Операция Шомпол 16
Шомпол 16 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Королевские ВВС Локхид Вентура | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
5 Спитфайров эскадрилий 7 Бостон IIIA 12 Локхид Вентура бомбардировщиков | 70 истребителей | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
10 Вентурас потеряно возле цели, один списан 28 членов экипажа убиты, 12 военнопленных. 1 «Спитфайр» потерян; пилот погиб | 1 Bf 109, 3 Fw 190 |
Ramrod 16 представлял собой попытку Королевских ВВС (RAF) разбомбить сталелитейный завод Koninklijke Hoogovens (Королевские доменные печи) в Эймейдене в Нидерландах во время Второй мировой войны . После нескольких недавних неудачных атак был разработан более тщательно продуманный план Douglas Boston IIIA шести легких бомбардировщиков из 107-й эскадрильи повторной атаки с использованием Ramrod в качестве отвлечения. (Ramrod — это термин британских ВВС, обозначающий бомбардировочные операции, направленные на то, чтобы побудить истребители Люфтваффе к действию, а британские истребители эскорта должны были атаковать.) Ramrod 16 должны были пилотировать двенадцать бомбардировщиков Lockheed Ventura Mk II из 487-й эскадрильи RNZAF против электростанции Хемвег в Амстердаме. , недалеко вверх по реке от Эймейдена.
Тринадцать «Спитфайров» эскадрилий из 11-й группы должны Истребительного командования были перелететь на «Родео 212» во Влиссинген (Флашинг), в 78 милях (126 км) к юго-западу от Амстердама, в качестве еще одного отвлекающего маневра. «Вентурас» должны были сопровождать три эскадрильи «Спитфайров» из 12-й группы истребительного командования. Две эскадрильи высоколетных «Спитфайров» Mk IX должны были ждать у голландского побережья на случай непредвиденных обстоятельств, а восемь истребителей «Мустанг» должны были защищать «Бостоны» по их возвращению из Эймейдена, еще три эскадрильи «Спитфайров» прикрывали возвращение «Вентурас».
Рейд начался ближе к вечеру 3 мая 1943 года, но «Родео 212» прибыл рано и на высоте, предупредив немцев. Первые три «Бостона» 107-й эскадрильи не промахнулись по сталелитейному заводу Эймейдена, но второе соединение получило прямые попадания. «Вентурас» 487-й эскадрильи опередили большую часть своего эскорта и встретили неожиданно большое количество немецких истребителей, местный контингент по совпадению был временно усилен. Все Вентуры, кроме одного, были сбиты перед бомбардировкой, а немецкий истребитель Мессершмитт Bf 109 был сбит последней Вентурой, которой пилотировал командир эскадрильи Леонард Трент , чьи бомбы пролетели мимо электростанции; Трент был сбит несколько мгновений спустя.
Боевой дух трех эскадрилий Вентуры во 2-й группе был серьезно подорван потерями, но 487-я эскадрилья была восстановлена, вернулась в строй в конце месяца и была перевооружена на машины de Havilland Mosquitos позже в том же году . Полная история рейда стала известна, когда Трент был репатриирован из немецкого лагеря для военнопленных в 1945 году. Трент был награжден Крестом Виктории , а его штурман, лейтенант Вивиан Филлипс, получил орден «За выдающиеся заслуги» .
Фон
[ редактировать ]Бомбардировочное командование, 1939 год.
[ редактировать ]4 сентября 1939 года пять из десяти бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм» были сбиты при атаке на малых высотах немецких военных кораблей днем, а также два из четырнадцати бомбардировщиков «Виккерс Веллингтон» . 29 сентября пять бомбардировщиков «Хэндли-Пейдж Хэмпден» совершили еще один налет на немецкие военные корабли, и все они были сбиты. В октябре и ноябре из-за погодных условий было возможно провести несколько операций, но 3 декабря 24 «Веллингтона» были отправлены для атаки немецких кораблей. «Веллингтоны» были перехвачены немецкими истребителями Messerschmitt Bf 109 и Messerschmitt Bf 110 и атакованы немецкими зенитными орудиями ( FlaK ); ни один бомбардировщик не был потерян, а один Bf 109 был заявлен сбитым, что позже подтвердилось немецкими записями. 14 декабря «Веллингтоны» совершили еще одну атаку, пятеро из них были сбиты, еще один разбился в Англии. 18 декабря 22 «Веллингтона» снова атаковали, пролетев на высоте 10 000 футов (3 000 м), чтобы уклониться от зенитной артиллерии , что считается основной причиной недавних потерь. Летя на большей высоте и выбирая более длинный маршрут, чтобы избежать нейтральной территории, «Веллингтоны» было легче обнаружить немецким радаром. [ 1 ] Около 100 немецких истребителей были подняты на перехват бомбардировщиков, а «Веллингтоны» были перехвачены Bf 110 с пушечным вооружением и Bf 109D с пулеметным вооружением. [ 2 ] В ходе так называемой битвы в Гельголандской бухте одиннадцать «Веллингтонов» были сбиты, один затонул в Северном море и шесть разбились в Англии. [ 1 ] Только одна группа Веллингтонов бомбила, другая воздержалась, чтобы избежать жертв среди гражданского населения; В ответном огне немцы потеряли три истребителя. [ 3 ] [ 4 ]
Масштабы потерь «ошеломили» лидеров Королевских ВВС, подорвав их веру в то, что плотные формирования бомбардировщиков, оснащенных пулеметными турелями, могут отразить атаку дневных истребителей. [ 1 ] С января 1940 года дневные бомбардировщики «Веллингтон» и «Хэмпден» присоединились к специальным ночным бомбардировщикам «Армстронг-Уитворт-Уитли» в полетах по сбрасыванию листовок над Германией. Легкие дневные бомбардировщики « Фейри Бэттл» и «Бленхейм» передовых авиационных ударных сил во Франции и 2-й группы в Англии также уделяли значительное время подготовке к ночным полетам. [ 5 ] Во время битвы за Францию AASF и 2-я группа совершали дневные и ночные вылеты, в боях AASF потери составили 75 процентов днем с 10 по 14 мая и 0,5 процента ночью. Во время битвы AASF потеряли 137 баттлов и 37 бленхеймов; 2 Группа потеряла 98 Бленхеймов. [ 6 ] [ 7 ]
