Jump to content

Операция Устрица

Операция Устрица
Часть Второй мировой войны

Бостоны пролетают мимо горящего завода Philips Emmasingel во время рейда в Эйндховене.
Дата 6 декабря 1942 г.
Расположение
Эйндховен , Нидерланды
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
Великобритания Великобритания Нацистская Германия Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Джеймс Пелли-Фрай
Сила

93 легких бомбардировщика

Жертвы и потери
62 экипажа
потеряно 15 самолетов
57 повреждено
1 Fw 190 (против диверсии)
7 убитых
Погибло около 150 мирных жителей
Philips Works понес значительный ущерб.

Операция «Устрица» — бомбардировка Королевскими ВВС (RAF) 6 декабря 1942 года завода Philips в Эйндховене , Нидерланды. Компания Philips была крупным производителем электронного оборудования, в том числе электронных ламп для радиосвязи. До битвы за Нидерланды в 1940 году компания Philips была известна как ведущая исследовательская фирма в области инфракрасных и радиолокационных технологий. Чтобы обеспечить точность и минимизировать потери среди голландских граждан, рейд пришлось провести в течение дня.

Эйндховен находился за пределами досягаемости истребительного эскорта, а четырехмоторные ночные бомбардировщики, составлявшие основную часть бомбардировочного командования Королевских ВВС, считались слишком уязвимыми для атаки. Для налета была выбрана группа № 2 RAF , в состав которой входили средние дневные бомбардировщики RAF. Чтобы повысить их шансы на выживание, были организованы отвлекающие рейды, чтобы ввести в заблуждение немецких защитников. Почти вся 2-я группа была задействована в рейде, и это была самая крупная и успешная операция группы за всю войну.

Филипс, Эйндховен

[ редактировать ]

В апреле 1942 года Министерство авиации по согласованию с Министерством экономической войны составило список наиболее ценных целей в оккупированных странах. Было идентифицировано восемь целей в пределах досягаемости ВВС Великобритании. [1] Завод Philips по производству радиоламп и электронных ламп в Эйндховене стал приоритетной целью, которая считалась столь же важной, как и любая другая цель в Германии. [2] Philips была ведущей фирмой в области электроники и крупным работодателем в Эйндховене, где производство осуществлялось на огромном заводе Стрейп и меньшем заводе Эммасингель , расположенном в полумиле к юго-востоку. [3] До войны компания Philips добилась значительных успехов в разработке и производстве электронных ламп и располагала одними из лучших ученых-исследователей в мире. По оценкам Министерства авиации, заводы в Эйндховене производили треть радиоламп, используемых в немецкой военной технике. Были опасения, что фирму использовали для проведения исследований в области электронного противодействия и радиолокационной технологии. [3] [1]

Филипс Стрейп работает в Эйндховене, середина 1930-х годов.

Расположение завода Philips в центре голландского города не позволяло бомбардировочному командованию провести крупный ночной налет, поскольку это привело бы к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Для точного бомбометания цель должна была быть атакована в течение дня. [4] В результате рейда погибло около 150 мирных жителей. [5] [6] Находясь в 70 милях (110 км) от суши, Эйндховен находился за пределами досягаемости истребительного сопровождения. Использование бомбардировщиков «Ланкастер» для налета рассматривалось и было отклонено, поскольку они были слишком уязвимы, чтобы пролететь через середину немецкого истребительного пояса при дневном свете. Также рассматривалось использование de Havilland Mosquitos , но завод Philips был слишком большой целью для полезной нагрузки, которую могли нести имеющиеся Mosquitos. [2]

Группа № 2 RAF была единственной дневной бомбардировочной группой бомбардировочного командования RAF и состояла из десяти эскадрилий средних бомбардировщиков, дислоцированных на аэродромах в Норфолке . Группа летала вместе с истребительным командованием в операциях против Люфтваффе . Дневные рейды небольшими формированиями атаковали суда, цели на побережье и на севере Франции. Налеты совершались на средних высотах через оборону немецких истребителей, но два крупных завода Philips в Эйндховене не могли быть уничтожены типичными группами из двенадцати самолетов, используемыми в налетах Цирка . Бомбардировочное командование решило направить в налет все десять эскадрилий 2-й группы, но это означало использование четырех типов средних бомбардировщиков ; Lockheed Ventura , Douglas Boston , North American B-25 Mitchell и de Havilland Mosquito с непостоянными характеристиками. Это был самый амбициозный рейд, когда-либо проводившийся 2-й группой, и 9 ноября 1942 года он был одобрен как операция «Устрица». [3] [7]

Прелюдия

[ редактировать ]

