Операция Бумеранг
Операция Бумеранг | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанской войны , Второй мировой войны. | |||||||
XX бомбардировщик Command B-29 Superfortress взлетает с аэродрома в Индии, июнь 1944 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты Великобритания | Япония | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
XX бомбардировочное командование Восточный флот | Отряд обороны Палембанга | ||||||
Сила | |||||||
отправлено 54 самолета 39 достигли Палембанга |
Зенитные орудия Истребительная авиация | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 самолет 1 убит |
1 здание разрушено 3 корабля потоплены 4 корабля повреждены |
Операция «Бумеранг» представляла собой частично успешный воздушный налет ВВС США (USAAF) XX бомбардировочного командования на нефтеперерабатывающие предприятия в оккупированной Японией Голландской Ост-Индии во время Второй мировой войны . Нападение произошло в ночь с 10 на 11 августа 1944 года и включало попытки взорвать нефтеперерабатывающий завод в Палембанге и заминировать реку Муси .
Этот налет стал частью серии атак на оккупированные японцами города в Юго-Восточной Азии, которые XX бомбардировочное командование провело в дополнение к своей основной задаче по бомбардировке Японии . командование совершило рейд на японский город Нагасаки В ту же ночь, что и операция «Бумеранг», .
были отправлены 54 Boeing B-29 Superfortress тяжелых бомбардировщика 10 августа с аэродрома на Британском Цейлоне , из которых 39 достигли района Палембанга. Попытки взорвать нефтеперерабатывающий завод в основном не увенчались успехом, подтверждено разрушение только одного здания. Мины, сброшенные на реку, соединяющую Палембанг с морем, потопили три корабля и повредили еще четыре. Британские военно-воздушные и военно-морские силы оказывали поисково-спасательную поддержку американским бомбардировщикам. Японские зенитные орудия и истребители, назначенные для защиты Палембанга, не смогли уничтожить ни один из американских бомбардировщиков, но один B-29 бросился на воду, когда у него закончилось топливо. Это был единственный рейд ВВС США на стратегически важные нефтяные объекты в Палембанге. В январе 1945 года нефтяные объекты были атакованы самолетами с британских авианосцев .
Фон
[ редактировать ]время Тихоокеанской войны суматранский Во город Палембанг в Голландской Ост-Индии был крупным центром нефтедобычи. Город и его нефтеперерабатывающие заводы были захвачены японскими войсками в середине февраля 1942 года во время битвы при Палембанге . Голландские инженеры пытались разрушить нефтеперерабатывающие заводы во время вторжения, чтобы помешать японцам использовать их, но к концу 1942 года производство было возобновлено. [ 1 ] В начале 1944 года разведка союзников подсчитала, что нефтеперерабатывающий завод Пладжо (Плайю) в Палембанге был источником 22 процентов японского мазута для кораблей и промышленных предприятий и 78 процентов авиационного бензина . [ 2 ]
США В конце 1943 года Объединенный комитет начальников штабов одобрил предложение начать стратегическую воздушную кампанию против японских островов и Восточной Азии путем базирования тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress в Индии и создания передовых аэродромов в Китае. Основным элементом этой стратегии, получившей название «Операция Маттерхорн» , было строительство взлетно-посадочных полос возле Чэнду во внутреннем Китае, которые будут использоваться для дозаправки B-29, летящих с баз в Бенгалии по пути к целям в Японии. Операцию «Маттерхорн» должно было проводить XX бомбардировочное командование Двадцатых ВВС . Глава ВВС США генерал Генри «Хэп» Арнольд непосредственно командовал Двадцатой воздушной армией, поскольку он создал ее как независимую стратегическую бомбардировочную силу, которая подчинялась Объединенному комитету начальников штабов, а не командующим театром боевых действий на Тихом океане. Бригадный генерал Кеннет Вулф возглавил XX бомбардировочное командование. [ 3 ] XX бомбардировочное командование выполнило свой первый боевой вылет против Бангкока 5 июня 1944 года. Во время этой операции у двух B-29 закончилось топливо над Бенгальским заливом во время обратного полета в Индию, и они были вынуждены броситься на посадку . [ 4 ] [ 5 ]
Планирование
