Jump to content

Т-44

Т-44
Восстановленный танк Т-44.
Тип Средний танк
Место происхождения Советский Союз
История обслуживания
В эксплуатации 1944 - 1960-е гг.
Используется Советский Союз
Войны Венгерская революция 1956 года.
Вторая мировая война (август 1945 г., Маньчжурия ) только
История производства
Дизайнер A.A. Morozov
Разработанный 1943–1944
Производитель Завод №75 , г. Харьков
Произведено 1944–1947
построено 1,823
Варианты Т-44-100, Т-44-122
Технические характеристики (Т-44А)
Масса 32 т (35 коротких тонн ; 31 длинная тонна )
Длина 6,07 м (19 футов 11 дюймов)
7,65 м (25,1 фута) над орудием
Ширина 3,25 м (10 футов 8 дюймов)
Высота 2,455 м (8 футов 0,7 дюйма)
Экипаж 4

Броня 120 мм (4,7 дюйма)
Основной
вооружение
85-мм танковая пушка ЗиС-С-53 (58 выстр.)

100-мм Д-10Т танковая пушка 100-мм танковая пушка ЛБ-1

122-мм Д-25-44 танковая пушка
вторичный
вооружение
2х 7,62-мм пулемета ДТМ или 1х 12,7-мм ДШК
Двигатель Model V-44 12-cyl. 38.88 L diesel
520 л.с. (388 кВт)
Мощность/вес 16,3 л.с./тонну
Передача инфекции планетарная 5-ступенчатая механическая
Приостановка Торсион
Дорожный просвет 510 мм (20 дюймов)
Запас топлива 500 литров (110 имп галлонов; 130 галлонов США)
150 литров (33 имп галлона; 40 галлонов США) внешний
Оперативный
диапазон
Дорога:
240–300 км (150–190 миль)
150–210 км (93–130 миль) [ 1 ]
Максимальная скорость 55 км/ч (34 миль/ч)

Т -44 средний танк в конце Второй мировой войны , разработанный и произведенный Советским Союзом . Это был преемник Т -34 , обладающий улучшенными ходовыми качествами и проходимостью, а также гораздо большей броней. Разработанный для оснащения 85-мм основным орудием, к моменту его полноценных испытаний Т-34 перешел и на это орудие. Оба танка имели схожие характеристики, поэтому внедрение Т-44 не считалось таким важным, как увеличение производства Т-34. Было построено менее 2000 Т-44 по сравнению с примерно 58 000 Т-34. Хотя Т-44 к концу войны имелся в наличии, ни в одном бою он не использовался. Он был на 1 тонну легче Т-34-85 и немного быстрее. Т-44 оказал большое влияние на конструкцию Т-54/55 основного боевого танка , особенно на нижнюю часть корпуса и профили башни. Также следует отметить Т-44-100, прототип 100-мм вооружения Д-10Т , который будет представлять собой ту же 100-мм пушку, установленную на Т-54/55, за исключением некоторых незначительных изменений.

Были предприняты попытки улучшить вооружение Т-44 новой 122-мм пушкой, но башня оказалась очень тесной, а скорострельность была плохой — порядка трёх выстрелов в минуту. Проектные работы над несколько увеличенной версией Т-44 начались во время войны, а прототип был изготовлен в 1945 году. Эта новая конструкция поступила в производство в 1947 году как серия средних танков Т-54/55 , самая массовая серия танков. все время.

История развития

[ редактировать ]

К концу 1940 года, когда началось производство Т-34, [ 2 ] [ 3 ] уже существовали планы по повышению надежности и эксплуатационных возможностей машины за счет внедрения более современных технологий. [ 4 ]

Этот конструкторский проект получил обозначение Т-34М. [ 4 ] Он имел усиленную броневую защиту, [ 2 ] трехместная шестиугольная башня, торсионная подвеска вместо подвески Кристи , опорные катки с внутренней амортизацией, [ 2 ] увеличенный запас топлива, [ 2 ] и больший боекомплект основного орудия (100 патронов вместо 77 у стандартного Т-34). [ 2 ] [ 5 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] Носовой пулемет и люк механика-водителя поменялись местами на лобовом листе . Помимо шести колес меньшего размера, [ 5 ] Подвеска Т-34М имела четыре возвратных катка. 12-цилиндровый дизельный двигатель оригинальной модели В-2 мощностью 500 л.с. (373 кВт) был заменен новым 12-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 600 л.с. (450 кВт). [ 5 ] [ 6 ] У него была новая 8-ступенчатая трансмиссия. [ 5 ] Это был первый танк с поперечным расположением двигателя, что делало его меньше стандартного Т-34 и давало больше места экипажу. [ 5 ]

Ждановский металлургический завод изготовил пять комплектов бронелистов для корпуса Т-34М. [ 2 ] и доставил их на завод № 183 . [ 2 ] Однако в начале 1941 года работы по Т-34М прекратились. [ 2 ] так как производственные мощности были крайне загружены серийным выпуском Т-34. [ 2 ] война с нацистской Германией , единственным разумным решением было постепенное улучшение существующей конструкции. Когда разразилась [ 3 ]

Предшественник Т-44, Т-34-85.