Наклоняясь вперед во Францию
[ редактировать ]
После победы в битве за Британию в 1940 году истребительное командование начало посылать истребительные эскадрильи над северной Францией, Бельгией и Нидерландами для борьбы с Люфтваффе . [ 8 ] Эта политика была известна как «Наклон вперед во Францию» и была начата главным маршалом авиации Шолто Дугласом , который 25 ноября 1940 года сменил Хью Даудинга на посту главнокомандующего истребительной авиацией. [ 9 ] С декабря 1940 года 11-я группа летала на Ревенях, совершая налеты двух или трех истребителей, атакуя возможные цели; Родео - истребители проносятся над территорией противника без бомбардировщиков, что Люфтваффе обычно игнорировали, и Цирки - небольшое количество бомбардировщиков из 2-й группы в сопровождении большого количества истребителей. Целью операций было нападение на наземные цели, уничтожение всех истребителей Люфтваффе , оказавших сопротивление налетам, и удержание их в Западной Европе. «Шомполы» представляли собой вылеты бомбардировщиков в сопровождении истребителей, предназначенные в первую очередь для уничтожения наземной цели и нанесения потерь со стороны эскорта немецким истребителям, пытающимся вмешаться. [ 10 ]
С декабря 1940 по июнь 1941 года истребительное командование совершило полеты на 104 ревенях и одиннадцати цирках. [ 11 ] В бомбардировочном командовании только 2-я группа все еще летала на дневных бомбардировщиках, и операция «Барбаросса» - вторжение Германии в Советский Союз, начавшаяся 22 июня, придала группе дополнительное значение. [ 12 ] Люфтваффе отвело свои эскадрильи с прибрежных аэродромов на базы, расположенные дальше вглубь страны, откуда они могли отказаться от боя или вступить в бой с истребителями британских ВВС в местах, где британские истребители находились в тактическом невыгодном положении из-за нехватки топлива. [ 13 ] Чтобы заставить люфтваффе перебросить истребительные части с Восточного фронта и нанести ущерб коммуникациям на западе, было усилено наступление над Францией, причем истребительное командование до конца года направило на операции около трети своей авиации. Попытка провалилась: из СССР не было переброшено немецких истребителей для усиления двух Jagdgeschwader (истребительных групп) на западе. К июню 1941 года потери истребительного командования составили 51 пилот, но к концу года было потеряно еще 411 пилотов, что больше, чем потери с июля по октябрь 1940 года. [ 14 ]

Истребительное командование сделало «чрезвычайно преувеличенные оценки потерь Германии» с июня по конец декабря 1941 года, заявив о 731 самолете Люфтваффе против реальных потерь Люфтваффе в 154 самолета, 51 из которых не был потерян в результате действий британских ВВС. [ 14 ] К концу января 1942 года Люфтваффе переброска дневных истребителей и зенитных частей была обнаружена британцами, а ультрарасшифровка немецких сигналов, закодированных с помощью машины «Энигма» , выявила переброску 30 немецких истребителей новейшего типа на русский фронт и 40 — с Па -де-Кале в северную Норвегию для проведения операций по борьбе с конвоями. [ 14 ] Дневное наступление возобновилось 24 марта 1942 года и получило энергичный ответ Люфтваффе ; к 19 апреля расшифровки «Ультра» выявили усиление западного воздушного фронта: из 180 одномоторных истребителей в Па-де-Кале 120 были новыми Focke-Wulf Fw 190 , превосходившими Spitfire Mk V. [ 15 ]
К середине июня истребительное командование понесло 259 потерь из-за потери 58 немецких истребителей, тогда как истребительное командование утверждает, что уничтожило 197. 6 июля «Ультра» сообщила, что Люфтваффе изо всех сил пытается поставлять самолеты в Северную Африку, ввело ограничения на операции в России и приказал значительно увеличить производство истребителей Винер -Нойштадтер Флюгцойгверке , что было воспринято как означающее, что наступление истребительного командования внесло большой вклад в затруднения Германии. Наступление продолжалось с меньшей скоростью, чтобы связать подразделения Fw 190 и сохранить определенное превосходство в воздухе вдоль побережья Ла-Манша до максимальных усилий во время рейда на Дьепп (19 августа 1942 г.). [ 15 ] Во 2-й группе устаревшие бомбардировщики «Бленхейм» начали заменять более быстрыми и универсальными дневными бомбардировщиками «Дуглас Бостон», «Локхид Вентура» и «Де Хэвилленд Москито». [ 16 ]
Прелюдия
[ редактировать ]2 групповых рейда
[ редактировать ]
