелл |
Произведено | 1943–1945 |
№ построено | 100 [ 1 ] |
Варианты | Алекто (САУ) |
Технические характеристики | |
Масса | 19 040 фунтов (8,64 т) |
Длина | 4,34 м (14 футов 3 дюйма) |
Ширина | 2,69 м (8 футов 10 дюймов) |
Высота | 2,11 м (6 футов 11 дюймов) |
Экипаж | 3 (командир, водитель, наводчик) |
Броня | 17–38 мм (0,67–1,50 дюйма) |
Основной вооружение | 2-фунтовая артиллерийская установка QF 50 раундов |
вторичный вооружение | 7,92-мм пулемет Беса 2025 патронов |
Двигатель | 149-сильный Медоуз 12 цил. бензиновый двигатель 148 л.с. (110 кВт) |
Мощность/вес | 17,4 л.с./тонну |
Приостановка | Управляемые опорные катки |
Оперативный диапазон | 125 миль (201 км) |
Максимальная скорость | 30 миль в час (48 км/ч) |
Легкий танк Mk VIII ( A25 ), также известный как « Гарри Хопкинс» в честь главного дипломатического советника американского президента Рузвельта и A25 по номеру спецификации Генерального штаба , был британским легким танком, производившимся компанией Vickers-Armstrong во время Второй мировой войны . Mk VIII был последним в линейке легких танков, построенных компанией для британской армии , и должен был стать преемником предыдущего легкого танка, разработанного компанией Vickers-Armstrong, Mk VII Tetrarch . В Mk VIII был внесен ряд изменений, в первую очередь увеличены его ширина, длина и вес, а также увеличена толщина брони. Проект танка был представлен военному министерству в конце 1941 года, при этом в том же месяце Танковый совет военного министерства сделал первоначальный заказ на 1000 моделей, а в ноябре это число увеличилось до 2410. Производство началось в июне 1942 года, но сразу же начались проблемы с танком, и в конструкцию пришлось внести ряд изменений после жалоб, поступивших от военного министерства и армии. Учреждение по испытанию боевых машин . Эти проблемы были настолько острыми, что к середине 1943 года было выпущено всего 6 танков, а к февралю 1945 года — только 100.
К середине 1941 года официальные лица военного министерства и британской армии приняли решение, что легкие танки больше не будут использоваться британской армией из-за их плохого вооружения и брони, а также их плохих характеристик во время конфликта. Следовательно, к моменту производства значительного количества танков Mk VIII устарел, и ни один из них так и не участвовал в боях. В свете этого решения Военное министерство разработало ряд планов по проектированию, включая оснащение ими разведывательных подразделений или неудачную идею прикрепить к ним крылья, чтобы самолеты могли буксировать их как планеры на позиции для поддержки воздушно-десантных войск; в конце концов было решено передать построенные танки Королевским ВВС для использования в обороне аэродромов. Был разработан один вариант Mk VIII - самоходная артиллерийская установка Alecto , которая должна была иметь гаубицу и использоваться в качестве машины непосредственной поддержки воздушно-десантных войск; однако было произведено лишь несколько экземпляров, и они никогда не использовались в бою.
История развития
[ редактировать ]Mk VIII — легкий танк, разработанный компанией Vickers-Armstrong как преемник Mk VII Tetrarch для британской армии. Компания предполагала, что Mk VIII улучшит конструкцию Тетрарха в ряде областей, особенно в области броневой защиты. У него была более толстая броня, чем у «Тетрарха»: лобовая броня корпуса и башни была увеличена до 38 миллиметров (1,5 дюйма), а бортовая броня — до 17 миллиметров (0,67 дюйма), а башня и корпус получили более наклонные поверхности, чем Тетрарх, помогающий отражать снаряды. [ 2 ] Размеры конструкции Тетрарха также были изменены: Mk VIII стал длиннее на 6 дюймов (0,15 м), шире на 1 фут 3 дюйма (0,38 м), а его вес был увеличен; Эти изменения означали, что танк больше не мог быть переносимым по воздуху, поскольку он был слишком тяжелым, чтобы его мог нести General Aircraft Hamilcar планер . [ 2 ]
На Mk VIII устанавливался тот же 12-цилиндровый двигатель, что и на «Тетрархе», хотя увеличение веса означало, что его максимальная скорость снизилась до 30 миль в час (48 км/ч). Вооружение осталось таким же, как у «Тетрарха»: один пулемет и 2-фунтовая (40-мм [1,6 дюйма]) основная пушка. [ 2 ] Танк также сохранил необычную систему рулевого управления, использованную в конструкции «Тетрарха»; эта рулевая и механическая система выполняла повороты за счет бокового движения опорных катков, прогибавших гусеницы. При повороте руля все восемь опорных катков не только поворачивались, но и наклонялись, чтобы изогнуть гусеницы и заставить танк развернуться; Идея заключалась в том, чтобы уменьшить механическое напряжение и потери мощности, вызванные традиционной системой поворота танков путем торможения одной гусеницы. [ 3 ] В отличие от «Тетрарха», рулевое управление Mk VIII было с гидроусилителем. [ 1 ]
