Цирковое наступление
«Цирк» — кодовое название операций Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны , когда бомбардировщики с массовым эскортом истребителей отправлялись над континентальной Европой, чтобы ввести в бой истребители Люфтваффе . Обычно это были соединения из 20–30 бомбардировщиков в сопровождении до 16 эскадрилий истребителей сопровождения. Бомбардировочные соединения такого размера не могли быть проигнорированы Люфтваффе .

Сначала средние бомбардировщики, такие как « Хэндли Пейдж Хэмпден», использовались но даже при наличии большого количества эскорта они были слишком уязвимы для зенитной артиллерии и немецких истребителей. «Хэмпдены» были заменены легкими бомбардировщиками «Бристоль Бленхейм», но и у них дела обстояли не лучше. Тяжелые бомбардировщики, такие как « Шорт Стирлинг», было легче сопровождать, но после нескольких вылетов бомбардировочному командованию они понадобились обратно.
« Харрибомбер » , истребитель-бомбардировщик, развитие Хоукера Харрикейна , использовался с лучшими результатами, хотя небольшая бомбовая нагрузка, которую нес этот самолет, нанесла небольшой ущерб.
Были и другие кодовые названия подобных миссий .
- Ramrod: похож на «Цирк», но основной целью является уничтожение цели. Примером может служить операция «Шомпол 16» .
- Рейнджер: вторжение большого соединения истребителей на оккупированную территорию с целью измотать немецкие истребительные силы.
- Ревень: небольшие вылеты внештатных истребителей против возможных наземных целей .
- Рейдстед: нападение с малой высоты на прибрежное судоходство.
История
[ редактировать ]После окончания битвы за Британию истребительное командование Королевских ВВС перешло от оборонительных операций к наступательным, в ходе которых они вступали в бой с немецкими истребителями на другой стороне Ла-Манша; Оперативная инструкция была готова к декабрю 1940 года. [ 1 ] Это произошло в результате замены Хью Даудинга более агрессивным Шолто Дугласом на посту главнокомандующего истребительным командованием Королевских ВВС. Дуглас охарактеризовал свою политику как «наклон вперед во Францию», и ее с энтузиазмом поддержал Траффорд Ли-Мэллори , сменивший Кейта Парка на посту главы 11-й группы Королевских ВВС , командование которой охватывало юго-восток Англии . [ 2 ]
Будет два типа наступательной операции: « Ревень » (первоначально называвшаяся «Москит»), в ходе которой небольшие патрули будут пересекать территорию под прикрытием облачности и поражать любые обнаруженные самолеты; и в дни ясной погоды «Цирк», в котором несколько эскадрилий - возможно, с несколькими бомбардировщиками - проводили зачистку северной Франции. Цирк стал означать операцию с бомбардировщиками. [ 1 ]
Патрули ревеня начались в декабре 1940 года; хотя пилотам разрешалось атаковать наземные цели, если таковые возникали, их основной задачей было сбить немецкий самолет. К середине июня 1941 года истребительное командование совершило 149 патрулей «Ревеня» (336 боевых вылетов), заявив, что семь самолетов противника сбиты, а с британской стороны потеряно восемь пилотов. Цирковые операции с бомбардировщиками начались в январе, а к июню их было проведено одиннадцать, включая доки на французском побережье и аэродромы. За тот же период было проведено более сорока зачисток без бомбардировщиков. [ 1 ] В то время как приоритетом истребительного командования были немецкие истребители, бомбардировочное командование сконцентрировалось на уничтожении наземных целей. На более высоком уровне в Королевских ВВС считалось, что влияние на войну ущерба, который могут нанести бомбардировщики, будет минимальным; Командиры бомбардировочного и истребительного командований провели конференцию, на которой было решено, что цель цирка состоит в том, чтобы заставить немецкие истребители вступить в бой в обстоятельствах, которые выгодны британцам, и с этой целью бомбардировщики должны нанести достаточный ущерб, который Люфтваффе не сможет игнорировать нападения. [ 1 ]
Перед операцией «Барбаросса» , вторжением Германии в СССР , главный маршал авиации сэр Чарльз Портал, начальник штаба авиации, поручил командованиям истребителей и бомбардировщиков найти способ сохранить немецкие истребители в Западной Европе, а не усиливать Люфтваффе в Восточной Европе. В результате политика заключалась в проведении цирковых операций против промышленных объектов в районе Бетьюна , Лилль на северо-востоке Франции; это может привлечь немецкую истребительную оборону к этому району, в результате чего оборона на флангах станет слабее, и бомбардировщики без сопровождения смогут атаковать Германию в дневное время. В то же время будут проводиться ночные бомбардировки промышленного региона Рура . [ 1 ] Министерство авиации дало ВВС указание, что целью цирков будет уничтожение наземных целей с участием немецких истребителей в качестве второстепенного приоритета. Вскоре стало ясно, что дневные бомбардировки без сопровождения слишком рискованны, и тяжелые бомбардировщики следует использовать только для ночных операций. [ а ] За шесть недель истребительное командование Королевских ВВС совершило 8000 боевых вылетов в поддержку 376 вылетов бомбардировщиков и еще 800 вылетов на зачистки. [ б ] В августе «Цирки» совершали полеты со 2-й и 5-й группами бомбардировочного командования. [ 1 ]
