Jump to content

ВЫПУСК-152

ВЫПУСК-152
Тип Тяжелое штурмовое орудие
Место происхождения Советский Союз
История обслуживания
В эксплуатации 1943-1980-е (СССР)
Используется
Войны
История производства
Дизайнер Конструкторское бюро завода № 100
Разработанный 1943
Производитель
  • Челябинский Кировский завод
    (до 1946 г. также ИСУ-152М)
  • Leningrad Kirov Plant
    (несколько единиц в 1945 г., также ИСУ-152К)
Произведено 1943–1959
построено 4,635
Варианты
  • ИСУ-152 (МЛ-20)
  • ИСУ-152-2 (БЛ-10)
  • ИСУ-152 образца 1945 года
  • ИСУ-152К (МЛ-20)
  • ИСУ-152М (МЛ-20)
Технические характеристики
Масса 47,3 т (46,6 длинных тонн; 52,1 коротких тонн) максимум
Длина 9,18 м (30 футов 1 дюйм)
Ширина 3,07 м (10 футов 1 дюйм)
Высота 2,48 м (8 футов 2 дюйма)
Экипаж 4 или 5

Броня ИСУ-152, ИСУ-152-2
  • 120 мм (маска (максимум))
  • 90 мм (нижний лоб корпуса, нижний борт корпуса и лоб надстройки)
  • 75 мм (верхний борт корпуса)
  • 60 мм (верхняя лобовая часть корпуса)

ИСУ-152 образца 1945 года

  • 320 мм (в районе орудия)
Основной
вооружение
  • 152,4-мм МЛ-20С пушка-гаубица
    (18 патронов) (ИСУ-152)
  • 152,4-мм пушка БЛ-8 или БЛ-10
    (21 патрон) (ИСУ-152-2)
  • 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20СМ образца 1944 г.
    (20 патронов) (ИСУ-152 обр.1945 г.)
вторичный
вооружение
ИСУ-152, ИСУ-152-2, ИСУ-152К
  • 12,7х108-мм ДШК зенитный пулемет
    (200 патронов) (ИСУ-152, ИСУ-152-2)
    (300 патронов) (ИСУ-152К)

ВЫПУСК-152М

  • 12,7-мм ДШКМ. зенитный пулемет
    (300 раундов)

ИСУ-152 образца 1945 года

  • 12,7х108-мм зенитный пулемет ДШК
    (300 раундов)
  • Спаренный пулемет ДШК 12,7×108 мм
Двигатель 12-цил. В-2ИС Дизельный двигатель [а]
520 л.с. (382 кВт)
Мощность/вес 11 л.с./тонну
Передача инфекции механический
Приостановка торсион
Дорожный просвет
  • 470 мм (1 фут 7 дюймов) (ИСУ-152)
  • 450 мм (1 фут 6 дюймов) (ИСУ-152 модель 1945 г.)
Запас топлива
  • 560 литров
    (максимум, внутренние топливные баки)
  • 920 литров
    (ИСУ-152К, ИСУ-152М, внутренние топливные баки)
  • 360 литров
    (максимум четыре подвесных топливных бака, не подключенных к системе питания)
Оперативный
диапазон
  • 120 км
    (вездеходный, с внутренними топливными баками)
  • 200 км
    (по дороге, максимум с внутренними топливными баками)
  • 260 км
    (дорожный, с двумя подвесными топливными баками)
  • 320 км
    (дорожный, с четырьмя подвесными топливными баками)
  • 320 км
    (ИСУ-152К, ИСУ-152М, дорожные, с внутренними топливными баками)
Максимальная скорость
  • 30 км/ч (19 миль/ч) на дороге
  • 15-20 км/ч
    (по пересеченной местности)
  • 40 км/ч
    (ИСУ-152 обр.1945 г., ИСУ-152К, ИСУ-152М, на дороге)

ИСУ - . 152 ​— советская самоходная артиллерийская установка, разработанная и использовавшаяся во время Второй мировой войны . Его неофициально прозвали Зверобой ( русский : Зверобой ; «убийца зверей»). [1] в ответ на поступление на вооружение нескольких крупных немецких танков и орудий, включая «Тигры» и «Пантеры» . Поскольку орудие ИСУ-152 устанавливалось в каземате , прицеливание было затруднительным, и приходилось переставлять всю машину с помощью гусениц. Поэтому его использовали в качестве мобильной артиллерии для поддержки более мобильной пехоты и атак бронетехники. Он продолжал служить до 1970-х годов и использовался в нескольких кампаниях и странах.

ИСУ-152 на выставке в Карлсхорсте , Берлин , Германия.