Три эскадрильи 2-й группы, оснащенные самолетами Douglas Boston , в марте 1943 года начали замену своих самолетов на новые Boston Mk IIIA, выполняя тренировочные вылеты и морские поисковые операции. [ 17 ] [ а ] Первой эскадрильей, возобновившей наступательные действия, была 107-я эскадрилья 1 мая; Кан подвергся нападению, но рейду помешала облачность. 2 мая 107-я эскадрилья атаковала сталелитейный завод Koninklijke Hoogovens («Королевские доменные печи») в Эймейдене на побережье, не попала в цель, но поразила баржи и доковые сооружения поблизости. Spitfire Mk IXe Истребители 331-й (норвежской) эскадрильи уничтожили три истребителя Focke-Wulf Fw 190 . [ 17 ] [ б ] «Вентурас» из 464-й эскадрильи (Королевские ВВС Австралии, RAAF) также атаковали сталелитейный завод в сопровождении «Спитфайров» Vbs из 118-й эскадрильи . [ 17 ] [ с ] Бомбардировщики совершили обычный заход на посадку над Северным морем, а затем совершили боевой набор высоты (быстрый набор высоты на высоту бомбометания). «Вентурас» получил умеренную зенитную артиллерию во время атаки, также не попал в сталелитейный завод, но поразил коксохимический завод , сульфатный завод и другие вспомогательные предприятия, а также три корабля, два из которых затонули. Venturas были пойманы на обратном пути в 40 милях (46 миль; 74 км) от FW 190, что повредило два бомбардировщика из двух FW 190, которые, как утверждается, были сбиты эскортом. [ 17 ]
План
[ редактировать ]
Ramrod 16 был еще одной попыткой нападения на сталелитейный завод в Эймейдене со стороны шести Boston IIIA, при этом 3 мая отвлекли внимание двенадцать бомбардировщиков Ventura Mk II из 487-й эскадрильи (Королевские ВВС Новой Зеландии, RNZAF). [ 17 ] [ д ] В ярко-голубом небе, солнечном свете и теплом дне четырнадцать экипажей 487-й эскадрильи прошли инструктаж для рейда на базу ВВС Великобритании Метволд в Норфолке . Экипажам сказали, что они должны атаковать электростанцию Хемвег (Papaverweg Powerplant; 52.39786815883844, 4.900222647021094) в северной части Амстердама , примерно в 17 милях (28 км) от Эймейдена, чтобы «поощрить голландское сопротивление противостоять немецкому давлению в Голландии и помочь голландским рабочим в организации неповиновения». [ 22 ] В операции должны были участвовать двенадцать самолетов под прикрытием трех эскадрилий «Спитфайров». Экипажам Вентуры было приказано ожидать решительного сопротивления, но продолжать действовать любой ценой. [ 23 ] [ 24 ] За рейсом B 487-й эскадрильи, возглавляемым командиром эскадрильи Леонардом Трентом и заместителем командира звена лейтенантом А.В. Даффиллом, должен был следовать отряд A, результат подбрасывания монеты с командиром звена A, командиром эскадрильи Джеком Микином. . [ 25 ] План состоял в том, чтобы бомбить «Вентурас» в сумерках, чтобы воспользоваться сгущающейся темнотой и вернуться под прикрытием ночью. [ 26 ]
«Вентура» должен был встретиться над британскими ВВС «Колтишалл» в 17:00 на высоте менее 1000 футов (300 м) со «Спитфайрами» Mk V ближайшего эскорта, состоящими из 118-й, 167-й и 504-й эскадрилий . Spitfire Mark IX имел характеристики, аналогичные характеристикам истребителей Люфтваффе Messersmitt Bf 109G и Focke Wulf 190A, но к середине 1943 года им были оснащены только десять эскадрилий истребительного командования из-за нехватки двигателей и поставок в зарубежные эскадрильи. Большинство отечественных эскадрилий «Спитфайров» остались летать на устаревших Mk V, ограниченных непосредственным сопровождением бомбардировщиков. [ 27 ] Бомбардировщики должны были лететь со скоростью 190 узлов (350 км/ч; 220 миль в час) с указанием воздушной скорости (IAS) в течение 33 минут над Северным морем, держась ниже уровня немецкого радара , пока они не окажутся в десяти минутах от голландского побережья, а затем выполнить боевой набор высоты ( быстро и круто) на скорости 165 узлов (306 км/ч; 190 миль в час) до 10 000 футов (3 000 м) и направляйтесь прямо к цель, чтобы сохранить степень неожиданности. [ 28 ] Операции истребительного командования по защите бомбардировщиков состояли из целевой поддержки (или передовой поддержки), зачистки истребительных эскадрилий, имеющихся на случай непредвиденных обстоятельств, тесного сопровождения бомбардировщиков, высокого прикрытия для непосредственного сопровождения и тыловой поддержки для сопровождения бомбардировщиков домой и поражения любых немецких истребителей. когда у других эскортов закончилось топливо и боеприпасы. [ 29 ]
Целевую поддержку должны были оказывать самолеты Supermarine Spitfire Mk IXbs из 122-й и 453-й эскадрилий RAAF, летевшие вдоль побережья к западу от маршрута подхода к Вентуре. Тринадцать истребительных эскадрилий из 11-й группы должны были направить Родео 212 в сторону Влиссингена (Флашинг) на острове Вальхерен на юго-западе в качестве диверсии. [ 30 ] Тыловая поддержка (ожидающая недалеко от побережья) со стороны трех эскадрилий «Спитфайров» для защиты «Вентурас» на обратном пути должна была прибыть на реле и на орбиту (круг) к западу от Зандворта; семь Spitfire Vbs и Vcs из 302-й (польской) эскадрильи должны были прибыть в 17:30 и вернуться в 18:55 , двенадцать Spitfire Vbs из 306-й (польской) эскадрильи должны были вступить во владение в 17:25 и вылететь в 19:00. ( и двенадцать «Спитфайров» 308-й польской) эскадрильи , прибывшие в 17:20, должны были повернуть домой в 18:50. Два эстафеты 613-й эскадрильи Mustang Mk Is должны были прикрыть отход 107-й эскадрильи, четыре «Мустанга», прибывшие в 5:00: 00 вечера и возвращение в 18:40, вторые четверо прибывают в 17:15 и возвращаются домой в 18:55. [ 31 ] [ и ]
Рейд
[ редактировать ]
