Легкий танк Мк VI
Танк, Легкий, Mk VI | |
---|---|
Легкий танк Mk VI хранится в Танковом музее Бовингтона. | |
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1936–1942 (передовая линия) Арабо-израильская война 1948 года. |
Используется | Великобритания Австралия Новая Зеландия Канада Египет |
Войны | Вторая мировая война Арабо-израильская война 1948 года. |
История производства | |
Дизайнер | Виккерс-Армстронгс |
Производитель | Виккерс-Армстронгс |
Произведено | 1936–1940 [ 1 ] |
№ построено | 1,682 [ 2 ] |
Варианты | Мк ВИА, Мк VIB, Мк ВИК |
Технические характеристики | |
Масса | 4,85 длинных тонны (4,93 т) позже 5,2 длинных тонны (5,3 т) [ 3 ] |
Длина | 13 футов (4,0 м) |
Ширина | 6 футов 10 дюймов (2,08 м) |
Высота | 7 футов 3 дюйма (2,26 м) |
Экипаж | 3 (командир, наводчик, водитель) [ 4 ] |
Броня | 4 – 14 мм [ 5 ] |
Основной вооружение | .50 в пулемете Виккерс (Mk VIC — 15-мм пулемет Беса ) |
вторичный вооружение | .303 в пулемете Виккерс (Mk VIC – 7,92-мм пулемет Беса) |
Двигатель | Медоуз 6-цилиндровый бензиновый 88 л.с. (66 кВт) |
Мощность/вес | 16,9 л.с./тонну (марки VIB и VIC) [ 3 ] |
Передача инфекции | Wilson Коробка передач с преселектором |
Приостановка | Наклонные рессоры Хорстманн |
Дорожный просвет | 10 дюймов (250 мм) |
Запас топлива | 30 британских галлонов (140 л; 36 галлонов США) |
Оперативный диапазон | 130 миль (210 км) [ 4 ] |
Максимальная скорость | 35 миль в час (56 км/ч) (25 миль в час (40 км/ч) по бездорожью) [ 4 ] |
Tank , Light, Mk VI — британский лёгкий танк , производившийся компанией Vickers-Armstrongs в конце 1930-х годов и принимавший участие во Второй мировой войне .
История развития
[ редактировать ]
Tank, Light, Mk VI был шестым в линейке лёгких танков, построенных компанией Vickers-Armstrongs для британской армии в межвоенный период . Компания достигла определенной степени стандартизации со своими предыдущими пятью моделями, и Mark VI был идентичен во всех отношениях, за исключением некоторых. Башня, которая была расширена в Mk V , чтобы позволить экипажу из трех человек управлять танком, была дополнительно расширена, чтобы освободить место в ее кормовой части для радиопередатчика. [ 6 ] Вес танка был увеличен до 10 800 фунтов (4900 кг), что, хотя и тяжелее предыдущих моделей, фактически улучшило его управляемость, а к модели был добавлен двигатель мощностью 88 лошадиных сил (66 кВт), чтобы увеличить максимальную скорость до 35 миль в час. час (56 км/ч). [ 1 ] Он имел систему подвески с винтовыми пружинами Horstmann , которая оказалась прочной и надежной, хотя тот факт, что танк был коротким по сравнению с его шириной и его сильно кренило на неровной местности, делал точную артиллерийскую стрельбу при движении исключительно трудной. [ 5 ] Mk VI имел экипаж из трех человек, состоявший из водителя, наводчика и командира, который также выполнял функции радиста, с броней толщиной от 4 мм (0,16 дюйма) до 14 мм (0,55 дюйма), которая могла противостоять винтовочным и пулеметным пулям. с водяным охлаждением калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) , а его вооружение состояло из одного пулемета Vickers и одного пулемета Vickers калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) . [ 5 ]
Производство Mk VI началось в 1936 году и закончилось в 1940 году, когда было построено 1682 танка Mark VI. [ 2 ] Многие из выпущенных моделей на самом деле представляли собой варианты, предназначенные для решения проблем, обнаруженных в оригинальной конструкции. Mk VIA имел возвратный ролик, снятый с верхней части ведущей тележки и прикрепленный вместо него к бортам корпуса, а также имел граненую башенку. [ 7 ] Mk VIB был механически идентичен Mk VIA, но с некоторыми незначительными отличиями, упрощающими производство, в том числе цельной броневой решеткой над радиатором вместо двухсекционной и простой круглой башенкой вместо граненой. [ 7 ] У Mk VIC, последнего в серии MK VI, была удалена командирская башенка, он имел более широкие тележки и три карбюратора для улучшения характеристик двигателя; он также был более мощно вооружен, чем другие модели: пулеметы Vickers .303 и .50 были заменены спаренными пулеметами Besa калибра 15 мм (0,59 дюйма) и 7,92 мм (0,312 дюйма) . [ 7 ] Mk VI также было построено небольшое количество специализированных вариаций На базе шасси . Tank , Light, AA Mk I был построен после битвы за Францию и предназначался для противодействия атакам немецкой авиации. Он имел механическую башню с четырьмя 7,92-мм пулеметами Besa; Был произведен Mk II, который был механически похож, но имел улучшения, такие как более качественные прицелы для пулеметов и увеличенную башню для облегчения доступа. [ 8 ] выпускался вариант Mk VIB Для вооружения Британской индийской армии , в котором командирскую башенку убрали и заменили люком в крыше башни. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]Когда Mk VI был впервые произведен в 1936 году, Имперский генеральный штаб считал, что этот танк превосходит любой легкий танк, производимый другими странами, и хорошо подходит для двойной роли разведки и колониальной войны. [ 9 ] Как и многие из его предшественников, Mark VI использовался британской армией для выполнения имперских полицейских обязанностей в Британской Индии и других колониях Британской империи , и для этой роли он и другие легкие танки Vickers-Armstrongs оказались хорошо подходящими. . [ 1 ] [ 10 ] Когда британское правительство начало процесс перевооружения в 1937 году, Mk VI был единственным танком, военным министерством производство которого было готово ; Разработка среднего танка для армии столкнулась с серьезными проблемами после отмены предложенного среднего танка «Шестнадцать тонн» в 1932 году из-за связанных с этим затрат, а более дешевые модели существовали только в виде прототипов с рядом механических проблем. [ 9 ] В результате, когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, подавляющее большинство танков, имеющихся в британской армии, были Mk VI; имелось 1002 легких танка Mk VI, 79 крейсерских танков Mk I (A9) и Mk II (A10) и 67 Matilda Mk I. пехотных танков Из этих танков на вооружении оперативных частей армии находились только 196 лёгких танков и 50 пехотных танков. [ 11 ]
Когда в мае 1940 года началась битва за Францию, большинство танков британского экспедиционного корпуса были вариантами Mark VI; Каждый из семи дивизионных кавалерийских полков Королевского бронетанкового корпуса , основных бронетанковых соединений BEF, был оснащен по 28 Mk VI. [ 12 ] 1- я бронетанковая дивизия , части которой высадились во Франции в апреле, имела на вооружении 257 танков, большое количество из которых составляли Mk VIB и Mk VIC. [ 13 ] [ 14 ] 3-й Королевский танковый полк, входивший в состав 3-й танковой бригады дивизии, к этому времени располагал 21 лёгким танком Mark VI. [ 15 ]
Британская армия потеряла 331 лёгкий танк Mark VI в битве за Францию в 1940 году. [ 16 ] Несколько таких машин были захвачены Вермахтом и переименованы в Leichter Panzerkampfwagen Mk. IV 734(e) и использовался в учебных целях до осени 1942 года. В течение 1941 года несколько таких трофейных машин были переоборудованы для создания самоходно-артиллерийских и вспомогательных машин для 227-й пехотной дивизии — первой самоходно-артиллерийской установки в Вермахте . Они несли 105- или 150-мм полевые гаубицы и получили обозначение G.Pz. Мк. VI (е) . В сентябре 1941 года дивизия была переброшена в группу армий «Север» в России, где оказала ценную помощь во время зимних боев 1941–42 годов.
Mk VIB также использовался в североафриканской кампании против итальянцев в конце 1940 года в составе 7-й танковой дивизии. В это время у британцев было 200 лёгких танков (предположительно Mk VIB), а также 75 крейсерских танков (А9, А10, А13 ) и 45 «Матильд II» . [ 17 ] В результате атаки 3-го гусарского полка на Бук-Бук 12 декабря 1940 года его танки увязли в соляных ваннах и были серьезно повреждены. [ 18 ] За десять минут было уничтожено 13 танков, убито десять офицеров и солдат, включая командира, и 13 ранено. [ 19 ] На 3 января 1941 года в 7-й танковой дивизии оставалось 100 танков; 21 января это число увеличилось до 120 танков, когда они использовались для флангового обхода далеко в тыл и сбора разрозненных итальянских войск, иногда присоединяясь или оставляя основные атаки крейсеру и танкам «Матильда II». [ 20 ] Во время боя у Мечили 24 января шесть Mk VI были уничтожены недавно прибывшими превосходными итальянскими Fiat M13/40 без потерь, что вынудило их отступить до прибытия крейсерских танков. 2-й РТР продолжал сражаться с итальянцами на легких танках вплоть до 6 февраля 1941 года. [ 21 ]
Широко использовавшийся британской армией, танк участвовал и в ряде других важных сражений. Mk VIB составляли значительную часть танков, отправленных в битву за Грецию в 1941 году, в основном в составе 4-го гусарского полка . Десять танков Mk VIB сражались в составе 3-го Королевского гусарского полка во время битвы за Крит . Это же бронетанковое подразделение ранее переправило три танка MK VIB для Норвежской кампании , но они были потеряны при транспортировке в результате атаки немецкой авиации. Танки также ограниченно использовались против японцев в Малайе и Голландской Ост-Индии . [ 22 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Легкий танк Mk.VIA 3-го Королевского гусарского полка
-
Легкий танк АА Мк I
-
Легкий танк Мк VIB
-
Vickers Light Tank Mk VIC подбит в бою 27 мая 1940 года на участке Соммы.