[ редактировать ]Нападение на Палембанг возникло в результате дебатов о том, как лучше всего использовать B-29, которые предшествовали одобрению операции «Маттерхорн». В конце 1943 — начале 1944 года серьёзное внимание уделялось первоначальному использованию B-29 для атак на торговое судоходство и нефтяные объекты в Юго-Восточной Азии с баз в северной Австралии и Новой Гвинее . [ 6 ] В окончательном плане операции «Маттерхорн», одобренном Объединенным комитетом начальников штабов в апреле, указывалось, что, хотя XX бомбардировочное командование сосредоточится на Японии, оно также должно было атаковать Палембанг. Эти рейды должны были проводиться через аэродромы Британского Цейлона. [ 7 ] Включение Палембанга в план представляло собой компромисс между стратегами, которые хотели сосредоточить силы против Японии, и теми, кто хотел сосредоточить их на нефтяных целях. В целях планирования дата первого нападения на Палембанг была установлена на 20 июля 1944 года. [ 8 ]
На Цейлоне были проведены инфраструктурные работы для поддержки запланированных рейдов на Палембанг. В марте 1944 года начались работы по модернизации четырех аэродромов на Цейлоне в соответствии со стандартами, необходимыми для B-29, RAF China Bay и RAF Minneriya причем наивысший приоритет отдавался . Эти два аэродрома должны были быть готовы к июлю. В апреле, когда стало очевидно, что оба проекта не могут быть завершены вовремя, было решено сконцентрироваться на Чайна-Бей. К середине июля этот аэродром был способен принять 56 B-29 и был полностью работоспособен к моменту проведения операции «Бумеранг». [ 9 ]
Вскоре после первой атаки XX бомбардировочного командования на Японию, совершенной против Яваты в ночь с 15 на 16 июня, Арнольд потребовал от Вулфа атаковать Палембанг в рамках последующих рейдов. В своем ответе Вулф отметил, что сделать это будет возможно не раньше 15 июля, когда ожидается, что аэродром в Чайна-Бэй будет готов. 27 июня Арнольд издал XX бомбардировочному командованию новую директиву о целеуказании, в которой указывалось, что 50 B-29 должны быть отправлены против Палембанга, как только аэродром будет построен. 4 июля Вулф был переведен на работу в США. бригадный генерал Лаверн Дж. Сондерс . Командование на временной основе принял [ 10 ] Сондерс решил отложить атаку на Палембанг до середины августа, чтобы дать возможность XX бомбардировочному командованию сначала совершить с максимальными усилиями налет на Аншань в Китае, чему Арнольд придавал наивысший приоритет. [ 11 ]
Препараты
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Планирование нападения на Палембанг началось в мае 1944 года. [ 2 ] Из-за очень большого расстояния, которое предстояло преодолеть, и необходимости прохождения через Цейлон, операция требовала большего планирования и подготовки, чем любой другой рейд, проведенный XX бомбардировочным командованием. [ 12 ] Персонал USAAF и Королевских ВВС Великобритании работал вместе над завершением подготовки. Британцы поставляли топливо для операции и оплатили расходы на модернизацию цейлонских аэродромов в рамках обратного ленд-лиза . ВВС Китая в Чайна-Бэй, включая жилые помещения и транспортные средства, были фактически переданы ВВС США. Королевские ВВС также пожертвовали американцам порции виски. [ 13 ]
Планы операции со временем менялись. Двадцатая воздушная армия первоначально приказала, чтобы в атаке приняли участие все 112 самолетов XX бомбардировочного командования и она была проведена в течение дня. Командование стремилось изменить эту директиву на том основании, что отправка такого количества самолетов с одного аэродрома будет означать, что силы придется разделить на несколько волн. Такое разделение сил еще больше усложнило бы операцию и, как считалось, могло привести к большим потерям. Арнольд принял этот аргумент, и в директиве о нацеливании от 27 июня было указано, что атака будет происходить либо на рассвете, либо в сумерках. [ 13 ] Назначенный на операцию метеоролог попутным рекомендовал провести атаку ночью, чтобы B-29 могли воспользоваться благоприятным ветром . [ 14 ] XX бомбардировочное командование получило согласие Двадцатой воздушной армии на это изменение. [ 15 ]
За период подготовки плана несколько спецслужб США изменили свои взгляды на важность Палембанга. Помощник начальника штаба ВВС США по разведке и Комитет операционных аналитиков пришли к выводу, что меняющаяся тактическая ситуация в Тихом океане и тяжелые потери японского судоходства означают, что нефтеперерабатывающий завод в Пладжо больше не имеет решающего значения для военных действий Японии. Сотрудники XX бомбардировочного командования хотели отменить миссию, считая это отвлечением от основных усилий против японской сталелитейной промышленности. Объединенный комитет начальников штабов продолжал требовать нападения на Палембанг, и Арнольд включил это в еще одну целевую директиву, изданную в июле. После того, как было подтверждено, что объекты в Чайна-Бэй будут завершены к 4 августа, Арнольд распорядился провести рейд к 15-му числу месяца. Датой нападения было назначено 10 августа. [ 2 ]