Начало созданию ИСУ-152 положило 24 января 1943 года, когда был представлен первый прототип СУ -152 . Это была полностью закрытая 152-мм пушка-гаубица на шасси танка КВ-1С . Он получил обозначение Объект 236 («Проект 236»). Проект 236 был завершен на заводе № 100 в Челябинске и успешно проходил испытания с 24 января по 7 февраля 1943 года. 14 февраля машина была принята на вооружение и запущена в производство под обозначением КВ-14 ( кв -14); в апреле 1943 года обозначение было изменено на СУ-152» ( СУ -152).

Хотя СУ-152 и была успешна в бою, производство танковых шасси КВ-1С заканчивалось, что делало необходимым модернизацию машины с использованием нового танкового шасси ИС . 25 мая 1943 года руководство завода № 100 заказало модернизацию СУ-152, включавшую усиление бронезащиты и другие усовершенствования. Разработка началась в июле 1943 года под руководством главного конструктора советских тяжелых танков Иосифа Котина и главного конструктора Г.Н. Москвина.

Новая конструкция, получившая обозначение ИС-152 ( ИС -152), проходила испытания с сентября по ноябрь 1943 года. Испытания выявили большое количество недостатков, которые отправили ее на доработку. 6 ноября 1943 года был издан приказ о принятии на вооружение улучшенного варианта под обозначением ИСУ-152 ( ИСУ-152 ), а в декабре на Челябинском Кировском заводе началось производство замены СУ-152 . [2] [3]

Положения членов экипажа в ИСУ-152: 1. Водитель 2. Командир 3. Наводчик 4. Оператор казенной части 5. Заряжающий.

15 апреля 1942 года на пленуме артиллерийского комитета, где обсуждалась разработка штурмовых орудий поддержки пехоты, была признана необходимость разработки и штурмовых орудий, способных разрушать укрепленные позиции. Предполагалось, что эти штурмовые орудия будут вооружены 152,4-мм пушкой-гаубицей и будут использоваться для прорыва обороны противника в наступательных операциях, запланированных на 1942–1943 годы. В результате был разработан Объект 236, а затем и Су-152, концепция которого позже была продолжена и развита в ИСУ-152.

ИСУ-152 имела ту же конструкцию, что и большинство других советских САУ. Полностью бронированный корпус был разделен на два отделения: боевое отделение для экипажа, орудия и боекомплекта в передней части корпуса и моторно-трансмиссионное в кормовой. Орудие устанавливалось немного правее центра с ограниченным поворотом в 12 градусов влево и вправо. Экипаж состоял из четырех-пяти человек, размещенных в надстройке. Слева от орудия находились трое членов экипажа: впереди водитель, затем наводчик и последним заряжающий. Командир машины и слесарь (управлявший затвором орудия) находились справа: командир спереди, слесарь сзади. Когда экипаж состоял из четырех человек, погрузку осуществлял слесарь.

Подвеска состояла из двенадцати торсионов для шести опорных катков с каждого борта. Ведущие звездочки располагались сзади, а передние натяжные колеса были идентичны опорным каткам. Каждый трек состоял из 90 ссылок. Внутренних топливных баков было три: два в районе экипажа и один в моторном отделении. Обычно они дополнялись четырьмя несоединенными внешними топливными баками. Электропитание напряжением 12 и 24 В осуществлялось от генератора мощностью 1 кВт, питающего четыре аккумуляторные батареи.

Для наблюдения изнутри все люки в крыше имели перископы и два прицела: телескопический СТ-10 (СТ-10) и панорамный. Для связи экипажа было установлено переговорное устройство ТПУ-4-БисФ, а для межмашинной связи - одна радиостанция 10Р или 10РК. Они были лучше советской техники в начале войны, но все же уступали немецким аналогам.

экипажу были переданы два ППШ пистолета-пулемета с боезапасом 1491 патрон и 20 гранат Ф-1 Для ближней самообороны .

ИСУ-152 была вооружена той же пушкой, что и СУ-152, но вместо КВ-1С использовала корпус танка ИС-1. В ходе войны ИСУ-152 была усовершенствована. Использован корпус танка ИС-2 или ИС-2 образца 1944 года, увеличено бронирование маски, заменено орудие на более новые варианты, ДШК справа впереди установлен зенитный пулемет калибра 12,7×108 мм. люк, а в дальнейшем боекомплект увеличился, радиостанция 10Р была модернизирована до 10РК и увеличен запас топлива.

