Танк Т-38
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Танк-амфибия-разведчик Т-38 | |
---|---|
Танк Т-38 | |
Тип | амфибия Легкий танк- |
Место происхождения | ![]() |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1937–1943 |
Используется | ![]() ![]() |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Николай Астров и Н. Козырев, Фабрика № 37 , Москва |
Разработанный | 1934–1936 |
Производитель | Завод №37 |
Произведено | 1937–1939 |
№ построено | 1,340 |
Технические характеристики | |
Масса | 3,3 тонны |
Длина | 3,78 м |
Ширина | 3,33 м |
Высота | 1,63 м |
Экипаж | 2 |
Броня | 3–9 мм |
Основной вооружение | 7,62-мм пулемет ДТ |
Двигатель | Двигатель ГАЗ -АА 4-цилиндровый рядный бензиновый. 40 л.с. (30 кВт) |
Мощность/вес | 12 л.с./тонну |
Приостановка | Прыжок тележки |
Оперативный диапазон | 170 км |
Максимальная скорость | 40 км/ч |
— Плавающий танк-разведчик Т-38 советский лёгкий плавающий танк , принимавший участие во Второй мировой войне . Разработанный как модернизированная версия более раннего легкого танка Т-37А , Т-38 оказался лишь умеренным улучшением своего предшественника и в конечном итоге был заменен в 1940 году Т-40 .
История
[ редактировать ]Первые испытания Т-37А выявили множество недостатков его конструкции, в том числе ограниченную дальность полета, низкую плавучесть, а также ненадежную трансмиссию и ходовую часть, из-за которых гусеницы могли отваливаться во время движения. [ 1 ] Разработка усовершенствованного варианта танка, исправляющего эти недостатки, была начата в конце 1934 года на заводе № 37 в Москве под руководством главного конструктора Н. Астрова и главного инженера Н. Козырева. [ 2 ] Модернизация оказалась настолько масштабной, что проект получил самостоятельное обозначение Т-38, а к июню 1935 года был построен прототип. [ 1 ]
Т-38 сохранил многие конструктивные особенности Т-37А, в том числе перепрофилированный двигатель ГАЗ-АА и башню с ручным управлением. Башню перенесли с правого на левый борт танка, поменяв места водителя и командира по сравнению с Т-37А. Т-38 также имел немного более широкий и низкий профиль, чем его предшественник, что обеспечивало преимущество в плавучести, что делало ненужными пробковые буи, используемые на Т-37А. [ 1 ] В то время как серийная модель Т-38 была вооружена только 7,62-мм пулеметом ДТ , первоначальный прототип машины также включал 20-мм пушку ШВАК, установленную на месте механика-водителя. Это было удалено после того, как было установлено, что дополнительная пушка ухудшает способность водителя управлять танком. [ 3 ]
Как и другие легкие танки того времени, Т-38 предназначался для разведки и поддержки пехоты. В качестве разведывательного танка Т-38 имел такие преимущества, как очень низкий силуэт и хорошая подвижность на больших расстояниях за счет способности плавать. Т-38 также задумывался как авиапереносной; Во время Киевских маневров в 1936 году танки перевозились бомбардировщиками Туполев ТБ-3 , установленными под фюзеляжем. [ 3 ] Пехотным батальонам было выдано по 38 Т-38, по 50 на каждый воздушно-бронетанковый батальон. Однако из-за тонкой брони и единственного пулеметного вооружения танк имел лишь ограниченное применение в бою, а отсутствие радиосвязи у большинства Т-38 было серьезным ограничением для разведывательной машины. Т-38 также с трудом переносил лишний груз по воде. Танк был неспособен выдержать вес двух пехотинцев на плаву, а перегрузки в 120-150 килограммов приводили к затоплению командирского люка и затоплению машины. [ 1 ] Эти недостатки должен был быть исправлен преемником Т-38, Т-40, но до начала Второй мировой войны было построено лишь небольшое их количество, в результате чего Т-37А и Т-38 составили основную часть танков Красной Армии. плавающие танки. [ 4 ]
Всего с 1936 по 1937 год было построено 1228 танков Т-38, еще 112 — в 1939 году после двухлетнего перерыва в производстве. [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]

Танк служил в составе Красной Армии в Зимней войне с Финляндией в 1940 году, но не имел успеха из-за легкого вооружения и тонкой брони, легко пробиваемой ружейным и ручным пулеметным огнем. На ограниченной территории Финляндии танк был смертельной ловушкой; он также не преуспел на ранних этапах Второй мировой войны, и большое количество солдат было захвачено немцами во время операции «Барбаросса» . Т-38 редко использовался в прямом бою после 1941 года и в основном использовался для других функций, таких как артиллерийский тягач , хотя, как сообщается, он использовался при форсировании реки Днепр в 1943 году. Во время Второй мировой войны это была основная амфибийная разведывательная машина В Красной Армии был джип-амфибия Ford GPA — открытая небронированная машина, предоставленная по ленд-лизу .
