Jump to content

Бомбардировка Горького во время Великой Отечественной войны.

Бомбардировка Горького
Часть стратегических бомбардировок во время Второй мировой войны.

Бойцы 322-й стрелковой дивизии перед отправкой на фронт. Ноябрь 1941 года. Советская площадь , Горький.
Дата 4 ноября 1941 г. - 23 июня 1943 г.
Расположение
Результат Советская Победа
Воюющие стороны
Советский Союз Советский Союз Нацистская Германия Германия
Сила
784-й зенитно-артиллерийский полк.
  • 515 зенитных орудий
  • 17 радаров
  • 231 зенитный прожектор
  • 107 аэростатов заграждения
  • 47 истребителей
  • Бомбардировочные группы KG 27 и KG 55
Жертвы и потери

Военные потери:
28
Гражданские потери:

590 [1]

Бомбардировка Горького немецкими люфтваффе была самым разрушительным ударом по советскому военному производству на Восточном фронте во Второй мировой войне . Оно продолжалось с перерывами с октября 1941 г. по июнь 1943 г., было проведено 43 рейда.

Основной мишенью стал Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), производивший легкие пехотные танки Т-60 . Оборона оказалась неадекватной, хотя полноразмерная модель главного завода и «ложная деревня» из нарисованных изображений на земле вызвали некоторое замешательство у вражеских пилотов. В конечном итоге весь завод был разрушен, и Сталин немедленно потребовал проведения расследования. Завод реконструировали за четыре месяца.

Горький — название Нижнего Новгорода в 1932–1990 годах, города, расположенного в глубине европейской части России .

Предыстория [ править ]

Разрушение горьковской промышленности было задумано Барбароссой с самого начала. Это был один из крупнейших производителей и поставщиков оружия для Красной Армии . Германия планировала захватить и оккупировать город во второй половине сентября 1941 года. [2] Город был главным центром всего Поволжья и в нем была сосредоточена основная промышленность и государственная власть над регионами. Оккупация Горького означала для Германии полный контроль над Поволжьем. Сначала немцы должны были уничтожить оборонную промышленность города – Горьковский автомобильный завод, Авиационный завод №1. 21 «Орджоникидзе» , Завод «Красное Сормово» № 1. 112 и Двигатель революции» станкостроительный завод « . После оккупации города Генеральный округ Горького ( нем . Generalbezirk Gorki ) или Генеральный округ Нижнего Новгорода ( Generalbezirk Nischni Nowgorod должен был быть создан ), входящий в состав Рейхскомиссариата Московии . Горьковский машиностроительный завод (Завод имени Сталина № 92, «Завод имени Сталина» , или ЗиС) планировалось переоборудовать на производство немецкой военной техники. [3]

31 октября 1941 года Сталин приказал ГАЗу увеличить производство танков Т-60.

Руководство города знало, что Горький в любой момент может быть атакован немецкой авиацией . Необходимо было усилить ПВО города и масочные заводы. Но необходимые меры не были выполнены.

Николай Марков, командующий Горьковским округом ПВО, был назначен в октябре 1941 года. Приехав в Горький, он заметил, что оборона города недостаточно сильна. Зенитных орудий было всего около 50 и прожекторов очень мало.

Атаки [ править ]

Ноябрь 1941 года [ править ]

Немецкая карта Горького с указанием целей для бомбардировок
Перевод надписей на карте

Разведывательные полеты над Горьким начались осенью 1941 года. Немецкие самолеты летели на большой высоте, тормозя над ГАЗом. Первый самолет-разведчик Junkers Ju 88 появился в небе над городом в четверг, 9 октября. Сначала Люфтваффе бомбили пригороды. Основной удар пришелся по элеваторам и складам под Дзержинском . За этим последовали два крупных рейда на Горький. Heinkel He 111 самолеты Kampfgruppe 100 Были задействованы .