Обучение

[ редактировать ]
Lockheed Ventura проходит испытания в Боскомб-Дауне

Первая полномасштабная тренировка прошла 17 ноября. [8] Экипажи Ventura вскоре узнали, что обратная волна от лопастей других Venturas привела к заносу их самолетов и затруднению управления; полет так низко не оставлял времени на восстановление. Любая ошибка, которую они допустили, могла быстро привести к тому, что они улетели в Северное море или на землю. Пилоту приходилось быть очень внимательным, чтобы оставаться на месте, сосредоточив внимание на крыле или хвосте самолета перед ним. Ведущий пилот должен был знать о следящем за ним самолете и учитывать его положение при каждом маневре, который он совершал. Пролетая низко над Голландией, пилотам и штурманам придется внимательно следить за препятствиями. Птицы на побережье, как правило, были крупнее и, испугавшись шума авиационных двигателей, взлетали в воздух. Риск столкновения с птицами был одной из самых больших опасностей 2-й группы. [9]

Первоначальный план заключался в том, чтобы первыми атаковали «Вентурас», затем «Бостон» по одной цели и «Митчеллс» и «Москитос» по другой. Все самолеты должны были лететь на малой высоте до тех пор, пока они не оказались прямо перед целью, а затем они должны были подняться на высоту 1500 футов (460 м) для атаки в мелком пикировании. [10] Первые испытания оказались разочаровывающими, самолеты подходили к цели с разных направлений и в разное время. «Вентурас» преодолел цель с трудом. Было очевидно, что нужно время, чтобы самолеты сформировались в группы по типам. Было также очевидно, что экипажи Митчеллов просто не были готовы к совершению рейда, столь требовательного к воздушной дисциплине. Было понятно, что если «Вентурас» атакует первыми с зажигательными снарядами, дым от начавшихся ими пожаров закроет цель для следующего самолета. [11]

Тренировочный полет над Англией для пары Douglas Boston.

Порядок атакующих самолетов был изменен: первыми должны были атаковать «Бостоны», за ними следовали «Митчеллы» и «Москито», а «Вентурас» прибывали последними. Время взлета также было перенесено, чтобы дать самолету больше времени для выхода на орбиту и формирования. Второе испытание, проведенное Вентурасом на следующий день, было намного лучше. Между учениями экипажи отрабатывали бомбометание на малых высотах, 1000 футов (300 м) и 1500 футов (460 м) во всех построениях парами и комбинациями из трех пар. [12] Третий пробный заход всеми силами 20 ноября был намного лучше, но 98-я и 180-я эскадрильи Митчелла были сняты с рейда, поскольку их экипажи были еще слишком неопытны. [13] В результате численность сократилась до восьми эскадрилий. [14]

Бостонские бомбардировщики 88-й эскадрильи на британских ВВС Эттлбридж , Норфолк аэродроме

Приказ о наступлении и первоначальный план были отданы 17 ноября 1942 года. Подготовка к рейду началась немедленно. командир звена Джеймс Пелли-Фрай из 88-й эскадрильи Возглавить атаку был выбран . Он был опытным пилотом, летавшим в Африке и с начала года командовавшим 88-й эскадрильей. [15] Пелли должен был направить один из двух ведущих «Бостонов» на низкой высоте против завода в Эммасингеле и первым достичь цели. [16] В цирковых налетах 2-й группы участвовало от шести до 30 бомбардировщиков, летевших на средних высотах и ​​встречавшихся по пути с истребителями сопровождения. Чтобы обеспечить элемент внезапности, рейд на Эйндховен должен был проводиться на малой высоте от начала до конца. Полет на малой высоте позволил бы избежать обнаружения радаром, ограничить воздействие зенитного огня и затруднить атаку немецких истребителей. [17]

Ни у одного из экипажей не было опыта выполнения заданий в таком большом строю и на такой низкой высоте. Четыре типа используемых бомбардировщиков имели разную дальность полета и разную максимальную скорость. Чтобы сокрушить оборону цели и ограничить потери, планировалось, что все самолеты пройдут над целью, доставят бомбы и исчезнут через десять минут. Вентурас были самыми медленными, Бостоны и Митчеллы промежуточными, а Москитос самыми быстрыми. [18] План был основан на ограничениях производительности Venturas, которые должны были работать на максимальной дальности полета в Эйндховене. [19] Самолеты должны были лететь парами, эшелонами по правому борту. В группу можно было сгруппировать до шести самолетов, но не более, поскольку полет строем был неудобен и затруднял любые маневры. Большой проблемой было заставить большую группу самолетов прибыть в точное время. [20] Полет строем не был для группы чем-то новым, но полеты крупным строем на уровне верхушек деревьев были таковыми. Атакующие силы состояли из 48 «Вентур» из 21-й , 464-й (австралийской) и 487-й (новозеландской) эскадрилий , 36 «Бостонов» из 88-й, 107-й и 226-й эскадрилий , а также десяти «Москитов» из 105-й и 139-й эскадрилий . [2]

