Jump to content

Операция Транец

Координаты : 7 ° 12'40 "ю.ш., 112 ° 43'49" в.д.  / 7,211035 ° ю.ш., 112,730260 ° в.д.  / -7,211035; 112,730260

Операция Транец
Часть Юго-Восточноазиатского театра военных действий Второй мировой войны.
Черно-белая аэрофотоснимок гавани с дымом, поднимающимся из нескольких мест
Сурабая во время атаки авианосной авиации союзников 17 мая 1944 года.
Дата 17 мая 1944 г.
Расположение 7 ° 12'40 "ю.ш., 112 ° 43'49" в.д.  / 7,211035 ° ю.ш., 112,730260 ° в.д.  / -7,211035; 112,730260
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Австралия
 Франция
 Нидерланды
 Новая Зеландия
 Япония
Командиры и лидеры
Великобритания Джеймс Сомервилл
Сила
76 самолетов
2 авианосца
3 линкора
1 линейный крейсер
6 крейсеров
14 эсминцев
8 подводных лодок
Зенитные батареи
Жертвы и потери
3 самолета уничтожены Аккаунты различаются
Неизвестные жертвы среди гражданского населения

Операция «Трансом» — нападение союзных войск на оккупированный японцами город Сурабая на индонезийском острове Ява во время Второй мировой войны . под руководством Великобритании Операция, проведенная Восточным флотом , состоялась 17 мая 1944 года и включала американские и британские палубные самолеты, бомбардировавшие городские доки и нефтеперерабатывающий завод . Был сбит американский торпедоносец , а два британских торпедоносца погибли в результате аварий.

Нападение на Сурабаю было вторым и последним совместным американо-британским авианосным рейдом в Индийском океане в 1944 году. Оно было предпринято с целью отвлечь японские войска от высадки союзников на острове Вакде у Новой Гвинеи и использовать американский авианосец. на обратном пути в Тихий океан. Военные корабли, участвовавшие в операции, вышли с Цейлона и дозаправились в Западной Австралии, а затем достигли вод к югу от Явы, где были запущены самолеты авианосцев. Утром 17 мая две группы самолетов союзников совершили скоординированную атаку на порт Сурабаи и несколько промышленных объектов, что застало японцев врасплох. Той ночью американские тяжелые бомбардировщики нанесли удар по Сурабае, а австралийские самолеты заминировали близлежащие воды; эти самолеты работали с баз в северной Австралии.

Оценки ущерба, нанесенного союзниками, разнятся. Некоторые источники описывают результаты как скромные, другие утверждают, что они значительны. Число жертв среди мирного населения в результате рейда неизвестно. Существует мнение, что эта операция дала британскому Королевскому флоту полезный опыт использования превосходной тактики авианосцев ВМС США . Атака не оказала никакого влияния на японские военные силы, поскольку Восточный флот не считался серьезной угрозой.

Сурабая во Второй мировой войне

[ редактировать ]

Сурабая — город на востоке Явы был частью Нидерландской Ост-Индии , который во время Второй мировой войны (NEI). В конце 19 века он стал одним из главных портовых городов Азии и центром экспортной сахарной промышленности NEI . Экономика Сурабаи начала приходить в упадок в 1920-х годах, но он оставался важным торговым городом. [1]

Японские войска вторглись и завоевали большую часть НЭИ в период с декабря 1941 по март 1942 года. [2] Во время кампании Сурабаю неоднократно подвергали бомбардировкам, причем первый воздушный налет был сосредоточен на порту города и военно-морской базе. [3] Голландский гарнизон сдался 8 марта. [4] Как и остальная часть Явы, Сурабая находилась под управлением Императорской японской армии во время оккупации Нидерландской Ост-Индии . [2] [5]