Некоторые ИСУ-152 были оснащены внешними топливными баками еще большего размера: двумя баками на задней палубе корпуса в дополнение к четырем внешним топливным бакам - максимум 90 литров (20 имп галлонов США; 24 галлона США) каждый - или двумя дополнительными меньшими по размеру. внешние топливные баки в корме корпуса. Вероятно, этот вариант был доступен для послевоенных вариантов ИСУ-152.

С декабря 1943 по май 1945 года было построено 1885 ИСУ-152. Массовое производство прекратилось в 1947 году, всего было выпущено 3242 машины.

Послевоенная модернизация ИСУ-152 включала установку прицелов ночного видения, замену двигателя В-2ИС на В-54К, замену 12,7-мм пулемета на более новый вариант, увеличение боекомплекта до 30 патронов, дополнительную броню, автомобильные усовершенствования и значительное увеличение основного запаса топлива. [4] [5]

Варианты

[ редактировать ]

Первоначальный вариант был разработан в 1943 году. Заводское обозначение — «Объект 241». Вооружалась 152,4-мм пушкой-гаубицей МЛ-20С (МЛ-20С) образца 1937 года с длиной ствола более 4,2 метра (27,9 калибра). Максимальная дальность стрельбы этого орудия составляла 6200 метров (6780 ярдов). Бронебойный снаряд весом 48,78 кг (107,5 фунта) имел начальную скорость 600 метров в секунду (1969 футов / с) и максимальное пробитие катаной гомогенной брони (RHA) 125 миллиметров (4,9 дюйма) под углом 90 °. на расстоянии 500 метров (547 ярдов). Скорострельность составляла 2-3 выстр/мин. ИСУ-152 несла 21 выстрел из двух частей (снаряд и заряд) бронебойно-фугасных боеприпасов. Более поздние версии ИСУ-152 имели более новую пушку с немного более длинным стволом, до более 4,9 метра (32,3 калибра), с максимальной дальностью стрельбы до 13 000 метров (14 217 ярдов).

ИСУ-152 имела разные модификации, с изменениями в орудии (более поздние версии), количестве люков или корпусе (на основе корпуса танков ИС-1, ИС-2 или ИС-2 образца 1944 года). Варианты на базе ИС-2 имели более толстый орудийный щит и больший топливный бак. До мая 1944 года основным вооружением была 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20 образца 1937 года. ИСУ-152 имела скорострельность 2-3 выстр/мин. Ранние версии имели три люка в крыше надстройки и один аварийный люк в нижней части корпуса за местом механика-водителя, имевший броневую крышку. Более поздние версии имели четвертый круглый люк в крыше надстройки справа, рядом с прямоугольным люком слева.

ВЫПУСК-152-2

[ редактировать ]

ИСУ-152БМ (ИСУ-152БМ), иногда именуемая ИСУ-152БМ-1 или ИСУ-152-1, с заводским обозначением Объект 246 (Объект 246), представляла собой единственный опытный образец, разработанный в апреле 1944 года на заводе № 100 в г. попытка увеличить огневую мощь ИСУ-152. Буква «БМ» («БМ») в обозначении расшифровывается как «Большая Мощность». Основным назначением ИСУ-152БМ была борьба с тяжелобронированными истребителями танков, такими как «Элефант» и «Ягдтигр» . Вооружение имело 152,4-мм длинноствольное орудие БЛ-8 (БЛ-8), которое в отличие от орудия ИСУ-152 не являлось пушкой-гаубицей. Орудие имело максимальную дальность стрельбы 18 500 метров (20 232 ярда), осколочно-фугасный снаряд массой 43,56 кг (96,0 фунтов) имел начальную скорость 880 метров в секунду (2887 футов / с). Общая длина орудия составляла более 8 метров (26 футов), длина ствола - 7620 миллиметров (300 дюймов) (50 калибров). Бронебойный снаряд весом 48,78 кг (107,5 фунта) имел начальную скорость 850 метров в секунду (2800 футов/с). В ходе испытательных стрельб по бронелистам различной толщины ИСУ-152БМ успешно пробила толщину не более 203 миллиметров (8,0 дюйма). RHA под углом 90 ° на дальности до 2000 метров (2187 ярдов). Однако в ходе испытаний в июле 1944 года орудие выявило некоторые недостатки, такие как сложность управления экипажем, ненадежность дульного тормоза и затвора , неудовлетворительная работа снарядов. Кроме того, орудие, выступающее далеко вперед за лоб корпуса, ограничивало маневренность машины. Самоходка несла 21 выстрел с двухкомпонентным (снарядно-зарядным) боекомплектом, имела скорострельность 2 выстрела в минуту. В нем использовались двигатель, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование ИСУ -122 . В августе 1944 года орудие БЛ-8 было заменено на усовершенствованную длинноствольную 152,4-мм пушку БЛ-10 (БЛ-10) с немного укороченным стволом - 7,392 метра (24,25 фута) (48,5 калибров). Эта машина-пушка получила обозначение ИСУ-152-2 (ИСУ-152-2). Заводское обозначение — «Объект 247». Он также был оснащен подвесными топливными баками. Орудие имело модифицированный дульный тормоз и полуавтоматический затвор. Он имел скорострельность 3 выстр/мин. БЛ-10 имел максимальную дальность действия 18 000 метров (19 685 ярдов) с осколочно-фугасным снарядом массой 43,56 кг (96,0 фунтов). В декабре 1944 года ИСУ-152-2 прошла испытания, показавшие неудовлетворительные прочность ствола и угол горизонтального наведения. Пушку отправили на доработку, но она не была завершена до окончания войны. Автомобиль так и не был принят на вооружение. После войны была построена последняя и наиболее усовершенствованная, третья модификация ИСУ-152-2. Орудие имело максимальную дальность стрельбы 19 500 метров (21 325 ярдов) при использовании осколочно-фугасного снаряда массой 48,5 кг (107 фунтов) с начальной скоростью 880 метров в секунду (2887 футов / с).