Заключительный брифинг, ВВС Мархам , Норфолк

Хотя самолетам были назначены разные диапазоны скоростей в зависимости от типа, все самолеты должны были приближаться, атаковать и покидать цель на максимальной скорости. [21] Двенадцать «Бостонов», десять «Москитов» и тридцать один «Вентура» должны были поразить главную цель на заводе Strijp Group, а двадцать четыре «Бостона» и семнадцать «Вентура» атаковали завод радиоламп в Эммасингеле в полумиле к юго-востоку от главного комплекса. [22] Бомбардировщики «Бостон» и «Москито» будут нести четыре фугасные бомбы массой 500 фунтов (230 кг), взрывающиеся с задержкой 0,025 секунды, чтобы минимизировать тенденцию бомб соскользнуть от цели перед взрывом. [23] Как только самолеты сбросят бомбы, они должны были на полной скорости помчаться домой. После третьего испытания было решено, что Бостон из каждой эскадрильи будет лететь на малой высоте до самой цели, чтобы отвлечь внимание немецких зенитчиков вниз и от более крупных сил, которые поднимались на высоту до 1500 футов (460 м). позади них. Четыре бомбы низколетящих самолетов массой 500 фунтов (230 кг) должны были быть взорваны с задержкой в ​​одиннадцать секунд, чтобы самолет не попал под взрыв. Следующие за ними «Вентуры» будут нести по сорок зажигательных бомб по 30 фунтов (14 кг) и две фугасные бомбы по 250 фунтов (110 кг). Зажигательными веществами были фосфоры, которые прилипали ко всему, на что попадали, и сжигали. [24] Две фугасные бомбы массой 250 фунтов (110 кг) на «Вентурасе» должны были быть взорваны с задержкой в ​​30 или 60 минут, чтобы затруднить или ранить пожарных и спасателей. [25]

«Москит» 105-й эскадрильи готов к рейду

«Москитос» должны были следовать за «Бостонами» по тому же маршруту, а «Вентурас» должны были пролететь немного южнее, прежде чем повернуть в сторону Эйндховена. Три группы должны были прибыть к цели последовательно друг за другом. [23] Атака должна была быть завершена в течение 10 минут. [7] «Бостоны» должны были сбросить бомбы в ноль часа, который был назначен на 12:30. За ними должны были следовать «Москитос» в ноль плюс 2 минуты, а «Вентурас» должны были сбросить свои бомбы и зажигательные вещества в ноль плюс 6 минут. [21] После бомбардировки «Вентура» должны были повернуть на запад; Бостоны должны были пролететь 2 мили (3,2 км) на север, а затем повернуть на запад, чтобы обе группы одновременно прибыли к побережью. Первоначально «Москитос» обычно должны были лететь на север, но не были привязаны к другому самолету на обратном пути. [26]

«Спитфайры» из 12-й группы RAF должны были сопровождать бомбардировщики домой от побережья и на расстояние до 5 миль (8,0 км) вглубь страны. [27] Дальнейшие усилия по защите бомбардировщиков включали отвлекающие налеты ВВС США (USAAF) с формированием тяжелых бомбардировщиков Consolidated B-24 Liberator, отправленных на немецкую авиабазу в Абвиле , и более крупного формирования Boeing B-17 Flying Fortress. отправлен в Лилль в сопровождении «Спитфайра». [23] Восемь North American P-51 Mustang истребителей из 268-й эскадрильи должны были совершить наземный обстрел вблизи Алкмаара в Северной Голландии. [28] Вечером среды, 2 декабря, экипажи были проинформированы о рейде; никому не разрешалось входить и покидать авиабазы, почта не вывозилась, а телефоны охранялись. [29] На следующее утро, в четверг, 3 декабря, метеорологическая служба Королевских ВВС заявила, что погодные условия были неподходящими. Станции оставались закрытыми, поскольку экипажи ждали улучшения погоды. Наконец, в воскресенье, 6 декабря, погода над Эйндховеном была объявлена ​​благоприятной. [30]

Диверсионные рейды

[ редактировать ]
Вид хвостового наводчика на коробку Б-17

День начался с того, что Восьмая воздушная армия предприняла отвлекающие налеты; девятнадцать B-24 из 44-й бомбардировочной группы были отправлены в 9:30 для атаки немецкого аэродрома в Абвиле. Часом позже первая попытка 66 B-17 из 91-й , 303-й и 305-й бомбардировочных групп была поднята в воздух, чтобы бомбить железнодорожную станцию ​​Atelier d'Hellemmes в Лилле. Во время этих операций Восьмая воздушная армия использовала запасные экипажи, чтобы совершить два учебных полета над каналом, чтобы отвлечь внимание от основных усилий. Отвлечения были сделаны так, чтобы выглядеть как обычные операции. [31]

Группы американских бомбардировщиков были обнаружены и прослежены немецкими авиадиспетчерами. Люфтваффе истребители JG 1 , JG 26 и JG 2 На их перехват были отправлены . По пути в Абвиль B-24 из 44-го полка были отозваны, но одна группа из шести самолетов не получила сообщения и продолжила полет. Этот рейс был перехвачен над целью и потерял один из своих B-24, но они достигли аэродрома, сбросив бомбы в 11:24. [32] Тридцать пять минут спустя основные силы B-17 встретились с сопровождающими их «Спитфайрами», прибыли над Лиллем и в 12:10 нанесли бомбовый удар по железнодорожным заводам . Тридцать семь американских бомбардировщиков были признаны эффективными по цели. При выходе из района цели они были атакованы 20–30 самолетами противника, потеряв одного из них. [33]

Командир звена Эдвардс из 105-й эскадрильи под туманным небом над Королевскими ВВС Мархама незадолго до начала миссии.