Было указано несколько целей. Основной целью был нефтеперерабатывающий завод Пладжо, а вторичной — близлежащий нефтеперерабатывающий завод в Пангкалане. Цементный завод Индарунг в Паданге был последней целью для самолетов, не сумевших достичь Палембанга. Части сил было поручено сбросить морские мины , чтобы перехватить Муси, через который отправлялась вся нефть, добываемая в Палембанге. [ 13 ] Из-за огромной дальности от Цейлона до целей и обратно (3855 миль (6204 км) до Палембанга и 4030 миль (6490 км) до места, где должны были быть сброшены мины на «Муси»), бомбардировщики должны были быть загружены только одним коротким тонны (910 кг) бомб или мин каждый и иметь топливные баки, заполненные до отказа. [ 16 ] Планирование нападения было завершено 1 августа. [ 15 ] Это было обозначено как операция «Бумеранг», возможно, в надежде, что все самолеты вернутся из своих длительных полетов. [ 16 ]
Налет XX бомбардировочного командования на японский город Нагасаки должен был состояться в ту же ночь, что и налет на Палембанг. [ 17 ] USAAF В официальной истории говорится, что предполагалось, что атака двух целей на расстоянии 3000 миль (4800 км) друг от друга окажет психологическое воздействие на японцев. [ 18 ]
японский
[ редактировать ]Императорская японская армия отвечала за защиту нефтяных месторождений на Суматре от воздушных атак. Для этой цели в марте 1943 года был сформирован штаб ПВО Палембанга, первоначально в его состав входили 101-й , 102-й и 103-й полки ПВО и 101-й пулеметный дивизион. Каждый из полков ПВО имел по двадцать 75-мм зенитных орудий Тип 88 . Каждый из них также мог иметь батарею пулеметов и батарею прожекторов . [ 19 ]
В январе 1944 года 9-я авиационная дивизия в рамках усилий по усилению противовоздушной обороны Суматры была создана . Штаб ПВО Палембанга был переименован в Подразделение обороны Палембанга и после формирования этого командования был передан в состав 9-й авиационной дивизии. [ 20 ] Примерно в это же время подразделение было расширено и теперь включает в себя истребительную авиацию . 21-й и 22-й истребительные полки ВВС Императорской армии Японии За перехват самолетов союзников отвечали . Остались 101-й, 102-й и 103-й зенитные полки и 101-й пулеметный дивизион, которые были дополнены 101-м зенитным аэростатным полком, имевшим в своем распоряжении аэростаты заграждения . [ 21 ]
Атака
[ редактировать ]Днем 9 августа 56 B-29 из 444-й и 468-й бомбардировочных групп прибыли в британские ВВС в Чайна-Бэй после вылета из Бенгалии. [ 15 ] [ 22 ] Ударная группа начала взлет из Чайна-Бэй в 16:45 . 10 августа. Всего было отправлено 54 B-29. Хотя один из самолетов вернулся на базу через 40 минут после взлета из-за проблем с двигателем, он был отремонтирован в течение двух часов и снова взлетел, направляясь на Суматру. [ 15 ]
Путь бомбардировщиков на Суматру прошел без происшествий. Самолеты летел индивидуально по прямому курсу из Чайна-Бей на остров Сибероэт у западного побережья Суматры. Достигнув Сибероэта, бомбардировщики изменили курс и взяли курс на район Палембанга. [ 15 ] Несколько британских военных кораблей Восточного флота и самолеты британских ВВС были расположены вдоль этого маршрута, чтобы спасти экипажи B-29, которые были вынуждены броситься на посадку. В число задействованных судов Королевского флота входили легкий крейсер HMS Ceylon , эсминец Redoubt и подводные лодки Terrapin и Trenchant . Подводные лодки также использовались в качестве навигационных маяков . [ 23 ] [ 24 ]
В общей сложности 31 B-29 предпринял попытку взорвать нефтеперерабатывающий завод в Пладжо. Их экипажам оказалось трудно определить местонахождение цели, поскольку в Палембанге не было огней, район покрывали неоднородные облака, а бомбардировщик, которому было поручено осветить нефтеперерабатывающий завод сигнальными ракетами, не достиг этого места. Вместо этого бомбардиры наводили свои бомбы с помощью радаров или визуальных наблюдений через разрывы в облаках. Американские летчики сообщили, что видели несколько взрывов и пожаров, но фотографии ударов, сделанные с бомбардировщиков, были нечеткими. [ 15 ] Восемь B-29 спустились под облака и сбросили по две мины в реку Муси; В отчете после атаки точность этой атаки была оценена как «отличная». [ 15 ] Это был первый раз, когда B-29 использовались в качестве минных заградителей . [ 25 ]
