БА-64
БА-64 | |
---|---|
Тип | Бронированный разведывательный автомобиль |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
Используется | См . Операторы |
Войны | Вторая мировая война Корейская война |
История производства | |
Дизайнер | Vitaliy Grachev [ 1 ] |
Разработанный | Июль — ноябрь 1941 г. [ 2 ] |
Производитель | ГАЗ [ 2 ] |
Произведено | 1942—1946 [ 2 ] |
№ построено | 9,110 [ 2 ] |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 2,4 тонны (2,6 коротких тонны ; 2,4 длинных тонны ) [ 3 ] |
Длина | 3,66 м (12 футов 0 дюймов) [ 3 ] |
Ширина | 1,74 м (5 футов 9 дюймов) [ 3 ] |
Высота | 1,9 м (6 футов 3 дюйма) (корпус) [ 3 ] |
Экипаж | 2 (командир, водитель) + 6 пассажиров (только БА-64Э) [ 3 ] |
Основной вооружение | 7,62-мм ДТ (1070 патронов) пулемет [ 3 ] |
Двигатель | ГАЗ-ММ четырехцилиндровый бензиновый жидкостного охлаждения. [ 4 ] 50 л.с. (37 кВт) при 2800 об/мин [ 3 ] |
Мощность/вес | 21,2 л.с./тонну (15,8 кВт/тонну) [ 2 ] |
Передача инфекции | 4wd 1об [ 2 ] |
Дорожный просвет | 0,21 м (8,3 дюйма) [ 3 ] |
Запас топлива | 90 л (24 галлона США) [ 3 ] |
Оперативный диапазон | 500 км (310 миль) [ 2 ] |
Максимальная скорость | 80 км/ч (50 миль/ч) [ 4 ] |
The BA-64 ( БА-64 , from Russian : Бронированный Автомобиль , Bronirovaniy Avtomobil , literally "armoured car") [ 1 ] — советский четырехколесный бронеавтомобиль-разведчик . Построенный на шасси джипа ГАЗ-64 или ГАЗ-67 , он имел корпус, по образцу Sd.Kfz. 221 . [ 2 ] БА-64 был разработан в июле-ноябре 1941 года для замены БА-20, стоявшего тогда на вооружении бронетанковых частей Красной Армии . [ 2 ] Дешевая и исключительно надежная, она позже станет самой распространенной советской колесной боевой бронированной машиной, поступившей на вооружение во время Второй мировой войны : до окончания производства было произведено более 9000 единиц. [ 4 ]
БА-64 стал важным переломным моментом в развитии советской бронетехники, поскольку его многогранный корпус обеспечивал лучшую защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, чем БА-20. [ 2 ] БА-64 также обладали гораздо более высокой удельной мощностью , а расположение их колес по крайним углам шасси обеспечивало исключительную маневренность. [ 2 ] После принятия на вооружение БТР-40 советское правительство списало оставшийся парк БА-64 и экспортировало их в качестве военной помощи различным странам. [ 3 ] На вооружении Восточной Германии они послужили основой для более позднего Гаранта 30к СК-1 . [ 2 ] Северокорейские БА-64 участвовали в боевых действиях против командования ООН во время Корейской войны . [ 4 ]
История
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]В 1930-е годы Советский Союз приложил много усилий и средств к разработке шестиколесных средних и тяжелых бронеавтомобилей. Однако основным недостатком этих автомобилей было отсутствие полного привода, что ограничивало их использование на дорогах. [ 2 ] В 1940 году Главное управление бронетанковых войск СССР (ГАБТУ) выдало требование на новые конструкции бронеавтомобилей, способных эффективно действовать на открытой местности и имевших полноприводное шасси. [ 2 ] Это положило начало разработке нескольких новых моделей 4X4, таких как LB-62 и BA-NATTI . [ 2 ] Хотя это были первые полноприводные советские броневики, ни один из них не был принят на вооружение Красной Армии , так как страдал чрезмерным весом, расходом топлива и плохой дальностью полета. [ 2 ]
