Бомбардировка Яваты (июнь 1944 г.)
Бомбардировка Яваты | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанской войны , Второй мировой войны. | |||||
Бомбардировщики Boeing B-29 Superfortress незадолго до участия в налете на Явату 15–16 июня 1944 г. | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
Соединенные Штаты | Япония | ||||
Сила | |||||
75 тяжелых бомбардировщиков | 24 бойца Зенитная артиллерия | ||||
Жертвы и потери | |||||
57 членов экипажа, 1 журналист 7 тяжелых бомбардировщиков | Легкий урон |
Бомбардировка Яваты в ночь с 15 на 16 июня 1944 года ознаменовала начало ВВС США (USAAF) стратегических бомбардировок кампании японских островов во время Второй мировой войны и стала первым таким рейдом с использованием стратегических бомбардировщиков . [а] Налет был предпринят 75 тяжелыми бомбардировщиками Boeing B-29 Superfortress, находившимися с баз в Китае. Только 47 из этих самолетов сбросили бомбы вблизи основной цели рейда — Имперского металлургического завода в Явате на севере Кюсю , и причинён небольшой ущерб. Пять B-29 были потеряны в результате аварий во время операции, два были уничтожены японской авиацией.
Хотя рейд не достиг своих целей, он повысил осведомленность японского гражданского населения о том, что их страна терпит поражение, и получил положительное освещение в средствах массовой информации в Соединенных Штатах. Разведка, собранная B-29, также выявила слабые места в противовоздушной обороне Японии, и этот налет стал вторым из многих на Японию. 20 августа 1944 года Явата снова подвергся нападению B-29, действовавших из Китая, и большая часть города была разрушена в результате бомбардировки, проведенной B-29, базировавшимися на Марианских островах , 8 августа 1945 года.
Фон
[ редактировать ]Первый налет ВВС США (USAAF) на Японию состоялся 18 апреля 1942 года, когда 16 средних бомбардировщиков North American B-25 Mitchell, летевших с авианосца, атаковали несколько городов во время рейда Дулитла . Хотя этот рейд причинил небольшой ущерб, он поднял моральный дух в Соединенных Штатах. Японское правительство отреагировало на нападение как увеличением количества истребительных подразделений, базирующихся на родных островах, так и проведением наступления в Тихом океане, закончившегося поражением в битве за Мидуэй . [1] Однако после этого рейда ВВС США не смогли предпринять дальнейшие атаки на японские острова, поскольку ни один из их боевых самолетов не имел достаточной дальности полета, чтобы достичь этого района с баз в Китае или на Тихом океане, пока тяжелый бомбардировщик B-29 Superfortress не был готов к бою. . [2]
B-29 Superfortress пришлось нелегко принять на вооружение. Работы по проектированию бомбардировщика начались в начале 1940 года, а первый прототип поднялся в воздух 21 сентября 1942 года. Superfortress был крупнейшим боевым самолетом Второй мировой войны и мог похвастаться большой максимальной бомбовой нагрузкой, большой дальностью полета и мощным оборонительным вооружением. [3] B-29 также имел ряд новых функций, таких как гермокабина и турели с дистанционным управлением. 1664 B-29 , но его разработка была отложена на несколько месяцев, когда 18 февраля 1943 года разбился второй прототип. Хотя до того, как самолет впервые поднялся в воздух, ВВС США заказали [б] и проблемы с конструкцией постепенно были решены. [5] 58- е бомбардировочное авиаполк был сформирован в июне 1943 года для эксплуатации первых B-29 ВВС США, но начал получать эти самолеты только в октябре. Медленная поставка B-29 и механические проблемы с самолетом привели к тому, что авиакрыло отстало от графика обучения и стало способным к развертыванию только в марте 1944 года, после того как в рамках так называемой программы « Битва за Канзас » началось производство боеспособных самолетов. . [6]