В ходе боев на Восточном фронте стало очевидно, что Красной Армии нужен новый средний танк. [ 5 ] Они потребовали, чтобы у него была лучшая защита при минимальном увеличении веса. [ 5 ] [ 6 ] В 1942 году началось проектирование танка Т-43. Он отличался новой башней и укороченной подвеской, что уменьшило зазор между опорными катками. [ 5 ] Однако компания сосредоточилась на увеличении брони в то время, когда сохранение производства и увеличение огневой мощи были более важными. Т-43 был отменен, но его новая конструкция башни была адаптирована для установки более крупной 85-мм пушки Д-5Т , а затем и ЗиС-С-53 в новом варианте, названном Т-34-85. Это ознаменовало окончание доработок Т-34 по установке 100-мм пушек на Т-34-100. [ 5 ] прототипы оказались неосуществимыми. (Подробнее см . в статье «Варианты Т-34» ). [ 3 ] [ 7 ]

Прототипы

[ редактировать ]

Первое поколение

[ редактировать ]

Осенью 1943 года конструкторское бюро Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, расположенное в Нижнем Тагиле (на Урале, куда была эвакуирована большая часть советской танковой промышленности после операции «Барбаросса» в 1941 году), приступило к работе над машиной. это будет иметь возможности для улучшения в будущем по прямому приказу Иосифа Сталина . [ 8 ] Намерение состояло в том, чтобы сохранить высокую подвижность Т-34 и обеспечить ему более тяжелую броневую защиту от современных танковых орудий. В ноябре 1943 года главный конструктор А. А. Морозов представил общий проект машины и макет танка, получившего обозначение Т-44 (Объект 136). Первый прототип был построен к январю 1944 года, еще два — в феврале. Первые два прототипа были вооружены 85-мм пушками Д-5Т и получили обозначение Т-44-85, а третий прототип был вооружен 122-мм танковой пушкой Д-25-44Т и получил обозначение Т-44-122. Танковая пушка Д-25-44Т была очень похожа на базовую полевую пушку Д-25 , но отличалась некоторыми незначительными деталями, в том числе фиксированным цельным боекомплектом для увеличения скорострельности и двустворчатым дульным тормозом. Пробиваемость орудия спорна по поводу того, следует ли использовать результаты испытаний в бою или в условиях испытаний, но в бою пробиваемость, как и у предыдущей модели Т-34, орудие не смогло пробить ожидаемое количество брони из-за пороха, использованного в ракушки. [ 7 ] [ 9 ] Уместить такое мощное вооружение в среднем танке массой 30 тонн позволила конструкция корпуса с новаторским размещением двигателя. В отличие от большинства танков, в Т-44 двигатель располагался перпендикулярно оси танка. Корпус спроектирован без спонсонов . Кроме того, оно было значительно шире, что увеличило боевое отделение и позволило разместить башню над центральной частью машины. [ 7 ] Это позволило уменьшить общую длину автомобиля. Толщина брони составляла 75 мм в лобовой части корпуса и 90 мм в лобовой части башни. Бортовая броня имела толщину 45 мм и могла быть усилена дополнительным бронелистом толщиной 30 мм. Все три прототипа были оснащены дизельным двигателем В-2ИС мощностью 500 л.с. (373 кВт). Это первое поколение прототипов отличалось приподнятым литым люком механика-водителя с открывающимся смотровым щитком, а также крепежными болтами в кольце вокруг основания орудийной трубы. [ 3 ] [ 7 ] [ 9 ]

Новый проект среднего танка Морозова вызвал скептическую реакцию. [ 10 ] Считалось, что установка высокооборотного 12-цилиндрового двигателя рабочим объемом почти 40 литров перпендикулярно направлению движения вызовет проблемы, вплоть до поломки шатунов. [ 10 ] Считалось, что уменьшение водоизмещения моторного отделения с целью увеличения боевого отделения ненужно и что перемещение башни назад ограничит угол возвышения основного орудия. Однако оказалось, что хотя вращение двигателя и усложняло трансмиссию за счет введения дополнительного редуктора - зубчатой ​​передачи и привода вентилятора, оно решало и многие проблемы. Крышка моторно-трансмиссионного отделения поворачивалась вместе с радиатором; это облегчило доступ к двигателю, трансмиссии и аккумуляторам. Значительное уменьшение длины моторного отделения позволило сместить башню назад, что, в свою очередь, сместило ее ось вращения и центр масс. [ 11 ] к центру корпуса, увеличена точность стрельбы ГК [ 7 ] и уменьшена вероятность застревания башни после попадания в кольцо башни рикошетящего снаряда. [ 11 ] Толщина лобовой бронезащиты увеличилась более чем в два раза без нарушения центра масс и резкого увеличения массы танка. В начале Великой Отечественной войны толщина брони Т-34 считалась достаточной. Усовершенствования Т-34 в годы Великой Отечественной войны включали увеличение калибра орудия (с 76,2 мм до 85 мм) и утолщение брони башни. Никаких существенных улучшений в корпусе произведено не было. Увеличение размеров боевого отделения позволило убрать напольную боеукладку. Высота танка уменьшилась на 300 мм, хотя башня осталась практически прежней. Удаление конической пары в трансмиссии позволило установить более компактную коробку передач, улучшить управление тормозами и рулевой муфтой. Улучшилась обзорность с места водителя. Водитель был защищен от попадания воды во время движения автомобиля вброд. [ 10 ] Новая торсионная подвеска позволила легче преодолевать пересеченную местность. [ 10 ]

Второе поколение

[ редактировать ]
Прототип Т-44-122 во время сравнительных испытаний против трофейной немецкой «Пантеры»
Второй из двух прототипов Т-44-85 первого поколения и прототип Т-44-122 во время сравнительных испытаний.