Во время операции «Барбаросса » быстрые наступления нацистской Германии на Украину и западную Россию временно сорвали новые военные проекты, поскольку большинство советских заводов, занимавшихся производством боевых бронированных машин, были вынуждены эвакуировать свои предприятия и перенести производство к востоку от Уральских гор . [ 2 ] Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) был одним из немногих исключений из правил, поскольку уже располагался к востоку от Москвы. [ 2 ] Ее вклад в первые советские военные действия был стратегически жизненно важен, поскольку она могла продолжать производство транспортных средств, чтобы восполнить огромные потери, которые тогда понесла Красная Армия, в то время как остальная часть местной оборонной промышленности изо всех сил пыталась перебазироваться и реорганизоваться. [ 2 ] Соответственно, ГАЗ увеличил производство и сборку легких танков, а также продолжил производство военных грузовиков. [ 2 ] Поскольку программа массового производства нового полноприводного бронеавтомобиля была прервана немецким вторжением, ГАЗу также пришлось изучить возможности в этом отношении. [ 2 ]
специалисты ГАЗа приступили к концептуальным работам над новым бронеавтомобилем, получившим обозначение «Изделие 64-125». 17 июля 1941 года [ 2 ] основываясь на своей конструкции и дизайне на уже существовавшем шасси легкового автомобиля. [ 1 ] Это было сделано для того, чтобы производственный процесс мог осуществляться экономично и быстро. [ 1 ] после некоторых раздумий был выбран джип ГАЗ-64 . Базой для «Изделия 64-125» [ 1 ] Это шасси считалось идеальным благодаря короткой колесной базе и отличному дорожному просвету, а также тому факту, что его механические части уже находились в серийном производстве. [ 2 ] Оригинальное изделие «Изделие 64-125» почти не имело сходства с тем, что впоследствии стало БА-64; он мало чем напоминал более короткий БА-20 . [ 2 ]
23 августа трофейный немецкий Sd.Kfz. 221 разведывательная машина была выставлена под Москвой Красной Армией. [ 2 ] Виталию Грачеву и другим инженерам ГАЗа было разрешено осмотреть машину; Через месяц Грачев договорился о том, чтобы его привезли на завод ГАЗ для детального анализа. [ 2 ] Грачева впечатлил многогранный бронелист на Sd.Kfz. 221, который был расположен под углом для максимального рикошета, и он приказал включить аналогичный корпус в «Изделие 64-125». [ 2 ] В конце ноября ГАЗ собрал первые три прототипа с новым корпусом. Полевые испытания в Красной Армии начались 9 января 1942 года. [ 2 ] Изделия 64-125 были приняты на вооружение как БА-64 14 марта 1942 года. [ 2 ]
Первоначально БА-64 был вооружен одним 7,62-мм пулеметом Дегтярева в открытой башне. [ 5 ] Пулемет устанавливался на неподвижной установке, что позволяло поднимать его на достаточную высоту для поражения низколетящих самолетов. [ 5 ] БА-64 массово начали поступать в советские части в начале 1943 года. [ 3 ] Примерно в это же время была создана специализированная автошкола для подготовки водителей БА-64. [ 2 ] По пока неясным причинам, в 1942 году было изготовлено всего пятьдесят броневиков этого типа, а массовое производство началось только в первых шести месяцах 1943 года, когда было изготовлено более тысячи. [ 2 ] Даже после 1943 года производственные показатели оставались непостоянными и могли сильно колебаться из года в год. В июне 1943 года цеха ГАЗ, выпускавшие БА-64, были сильно повреждены или разрушены налетами немецкой авиации , и производство вообще прекратилось до восстановления завода. За это время пришлось устранить ряд технических недостатков шасси ГАЗ-64. [ 5 ]
БА-64 оставались уникальными тем, что были единственным новым советским бронеавтомобилем, произведенным во время Второй мировой войны. [ 2 ] У них была лучшая броня, скорость, дальность полета и проходимость, чем у любой другой колесной боевой машины, находившейся на вооружении СССР, хотя из-за ограничений шасси они могли нести только один ручной пулемет. [ 2 ] В отличие от тяжелых бронеавтомобилей БА-3/6 и БА-20 , вооруженных противотанковой пушкой, БА-64 не считался пригодным для боя на передовой с немецкой бронетехникой. [ 2 ] Однако он широко использовался для перевозки офицеров, целей связи, разведки и других второстепенных боевых задач. [ 5 ]
