Jump to content

Бомбардировка Яваты (июнь 1944 г.)

Бомбардировка Яваты
Часть Тихоокеанской войны , Второй мировой войны.
Четыре больших четырехмоторных самолета времен Второй мировой войны стоят на земле на взлетно-посадочной полосе. Возле каждого самолета работают группы людей.
Бомбардировщики Boeing B-29 Superfortress незадолго до участия в налете на Явату 15–16 июня 1944 г.
Дата 15–16 июня 1944 г.
Расположение
Явата , Япония
Воюющие стороны
 Соединенные Штаты  Япония
Сила
75 тяжелых бомбардировщиков 24 бойца
Зенитная артиллерия
Жертвы и потери
57 членов экипажа, 1 журналист
7 тяжелых бомбардировщиков
Легкий урон

Бомбардировка Яваты в ночь с 15 на 16 июня 1944 года ознаменовала начало ВВС США (USAAF) стратегических бомбардировок кампании японских островов во время Второй мировой войны и стала первым таким рейдом с использованием стратегических бомбардировщиков . [а] Налет был предпринят 75 тяжелыми бомбардировщиками Boeing B-29 Superfortress, находившимися с баз в Китае. Только 47 из этих самолетов сбросили бомбы вблизи основной цели рейда — Имперского металлургического завода в Явате на севере Кюсю , и причинён небольшой ущерб. Пять B-29 были потеряны в результате аварий во время операции, два были уничтожены японской авиацией.

Хотя рейд не достиг своих целей, он повысил осведомленность японского гражданского населения о том, что их страна терпит поражение, и получил положительное освещение в средствах массовой информации в Соединенных Штатах. Разведка, собранная B-29, также выявила слабые места в противовоздушной обороне Японии, и этот налет стал вторым из многих на Японию. 20 августа 1944 года Явата снова подвергся нападению B-29, действовавших из Китая, и большая часть города была разрушена в результате бомбардировки, проведенной B-29, базировавшимися на Марианских островах , 8 августа 1945 года.

Первый налет ВВС США (USAAF) на Японию состоялся 18 апреля 1942 года, когда 16 средних бомбардировщиков North American B-25 Mitchell, летевших с авианосца, атаковали несколько городов во время рейда Дулитла . Хотя этот рейд причинил небольшой ущерб, он поднял моральный дух в Соединенных Штатах. Японское правительство отреагировало на нападение как увеличением количества истребительных подразделений, базирующихся на родных островах, так и проведением наступления в Тихом океане, закончившегося поражением в битве за Мидуэй . [1] Однако после этого рейда ВВС США не смогли предпринять дальнейшие атаки на японские острова, поскольку ни один из их боевых самолетов не имел достаточной дальности полета, чтобы достичь этого района с баз в Китае или на Тихом океане, пока тяжелый бомбардировщик B-29 Superfortress не был готов к бою. . [2]

B-29 Superfortress пришлось нелегко принять на вооружение. Работы по проектированию бомбардировщика начались в начале 1940 года, а первый прототип поднялся в воздух 21 сентября 1942 года. Superfortress был крупнейшим боевым самолетом Второй мировой войны и мог похвастаться большой максимальной бомбовой нагрузкой, большой дальностью полета и мощным оборонительным вооружением. [3] B-29 также имел ряд новых функций, таких как гермокабина и турели с дистанционным управлением. 1664 B-29 , но его разработка была отложена на несколько месяцев, когда 18 февраля 1943 года разбился второй прототип. Хотя до того, как самолет впервые поднялся в воздух, ВВС США заказали [б] и проблемы с конструкцией постепенно были решены. [5] 58- е бомбардировочное авиаполк был сформирован в июне 1943 года для эксплуатации первых B-29 ВВС США, но начал получать эти самолеты только в октябре. Медленная поставка B-29 и механические проблемы с самолетом привели к тому, что авиакрыло отстало от графика обучения и стало способным к развертыванию только в марте 1944 года, после того как в рамках так называемой программы « Битва за Канзас » началось производство боеспособных самолетов. . [6]