С 11:15 до 11:30 восемь эскадрилий 2-й группы взлетели и держались на высоте ниже 100 футов (30 м) в радиомолчании, построились по типам и направились к побережью. Маяк Саутволд служил ориентиром для «Бостонов» и «Москитов», в то время как «Вентура» располагались немного южнее, проходя над маяком Орфорднесс , незамеченные операторами немецких радаров. Рейдеры пролетели над Северным морем так низко , что произвели омывание винтов. Через 45 минут голландское побережье показалось тонким пятном на горизонте. Не было никаких крупных особенностей, которыми можно было бы руководствоваться при их подходе; Выход на берег должен был состояться в небольшом городке под названием Колейнсплаат , в устье устья реки Оостершельде , на северном побережье острова Бевеланд . Передовые «Бостоны» прибыли через бухту, немецкие зенитные батареи на побережье были застигнуты врасплох и смогли вести лишь рассеянный огонь, когда «Бостоны» проходили мимо. [34]

«Бостонцы» следовали по своему пути вверх по устью Оостершельде, обогнув северное побережье на 30 миль (48 км), чтобы достичь своего основного выхода на берег в Берген-оп-Зоме . В устье реки возникла первая опасность в виде морских птиц, которые испугались звука приближающегося самолета и поднялись в воздух. Риск был известен, но количество и размер птиц оказались больше, чем ожидалось. Когда самолет пролетал сквозь них, некоторые птицы разбивали ветровые стекла, проникали в кабины и ранили экипаж, другие погибали топливные трубки и повредили крыло. В одном самолете две чайки пробили нос плексигласу , ударив штурмана по ногам. Ветер подхватил его карты и высосал их из разбитого лобового стекла; оставшуюся часть вылета он ориентировался по памяти. [35]

Бостоны парами, в эшелоне по правому борту, пересекают спокойное Северное море в полете наружу.

На три минуты отставали «Вентурас»; по тревоге «Бостонов» немецкие артиллеристы были готовы. «Вентурас» пропустили выход на берег и прибыли в миле к югу, к острову Вальхерен , где немецкая зенитная оборона была более многочисленной. [36] Раздался сильный всплеск, когда «Вентура» была сбита и рухнула в море. [37] Через несколько мгновений второй попал в правый борт кабины. Пилот получил ранения, но смог посадить самолет на вспаханном поле. [38] Несколько истребителей II Gruppe/JG1 возвращались из воздушного боя над Лиллем, когда наткнулись на низколетящие бомбардировщики. Рудольф Раухаус привел свой «Фокке-Вульф 190» за «Вентурой», когда он миновал Вальхерен и повредил самолет, который совершил аварийную посадку на Зеландском полуострове Раймерсваль ; трое из шести членов экипажа выжили и попали в плен. [39]

Когда самолет приблизился к вершине устья, они оказались в пределах видимости аэродрома Войнсдрехт , базы II группы, к югу от Берген-оп-Зома. Когда они пролетали мимо него, можно было увидеть, как немецкие «Фокке-Вульфы» взлетают с аэродрома, делают вираж и поворачивают в их сторону. [40] Пилот «Москита» сказал:

Они выглядели настолько обычными, совсем как «Спитфайры», взлетающие в Англии, что было трудно осознать, что они собираются вас убить.

Чарльз Паттерсон [41]

Прижавшись к земле, самолет продолжил свой путь на юго-восток, в Бельгию, скользя по бокам и виляя на своем пути. Они держались низко, слегка приподнимаясь, чтобы помочь очистить живую изгородь и дома. Пилоты работали со своими штурманами, каждый из которых указывал на деревья, дымоходы, кабели высокого напряжения и другие препятствия, которых следует избегать. [42]

Немецкая огневая точка 20-мм зенитной пушки

Вслед за «Бостонами» пилоты «Москитов» заметили приближающиеся с аэродрома самолеты противника. Командир эскадрильи Д. Пэрри и лейтенант У. Блессинг повернулись к ним. [43] Они мгновенно закрылись и вскоре были обстреляны. Накренившись и вдавив газ на полную мощность, они ускорились. [44] «Фокке-Вульф 190» имел скорость, аналогичную «Москиту». [а] Парри действовал изо всех сил, следя за своими преследователями. Ускользнув от нападавших, он смог присоединиться к атаке. Блессинга преследовали десять минут, он убежал, но было слишком поздно, чтобы возобновить миссию, и вернулся на базу со своими бомбами. [45]