Первый рейд в ночь с 4 на 5 ноября начался в 16:30. [Л 1] По оценкам ПВО, участвовало около 150 самолетов; В город прилетело 11 самолетов. Самолеты подходили индивидуально и группами от 3 до 16 человек с интервалом 15–20 минут. Бомбардировка продолжалась всю ночь. Помимо бомб, были сброшены и листовки. ГАЗ, «Нитель» Пострадали и завод «Двигатель Революции», погибло 55 человек, ранен 141 человек. По немецким данным, в этом налете участвовало 15 самолетов. [Л 2] Первые самолеты появились над городом еще при светлом небе и сбросили бомбы. Затем они из автоматов расстреляли бегущих по улицам людей. бег. Прямое попадание в главное здание отеля «Нитель» привело к гибели директора и некоторых других руководителей. В ходе ночной бомбардировки основной удар пришелся по второстепенным объектам – жилым кварталам города и полю в стахановском поселке. Были сброшены зажигательные и фугасные бомбы массой от 70 до 250 кг, а также тяжелые парашютные мины БМ-1000 массой 871 кг.

Второй рейд состоялся в ночь с 5 на 6 ноября. Была объявлена ​​воздушная тревога. В 23:34 в результате удара бомбы были повреждены линии электропередачи от Балахнинской электростанции до города. Некоторые промышленные регионы временно лишились электроэнергии. В 01:47 начался налет на Горький, основные удары пришлись по ГАЗу, Красному Сормову, Авиазаводу №1. 21 «Орджоникидзе» и жилые дома. Зенитные батареи действовали, поэтому бомбометание было менее точным. По данным ПВО, в город прилетело 14 самолетов. В районе ГАЗа погибли 5 человек, ранен 21.

В двух рейдах располагались главный офис ГАЗа, гараж, кузница, штамповочный корпус, профессионально-технический завод, архив, экспериментальные мастерские, ремонтно-механическая мастерская, механическая мастерская №2, электростанция №2, Сильно пострадали колесный цех, моторный цех № 2, литейный цех серого чугуна, прессовый цех, жилые массивы района. административное здание дизельного завода «Двигатель революции» Разрушено .

В нескольких местах возникла паника (помимо рейдов, вермахт уже находился под Москвой ). Часть населения стала покидать городские районы. Некоторые заводы остановили производство, но производство танков Т-60 ГАЗом по-прежнему быстро росло. [Л 3] Нехватка зенитных орудий позволяла немецким самолетам вести прицел и бомбить с малой высоты. Всего погибло 127 человек, 176 получили тяжелые ранения, 195 получили ранения (данные в разных источниках разнятся). Большое количество погибших были беженцами из Москвы, переселенными в Автозаводский городской округ . Ни один немецкий самолет сбит не был.

В субботу, 8 ноября 1941 года, район ПВО Горьковской бригады был усилен 58-м и 281-м отдельными зенитно-артиллерийскими дивизиями, 142-й истребительной авиационной дивизией и 45-м зенитным поисковым поясом.

Со среды 12 ноября по вторник 18 ноября 1941 года немцы предприняли серию налетов одноместной авиации с основной целью разрушения Канавинского моста, но промахнулись.

Бомбардировка 1942 года [ править ]

Завод Нитель после бомбардировки

В ночь с 3 на 4 февраля 1842 года одиночный самолет, выключив двигатели и, летя с большой высоты, прорвал щит ПВО и сбросил на ГАЗ три бомбы. Повреждения получили колесный и моторный цеха. 17 рабочих погибли, 41 был ранен. В этом рейде впервые были замечены проникшие в Горький немецкие агенты-корректировщики. Они выполняли целеуказание, запуская с земли красно-белые сигнальные ракеты. [ нужна ссылка ]

В ночи с 4 на 5, 7 на 8 и 23 на 24 февраля было предпринято три попытки атаковать Горький. По данным ПВО, в первом налёте двенадцати самолётов на город прошёл только один, сбросив пять бомб на ГАЗ и поселок Стахановский; во втором и третьем налетах ни один самолет не прошел. По немецким данным, в ночь с 5 на 6 февраля налет совершил одиночный самолет.

Всего в результате бомбардировки февраля 1942 года погибло 20 человек и было ранено 48 человек. Ущерб, нанесенный промышленным объектам, был незначительным.

В конце мая над городом было совершено пять разведывательных полетов.

