СУ-14
Тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-14 | |
---|---|
![]() Опытный образец СУ-14 на испытаниях в 1934 году. | |
Тип | Самоходная пушка |
Место происхождения | ![]() |
История производства | |
Разработанный | 1933 |
Произведено | 1934 |
№ построено | 2 прототипа (1 СУ-14 и 1 СУ-14-1) |
Варианты | СУ-14-1 |
Технические характеристики | |
Экипаж | 7 или 8 |
Броня | Передняя часть: 20 мм Сторона: 6-10 мм (версия 1934 года) Передняя часть: 50 мм Сторона: 30-60 мм (версия 1940 года) |
Основной вооружение | 203-мм гаубица обр.1931 г. (Б-4) или 152-мм пушка обр.1935 г. (Бр-2) или 152-мм корабельная пушка (Б-30) |
вторичный вооружение | 2-4 пулемета ДТ |
Двигатель | М-17-1Т дизель 680 л.с. |
Приостановка | Винтовая пружина |
Максимальная скорость | 22-25 км/ч |
СУ -14 представляла собой прототип советской тяжелой самоходной артиллерийской установки , которая начиналась как машина с открытым верхом, а броня была добавлена позже, когда в 1941 году ее переоборудовали в штурмовую пушку прямой наводки. Первоначальный прототип использовал модифицированную версию СУ-14. Шасси Т-28 , на котором устанавливалась 203-мм пушка Б-4 , а к 1937 году — 150-мм корабельная пушка Б-30 ; на вариант СУ-14-1 образца 1936 года на шасси Т-35 устанавливалась 203-мм пушка Б-4, а затем и 152-мм пушка М1935 (Бр-2) . Обе версии так и не поступили в серийное производство. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Работы над САУ начались в 1933 году и изначально предполагали установку 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4) на шасси Т-28, что было вполне современной конструкцией, поскольку Б-4 только недавно была принята на вооружение. Прототип был построен в июле 1934 года, а первые испытания прошли в августе. Артиллерийские испытания прошли успешно, но испытания на мобильность закончились неудачей. Использование компонентов Т-28 на такой тяжелой машине было ошибкой, поэтому было решено использовать компоненты более прочного Т-35. Всего в ходовую часть было внесено 8 изменений, столько же в трансмиссию и 10 изменений в оборудование, все с использованием Т-35 комплектующих . В том же году было принято решение о постройке второго прототипа на шасси Т-35 , получившего индекс СУ-14-1. [ 1 ]
Опытный образец СУ-14-1 поступил на испытания в 1936 году, однако на вооружение машина была принята в июне 1935 года, решение по итогам испытаний модифицированной СУ-14. Испытания СУ-14-1 дали неожиданные результаты: всего было обнаружено 167 различных дефектов. Пока инженерному коллективу было поручено устранить неполадки СУ-14-1, было принято решение установить на исходную СУ-14 более совершенное орудие - 152-мм корабельную пушку Б-30. Это орудие было установлено в 1937 году, а в сентябре того же года были проведены артиллерийские испытания. Однако в Артиллерийском управлении Красной Армии в 1936 году писали, что СУ-14-1 не может быть принята на войсковые испытания, а тем более на серийное производство, одна из причин - малая скорострельность всего один выстрел в 5-7 минут. из-за проблем с пистолетом. Кроме того, 31 декабря 1936 года главный конструктор П.Н.Сячинтов был арестован в связи с отказом большинства его проектов от серийного производства, что остановило дальнейшую разработку СУ-14 в 1937 году. Однако в 1937 году СУ-14 сняли лишь формально. Август 1938 года. [ 1 ]
Обе СУ-14 остались на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне Артиллерийского управления. В 1940 году Комитет обороны приказал заводу № 185 оснастить две СУ-14 полной броней и 152-мм пушкой М1935 (Бр-2), служившими в качестве истребителей бункеров в Финляндии. Требования изменились, поскольку на СУ-14 уже была установлена 152-мм корабельная пушка (Б-30), поэтому необходимости ее менять не было. В результате завод №185 получил всего одну пушку Бр-2. Поскольку шасси СУ-14 и СУ-14-1 были несколько разными, то и переделки тоже были разными. Тем не менее, общая концепция была прежней, машины вели огонь прямой наводкой с дальности 1500-2000 м, лобовая броня была увеличена до 50 мм, борта имели толщину 30 мм (60 мм в лобовой части), заднюю была толщиной 20 мм. Некоторым изменениям подверглось и боевое отделение, которое было перекомпоновано, освободив место для боекомплекта 28 снарядов, радиостанции ТК-3 и переговорного устройства ТПУ-2, а также предоставив достаточно места для экипажа из 6 человек, управляющего орудием. Для обороны внутри машин размещались 4 пулемета ДТ с 5 установками для них и одна зенитная установка П-40 на крыше. Из-за задержек с поставкой бронелистов на завод №185 оба прибыли слишком поздно для службы в армии. Зимняя война . [ 1 ]
С началом операции «Барбаросса» , когда немецкие войска подошли к Москве и полигону Кубинка, два прототипа СУ-14 и Т-100Ю были отправлены в Казань осенью 1941 года , где служили образцами на технических курсах, а затем вернулись в Казань. Кубинка в 1943 году. Первый прототип, как СУ-14, списан в 1960 году. Второй прототип, как СУ-14-1, выставлен вместе с Т-100У , с 1945 года переименованным в СУ-100Ю , на площади # 1 парка Патриот в Кубинке. [ 1 ]
Галерея
[ редактировать ]-
СУ-14 перед огневыми испытаниями, 1934 год.
-
СУ-14 с прикрытой пушкой на ходовых испытаниях, 1934 г.
-
СУ-14 во дворе завода № 185, 1934 год.
-
Опытный образец СУ-14-1 на испытаниях, 1936 г.
-
Усовершенствованный бронеавтомобиль СУ-14-1 на испытаниях в Кубинке, 1940 г.
-
Самоходка СУ-14-1 бронетанковый музей в Кубинке 01
-
Бронетанковый музей самоходки СУ-14-1 в Кубинке 02
-
Самоходка СУ-14-1 бронетанковый музей в Кубинке 03
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Пашолок
Источники
[ редактировать ]ЦАМД РФ 38-11355-10
«СУ-14 — массивная советская САУ 1930-х годов» . История танка . 28 декабря 2022 г. . Проверено 6 декабря 2023 г.
Пашолок Юрий (31 декабря 2021 г.). «Вторая жизнь устаревшего шасси» . Tankarchives.ca . Проверено 15 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