В сентябре 1943 года производство ГАЗ-64 было заменено усовершенствованным джипом ГАЗ-67Б, имевшим более широкую колесную базу. [ 5 ] Следовательно, БА-64 был модифицирован под новое шасси. [ 5 ] Это изменение оказалось серьезным улучшением для БА-64, который был заведомо неустойчив на склонах из-за узкой гусеницы и некоторой тяжести сверху; более широкая гусеница ГАЗ-67Б увеличила угол бокового уклона машины до 25°. [ 2 ] Модифицированный БА-64 получил обозначение БА-64Б . советского правительства [ 6 ] Другие детальные улучшения включали огневые порты, более широкий спектр вооружения и новый карбюратор, который обеспечивал лучшую производительность на низкосортном топливе. [ 2 ] Большинство БА-64Б по-прежнему оснащались той же башней и 7,62-мм пулеметом, что и исходная серия; однако советские войска сняли часть оригинальных башен БА-64Б и заменили их ПТРС-41. противотанковыми ружьями [ 6 ] или трофейная немецкая 2-см пушка KwK 30 . [ 5 ] Другая, более масштабная, полевая модификация включала удаление башни и даже части верхней части корпуса, а также установку лобового стекла, утилизированного от трофейных Volkswagen Kubelwagen или Schwimmwagen . Это превратило БА-64Б в штабной автомобиль с открытым верхом. [ 2 ]
В 1944 году ГАЗ выпустил вариант БА-64Б с одним 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДШК в башне большего размера. [ 5 ] Хотя это значительно улучшило огневую мощь машины, башни по-прежнему было недостаточно для адекватного поворота громоздкого пулемета, а в корпусе не хватало места для размещения достаточного количества 12,7-мм боеприпасов. [ 2 ] Было произведено лишь небольшое количество. [ 5 ] Другой необычный вариант, БА-64ЖД, производился с использованием излишков старых корпусов БА-64, хотя и на шасси ГАЗ-67. [ 2 ] Он имел стальные рельсовые колеса с фланцами, которые позволяли ему патрулировать железнодорожные пути. [ 5 ]
Производство БА-64Б было сильно сокращено к концу Второй мировой войны, поскольку Красная Армия больше не была заинтересована в обслуживании такого большого количества новых броневиков. [ 2 ] Последние 62 БА-64Б были изготовлены в середине 1946 года. [ 2 ] С 1942 по 1946 год в Советском Союзе было произведено около 9110 БА-64 всех вариантов. [ 2 ] Из этого числа около половины было оснащено средствами связи, в основном радиостанциями РП, которые уступали моделям 71-ТК, использовавшимся в советских тяжелых броневиках. [ 6 ]
После войны советский интерес к колесной бронетехнике переместился в первую очередь на специальные бронетранспортеры (БТР). Советским военным чиновникам нужна была бронетехника, способная идти в ногу с танками, способными доставить пехоту в бой. [ 7 ] Еще в середине марта 1943 года ГАЗ разработал вариант БТР БА-64Б — БА-64Э, вмещавший шесть пассажиров. [ 2 ] Этот автомобиль имел открытый верх, и пассажиры высаживались через дверь в задней части корпуса. БА-64Э был отвергнут как слишком маленький для практического БТР; однако ряд его особенностей позже будут включены в новую конструкцию, которая лучше сможет сочетать традиционные роли броневика с ролью универсального транспортера: БТР-40 . [ 2 ]
ГАЗ производил новые детали для существующего парка БА-64 до 1953 года, последний год он оставался на вооружении Советских Вооружённых Сил. [ 2 ] После этого БА-64 был заменен БТР-40, а затем и БРДМ-1 . [ 3 ] Все оставшиеся машины были помещены на хранение, а некоторые постепенно утилизировались в качестве военной помощи государствам-клиентам СССР, в частности Северной Корее . [ 3 ] Перед отправкой на экспорт хранящиеся БА-64 были отремонтированы на тех же советских предприятиях, которые занимались обслуживанием серии БТР. [ 2 ]