Первые испытания опытного образца Т-44-122 прошли в феврале и марте 1944 года, но оказались неудачными из-за неисправности орудия, и орудие вернули на завод №9 для ремонта. В апреле и мае 1944 года испытания возобновились. Помимо стандартных испытаний, Т-44-122 был выставлен на конкурсные испытания против трофейного немецкого Panzerkampfwagen V Panther . среднего танка [ 7 ] и второй из двух прототипов Т-44-85 первого поколения. [ 7 ] Практическая скорострельность составляла два-три выстрела в минуту из-за тесной башни и длинного тяжелого боекомплекта. [ 7 ] Боекомплект машины был очень ограниченным — всего 24 снаряда, что считалось недостаточным для среднего танка. В результате вся дальнейшая разработка прототипа Т-44-122 была отменена. [ 3 ] [ 7 ] [ 9 ]

Как и прототип Т-44-122, один из двух прототипов Т-44-85 первого поколения прошел конкурсные испытания против трофейного немецкого среднего танка Panzerkampfwagen V Panther. [ 7 ] Второй из двух прототипов Т-44-85 первого поколения вышел на конкурсные испытания против прототипа Т-44-122. [ 7 ] Второй прототип выявил дополнительные недостатки конструкции. К маю 1944 года уже были построены два прототипа второго поколения. Они отличались перемещением места механика-водителя назад, так что его люк частично находился на крыше корпуса. Щиток обзора водителя был уменьшен до простого квадратного щитка с закругленными нижними углами, на одном уровне с лобовой пластиной. Эти прототипы имели выступающие воротники у основания ствола пушки без крепежных болтов, которые присутствовали в прототипах первого поколения. Два прототипа также имеют различия между собой. [ 9 ] Один прототип имел брызговик на лобовой пластине. [ 9 ] в то время как у другого была гладкая, незагроможденная лобовая пластина. [ 9 ] Один из этих прототипов прошел испытания на НИБТ полигоне под Кубинкой в ​​июне-июле 1944 года. Этот прототип весил 31,3 тонны и был вооружен 85-мм пушкой ЗиС-С-53. Толщина брони лобовой части башни увеличена до 115 мм. Толщина бортовой брони корпуса увеличена до 75 мм. [ 3 ] [ 9 ]

Прототип третьего поколения, получивший обозначение Т-44А, был завершен после того, как ОКБ Морозова вернулось в Харьков на Украине . Толщина верхней лобовой брони корпуса (лобового листа) увеличена до 90 мм, толщина лобовой брони башни — до 120 мм. Несмотря на более тяжелую броню, вес снизился до 30,7 тонны. На этой машине был установлен новый 12-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель В-44 мощностью 520 л.с. (388 кВт) при 1800 об/мин, что позволяло танку двигаться со скоростью 60,5 км/ч. Этот прототип имел брызгозащитный щиток на лобовом листе, как у прототипа Т-44-85 второго поколения. [ 9 ] Этот прототип отличался некоторыми другими отличиями от более ранних прототипов, в том числе тем, что люк механика-водителя был полностью перенесен на крышу корпуса. [ 9 ] и щиток обзора убрали из конструкции [ 9 ] и заменен смотровой прорезью в гласисной пластине. [ 9 ] После испытаний, проведенных в августе и сентябре 1944 г., и после нескольких модернизаций. [ 3 ] (что увеличило массу машины до 32 тонн), Т-44А официально поступил на вооружение Красной Армии 23 ноября 1944 года. [ 3 ] [ 9 ] но не участвовал в боях во время Второй мировой войны.

Т-44-100 и Т-54

[ редактировать ]
Один из двух прототипов Т-44-100. Видны установленная на люке заряжающего 100-мм пушка, 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемет ДШК и противокумулятивные борта толщиной 6 мм, защищающие борта. В этом примере нет брызговика на лобовой пластине.