30 мая и 10 июня были предприняты два безуспешных бомбардировки Горького, Бора и Дзержинска . По оценкам ПВО, в них приняли участие около 20 самолетов. Для обороны важнейших объектов впервые были использованы аэростаты заграждения и зенитные орудия канонерских лодок Волжской военной флотилии. По немецким данным, облавы были совершены в ночь на 30 мая.

30–31, с воскресенья 31 мая по понедельник 1 и 10 июня (одиночный самолет). Бомбардировка велась с большой высоты, около 50 бомб упало на жилой сектор и ремонтную базу № 97, где собирали танки, которые производились по ленд-лизу.

Одиночные самолеты-разведчики Junkers Ju 88 и Dornier Do 215 пролетали над городом с 1 по 5 июня на разных высотах. 23 июня Ju 88 с большой высоты бомбили авиационный завод Nr. 21 «Орджоникидзе», но бомбы упали в Сормовский парк.

В ночь со среды, 24 июня на четверг, 25 июня группа самолетов сбросила бомбы на окраине Горького, в районе деревни Стригино. Другой самолет сбросил две 500-кг бомбы на Авиационный завод №1. 21, один из которых не взорвался.

В понедельник, 27 июля, заместитель командира эскадрильи 722-го истребительного авиационного полка Петр Шавурин на МиГ-3 перехватил самолет-разведчик Ju 88D и таранным ударом сбил его. Самолеты упали в районе сел Козловка-Санница-Тумботино. Таранный удар объяснили тем, что слабое вооружение МиГ-3 не позволяло эффективно бороться с бомбардировщиками. Однако на тот момент это была единственная модель высотного истребителя в арсенале ПВО. Обломки немецкого самолета были собраны и выставлены для обозрения на Советской площади .

В ночь с четверга, 5 ноября, на пятницу, 6 ноября, группа немецких самолетов предприняла неудачную попытку разбомбить нефтеперерабатывающий завод «Нефтегаз». На ГАЗ было сброшено 9 фугасных и несколько зажигательных бомб. В результате рейда сильно пострадала котельная, погибли 4 рабочих, 3 дня установка вообще не работала, а затем 3 недели не работала на полную мощность. Большая часть зажигательных бомб упала на Горьковский машиностроительный завод, несколько бомб взорвались недалеко от Московского вокзала. В этом налете немецкая авиация впервые применила легкие бомбы.

Июнь 1943 года [ править ]

Аэрофотосъемка г. Горького с указанием целей для бомбардировки. Стратегический центр «Кремль»:
Перевод надписей на карте

В июне 1943 года, после длительного затишья, Горький подвергся серии массированных ночных атак немецкой авиации. Главной целью снова стал ГАЗ. Налёты проводились в рамках подготовки к крупной наступательной операции «Цитадель» (лето-осень 1943 года), в ходе которой немецкие бомбардировщики нанесли удары по промышленным центрам Поволжья — Горькому, Ярославлю и Саратову . Это была одна из крупнейших атак Люфтваффе в тыл Советского Союза за всю войну. [Л 4]

Немецкая авиация [ править ]

В налетах участвовали двухмоторные бомбардировщики эскадрилий КГ 27 и КГ 55, которые поднимались с аэродромов под Орлом и Брянском и, минуя московскую зону ПВО, подлетали к Горькому из Дзержинска, Богородска и Арзамаса . Чтобы использовать самое темное время суток, бомбардировки велись с 12 до 2 часов ночи. Сначала цель была обозначена как легкие ракеты и блокирована ПВО, затем бомбили с разных высот и направлений. Тактика каждый раз менялась. На город были сброшены фугасные, осколочные и зажигательные бомбы различного калибра (до 2000 кг) и зажигательные жидкости. Результаты каждого налета фиксировались самолетами-разведчиками, пролетавшими над городом на высоте 7 км, в 17 часов следующего дня.

Бомбардировка цехов автомобильного завода во время авианалета в ночь с 4 июня на понедельник, 5 июня 1943 года.