Услуга
[ редактировать ]Первые выпущенные БА-64 были переброшены на Донской фронт в 1942 году. [ 2 ] большее количество танков эксплуатировалось советскими частями на Воронежском и Брянском фронтах . Однако с середины до конца 1943 года [ 2 ] БА-64 также принимали участие в заключительных этапах Сталинградской битвы . [ 2 ] Во время длительных маршей советские экипажи устанавливали на них дорожные шины со стандартным протектором для экономии топлива. [ 2 ] БА-64Б использовались во время советских наступлений в Австрии, Германии, Венгрии и Румынии, участвуя в масштабных боях во время Второй битвы за Киев и битвы за Берлин . [ 2 ] Восемьдесят один БА-64Б был также передан Советским Союзом в дар Польской Народной Армии и десять — 1-му Чехословацкому армейскому корпусу . [ 2 ] Чехословацкие БА-64Б использовались в Пражской наступательной операции 1945 года. [ 2 ]
В период с начала до середины 1950-х годов бывшие советские БА-64 поставлялись в ряд стран-клиентов СССР в Восточной Европе и Азии, включая Болгарию , Восточную Германию , Румынию , Албанию , Северную Корею и Китайскую Народную Республику . [ 2 ] Небольшие количества позже были также поставлены в Югославию . [ 1 ] На вооружении Северной Кореи БА-64 использовался сухопутными войсками Командования ООН во время Корейской войны прозвище «Бобби» . , где он получил от американских солдат [ 4 ] Вероятно, это была игра на русское прозвище броневика «Бобик» . [ 1 ]
Последней страной, получившей БА-64 для своих вооруженных сил, был Северный Вьетнам , хотя неизвестно, принимали ли они участие в реальных боевых действиях во время войны во Вьетнаме . [ 1 ]
К 1970-м годам БА-64 были сняты с вооружения всех армий Варшавского договора и обычно передавались в дар военизированным группировкам, таким как Восточногерманские боевые группы рабочего класса и аналогичным подразделениям рабочей милиции. [ 3 ] Однако некоторые остались на вооружении национальных армий Северной Кореи и Албании. [ 3 ] В 2013 году Корейская народная армия продолжала держать в резерве некоторое количество БА-64. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]БА-64 представлял собой шасси джипа ГАЗ-64 или ГАЗ-67, модифицированное под бронекорпус. [ 5 ] Шасси джипа потребовало некоторых изменений, чтобы принять корпус; например, системы охлаждения, топливную и электрическую системы пришлось переместить, а заднюю подвеску пришлось растянуть, чтобы выдержать дополнительный вес. [ 2 ] Подвеска состоит из полуэллиптических рессор спереди и сзади, а рулевое управление ограничено передними колесами. [ 3 ] Коробка передач БА-64 изначально имела одну передачу заднего хода и три передачи вперед на двухскоростной раздаточной коробке, хотя некоторые модели, по-видимому, имеют одну передачу заднего хода и четыре передачи вперед и не имеют раздаточной коробки. [ 3 ]
Все корпуса БА-64 имели цельносварную стальную конструкцию и различались толщиной брони от 15 мм в лобовой части корпуса до 6 мм по бортам. [ 3 ] Для обеспечения максимальной баллистической защиты большинство бронелистов располагались под углом примерно 30°. [ 2 ] И водительское, и моторное отделения располагались в передней части корпуса. [ 3 ] Члены экипажа сидят тандемно, наводчик размещается позади и над водителем. [ 2 ] В отделении управления имеется цельная крышка люка, открывающаяся вверх. [ 3 ] При закрытии люка во время боя механик-водитель продолжает навигацию посредством триплексного вспомогательного прицела. Прицел был разработан на основе аналогичного устройства на легком танке Т-60 . [ 2 ]