США В конце 1943 года Объединенный комитет начальников штабов одобрил предложение начать стратегическую воздушную кампанию против японских островов и Восточной Азии путем базирования B-29 в Индии и создания передовых аэродромов в районах Китая. Эта стратегия, получившая название «Операция Маттерхорн» , требовала строительства крупных взлетно-посадочных полос возле Чэнду во внутреннем Китае, которые будут снабжаться грузовыми самолетами союзников и использоваться для дозаправки B-29, летящих с баз в Бенгалии по пути к бомбардировкам целей в Японии. [7] Ответственность за эти усилия была возложена на XX бомбардировочное командование , и в декабре 1943 года его наземная команда начала покидать Соединенные Штаты морем в Индию. [8] [9] Двадцатая воздушная армия была сформирована в апреле 1944 года для наблюдения за всеми операциями B-29. Совершив беспрецедентный шаг, командующий ВВС США генерал Генри Х. Арнольд взял на себя личное командование этим подразделением и управлял им из Пентагона . [10] 58-е бомбардировочное авиаполк был основной боевой единицей XX бомбардировочного командования, и его переброска из Канзаса в Индию происходила с апреля по середину мая. [11] Хотя на момент отъезда в Индию крыло еще не завершило подготовку, его боевые группы были более опытными, чем большинство недавно развернутых бомбардировочных подразделений USAAF. [12]
Препараты
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Обосновавшись в Индии, XX бомбардировочное командование под командованием бригадного генерала Кеннета Б. Вулфа взяло на себя различные задачи по подготовке к налетам на Японию. [13] Главной из них было накопление топлива на аэродромах в Китае. До конца 1944 года самолеты командования воздушного транспорта ВВС США не перевозили топливо для XX бомбардировочного командования, и вместо этого эту задачу выполняли B-29. Однако эта схема оказалась неэффективной, поскольку потребовалось 12 самолето-вылетов B-29 между Индией и Китаем, чтобы перевезти достаточно топлива и других грузов, чтобы один из тяжелых бомбардировщиков мог совершить полет туда и обратно между Китаем и Японией. [14] В результате на создание достаточных запасов в Китае, необходимых для начала эксплуатации B-29, потребовалось больше времени, чем ожидалось. [15] Более того, продолжающиеся технические проблемы с Superfortress, и особенно с их двигателями Wright R-3350 , привели к тому, что многие самолеты XX бомбардировочного командования вышли из строя и постоянно нуждались в модификации. [16]
XX бомбардировочное командование провело свою первую боевую операцию 5 июня 1944 года. В этот день 98 B-29 были отправлены с баз в Индии для нанесения ударов по целям в Бангкоке , Таиланд, в качестве «генеральной репетиции» более амбициозных операций против Японии и целей в Таиланде. Юго-Восточная Азия. Хотя ущерб был нанесен небольшой, а пять B-29 были потеряны в результате летных происшествий и технических неисправностей, XX бомбардировочное командование оценило операцию как успешную, поскольку она предоставила экипажам бомбардировщиков полезный боевой опыт, а также данные о том, как B-29 29 человек выступили в бою. [17]
6 июня Вулф получил сообщение от Арнольда, в котором сообщалось, что Объединенный комитет начальников штабов хочет как можно скорее провести рейд против Японии. Целью этой операции было ослабить давление на китайские войска, подвергшиеся нападению японцев, и поддержать вторжение на Сайпан . В сообщении Арнольда также спрашивалось, сколько B-29 может быть отправлено 15 и 20 июня. В то время первый налет на Японию был предварительно запланирован на 23 июня, когда ожидалось, что в Китае будет достаточно запасов для поддержки 100 боевых вылетов B-29. Вулф ответил, заявив, что 15 июня можно будет использовать 50 B-29 и 55, если операция будет проведена 20 числа месяца. Арнольд посчитал эти цифры слишком низкими и приказал провести 15 июня налет не менее 70 B-29 на Японию. Следуя этому приказу, B-29 и транспортные самолеты XX бомбардировочного командования предприняли интенсивные усилия по доставке топлива в Китай. Дополнительные запасы топлива для тяжелых бомбардировщиков были обеспечены за счет сокращения активности истребительных подразделений USAAF, базирующихся в Китае. За тот же период наземные бригады командования отремонтировали максимальное количество В-29 для повышения их надежности. [18]
Целью, выбранной для первого рейда на Японию, был Императорский металлургический завод в Явате, промышленном городе примерно в 1600 милях (2600 км) от Чэнду. [19] Это был самый важный объект сталелитейной промышленности Японии, поскольку он производил 24 процента общего объема производства проката в стране . Предприятие зависело от трех коксохимических заводов, и самый крупный из них был выбран в качестве точки прицеливания для B-29. Соседняя гавань Лаояо, которая была важным промышленным портом, была назначена второстепенной целью рейда. [20] Выбор сталелитейного завода Яваты в качестве первой цели для атаки соответствовал решению Двадцатой воздушной армии от 1 апреля 1944 года, которое отдавало высший приоритет атаке на сталелитейную и коксохимическую промышленность Японии. [21] Было решено провести налет ночью, бомбя каждый B-29 индивидуально, так как самолету не хватало дальности, необходимой для выполнения более топливозатратного группового полета между передовыми авиабазами и Яватой. [20]