В первом рейде в ночь с 4 на 5 июня в целях прикрытия подготовки рейда люфтваффе было начато наступление на Москву. По данным ПВО, примерно 45 He 111, Ju 88 и Focke-Wulf Fw 200 в нем приняли участие . Самолеты летели по направлениям Владимир-Ковров-Горький и Кулебаки-Арзамас-Горький. Бомбардировка началась в 0:45, в город прорвались около 20 самолетов. Всего было сброшено 289 бомб, из них 260 - на ГАЗ, выведены из строя главный конвейер, пружинный цех и кузница № 3. Были разрушены несколько домов и больница. В Автозаводском городском округе и на заводе погибло 70 человек, было ранено 210. Попытки прорваться в северную часть города на заводы «Красное Сормово», «Авиационный завод № 1». 21 «Орджоникидзе» и Горьковский машиностроительный завод вышли из строя. [Л 5] Было потеряно 5 немецких самолетов. По немецким данным, в налете участвовало 168 самолетов He 111 и Ju 88, из них 149 самолетов атаковали Горький.

Во втором налете в ночь с 5 на вторник 6 июня, по оценкам ПВО, участвовало 80 самолетов He 111. Бомбардировка продолжалась с 12:31 до 02:08. Рейд осуществлялся 6 группами с разных высот и направлений. В основном атакам подверглись западная и северная стороны ГАЗа. Основная линия электропередачи отключена, сильно повреждена сеть водоснабжения. Полностью сгорел сборочный цех, цех смежных производств, склад резины, парк эвакуаторов, локомотивное депо, шассийный цех, диеторемонт. Наконец главный цех сгорел. На завод было сброшено около 100 бомб. Пострадали жилой район и туберкулезная больница. В селе Монастырка сожжено и разрушено 60-80 домов. По немецким данным, в налете участвовало 128 самолетов, 2 потеряно. При этом часть самолетов в бомбардировке Горького не участвовала, а бомбила Сталиногорск .

Третий налет 6-7 июня был самым мощным, по данным ПВО. В нем участвовало 157 самолетов He 111 и Ju 88 (по немецким данным, их было 154 самолета, часть из которых бомбила Сталиногорск).

Основной удар пришелся на центральную и юго-западную части города (ГАЗ, Соцгород, Мыза). Колесный цех ГАЗа полностью уничтожен пожаром. Также были повреждены инструментально-штамповочный корпус, пресс-корпусный и механический цеха, депо движущей силы . Всего на завод было сброшено 170 бомб. Погибли 38 человек, пострадали 83. Серьезный ущерб получили микрорайоны Соцгорода, Американского посёлка и Монастырки. Также были повреждены телефонная станция, райисполком, поликлиника , центральный клуб, электрическая подстанция , отделение милиции и гараж райкома ВКП (б) . Несколько домов на проспекте Молотова (ныне проспект Октября) были разрушены. В Автозаводском районе погибли 73 человека, 149 получили ранения. Артиллерия сбила 4 самолета, истребители сбили 2 самолета.

7 июня в Германии объявили по радио о разрушении автомобильного завода в Горьком.

В четвертом налете 7 июня – четверг участвовало 8, 50-60 самолетов. На заводе сломалось 3 из них. По данным ПВО, было сброшено 9 фугасных и 7 зажигательных бомб, пострадали чугунолитейный цех и жилой массив. Было сбито шесть самолетов. По немецким данным, на город было сброшено 39 тонн бомб.

По итогам 4 рейдов на завод было сброшено 993 авиабомб. По данным медицинской службы, пострадали 698 человек: 233 человека погибли, 24 человека скончались от ран в больницах, 465 получили ранения.

В пятом налете, в субботу, 10 июня – воскресенье, 11 июня, участвовало, по разным данным, от 50 до 110 самолетов. Огонь тяжелых зенитных орудий встретил самолеты на подлете к городу, бомбы сбрасывались с высот 4000–5500 метров и носили более хаотичный характер. Атакам подверглись ГАЗ, ТЭЦ, водозабор, порт, жилые кварталы в Ленинском и Ворошиловском городских районах, а также села: Ляхово, Монастырка, Щербинка и аэродром Мыза.