И БА-64, и БА-64Б оснащались четырехцилиндровым бензиновым двигателем ГАЗ мощностью 50 л.с. (37 кВт) при 2800 об/мин. [ 3 ] Двигатель был особенно надежным и работал в течение длительного времени даже на низкооктановом топливе и масле низкого качества при минимальном обслуживании. [ 2 ] В условиях военного времени он был способен прослужить до 15 000 километров без капитального ремонта. [ 2 ] На БА-64 могли установить пуленепробиваемые боевые шины ГК, однако это приводило к увеличению расхода топлива и снижению скорости движения до 40 км/ч. [ 2 ] Механики Красной Армии обычно устанавливали на БА-64 штатные шины от легкового автомобиля ГАЗ-М1 с гражданским протектором для использования в колоннах, дальних маршах и арьергардной службе. [ 2 ]
На серию БА-64 в стандартной комплектации входила башня с открытым верхом, справа на цапфе устанавливался 7,62-мм ручной пулемет. [ 2 ] Пулеметная установка была рассчитана на максимальную высоту, чтобы она могла поражать низколетящие самолеты или пехоту на верхних этажах зданий во время городского боя. [ 1 ] Очень небольшое количество БА-64 было оснащено 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом в более крупной башне с открытым верхом. [ 5 ] Эта модель включала брызговики и броневые галтели на линии крыши корпуса. [ 2 ] Внутри корпуса машины также хранилось личное оружие экипажа, например, ручные гранаты. [ 2 ]
БА-64 претерпел некоторые незначительные модификации, как и БА-64Б. Хотя наиболее заметными из этих изменений были новый карбюратор и более широкая гусеница, последующие модели БА-64Б также включали огневые порты, цилиндрические выхлопные щиты из листового металла, дополнительный воздухозаборник над моторным отсеком и воздухозаборник для водительского отделения. на крыше корпуса. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- БА-64 : Стандартная серийная модель с 1942 по 1943 год, построенная на шасси джипа ГАЗ-64 . Вооружен одним 7,62-мм пулеметом Дегтярева в открытой башне. [ 2 ]
- БА-64Б : стандартная серийная модель с 1943 по 1946 год, построенная на шасси джипа ГАЗ-67 и имеющая новый карбюратор, воздухозаборники и огневые отверстия. [ 2 ] Вооружен одним 7,62-мм пулеметом Дегтярева в открытой башне. [ 2 ]
- БА-64 ПТРС : Противотанковый вариант БА-64, вооруженный рамной установкой для противотанкового ружья ПТРС-41 вместо башни. Полевая конверсия, количество неизвестно. [ 2 ]
- БА-64Э : вариант безбашенного бронетранспортера БА-64, способный вместить шесть пассажиров, высадившихся через заднюю дверь. [ 2 ] Девять прототипов были построены в 1943 году и позже приняты на боевую службу. [ 2 ]
- БА-64КА : безбашенный вариант бронетранспортера БА-64, созданный на базе БА-64Э. Он был спроектирован как легкий транспортер для парашютистов и имел приподнятый корпус, очень похожий на БА-64Ш . [ 2 ]
- БАШ-64Б : командирский вариант БА-64Э, который решил предыдущие проблемы с БА-64Ш за счет достаточного места в корпусе для установки радиопередатчика. [ 2 ]
- БА-64Д : вариант огневой поддержки БА-64Б, вооруженный одним 12,7-мм ДШК крупнокалиберным пулеметом . Только прототип, отклонен из-за нехватки места. [ 5 ]
- БА-64-126 : безбашенный вариант штабной машины, дальше концептуальной стадии не продвинулся. Сидели водитель и два пассажира. [ 2 ] Очень похожая машина была создана самостоятельно Красной Армией; эта модификация повлекла за собой удаление не только башни, но и части крыши корпуса. Оснащен лобовыми стеклами, снятыми с трофейных Volkswagen Schwimmwagen . [ 2 ]
- БА-64ЖД : Машины железнодорожно-патрульной службы. [ 2 ] Было построено два опытных образца: БА-64В (Выксинский) со сменными ребордными железнодорожными колесами и БА-64Г (Горьковский) со вспомогательными малыми колесами на дополнительных осях. [ 5 ] Очень похожая машина была создана Красной Армией самостоятельно путем полевых модификаций, с фланцевыми колесами и использовалась для сопровождения бронепоездов. [ 2 ]