Даже несмотря на инновационные технологии и лучшую броневую защиту, Т-44А по-прежнему использовал ту же 85-мм танковую пушку ЗиС-С-53, что и средний танк Т-34-85. Армии требовался новый танк, вооруженный более мощной 100-мм пушкой. [ 3 ] В конце 1944 года в распоряжении конструкторов было три типа 100-мм пушек - Д-10 (уже зарекомендовавшая себя в боевом применении на истребителе танков СУ-100), а также опытные образцы ЗиС-100 и ЛБ. -1 (ЛБ расшифровывается как Лаврентий Берия ). [ 3 ] [ 9 ] Танк Т-44, вооруженный 100-мм танковой пушкой, первоначально получил обозначение Т-44Б. Было начато два проекта, оба на базе Т-44А. Разработка первого стартовала в октябре 1944 года в конструкторском бюро Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, расположенном в Нижнем Тагиле. Стадия проектирования завершилась в декабре, а прототип был готов в феврале 1945 года. Испытания, проведенные в марте-апреле, дали положительные результаты, и машина в конечном итоге поступила на вооружение Красной Армии под обозначением Т-54. Танк имел практически тот же корпус и трансмиссию, что и Т-44А. Отличия заключались в утолщении лобовой брони (120 мм в верхней части и 90 мм в нижней части), а также в другом люке и смотровом прорези для механика-водителя. Башня имела увеличенный диаметр до 1800 мм. Броня была более толстой (180 мм спереди, от 90 до 150 мм по бокам и 30 мм на крыше). Вооружение включало 100-мм танковую пушку Д-10ТК, а также два 7,62-мм пулемета GWT. Танк был оснащен новым 12-цилиндровым дизелем водяного охлаждения В-54 объемом 38,88 л и мощностью 520 л.с. (388 кВт) при 2000 об/мин. Был увеличен запас топлива (530 литров во внутреннем топливном баке и 165 литров во внешнем топливном баке). Внешние топливные баки подключались к топливной системе. Резиновые катки на опорных катках были расширены. Масса была увеличена до 35,5 тонн, что снизило максимальную скорость по шоссе до 43,5 км/ч. Максимальный запас хода по дороге увеличился до 360 км. В связи с положительными результатами испытаний перед запуском в производство танк было решено модернизировать (подробнее об этом см. статья Т-54/55 ), а также поставить башню нового танка на два доработанных серийных танка Т-44А. Это было сделано в 1945 году, и два танка-прототипа получили обозначение Т-44-100. Один из прототипов был вооружен танковой пушкой Д-10ТК, другой — танковой пушкой ЛБ-1. [ 3 ] [ 9 ] Как и прототипы Т-44-85 второго поколения, два прототипа Т-44-100 имели различия между собой. У одного прототипа на лобовой пластине был брызговик, а у другого — нет. Оба они имели 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемет ДШК, установленный на люке заряжающего, противокумулятивные бортовые юбки толщиной 6 мм, защищавшие борта, и два цилиндрических топливных бака в задней части. [ 7 ] что увеличило запас топлива до 1035 литров. [ 12 ] Эти цилиндрические топливные баки позже использовались на советских основных боевых танках в качестве дополнительных топливных баков. Дальнейшая разработка Т-44 была отменена и все внимание было направлено на разработку нового основного боевого танка Т-54 . [ 7 ] [ 9 ]

Описание

[ редактировать ]

Т-44 имел типичную для танка компоновку: отделение управления спереди, боевое отделение посередине и моторное отделение сзади. Первоначальное намерение состояло в том, чтобы сохранить высокую подвижность и скорость Т-34 и обеспечить Т-44 более мощной броневой защитой от танковых орудий большого калибра. Это было достигнуто за счет увеличения толщины брони, но уменьшения внутреннего объема корпуса. Т-44 имел более низкий профиль, чем Т-34, и потенциально был проще в производстве. [ нужна ссылка ] Хотя в Т-44 использовались многие компоненты Т-34, он имел новый корпус и модифицированную модель дизеля В-2 , подвеску и трансмиссию. [ 7 ] [ 9 ]

Отражая тенденции в других конструкциях того периода, Т-44 был спроектирован без места радиста/пулеметчика, присутствовавшего во многих старых конструкциях. Это было сделано по ряду причин. [ 13 ] Обширное пулеметное отверстие в лобовом листе (присутствовавшее у среднего танка Т-34) было слабым местом брони. [ 14 ] В Т-34 этот огневой люк и люк механика-водителя эксплуатировались во время Великой Отечественной войны немцами, сражавшимися на Т-34. [ 14 ] Стрельба из пулемета оказалась неэффективной, так как была неточной из-за затуманивания обзора. [ 13 ] Передавать донесения через дополнительного члена экипажа посчитали неэффективным и поэтому эти обязанности были переданы командиру. [ 13 ] Сэкономленное место было использовано под топливный бак. [ 13 ] и увеличить боекомплект. [ 9 ] Люк механика-водителя находился на левой стороне крыши корпуса. Танк имел улучшенную конструкцию корпуса, длиннее и шире, чем Т-34, но несколько ниже за счет перемещения воздушного фильтра, с более толстой броней и проще в конструкции. [ нужна ссылка ] Корпус имел наклонный лобовой лист, вертикальные борта и слегка скошенную корму. У большинства танков на лобовом листе был щиток, хотя есть изображения танков Т-44А без него. Он защищал верхнюю часть автомобиля от брызг грязи или воды. На крыльях имелось три крепления для прямоугольных вещевых ящиков (два на правом крыле и одно на левом крыле). На надгусеничных полках имелось четыре крепления для цилиндрических топливных баков (по два на борт). Это было изменено в Т-44М, в котором использовались прямоугольные топливные элементы. [ 7 ] [ 9 ]

За время эксплуатации танк оказался не совсем приспособленным к зимним условиям из-за неполного слива воды из системы охлаждения, вызванного доработкой водяной помпы для уменьшения высоты двигателя. Небольшой вал сломался бы после того, как крыльчатка насоса замерзла. Ремонт вала, учитывая полевые условия, оказался весьма нецелесообразным и требовал трех человек. Двум людям пришлось держать третьего человека за ноги и опускать его в моторный отсек, где он должен был ослабить крепление и извлечь сломанный вал. Затем его вытащили и опустили обратно вниз для установки нового вала. Его неоднократно опускали, пока не закрепили новую деталь. Еще одной серьезной проблемой, обнаруженной в зимних условиях, было то, что экипажи Т-44А получили обморожения из-за полного отсутствия системы отопления. Водителя от дождя и снега должен был защитить съемный брезентовый чехол с небольшим стеклянным окошком. Однако это не увенчалось успехом, и его использование было признано непрактичным. [ 10 ]

Прототип Т-44-85 второго поколения на испытаниях. Этот агрегат не имеет брызговика и зазора между вторым и третьим опорными катками.
Опытный образец Т-44-85 второго поколения во время испытаний на НИБТ полигоне под Кубинкой , лето 1944 года. Обратите внимание, щиток обзора механика-водителя уменьшен до простого квадратного щитка со скругленными нижними углами, совпадающими с лобовой пластиной, выступающим воротником в основании. ствол пушки и брызговик на лобовом листе.