США В конце 1943 года Объединенный комитет начальников штабов одобрил предложение начать стратегическую воздушную кампанию против японских островов и Восточной Азии путем базирования B-29 в Индии и создания передовых аэродромов в районах Китая. Эта стратегия, получившая название «Операция Маттерхорн» , требовала строительства крупных взлетно-посадочных полос возле Чэнду во внутреннем Китае, которые будут снабжаться грузовыми самолетами союзников и использоваться для дозаправки B-29, летящих с баз в Бенгалии по пути к бомбардировкам целей в Японии. [7] Ответственность за эти усилия была возложена на XX бомбардировочное командование , и в декабре 1943 года его наземная команда начала покидать Соединенные Штаты морем в Индию. [8] [9] Двадцатая воздушная армия была сформирована в апреле 1944 года для наблюдения за всеми операциями B-29. Совершив беспрецедентный шаг, командующий ВВС США генерал Генри Х. Арнольд взял на себя личное командование этим подразделением и управлял им из Пентагона . [10] 58-е бомбардировочное авиаполк был основной боевой единицей XX бомбардировочного командования, и его переброска из Канзаса в Индию происходила с апреля по середину мая. [11] Хотя на момент отъезда в Индию крыло еще не завершило подготовку, его боевые группы были более опытными, чем большинство недавно развернутых бомбардировочных подразделений USAAF. [12]

Препараты

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Черно-белая карта Восточной Азии. Большинство городов, изображенных на карте, отмечены символами бомб.
Расположение баз бомбардировщиков B-29 в Китае и основные цели, которые они атаковали в Восточной Азии во время операции «Маттерхорн».

Обосновавшись в Индии, XX бомбардировочное командование под командованием бригадного генерала Кеннета Б. Вулфа взяло на себя различные задачи по подготовке к налетам на Японию. [13] Главной из них было накопление топлива на аэродромах в Китае. До конца 1944 года самолеты командования воздушного транспорта ВВС США не перевозили топливо для XX бомбардировочного командования, и вместо этого эту задачу выполняли B-29. Однако эта схема оказалась неэффективной, поскольку потребовалось 12 самолето-вылетов B-29 между Индией и Китаем, чтобы перевезти достаточно топлива и других грузов, чтобы один из тяжелых бомбардировщиков мог совершить полет туда и обратно между Китаем и Японией. [14] В результате на создание достаточных запасов в Китае, необходимых для начала эксплуатации B-29, потребовалось больше времени, чем ожидалось. [15] Более того, продолжающиеся технические проблемы с Superfortress, и особенно с их двигателями Wright R-3350 , привели к тому, что многие самолеты XX бомбардировочного командования вышли из строя и постоянно нуждались в модификации. [16]

XX бомбардировочное командование провело свою первую боевую операцию 5 июня 1944 года. В этот день 98 B-29 были отправлены с баз в Индии для нанесения ударов по целям в Бангкоке , Таиланд, в качестве «генеральной репетиции» более амбициозных операций против Японии и целей в Таиланде. Юго-Восточная Азия. Хотя ущерб был нанесен небольшой, а пять B-29 были потеряны в результате летных происшествий и технических неисправностей, XX бомбардировочное командование оценило операцию как успешную, поскольку она предоставила экипажам бомбардировщиков полезный боевой опыт, а также данные о том, как B-29 29 человек выступили в бою. [17]

