Jump to content

Уралмаш-1

Уралмаш-1 (СУ-101/СУ-102)
Тип Самоходка (прототип)
Место происхождения Советский Союз
История производства
Дизайнер конструкторское бюро Уралмаша
Разработанный 1944-1945
Технические характеристики
Масса СУ-101: 34,1 т (37,6 коротких тонн ; 33,6 длинных тонн ) [ 1 ]
СУ-102: 34,8 т (38,4 коротких тонны; 34,3 длинных тонны) [ 1 ]
Экипаж 4 [ 1 ]

Броня Передняя часть 90 мм / 27° [ 1 ]
Сторона 75 мм [ 1 ]
Задний 40 мм [ 1 ]
Основной
вооружение
СУ-101: 100-мм Д-10С [ 1 ]
СУ-102: 122-мм Д-25С [ 1 ]
вторичный
вооружение
12,7-мм ДШК зенитный пулемет [ 1 ]
Двигатель V-2-44 [ 1 ]
Приостановка Торсион [ 1 ]
Максимальная скорость 54 км/ч (33 мили в час) [ 1 ]

Уралмаш -1 (Уралмаш-1) — советский прототип самоходной артиллерийской установки, разработанный во время Второй мировой войны . Это была безбашенная разработанная гусеничная боевая бронированная машина, екатеринбургским конструкторским бюро « Уралмаш» (УЗТМ) с осени 1944 по весну 1945 года. Она использовала шасси среднего танка Т-44 и предназначалась для замены СУ-100, которая сама по себе поступил на вооружение Красной Армии только в конце 1944 года. Два прототипа Уралмаш-1 с различным вооружением были построены в начале 1945 года, один - с 100-мм танковая пушка Д-10 , другая — со 122-мм танковой пушкой Д-25С . Хотя изначально рекомендовалось массовое производство, окончание войны с Германией в мае 1945 года в конечном итоге привело к отмене проекта из-за отсутствия необходимости. Если бы Уралмаш-1 поступил на вооружение, 100-мм вариант получил бы обозначение СУ-101 (СУ-101), а 122-мм вариант - СУ-102 (СУ-102) в соответствии с советской военной номенклатурой. где надпись "СУ" обозначала Самоходную Установку. , или самоходка. [ 1 ]

История развития

[ редактировать ]
СУ-101 и СУ-100

Работы над СУ-101 и СУ-102 в КБ Уралмаша в основном начались параллельно с созданием СУ-100 , летом 1944 года. При этом последняя, ​​созданная на базе шасси среднего танка Т-34 , показала себя удовлетворительно. в бою его базовая компоновка с боевым отделением спереди и двигателем сзади считалась недостатком. Низко установленное орудие выступало далеко за пределы передней части машины, что затрудняло маневренность в городских или лесных районах и могло вызвать проблемы на холмистой местности, где машина потенциально могла врезаться собственным дулом в землю, если не вести ее осторожно. Кроме того, у Су-100 была очень тяжелая передняя часть, что приводило к чрезмерной нагрузке на передние опорные катки и риску механического повреждения. В случае возникновения необходимости модернизации машины с использованием более крупной и тяжелой пушки все эти проблемы должны были значительно усугубиться. [ 1 ]

Для устранения этих недостатков конструктором УЗТМ Н.В. Куриным был разработан ряд эскизных проектов новых САУ на шасси различных современных советских танков, как с боевым отделением спереди, так и сзади. В октябре 1944 года бюро предложило на рассмотрение технической комиссии Наркомата тяжелой промышленности пять проектов :

  • СУ-122П — обычная СУ-100, оснащенная 122-мм пушкой Д-25С.
  • ЭСУ-100 — обычная СУ-100 с электрической трансмиссией.
  • СУ-100-М-1 , вооруженная 100-мм пушкой Д-10С, на базе шасси танка Т-34, с задним боевым отделением.
  • СУ-100-М-2 , вооруженная 100-мм пушкой Д-10С, на базе шасси танка Т-44, с задним боевым отделением.
  • СУ-122-44 , вооруженная 122-мм пушкой Д-25-44С, на базе шасси танка Т-44, с передним боевым отделением.

Техническая комиссия признала СУ-100-М-2 и СУ-122-44, обе на базе нового среднего танка Т-44, наиболее перспективными, а приказом директивы № 625 танковой промышленности от 26 октября 1944 года заводу УЗТМ приказал доработать конструкцию, раздать технические чертежи и подготовить по одному опытному экземпляру. [ 1 ]

В то время как СУ-100-М-2 оказалась компактной и достаточно легкой для шасси среднего танка, а также достаточно бронированной, СУ-122-44 вскоре оказалась слишком большой и слишком тяжелой. Так, 7 марта 1945 года приказом наркомата № 107 все работы по СУ-122-44 были прекращены, а СУ-100-М-2 была переименована в Уралмаш-1 и производство первого опытного образца 1 мая 1945 г. был заказан. Обозначение «Уралмаш-1» уже использовалось для другой конструкции самоходки в августе 1943 года, но эта конструкция не была одобрена наркоматом и на тот момент была заморожена. [ 1 ]

В марте и апреле 1945 года были построены два опытных образца: один оснащен 100-мм танковой пушкой Д-10 (при поступлении на вооружение получил обозначение СУ-101), другой — 122-мм танковой пушкой Д-25С (получать обозначение СУ-101). под названием СУ-102). Кроме того, был изготовлен третий, пустой, корпус для испытаний брони в условиях пожара. [ 1 ]