Т-44 имел компактную торсионную подвеску вместо винтовых пружин Кристи Т-34 , хотя и сохранил метод Кристи зацепления между ведущим колесом с прорезями и грунтозацепами гусеницы . Подвеска имела пять крупных опорных катков со спицами и «мертвую» гусеницу шириной 500 мм от Т-34. [ 8 ] Корпус и колеса были практически идентичны ранним основным боевым танкам Т-54, хотя оригинальный Т-44 имел «паукообразные» опорные катки Т-34 и узкое вставленное ведущее колесо сзади. Т-44 был последним советским средним танком с гусеницами лопастного типа. Механизм их натяжения на Т-44 был значительно лучше, чем на Т-34. На Т-34 приходилось ослаблять первые две гайки на кривошипе, а затем бить кувалдой по кривошипу, чтобы отделить его от корпуса. После того, как гусеница была натянута, кривошип пришлось вернуть на место с помощью кувалды. Весь процесс требовал до трёх человек. На Т-44 ту же задачу мог выполнить один человек, без помощи кувалды. Опорные катки располагались на равном расстоянии друг от друга, за исключением заметного зазора между двумя опорными катками. Опытные образцы Т-44-85 и Т-44-122 имели зазор между вторым и третьим опорными катками, как у Т-34. [ 5 ] но у Т-44А был зазор между первым и вторым опорными катками. [ 5 ] Такое расположение колес было продолжено в основных боевых танках Т-54 и Т-55. Колеса иногда начинали «отваливаться» после 2500 км. Для увеличения срока службы опорного катка был опробован небольшой развал спаренных опорных катков. Однако это привело к большей нагрузке на внешние ролики. Когда танк преодолевает 20 км пересеченной местности, он может собрать по пути около тонны грязи. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ]

Новый 12-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель В-44, развивавший мощность 520 л.с. (388 кВт) при 1800 об/мин, представлял собой более мощную версию модели В-2 Т-34 с новой планетарной механической 5-ступенчатой ​​коробкой передач. система фильтрации, улучшенная система охлаждения, горизонтально расположенные водяной и масляный насосы [ 6 ] [ 15 ] и улучшенная топливная система, которая увеличила его выходную мощность, [ 6 ] хотя танк сохранил бортовые фрикционы от Т-34. [ 7 ] Новый двигатель обеспечил Т-44 максимальную скорость по шоссе 53 км/ч и максимальную скорость по пересеченной местности от 20 до 25 км/ч, а также максимальный запас хода по шоссе 350 км. Двигатель мог изнашиваться уже после пробега танка в 3000 км. При этом давление масла падал до 2-3 атмосфер и при больших нагрузках двигатель начинал дымить, извергая черный смог из боков бака. Моторная палуба имела в задней части две поперечные вентиляционные решетки. Выхлопное отверстие располагалось в задней левой части корпуса. Танк мог преодолевать вертикальные препятствия высотой 1 м, траншеи шириной 2,5 м, угол наклона 32°. [ 5 ] [ 16 ] боковые уклоны и уклоны 60°, а также преодолевать водные препятствия глубиной 1,3 м без подготовки. [ 7 ] [ 10 ] [ 12 ]

Поскольку люк водителя был перенесен из лобового листа и расположен так, чтобы он выходил из машины перпендикулярно, а не вылезал из люка, его сиденье получило подъемный механизм. Находясь в относительно безопасной зоне, водитель мог поднять свое сиденье, чтобы посмотреть за пределы танка, обеспечивая лучший обзор и более легкий доступ к органам управления. В бою водитель опускал сиденье назад в бак и вынужден был полагаться на смотровую щель, защищенную триплексом (трехслойным стеклом). [ 15 ] В таком положении педали главного сцепления, подачи топлива и наклонного тормоза располагались значительно выше, а рычагами рулевого сцепления и переключения передач становилось неудобно работать. Ранние образцы имели проблемы с передачей. Пока водитель переключал передачи, две передачи могли включиться одновременно, из-за чего сломалась шестерня шестерни. Эта и другие проблемы с коробкой передач были решены в ходе модернизации Т-44М 1961 года с использованием коробки передач от основного боевого танка Т-54. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ]