Шестой налет июня, вторник, 13 – среда, 14. 50–80 самолетов. Атаке подверглась восточная часть ГАЗа. По немецким данным, самолеты летали небольшими группами по маршруту Рязань — Муром — Павлово — Горький. В результате бомбардировки была повреждена водозаборная станция Ленинского городского округа. На завод «Двигатель революции» было сброшено 16 фугасных и 20 тяжелых зажигательных бомб, разрушено несколько зданий и часть крыши главного цеха станкостроительного завода. Нападению подверглась и верфь. Командир Ганс-Хеннинг фрайгер фон KG 27 оберст-лейтенант Беуст лично руководил действиями немецких летчиков. Его самолет пролетел над городом на большой высоте. Горьковский машиностроительный, авиационный завод №1. Не пострадали 21 завод «Орджоникидзе» и «Красное Сормово» , а также мосты через Оку и Волгу .

Седьмой рейд в среду, 21 июня – четверг, 22 июня стал последним. Поскольку это была вторая годовщина нападения Германии на Советский Союз, обе стороны готовились к бою. По данным ПВО, в налете участвовало 75 самолетов. К городу прорвались 40 самолетов. На территорию ГАЗа была сброшена: 31 световая сигнальная ракета, 15 фугасных, 80 комбинированных и около 300 малых зажигательных бомб. Повреждены литейный цех, арматурно-радиаторный корпус и завод «Новая сосна». В жилом квартале произошло четыре пожара. По немецким данным, атаке подвергся весь Нижний город , Воробьёвский машиностроительный завод, завод пищевых концентратов, жилые кварталы. Повреждено несколько линий электропередачи. Попытки разрушить Окский (ныне Канавинский) и Борский мосты не увенчались успехом. В рейде снова принял участие гешвадеркоммодор Ханс-Хеннинг фрайгерр фон Бойст. В ходе бомбардировки погибли 88 человек, 180 получили ранения.

По итогам операции немецкие бомбардировщики совершили 43 налета, из них 26 ночью. [Л 6] Всего немецкой авиацией было совершено 645 самолето-вылетов, на город была сброшена 1631 фугасная и 3390 зажигательная бомба. Погибли 254 мирных жителя и 28 военнослужащих ПВО, более 500 мирных жителей и 27 военнослужащих получили ранения. На заводе разрушено 52 здания, большое количество оборудования выведено из строя. Сильные пожары возникли из-за жаркой погоды. Также распространению пожара способствовали деревянные материалы для маскировки ГАЗа. Значительная часть завода была разрушена или сожжена. Хотя он продолжал работать, но выпуск продукции практически остановился, все силы рабочих были брошены на ее восстановление. Люфтваффе не смогло дальше развивать свой успех после уничтожения ГАЗа. В ходе последующих рейдов атакам подвергались второстепенные промышленные объекты и жилые районы, которые были менее защищены. Промышленные предприятия северной части города от бомбардировок почти не пострадали.

Последствия бомбардировок [ править ]

Бомбардировка крупнейшего промышленного центра страны вызвала немедленную реакцию верховной власти Советского Союза. 5 июня Сталин лично создал постановление Государственного комитета обороны № 3524 «О противовоздушной обороне Горького». Для расследования причин невыполнения задач была назначена комиссия в составе главы НКВД Лаврентия Берии начальника НКГБ Всеволода Меркулова , секретаря ЦК ВКП ( , б) Александра Щербакова , председатель Моссовета Василий Пронин и командующий ПВО страны Михаил Громадин.

После расследования комиссии командующий ПВО региона генерал-майор Алексей Александрович Осипов был понижен в должности, а директор ГАЗа Александр Лифшиц снят с должности. На усиление противовоздушной обороны Горьковского промышленного района 8 июня было выделено 100 зенитных орудий малого и среднего калибра, 250 крупнокалиберных пулеметов, 100 прожекторов и 75 аэростатов заграждения. Восстановление ГАЗа началось практически сразу по инициативе главного конструктора Андрея Липгарта. Сразу после первого рейда проектный архив завода был эвакуирован, с территории вывезен бензин и начался демонтаж маскировочных щитов, вызвавших пожары.

Семен Гинзбург Чтобы оперативно заняться реконструкцией, в Горький прибыл нарком строительства .