Хотя война с Германией уже закончилась в мае 1945 года, прототипы пока проходили дальнейшие испытания в КБ УЗТМ летом и осенью 1945 года. Возникло несколько проблем, в том числе нагрев салона машины из-за недостаточной мощности двигателя. охлаждение. Особенно тяжело это было в случае с водителем, который сидел рядом с двигателем и чье рабочее место летом нагревалось до невыносимых температур. Еще одна возникшая проблема заключалась в очень тесном и неудобном боевом отделении. Наконец, прототип СУ-102 столкнулся с конструкционными проблемами, поскольку не был полностью приспособлен для поглощения отдачи мощной 122-мм пушки. Тем не менее, эти проблемы были признаны решаемыми, и машины были рекомендованы к серийному производству после внесения нескольких модификаций, направленных на устранение проблем прототипов. Однако в конце концов окончание Второй мировой войны окончательно привело к выводу, что машины к настоящему времени стали ненужными, и в итоге производство СУ-101 и СУ-102 было прекращено, не успев начаться. [ 1 ]

Прототип СУ-101 уцелел и сейчас хранится в Танковом музее Кубинка в Москве , где экспонируется как крытый экспонат.

Конструктивные характеристики

[ редактировать ]

Уралмаш-1 представлял собой безбашенную казематную машину с плоским моторным отделением спереди и квадратным приподнятым боевым отделением сзади, установленным на подвеске, взятой непосредственно от среднего танка Т-44 . Основное орудие выступало из боевого отделения и выгибалось над двигателем машины. Таким образом, даже длинноствольная пушка лишь незначительно увеличила общую длину машины, улучшив маневренность и устранив один из главных недостатков СУ-100. Во внутренних советских документах этот макет упоминался как тип Фердинанда («по типу Фердинанда»), имея в виду немецкий тяжелый истребитель танков «Фердинанд», с которым в то время столкнулись советские войска, который был построен аналогичным образом. Компоновка также более равномерно распределила вес машины между опорными катками, решая механические проблемы, с которыми сталкивается тяжелый передний Су-100. [ 1 ]

Экипаж машины состоял из четырех человек: командир, наводчик, заряжающий и водитель. В то время как водитель сидел в передней левой части машины рядом с двигателем, остальная часть экипажа размещалась в боевом отделении вокруг основного орудия в задней части. Доступ в автомобиль обеспечивался через дверь в задней части автомобиля. Это дополнительно повышало живучесть экипажа, так как в случае экстренной эвакуации экипаж мог покинуть машину, не подвергаясь огню противника, в той мере, в какой это требовалось бы при эвакуации через люки в крыше. [ 1 ]

Корпус «Уралмаш-1» изготавливался из листов катаной гомогенной брони , сваренных под наклоном для повышения защиты. Лобовые листы имели толщину 90 мм, бортовые — 75 мм и задние — 40 мм. В ходе огневых испытаний с пустым корпусом защита машины оказалась превосходящей значительно более тяжелую истребитель танков ИСУ-152 , а также тяжелый танк ИС-2 . [ 1 ]

Опытный образец СУ-101 со 100-мм пушкой Д-10С имел боевой боекомплект в 35 снарядов. Хотя горизонтального поворота орудия в 22,5° и вертикального угла возвышения в 18° было вполне достаточно, моторный отсек ограничивал депрессию орудия на очень незначительном уровне -2°, что практически исключало возможность машины опускать корпус . Более крупная 122-мм пушка Д-25С прототипа СУ-102 с боекомплектом в 28 выстрелов была еще более ограничена в повороте орудия, не имея возможности повернуть орудие более чем на 0,24° при угле возвышения 18,5° и горизонтальном повороте. 19°. Очень ограниченное смещение орудия является одним из принципиальных недостатков задней компоновки орудия. [ 1 ]

Командир машины «Уралмаш-1» дополнительно имел в своем люке в крыше 12,7-мм пулемет ДШК для использования в качестве зенитного орудия. Боекомплект ДШК составлял 450 патронов. [ 1 ]

Российское обозначение «СУ», означающее «Самоходная установка» или «Самоходная установка», — довольно расплывчатый термин, который в равной степени применялся к машинам, выполнявшим в бою роли самостоятельных истребителей танков поддержки пехоты , штурмовых орудий и даже артиллерии с закрытых огневых позиций. , то есть самоходные гаубицы . СУ-101/СУ-102 как замена СУ-100, которая в основном использовалась в качестве истребителя танков, потенциально предназначалась для выполнения этой роли. 100-мм Д-10С СУ-101 представляла собой специализированную танковую пушку с бронебойными снарядами кинетической энергии . 122-мм Д-25С СУ-102 изначально разрабатывалась как артиллерийская гаубица для использования с фугасными снарядами. Однако в ходе войны орудие также показало себя как очень эффективное противотанковое оружие, способное поражать даже тяжелые немецкие танки, и для повышения этой роли на поле боя были разработаны бронебойные боеприпасы с кинетической энергией. Таким образом, пистолет уже использовался с более тяжелыми Истребитель танков ИСУ-122 .

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Boldyrev, Evgenij (September 19, 2005), САУ СУ-101 и СУ-102 , The Russian Battlefield (на русском языке) , получено 3 января 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8860745c87f1e22448b96eb88fb42c09__1678403280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/09/8860745c87f1e22448b96eb88fb42c09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uralmash-1 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)