Уралмаш-1
Уралмаш-1 (СУ-101/СУ-102) | |
---|---|
![]() СУ-101 в Танковом музее Кубинки | |
Тип | Самоходка (прототип) |
Место происхождения | Советский Союз |
История производства | |
Дизайнер | конструкторское бюро Уралмаша |
Разработанный | 1944-1945 |
Технические характеристики | |
Масса | СУ-101: 34,1 т (37,6 коротких тонн ; 33,6 длинных тонн ) [ 1 ] СУ-102: 34,8 т (38,4 коротких тонны; 34,3 длинных тонны) [ 1 ] |
Экипаж | 4 [ 1 ] |
Броня | Передняя часть 90 мм / 27° [ 1 ] Сторона 75 мм [ 1 ] Задний 40 мм [ 1 ] |
Основной вооружение | СУ-101: 100-мм Д-10С [ 1 ] СУ-102: 122-мм Д-25С [ 1 ] |
вторичный вооружение | 12,7-мм ДШК зенитный пулемет [ 1 ] |
Двигатель | V-2-44 [ 1 ] |
Приостановка | Торсион [ 1 ] |
Максимальная скорость | 54 км/ч (33 мили в час) [ 1 ] |
Уралмаш -1 (Уралмаш-1) — советский прототип самоходной артиллерийской установки, разработанный во время Второй мировой войны . Это была безбашенная разработанная гусеничная боевая бронированная машина, екатеринбургским конструкторским бюро « Уралмаш» (УЗТМ) с осени 1944 по весну 1945 года. Она использовала шасси среднего танка Т-44 и предназначалась для замены СУ-100, которая сама по себе поступил на вооружение Красной Армии только в конце 1944 года. Два прототипа Уралмаш-1 с различным вооружением были построены в начале 1945 года, один - с 100-мм танковая пушка Д-10 , другая — со 122-мм танковой пушкой Д-25С . Хотя изначально рекомендовалось массовое производство, окончание войны с Германией в мае 1945 года в конечном итоге привело к отмене проекта из-за отсутствия необходимости. Если бы Уралмаш-1 поступил на вооружение, 100-мм вариант получил бы обозначение СУ-101 (СУ-101), а 122-мм вариант - СУ-102 (СУ-102) в соответствии с советской военной номенклатурой. где надпись "СУ" обозначала Самоходную Установку. , или самоходка. [ 1 ]
История развития
[ редактировать ]
Работы над СУ-101 и СУ-102 в КБ Уралмаша в основном начались параллельно с созданием СУ-100 , летом 1944 года. При этом последняя, созданная на базе шасси среднего танка Т-34 , показала себя удовлетворительно. в бою его базовая компоновка с боевым отделением спереди и двигателем сзади считалась недостатком. Низко установленное орудие выступало далеко за пределы передней части машины, что затрудняло маневренность в городских или лесных районах и могло вызвать проблемы на холмистой местности, где машина потенциально могла врезаться собственным дулом в землю, если не вести ее осторожно. Кроме того, у Су-100 была очень тяжелая передняя часть, что приводило к чрезмерной нагрузке на передние опорные катки и риску механического повреждения. В случае возникновения необходимости модернизации машины с использованием более крупной и тяжелой пушки все эти проблемы должны были значительно усугубиться. [ 1 ]
Для устранения этих недостатков конструктором УЗТМ Н.В. Куриным был разработан ряд эскизных проектов новых САУ на шасси различных современных советских танков, как с боевым отделением спереди, так и сзади. В октябре 1944 года бюро предложило на рассмотрение технической комиссии Наркомата тяжелой промышленности пять проектов :
- СУ-122П — обычная СУ-100, оснащенная 122-мм пушкой Д-25С.
- ЭСУ-100 — обычная СУ-100 с электрической трансмиссией.
- СУ-100-М-1 , вооруженная 100-мм пушкой Д-10С, на базе шасси танка Т-34, с задним боевым отделением.
- СУ-100-М-2 , вооруженная 100-мм пушкой Д-10С, на базе шасси танка Т-44, с задним боевым отделением.
- СУ-122-44 , вооруженная 122-мм пушкой Д-25-44С, на базе шасси танка Т-44, с передним боевым отделением.
Техническая комиссия признала СУ-100-М-2 и СУ-122-44, обе на базе нового среднего танка Т-44, наиболее перспективными, а приказом директивы № 625 танковой промышленности от 26 октября 1944 года заводу УЗТМ приказал доработать конструкцию, раздать технические чертежи и подготовить по одному опытному экземпляру. [ 1 ]
В то время как СУ-100-М-2 оказалась компактной и достаточно легкой для шасси среднего танка, а также достаточно бронированной, СУ-122-44 вскоре оказалась слишком большой и слишком тяжелой. Так, 7 марта 1945 года приказом наркомата № 107 все работы по СУ-122-44 были прекращены, а СУ-100-М-2 была переименована в Уралмаш-1 и производство первого опытного образца 1 мая 1945 г. был заказан. Обозначение «Уралмаш-1» уже использовалось для другой конструкции самоходки в августе 1943 года, но эта конструкция не была одобрена наркоматом и на тот момент была заморожена. [ 1 ]
В марте и апреле 1945 года были построены два опытных образца: один оснащен 100-мм танковой пушкой Д-10 (при поступлении на вооружение получил обозначение СУ-101), другой — 122-мм танковой пушкой Д-25С (получать обозначение СУ-101). под названием СУ-102). Кроме того, был изготовлен третий, пустой, корпус для испытаний брони в условиях пожара. [ 1 ]
Хотя война с Германией уже закончилась в мае 1945 года, прототипы пока проходили дальнейшие испытания в КБ УЗТМ летом и осенью 1945 года. Возникло несколько проблем, в том числе нагрев салона машины из-за недостаточной мощности двигателя. охлаждение. Особенно тяжело это было в случае с водителем, который сидел рядом с двигателем и чье рабочее место летом нагревалось до невыносимых температур. Еще одна возникшая проблема заключалась в очень тесном и неудобном боевом отделении. Наконец, прототип СУ-102 столкнулся с конструкционными проблемами, поскольку не был полностью приспособлен для поглощения отдачи мощной 122-мм пушки. Тем не менее, эти проблемы были признаны решаемыми, и машины были рекомендованы к серийному производству после внесения нескольких модификаций, направленных на устранение проблем прототипов. Однако в конце концов окончание Второй мировой войны окончательно привело к выводу, что машины к настоящему времени стали ненужными, и в итоге производство СУ-101 и СУ-102 было прекращено, не успев начаться. [ 1 ]
Прототип СУ-101 уцелел и сейчас хранится в Танковом музее Кубинка в Москве , где экспонируется как крытый экспонат.