Пелли повел «Бостонс» и преследовал «Москитос» к Тёрнхауту . Полет на высокой скорости и очень малой высоте был навигационным кошмаром. Если бы его линия была неправильной и он не смог бы привести их к цели, повторный поворот был бы катастрофой. Достигнув Тюрнхаута, он повернул на северо-восток, чтобы пролететь 24 мили (39 км), которые должны были привести его эскадрилью в Эйндховен. На картах Пелли заметил железнодорожную линию, идущую в Эйндховен с юга. К своему огромному облегчению, появившись вдалеке перед собой, он увидел клуб белого дыма, характерный признак железнодорожного паровоза. Подойдя, он остановился слева от приподнятой насыпи железной дороги. Когда они добрались до Эйндховена, им показались два очень больших фабричных здания. 24 «Бостона» из 88-й и 226-й эскадрилий направились в Эммасингель. Повернув налево, 12 «Бостонов» из 107-й эскадрильи последовали за командиром эскадрильи Р. Дж. Маклахланом к большим зданиям в Стрейпе. [46]

Бортовая камера запечатлела подход к заводу Philips

Отряд «Москито» должен был прибыть к цели на уровне «Ноль плюс 2». Им приходилось быть осторожными и проверять свою скорость, чтобы не обогнать «Бостон». За ними следовали Вентурасы, которые выбрали немного более длинный маршрут до Остмалле, чтобы растянуть время, прежде чем повернуть в сторону Эйндховена. Они будут оставаться на низком уровне и доставлять зажигательные вещества на крыши заводов. [47] Пелли-Фрай и его ведомый повели 88-ю и 226-ю эскадрильи на завод в Эммасингеле. Их самолеты открыли огонь немецких зенитных установок и пулеметов на крышах зданий и открыли ответный огонь. Позади них «Москитос» поднялись на высоту 1500 футов (460 м), чтобы подготовиться к атаке с мелкого пикирования. Пелли подошел к заводу и доставил свою бомбовую нагрузку, но, когда он пролетал над головой, его самолет был ранен в правый двигатель и крыло. Крыло упало, и он обнаружил, что летит на самолете под углом 90 градусов к земле. Пытаясь восстановить контроль, он постепенно смог выровнять крылья. Пелли сказал, что самолет чувствовал себя очень вялым, и ему было трудно довести его до порта. Пока предохранители задержки срабатывания перегорели, он покинул этот район с включенной полной мощностью и направился на север. [ нужна ссылка ]

RAF Mosquito над заводом Philips во время рейда в Эйндховене

В Эйндховене был тихий воскресный день; сирены воздушной тревоги не звучали. Накануне был День Святого Николая , и семьи садились обедать. Первым признаком того, что что-то не так, было постоянное гудение синхронизированных двигателей, становившееся все громче, — верный признак приближения британского самолета. [б] Люди начали выходить посмотреть, что происходит. В мгновение ока громкая стрельба немецких зенитных орудий нарушила мир, на что вскоре ответили пулеметы приближающихся британских бомбардировщиков. Те, кто находился рядом с фабрикой, вскоре побежали обратно в свои дома, поскольку позади них начали взрываться бомбы. [49] Бостоны 88-й и 226-й эскадрилий поднялись на высоту 1500 футов (460 м). [50] Выровнявшись, они погрузились в неглубокое пикирование и сбросили бомбы, каждый самолет доставил по четыре 500-фунтовых (230 кг) бомбы между 12:30 и 12:33. Завод встряхнулся, и воздух начал заполняться дымом. [ нужна ссылка ]

Похожая атака была осуществлена ​​бостонами 107-й эскадрильи на завод Стрейп . Из-за взрывов часы на башне Стрейпа остановились в 12:32 и оставались остановленными до конца войны. [51] Когда бомбы были убраны, «Бостонцы» спустились вниз и последовали за Пелли-Фраем, направлявшимся на север. Таков был план, но только на короткое время, затем они должны были повернуть на запад к побережью, но когда Пелли-Фрай продолжил путь на север, бостонцы последовали за ним. Следом за «Бостонами» шли «Москитос», стараясь не обогнать. Из-за того, что они прибыли к цели сразу после «Бостонов», они также поднялись на высоту 1500 футов (460 м). Когда они поднимались на высоту бомбометания, их атаковали три «Фокке-Вульфа». «Москиты» были безоружны, и один из них отвернулся, преследуемый немецкими истребителями. Действуя изо всех сил, он смог избежать повреждений, одновременно отводя немецкие истребители от более медленных «Бостонов». Остальные «Москиты» сбросили бомбы на завод Стрейп , снизились на очень малую высоту и стали искать выход.

За обеими группами следовали «Вентурас», несущие свои зажигательные средства для атаки на малых высотах на уровне ноль плюс 6. Когда они замыкали шествие, не было никаких проблем с определением направления к цели, поскольку дым поднимался в воздух. Дым застилал здания и мешал объезжать препятствия. Когда «Вентурас» начали бросать зажигательные снаряды, пожары усилились, а видимость ухудшилась. Несколько пилотов пытались поднять свои самолеты над конструкциями. Один из «Вентурас», атаковавших комплекс Стрейп, был подбит, отлетел в облако дыма и в здание, где взорвался. Огонь, дым и самолеты наполнили воздух. Было замечено, что другая Вентура была подбита, загорелась и пролетела прямо через голландский дом, разразившись огненным взрывом, вылетев с другой стороны. Другой самолет был замечен следующим самолетом, который доставлял зажигательные вещества, но часть фосфора попала ему на хвост и подожгла; Самолет спикировал на землю и взорвался. [24] «Вентурас» бомбили, но понесли более высокие потери. Пилот Стивен Рош сказал: «Зенитный и пулеметный огонь был потрясающим, и когда мы бомбили, каждый был сам по себе». Было замечено, как немецкие артиллеристы на крышах стреляли из своих орудий, когда здания, на которых они стояли, горели или взрывались под ними; несколько других Вентура были потеряны в результате нападения. [52]