Двенадцать Venturas вылетели из Королевских ВВС Метволда в 16:43 в ясную погоду, но через пять минут Q-Queenie , которым пилотировал сержант А.Г. Бейкер, повернул обратно из-за неисправности аварийного люка. Одиннадцать оставшихся «Вентурас» через несколько минут встретились с эскортом «Спитфайров» крыла Колтишолл над британскими ВВС Колтишолл ближе к побережью. Бостоны 464-й эскадрильи также стартовали из Колтишолла, пролетев намного ниже, чем Вентурас. Трент возглавил первые шесть Вентура в тесном строю , а вторая группа во главе с Микином следовала за ним. Тринадцать истребительных эскадрилий из 11-й группы, летавших на «Родео -212», ошиблись в выборе времени и прибыли во Флиссинген, в 78 милях (126 км) к юго-западу от Амстердама, на тридцать минут раньше, появившись на немецких радарах и предупредив немецкие истребительные части. Target Support Spitfire Mk IXbs из 122-й и 453-й эскадрилий RAAF были отозваны в 17:30, когда они находились на высоте 27 000 футов (8 200 м), 30 морских миль (35 миль; 56 км) к западу от Зандворта . [ 32 ]
По совпадению, истребители Люфтваффе в Нидерландах были усилены во время визита в Харлем рейхскомиссара Артура Зейсс Нидерландов -Инкварта . Люфтваффе , под Амстердамом была запланирована конференция На этот день на аэродроме Схипхол на которой присутствовало большое количество опытных летчиков-истребителей с других частей Западного фронта. [ 26 ] Шесть самолетов Boston IIIA из 107-й эскадрильи взлетели в 16:52 и около 17:53 разбомбили сталелитейный завод Эймейдена двумя боевыми группами по три самолета в каждой, причем первая жертва попала во вспомогательный выключатель и трансформаторную подстанцию, несмотря на то, что бомба была сделана. бегает на «ноль ногах». [ 17 ] Истребители Bf 109 и истребители Fw 190 перехватили первую жертву, когда она повторно пересекала побережье, но уклончивые действия «Бостонов» позволили им уйти без потерь. [ 26 ] [ ж ] Вторая жертва, атаковав интенсивную зенитную артиллерию , сбросила бомбы и попала в сталелитейный завод, повернула домой и столкнулась с немецкими истребителями, которые сбили BZ227, горящий «Бостон», которым пилотировал летный сержант Ф.С. Харроп; два других «Бостона» сбежали, заметив, что «Вентура» упала в воду, очевидно, потерявшись со всеми руками. [ 26 ]
Одиннадцать Venturas поднялись в высоту в 17:35, как раз перед тем, как достичь голландского побережья с тремя эскадрильями Spitfire VB ближнего сопровождения, но 504-я эскадрилья отставала на 3 мили (3,5 мили; 5,6 км). Когда бомбардировщики достигли высоты 12 000 футов (3700 м), цель была видна впереди в ясном небе. [ 34 ] В качестве меры предосторожности против возможного нападения британцев на Зейсс-Инкварт немецким истребителям было приказано оторваться от земли и подняться на высоту примерно в то же время, что и «Вентурас». [ 35 ] Немецкие истребители были подняты в воздух в 17:20 с аэродрома Венсдрехт и были направлены на перехват приближающегося строя у побережья. [ 36 ] В составе немецких истребителей было 24 истребителя Fw 190 из II. Группа (2-я группа) Jagdgeschwader 1 (JG 1, 1-й истребительный авиаполк) и восемь истребителей Bf 109 из 2. Staffel (2-я эскадрилья) Jagdgeschwader 27 (JG 27, 27-й истребительный авиаполк). Истребителей возглавил гауптман (капитан) Дитрих Викоп , Gruppunkommandeur (командир группы) II./JG 1. [ 37 ]
Над побережьем более двадцати немецких истребителей из трех Staffeln II./JG 1 упали на 504-ю и 167-ю эскадрильи ближнего эскорта, а еще тридцать направились к Вентурасу. «Спитфайры» 504-й эскадрильи все еще набирали высоту, когда Fw 190 пронеслись над ними и отрезали их от «Вентурас». Командир крыла Колтишалл Ховард «Ковбой» Блатчфорд попытался предупредить бомбардировщики, но они уже были окружены немецкими истребителями. [ 26 ] Воздушный бой начался с пикирования Fw 190 на 167-ю эскадрилью; 504-я эскадрилья, все еще набиравшаяся сзади, сделала разворот на 360 °, чтобы заманить Fw 190, но безрезультатно; 118-я эскадрилья дошла до западной части Амстердама и получила два Fw 190, а 167-я эскадрилья - еще один. «Спитфайр» Блатчфорда был сильно поврежден и упал в море в 40 морских милях (46 миль; 74 км) от Мандесли ; его тело так и не было найдено. [ 38 ]

Самолет Ventura, которым управлял Даффилл, пострадал одним из первых; артиллерийский огонь разрушил гидравлику, загорелись оба двигателя и серьезно ранил двух артиллеристов, после того как один из них захватил истребитель. Даффилл повернул домой, за ним последовали два самолета A Flight Ventura, которые были быстро сбиты. Под атакой немецких истребителей Даффиллу удалось удержать «Вентуру» в воздухе, а штурман сбросил бомбы. Пожары утихли, и Даффилл добрался до Метволда и благополучно приземлился (артиллеристы были доставлены в больницу Эли , а экипаж был немедленно награжден наградами). [ 39 ] Через несколько минут после пересечения побережья количество самолетов Venturas сократилось до пяти; Летный офицер О.Э. Фостер был пилотом одного из пяти самолетов, оставшихся для запуска бомбы. [ 34 ]
Фостер увидел, как две Вентуры перед его самолетом взорвались, а несколько мгновений спустя его Вентура была подбита, и люки для бомб отвалились, а за ними последовали и бомбы. Фостер повернул домой, и его Вентура была поражена зенитным огнем, в результате чего вышел из строя двигатель правого борта. Фостер нырнул, чтобы уйти от немецких истребителей, но контейнеры с боеприпасами для его орудий, стреляющих вперед, начали взрываться и оторвало нос. Штурман, летный офицер Т.А. Пенн, был тяжело ранен, а задний стрелок, летный сержант Т.В.Дж. Уорнер, был смертельно ранен, но успел сообщить, что его башня вышла из строя, прежде чем он умер. Фостеру удалось вывести «Вентуру» из пике в сторону гавани, но он обнаружил, что находится в центре немецкого конвоя. Фостер очистил корабли, но его органы управления были повреждены, и он едва мог удерживать «Вентуру» в воздухе, когда снова пересекал голландское побережье. У Вентуры произошла утечка топлива, и Фостер приказал отключить заправочные станции; левый двигатель вышел из строя, «Вентура» рухнула в море и быстро затонула. [ 39 ] Фостер, Пенн и радист сержант Р.В. Манн выбрались из затопленного самолета. [ 40 ] Один из членов экипажа рассказал:
