СТЗ-5
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2016 г. ) |

Артиллерийский тягач СТЗ -5 выпускался Сталинградским тракторным заводом (СТЗ) с 1937 по 1942 год в Советском Союзе . Тягач предназначался для буксировки дивизии к корпусным орудиям и гаубицам массой 8 тонн и менее. СТЗ-5 был одним из немногих артиллерийских тягачей, специально разработанных советским правительством для этой цели. Всего было построено более 9900 машин, и это был самый массовый советский «военный» трактор во время войны.
Описание
[ редактировать ]СТЗ-5 имеет полностью закрытое металлическое двухместное боевое отделение ( кабина расположена над двигателем ) с плоской деревянной грузовой платформой с опускающимися деревянными боковыми стенками. Многотопливный двигатель МА-1 (7,4 л, 4 рядных цилиндра) имел мощность 52 л.с. (38,8 кВт) при 1250 об/мин. СТЗ-5 был рассчитан на перевозку 1,5 тонны груза на своей платформе или буксировку 8 тонн или меньше. В оптимальных условиях его 6-ступенчатая коробка передач (5 вперед, 1 назад) может обеспечить максимальную скорость 25 км/ч (15 миль в час). Дальность действия составляла 140 км.
Разработка
[ редактировать ]СТЗ-5 был спроектирован на Сталинградском тракторном заводе, первые работы над проектом начались в 1933 году. Конструкторы заимствовали элементы и идеи у британского легкого танка Vickers-Carden-Loyd и американского сельскохозяйственного трактора International Harvester TA-40. Целью их разработки было создание автомобиля, способного выполнять функции военного (буксирующего) трактора и гражданского сельскохозяйственного трактора. Они разработали две машины на одном шасси и двигателе: сельскохозяйственный трактор СТЗ НАТИ 1ТА (СТЗ-3) и военно-транспортный СТЗ НАТИ 2ТБ (СТЗ-5). Машины были представлены на испытания в 1935 году и получили одобрение, однако доработки конструкции для серийного производства продолжались до 1937 года, когда началось серийное производство.
Операционные примечания
[ редактировать ]
СТЗ-5 предназначался для буксировки дивизионных и корпусных орудий, гаубиц и зенитных орудий.
Этот тягач хвалили за надежность и хорошую проходимость. Его критиковали за низкую мощность, узкую колею и высокое давление на грунт, что приводило к ухудшению характеристик на снегу и грязи.
Небольшое количество этих машин имело 132-мм реактивную пусковую установку ( БМ-13-16 ). Хотя эти варианты СТЗ-5 не были распространенной советской системой вооружения, они использовались в боях под Москвой в 1941 году и под Сталинградом в 1942 году.
Немецкая армия с готовностью приняла на вооружение трофейные тракторы СТЗ-5 и получила обозначение CT3-601(r).
Технические характеристики [ 1 ]
[ редактировать ]- Завод: СТЗ (Сталинградский тракторный завод)
- Годы выпуска: 1937-1942.
- Количество произведенных: 9944
- Военная служба: 1937-1945 гг.
- Длина: 4,15 м
- Ширина: 1,855 м
- Высота: 2,36 м
- Дорожный просвет: 29 см
- Глубина преодоления брода: 0,8 м
- Двигатель: 1МА (7,46 л, рядный 4-цилиндровый бензиновый), 38,8 кВт (52 л.с.) при 1250 об/мин.
- Дальность: 145 км
- Максимальная скорость: 25 км/ч
- Вес: 5840 кг
- Транспортная масса: 1,5 т.
- Буксируемая масса: от 4,5 до 7,25 т.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Воллерт, Йохен (2006). Тягатши: Советские гусеничные артиллерийские тягачи времен Второй мировой войны на службе Красной Армии и Вермахта . Издательство «Танкоград» - Издатель Йохерн Воллерт; Первое издание. стр. 221
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Двигатели Красной Армии - страница СТЗ-5, http://www.o5m6.de/stz-5.html Дата обращения: апрель 2015 г.
- "СТЗ-5 "Сталинградец"" http://www.autogallery.org.ru/m/stz5.htm Дата обращения апрель 2016 г.