Во время оккупации Сурабая оставался важной военно-морской базой и промышленным центром. Японские противолодочные силы, базирующиеся в Сурабае, охотились за подводными лодками союзников, действующими в Яванском море . [6] Расположенный в городе нефтеперерабатывающий завод Вонокромо был единственным предприятием на Яве, производившим авиационное топливо . [6] [7] Большое количество самолетов союзников атаковало Сурабаю 22 июля и в ночь с 8 на 9 ноября 1943 года. Во время первого из этих налетов бомбили районы по всему городу. Небольшие рейды проводились в течение большинства месяцев с февраля 1944 года до конца войны в августе 1945 года. [8] Королевских ВВС Австралии С августа 1943 года самолеты PBY Catalina также периодически сбрасывали морские мины у входа в порт Сурабаи. С начала 1944 года минные поля, установленные самолетами, значительно нарушали движение судов в Сурабаю и из нее и потопили несколько кораблей. [9]

Планы союзников и Японии

[ редактировать ]

С середины 1942 до начала 1944 года союзники не предпринимали никаких наступательных военно-морских операций в Индийском океане . Их основной военно-морской силой был небольшой Восточный флот под руководством британцев , которым командовал адмирал сэр Джеймс Сомервилл . С января 1943 года в составе флота не было авианосцев , а три старых линкора позже в том же году были переведены в другое место. [10] Остальные корабли были способны только защищать корабли союзников. [11] К счастью для союзников, после середины 1942 года японцы не предпринимали никаких крупномасштабных операций в Индийском океане. Это позволило Восточному флоту сосредоточиться на противодействии немецким и японским подводным лодкам и использовать собственные подводные лодки для рейдов на японские корабли. [12]

Черно-белое фото мужчин в военной форме на палубе авианосца
Адмирал Джеймс Сомервилл обращается к экипажу военного корабля США Саратога 3 апреля 1944 года.

В плане, принятом лидерами союзников на Каирской конференции в ноябре 1943 года , говорилось, что «основные усилия против Японии должны быть предприняты в Тихом океане», а Индийский океан будет вспомогательным театром военных действий. Было решено также, что любые наступательные операции, в том числе авианосные рейды, на театре военных действий будут преследовать цели «поддержания давления на противника, форсирования его рассредоточения и достижения максимального истощения его воздушных, морских сил и кораблей». [13]

В январе 1944 года Адмиралтейство , британское правительственное учреждение, ответственное за управление Королевским флотом , решило существенно усилить Восточный флот. [11] Это стало возможным благодаря капитуляции итальянского флота в 1943 году, которая устранила одного из главных противников Королевского флота и предоставила союзникам контроль над Средиземным морем . [14] В течение следующих четырех месяцев планировалось прибыть в общей сложности 146 военных кораблей. В их число входили три линкора, два авианосца, четырнадцать крейсеров и большое количество эсминцев и других кораблей сопровождения. Первая значительная группа подкреплений достигла базы Восточного флота на Цейлоне 27 января; в их число входили авианосец HMS Illustrious , линкоры HMS Queen Elizabeth и Valiant, а также линейный крейсер HMS Renown . [11] В течение года прибыло много других кораблей. [11] Нехватка эсминцев ограничивала возможности флота вести наступательные операции до апреля, поскольку приоритет отдавался сопровождению конвоев. [15]

В начале 1944 года японские военные перебросили свою главную военно-морскую ударную силу — Объединенный флот в Сингапур . Это изменение было сделано для того, чтобы эвакуировать флот с его баз в центральной части Тихого океана, который стал уязвимым для американских атак, и сосредоточить его в месте с хорошими военно-морскими ремонтными базами и легким доступом к топливу. Японцы не собирались предпринимать каких-либо крупномасштабных атак в Индийский океан. Сомервилл считал, что его силы не смогут противостоять Объединенному флоту, если он войдет в Индийский океан, и для защиты Цейлона было отправлено больше авиационных подразделений. [16] ВМС США также согласились временно передать авианосец USS Saratoga и три эсминца из Тихого океана для пополнения Восточного флота. [17]