Фоторазведывательный снимок работы Philips Strijp через 30 минут после рейда

Сбросив бомбы, самолеты помчались домой. У самолета Пелли-Фрая, подбитого во время запуска бомбы, оторвался правый элерон , что очень затруднило поворот влево. Пока он боролся за контроль, его курс вел его на север. Отстающие «Бостоны» последовали за ним сразу за поворотным моментом и продолжили свой путь на север, в сторону Роттердама . Северный путь к побережью был длиннее, порт был хорошо защищен, и их «Спитфайры» эскорта ждали их над Колейнсплаатом . В конце концов некоторые «Бостоны» свернули и направились на запад, а остальные последовали на север, в Роттердам. Вскоре они стали уклоняться от высоких кранов на верфях, но им удалось пройти. [53] «Москиты» последовали за «Бостонами» во время их бомбардировки завода Стрейпа . Паттерсон вспоминал:

Вдалеке я мог видеть массы бостонов, носящихся по деревьям на низкой высоте слева. Я спустился прямо на уровень земли. Теперь Комары все разошлись, и нам всем пришлось идти домой отдельно. [54]

Экипажи «Москитов» могли сами выбирать маршрут домой на север. [26]

Оборванная группа бостонцев на обратном пути через Северное море.

Гораздо быстрее и без оружия не имело смысла привязывать «Москитос» к «Бостонам» и «Вентурам». Полетев на север, некоторые повернули на запад; Подойдя к «Бостонам», «Москитос» увидели, как они колеблются и скользят. «Бостоны» летели низко и настолько быстро, насколько это было возможно, а опасность теперь увеличивалась из-за немецких истребителей. Пилот из Бостона Джек Пеппиатт писал: «После нескольких минут успокоения все пошло на ура, когда появились Fw 190. Без сомнения, следующие 20 минут или около того были полны событий и немалой путаницы. Около 10 или 20 самолетов кричали на полной скорости рыхлой массой. Никто не хотел быть сзади, где «Фокке-Вульфы» заходили в атаку и уходили для нового удара». [55] К «Бостонам» присоединились несколько «Москитов», которые надеялись получить защиту от их оборонительной огневой мощи, но вскоре передумали и промчались мимо них. Атаки в тыл строя были неудобны на такой малой высоте; заходя сверху, пилотам «Фокке-Вульфа» пришлось рано отвернуться в сторону, так как внизу не было места, чтобы пикировать сквозь группу.

За исключением сброса бомбы, пилот никогда не летал прямо и ровно над территорией противника, а задний стрелок держал вахту. Наводчик стрелял из пулеметов 303-го калибра, но точность была затруднена, поскольку самолет дергался, и это имело меньшее значение, чем уклонение. [56] В беге к берегу пилоты скользили и петляли, прислушиваясь к крику «Джинк!» Зенитная артиллерия снова подняла огонь, когда они достигли берега, и последовала за ними над морем. Бостон был подбит и разбился; Когда они отодвинулись, к ним присоединились более крупные орудия, создавая огромные брызги своими снарядами, чтобы сбить самолет брызгами. Это напугало экипажи, многие из которых думали, что брызги были результатом крушения другого самолета, но всем удалось выбраться. [57]

Комары разлетелись по нескольким обратным маршрутам. [58] Паттерсон решил, что, возможно, безопаснее избегать запланированного маршрута, по которому следовали «Бостоны», поскольку немецкие истребители могли собраться над западным побережьем, чтобы их перехватить. Он направился на север к Зейдер-Зее , намереваясь повернуть на запад мимо пропасти в Ден-Хелдере . Его коллега-пилот «Москито» Джон О'Грэйди последовал за ним; О'Грэйди был канадцем, прошедшим обучение под руководством Паттерсона в подразделении оперативной подготовки . Два самолета летели на север по дамбе низко и быстро, на высоте 20 футов (6,1 м) над водой. Когда они подошли к узкому проходу, где южная оконечность Текселя приближалась к Ден-Хелдеру, немецкие артиллеристы открыли шквал зенитной артиллерии. Паттерсон выжил, но самолет О'Грэйди был подбит; Пройдя небольшой путь над Северным морем, штурман Паттерсона крикнул: «Он ушел в море!» Паттерсон вернулся, но нашел только взбаламученную воду. [59] Немецкие истребители собрались у побережья вдоль маршрута Бостонов. Командир звена Питер Даттон, командир 107-й эскадрильи, был сбит в 6 км от Катвейка-ан-Зее . Еще два бомбардировщика из 107-й эскадрильи были потеряны в результате атак истребителей над водой, а еще один из 226-й эскадрильи был потерян у Схевенингена . [60]

Последствия

[ редактировать ]
Повреждение устройства Philips Strijp . Большая дыра образовалась в результате крушения самолета 487-й эскадрильи Ventura.