Немецкая армия обычно не использовала трофейные Т-38 в качестве артиллерийских танков (в отличие от трофейных Т-26 , Т-34 или других более ценных машин).
Румынские войска захватили три Т-38 по состоянию на 1 ноября 1942 года и еще четыре в марте 1944 года. [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]- Т-38РТ (1937 г.), вариант с радиостанцией 71-ТК-1.
- ОТ-38 (1937 г.), огнеметный вариант, только опытный образец.
- Т-38М1 (1937 г.), прототип с улучшенной планетарной трансмиссией, считавшийся слишком сложным для производства.
- Т-38М2 (1938 г.), модификация, улучшающая коробку передач и заменяющая двигатель на ГАЗ М1. Построено 10 танков опытной серии, от них отказались в пользу Т-40 .
- Т-38ТУ , командирский вариант с дополнительной радиоантенной.
- СУ-45 (1936 г.) — опытная 45-мм самоходная пушка.
- Т-38ТТ (1939 г.), экспериментальный дистанционно управляемый танк ( телетанк ).
- Т-38 с ШВАК (1944 г.), модернизация существующих танков пушками ШВАК, переработанными с танков Т-40 или Т-60. Около 120 переоборудованных, включая идентично переоборудованные Т-37А, об их службе ничего не известно.
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые автомобили
[ редактировать ]- Германия: танк I
- Италия: L3/33 • L3/35
- Япония: Тип 94
- Польша: ТК-3 и ТКС
- Румыния: Р-1
- Советский Союз: Т-27 • Т-37А
- Швеция: Strv m/37
- Великобритания: Light Tank Mk VI
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Baryatinskiy, p. 15-19
- ^ Zaloga, p. 77-79
- ^ Перейти обратно: а б Милсом, с. 91
- ^ Baryatinskiy, p. 58-63
- ^ Марк Эксуорси, Корнел И. Скафес, Кристиан Крэчунойу, Третья ось, Четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941-1945 , стр. 220 и 221
Библиография
[ редактировать ]- Барятинский, Михаил (2006) Легкие танки: Т-27, Т-38, БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70 . Хершам, Суррей: Издательство Ian Allan Publishing. ISBN 0-7110-3163-0
- Бин, Тим; Фаулер, Уилл (2002). Русские танки Второй мировой войны: бронетанковая мощь Сталина . МБИ. ISBN 0760313024 .
- Бишоп, Крис (1998) Энциклопедия оружия Второй мировой войны
- Чемберлен, Питер и Крис Эллис (1972) Танки мира, 1915–1945 гг.
- Фляйшер, Вольфганг (1999) Русские танки и бронетехника 1917-1945 гг.
- Милсом, Джон (1970) Русские танки, 1900-1970 гг. ISBN 0-88365-052-5
- Залога, Стивен Дж.; Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-606-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Т-38, машины Второй мировой войны
- На войне
- Танки Т-38 , танки Т-38 в музее и памятниках