Истребительное командование теряло пилотов и самолеты во время операций над Европой, но Дуглас утверждал, что потери были меньше, чем во время битвы за Британию, и потери самолетов были восполнимы. [ 1 ] На самом деле потери были на самом деле выше, а результаты разочаровывали. В 1941 году истребительное командование заявило, что уничтожило 800 самолетов противника, потеряв 462 летчика-истребителя; однако фактическое количество уничтоженных немецких самолетов составило всего 183. [ 3 ] В состав потерянного экипажа Королевских ВВС, убитых или взятых в плен, входили некоторые из их самых опытных офицеров; тридцать лейтенантов звена, двадцать командиров эскадрилий, шесть командиров звеньев и один капитан группы. [ 4 ] Среди них были некоторые из самых прославленных асов Истребительного командования; Эрик Лок убит в Ла-Манше, Дуглас Бейдер взят в плен на севере Франции, а Пэдди Финукейн убит в Па-де-Кале . [ 5 ] В 1941 году истребительное командование обнаружило, что оно испытывает в наступлении все те же недостатки, которые Люфтваффе испытывало в 1940 году; действовали на границах своего радиуса действия и над территорией противника, так что сбитые пилоты попадали в плен, вместо того чтобы иметь возможность вернуться в свои эскадрильи. Кроме того, немецкое командование было свободно выбирать, каким налетам противостоять, а какие игнорировать, поскольку силы бомбардировщиков, развернутые Королевскими ВВС, редко были достаточно большими, чтобы нанести критический ущерб. [ 6 ]
Помимо низкого соотношения потерь более двух британских самолетов к одному немецкому, еще одной заявленной целью кампании лета 1941 года было отвлечение авиационных средств Люфтваффе от операции «Барбаросса» - вторжения стран Оси в Советский Союз. Хотя ряд опытных немецких пилотов был переведен обратно во Францию, ни одно крупное подразделение не было выведено с Восточного фронта , а два истребителя Geschwader в Западной Европе, Jagdgeschwader 2 и Jagdgeschwader 26 , вернулись в полную силу к ноябрю 1941 года. [ 7 ] В более широком плане в ходе кампании было задействовано 75 истребительных эскадрилий, оснащенных самыми современными самолетами в Соединенном Королевстве, по сравнению с 34 истребительными эскадрильями на театрах военных действий на Ближнем и Дальнем Востоке . Более того, «Спитфайры» не были переданы зарубежным командованиям, а поставленные «Харрикейны» были старых моделей. Ситуация была хуже на Дальнем Востоке, где британским ВВС пришлось встретить японское вторжение в Малайю, оснащенное устаревшим «Брюстером Буффало» , американским истребителем, признанным непригодным для службы в Европе. [ 8 ] Кампания не достигла своих целей и потратила впустую ресурсы, которые были остро необходимы в других местах; немцы назвали это «бессмысленным наступлением». [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Короткие Стирлинги некоторое время использовались в цирковых операциях; формированием из нескольких тяжелых бомбардировщиков легче управлять, чем несколькими легкими бомбардировщиками, такими как « Бристоль Бленхейм» .
- ^ За этот период истребительное командование также совершило около 10 000 оборонительных и 1000 боевых вылетов в поддержку атак на немецкие корабли.
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Олпорт, Алан (2020). Британия в страхе: эпическая история Второй мировой войны: 1938-1941 гг . Лондон: ISBN Profile Books Ltd. 978-1781257814 .
- Бишоп, Патрикик (2017). Air Force Blue: RAF во Второй мировой войне – острие победы . Лондон: Уильям Коллинз. ISBN 978-0007433131 .
- Кейгилл, Питер. Крыло Биггин-Хилл – 1941 год: от защиты к атаке . Авиация «Перо и меч», 2008. ISBN 978-1844157464
- «1941: трудный год» , депеша, представленная министру авиации 29 февраля 1948 года маршалом Королевских ВВС сэром Шолто Дугласом – через Spitfiresite.com
- Ричардс, Денис (1953). Королевские военно-воздушные силы, 1939–45, Том I: Борьба вопреки всему . Лондон: HMSO.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бауген, Г. (2018). Королевские ВВС в наступлении: возрождение тактической авиации 1940–1941 гг . Страуд: Fonthill Media. ISBN 978-1-52673-515-7 .
- Бойер, MJF (1979) [1974]. 2 Группа RAF: Полная история 1936–1945 (2-е изд. Фабера в мягкой обложке). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-11460-1 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции (в сокращении) . История Второй мировой войны (2-е изд. ПБК. Изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Мюррей, Уильямсон (1989) [1983]. Стратегия поражения: Люфтваффе, 1933–1945 гг . База ВВС Максвелл, Эл: Издательство Air University Press. ISBN 978-0-933852-45-7 .
- Ричардс, Денис (1974) [1953]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба наперекор . История Второй мировой войны. Том. Я (пбк. переизд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771592-9 . Проверено 19 мая 2020 г. - через Hyperwar Foundation.
- Сондерс, Х. Сент-Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: битва выиграна . История Второй мировой войны. Том. III (пбк. переизд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771594-3 . Проверено 12 июня 2020 г. - через Hyperwar Foundation.
- Шорс, К.; Томас, К. (2004). 2-я тактическая воздушная армия: Спартанец в Нормандию с июня 1943 по июнь 1944 года . Том. И. Хершам: Классические публикации (Ян Аллан). ISBN 1-903223-40-7 .