Все лодки были повреждены артиллерийским огнем, когда мы вышли в море. Это была ужасная борьба за то, чтобы остаться на плаву. Сначала мне удалось снять только одну перчатку и шлем, но после борьбы я снял один летающий ботинок, а затем спустя значительное время сумел стряхнуть и второй. Я все время кричал о помощи и помню, как плакал, как ребенок, потому что был слишком молод, чтобы умереть. Одному богу известно, кого я ожидал услышать. Гребли, чтобы держаться на плаву, пока не почувствовали ужасные боли, но как только я прекратил грести, я затонул, и через некоторое время я дошел до того, что мои руки не остановились. Спустя, казалось, целую вечность, один из мальчиков закричал, что прямо к нам приближается лодка. Следующее, что я помню, это то, как я проснулся в машинном отделении, а немецкий офицер смотрел на меня, а затем снова ничего не видел, пока я не пришел в себя в больнице. [ 41 ]
Немецкий патрульный катер подобрал троих выживших через пару часов после крушения. [ 40 ]

Последние четыре Venturas были встречены массированным зенитным огнем, все еще находясь под атакой Bf 109, следовавших за ними в FlaK . Один из немецких истребителей промахнулся над Вентурасом и пересек Трента, дав ему возможность обстрелять его из своих фиксированных спаренных носовых пушек калибра 0,303 дюйма (7,7 мм). «Мессершмитт» был охвачен короткой очередью и, как было видно, загорелся. Позже Трент сказал, что был удивлен, что немецкие пилоты преследовали их с помощью таких тяжелых зенитных артиллерийских установок . Подойдя к цели на высоте 7000 футов (2100 м), Трент увидел, как его ведомый был сбит, а за ним сразу же последовали два других самолета. Двигаясь к цели, Трент сбросил бомбы и повернул домой, но при этом его самолет снова получил удар, резко развернулся и развалился на части. Трент и его штурман , лейтенант Вивиан Филлипс, были отброшены от обломков в воздухе и потянули тросы парашюта, но два других члена экипажа не смогли освободиться и погибли, когда «Вентура» врезалась в Кометон-Польдер; Трент и его штурман выжили и попали в плен. [ 39 ] Между 17:45 и 18:00 JG 1 заявил о десяти самолетах, а унтер-офицер Макс Винклер из 2./JG 27 заявил о сбитом Ventura к северу от Амстердама, о трех сбитых II./JG 1 Fw 190 и двух пилотах. [ 37 ] [ 42 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Перебор 487-й эскадрильи был объявлен 6 мая, и в нем было собрано всего шесть экипажей и восемь самолетов; это был четвертый случай, когда эскадрилья была практически уничтожена в ходе одной операции. Моральный дух 464-й эскадрильи, еще одной эскадрильи Вентуры, пострадал так же сильно, как и моральный дух 487-й эскадрильи, из-за потерь, тем более что решение о том, какая эскадрилья отправится в операцию, было решено путем подбрасывания монеты. [ 43 ]
Потери
[ редактировать ]Из двенадцати 487-й эскадрильи Venturas, отправленных на задание, единственными выжившими были экипаж самолета из первого ящика, повернувшего назад с поврежденным аварийным люком (он вырвался на свободу при приземлении Ventura и застрял в руле направления) и самолет Даффилла. из второго ящика, который был поврежден и не подлежит ремонту и списан; Лишь немногие экипажи из девяти самолетов Venturas, сбитых на подходе к цели, выжили. Некоторую надежду вселили летчики-истребители на Ramrod 16, которые сообщили, что видели семь парашютов. [ 44 ] [ 43 ] Журналист 487-й эскадрильи записал:
Это очень мрачный день с потерей таких экипажей, как Sqn. Лдр. Трент, Флорида. Выключенный. Перримана, Энди Кутта, Тома Бэйнтона, Фостера, Макгоуэнса, Терри Тейлора, Лена Ричбелла, Стэнли Кошолла, Руперта Норта и многих других. Лучшего набора мальчиков невозможно было найти за тридцать лет. Все ошеломлены этой новостью. [ 43 ]
Раненого воздушного стрелка, сержанта Урлиха, вытолкнули из горящего самолета его пилот, летный офицер Макгоуэн, и штурман, летный офицер Торнбер, которые вскоре погибли при взрыве бомбардировщика.
Урлих писал позже:
Внезапно по внутренней связи я услышал: «Навстречу нам снизу идут боевики». Через мгновение или две я увидел вокруг наших порядков немецкие истребители. Пятеро выделили нас и начали следовать за нами. Трое шли сзади, первый на расстоянии около 600 ярдов. Они не атаковали сразу, но когда Макгоуэн начал уклоняться, первый пришел. Он попал очередью по левому борту между моей башней и пилотом, но не причинил большого ущерба. Второй выстрел был лучше. Он сломал много плексигласа и ранил меня в правую ногу. Третий нас действительно исправил. Он подошел очень близко, обстрелял нас из конца в конец и ударил меня в левую ногу. Мне удалось выстрелить в него, и он упал с горящим двигателем. Интерком отключился, и у нас было несколько мирных минут, пока на нас не напали с фронта. Я не видел, чтобы этот вошел. Он действительно разбил башню. Меня порезали в левый бок, а одно из орудий попало снарядом и вылетело из крепления. [ 44 ]