Саратога и ее эскорт присоединились к Восточному флоту 27 марта 1944 года. [18] «Илластриус» и «Саратога» в сопровождении большей части Восточного флота провели успешный воздушный налет на удерживаемый японцами остров Сабанг в NEI 19 апреля в рамках операции «Кокпит» . [19] Авиация союзников потопила один корабль, посадила на мель другой , повредила резервуары для хранения нефти и уничтожила на земле до 24 японских самолетов. [20] Один самолет союзников был сбит, а атака трех японских самолетов отбита. [21]

Прелюдия

[ редактировать ]
Карта западной части Тихого океана и Юго-Восточной Азии с указанием территории, контролируемой союзниками и японцами по состоянию на середину мая 1944 года.
Стратегическая ситуация на Тихом океане в середине мая 1944 года. Заштрихованная красным территория контролировалась союзниками, а остальная часть - Японией.

После операции «Кокпит» Саратоге было приказано вернуться в Соединенные Штаты для ремонта . [20] Глава ВМС США адмирал Эрнест Кинг предложил адмиралу лорду Луи Маунтбеттену командующему командованием Юго-Восточной Азии , чтобы авианосец и другие корабли Восточного флота на обратном пути нанесли удар по Сурабае. Кинг надеялся, что это отвлечет японские войска перед высадкой союзников на острове Вакде у Новой Гвинеи, запланированной на 17 мая. Маунтбеттен согласился на это предложение. [22]

Сомервилл решил провести атаку, используя почти те же силы, которые были задействованы в операции «Кокпит». [20] Одним из главных отличий была замена Grumman Avengers обычного Illustrious , воздушного крыла Fairey Barracuda, состоящего из торпедных и пикирующих бомбардировщиков . Это изменение было сделано потому, что ожидалось, что оборона Сурабаи будет сильнее, чем оборона Сабанга, и Сомервилл решил запустить самолет на расстоянии 180 миль (290 км) от города, что было за пределами эффективной дальности действия «Барракуд». [23] Из-за расстояния, которое необходимо преодолеть от Цейлона, и отсутствия у Королевского флота опыта пополнения запасов , окончательные планы операции включали дозаправку Восточного флота в заливе Эксмут в Западной Австралии перед нанесением удара по Сурабае. [6] , ВВС США 380-я бомбардировочная группа которая базировалась недалеко от Дарвина в Австралии, также должна была бомбить Сурабаю в ночь после авианосного налета, чтобы помешать японцам отправить самолеты для атаки на отступающий Восточный флот. [24] Союзники располагали хорошей разведывательной информацией о местонахождении японских объектов в Сурабае, что помогло спланировать воздушные налеты на город. [25] Им не хватало информации о численности японских ВВС в регионе, что вынудило Восточный флот выделить большое количество истребителей для сопровождения ударной группы и защиты флота, а не для атаки наземных целей. [26]

Восточный флот был разделен на три силы для операции «Трансом». В состав отряда 65 входили «Куин Элизабет» , «Валиант» , «Слава» , французский линкор «Ришелье» , два крейсера и восемь эсминцев. В состав Force 66 входили Illustrious , Saratoga , два крейсера и шесть эсминцев. Отряд 67 был группой пополнения и состоял из шести танкеров , водоперегонного корабля и двух крейсеров. Сомервилль командовал флотом королевы Елизаветы . [27] Военные корабли были привлечены из шести военно-морских сил, причем крупные корабли сопровождали три американских эсминца, четыре британских крейсера и три эсминца, четыре австралийских эсминца, голландский крейсер и эсминец и новозеландский крейсер. [28] Австралийский легкий крейсер HMAS Adelaide также вышел из Фримантла в Западной Австралии, чтобы защитить танкеры, пока они находились в заливе Эксмут; это позволило двум их крейсерам сопровождения усилить 66-й отряд во время атаки. [29] Две эскадрильи истребителей Supermarine Spitfire были переведены из 1-го крыла RAAF в Дарвине в залив Эксмут для защиты Восточного флота во время его дозаправки, а австралийские и американские морские патрульные самолеты были назначены для работы в море. [24]