Рейд на Эйндховен застал немецких защитников врасплох. Навигация на малых высотах была превосходной, и около 83 процентов задействованных самолетов доставили 60-тонные (61-тонные) бомбы с высокой степенью точности и концентрации. Полученные позже разведывательные фотографии показали серьезные повреждения фабрики. [61] Потери, понесенные 2-й группой, означали, что операция будет уникальной. Операцию «Устрица» запомнили как самую известную и успешную операцию 2-й группы за всю войну. Обоим заводским комплексам был нанесен значительный ущерб, и производство было остановлено. [23]

Для Фрица Филипса , председателя Philips, разрушение стало шоком. Голландским националистам, таким как Филипс, пришлось идти по канату. Ему пришлось создать видимость сотрудничества с немецкими оккупантами, прилагая при этом минимальные усилия для поддержки немецкой военной промышленности. Philips какое-то время препятствовал производству на заводе, но завышенные отчеты, которые он отправлял в Германию, очевидно, дошли до Министерства авиации. Столкнувшись с реальностью разрушений на следующее утро, Филипс в первую очередь беспокоился о том, что его квалифицированные рабочие будут вывезены в Германию. [62] Он начал работу по расчистке завалов, предоставив своим немецким контролерам оптимистические прогнозы о возвращении завода к производству, но позаботился о том, чтобы ремонт проводился продуманно. В мае следующего года гестапо поместило Филипса на пять месяцев в концентрационный лагерь за то, что он не смог закончить забастовку. Королевские ВВС отправили десять Москито повторно посетить заводы Philips 30 марта 1943 года, чтобы замедлить восстановление, и на восстановление производства потребовалось шесть месяцев. [63]

Последующие события

[ редактировать ]

Возвращающиеся самолеты на аэродромах встречала пресса, которая окружала экипажи и фотографировала поврежденные самолеты. В тот вечер были проведены вечеринки и дан концерт с известными именами из мира радиоразвлечений. На следующий день пресса отметила рейд; все экипажи были отправлены в трехдневный отпуск. [64] Эйндховен был освобожден 18 сентября 1944 года, и разведывательная оценка заводов Philips отметила пассивное сопротивление руководства Philips и недоверие к их немецким контролерам. В нем утверждалось, что наиболее эффективным средством саботажа, действовавшим в Philips, на самом деле была немецкая система распределения и контроля. [65]

Голландцы в Эйндховене празднуют свое освобождение, 18 сентября 1944 года.