Оберфельдфебель Эрнст Хизен из 5./JG 1 и фельдфебель Вилли Пфайффер из 4./JG 1 погибли в бою. На счету Хизена 32 победы в воздухе, и он был ведущим летчиком-истребителем в II./JG 1. Фельдфебель Георг Хуттер также был сбит и совершил вынужденную посадку в Харлеме, самолет был списан. [ 45 ] Хисен, возможно, был сбит сержантом Р. Дж. из 118-й эскадрильи. [ 46 ]
Последующие операции
[ редактировать ]
За атакой 107-й эскадрильи на сталелитейный завод в Эймейдене последовали цирки в Абвиль , Шербур и Пуа . 15 мая два бостонских формирования вырвались на взлетно-посадочную полосу и рассредоточились в Друкате в 4 милях (6,4 км) к северо-востоку от Аббевиля. По пути домой, между Пуа и Ле-Туке , «Бостоны» были атакованы Bf 109 и Fw 190. Истребители, сопровождавшие «Бостон», заявили о двух Bf 109, а сержант Киндл, задний стрелок эскадрильи, RG England, заявил, что два истребителя повреждены. Один «Бостон» приземлился на базе ВВС Великобритании в Детлинге с пробитым топливным баком, а другой разбился в поле недалеко от Ист-Пекхэма в Кенте. [ 43 ]
Командир эскадрильи Алан Уилсон принял командование 487-й эскадрильей, которая была перестроена до 21 экипажа; 23 мая эскадрилья атаковала коксовые печи в Зебрюгге, встретив незначительное сопротивление. 28 мая король Георг VI прибыл в Королевские ВВС Метволд, чтобы засвидетельствовать свое почтение и встретиться с четырнадцатью экипажами каждой эскадрильи на базе. Несколько дней спустя сэр Арчибальд Синклер , министр авиации , нанес визит, чтобы осмотреть восстановление; 464-я эскадрилья бомбила аэродром Карпике недалеко от Кана. В тот же день [ 43 ] В конце мая 2-я группа покинула бомбардировочное командование, чтобы присоединиться к новым Вторым тактическим воздушным силам и перешла под контроль истребительного командования до формирования Союзных экспедиционных военно-воздушных сил , пять месяцев спустя. В августе 487-я эскадрилья была преобразована в de Havilland Mosquito ; эскадрилья присоединилась к новому 140-му крылу и продолжила участие в рейде на тюрьму Амьена (операция Иерихон). [ 47 ] [ 48 ]
Леонард Трент
[ редактировать ]После захвата Трент принял участие в массовом побеге по туннелю из шталага Люфт III в Сагане , Нижняя Силезия, Германия, в марте 1944 года. Во время подготовки к тому, что стало известно как Великий побег . Трент был одним из людей, ответственных за утилизацию песка, взятого из туннеля; Трент также действовал как офицер службы безопасности, чтобы не дать немцам узнать о том, что происходит. Во время побега Трент прошел через туннель и вышел из дыры за проволокой лагеря, когда патрулирующий часовой обнаружил людей, ожидающих возможности уползти в лес, и предупредил охрану лагеря. [ 49 ] После репатриации и возвращения в 487-ю эскадрилью Трент сообщил:
Когда мы приблизились к Амстердаму, зенитки присоединились к истребителям в гонке, кто нас первым настигнет. Я был удивлен, что истребители продолжили свои атаки, и когда в поле зрения появилась электростанция, моему наблюдателю пришлось направлять меня. «Бомбы исчезли», — крикнул он, и я оторвал взгляд от приборов и увидел, что мы одни. В тот же момент нас подбили, и я обнаружил, что все органы управления отключены, но огня нет, а двигатели работают идеально. Это продолжалось около десяти секунд, что казалось целой вечностью, а затем внезапно самолет поднялся на дыбы, остановился вверх тормашками и вошел в штопор. Перед зумом я приказал «Покинуть самолет» и теперь пытался сам выбраться из люка в крыше. Однако вращение было настолько быстрым, что я никуда не двинулся, пока примерно на высоте 7000 футов машина внезапно не сломалась, и я не оказался снаружи. Мой навигатор тоже выбросили, но, к сожалению, остальные оказались зажаты среди обломков. [ 44 ]
Награды
[ редактировать ]За свои действия на Ramrod 16 Трент был награжден Крестом Виктории на церемонии в Букингемском дворце 12 апреля 1946 года, а Филлипс был награжден Орденом за выдающиеся заслуги (DSO). После войны Трент некоторое время прослужил в ВВС Новой Зеландии, а затем вернулся в ВВС Великобритании, где завершил свою карьеру, достигнув звания капитана группы . [ 50 ] [ 23 ] [ 51 ]
Боевой порядок
[ редактировать ]487-я эскадрилья
[ редактировать ]- АЖ209 В; Самолет командира эскадрильи Л. Х. Трента врезался в Коминтен- Польдер возле Фоккер завода , 18:00 двое убиты, двое взяты в плен (PoW) [ 52 ]
- АЕ916 С; самолет вернулся поврежденным и приземлился в RAF Feltwell в 18:55. [ 52 ]
- АЕ731 О; аварийная посадка между Харлемом и Вейфхейзеном , 17:45 три члена экипажа убиты, один военнопленный. [ 52 ]
- АЕ684 Б; сбит над Беннебруком в 17:45 , один убит, трое военнопленных. [ 52 ]
- АДЖ200Г ; сбит в Вейфхейзене, в живых нет [ 52 ]
- АЕ780 С; сбит на Борнштрассе в Амстердаме; трое убиты, один военнопленный [ 52 ]
- АЕ716 У; разбился в польдере к западу от Амстердама в 18:00, выживших нет . [ 52 ]
- АЕ713 Т; разбился в Хернбруге в 17:53 , выживших нет [ 52 ]
- АДЖ478 А; бросили в 12 милях (20 км) от побережья Голландии, один убит, трое военнопленных [ 52 ]
- АЕ956 Н; потерян в море, выживших нет [ 52 ]
- АЕ798 Д; потерян в море, выживших нет [ 52 ]
- Вопрос Куини; повернул назад, экипаж выжил [ 52 ]
107-я эскадрилья
[ редактировать ]- Бостон IIIA × 6 [ 53 ]
Родео 212
[ редактировать ]- Тринадцать истребительных эскадрилий 11-й группы совершили диверсию во Флиссинген (Флашинг) на острове Валхерен , в 78 милях (126 км) к юго-западу от Амстердама. [ 54 ]
Целевая поддержка