японский
[ редактировать ]Несмотря на тщательно продуманный план обмана, который включал в себя подброшенные новости о том, что B-29 будут использоваться в качестве бомбардировщиков в Европе, но использоваться только в качестве вооруженных транспортных средств на театре военных действий в Китае, Бирме и Индии , японские военные обнаружили подготовку баз B-29 в Индии. и Китай. [22] Более того, японские агенты в Китае сообщали обо всех перемещениях B-29, предупреждая за несколько часов до рейдов на родные острова. [23] Японские спецслужбы пришли к выводу, что после завершения материально-технической подготовки тяжелые бомбардировщики нападут на заводы на севере Кюсю, и что первый налет будет совершен ночью. [24] 26 апреля японские истребители впервые столкнулись с B-29, когда два Nakajima Ki-43 «Оскар» атаковали и повредили одинокий B-29, летевший недалеко от китайско-индийской границы. [24]
Японские военные начали переброску истребительной авиации из Китая и Тихого океана на свои острова в начале 1944 года в ожидании налетов B-29. [25] В июне 1944 года Явата находился в составе четырех региональных командований обороны Западного округа Японии. [26] 19-я авиационная бригада была сформирована в июне 1944 года для управления истребительными частями Западного округа и включала в себя 4-й и 59-й авиаполки. 4-й авиаполк дислоцировался на аэродроме Озуки и был оснащен 35 двухмоторными тяжелыми истребителями Kawasaki Ki-45 Toryu , из которых 25 находились в боевой готовности в середине июня, и имел самых подготовленных пилотов бригады. Неопытный 59-й авиаполк базировался на аэродроме Асия Фукуока и имел в своем составе 25 Kawasaki Ki-61 Hien , хотя в боевой готовности находились только семь или восемь. одномоторных истребителей [27] [с] Кроме того, Явата и северный Кюсю защищали подразделения зенитной артиллерии и аэростаты заграждения . [29] Радиолокационные станции и сеть наблюдательных постов обеспечивали раннее предупреждение о набегах. [30]
Основной задачей 19-й авиационной бригады была защита промышленных объектов на севере Кюсю, в частности металлургического завода в Явате. Планы бригады по обороне Западного округа предусматривали сосредоточение самолетов-перехватчиков над Яватой и не удаление далеко от этого района. Хотя это негибкое развертывание было сочтено 19-й воздушной бригадой неудовлетворительным, оно было сочтено необходимым, поскольку самолетов было мало, единственные прожекторы , необходимые для облегчения ночных операций, были размещены недалеко от Яваты, а северный Кюсю считался армией наиболее важным. область в Западном округе. [31] Перед налетом на Явату 19-я авиационная бригада провела совместное планирование с подразделениями ПВО и реализовала программу обучения, которая включала практику реагирования на сигналы тревоги и ночные полеты. [32]
Рейд
[ редактировать ]13 июня B-29 58-го бомбардировочного авиаполка начали переброску из Индии на передовые базы в Китае. К 15 июня 83 «Суперкрепости» достигли четырех передовых аэродромов вокруг Чэнду, хотя по крайней мере 12 повернули назад, не долетев до Китая, а еще один разбился, в результате чего погиб весь экипаж. Каждый из самолетов вылетел из Индии с двумя короткими тоннами (1800 кг) 500-фунтовых бомб, которые они должны были использовать в налете. Большое количество штабных офицеров, в том числе восемь генералов, также приехали в Чэнду, чтобы наблюдать за операцией, но им не разрешили участвовать в рейде. Однако к экипажам бомбардировщиков присоединились восемь журналистов и три фотокорреспондента. [33] В то время у ВВС США было мало недавних фотографий японских промышленных районов, а экипажи бомбардировщиков были проинформированы о Явате с использованием карт и фотографий конца 1920-х - начала 1930-х годов. [34]