проект Mk VIII Компания Vickers-Armstrong представила военному министерству в сентябре 1941 года, и в том же месяце Танковый совет военного министерства заказал 1000 танков, а в ноябре количество увеличилось до 2410. Совет надеялся, что производство может начаться в июне 1942 года со скоростью примерно 100 машин в месяц и будет производиться компанией Metro-Cammell , дочерней компанией Vickers-Armstrong. В это же время танку был присвоен номер спецификации А25 и присвоено имя Гарри Хопкинса. [ 2 ] Производство началось, как и ожидалось, в июне 1942 года, но сразу же начались проблемы; они не уточняются, но похоже, что испытания прототипов Mk VIII, предоставленных Vickers-Armstrong, вызвали ряд проблем. отправленном премьер-министру В протоколе , Уинстону Черчиллю в сентябре из Министерства снабжения, говорилось, что поставки танка будут задерживаться из-за проблем с разработкой, а в отчете, выпущенном военным министерством в декабре, говорилось, что ряд модификаций потребуется, прежде чем можно будет продолжить производство; Система передней подвески была отмечена как требующая серьезной модификации. [ 2 ] В июле 1943 года проблемы все еще возникали: в отчете Испытательного центра боевых машин указывалось, что в тестируемых моделях все еще обнаруживались серьезные дефекты; проблемы стали настолько острыми, что испытания Mk VIII были прекращены раньше запланированного срока. К 31 августа 1943 года было произведено всего шесть танков Mk VIII по сравнению с потребностью военного министерства в 100 к началу года. Хотя военное министерство настаивало на сохранении конструкции и в ноябре 1943 года выпустило официальное требование о постройке 750 танков, к моменту официального окончания производства в феврале 1945 года было построено только около 100. [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]
К середине 1941 года чиновники военного министерства и армии наконец решили, что легкие танки как концепция являются обузой и слишком уязвимы для использования британской армией. [ 5 ] Это произошло из-за плохих характеристик британских легких танков во время битвы за Францию , вызванных нехваткой танков, предназначенных для поражения танков противника, что привело к использованию легких танков против немецкой бронетехники; В результате высокие потери привели к тому, что военное министерство переосмыслило пригодность конструкции легкого танка. [ 6 ] Было также обнаружено, что довоенная роль легкого танка — разведывательная — лучше выполнялась разведывательными машинами с меньшим экипажем и лучшей проходимостью. [ 5 ] [ 6 ] Следовательно, к тому времени, когда Metro-Cammell производила значительное количество Mk VIII, они уже устарели и не участвовали в боевых действиях. В составе британских танковых дивизий существовала потребность в ограниченном количестве легких танков, но она уже была удовлетворена легким танком M5 Stuart американского производства . [ 7 ] В политическом отчете, опубликованном в декабре 1942 года, предполагалось, что танк может быть передан в разведывательные полки или специальные полки легких танков, созданные для специализированных операций. Эти предложения были обсуждены и отвергнуты, вместо этого было решено передать построенные танки Королевским ВВС для использования при защите аэродромов и авиабаз. [ 1 ]
Mk VIII также обсуждался в рамках другого плана, известного как авианосное крыло ; В этом плане на Mk VIII будут установлены летающие поверхности, такие как крылья, чтобы его можно было буксировать транспортным самолетом, а затем планировать в бой для поддержки воздушно-десантных войск. Однако от этого плана отказались после того, как прототип разбился после взлета. [ 1 ]
Был разработан единственный вариант Mk VIII — Alecto самоходка . Первоначально известный как Harry Hopkins 1 CS (что означает «Непосредственная поддержка»), Alecto в конечном итоге получил номер спецификации Генерального штаба A25 E2. На Alecto была установлена 95-миллиметровая (3,7 дюйма) гаубица на облегченной версии шасси Mk VIII , у которой была снята башня, чтобы гаубицу можно было разместить низко в корпусе, а толщина брони была уменьшена до 10 мм. 4 мм (от 0,39 до 0,16 дюйма) для уменьшения его веса, в результате чего максимальная скорость составляет 31 милю в час (50 км/ч). [ 8 ] Alecto был разработан для замены полугусеничных транспортных средств, несущих вспомогательное вооружение, такое как гаубицы, которые британские воздушно-десантные формирования использовали во время конфликта, и впервые был разработан в конце 1942 года. Он также мог использоваться вместо броневиков, оснащенных 75-мм пушками . [ 9 ] Военное министерство заказало 2200 Alectos, но было произведено лишь небольшое их количество, ни один из которых не поступил на вооружение; многие из них были переоборудованы в бульдозеры для использования подразделениями королевских инженеров . [ 10 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Флетчер, с. 42
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флинт, с. 18
- ^ Флинт, с. 10
- ^ Флинт, стр. 18-19.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп, с. 24
- ^ Перейти обратно: а б Флинт, с. 12
- ^ Флинт, с. 19
- ^ Флинт, стр. 20-21.
- ^ «Показатели производства британских бронеавтомобилей с 1945 по 1945 год» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2010 года.
На основе отчета о ходе работы Королевского бронетанкового корпуса за июнь 1945 года.
- ^ Флинт, стр. 21-22.
Ссылки
[ редактировать ]- Бишоп, Крис (2002). Энциклопедия вооружений Второй мировой войны: Комплексное руководство по более чем 1500 системам вооружения, включая танки, стрелковое оружие, военные самолеты, артиллерию, корабли и подводные лодки . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. ISBN 1-58663-762-2 .
- Флетчер, Дэвид (1993). Универсальный танк: британская бронетехника во Второй мировой войне. Часть 2 . Канцелярия Ее Величества. ISBN 0-11-290534-Х .
- Флинт, Кейт (2006). Воздушно-десантная бронетехника: Тетрарх, Саранча, Гамилькар и 6-й воздушно-бронетанковый разведывательный полк 1938–1950 гг . компании Helion & Company Ltd. ISBN 1-874622-37-Х .