[ редактировать ]- 122-я эскадрилья (5 × Spitfire Mk IX) [ 55 ]
- № 453-й эскадрильи RAAF (11 × Spitfire Mk IX) [ 55 ]
Близкий эскорт
[ редактировать ]- 118-я эскадрилья (12 × Spitfire Mk V) [ 55 ]
- 167-я эскадрилья (8 × Spitfire Mk Vb, 4 × Spitfire Vc) [ 55 ]
- 504-я эскадрилья (графство Ноттингем) (3 × Spitfire Mk Vb, 9 × Spitfire MkVc) [ 55 ]
Задняя крышка
[ редактировать ]- 302-я (польская) эскадрилья (7 × Spitfire Mk V) [ 55 ]
- 306-я (польская) эскадрилья (12 × Spitfire Mk V) [ 55 ]
- 308-я (польская) эскадрилья (11 × Spitfire Mk V) [ 55 ]
- 613-я эскадрилья (Сити Манчестер) (8 × Mustang Mk I) [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Первые «Бостоны» на вооружении Королевских ВВС были куплены в США в 1940 году, но Mark IIIA был предоставлен по ленд-лизу . [ 18 ]
- ↑ Пилоты были изгнанными норвежцами из Свободных норвежских сил, летавшими в составе Королевских ВВС. [ 19 ]
- ↑ 464-я эскадрилья входила в состав Королевских ВВС Австралии , сформированной в Великобритании из экипажей со всех концов Содружества. Около трети личного состава на момент формирования составляли австралийцы. [ 20 ]
- ↑ Командующий 2-й группы вице-маршал авиации Бэзил Эмбри назвал Ventura «... совершенно плохим, медленным, тяжелым, неманёвренным и не имеющим хорошего защитного вооружения»; экипажи называли их «Летающие свиньи». [ 21 ]
- ^ 107-я эскадрилья (Boston IIIA) базировалась на авиабазе RAF Great Massingham ; из контингента тылового прикрытия, 613-я эскадрилья базировалась на базе Королевских ВВС Веллингор в Линкольншире, 302-я (польская) эскадрилья на базе Королевских ВВС Киртон в Линдси в Линкольншире, 306-я (польская) эскадрилья на базе Королевских ВВС Хаттон-Крансуик в Восточном Йоркшире, 308-я (польская) эскадрилья в Королевских ВВС Черч Фентон Северный Йоркшир. Из подразделений ближнего сопровождения 118-я эскадрилья базировалась на базе RAF Coltishall, 167-я эскадрилья — на RAF Ludham Norfolk и 504-я эскадрилья — на RAF Churchstanton . Эскадрильи целевой поддержки (122 и 453) базировались в Королевских ВВС Хорнчерч . [ 31 ]
- ↑ В 1942 году в Школе командиров истребителей несколько опытных командиров разработали маневр уклонения для «Бостонов» на малой высоте. Командир эскадрильи Пелли-Фрай разработал горизонтальный штопор, позволяющий избежать риска вылета в море. В стандартной победе над тремя «Бостонами» лидер двигался в морскую свинью (поднимался и опускался), в то время как «Бостон» слева и справа летал горизонтальным штопором. При наличии подготовки и правильного выбора времени пилоты «Виктория», боксов и эскадрилий могли использовать этот маневр. В одном из тестов «Спитфайры» потратили 32 минуты, пытаясь перехватить «Бостон», но потерпели неудачу. По окончании ежемесячных курсов истребительного лидера бостонская эскадрилья вылетела в Королевские ВВС Чарми Даун в Сомерсете для обучения навыкам сопровождения, перехвата и уклонения, при этом 24 «Спитфайра» в качестве сопровождения и двенадцать в качестве нападающих тренировались над Бристольским каналом , после чего проводилось групповое обсуждение. [ 33 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бауген 2016 , с. 66.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , стр. 37–38.
- ^ Холмс 2010 , стр. 62–64.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , стр. 39–40.
- ^ Бауген 2016 , стр. 66, 71.
- ^ Бауген 2017 , стр. 96–97.
- ^ Джексон 1974 , с. 136.
- ^ Мюррей 1989 , с. 128.
- ^ Ричардс 1974 , с. 383.
- ^ Бойер 1979 , стр. 15–17.
- ^ Ричардс 1974 , стр. 383–384.
- ^ Бауген 2018 , стр. 227–228; Ричардс 1974 , стр. 383–384.
- ^ Мюррей 1989 , стр. 130–131, 134.
- ^ Jump up to: а б с Хинсли 1994 , стр. 177–178.
- ^ Jump up to: а б Хинсли 1994 , с. 178.
- ^ Арк 2001 , с. 574.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бойер 1979 , с. 308.
- ^ Бэйли 2013 , стр. 132–139.
- ^ О'Тул, Дерри и Робинсон, 2014 г. , Глава 8: Иностранные операторы.
- ^ Херингтон 1954 , с. 452.
- ^ Шорс и Томас 2004 , с. 17.
- ^ Боуман 2005 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Трент 2019 .
- ^ Томпсон 1956 , с. 143.
- ^ Боуман 2005 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с д и Бойер 1979 , с. 309.
- ^ Картер 2002 , с. 92.
- ^ Томпсон 1956 , с. 143; Бойер 1979 , с. 309.
- ^ Бойер 1979 , с. 230.
- ^ Бойер 1979 , стр. 309–311.
- ^ Jump up to: а б Бойер 1979 , стр. 310–311.
- ^ Бойер 1979 , стр. 309–312.
- ^ Бойер 1979 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1956 , с. 144.
- ^ Боуман 2005 , с. 176.
- ^ Прин и Родейке 1993 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б Прин, Родейке и Стеммер 1998 , с. 572.
- ^ Бойер 1979 , стр. 310, 312.
- ^ Jump up to: а б с Бойер 1979 , с. 312.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1956 , с. 146.
- ^ Томпсон 1956 , стр. 146–147.
- ^ Прин и Родейке 1993 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б с д и Бойер 1979 , с. 314.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон 1956 , с. 145.
- ^ Прин и Родейке 1993 , стр. 300, 599.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , с. 500.
- ^ Шорс и Томас 2004 , стр. 12, 16–17.
- ^ Бойер 1979 , стр. 353–354.
- ^ Томпсон 1956 , стр. 147–148.
- ^ «№37486» . Лондонская газета (Приложение). 1 марта 1946 г. с. 1179.
- ^ «Лондонская газета» (PDF) . 5 марта 1946 года . Проверено 11 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бойер 1979 , стр. 505–506.