«Суперкрепости» начали покидать свои базы в 16:16 по местному времени 15 июня. [35] Рейдовый отряд возглавил командир 58-го бомбардировочного авиаполка бригадный генерал Лаверн Дж. Сондерс . [19] Один самолет разбился сразу после взлета без жертв, а еще четыре вернулись обратно с механическими неисправностями. Остальные 70 самолетов проследовали прямым курсом к острову Окино, где повернули на обкатку к Явате. [35] Каждая из четырех групп 58-го бомбардировочного авиаполка направила вперед по два самолета, чтобы обозначить цель, а остальные самолеты летели длинным потоком бомбардировщиков ; Обе эти тактики были заимствованы из тех, что использовались бомбардировочным командованием британских Королевских ВВС в Европе. [36] Рейдеры были обнаружены подразделениями японской армии и армейских ВВС в Китае. Эти отчеты были переданы 19-й воздушной бригаде, которая подсчитала, что бомбардировщики направлялись на север Кюсю и прибудут туда около полуночи по местному времени. Радиолокационная станция и наблюдательные посты на Чеджу-До впоследствии обнаружили бомбардировщики с 23:31 до 00:30 по местному времени. В 00:24 была подана тревога о воздушной тревоге, и через три минуты 24 самолета 4-го авиационного полка начали взлетать для патрулирования северного Кюсю. [37] 59-й авиационный полк не был поднят в воздух , поскольку его пилоты не работали с пилотами 4-го авиационного полка в ночных операциях, его самолеты страдали от механических проблем, и существовали опасения, что B-29 заметят и атакуют базу в Асия. . [38]
B-29 начали прибывать над Яватой в 00:38 по местному времени, а атака на город длилась почти два часа. Только 15 американских самолетов смогли визуально нацелить свои бомбы, поскольку город был затемнен и скрыт дымом или мглой; остальные 32 взорваны с помощью радара. Еще два B-29 бомбили гавань Лаояо в Китае, а еще пять поразили возможные цели; Всего во время налета было сброшено 107 тонн бомб. [39] [40] После сброса первых бомб регулярные новости об операции передавались в штаб Двадцатой воздушной армии в Вашингтоне, откуда они передавались Арнольду, который находился в Лондоне . в это время [41] Рейдеры были встречены сильным, но неточным зенитным огнем, а прожекторы, расположенные вокруг Яваты, не были эффективными. [35] 4-й авиаполк добился единственного поражения за ночь, когда один из его истребителей сбил B-29. Другие самолеты полка изо всех сил пытались установить контакт с бомбардировщиками, но им удалось мало перехватов. [42]
Обратный полет B-29 в Китай прошел без происшествий. Один из «Суперкрепостей» был обстрелян и уничтожен японской авиацией после приземления в Нэйсяне из-за неисправности двигателя, а еще два самолета разбились с потерей всех экипажей и корреспондента журнала Newsweek . [43] [44] В целом американские потери в ходе рейда составили семь уничтоженных B-29 и еще шесть поврежденных зенитными орудиями; На борту этих самолетов погибли 57 летчиков и один журналист. [45] Многие B-29 застряли в Китае на несколько дней после налета из-за нехватки там топлива и вернулись в Индию только после того, как Вулф одолжил 15 000 галлонов США (57 000 л) топлива из запасов 312-го истребительного авиаполка . В этот период бомбардировщики были очень уязвимы для ответных налетов японцев, но ничего не произошло. [43]
Последствия
[ редактировать ]Набег на Явату причинил небольшой ущерб. 18 июня самолет Четырнадцатого воздушного флота ВВС США пролетел над городом и сфотографировал целевой район. На этих фотографиях видно, что только одна бомба упала на территории комплекса Императорского металлургического завода и попала в электростанцию в 3700 футах (1100 м) от ближайшей коксовой печи. Легкий ущерб был также нанесен арсеналу Кокура и другим промышленным и гражданским зданиям в этом районе. Несмотря на политику USAAF по поощрению фактического освещения операций B-29, результаты рейда были преувеличены в американских СМИ. [46] Небольшие боевые потери, понесенные рейдерами, и электронная разведка, собранная B-29, выявили неэффективность японских радаров и ПВО. В результате 21 июня ВВС США направили один фоторазведывательный B-29, который пролетел над большей частью Японии и Кореи. Эта вылазка оказалась успешной и значительно улучшила разведывательные возможности США в этих районах. [47]