6 июня Вулф получил сообщение от Арнольда, в котором сообщалось, что Объединенный комитет начальников штабов хочет как можно скорее провести рейд против Японии. Целью этой операции было ослабить давление на китайские войска, подвергшиеся нападению японцев, и поддержать вторжение на Сайпан . В сообщении Арнольда также спрашивалось, сколько B-29 может быть отправлено 15 и 20 июня. В то время первый налет на Японию был предварительно запланирован на 23 июня, когда ожидалось, что в Китае будет достаточно запасов для поддержки 100 боевых вылетов B-29. Вулф ответил, заявив, что 15 июня можно будет использовать 50 B-29 и 55, если операция будет проведена 20 числа месяца. Арнольд посчитал эти цифры слишком низкими и приказал провести 15 июня налет не менее 70 B-29 на Японию. Следуя этому приказу, B-29 и транспортные самолеты XX бомбардировочного командования предприняли интенсивные усилия по доставке топлива в Китай. Дополнительные запасы топлива для тяжелых бомбардировщиков были обеспечены за счет сокращения активности истребительных подразделений USAAF, базирующихся в Китае. За тот же период наземные бригады командования отремонтировали максимальное количество В-29 для повышения их надежности. [18]

Целью, выбранной для первого рейда на Японию, был Императорский металлургический завод в Явате, промышленном городе примерно в 1600 милях (2600 км) от Чэнду. [19] Это был самый важный объект сталелитейной промышленности Японии, поскольку он производил 24 процента общего объема производства проката в стране . Предприятие зависело от трех коксохимических заводов, и самый крупный из них был выбран в качестве точки прицеливания для B-29. Соседняя гавань Лаояо, которая была важным промышленным портом, была назначена второстепенной целью рейда. [20] Выбор сталелитейного завода Яваты в качестве первой цели для атаки соответствовал решению Двадцатой воздушной армии от 1 апреля 1944 года, которое отдавало высший приоритет атаке на сталелитейную и коксохимическую промышленность Японии. [21] Было решено провести налет ночью, бомбя каждый B-29 индивидуально, так как самолету не хватало дальности, необходимой для выполнения более топливозатратного группового полета между передовыми авиабазами и Яватой. [20]

японский

[ редактировать ]

Несмотря на тщательно продуманный план обмана, который включал в себя подброшенные новости о том, что B-29 будут использоваться в качестве бомбардировщиков в Европе, но использоваться только в качестве вооруженных транспортных средств на театре военных действий в Китае, Бирме и Индии , японские военные обнаружили подготовку баз B-29 в Индии. и Китай. [22] Более того, японские агенты в Китае сообщали обо всех перемещениях B-29, предупреждая за несколько часов до рейдов на родные острова. [23] Японские спецслужбы пришли к выводу, что после завершения материально-технической подготовки тяжелые бомбардировщики нападут на заводы на севере Кюсю, и что первый налет будет совершен ночью. [24] 26 апреля японские истребители впервые столкнулись с B-29, когда два Nakajima Ki-43 «Оскар» атаковали и повредили одинокий B-29, летевший недалеко от китайско-индийской границы. [24]

Японские военные начали переброску истребительной авиации из Китая и Тихого океана на свои острова в начале 1944 года в ожидании налетов B-29. [25] В июне 1944 года Явата находился в составе четырех региональных командований обороны Западного округа Японии. [26] 19-я авиационная бригада была сформирована в июне 1944 года для управления истребительными частями Западного округа и включала в себя 4-й и 59-й авиаполки. 4-й авиаполк дислоцировался на аэродроме Озуки и был оснащен 35 двухмоторными тяжелыми истребителями Kawasaki Ki-45 Toryu , из которых 25 находились в боевой готовности в середине июня, и имел самых подготовленных пилотов бригады. Неопытный 59-й авиаполк базировался на аэродроме Асия Фукуока и имел в своем составе 25 Kawasaki Ki-61 Hien , хотя в боевой готовности находились только семь или восемь. одномоторных истребителей [27] [с] Кроме того, Явата и северный Кюсю защищали подразделения зенитной артиллерии и аэростаты заграждения . [29] Радиолокационные станции и сеть наблюдательных постов обеспечивали раннее предупреждение о набегах. [30]