- ^ Бойер 1979 , стр. 308–309, 506.
- ^ Бойер 1979 , с. 310.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бойер 1979 , с. 506.
Библиография
[ редактировать ]- Бейли, Гэвин Дж. (2013). Арсенал демократии: поставки самолетов и эволюция англо-американского союза, 1938–1942 гг . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4975-4 .
- Бауген, Г. (2016). Королевские ВВС в битве за Францию и битве за Британию: переоценка армии и воздушной политики 1938–1940 гг . Страуд: Fonthill Media. ISBN 978-1-78155-525-5 .
- Бауген, Г. (2017). Битва Фейри: переоценка карьеры в британских ВВС . Страуд: Fonthill Media. ISBN 978-1-78155-585-9 .
- Бауген, Г. (2018). Королевские ВВС в наступлении: возрождение тактической авиации 1940–1941 гг . Страуд: Fonthill Media. ISBN 978-1-52673-515-7 .
- Буг, Х.; Ран, В.; Штумпф, Р.; Вегнер, Б. (2001). Осерс, Э. (ред.). Глобальная война: расширение конфликта до мировой войны и смена инициативы 1941–1943 гг . Германия и Вторая мировая война . Том. VI. Перевод Осерса Э.; Браунджон, Дж .; Крэмптон, П.; Уиллмотт, Л. (перевод Clarendon Press, Оксфордское изд.). Потсдам: Militärgeschichtliches Forschungsamt (Научно-исследовательский институт военной истории). ISBN 0-19-822888-0 .
- Буг, Х. «Часть IV. Англо-американская стратегическая воздушная война над Европой и противовоздушная оборона Германии». В Boog et al. (2001) .
- Боуман, М.В. (2005). Злоумышленники Рейха: Рейды легких бомбардировщиков британских ВВС во Второй мировой войне (1-е изд.). Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 1-84415-333-9 .
- Бойер, MJF (1979) [1974]. 2 Группа RAF: Полная история 1936–1945 (2-е изд. Фабера в мягкой обложке). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-11460-1 .
- Колдуэлл, Дональд Л.; Мюллер, Ричард Р. (2007). Люфтваффе над Германией: Защита Рейха . Лондон: Гринхилл. ISBN 978-1-85367-712-0 .
- Картер, И. (2002). Истребительное командование 1939–45 . Хершам: Ян Аллан. ISBN 0-7110-2842-7 .
- Херингтон, Джон (1954). Воздушная война против Германии и Италии, 1939–1943 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг., 3 возд. Том. III (1-е изд.). Канберра, столичная территория Австралии: Австралийский военный мемориал. ОСЛК 3633363 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции (в сокращении) . История Второй мировой войны (2-е изд. ПБК. Изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Холмс, Робин (2010). Битва в Гельголандской бухте, 1939 год: Королевские ВВС и боевое крещение Люфтваффе . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-906502-56-0 .
- Джексон, Р. (1974). Воздушная война над Францией 1939–40 (1-е изд.). Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0510-5 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе: биографии и заявления о победах, GL . Том. II. Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-19-6 .
- Мюррей, Уильямсон (1989) [1983]. Стратегия поражения: Люфтваффе, 1933–1945 гг . База ВВС Максвелл, Эл: Издательство Air University Press. ISBN 978-0-933852-45-7 .
- О'Тул, Тони; Дерри, Мартин; Робинсон, Нил (2014). Хокер-Харрикейн и Морской ураган . Барнсли, Южный Йоркшир: Книги о ручке и мече. ISBN 978-147385-101-6 .
- Прин, Йохен; Родейке, Питер (1993). 1939 по 1945 год, Часть 1: 1939–1943 . Jagdgeschwader 1 и 11 — Операции по обороне Рейха с (на немецком языке) Том И. Евтин: Печать Струве. ISBN 978-3-923457-21-2 .
- Прин, Йохен; Родейке, Питер; Стеммер, Герхард (1998). und I./Jagdgeschwader 27 бою с Stab Messerschmitt Bf 109 в 1939–1945 гг. Евтин: Печать Струве. ISBN 978-3-923457-46-5 .
- Ричардс, Денис (1974) [1953]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба наперекор . История Второй мировой войны. Том. Я (пбк. переизд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771592-9 . Проверено 19 мая 2020 г. - через Hyperwar Foundation.
- Шорс, К.; Томас, К. (2004). 2-я тактическая воздушная армия: Спартанец в Нормандию с июня 1943 по июнь 1944 года . Том. И. Хершам: Классические публикации (Ян Аллан). ISBN 1-903223-40-7 .
- Томпсон, Х.Л. (1956). «Глава 6. Дневные налеты легких бомбардировщиков» . Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–1945 гг. Том. II (онлайн-ред.). Веллингтон, Новая Зеландия: Отделение исторических публикаций. стр. 143–148. OCLC 846897274 . Проверено 18 мая 2020 г. - из коллекции электронных текстов Новой Зеландии.
- «Трент Леонард» . Вспоминают летные экипажи . 2019 . Проверено 15 мая 2020 г.
- «Верность до конца». Журнал Pacific Wings . Крайстчерч, Новая Зеландия: Новозеландские крылья. Январь 2001 г. ISSN 1174-8052 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эшворт, Крис (1995). Бомбардировочное командование Королевских ВВС 1936–1968 гг . Сомерсет: Хейнс. ISBN 1-85260-308-9 .
- Чинк, Дж. Б. (1998). Польские ВВС в войне: официальная история 1939–1943 гг . Том. И. Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера. ISBN 0-7643-0559-Х . LCCN 97-81029 .
- Клеманн, Хейн AM; Кудряшов, Сергей (2013). Оккупированные экономики: экономическая история оккупированной нацистами Европы, 1939–1945 (электронная книга). Лондон: Берг. ISBN 978-0-85785-061-4 .
- Мейнард, Джон (1996). Беннетт и Следопыты . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-258-8 .
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Западноевропейском театре военных действий.
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- История Королевских ВВС во время Второй мировой войны
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Новой Зеландии
- Конфликты 1943 года
- События мая 1943 года в Европе