-
Легкие танки «Виккерс» пересекают пустыню, 1940 год.
-
Экипаж легкого танка Mk VIB на разведке под Тобруком, 28 ноября 1941 года.
-
Легкий танк Mk.VIB из эскадрильи легких танков 3-го Королевского гусарского полка, Оставен , Суматра, Нидерландская Ост-Индия, ок. 1942 год
-
Два Light Tank Mk.VI, захваченные Императорской японской армией, на мастерской в Бандунге , 1946 год.
См. также
[ редактировать ]- Сопоставимые автомобили
- Германия танк I
- Италия L3/33 , L3/35
- Япония: Тип 94
- Польша: ТК-3 и ТКС
- Румыния: Р-1
- Советский Союз: Т-27 , Т-37А , Т-38.
- Швеция: Танк ж/37
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Такер, с. 48
- ^ Перейти обратно: а б «Легкий танк МК VI» . www.historyofwar.org . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дункан
- ^ Перейти обратно: а б с Такер, с. 243
- ^ Перейти обратно: а б с Флетчер, «Большой танковый скандал» , с. 7.
- ^ Чемберлен и Эллис, с. 21
- ^ Перейти обратно: а б с д Чемберлен и Эллис, с. 24
- ^ Чемберлен и Эллис, с. 25
- ^ Перейти обратно: а б Харрис, с. 275
- ^ Бишоп, с. 23
- ^ Харрис, с. 303
- ^ Флетчер, Большой танковый скандал , с. 19.
- ^ Флетчер, Большой танковый скандал , с. 27.
- ^ Саймон Рис. «Залпы и грохот: Франция, 1940 год» . Сайт Historicaleye.com . Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ Делафорс, с. 25
- ^ Бойд, Дэвид. «Потери британской техники в Дюнкерке и ситуация на посту Дюнкерк» . www.wwiieequipment.com . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Макси, с. 59
- ^ Макси, с. 86
- ^ Первая победа - Триумф О'Коннора в пустыне , Джордж Форти, Guild Publishing, 1990, стр. 115
- ^ Макси, с. 109
- ^ Макси, с. 149
- ^ Уильямс, Брайан (2017). Забытая эскадрилья: история эскадрильи B 3-го Королевского гусарского полка на Дальнем Востоке в 1942–45 годах . Малверн, Великобритания: Самоиздание Greyhound. ISBN 978-1909219502 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бишоп, Крис (2002). Энциклопедия вооружений Второй мировой войны: Комплексное руководство по более чем 1500 системам вооружения, включая танки, стрелковое оружие, военные самолеты, артиллерию, корабли и подводные лодки . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. ISBN 1-58663-762-2 .
- Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (2001). Британские и американские танки Второй мировой войны: полная иллюстрированная история танков Великобритании, Америки и Содружества 1933–1945 годов . Касселл и компания. ISBN 0-7110-2898-2 .
- Делафорс, Патрик (2000). Укрощение танков: танковые батальоны Монти, 3-й РТР на войне . Sutton Publishing Inc. ISBN 0-7509-3197-3 .
- Дункан, генерал-майор NW, «Легкие танки Marks I-VI», профиль ББМ № 5
- Флетчер, Дэвид (1989). Большой танковый скандал: британская бронетехника во Второй мировой войне. Часть 1 . ХМСО . ISBN 978-0-11-290460-1 .
- Харрис, JP (1995). Люди, идеи и танки: британская военная мысль и бронетанковые силы, 1903–1939 гг . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-4814-2 .
- Макси, майор Кеннет (1972) [1971]. Беда Фомм: Классическая победа . Иллюстрированная история века насилия Баллантайна. СБН 345-09748-3. Нью-Йорк: Ballantine Books. OCLC 473687868 .
- Такер, Спенсер (2004). Танки: иллюстрированная история их воздействия . АВС-КЛИО. ISBN 1-57607-995-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт техники времен Второй мировой войны
- Фотогалерея на svsm.org. Архивировано 1 января 2018 г. на Wayback Machine.