ПВО города [ править ]

Оборона Горького

В октябре 1941 года полковник Сидор Слюсарев прибыл на аэродром Сейма для приема трех новых полков, оснащенных истребителями ЛаГГ-3 . Здесь он пробыл некоторое время, пытаясь успокоить неспокойную ситуацию в городе. [Л 7]

После ноябрьских нападений на Горький полковник получил приказ Сталина немедленно выехать в город для защиты Горьковского района, как выразился главнокомандующий. Слюсарев в ту же ночь отправился в путь, несмотря на снег и мороз. Позже он рассказал:

Возникла проблема, как мне добраться до Горького. Темная ночь, дорога пуста и нет людей. Я решил дойти до города пешком, а расстояние от Сейма до Горького около 50 км. Через час в направлении Горького появился автомобиль ЗИС-101 . Я перешёл дорогу и поднял руку, но водитель обошел меня справа и продолжил на повышенной скорости уезжать в сторону города. Я выхватил револьвер и открыл огонь. Пассажиры этой машины, вероятно, испугались и остановились. Это были какие-то лидеры из Москвы. После резкого разговора с ними я сел в машину и к рассвету поехал в Канавино, где в это время располагался горисполком.

Сначала полковник Слюсарев приказал создать дневные и ночные патрули Горького. Сразу после этого решения он вернулся в Сейм, где дислоцировались восемь авиаполков. Он приказал рассредоточить их по аэродромам района дивизии.

В декабре оргкомитет решил создать в Верхнем городе несколько крупных бомбоубежищ . К 15 февраля 1942 года планировалось построить 5 объектов:

  1. Кремль , - Ивановский спуск под садом Минина
  2. Набережная Жданова (ныне Верхневолжская набережная) — перед Горьковским индустриальным институтом ,
  3. Pochtovy descent on Mayakovsky Street ,
  4. Казанский вокзал,
  5. Овраг в конце улицы Воробьева (ныне Малая Покровская).

Их строили 2300 человек. Кроме того, жители по всему городу рыли окопы и возводили оборонительные укрепления из-за немецкого наступления под Москвой. Однако впоследствии они не понадобились, так как 5 декабря 1941 года Красная Армия перешла в наступление.

Действия ПВО [ править ]

ПВО города имела 433 орудия среднего калибра и 82 орудия малого калибра, 13 артиллерийских радиолокационных постов СУН-2, две РЛС «Пегматит» (РУС-2с), 231 зенитный прожектор, 107 аэростатов заграждения и 47 истребителей, базировавшихся в Стригино , Правдинске. и аэродромы Дзержинск.

Несмотря на значительную численность и оснащенность войск ПВО, предотвратить прицельную бомбардировку не удалось. Длительное отсутствие бомбардировок и успешное наступление Красной Армии способствовали ослаблению бдительности, имелось множество недостатков в организации обороны. Автозаводский городской округ защищал 784-й зенитно-артиллерийский полк, состоявший в основном из девушек, недавно поступивших в армию.

Одна из РЛС «Пегматит» имела большую «мертвую зону» в секторе из-за высокого берега реки Оки. Неподготовленными были также отряды наводочных пунктов, зенитная артиллерия вела огонь без точного целеуказания, взаимодействие с прожекторами не было отработано. Командные пункты ПВО в подвалах зданий выходили из строя при их разрушении, проводная телефонная связь часто прерывалась взрывами бомб. Истребители не имели опыта боевых действий в ночное время и пытались таранить бомбардировщики с полным боекомплектом. Большая часть сил ПВО защищала также северный промышленный район города, где располагались 21 авиационный завод «Орджоникидзе», Красное Сормово и Горьковский машиностроительный заводы, имевшие большое стратегическое значение.

Маскировка Горького [ править ]

Помимо противовоздушной обороны города, правительство Советского Союза решило построить в Горьком ряд «ложных объектов». В архиве Нижнего Новгорода сохранилось постановление Горьковского городского комитета обороны «О строительстве ложных объектов горьковских промышленных предприятий» от 1 августа 1942 года.

В целях отвода авиации противника от объектов обороны Комитет обороны решает:

1. Создать на подступах к Горькому ряд ложных объектов, имитирующих реальные оборонительные объекты города.

По представлению Горьковского корпуса ПВО и штаба Горьковского главного военного округа размещение ложных объектов подлежит согласованию.

