СУ-100Ю
Т-100И/СУ-100И | |
---|---|
![]() Опытный образец Т-100У на заводе № 185 . | |
Тип | Штурмовая пушка |
Место происхождения | ![]() |
История производства | |
Разработанный | 1940 [ 1 ] |
Производитель | Советский Союз |
Произведено | 1940 |
№ построено | 1 прототип [ 1 ] |
Технические характеристики | |
Масса | 64 тонны [ 1 ] |
Длина | 10,9 м (35 футов 9 дюймов) |
Ширина | 3,4 м (11 футов 2 дюйма) |
Высота | 3,29 м (10 футов 10 дюймов) |
Экипаж | 6 (командир/вертикальный наводчик, наводчик/горизонтальный наводчик/рычаг-стрелок, 2 заряжающих, водитель, радист) |
Броня | 60 миллиметров (2,4 дюйма) спереди |
Основной вооружение | 130-мм морская пушка Б-13 [ 1 ] |
Двигатель | Микулин ГАМ-34БТ [ 1 ] 890 л.с. (660 кВт) [ 1 ] |
Приостановка | Торсион |
Максимальная скорость | 35 км/ч (22 мили в час) на дороге |
Су -100У , первоначально обозначавшаяся Т-100Ю , [ 2 ] — советский прототип самоходки , разработанный на базе шасси опытного танка Т-100 . Он был разработан во время Зимней войны с Финляндией и включал в себя 130-мм орудие для разрушения бетонных оборонительных сооружений, таких как бункеры и противотанковые заграждения, а также для использования в качестве истребителя танков. Серийного производства он не видел.
Разработка
[ редактировать ]В декабре 1939 года Северо-Западное командование Красной Армии обратилось к заводу № 185 с просьбой разработать машину на базе Т-100. Машину предстояло не только выполнять функции самоходки, но и использовать для наведения мостов, перевозки взрывчатки, подъема танков, уничтоженных или поврежденных на поле боя. При разработке этой машины АБТУ предложило установить на Т-100 большую высокоскоростную 152-мм пушку, чтобы дать ей возможность разрушать бункеры и другие прочные стационарные укрепления. Начальник завода № 185 предложил прекратить разработку опытного образца для использования Т-100 в качестве самоходной артиллерийской установки-истребителя танков, вооруженной корабельными 100- и 130-мм пушками. Эта идея была принята и 8 января 1940 года чертежи Т-100Х были доработаны и отправлены на Ижорский завод. Т-100Х имел коробчатое боевое отделение и оснащался 130-мм корабельной пушкой Б-13. Для обеспечения мобильности он сохранил торсионную подвеску, как это было в современных танках того времени. В ходе разработки прототипа форма боевого отделения была изменена с целью сокращения времени заряжания боекомплекта. Новой конструкцией стал Т-100У (в 1945 году переименован в СУ-100И). Проекты СУ-100У были отправлены на Ижорский завод 24 февраля 1940 года, а сборка началась первого числа месяца. Первые испытания самоходки прошли 14 марта. Зимняя война с Финляндией закончилась, Т-100Y никогда не использовался против Финляндии, но был успешно испытан против бывших польских укреплений в Киевском особом военном округе вместе с КВ-2 и двумя прототипами СУ-14 . [ 2 ] Нареканий было несколько: маска была установлена без учета балансировки, что затрудняло прицеливание, теснота боевого отделения, некоторые проблемы с ходовой частью. Т-100И отправили на завод № 174 для исправления этих дефектов, так как завода № 185 уже не существовало, так как он был присоединен к заводу № 174. Из таких изменений получилось не так уж и много, так как Т-100У потерял последний шанс на серийное производство в июне 1940 года. Конструкция могла бы служить временным решением, но АБТУ склонялось к шасси СМК , поскольку делило комплектующие с КВ. -1 , чтобы иметь стандартизацию компонентов. 17 июля 1940 года было опубликовано постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б), решившее судьбу Т-100Ю. Прототип оставили ржаветь на полигоне в Кубинке перед началом немецкого вторжения. [ 2 ]