Т-44А был вооружен 85-мм танковой пушкой ЗиС-С-53, а также двумя 7,62-мм ручными пулеметами ДТМ. Один из этих пулеметов был установлен для стрельбы через крошечное отверстие в центре лобовой пластины. Поскольку в экипаже танка не было радиста-пулеметчика, управление ручным пулеметом осуществлял механик-водитель. Орудие устанавливалось в неподвижном положении и наводиться на него можно было только поворотом танка. [ 13 ] Основное орудие размещалось в центрально расположенной башне вместе со спаренным с ним 7,62-мм ручным пулеметом ДТМ. Танковая пушка ЗиС-С-53 могла пробивать около 100 мм брони на дальности 1000 м. Орудие можно было поднимать или опускать в диапазоне от -5° до +25°. [ 5 ] Оно не было стабилизировано. [ 12 ] Как и у Т-34 и СУ-76 . , под ногами экипажа катились горячие гильзы Экипаж также подвергался воздействию газов из основного орудия каждый раз после выстрела. [ 10 ] Танк имел боезапас 58 снарядов к 85-мм танковой пушке ЗиС-С-53 и 1890 снарядов к 7,62-мм ручному пулемету ДТМ. [ 7 ]

Башня была литой, с выступающим горизонтальным литейным швом, в форме вытянутого шестиугольника, со скошенными бортами и нависанием по всему периметру. Она напоминала более длинную и лучше бронированную башню Т-34-85. У него была литая маска орудия с небольшим, но заметным кольцом вокруг основания ствола танковой пушки. На крыше башни слева располагалась приподнятая командирская башенка, а справа — люк заряжающего, за которым располагался невысокий куполообразный вентилятор. Башня перемещалась с помощью электродвигателя. Лобовая броня башни имела толщину 120 мм, бортовая — 75 мм. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ]

Корпус изготавливался из катаной сварной стали. Толщина лобового листа составляла 90 мм, бортовая броня — 75 мм, нижняя броня — 20 мм. Танки Т-44 могли оснащаться дополнительными бронелистами толщиной 30 мм по бортам корпуса и башне. По бортам корпуса могли устанавливаться дополнительные разнесенные бронепанели. [ 3 ] [ 12 ]

Т-44А мог быть оснащен устройством разминирования ПТ-3. В кормовой части башни имелась радиостанция с антенной в центре левой стороны башни. Машина была оснащена пистолетом-пулеметом. [ 15 ] На машине отсутствовала система РХБ (ядерной, биологической и химической) защиты и прибор ночного видения. [ 9 ] [ 12 ]

История производства

[ редактировать ]

Т-44А официально поступил на вооружение Красной Армии 23 ноября 1944 года, производство началось в октябре. [ 13 ] Производство осуществлялось на новом заводе № 75 (Завод 75) в Харькове, использовавшем здания старого завода ХПЗ № 183, отбитого у немцев 23 августа 1943 года. [ 13 ] Для восстановления работоспособности заводов были направлены инженеры, рабочие, машины и инструменты с Уральского танкового завода имени Сталина № 183, расположенного в Нижнем Тагиле. [ 13 ] Первоначально планировалось, что завод будет производить 300 Т-44А в месяц. Однако к концу 1944 года было построено всего 25 штук. В 1945 году было построено 940 штук, всего 965 (190 [ 13 ] танки постройки 1944 и 1945 годов были достроены к концу войны). Еще 858 Т-44А было изготовлено в 1946-1947 годах. До 1950 года на Т-34 продолжало приходиться 85% производства средних танков. [ 17 ] продолжалась разработка более совершенного среднего танка с более мощной 100-мм пушкой. Относительно короткий производственный цикл закончился в 1947 году, когда было построено 1823 танка Т-44А. Причинами такого короткого производственного цикла были механические проблемы с прорезыванием зубов, [ 18 ] окончание войны, сократившее потребность Красной Армии в новом танке, [ 18 ] и неспособность конструкции успешно разместить 100-мм танковую пушку. [ 18 ] На смену ему на конвейере пришел основной боевой танк Т-54-1, который был более надежен механически и мог устанавливать 100-мм орудие. Более совершенный Т-54-2 заменит Т-34, выпускаемый на омском заводе № 183 в 1950 году, а серия основных боевых танков Т-54/55 останется в производстве до 1981 года. [ 3 ] [ 9 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Т-44 был передан трем танковым бригадам, сформированным 15 сентября 1944 года для учебных целей, но эти соединения (6-я гвардейская, 33-я гвардейская и 63-я гвардейская танковые бригады) [ 19 ] ) были перевооружены на танки Т-34-85 перед вступлением в битву за Берлин и Пражскую наступательную операцию . Т-44А не использовался в боевых действиях во время Второй мировой войны в Европе по нескольким причинам, в том числе из-за того, что Красная Армия не была готова принять новый танк; [ 7 ] из-за отсутствия достаточного количества запчастей [ 7 ] и технические специалисты, которые могли бы ремонтировать и обслуживать новые танки; [ 7 ] и то, что многим танкистам придется проходить переподготовку. [ 7 ] Однако три танка были отправлены в 100-ю Особую танковую роту, которая испытывала их на Восточном фронте . [ 7 ] Многие Т-44А после производства сразу же были отправлены на Дальний Восток Советского Союза. Первые танки прибыли туда еще до окончания войны и были оперативно использованы в течение последних трех дней боев. Они продолжали прибывать после войны, и в конечном итоге там разместили около 600 Т-44А. [ 20 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ]

Из-за Холодной войны СССР решил сохранить танк в секрете. [ 7 ] [ 14 ] Его никогда не показывали публично во время военных парадов. [ 14 ] и фотографии никогда не показывались публично, пока секретность не была снята. почти нет . Фотографических свидетельств размещения Т-44 в Восточной Германии [ 14 ] или во время кратковременного использования в Польше и Румынии для обучения соответствующих танкистов в 1952 году. [ 21 ] ни во время советского вторжения в Венгрию в 1956 году, [ 14 ] хотя фактически известно, что танки Т-44 отправлялись в эти разные места (известно лишь небольшое количество известных фотографий танков Т-44А в Венгрии). [ 14 ]