Шестьдесят два члена экипажа погибли; девять Venturas, четыре Boston и Mosquito были сбиты, в том числе один в море, а еще один разбился в Англии, уровень потерь составил 16 процентов. Тридцать семь «Вентура», тринадцать «Бостонов» и три «Москито» были повреждены, семь серьезно, что составляет 57 процентов от общего состава. У Venturas был 20-процентный коэффициент потерь и три аварийных посадки в Англии, потери, которые невозможно было выдержать. [66] [67] [23] Немецкие истребители нанесли небольшие потери и небольшой ущерб, поскольку бомбардировщики на такой низкой высоте оказались трудными целями; один Mosquito был перехвачен Fw 190, когда он приближался к Эйндховену, и отказался от бомбардировки после уклонения от Fw 190, пилот которого отказался от погони возле Флашинга. По меньшей мере 31 самолет столкнулся с птицами, некоторые попали в деревья, а несколько самолетов Ventura врезались в дома при бомбардировке через дым; легкая зенитная артиллерия повредила некоторые самолеты и, возможно, сбила другие. [68] Группе пришлось простоять десять дней, пока самолеты были отремонтированы и восполнены потери. [69] В ходе двух отвлекающих рейдов были потеряны B-17 и B-24 вместе с одним из сопровождающих «Спитфайров»; Fw 190 был сбит. [70] Потери среди мирного населения составили 150 человек, а жертвами стали семь немецких солдат. [71] [72]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Первые построенные Mosquitos имели максимальную скорость горизонтального полета 392 миль в час (631 км/ч) против Spitfire Mk V со скоростью 372 миль в час (599 км/ч). Максимальная скорость Focke-Wulf 190A составляла 396 миль в час (637 км/ч), но скорость каждого самолета немного различалась в зависимости от того, как он был настроен.
  2. ^ Чтобы свести на нет британское звуковое оборудование, немцы не синхронизировали двигатели на своих двух- и многомоторных самолетах, и они издавали сердитый пульсирующий звук. [48]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райкен 2014 , стр. 5–6.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эшворт 1995 , с. 69.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Боуман 2014 , с. 189.
  4. ^ Райкен 2014 , стр. 9, 25.
  5. ^ «Разное военные мемориалы - памятник Эйндховена «Операция Устрица» » . Проверено 18 января 2021 г.
  6. ^ Взрыв Синтерклааса в Эйндховене, ishistorie.nl
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райкен 2014 , стр. 22–23.
  8. ^ Райкен 2014 , с. 46.
  9. ^ Райкен 2014 , стр. 27, 22.
  10. ^ Райкен 2014 , с. 26.
  11. ^ Райкен 2014 , стр. 158–159.
  12. ^ Райкен 2014 , с. 163.
  13. ^ Боуман 2014 , с. 191.
  14. ^ Райкен 2014 , с. 51.
  15. ^ Райкен 2014 , стр. 23, 31.
  16. ^ Райкен 2014 , с. 44.
  17. ^ Райкен 2014 , с. 23.
  18. ^ Райкен 2014 , с. 22.
  19. ^ Райкен 2014 , с. 154.
  20. ^ Райкен 2014 , стр. 23, 22.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райкен 2014 , с. 28.
  22. ^ Эшворт 1995 , стр. 69–71.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Эшворт 1995 , с. 71.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райкен 2014 , с. 61.
  25. ^ Райкен 2014 , стр. 23, 57.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райкен 2014 , с. 160.
  27. ^ Райкен 2014 , с. 129.
  28. ^ Райкен 2014 , с. 60.
  29. ^ Боуман 2014 , с. 187.
  30. ^ Райкен 2014 , стр. 30, 163.
  31. ^ Райкен 2014 , стр. 260–269.
  32. ^ Райкен 2014 , с. 183.
  33. ^ Райкен 2014 , стр. 182, 261–262.
  34. ^ Райкен 2014 , стр. 30, 32, 149, 31.
  35. ^ Райкен 2014 , с. 33.
  36. ^ Райкен 2014 , с. 34.
  37. ^ Боуман 2005 , с. 315.
  38. ^ Райкен 2014 , стр. 34–35.
  39. ^ Боуман 2014 , с. 196.
  40. ^ Райкен 2014 , стр. 32, 37.
  41. ^ Боуман 2005 , с. 308.
  42. ^ Райкен 2014 , с. 39.
  43. ^ Бойер 2001 , с. 64.
  44. ^ Райкен 2014 , с. 38.
  45. ^ Боуман 2005 , с. 312.
  46. ^ Райкен 2014 , стр. 39–40, 32, 44.
  47. ^ Райкен 2014 , с. 42.
  48. ^ Райкен 2014 , стр. 109–110.
  49. ^ Райкен 2014 , с. 112.
  50. ^ Райкен 2014 , с. 49.
  51. ^ Райкен 2014 , с. 47.
  52. ^ Райкен 2014 , стр. 60, 48, 63, 62.
  53. ^ Райкен 2014 , стр. 65–67.
  54. ^ Райкен 2014 , с. 97.
  55. ^ Райкен 2014 , с. 67.
  56. ^ Миддлбрук 1974 , с. 48.
  57. ^ Боуман 2014 , с. 188.
  58. ^ Райкен 2014 , с. 118.
  59. ^ Райкен 2014 , с. 70.
  60. ^ Райкен 2014 , стр. 68–69.
  61. ^ Райкен 2014 , с. 165; Вебстер и Франкланд 2006 , с. 440.
  62. ^ Райкен 2014 , стр. 98, 101.
  63. ^ Райкен 2014 , стр. 182, 181, 116.
  64. ^ Райкен 2014 , с. 76.
  65. ^ Ватт, Роберт (26 сентября 1944 г.). «Инспекция завода Philips в Эйндховене, 23–26 сентября 1944 г.» (PDF) . Подкомитет по объединенным разведывательным задачам, SHAEF . Проверено 6 мая 2018 г.
  66. ^ Местность 1998 , с. 498.
  67. ^ Вебстер и Франкланд 2006 , стр. 440–441.
  68. ^ Вебстер и Франкланд 2006 , с. 441.
  69. ^ Райкен 2014 , с. 64.
  70. ^ Райкен 2014 , стр. 32, 133.
  71. ^ «Памятник операции «Устрица», расположенный по адресу Матильделаан 2, Эйндховен, Северный Брабант, Нидерланды» . Проверено 28 октября 2021 г.
  72. ^ «Бомбардировка Синтерклааса в Эйндховене (на голландском языке)» . 6 декабря 2016 года . Проверено 28 октября 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бойер, MJF (1979) [1974]. 2 Группа RAF: Полная история 1936–1945 (2-е изд. Фабера в мягкой обложке). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN  0-571-11460-1 .
  • Фрэнкс, Норман (2016). Воздушная война истребительного командования 1941 года . Барнсли: Книги о ручке и мече. ISBN  978-1-4738-4722-4 .
  • Мюррей, Уильямсон (1989) [1983]. Стратегия поражения: Люфтваффе, 1933–1945 гг . База ВВС Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press. ISBN  978-0-933852-45-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a6d59e3ab7a7100ced27499d2927057__1719041640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/57/3a6d59e3ab7a7100ced27499d2927057.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Oyster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)