У каждого авианосца была авиагруппа, состоящая из подразделений их базовых военно-морских сил. Illustrious отправил на борт две эскадрильи, оснащенные по 14 Vought F4U Corsair истребителей каждая, и две эскадрильи с девятью Avengers. Саратоги пикирующими бомбардировщиками Douglas Авиагруппа включала в себя эскадрилью с 26 истребителями Grumman F6F Hellcat , эскадрилью с 24 SBD Dauntless и эскадрилью с 18 торпедоносцами Avenger, а также одиночный Hellcat, закрепленный за командиром авиагруппы. [30]

Защита Сурабаи от воздушного нападения во время операции «Трансом» включала несколько зенитных орудий , экипажи которых были недостаточно обучены. [31] Также были размещены радиолокационные станции и сеть наблюдательных постов для обнаружения самолетов-минеров. [32] В состав японских сил, дислоцированных в городе, входили 28-я отдельная смешанная бригада Императорской японской армии и штаб Императорского флота Японии 2-го Южного экспедиционного флота . [33]

Черно-белая фотография самолета, загружаемого бомбами.
«Мститель» загружается бомбами на борту HMS Illustrious перед налетом на Сурабаю.

Отряд 67 был первым подразделением Восточного флота, отправившимся в море 30 апреля. Отряды 65 и 66 отплыли 6 мая. Корабли союзников проследовали в залив Эксмут курсом, который удерживал их на расстоянии не менее 600 миль (970 км) от японских аэродромов, чтобы избежать обнаружения или нападения. [29] Воздушные крылья авианосцев за время плавания трижды отрабатывали атаку на Сурабаю. [6] Военные корабли прибыли в залив Эксмут 14 и 15 мая. Пока его корабли дозаправлялись, Сомервилл встретился с командующим Седьмым флотом Соединенных Штатов вице-адмиралом Томасом К. Кинкайдом , контр-адмиралом Ральфом Уолдо Кристи , который командовал подводными лодками флота, и ответственным военно-морским офицером Фримантлом коммодором Катбертом Поупом , чтобы обсудить самые последние разведданные. [29]

Восточный флот покинул залив Эксмут во второй половине дня 15 мая и двинулся на север. Он прибыл к месту взлета в 6:30 утра по местному времени 17 мая, не будучи обнаруженным японцами. [7] Одна британская и семь американских подводных лодок также заняли позиции возле Сурабаи, южного входа в Малаккский пролив и Балийский , Ломбокский и Зондский проливы для поддержки Восточного флота. [34] [35] Подводные лодки были расположены для спасения потерпевших крушение экипажей союзников, нападения на корабли, пытавшиеся уйти из Сурабаи, и перехвата любых японских военных кораблей, пытавшихся атаковать флот союзников. [36]

Запущенные авианосцами самолеты были организованы в две ударные группы. Отряд А состоял из девяти «Мстителей» из «Илластриуса» , двенадцати пикирующих бомбардировщиков «Бесстрашные» и эскорта из восьми «Корсаров». Мстители Отряда А должны были бомбить машиностроительный завод Браата и нефтеперерабатывающий завод Бесстрашных. [31] Группа B должна была атаковать судоходные и доковые объекты в порту Сурабаи. В его состав входили двадцать один Мститель и шесть Бесстрашных в сопровождении восьми Корсаров и двенадцати Адских Котов. [37] Командир Саратоги авиагруппы Джозеф Клифтон руководил авиакрыльями обоих авианосцев во время атаки. [38] [39] К 7:20 все самолеты были запущены и построены с остальными силами. [7] Два британских «Мстителя» разбились при взлете, их экипажи удалось спасти. [40]

Черно-белая аэрофотоснимок города и портовой зоны с происходящими взрывами
Аэродром и портовые сооружения подверглись атаке во время рейда

Нападение на Сурабаю началось в 8:30 утра. Японцы не заметили приближающегося самолета и были застигнуты врасплох. [7] Эти две силы предприняли хорошо синхронизированную атаку: группа А приближалась к Вонокромо с юга, а группа Б атаковала порт с севера. Японских истребителей обнаружено не было, а зенитные орудия были практически неэффективны. [31] Один из «Мстителей Саратоги » был сбит, а оба члена его экипажа стали военнопленными . [40]