Объект 704

[ редактировать ]
Объект 704.

Объект 704 (Объект 704) — заводское обозначение прототипа самоходки, разработанной в 1945 году. Также известная как «Кировец-2», она была разработана на шасси «Кировца-1», первоначального прототипа проекта, ставшего ИС . -3 . Габаритную высоту автомобиля сократили до 2240 миллиметров (7,35 фута), что компенсировалось увеличением ширины надстройки. Вооружен 152,4-мм пушкой-гаубицей МЛ-20СМ обр. 1944 г. (МЛ-20СМ обр. 1944 г.) с длиной ствола более 4,5 метров (15 футов) (29,6 калибров) и без дульного тормоза. Максимальная дальность действия составляла 13 000 метров (42 651 фут). Самоходка несла 20 выстрелов из двух частей (снаряд и заряд) бронебойно-фугасного боеприпаса. Бронебойный снаряд весом 48,78 кг (107,5 фунта) имел начальную скорость 655 метров в секунду (2149 футов/с). Скорострельность составляла 1-2 выстр/мин. Объект 704 имел четыре люка в крыше надстройки и один аварийный люк в нижней части корпуса за местом механика-водителя, имевший бронекрышку. Самоходка несла два внешних топливных бака емкостью 90 литров (19,8 имп галлонов; 23,8 галлонов США), не подключенных к системе снабжения. Дополнительное вооружение боевой машины состояло из двух патронов калибра 12,7х108 мм. Пулеметы ДШК , один зенитный и один спаренный. Защита была увеличена за счет размещения более толстой брони под более радикальными углами. В районе орудия, где маска сочеталась с передней частью корпуса за ней и корпусом противооткатного механизма, толщина брони составляла 320 миллиметров (13 дюймов). Объект 704 был наиболее защищенным из всех экспериментальных или серийных советских САУ времен Второй мировой войны . Однако радикальный наклон стенок надстройки в сочетании с повышенной отдачей орудия из-за отсутствия дульного тормоза существенно усложнял работу экипажа, и по этой причине он не был принят на вооружение. [6] [7]

ВЫПУСК-152К

[ редактировать ]
ИСУ-152К, Парк Победы , Москва , Россия.

Объект 241К (Объект 241К) — заводское обозначение модернизированного варианта ИСУ-152 военного времени, разработанного в 1956 году. В нем использовался новый двигатель — от Т-54 — с системой охлаждения и отопителем. Емкость основного внутреннего топливного бака была увеличена до 920 литров (202 имп галлона; 243 галлона США), что увеличило запас хода автомобиля на дороге на 500 километров (311 миль). Боекомплект был увеличен до 30 снарядов за счет удаления дополнительного внутреннего топливного бака, размещенного в боевом отделении. Максимальная дальность стрельбы составляла 13 000 метров (14 217 ярдов). Он получил новую командирскую башенку, а также новые прицелы. В ходовой части использованы многие элементы Т-10 . Маска имела дополнительное броневое кольцо, защищающее прицел. Некоторые ИСУ-152К получили дополнительный 15-мм бронелист, приваренный поверх 60-мм бронелиста, прикрывающего верхнюю маску. Также некоторые из них получили дополнительный бронелист, приваренный к лобовой части верхней маски. Модернизация проводилась в г. Leningrad Kirov Plant . [3]