В 1961 году ряд Т-44А были модернизированы с использованием деталей от основного боевого танка Т-54 и других модернизаций и получили обозначение Т-44М. В 1963 году часть Т-44М была переоборудована в командирские танки Т-44МК. В 1965 году часть Т-44М была переоборудована в бронированные эвакуационные машины БТС-4А. [ 13 ] В 1966 году ряд Т-44А и Т-44М получили стабилизатор пушки «Циклон» и обозначения Т-44С и Т-44МС соответственно. [ 13 ] Согласно большинству источников, танки Т-44С, Т-44М и Т-44МС оставались на вооружении Советской Армии до конца 1970-х годов, когда их пригодность в качестве танков закончилась. Не исключено, что они оставались на хранении до начала 1990-х годов. [ 20 ] Многие Т-44М были переоборудованы в артиллерийские тягачи, танковые тягачи и инженерные танки. Некоторое количество танков Т-44А, Т-44С, Т-44М, Т-44МК и Т-44МС было переоборудовано в стационарные оборонительные позиции; известно, что некоторые из них располагались на границе с Китайской Народной Республикой . [ 14 ] В отличие от большинства вооружений советского производства, Т-44 не поставлялся на экспорт. [ 7 ] [ 9 ]

После того, как в 1960-е годы была снята завеса тайны, когда танк уже устарел, его начали использовать в военных фильмах. [ 7 ] Отец солдата , [ 7 ] Освобождение , Битва за Москву , Красная вишня , [ 22 ] Звезда , [ 23 ] и Падение . [ 7 ] [ 24 ] В первом он использовался для изображения Т-34. [ 7 ] В Liberation , Red Cherry , The Star и Downfall он был визуально изменен с помощью дополнительных пластин. [ 7 ] напоминать I. тяжелый танк Tiger [ 7 ] Некоторые танки Т-44 и Т-34 были визуально модифицированы, чтобы представлять немецкие Panzerkampfwagen IV . Они были созданы для киностудий советских времен и использовались в ряде фильмов о боях на Восточном фронте . Они также использовались во время реконструкции битвы под Москвой в 2004 году . [ 25 ]

Т-44 выставлен в Музее Великой Отечественной войны, Москва , на Поклонной горе . Парк Победы

Некоторые Т-44А были переданы в военные музеи, в том числе один в Бресте (нынешняя Беларусь ) и один в Музее Великой Отечественной войны в Москве , Парк Победы на Поклонной горе . прототипов Т-44-100 находится в Танковом музее Кубинка подмосковном . Один из двух

Восстановленный Т-44 «Знаменский» в Танковом музее Кубинки.

Совместно с игровой компанией Gaijin Entertainment , создателями многопользовательской боевой игры о Второй мировой войне War Thunder , и Танковым музеем в Кубинке в течение почти полугода был восстановлен танк Т-44 под номером «721». и дана парадная окраска в стиле танка Т-44 «Знаменский» из состава 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской механизированной армии. [ 26 ] [ 27 ]