Пилоты союзников считали, что нанесли тяжелый урон. [7] Они утверждали, что повредили десять кораблей, разрушили нефтеперерабатывающий завод в Вонокромо и машиностроительный завод Браат, а также уничтожили 16 самолетов и несколько зданий на аэродроме. [41]

После того, как ударная группа завершила высадку на авианосцы в 10:50, Восточный флот отошел на юго-запад, пытаясь скрыть тот факт, что он направлялся в залив Эксмут. [31] [34] Сотрудники Сомервилля не требовали от Клифтона отчета по его возвращению. В результате до тех пор, пока , они Саратоги не были сброшены фотографии, сделанные одним из фоторазведывательных самолетов на «Куин Элизабет» в 15:00 не узнали, что в порту Сурабаи осталось много ценных целей, включая японские подводные лодки. Позже Сомервилль пожалел, что не приказал нанести второй удар во второй половине дня 17 мая. [31] [42]

Восемь подводных лодок, участвовавших в операции «Трансом», не понадобились для спасения сбитых летчиков, и ни одна из них не потопила корабли, убегавшие из Сурабаи. [36] Военный корабль США «Рашер» атаковал японский конвой возле Амбона 11 мая, направляясь к северу от Сурабаи, потопив один корабль и повредив несколько других. [43] 20 мая военный корабль США « Англер» потопил грузовое судно в Зондском проливе, но подвергся контратаке со стороны сопровождавших его кораблей. Подводной лодке пришлось прервать патрулирование на следующий день после того, как экипаж заболел либо из-за загрязненной питьевой воды, либо из-за паров чистящих химикатов. [44] [45] Историк Клэй Блер пришел к выводу, что подводные лодки, вероятно, добились бы большего, если бы они осуществляли регулярное патрулирование или размещались вблизи главной японской военно-морской стоянки в Тави-Тави . [36]

Налет тяжелых бомбардировщиков на Сурабаю, который планировался для прикрытия отхода Восточного флота, состоялся в ночь с 17 на 18 мая. Семь Consolidated B-24 Liberator были отправлены из Дарвина и дозаправлены на аэродроме Корунна-Даунс в Западной Австралии. Затем они проследовали в Сурабаю и атаковали ее порт с помощью взрывных бомб. Это привело к новым пожарам и разрушениям. [46] В мае самолеты RAAF Catalinas, летевшие из Ямпи-Саунд в Западной Австралии, также заложили мины недалеко от города, чтобы поддержать высадку в Вакде. [47] Миссия по постановке мин, проведенная Catalinas из 11-й и 43-й эскадрилий в ночь с 20 на 21 мая, встретила сильное сопротивление со стороны японских защитников, которые все еще находились в состоянии повышенной боевой готовности после налетов авианосцев и тяжелых бомбардировщиков. Один из австралийских самолетов был уничтожен. [46]

Последствия

[ редактировать ]
Черно-белое фото мужчин, стоящих на палубе корабля и смотрящих на другой корабль, плывущий неподалеку.
Illustrious Экипаж прощается с Саратогой 18 мая 1944 года.

Последующие операции

[ редактировать ]

Саратога и три сопровождающих ее американских эсминца отделились от Восточного флота незадолго до захода солнца 18 мая и направились во Фримантл. Остальная часть Восточного флота достигла залива Эксмут на следующее утро и после очередной дозаправки отплыла на Цейлон до захода солнца. «Аделаида» и один из австралийских эсминцев, приданных Восточному флоту, покинули залив Эксмут и направились во Фримантл после того, как группа танкеров ушла 19 мая. [34] Восточный флот вернулся на Цейлон 27 мая. [28] Саратога достиг Бремертона, штат Вашингтон , 10 июня и после ремонта вновь присоединился к Тихоокеанскому флоту в сентябре 1944 года. [48] [49]