ВЫПУСК-152М

[ редактировать ]

ИСУ-152М был окончательным вариантом ИСУ-152, разработанным в 1959 году. Работы теперь были переданы Челябинскому Кировскому заводу. Эта модернизация шла параллельно программе ИС-2М и в ИСУ-152М использовались многие элементы танка. Заводское обозначение — «Объект 241М». Нововведения включали прицелы ночного видения, увеличенный боекомплект для 12,7-мм пулемета, который был заменен улучшенным ДШКМ , а также внутренние усовершенствования автомобиля. У него была такая же новая командирская башенка и прицелы, как у ИСУ-152К. Он также имел ту же емкость основного внутреннего топливного бака - 920 литров (202 имп галлона; 243 галлона США), что добавляло на 500 километров (311 миль) больше запаса хода по дороге по сравнению с ИСУ-152, а также увеличенный боекомплект. до 30 выстрелов за счет удаления внутреннего топливного бака. Максимальная дальность стрельбы составляла 13 000 метров (14 217 ярдов). Присутствовало кольцо, защищающее прицел, а броня лобовой части верхней маски была дополнительно усилена за счет более толстого дополнительного бронелиста. ИСУ-152М имел тот же двигатель В-54К с отопителем, но без системы охлаждения. [8]

Использовать

[ редактировать ]

ИСУ-152 Самоходка совмещала в себе три боевые роли: тяжелое штурмовое орудие , тяжелый истребитель танков и тяжелую самоходно-артиллерийскую установку . Орудие калибра 152,4 мм использовало ряд мощных (снарядно-зарядных) боеприпасов. Некоторые из этих боеприпасов имели осколочно-фугасный снаряд массой 43,56 кг, или бронебойный снаряд массой 48,78 кг, или самый тяжелый из них — дальнобойный бетонобойный боеприпас 53-Г-545 (53-Г-545) с Снаряд 56 кг. ИСУ-152 применялась для поддержки пехоты и танков при атаке укреплённых позиций противника на прямой наводке, для артиллерийской поддержки на поле боя с закрытых огневых позиций и для борьбы с бронетехникой на прямой наводке.

Тяжелое штурмовое орудие

[ редактировать ]

Как тяжелое штурмовое орудие ИСУ-152 была чрезвычайно ценным оружием в городских боевых действиях, таких как битвы за Берлин , Будапешт и Кенигсберг . Превосходная броневая защита машины, наконец, обеспечила 152,4-мм орудию хорошую защиту от большинства немецких противотанковых орудий, позволив ему продвигаться под прямым противотанковым огнём, в то время как огромные, низкоскоростные осколочно-фугасные снаряды были превосходны при стрельбе. подрывая даже самые сильно укрепленные и усиленные опорные пункты противника. Такие действия были бы гораздо более опасными и гораздо менее эффективными для обычного буксируемого артиллерийского орудия с его высокой незащищенностью экипажа и низкой подвижностью или даже для танка с его меньшими основными орудиями. При поддержке танков обычная тактика ИСУ-152 должна была использоваться во второй линии порядка атаки, на расстоянии 100–200 метров (110–220 ярдов) позади атакующих танков, которыми обычно были танки ИС с одинаковой подвижностью.

ИСУ-152, как и более ранние СУ-152 и современные ИСУ-122 , использовались отдельными тяжелыми самоходно-артиллерийскими полками. С мая 1943 по 1945 год было сформировано 53 таких полка. Многие из них были переформированными танковыми полками и использовали ту же тактику огня прямой наводкой, что и танки при поддержке пехоты. Каждый тяжелый полк имел по 21 орудию, разделенному на четыре артиллерийские батареи по пять машин и машину командира. Для поддержки эти тяжелые полки имели дополнительную небронированную технику, такую ​​как грузовики, джипы или мотоциклы. В декабре 1944 года были сформированы гвардейские тяжелые самоходно-артиллерийские бригады для оказания мощной огневой поддержки танковым армиям. Они были организованы по образцу танковых бригад, каждая из которых имела по 65 самоходок ИСУ-152 или ИСУ-122.

Чтобы свести к минимуму риск быть выбитым подразделениями, оснащенными панцерфаустами , во время городских операций, ИСУ-152 обычно действовали отрядами из одной или двух машин вместе с пехотными отделениями для защиты. В состав пехотного отделения входили специалист -снайпер (или, по крайней мере, снайпер), несколько автоматчиков и иногда огнеметчик . Крупнокалиберный пулемет ДШК ИСУ-152 также был полезен для поражения артиллеристов танков «Фауст», скрывавшихся на верхних этажах городских зданий или за защитными укрытиями и оборонительными баррикадами. Эффективная совместная работа экипажа ИСУ-152 и поддерживающей пехоты позволяла добиться поставленных целей с минимальными потерями, однако при несоблюдении такой тактики атакующие машины легко подвергались атаке и уничтожению, как правило, за счет более слабой брони крыши или кормового отделения. .