Конструктивные характеристики
[ редактировать ]Уралмаш-1 представлял собой безбашенную казематную машину с плоским моторным отделением спереди и квадратным приподнятым боевым отделением сзади, установленным на подвеске, взятой непосредственно от среднего танка Т-44 . Основное орудие выступало из боевого отделения и выгибалось над двигателем машины. Таким образом, даже длинноствольная пушка лишь незначительно увеличила общую длину машины, улучшив маневренность и устранив один из главных недостатков СУ-100. Во внутренних советских документах этот макет упоминался как тип Фердинанда («по типу Фердинанда»), имея в виду немецкий тяжелый истребитель танков «Фердинанд», с которым в то время столкнулись советские войска, который был построен аналогичным образом. Компоновка также более равномерно распределила вес машины между опорными катками, решая механические проблемы, с которыми сталкивается тяжелый передний Су-100. [ 1 ]
Экипаж машины состоял из четырех человек: командир, наводчик, заряжающий и водитель. В то время как водитель сидел в передней левой части машины рядом с двигателем, остальная часть экипажа размещалась в боевом отделении вокруг основного орудия в задней части. Доступ в автомобиль обеспечивался через дверь в задней части автомобиля. Это дополнительно повышало живучесть экипажа, так как в случае экстренной эвакуации экипаж мог покинуть машину, не подвергаясь огню противника, в той мере, в какой это требовалось бы при эвакуации через люки в крыше. [ 1 ]
Корпус «Уралмаш-1» изготавливался из листов катаной гомогенной брони , сваренных под наклоном для повышения защиты. Лобовые листы имели толщину 90 мм, бортовые — 75 мм и задние — 40 мм. В ходе огневых испытаний с пустым корпусом защита машины оказалась превосходящей значительно более тяжелую истребитель танков ИСУ-152 , а также тяжелый танк ИС-2 . [ 1 ]
Опытный образец СУ-101 со 100-мм пушкой Д-10С имел боевой боекомплект в 35 снарядов. Хотя горизонтального поворота орудия в 22,5° и вертикального угла возвышения в 18° было вполне достаточно, моторный отсек ограничивал депрессию орудия на очень незначительном уровне -2°, что практически исключало возможность машины опускать корпус . Более крупная 122-мм пушка Д-25С прототипа СУ-102 с боекомплектом в 28 выстрелов была еще более ограничена в повороте орудия, не имея возможности повернуть орудие более чем на 0,24° при угле возвышения 18,5° и горизонтальном повороте. 19°. Очень ограниченное смещение орудия является одним из принципиальных недостатков задней компоновки орудия. [ 1 ]
Командир машины «Уралмаш-1» дополнительно имел в своем люке в крыше 12,7-мм пулемет ДШК для использования в качестве зенитного орудия. Боекомплект ДШК составлял 450 патронов. [ 1 ]
Российское обозначение «СУ», означающее «Самоходная установка» или «Самоходная установка», — довольно расплывчатый термин, который в равной степени применялся к машинам, выполнявшим в бою роли самостоятельных истребителей танков поддержки пехоты , штурмовых орудий и даже артиллерии с закрытых огневых позиций. , то есть самоходные гаубицы . СУ-101/СУ-102 как замена СУ-100, которая в основном использовалась в качестве истребителя танков, потенциально предназначалась для выполнения этой роли. 100-мм Д-10С СУ-101 представляла собой специализированную танковую пушку с бронебойными снарядами кинетической энергии . 122-мм Д-25С СУ-102 изначально разрабатывалась как артиллерийская гаубица для использования с фугасными снарядами. Однако в ходе войны орудие также показало себя как очень эффективное противотанковое оружие, способное поражать даже тяжелые немецкие танки, и для повышения этой роли на поле боя были разработаны бронебойные боеприпасы с кинетической энергией. Таким образом, пистолет уже использовался с более тяжелыми Истребитель танков ИСУ-122 .
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Истребители танков времен Второй мировой войны
- Самоходная артиллерийская установка времен Второй мировой войны
- Самоходная артиллерия Советского Союза
- Продукция Уралмаша
- Заброшенные военные проекты Советского Союза
- Боевые бронированные машины Советского Союза времен Второй мировой войны.
- 100-мм артиллерия
- 122-мм артиллерия