Как и в случае с операцией «Кокпит» и несколькими другими авианосными рейдами, проведенными Восточным флотом в 1944 году, операция «Трансом» не оказала никакого влияния на японское развертывание. [50] [51] Это произошло потому, что Объединенный флот не считал Восточный флот угрозой и получил приказ сохранить свои силы для противодействия крупному американскому наступлению, которое, как ожидалось, произойдет в центральной части Тихого океана. [52] Японское руководство неверно истолковало высадку американцев в Биаке у северного побережья Новой Гвинеи 27 мая как главное усилие союзников, и Объединенный флот направил 10 июня мощные силы для контратаки в рамках так называемой операции «Кон» . Эта атака была отменена через два дня, когда стало очевидно, что американцы собираются вторгнуться на Марианские острова в центральной части Тихого океана, а Объединенный флот потерпел поражение во время битвы в Филиппинском море , проходившей с 19 по 20 июня. [53]

Сведения об ущербе, причиненном в ходе операции «Транцум», разнятся. Стивен Роскилл , официальный историк роли Королевского флота во Второй мировой войне, писал в 1960 году, что, хотя союзники считали во время войны, что «многие корабли в гавани были потоплены или повреждены и... нефтеперерабатывающий завод и военно-морская база», японские записи «не подтверждают, что ни их судоходство, ни береговые сооружения вообще сильно пострадали». Эти записи показали, что был потоплен только один небольшой корабль. Роскилл счел, что «пожары, начавшиеся на берегу», заставили экипажи союзников «слишком оптимистично отчитаться о результатах налета». [7] Официальный военно-морской историк Австралии Г. Хермон Гилл пришел к такому же выводу в 1968 году. Он также отметил, что адмирал Гай Ройл , глава Королевского военно-морского флота Австралии, сообщил 23 мая Австралийскому консультативному военному совету , что операция «Трансом» имела сомнительную ценность в 1968 году. военные полигоны, поскольку аналогичных результатов можно было достичь с помощью самолетов наземного базирования, не подвергая риску военные корабли. [54] Совсем недавно работа Эдвина Грея 1990 года и работа Дэвида Брауна 2009 года согласились с Роскиллом и пришли к выводу, что рейд не увенчался успехом. [48] [55]

Другие историки считают это нападение победой союзников. Официальный историк общих британских усилий в Юго-Восточной Азии Стэнли Вудберн Кирби писал в 1962 году, что нефтеперерабатывающий завод в Вонокромо и другие промышленные объекты были подожжены, военно-морская верфь и два других дока подверглись бомбардировке, а двенадцать японских самолетов были уничтожены на земля. [56] HP Уиллмотт отметил в 1996 году, что рейд нанес «серьезный ущерб» нефтеперерабатывающему заводу в Вонокромо, «повреждения верфи» и затонул тральщик , охотник за подводными лодками и военно-морское грузовое судно. [57] Юрген Ровер заявил в 2005 году, что двенадцать японских самолетов были уничтожены на земле, небольшое грузовое судно было потоплено, а патрульный катер поврежден и не подлежал ремонту. [58] В 2011 году Дэвид Хоббс счел операцию успешной: нефтеперерабатывающий завод в Вонокромо «сгорел», военно-морские доки были повреждены, а торговое судно затонуло. [26] Маркус Фолкнер писал в 2012 году, что операция «Трансом» «нанесла значительный ущерб». [28] Как и в случае с другими воздушными налетами на Сурабаю во время Второй мировой войны, неизвестно, сколько жертв среди гражданского населения произошло в результате операции «Трансом». [25]

И Роскилл, и Хоббс согласны с тем, что эта атака дала Королевскому флоту важный опыт ударных операций с авианосцами и ознакомила их с превосходной тактикой американских авианосцев. Роскилл заметил, что Сомервилль решил скопировать способ . Саратоги выполнения полетов экипажем [59] Хоббс выделил и другие уроки, которые Королевский флот извлек из операции, в том числе необходимость планировать нанесение как минимум двух ударов по каждой цели и желательность получения самолетов фоторазведки, которыми можно было бы управлять с авианосцев. [60] Грей также отметил, что операция, и особенно необходимость дозаправки в Западной Австралии, продемонстрировали Королевскому флоту, что необходимы улучшенные возможности пополнения запасов боевых кораблей, пока они находятся в море. Это способствовало приобретению многих кораблей снабжения, которые позже поддерживали британский Тихоокеанский флот во время его операций против Окинавы и Японии в 1945 году. [61]