Тяжелый истребитель танков

[ редактировать ]
Вид спереди ИСУ-152

ИСУ-152 могла также действовать как эффективный тяжелый истребитель танков . Хотя она и не была предназначена для этой роли, машина унаследовала прозвище «Зверобой» («убийца зверей») от своей предшественницы, СУ-152, за ее способность надежно уничтожать наиболее защищенные немецкие боевые машины; танк «Пантера» , танки «Тигр I» и «Тигр II» и даже редкие истребители танков «Элефант» и «Ягдтигр» . Огромный вес 152,4-мм снарядов приводил к чрезвычайно низкой скорострельности, всего два-три выстрела в минуту, и они были не такими точными на больших дистанциях, как высокоскоростные танковые и противотанковые пушки. Однако мощный взрыв тяжелой фугасной боевой части был способен полностью снести башню танка «Тигр». Прямое попадание обычно разрушало или повреждало гусеницы и подвеску цели, обездвиживая ее. Хотя низкоскоростной 152-мм осколочно-фугасный снаряд, как правило, не пробил тяжелую броню, он часто убивал или серьезно ранил экипаж из-за расколов (осколков) внутри корпуса, а также травм, вызванных взрывной контузией. Из-за хрупкости немецкой танковой стали на последних этапах войны ударные броневые листы часто разбивались от ударной волны или линии сварных швов ломались, в результате чего вся часть брони отваливалась. У выжившего экипажа часто оставалась обездвиженная машина, которую приходилось поспешно покидать, прежде чем уничтожить.

Для противотанковых операций после Курской битвы в июле 1943 года были разработаны бронебойные боеприпасы с целью придать гаубице более традиционные противотанковые возможности. Однако эти снаряды были дорогими, в дефиците и лишь незначительно более эффективны, чем стандартные непроникающие осколочно-фугасные снаряды. Как гаубица МЛ-20С меняла скорость и точность на массу и дальность заброса и не предназначалась для конкуренции с настоящими противотанковыми пушками. Иногда в противотанковых целях использовались бетонобойные боеприпасы. Также был разработан примитивный кумулятивный боеприпас со снарядом массой 27,44 кг (60,49 фунта). Он имел максимальную бронепробиваемость 250 мм по RHA под углом 90°, но во время войны не использовался.

90-мм наклонная лобовая броня ИСУ-152, в отличие от 65-мм СУ-152, обеспечивала отличную лобовую защиту от 75-мм пушки KwK 40 вездесущего семейства Panzer IV и StuG на всех дистанциях, кроме ближних, а также заставляла Оригинальный «Тигр I» с его хваленой 88-мм пушкой KwK 36 приближался к средней дистанции, чтобы успешно пробить машину, сводя на нет ее традиционное превосходство на дальних дистанциях и помещая ее в зону действия советских средних танков Т-34-85 .

ИСУ-152 не была настоящим истребителем танков специального назначения. У него была очень низкая скорострельность по сравнению со специализированными истребителями танков, такими как немецкая «Ягдпантера» или советская СУ-100 , которые могли вести короткую очередь от пяти до восьми выстрелов в минуту. Однако до появления СУ-100 это была единственная советская бронемашина, способная с какой-либо надежностью бороться с немецкими тяжелыми танками, а ее способность выполнять несколько задач означала, что ее производили в гораздо больших количествах, чем СУ-100. 100. Внимание к маскировке, быстрое перемещение между огневыми позициями и массированные засады из четырех-пяти машин, стреляющих залпом по флангам одиночной цели, нивелировали недостаток низкой скорострельности.

Самоходная артиллерия

[ редактировать ]

ИСУ-152 также иногда использовалась как самоходная артиллерийская установка для поддержки на поле боя и подготовительных бомбардировок, хотя она имела среднюю дальность стрельбы и низкую скорость перезарядки. Советская армия не разработала для этой цели специализированной техники. Их танковые и механизированные части были хорошо оснащены буксируемой артиллерией, однако буксируемые орудия были очень уязвимы в движении и не могли поддерживать танки и мотопехоту при быстром продвижении к позициям противника, особенно при отсутствии у них полностью закрытой бронированной конструкции машин типа ИСУ. -152.