Основной задачей 19-й авиационной бригады была защита промышленных объектов на севере Кюсю, в частности металлургического завода в Явате. Планы бригады по обороне Западного округа предусматривали сосредоточение самолетов-перехватчиков над Яватой и не удаление далеко от этого района. Хотя это негибкое развертывание было сочтено 19-й воздушной бригадой неудовлетворительным, оно было сочтено необходимым, поскольку самолетов было мало, единственные прожекторы , необходимые для облегчения ночных операций, были размещены недалеко от Яваты, а северный Кюсю считался армией наиболее важным. область в Западном округе. [31] Перед налетом на Явату 19-я авиационная бригада провела совместное планирование с подразделениями ПВО и реализовала программу обучения, которая включала практику реагирования на сигналы тревоги и ночные полеты. [32]

13 июня B-29 58-го бомбардировочного авиаполка начали переброску из Индии на передовые базы в Китае. К 15 июня 83 «Суперкрепости» достигли четырех передовых аэродромов вокруг Чэнду, хотя по крайней мере 12 повернули назад, не долетев до Китая, а еще один разбился, в результате чего погиб весь экипаж. Каждый из самолетов вылетел из Индии с двумя короткими тоннами (1800 кг) 500-фунтовых бомб, которые они должны были использовать в налете. Большое количество штабных офицеров, в том числе восемь генералов, также приехали в Чэнду, чтобы наблюдать за операцией, но им не разрешили участвовать в рейде. Однако к экипажам бомбардировщиков присоединились восемь журналистов и три фотокорреспондента. [33] В то время у ВВС США было мало недавних фотографий японских промышленных районов, а экипажи бомбардировщиков были проинформированы о Явате с использованием карт и фотографий конца 1920-х - начала 1930-х годов. [34]

«Суперкрепости» начали покидать свои базы в 16:16 по местному времени 15 июня. [35] Рейдовый отряд возглавил командир 58-го бомбардировочного авиаполка бригадный генерал Лаверн Дж. Сондерс . [19] Один самолет разбился сразу после взлета без жертв, а еще четыре вернулись обратно с механическими неисправностями. Остальные 70 самолетов проследовали прямым курсом к острову Окино, где повернули на обкатку к Явате. [35] Каждая из четырех групп 58-го бомбардировочного авиаполка направила вперед по два самолета, чтобы обозначить цель, а остальные самолеты летели длинным потоком бомбардировщиков ; Обе эти тактики были заимствованы из тех, что использовались бомбардировочным командованием британских Королевских ВВС в Европе. [36] Рейдеры были обнаружены подразделениями японской армии и армейских ВВС в Китае. Эти отчеты были переданы 19-й воздушной бригаде, которая подсчитала, что бомбардировщики направлялись на север Кюсю и прибудут туда около полуночи по местному времени. Радиолокационная станция и наблюдательные посты на Чеджу-До впоследствии обнаружили бомбардировщики с 23:31 до 00:30 по местному времени. В 00:24 была подана тревога о воздушной тревоге, и через три минуты 24 самолета 4-го авиационного полка начали взлетать для патрулирования северного Кюсю. [37] 59-й авиационный полк не был поднят в воздух , поскольку его пилоты не работали с пилотами 4-го авиационного полка в ночных операциях, его самолеты страдали от механических проблем, и существовали опасения, что B-29 заметят и атакуют базу в Асия. . [38]

B-29 начали прибывать над Яватой в 00:38 по местному времени, а атака на город длилась почти два часа. Только 15 американских самолетов смогли визуально нацелить свои бомбы, поскольку город был затемнен и скрыт дымом или мглой; остальные 32 взорваны с помощью радара. Еще два B-29 бомбили гавань Лаояо в Китае, а еще пять поразили возможные цели; Всего во время налета было сброшено 107 тонн бомб. [39] [40] После сброса первых бомб регулярные новости об операции передавались в штаб Двадцатой воздушной армии в Вашингтоне, откуда они передавались Арнольду, который находился в Лондоне . в это время [41] Рейдеры были встречены сильным, но неточным зенитным огнем, а прожекторы, расположенные вокруг Яваты, не были эффективными. [35] 4-й авиаполк добился единственного поражения за ночь, когда один из его истребителей сбил B-29. Другие самолеты полка изо всех сил пытались установить контакт с бомбардировщиками, но им удалось мало перехватов. [42]