Предложить директорам заводов: № 21 "...", № 92 "...", № 112 "...", завода Молотова "...", завода Ленина "... «Стекольный завод имени Максима Горького» и «...» немедленно разработают проекты ложных объектов, согласуют их со штабом Минобороны города и осуществят строительство до 15 августа текущего года.

2. Руководители этих предприятий обеспечивают средства связи и специальные команды для охраны и выполнения специальных командных указаний при воздушных налетах.

3. Порядок оперативного ввода в эксплуатацию ложных объектов разработать командующему Горьковским округом ПВО корпуса совместно с начальником Министерства обороны города Горького.

Председатель Комитета обороны Горького М. Родионов

В результате этого решения в селе Мордвинцево, недалеко от Федяково, была построена огромная модель ГАЗа. Он был построен из стекла и фанеры. Ночью на его территории находился свет, который был выключен с опозданием после объявления воздушного налета. Немецкие бомбардировщики начали путаться и вместо самого завода бомбили макет. [4]

Еще одним важным стратегическим объектом для маскировки стал завод «Двигатель революции». К тому времени он уже был сильно поврежден, но продолжал работать. Для маскировки завода была применена «московская» технология окраски улиц. На улице и на территории завода писались изображения домов и городских построек. Таким образом, поселок Молитовка был «распространен» на территорию завода. Завод «Двигатель революции» визуально исчез для пилотов. С большой высоты было видно только ложную деревню.

На мосту через Оку был использован другой прием маскировки. Для этого на воду были спущены лодки, которые все время находились рядом с мостом. При объявлении воздушной тревоги они выпустили специальную плотную дымовую завесу. Таким образом, немецкие летчики не смогли атаковать мост из-за плохой видимости.

Реконструкция [ править ]

Реконструкция ГАЗа [ править ]

Реконструкционные работы начались во время бомбардировки. Были задействованы строительно-монтажные бригады из Москвы , Урала, Сибири, Средней Азии. Общая численность сотрудников достигла 35 тысяч. В пропагандистских целях 7 июня на заводе начала работать внеофисная газета «Правда». В первую очередь был запущен колесный цех, основные работы по реконструкции были выполнены за 4 месяца. Официальной датой реконструкции завода было 28 октября 1943 года. Сообщается, что в этот день 27 тысяч строителей подписали отчет, который был отправлен Иосифу Сталину . [ нужна ссылка ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Димова Т. (May 13, 2005). "Как нас бомбили" (newspaper) (in Russian) (Народная весть ed.): 12. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  2. ^ Н. Н. Баженов; Д. М. Дегтев; М. В. Зефиров (2007). Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО . Неизвестные войны. Москва : АСТ . p. 650. ISBN  9785971345251 .
  3. ^ Гордин А. (May 8, 2012). " "Мы у станков стоим, как у орудий": [автозавод в годы войны]" (газета) (in Russian) (Автозаводец ed.). {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Гордин А., Колесникова Н. (2011). " "Война и нас покрыла своим крылом": (Немецкие авиационные удары по Горьковскому автозаводу)" . Voenno-Istoričeskij Žurnal: Ežemesjačnoe Izdanie General'nogo Štaba Vooružennych Sil Rossii = the Journal of Military History (журнал) (11) (Военно-исторический журнал ed.): 27–33. ISSN  0321-0626 .
  5. ^ Н.В. Колесникова (2005). " "Сто дней и ночей..." (По материалам фондов музея истории ОАО "ГАЗ")" (PDF) (журнал) (1-2(5-6)) (Нижегородский музей ed.): 68–71. Archived from the original (PDF) on February 16, 2016 . Retrieved July 24, 2017 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  6. ^ Коллектив авторов, редактор — А. Ф. Журавлев (1971). История города Горького: краткий очерк . Горький: Волго-Вятское книжное издательство. pp. 443, 575.
  7. ^ Н. Н. Баженов, Д. М. Дегтев, М. В. Зефиров (2007). "Горький готовится к обороне". Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО . Неизвестные войны. Москва : АСТ . p. 650. ISBN  9785971345251 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с бомбардировкой Горького во время Второй мировой войны, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f646e1c0b24b5f369fa5056109fd618__1715979300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/18/8f646e1c0b24b5f369fa5056109fd618.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bombing of Gorky in World War II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)