Внутренний боезапас ограничивался всего 20 или 21 патроном, при этом дополнительные патроны часто размещались на задней палубе. Пополнение боекомплекта машины занимало более 40 минут и требовало очень мощного заряжающего из-за больших габаритов и веса снарядов - более 40 кг (88 фунтов). Оптический прицел СТ-10, используемый для стрельбы прямой наводкой, имел градуировку до 900 м (3000 футов). Второй, панорамный, прицел использовался для стрельбы прямой наводкой на дальность до 3500 м (3800 ярдов). [9] нет прямой наводки. Однако наводчику было проблематично переключаться между ними. Чтобы компенсировать это, проще было сосредоточить огонь нескольких машин на цели, пожертвовав точностью ради объема огневой мощи. Фугасные снаряды были достаточно большими, чтобы уничтожить даже тяжелобронированную машину или укрепление еще более тяжелыми дальнобойными бетонобойными снарядами. Обычный боекомплект составлял 13 фугасных и 7 бронебойных или бетонобойных.

Боеприпасы Тип боеприпаса Тип корпуса Вес снаряда Проникновение (максимум) 1000 метров 1500 метров 2000 метров
53-ОФ-540
Дальнебойный фугасный стальной корпус пушки 43,56 кг
(96,0 фунтов)
53-ОФ-530 Дальнебойный фугасный стальной корпус гаубицы 40 кг
53-БР-540 Бронебойный раковина с заостренным носом
(без баллистического капсюля)
48,78 кг 125 мм RHA под углом 90°
(на 500 метрах)
115 мм
(123 мм)
105 мм 90 мм
53-БР-540Б
(принят в конце 1944 г.)
Бронебойный плоская носовая раковина
(с баллистическим колпачком)
46,5 кг 130 мм RHA под углом 90°
(на 500 метрах)
120 мм 115 мм 105 мм
53-БП-540
(не использовался во время Второй мировой войны)
Бронебойный кумулятивный заряд 27,44 кг 250 мм RHA под углом 90°
(220 мм под углом 30° от вертикали)
(120 мм под углом 60° от вертикали)
Военно-морской образца 1915/1928 г. Полубронебойный 51,07 кг 136 мм RHA под углом 90°
(на 100 метрах)
(128 мм на 500 метрах)
119 мм 111 мм 105 мм
53-Г-530 Дальнебойный бетонобойный гаубичный снаряд 40 кг около 1 метра железобетона
53-Г-545 Дальнебойный бетонобойный снаряд 56 кг

Бронепробиваемость может варьироваться в зависимости от партии боеприпасов и различной катаной гомогенной брони .

Советская военная служба

[ редактировать ]

Зарубежная военная служба

[ редактировать ]

Финляндия

[ редактировать ]

В июне 1944 года, во время Войны-продолжения , трофейная ИСУ-152 использовалась финскими военными . Он был заброшен во время контратаки у Кярстиланярви после многочисленных выстрелов советских средних танков Т-34-85. Это было прямым результатом отсутствия у финского экипажа опыта и подготовки к эксплуатации ИСУ-152. Еще один трофейный корабль ремонтировался в Варкаусе , Финляндия, но в боях не участвовал.

Польский ИСУ-152 выставлен в Музее польской военной техники в Варшаве.

было поставлено более 30 ИСУ-152 В 1944 году в Народную армию Польшу . Вскоре после этого польские военные создали 25-й польский самоходно-артиллерийский полк, в состав которого входили 10 ИСУ-152 и 22 ИСУ-122 . В составе 1-го Польского танкового корпуса (имевшего на вооружении как танки Т-34-76, так и Т-34-85 ) полк принял участие в боевых действиях на реке Ныса , расположенной на юго-западе Польши, в марте 1945 года. В 1945 году польское командование приступило к формированию еще одного полка ИСУ-152, но, имея слишком мало машин, вновь сформированный 13-й польский самоходно-артиллерийский полк получил две ИСУ-152 и две батареи в составе СУ-85 . Этот полк принимал участие в битве за Берлин с апреля по май 1945 года.

После Второй мировой войны ИСУ-152 оставались на вооружении польской армии до начала 1960-х годов.

Чехословакия

[ редактировать ]

В рамках военной помощи Советского Союза дружественным или просоветским странам мира несколько ИСУ-152 были переданы чехословацким вооруженным силам после Второй мировой войны , которые эксплуатировали их до конца 1950-х годов. В течение нескольких десятилетий это была самая тяжелая бронемашина в Чехословацкой Народной Армии , которая использовала их для испытаний недавно разработанных противотанковых препятствий .