Из пятнадцати B-29, не сумевших достичь района Палембанга, три атаковали другие цели. Пара B-29 бомбила нефтяной город Пангкаланбрандан на севере Суматры, а еще один нанес удар по аэродрому недалеко от города Джамби . [ 15 ] Несколько бомбардировщиков, которым пришлось повернуть назад, сделали это из-за того, что у них закончилось топливо. [ 16 ]
Японские войска безуспешно атаковали B-29, когда они находились в районе Палембанга. По бомбардировщикам были обстреляны зенитные орудия и ракеты, американские летчики заметили 37 японских самолетов. Некоторые истребители преследовали бомбардировщики на протяжении 350 миль (560 км). Ни один из B-29 не пострадал. [ 15 ]
Один из B-29 на обратном пути упал в море в 90 милях (140 км) от Чайна-Бэй из-за того, что у него закончилось топливо. Его экипаж смог послать сигнал SOS перед тем, как броситься на воду, что заставило силы союзников провести интенсивный поиск местности. Утром 12 августа один из стрелков бомбардировщика погиб, остальные члены экипажа были спасены. Хотя специалисты по планированию союзников ожидали, что несколько B-29 придется бросить из-за нехватки топлива, это оказалось единственной потерей в ходе операции. [ 26 ] Миссия длилась около девятнадцати часов, а минирование Муси считается самой продолжительной боевой задачей войны. [ 27 ]
Нападение на Нагасаки, предпринятое в ночь с 10 на 11 августа в рамках операции «Бумеранг», оказалось безуспешным. Город разбомбили 24 B-29, но ущерб был нанесен небольшой. Два других бомбардировщика повернули назад после вылета с передовых аэродромов в Китае, а три атаковали второстепенные цели. Все B-29 вернулись на базу. [ 17 ] [ 22 ]
Последствия
[ редактировать ]Операция «Бумеранг» дала неоднозначные результаты. [ 27 ] Фотографии нефтеперерабатывающего завода в Пладжо, сделанные 19 сентября, показали, что одно здание определенно было разрушено в ходе рейда, хотя несколько других были оценены как «вероятные». [ 16 ] Минный элемент атаки оказался успешным: три корабля общим водоизмещением 1768 тонн были потоплены, еще четыре получили повреждения, а японцы в течение месяца не могли транспортировать нефть по реке Муси, пока не было завершено траление . [ 27 ] [ Примечание 1 ] Впоследствии B-29 часто устанавливали мины в рамках усилий по блокаде Японии. [ 27 ] Несмотря на неспособность операции «Бумеранг» полностью достичь своих целей, она продемонстрировала, что XX бомбардировочное командование теперь способно проводить сложные операции, а B-29 могут безопасно преодолевать большие расстояния по воде. [ 16 ]
XX бомбардировочное командование на основании анализа фотографий после удара считало, что операция «Бумеранг» не увенчалась успехом. [ 29 ] Командование по-прежнему не хотело атаковать Палембанг и 24 августа рекомендовало Двадцатым воздушным силам оставить свои объекты в Чайна-Бэй. Разрешение на это было получено 3 октября, хотя Двадцатые ВВС распорядились оставить систему заправки самолета на месте. Никаких других атак B-29 через Цейлон не проводилось. В официальной истории USAAF отмечается, что модификация базы только для одной операции была «ярким примером расточительности войны». [ 16 ] XX бомбардировочное командование атаковало несколько других городов Юго-Восточной Азии в 1944 и начале 1945 года; в их число входили многочисленные рейды на оккупированный японцами Сингапур , которые требовали даже более длительных полетов, чем те, чтобы добраться до Палембанга. [ 30 ]
В период с ноября 1944 по январь 1945 года авианосцы Восточного флота несколько раз совершали набеги на нефтяные объекты на Суматре. В их число входили две атаки на Палембанг, проведенные в рамках операции «Меридиан» в январе 1945 года. 24 января авиация флота серьезно повредила нефтеперерабатывающий завод Пладжо и 29 числа месяца серьезный ущерб был нанесен близлежащему нефтеперерабатывающему заводу Сунгай Геронг . Японский генерал, командовавший нефтеперерабатывающими заводами в Палембанге, заявил после войны, что эти атаки нанесли гораздо больший ущерб, чем операция «Бумеранг». [ 31 ] Официальная британская история гласит, что в конце марта 1945 года производительность нефтеперерабатывающих заводов составляла лишь треть [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хоббс 2011 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с Крейвен и Кейт 1953 , с. 108.