Обратный полет B-29 в Китай прошел без происшествий. Один из «Суперкрепостей» был обстрелян и уничтожен японской авиацией после приземления в Нэйсяне из-за неисправности двигателя, а еще два самолета разбились с потерей всех экипажей и корреспондента журнала Newsweek . [43] [44] В целом американские потери в ходе рейда составили семь уничтоженных B-29 и еще шесть поврежденных зенитными орудиями; На борту этих самолетов погибли 57 летчиков и один журналист. [45] Многие B-29 застряли в Китае на несколько дней после налета из-за нехватки там топлива и вернулись в Индию только после того, как Вулф одолжил 15 000 галлонов США (57 000 л) топлива из запасов 312-го истребительного авиаполка . В этот период бомбардировщики были очень уязвимы для ответных налетов японцев, но ничего не произошло. [43]

Последствия

[ редактировать ]

Набег на Явату причинил небольшой ущерб. 18 июня самолет Четырнадцатого воздушного флота ВВС США пролетел над городом и сфотографировал целевой район. На этих фотографиях видно, что только одна бомба упала на территории комплекса Императорского металлургического завода и попала в электростанцию ​​в 3700 футах (1100 м) от ближайшей коксовой печи. Легкий ущерб был также нанесен арсеналу Кокура и другим промышленным и гражданским зданиям в этом районе. Несмотря на политику USAAF по поощрению фактического освещения операций B-29, результаты рейда были преувеличены в американских СМИ. [46] Небольшие боевые потери, понесенные рейдерами, и электронная разведка, собранная B-29, выявили неэффективность японских радаров и ПВО. В результате 21 июня ВВС США направили один фоторазведывательный B-29, который пролетел над большей частью Японии и Кореи. Эта вылазка оказалась успешной и значительно улучшила разведывательные возможности США в этих районах. [47]

Рейд Явата выявил серьезные недостатки в системе ПВО Японии. Первоначально 19-я авиационная бригада утверждала, что сбила восемь B-29 и повредила еще четыре, но вскоре выяснилось, что уничтожены только два бомбардировщика. Этот коэффициент потерь считался слишком низким, чтобы отразить атаки на родные острова. Рейд продемонстрировал, что у Японии слишком мало авиабаз и недостаточно самолетов для ночных операций. Также выяснилось, что истребитель «Торью» плохо подходил для перехвата B-29, так как был медленнее бомбардировщиков, слишком легко вооружен, а у большинства самолетов отсутствовал радар. Хотя в этом случае система оповещения о воздушном налете оказалась успешной, радары, обнаружившие американский самолет, не смогли определить его высоту, и было решено, что существует необходимость дальнейшего расширения радарного покрытия. [48] Действия 131-го зенитного полка во время рейда были признаны настолько плохими, что его командира перевели в Маньчжурию . [49] Сообщения в новостях о рейде Явата и успешной высадке США на Сайпане в тот же день также указали японскому гражданскому населению, что война идет не очень хорошо. [41] В ответ на рейд министры правительства Японии призвали семьи, живущие в четырех крупных городах страны, эвакуировать своих детей в сельские районы. [50]