Один захвачен во время Второй мировой войны. [10] В 1950-е годы румынская армия получила 20 ИСУ-152; они были приписаны к артиллерийским частям 6-й, 7-й и 57-й танковых дивизий румынской армии. На румынской службе они были известны как Т-152. [11] [12]

Югославия

[ редактировать ]

152 . На вооружении югославской армии имелась всего одна ИСУ- Эта единственная машина была брошена частями Советской Красной Армии в 2-го Украинского фронта 1944 году. В 1946 году члены первого батальона 2-й югославской танковой бригады под командованием технического офицера Стоймира Илиевича-Партизана вернули самоходку после пяти дни работы. Как уникальная машина он использовался армейской танковой школой в Белой Цркве . После вывода из эксплуатации эта единственная югославская ИСУ-152 оказалась тренировочной мишенью на Маньяча . полигоне [13]

В 1955 году Советская Армия покинула Далянь на северо-востоке Китая, официально положив конец 10-летней военной оккупации. Все оружие и вооружение, оставленное Советским Союзом, было продано Народно- освободительной армии Китая , в том числе 67 ИСУ-152; 45 были переданы вновь созданной 1-й механизированной дивизии НОАК.

Корейская Народно-Демократическая Республика

[ редактировать ]

после Корейской войны ИСУ-152 эксплуатировались Корейской Народной Армией КНДР Во время и . Сообщается, что Северная Корея до сих пор использует ИСУ-152 как в действующих, так и в резервных частях, однако фактическое количество неизвестно.

Захваченный египетский ИСУ-152 в музее Яд ла-Ширион, Израиль.

В начале 1960-х годов египетские военные получили как минимум один полк ИСУ-152. Они использовались во время арабо-израильских конфликтов между 1967 и 1973 годами. Они оказались в основном неэффективными, и некоторые из них были захвачены Армией обороны Израиля ; один сейчас выставлен в Яд ла-Ширионе. [3]

Разбитый ИСУ-152 в лагере Фаллуджа, Ирак.

Несколько сохранившихся экземпляров действовали во время ирано-иракской войны и Первой войны в Персидском заливе . [ нужна ссылка ]

Выжившие и мемориалы

[ редактировать ]

ИСУ-152 можно увидеть, выставить или просто найти в различных музеях и мемориалах по всему миру. Некоторые использовались для создания памятников.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ на ИСУ-152К использовалась мощность 520 л.с. (382 кВт).
  1. ^ Форчик, Роберт (2014). Курск 1943: Северный фронт . Оксфорд: Оспри. п. 62. ИСБН  978-1-78200-819-4 .
  2. ^ "Тяжёлая самоходная установка СУ-152" [Heavy self-propelled unit SU-152]. Bronetehnika.narod (in Russian).
  3. ^ Jump up to: а б с "ИСУ-152 Самоходная артиллерийская установка" [ISU-152 Self-propelled artillery mount]. Aviarmor (in Russian). Archived from the original on 31 May 2010.
  4. ^ "Самоходная установка ИСУ-152" [Self-propelled gun ISU-152]. armor.kiev.ua (in Russian).
  5. ^ "Советские тяжелые самоходные артиллерийские установки" [Soviet heavy self-propelled artillery mounts]. armor.kiev.ua (in Russian).
  6. ^ "Объект 740" . Aviarmor . [ постоянная мертвая ссылка ]
  7. ^ "Тяжелый танк ИС-3" [Heavy tank IS-3]. armor.kiev.ua (in Russian).
  8. ^ Залога, Стивен Дж. (январь 1994 г.). Тяжелый танк ИС-2, 1944-1973 гг . Лондон: Оспри. ISBN  978-1-85532-396-4 .
  9. ^ Внутри атаманского люка: ИСУ-152, серия 2 . Мир Танков. 30 сентября 2014 г. - через YouTube.
  10. ^ Эксворси, с. 221.
  11. ^ Строя, Адриан и Баженару, Георге (2010). Румынская артиллерия в данных и изображениях (PDF) (на румынском языке). Издательство Технико-редакционного центра Армии. стр. 133. ISBN  978-606-524-080-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2012 года . Проверено 28 мая 2015 г.
  12. ^ Самушан, Алин (2017). «Вклад в историю вооружения румынской армии с 1944 по 1959 год» . Вестник Национального военного музея (на румынском языке). 15 . Проверено 28 июня 2021 г.
  13. ^ «Самоходно орудье ИСУ-152» . oklop.net23.net (на сербском языке). Архивировано из оригинала 10 сентября 2013 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da98bdfe3913e1c5ff93bb09d0b06797__1719587940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/97/da98bdfe3913e1c5ff93bb09d0b06797.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
ISU-152 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)