Варианты

[ редактировать ]
  • Т-44-85 (1944 г.) - обозначение двух прототипов первого поколения, вооруженных 85-мм танковой пушкой Д-5Т, и двух прототипов второго поколения, вооруженных 85-мм танковой пушкой ЗиС-С-53. [ 7 ] [ 9 ]
    • Т-44А (1944 г.) - обозначение прототипа третьего поколения и серийной модели. [ 3 ] [ 7 ] [ 9 ]
      • Т-44С (1966 г.) - Т-44А с двухплоскостной системой стабилизации пушки «Циклон». [ 9 ] [ 13 ]
      • Т-44М (1961 г.) - модернизация Т-44А, включающая модернизированную трансмиссию до уровня Т-54, включая 12-цилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения объемом 38,88 л В-54 мощностью 523 л.с. (390 кВт), коробку передач, гусеницы, опорные катки типа «морская звезда» и обычная зубчатая ведущая звездочка , расположенная заподлицо с внешним краем гусеницы. Он имел увеличенный боекомплект (с 58 до 61 снаряда), новые радиостанции Р-113 и Р-120, обогреватель и инфракрасный ночной прицел, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2, а также другой топливный бак. что увеличило запас топлива на 150 литров до 650 литров и 800 литров с дополнительными топливными баками. [ 13 ] Максимальная дальность хода танка по шоссе увеличилась до 420–440 км. [ 13 ] Оригинальные крылья заменили на модели Т-54. Подиумную укладку заменили на плоские подвесные топливные баки Т-54 прямоугольной формы с рельефным кругом и крестом. Отсюда и другое расположение дополнительных топливных баков и вещевых ящиков на Т-44М. Имелись четыре подвесных топливных бака прямоугольной формы, а также два бака меньшего размера на правом крыле и крепления для четырех запасных звеньев гусеничной цепи, один подвесной топливный бак прямоугольной формы, а также два бака меньшего размера и один вещевой ящик. Танк получил установку для зенитного пулемета. [ 13 ] С правой стороны лобового листа была добавлена ​​фара типа Т-54 с двумя фарами, а фара типа Т-34 с левой стороны корпуса была удалена. [ 9 ]
        • Т-44МК (1963 г.) — Т-44М, переделанный в командирский танк. Помимо штатного оборудования Т-44М, он оснащен радиостанцией Р-112. Боекомплект уменьшен с 15 до 46 патронов. [ 9 ] [ 13 ]
        • Т-44МС (1966 г.) — Т-44М с двухплоскостной системой стабилизации пушки «Циклон». Он также увеличил максимальную дальность действия. [ 13 ]
        • БТС-4А (1965 г.) — Т-44М, переделанный в бронированную эвакуационную машину . Турель удалена. Автомобиль был оснащен корзиной для хранения вещей, подъемником и небольшим складным краном грузоподъемностью 3 тонны и трубкой. Он также был известен как БТС-4-44М . [ 9 ] [ 13 ]
  • Танки Т-44 переоборудованы в стационарные укрепления. Этот процесс обычно включал в себя снятие двигателя и коробки передач, закапывание танка до верха корпуса и заливку башни бетоном, чтобы разбить очертания и придать ей каменный вид. [ 9 ]
  • Т-44-122 (1944 г.) - прототип первого поколения, вооруженный 122-мм танковой пушкой Д-25-44Т . В нем было 24 патрона. [ 3 ] [ 7 ] [ 9 ]
  • Т-44-100 (1945 г.) - прототип с новой модифицированной башней, на которой можно было установить 100-мм пушку Д-10Т или 100-мм пушку ЛБ-1. Боекомплект танка составляет 36 снарядов к 100-мм танковой пушке. [ 13 ] Этот прототип имел 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемет ДШК, установленный на люке заряжающего, боковые юбки толщиной 6 мм, защищающие борта, и два цилиндрических топливных бака в задней части, обеспечивающие запас топлива 1035 л. Удлиненный ствол танковой пушки увеличил общую длину машины до 8,04 м. Новая башня, новое вооружение и бортовые юбки утяжелили машину: она весила 34,55 тонны. [ 7 ] [ 9 ] [ 12 ]
  • СУ-122-44 (1944 г.) — опытный образец самоходки, вооруженной 122-мм пушкой.
  • Уралмаш-1 (1944 г.) - прототип самоходки, вооруженный либо 100-мм, либо 122-мм пушкой. Также известен как СУ-101 и СУ-102.

Выжившие автомобили

[ редактировать ]

Т-44

Т-44М

Операторы

[ редактировать ]

Бывшие операторы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Советские танки и боевые машины Второй мировой войны (Стивен Дж. Залога, Джеймс Грандсен), стр. 184.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я "ХКБМ Т-34". Архивировано 8 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Журнал "Czołgi Świata" (Танки мира или Танки мира), выпуск 25
  4. ^ Перейти обратно: а б «ХКБМ Т-34М»
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Центр тактического и оперативного моделирования» [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ Перейти обратно: а б с д «armor.kiev.ua»
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и «Русское поле боя»
  8. ^ Перейти обратно: а б с «Танк»
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в «JED Справочник военной техники» (требуется подписка) [ самостоятельно опубликованный источник? ] Архивировано 2 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Воспоминания Рема Уланова»
  11. ^ Перейти обратно: а б "historycy.pl" Архивировано 11 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж « Современные танки » . Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 г. Проверено 31 марта 2008 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Средний танк Т-44 , archived from the original on 26 December 2008
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час "Czołgi Info". Архивировано 25 июля 2012 г. в Wayback Machine.
  15. ^ Перейти обратно: а б с "mkmagazin". Архивировано 30 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
  16. ^ Военные технологии LWP. XXX лет разработки 1943 - 1973, стр. 57
  17. ^ Залога и Джонсон 2004:6
  18. ^ Zaloga et al. 1997:61
  19. ^ Перейти обратно: а б «Другие лица истории» [ постоянная мертвая ссылка ]
  20. ^ "Поступление новых танков CIA-RDP82-00457R014500130001-0.pdf" (PDF) . www.cia.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2017 года . Проверено 14 апреля 2017 г.
  21. ^ «Танки в кино . 1995-Красная вишня». Архивировано из оригинала 22 июня 2009 г.
  22. ^ «Танки в кино . 2002-Звезда». Архивировано из оригинала 02.11.2012.
  23. ^ «Танки в кино . 2004-Der Untergang». Архивировано из оригинала 02.11.2012.
  24. ^ "Film Panzer". Архивировано 7 марта 2008 г. в Wayback Machine.
  25. ^ War Thunder - Unforgoten: Проект восстановления Т-44 (Часть 1/4) на YouTube
  26. ^ War Thunder - Unforgoten: Проект восстановления Т-44 (Часть 3/4) на YouTube
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Выжившие танкисты» . the.shadock.free.fr . Проверено 29 сентября 2023 г.
  28. ^ «Самаркандский металлургический завод: Боевые машины Узбекистана» . Орикс . Проверено 29 декабря 2023 г.

Общие источники

[ редактировать ]
  • Залога, Стивен Дж.; Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  0-85368-606-8 .
  • Залога, Стивен Дж.; Хью Джонсон (2004). Основные боевые танки Т-54 и Т-55 1944–2004 гг . Ботли, Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN  1-84176-792-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1817a295b877517ad219718a2ebb771c__1721537460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/1c/1817a295b877517ad219718a2ebb771c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
T-44 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)