- БА-64Ш : Командирский вариант БА-64 с приподнятой надстройкой и увеличенной линией крыши корпуса. Его не приняли на вооружение, поскольку на нем не было радиооборудования, необходимого для командирской машины. [ 2 ]
- БА-64З : полугусеничный вариант БА-64 с лыжами спереди и задней гусеницей для передвижения по глубокому снегу. [ 2 ] Отклонен от эксплуатации из-за большого расхода топлива и малой скорости. [ 2 ] Также известен как БА-64СХ . [ 5 ]
- БА-64Б СГ-43 : прототип БА-64Б, заменивший ручной пулемет Дегтярева на СГ-43 Горюнова в той же башне. средний пулемет [ 2 ]
- БА-64Э-37 : вариант противотанкового и огневого обеспечения БА-64Э. Он нес 37-мм противотанковую пушку и был разработан как дополнение к БА-64КА в воздушно-десантных целях. [ 2 ] Был построен только один прототип. [ 2 ]
- БА-69 : БА-64, построенный на шасси джипа ГАЗ-69 . До закрытия проекта был создан только один макет. [ 2 ]
Операторы
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]- Северная Корея : 200; [ 8 ] некоторые находятся в резервном хранилище по состоянию на 2013 год. [ 1 ]
Бывший
[ редактировать ]- Албания [ 3 ]
- Болгария [ 2 ]
- Китайская Народная Республика [ 1 ]
- Чехословакия [ 2 ]
- Восточная Германия : 115 [ 1 ] [ 8 ]
- Северный Вьетнам [ 1 ]
- Польша [ 6 ]
- Румыния [ 2 ]
- Советский Союз [ 6 ]
- Югославия [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Адам, Оберг (2013). Тройер, Лена (ред.). «Дизайн автомобиля: концепция реконтекстуализации» (PDF) . Карлскруна, Швеция: Технологический институт Блекинге, Школа планирования и медиадизайна. Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2016 года . Проверено 27 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей Киннер, Джеймс (2008). Российские бронеавтомобили 1930-2000 гг . Дарлингтон, Мэриленд (США): Darlington Productions Inc., стр. 56–97 . ISBN 978-1-892848-05-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Кристофер Ф. Фосс (1976). Боевые бронированные машины Jane's World (изд. 1976 г.). Macdonald and Jane's Publishers Ltd., стр. 213–216 . ISBN 0-354-01022-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Легкий бронеавтомобиль БА-64» (PDF) . Даммам: Военный музей США. 2013. Архивировано из оригинала (PDF) 8 сентября 2013 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Залога, Стивен; Грандсен, Джеймс (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press, Lionel Leventhal Ltd., стр. 187–189 . ISBN 0-85368-606-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Несс, Л.С. (2002). Танки и боевые машины Джейн времен Второй мировой войны: Полное руководство . Лондон: Харпер-Коллинз, Издательство. п. 171 . ISBN 978-0007112289 .
- ^ Такер, Спенсер. Энциклопедия войн на Ближнем Востоке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке, Том 1 . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO, 2010. Стр. 243
- ^ Перейти обратно: а б «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org . Проверено 20 ноября 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- БА-64 на русском сайте BattleField. Архивировано 25 апреля 2012 г. на Wayback Machine.
- Бронеавтомобиль БА-64. Архивировано 21 декабря 2005 года в Wayback Machine на сайте Armchairgeneral.com.
- Российские бронеавтомобили БА-64 на сайте wwiivehicles.com
- Oruzhiye pobedy: Bronevik BA-64 in Avtorevyu No. 8, 2005 (Russian language)—includes photos of a restored BA-64
- BA-64 at Vasiliy Chobitok's ArmorSite (in Russian)
- Советский бронеавтомобиль БА-64 (Дрезден, Германия) – фотографии прогулки
- Советский бронеавтомобиль БА-64 (Москва, Россия) – фотографии прогулки