Рейд 15–16 июня 1944 года на Явату ознаменовал начало стратегических бомбардировок ВВС США против Японии. [51] 20 августа во время дневных и ночных налетов по городу снова нанесли удары B-29, но серьезного ущерба нанесено не было. [52] В период с июня 1944 по март 1945 года XX бомбардировочное командование провело 49 налетов со своих баз в Китае и Индии, из которых девять были совершены по целям на родных японских островах, но операция «Маттерхорн» не достигла своих целей. Несмотря на первоначальные проблемы, операции XXI бомбардировочного командования с Марианских островов , начавшиеся 28 октября 1944 года, оказались гораздо более эффективными. В результате в начале 1945 года XX бомбардировочное командование было переброшено на Марианские острова. [53] [54] Явата снова подвергся атаке B-29 8 августа 1945 года, через два дня после атомной бомбардировки Хиросимы . В этот день город был атакован 221 B-29 в сопровождении трех групп истребителей P-47N Thunderbolt , в том числе 318-й истребительной группы, базировавшейся на Ие-Сима у берегов Окинавы. Бомбардировщики были вооружены зажигательными бомбами , и образовавшаяся огненная буря уничтожила 21 процент городской территории Яваты. [55]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Налет Дулитла в апреле 1942 года был проведен с использованием B-25 средних бомбардировщиков .
  2. Описан Джеймсом Кейтом как «[уничтожающее] самый опытный персонал Boeing B-29». [4]
  3. присвоили Kawasaki Ki-45 Toryu и Kawasaki Ki-61 Hien отчетные имена «Ник» и «Тони» соответственно. Западные союзники [28]
  1. ^ «Америка наносит ответный удар: Токийские рейдеры Дулитла» . Национальный музей ВВС США. Архивировано из оригинала 15 июня 2021 года . Проверено 19 января 2016 г.
  2. ^ Коррелл (2009) , с. 62.
  3. ^ Полмар (2004) , стр. 4–5.
  4. ^ Кейт (1953) , с. 6.
  5. ^ Кейт (1953) , стр. 6–8.
  6. ^ Кейт (1953) , стр. 52–57.
  7. ^ Коррелл (2009) , стр. 62–63.
  8. ^ Кейт (1953) , стр. 75–79.
  9. ^ Тиллман (2010) , с. 41.
  10. ^ Тиллман (2010) , с. 45.
  11. ^ Тиллман (2010) , стр. 43–44.
  12. ^ Кейт (1953) , с. 57.
  13. ^ Фрэнк (1999) , с. 50.
  14. ^ Коррелл (2009) , с. 64.
  15. ^ Кейт (1953) , с. 98.
  16. ^ Коррелл (2009) , с. 63.
  17. ^ Кейт (1953) , стр. 94–98.
  18. ^ Кейт (1953) , стр. 98–99.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Яблонски (1979) , стр. 133.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кейт (1953) , с. 99.
  21. ^ Кейт (1953) , стр. 93–94.
  22. ^ Кейт (1953) , стр. 77–79.
  23. ^ Тиллман (2010) , стр. 44–45.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сакаида и Такаки (2001) , с. 6.
  25. ^ Керр (1991) , с. 61.
  26. ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 3–5, 129.
  27. ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 129–130.
  28. ^ Росс (2003) , с. 172.
  29. ^ Детвайлер и Бердик (1980) , с. 132.
  30. ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 134–136.
  31. ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 131–132.
  32. ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 132, 142–143.
  33. ^ Кейт (1953) , стр. 99–100.
  34. ^ Кейт (1953) , с. 164.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кейт (1953) , с. 100.
  36. ^ Тиллман (2010) , стр. 50–51.
  37. ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 144–146.
  38. ^ Детвайлер и Бердик (1980) , с. 147.
  39. ^ Кейт (1953) , стр. 100–101.
  40. ^ Вольф (2005) , с. 298.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кейт (1953) , с. 102.
  42. ^ Тиллман (2010) , стр. 51–52.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кейт (1953) , с. 101.
  44. ^ Яблонски (1979) , с. 134.
  45. ^ Тиллман (2010) , с. 52.
  46. ^ Кейт (1953) , стр. 101–103.
  47. ^ Браун (1999) , стр. 421–422.
  48. ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 147–149.
  49. ^ Zaloga (2010) , p. 51.
  50. ^ Дэниэлс (1981) .
  51. ^ Кейт (1953) , с. 3.
  52. ^ Кейт (1953) , стр. 113–114.
  53. ^ Коррелл (2009) , с. 65.
  54. ^ Кейт (1953) , с. 171.
  55. ^ Кейт и Олсон (1953) , стр. 655–656.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0a0710e113bc2ec912512667776534b__1718500980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/4b/c0a0710e113bc2ec912512667776534b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bombing of Yawata (June 1944) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)