  1. ^ Дик 2003 , стр. xvii–xviii.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дорогой и Фут 2001 , с. 613.
  3. ^ Дик 2003 , с. 74.
  4. ^ Дик 2003 , с. 75.
  5. ^ Дик 2003 , с. 76.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хоббс 2011 , с. 42.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Роскилл 1960 , с. 357.
  8. ^ Дик 2003 , стр. 78–79.
  9. ^ Оджерс 1968 , стр. 359, 363.
  10. ^ Модсли 2019 , стр. 407–408.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роскилл 1960 , с. 347.
  12. ^ Модсли 2019 , с. 408.
  13. ^ Роскилл 1960 , с. 346.
  14. ^ Модсли 2019 , с. 409.
  15. ^ Винтон 1993 , с. 176.
  16. ^ Роскилл 1960 , стр. 347–348.
  17. ^ Роскилл 1960 , с. 348.
  18. ^ Роскилл 1960 , с. 354.
  19. ^ Кирби 1962 , стр. 380–381.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роскилл 1960 , с. 356.
  21. ^ Браун 2009 , с. 80.
  22. ^ Гилл 1968 , с. 416.
  23. ^ Роскилл 1960 , стр. 356–357.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оджерс 1968 , с. 229.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дик 2003 , с. 79.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хоббс 2011 , с. 46.
  27. ^ Гилл 1968 , стр. 416–417.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фолкнер 2012 , с. 224.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гилл 1968 , с. 417.
  30. ^ Браун 2009 , с. 83.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хоббс 2011 , с. 45.
  32. ^ Оджерс 1968 , с. 363.
  33. ^ Фуллер 1992 , стр. 119, 286.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гилл 1968 , с. 419.
  35. ^ Хоббс 2011 , с. 41.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэр 2001 , с. 629.
  37. ^ Хоббс 2011 , стр. 42, 45.
  38. ^ «Умер Джозеф К. Клифтон, адмирал, 59 лет» . Нью-Йорк Таймс . 26 декабря 1967 года . Проверено 24 мая 2021 г.
  39. ^ «Джозеф К. Клифтон» . Проект «Зал доблести» . Медиа группа «Сайтлайн» . Проверено 24 мая 2021 г.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эванс и Гроссник, 2015 , с. 196.
  41. ^ Гилл 1968 , с. 418.
  42. ^ Роскилл 1960 , стр. 357–358.
  43. ^ Блэр 2001 , с. 632.
  44. ^ Блэр 2001 , стр. 630–631.
  45. ^ «Рыболов (СС-240)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 26 июня 2021 г.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оджерс 1968 , с. 230.
  47. ^ Оджерс 1968 , стр. 227, 364.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браун 2009 , с. 81.
  49. ^ «Саратога V (CV-3)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 25 июля 2021 г.
  50. ^ Кирби 1962 , с. 384.
  51. ^ Фолкнер 2012 , с. 221.
  52. ^ Роскилл 1960 , с. 355.
  53. ^ Модсли 2019 , стр. 249–250, 398–406.
  54. ^ Гилл 1968 , стр. 418–419.
  55. ^ Грей 1990 , с. 162.
  56. ^ Кирби 1962 , с. 382.
  57. ^ Уиллмотт 1996 , с. 161.
  58. ^ Ровер 2005 , с. 323.
  59. ^ Роскилл 1960 , с. 358.
  60. ^ Хоббс 2011 , стр. 45–46.
  61. ^ Грей 1990 , стр. 162–164.

Консультации по работам

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67f9c0bb596cc9837c3b2660bca3912e__1708603260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/2e/67f9c0bb596cc9837c3b2660bca3912e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Transom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)