В отчете комиссии от 1 апреля 1941 года отмечалось, что боевое отделение, орудие, двигатель и детали трансмиссии прототипа были покрыты ржавчиной из-за плохого хранения. [ 3 ] С началом операции «Барбаросса» два прототипа СУ-14 , когда немецкие войска подошли к Москве, осенью 1941 года и Т-100Ю были отправлены в Казань, где они служили образцами на технических курсах, а в 1943 году вернулись в Кубинку. Сейчас СУ-100Ю экспонируется вместе с СУ-14-1 на площадке №1 парка «Патриот» в Кубинке. [ 2 ]
Несмотря на то, что Т-100Ю оказался не очень удачным, полным провалом его назвать сложно. Это было одно из первых советских штурмовых орудий, проложившее путь к СУ-152 , принятой на вооружение 14 февраля 1943 года. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]- Компоновка брони
Просторный, полностью закрытый каземат высотой 3,29 метра был сварен из бронелистов толщиной 60 мм по всему периметру. Поскольку машина вела огонь прямой наводкой с дальности 1500-2000 м, при этом эффективно защищала даже от огня полевой артиллерии противника, а также 37-85-мм противотанковых орудий . При столь впечатляющей защите вес был огромным, однако источники расходятся: в одних документах указан вес 58 тонн, в других — 64, в некоторых — 68. Истина, скорее всего, где-то посередине. Несмотря на возросший вес, подвижность осталась на уровне Т-100 . Т-100Ю, несомненно, был более успешной машиной, чем СУ-14 . [ 2 ]
- Вооружение
Основным вооружением машины была 130-мм корабельная пушка Б-13 , которая благодаря прекрасной баллистике использовалась для оснащения крейсеров и береговых батарей. Особенностью орудия был ствол длиной 55 калибров, который обеспечивал снаряду начальную скорость свыше 800 м/с, благодаря чему даже при угле возвышения около 30° можно было достичь дальности стрельбы около 20 км. . Орудие также имело высокую скорострельность – 10-12 выстрелов в минуту. Бронепробиваемость была хорошей: снаряды SAPCBC, получившие обозначение PB-46A, могли пробить максимум 202 мм брони и даже 158 мм брони на дистанции 2000 м. Для стрельбы использовался рычаг, расположенный с левой стороны орудия. Оптического прицела для наведения пушки не было, наведение осуществлялось с помощью перископов ПТ-1 и ПТК, имеющихся в машине. Также снаряд Б-13 имел 2,5 кг взрывчатого вещества. Для сравнения, 122-мм снаряд Д-25Т имел в снаряде всего 1,6 кг взрывчатого вещества. В боекомплект входило 30 выстрелов раздельного заряжания, что сказалось на численности экипажа, в который входили два заряжающих, с 15 снарядами SAPCBC и еще 15 фугасными снарядами.
- Двигатель и ходовая часть
Его двигателем стал двигатель ГАМ-34 мощностью 890 л.с., ранее устанавливавшийся на скоростные торпедные катера. Мощный двигатель позволял тяжелому танку двигаться по шоссе со скоростью 35 км/ч, а по пересеченной местности — всего 16 км/ч. Шасси и ходовая часть СУ-100Ю были полностью заимствованы у танка Т-100 .
Галерея
[ редактировать ]-
Одноместная СУ-100Ю в Танковом музее в Кубинке.
-
Тесное боевое отделение СУ-100Ю.
См. также
[ редактировать ]Танки сопоставимой роли, характеристик и эпохи
[ редактировать ]- Американский T28 Super Heavy/T95 GMC
- Британский тяжелый штурмовой танк «Черепаха»
- Немецкий Ягдтигр
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Милсом, Джон (1971). Русские танки, 1900–1970: Полная иллюстрированная история теории и конструкции советской бронетехники . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books. ISBN 0-8117-1493-4 .
- Пашолок Юрий (31 декабря 2021 г.). «Вторая жизнь устаревшего шасси» . TankArchives.ca . Проверено 15 июля 2024 г.
- Пашолок, Юрий (13 декабря 2013 г.). «Старейший экспонат музея» . Живой журнал . Проверено 26 марта 2024 г.