Рейд Явата выявил серьезные недостатки в системе ПВО Японии. Первоначально 19-я авиационная бригада утверждала, что сбила восемь B-29 и повредила еще четыре, но вскоре выяснилось, что уничтожены только два бомбардировщика. Этот коэффициент потерь считался слишком низким, чтобы отразить атаки на родные острова. Рейд продемонстрировал, что у Японии слишком мало авиабаз и недостаточно самолетов для ночных операций. Также выяснилось, что истребитель «Торью» плохо подходил для перехвата B-29, так как был медленнее бомбардировщиков, слишком легко вооружен, а у большинства самолетов отсутствовал радар. Хотя в этом случае система оповещения о воздушном налете оказалась успешной, радары, обнаружившие американский самолет, не смогли определить его высоту, и было решено, что существует необходимость дальнейшего расширения радарного покрытия. [48] Действия 131-го зенитного полка во время рейда были признаны настолько плохими, что его командира перевели в Маньчжурию . [49] Сообщения в новостях о рейде Явата и успешной высадке США на Сайпане в тот же день также указали японскому гражданскому населению, что война идет не очень хорошо. [41] В ответ на рейд министры правительства Японии призвали семьи, живущие в четырех крупных городах страны, эвакуировать своих детей в сельские районы. [50]
Рейд 15–16 июня 1944 года на Явату ознаменовал начало стратегических бомбардировок ВВС США против Японии. [51] 20 августа во время дневных и ночных налетов по городу снова нанесли удары B-29, но серьезного ущерба нанесено не было. [52] В период с июня 1944 по март 1945 года XX бомбардировочное командование провело 49 налетов со своих баз в Китае и Индии, из которых девять были совершены по целям на родных японских островах, но операция «Маттерхорн» не достигла своих целей. Несмотря на первоначальные проблемы, операции XXI бомбардировочного командования с Марианских островов , начавшиеся 28 октября 1944 года, оказались гораздо более эффективными. В результате в начале 1945 года XX бомбардировочное командование было переброшено на Марианские острова. [53] [54] Явата снова подвергся атаке B-29 8 августа 1945 года, через два дня после атомной бомбардировки Хиросимы . В этот день город был атакован 221 B-29 в сопровождении трех групп истребителей P-47N Thunderbolt , в том числе 318-й истребительной группы, базировавшейся на Ие-Сима у берегов Окинавы. Бомбардировщики были вооружены зажигательными бомбами , и образовавшаяся огненная буря уничтожила 21 процент городской территории Яваты. [55]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Налет Дулитла в апреле 1942 года был проведен с использованием B-25 средних бомбардировщиков .
- ↑ Описан Джеймсом Кейтом как «[уничтожающее] самый опытный персонал Boeing B-29». [4]
- ↑ присвоили Kawasaki Ki-45 Toryu и Kawasaki Ki-61 Hien отчетные имена «Ник» и «Тони» соответственно. Западные союзники [28]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Америка наносит ответный удар: Токийские рейдеры Дулитла» . Национальный музей ВВС США. Архивировано из оригинала 15 июня 2021 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ Коррелл (2009) , с. 62.
- ^ Полмар (2004) , стр. 4–5.
- ^ Кейт (1953) , с. 6.
- ^ Кейт (1953) , стр. 6–8.
- ^ Кейт (1953) , стр. 52–57.
- ^ Коррелл (2009) , стр. 62–63.
- ^ Кейт (1953) , стр. 75–79.
- ^ Тиллман (2010) , с. 41.
- ^ Тиллман (2010) , с. 45.
- ^ Тиллман (2010) , стр. 43–44.
- ^ Кейт (1953) , с. 57.
- ^ Фрэнк (1999) , с. 50.
- ^ Коррелл (2009) , с. 64.
- ^ Кейт (1953) , с. 98.
- ^ Коррелл (2009) , с. 63.
- ^ Кейт (1953) , стр. 94–98.
- ^ Кейт (1953) , стр. 98–99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Яблонски (1979) , стр. 133.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кейт (1953) , с. 99.
- ^ Кейт (1953) , стр. 93–94.
- ^ Кейт (1953) , стр. 77–79.
- ^ Тиллман (2010) , стр. 44–45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сакаида и Такаки (2001) , с. 6.
- ^ Керр (1991) , с. 61.
- ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 3–5, 129.
- ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 129–130.
- ^ Росс (2003) , с. 172.
- ^ Детвайлер и Бердик (1980) , с. 132.
- ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 134–136.
- ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 131–132.
- ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 132, 142–143.
- ^ Кейт (1953) , стр. 99–100.
- ^ Кейт (1953) , с. 164.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кейт (1953) , с. 100.
- ^ Тиллман (2010) , стр. 50–51.
- ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 144–146.
- ^ Детвайлер и Бердик (1980) , с. 147.
- ^ Кейт (1953) , стр. 100–101.
- ^ Вольф (2005) , с. 298.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кейт (1953) , с. 102.
- ^ Тиллман (2010) , стр. 51–52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кейт (1953) , с. 101.
- ^ Яблонски (1979) , с. 134.
- ^ Тиллман (2010) , с. 52.
- ^ Кейт (1953) , стр. 101–103.
- ^ Браун (1999) , стр. 421–422.
- ^ Детвайлер и Бердик (1980) , стр. 147–149.
- ^ Zaloga (2010) , p. 51.
- ^ Дэниэлс (1981) .
- ^ Кейт (1953) , с. 3.
- ^ Кейт (1953) , стр. 113–114.
- ^ Коррелл (2009) , с. 65.
- ^ Кейт (1953) , с. 171.
- ^ Кейт и Олсон (1953) , стр. 655–656.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Луи (1999). Радиолокационная история Второй мировой войны: технические и военные императивы . Лондон: Издательство Института физики. ISBN 0-7503-0659-9 .
- Кейт, Джеймс Ли (1953). Крэйвен, Уэсли Фрэнк; Кейт, Джеймс Ли (ред.). Тихий океан: от Маттерхорна до Нагасаки, июнь 1944 г. - август 1945 г. (PDF) . Армейская авиация во Второй мировой войне. Том 5. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. OCLC 9828710 – через Hyperwar Foundation.
- Кейт, Джеймс Ли; Олсон, Джеймс К. (1953). «Тотальная атака B-29» . В Крейвене — Уэсли Франк; Кейт, Джеймс Ли (ред.). Тихий океан: от Маттерхорна до Нагасаки, июнь 1944 года — август 1945 года . Армейская авиация во Второй мировой войне. Том 5. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. OCLC 9828710 – через Hyperwar Foundation.
- Коррелл, Джон Т. (2009). «Миссии Маттерхорна» . Журнал ВВС (март 2009 г.). Арлингтон: Ассоциация ВВС.
- Дэниелс, Гордон (31 декабря 1981 г.). «Перед Хиросимой: Бомбардировка Японии 1944–45» . История сегодня . 32 (1) . Проверено 7 февраля 2011 г.
- Детвайлер, Дональд С.; Бердик, Чарльз Б., ред. (1980). «Отчет об операциях ПВО Родины ( японские монографии № 157)». Том 12: Защита Родины и окончание войны . Война в Азии и Тихом океане. Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing. ISBN 0-8240-3296-9 .
- Фрэнк, Ричард Б. (1999). Падение. Конец Императорской Японской империи . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-100146-1 .
- Яблонски, Эдвард (1979). Воздушная война. Том четвертый: Крылья огня . Город-сад: Doubleday & Company. ISBN 0-385-14279-Х .
- Керр, Э. Бартлетт (1991). Пламя над Токио: зажигательная кампания ВВС США против Японии в 1944–1945 гг . Нью-Йорк: ISBN Дональда И. Файна Inc. 1-55611-301-3 .
- Полмар, Норман (2004). Enola Gay: B-29, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики. ISBN 1-57488-859-5 .
- Росс, Стюарт Хэлси (2003). Стратегические бомбардировки США во Второй мировой войне: мифы и факты . Джефферсон: МакФарланд. ISBN 978-0-7864-1412-3 .
- Сакаида, Генри; Такаки, Кодзи (2001). B-29 «Охотники» JAAF . Авиационные элитные подразделения 5. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-161-9 .
- Тиллман, Барретт (2010). Вихрь: Воздушная война против Японии 1942–1945 гг . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4165-8440-7 .
- Вольф, Уильям (2005). Boeing B-29 Superfortress: идеальный образ: от чертежной доски до дня VJ . Атглен, Пенсильвания: Шиффер. ISBN 0-7643-2257-5 .
- Залога, Стивен Дж. (2010). Оборона Японии 1945 год . Крепость 99. Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-687-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «B-29 Superforts бомбят материковую часть Японии» . Жизнь . Том. 17, нет. 2. Time Inc., 10 июля 1944 г., с. 78.
- Конфликты 1944 года
- 1944 год в Японии.
- События июня 1944 года
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий.
- Стратегическая бомбардировка времен Второй мировой войны по населенным пунктам
- Стратегические бомбардировки Японии во время Второй мировой войны
- Японская кампания