- ^ Коррелл 2009 , стр. 62–63.
- ^ Крэйвен и Кейт 1953 , с. 97.
- ^ Манн 2009 , стр. 36–37.
- ^ Крэйвен и Кейт 1953 , с. 28.
- ^ Крэйвен и Кейт 1953 , с. 31.
- ^ Крэйвен и Кейт 1953 , стр. 71, 93.
- ^ Крэйвен и Кейт 1953 , с. 73.
- ^ Крэйвен и Кейт 1953 , с. 103.
- ^ Крэйвен и Кейт 1953 , с. 105.
- ^ Крэйвен и Кейт 1953 , стр. 107–108.
- ^ Jump up to: а б с Крейвен и Кейт 1953 , стр. 108–109.
- ^ Фуллер 2015 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Крейвен и Кейт 1953 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Крейвен и Кейт 1953 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Крейвен и Кейт 1953 , с. 111.
- ^ Крэйвен и Кейт 1953 , стр. 109, 111.
- ^ Несс 2014 , с. 317.
- ^ Штаб-квартира армии США в Японии, 1959 г. , с. 168.
- ^ Несс 2014 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б Манн 2009 , с. 40.
- ^ Хакетт 2016 .
- ^ Ровер 2005 , стр. 348.
- ^ Крэйвен и Кейт 1953 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б с д Тох 2020 , с. 110.
- ^ Ровер 2005 , стр. 349.
- ^ О'Коннелл 2017 , с. 44.
- ^ Тох 2020 , стр. 109–110.
- ^ Хоббс 2011 , стр. 74–107.
- ^ Роскилл, капитан SW (1961). Война на море 1939-1945 гг., Том 3: Наступление, Часть 2 . История Второй мировой войны : Военная серия Соединенного Королевства. ХМСО. п. 310.
Консультации по работам
[ редактировать ]- Коррелл, Джон Т. (март 2009 г.). «Миссии Маттерхорна» . Журнал ВВС . стр. 62–65. ISSN 0730-6784 .
- Крэйвен, Уэсли; Кейт, Джеймс , ред. (1953). Тихий океан: от Маттерхорна до Нагасаки . Армейская авиация во Второй мировой войне. Том V. Чикаго: Издательство Чикагского университета. OCLC 256469807 .
- Фуллер, Джон (2015). Легионы Тора: метеорологическая поддержка ВВС и армии США, 1937–1987 гг . Берлин: Шпрингер. ISBN 978-1-935704-14-0 .
- Хакетт, Боб (2016). «Нефтяные месторождения, нефтеперерабатывающие заводы и хранилища под контролем Императорской армии Японии» . Комбинированный флот.com . Проверено 22 июля 2018 г.
- Штаб армии США в Японии (1959 г.). Японская монография № 45: История армейского отдела Императорского генерального штаба (пересмотренная редакция). Проект ГиперВойны. OCLC 982786 .
- Хоббс, Дэвид (2011). Британский Тихоокеанский флот: самая мощная ударная группа Королевского флота . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-044-3 .
- Манн, Роберт А. (2009). Хронология B-29 Superfortress, 1934–1960 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 978-0-7864-4274-4 .
- Отдел военно-морского анализа (1946). Наступательная кампания по установке мин против Японии . Вашингтон, округ Колумбия: Обзор стратегических бомбардировок США. OCLC 251177565 .
- Несс, Леланд С. (2014). Рикугун: Путеводитель по сухопутным войскам Японии, 1937–1945 гг. Том 1: Тактическая организация сухопутных войск Императорской армии и флота Японии . Солихалл, Великобритания: Гелион. ISBN 978-1-909982-00-0 .
- О'Коннелл, Джон Ф. (весна 2017 г.). «Что могло быть - наступление XX бомбардировочного командования B-29 на поставки японской нефти в Нидерландскую Ост-Индию и на Борнео». История авиации . 64 (1): 41–46. JSTOR 26276841 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- То, Бун Кван (май 2020 г.). «Черное и серебро: восприятия и воспоминания о бомбардировщике B-29, американских стратегических бомбардировках и самых длительных бомбардировках Сингапура во время Второй мировой войны». Война и общество . 39 (2): 109–125. дои : 10.1080/07292473.2020.1741773 . S2CID 221054765 .
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий.
- Стратегические бомбардировки времен Второй мировой войны, проведенные США.
- События августа 1944 года
- 1944 год в Индонезии.
- 1944 год в Голландской Ост-Индии.
- Сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства